Сделай Сам Свою Работу на 5

Система очистки сточных вод





1.Решетка для механической очистки сточных вод (просветы в решетке 2 – 3см).

2. Песколовка (огромная емкость, в которой вода движется со скоростью 0,3 метра в секунду, осаждающийся на дно песок периодически убирают).

3. Отстойник глубиной 2м, где вода, практически не двигаясь, находится около 2 часов. На дно оседают мельчайшие частицы. Сверху удаляют всплывшие пятна – жиры и нефтепродукты.

4. Аэротенки – специальные камеры, в которые подаётся сжатый воздух. Он вызывает бурное перемешивание воды. Вся органика переходит в хлопья ила, затем эта смесь поступает в огромный резервуар. Здесь хлопья оседают на дно в виде частиц.

5. Добавление в воду хлорки с целью обеззараживания.

Можно ли исключить из данной системы хоть один элемент? Какие последствия это может иметь?

Коллективное размышление.

Учащиеся приводят примеры систем в природе и жизни человека, выделяют признаки каждой системы.

Можно ли природу определить как систему? (Есть компоненты, взаимодействующие между собой, выполняющие каждый свою функцию, природа обладает целостностью, единством, нет ничего лишнего, природа обладает новым качеством, отсутствующим у её компонентов).



В чем проявляется это новое качество?

- Природа обладает новым свойством – она живая.

Каковы особенности природы как системы?

- Это открытая система, т.к. в неё постоянно поступает энергия (солнечная и земных недр). Природа прошла длительный путь развития, формировалась постепенно, менялась и продолжает меняться сейчас. Природа – развивающаяся и саморегулирующаяся система.

Практическая часть.

Наблюдение за растением, которое учитель накануне посадил или за два дня вытащил из почвы и оставил без воды.

Выводы: нарушена целостность системы, которая обеспечивает жизнь растению.

Наблюдение: растительная клетка под микроскопом.

Цель. Дать представление о растительной клетке как о сложной системе, в которой каждый компонент несет определенную функцию и все компоненты связаны между собой.

Оборудование. Микроскопы, предметные стекла, срез листа растения.

Практическое задание. Понаблюдать за растительной клеткой, выделить её структурные части и сделать вывод о ней как о системе взаимодействующих компонентов. Зарисовать растительную клетку. Сделать выводы.



Коллективное размышление. Цепочки питания в экосистемах.

Естественные экосистемы: Озеро, река, залив, море, океан.

Познакомьтесь с таблицей: Значение для различных рыб тех или иных органов чувств при отыскании пищи

Название рыбы Зрение Боковая линия Обоняние Усы Губы Рот
Щука (питается днем) +++ + +
Окунь +++ + + + ++
Форель (питается днем) +++ + + ++ ++
Голавль +++ + ++ + ++
Язь +++ + ++ ++ ++
Лещ (питается чаще ночью) ++ ++ ++ ++
Жерех (питается днем) +++ + + ++
Судак (питается чаще ночью) +++ + + + ++
Сазан ++ ++ + ++ ++
Сом (питается чаще ночью) ++ + +++ + ++ ++
Угорь ++ + +++ ++ ++
Налим (питается чаще ночью) ++ + ++ + ++ ++

Условные обозначения:

+++ основной орган, участвующий в отыскании пищи;

++ орган, всегда участвующий в отыскании пищи;

+ орган, иногда участвующий в отыскании пищи;

0 орган отсутствующий или не участвующий в отыскании пищи

Справка: Боковая линия – это канал, который тянется вдоль туловища рыбы от головы до хвоста. Боковая линия помогает рабам определять силу и направление течения, малейшие колебания воды, чувствовать движение соседа в стае, волнение на поверхности.

Для справок: Рыб по характеру питания можно разделить на 4 группы:

· рыбы, поедающие мелкие микроорганизмы на дне или вблизи его;

· рыбы, поедающие те организмы, которые обитают во взвешенном состоянии в толще воды;



· смешанное питание (кормятся как рыбы первой и второй группы);

· хищники.

Докажите, пользуясь таблицей:

1. Есть ли среди вышеперечисленных рыб хищники?

2. Есть ли среди вышеперечисленных рыб мирные рыбы?

3.Может ли повлиять дождь на питание данных рыб? Если да, то на питание каких рыб он повлияет? Какие рыбы могут полноценно кормиться в торфяных карьерах, в реках с каменистым дном, в озерах с илистым дном?

4.Какая пища (приманка) может заинтересовать данных рыб: черви, пиявки, рак и его мясо, ракушки, лягушки, слизняки, мясо, шпик, сыр, кровь животных, личинки насекомых, живцы, опарыш, хлеб, жуки, муравьи, бабочки, гусеницы, зерна, морковь, лесные ягоды? Составьте и заполните таблицу: «Питание рыб»

Практическая работа. Создание искусственных экосистем.

Цель. Показать учащимся жизнеспособность автономной искусственно созданной экосистемы.

1. Аквариум. Что для этого нужно? Компоненты для жизнеобеспечения рыбок: освещение, кислород, определенная температура, чистота воды, пища. Какие виды рыбок можно поместить в один аквариум? Какой пищей мы их будем кормить?

Экосистема «растение – почва».

Оборудование. Закрывающаяся герметично прозрачная емкость (банка), почва, черенки комнатных растений с корешками, желательно 2 – 3 дождевых червя.

Этапы создания: Укладывание в банку почвы с червями. Посадка растений. Полив. Укупоривание емкости (пластиковой банки, бутылки). Установка емкости на свет, на определенное место.

Наблюдение: Особое внимание обратить на экосистему в следующие 2 – 3 дня: если избыточная влага оседает на стенках банки в виде капель, надо приоткрыть крышку, чтобы избыток влаги испарился. Желающие могут сделать дома при участии взрослых такую же экосистему и наблюдать за ней самостоятельно.

Домашнее задание.

· За какой системой в природе мы можем понаблюдать? Выбрать дома два одинаковых растения, одно из растений поливать очень редко, а за другим ухаживать как обычно. Сравнить результаты наблюдений.

· Составить структурную схему системы «Школа».

· Придумать пример системы «растение – животное».

· Прочитайте басню И.А.Крылова «Лист и корни» и найдите в ней противоречия современным научным знаниям.

· Понаблюдать за жизнью в аквариуме и определить, чем искусственная и природная экосистемы похожи и в чем их различие.

· Подумайте, какую ещё искусственную экосистему можно создать в домашних условиях. Какие компоненты должны входить в систему, чтобы обеспечить её жизнедеятельность?

 

Тема 9. Мир растений.

Коллективное размышление: Как бы вы описали природу Земли своему другу – инопланетянину? На чем бы вы заострили внимание? Каких цветов больше всего в природе Земли? (голубой, зеленый) Откуда берутся эти цвета? Дома вы наблюдали за растениями. Что вы видели? Рассказ о хлорофилле и крахмале, которые образуются в растениях на свету. Как можно доказать присутствие хлорофилла (зеленого пигмента) и крахмала в растениях? Опытами.

Оборудование. Два растения (одно выдержанное в темноте, другое – на свету). Штатив, спиртовка, колба, пробирка, вода, ацетон или спирт, пипетка, йод.

Демонстрационный опыт с хлорофиллом. Удалим хлорофилл из растений: 5 минут лист растения кипятить, затем опустить в колбу со спиртом или ацетоном. Жидкость окрасится в зеленый цвет, а лист обесцветится. Хлорофилл перешел в спирт. Сейчас мы проверим, одно это вещество или смесь. Берем кусочек фильтровальной бумаги. Положим её на стекло или на кафельную плитку и в середину нанесем из пипетки каплю раствора хлорофилла. Подождем, пока пятно расплывется, и в середину капнем каплю спирта для чистки окон. Когда капля впитается, капнем следующую; и так несколько раз. Пятно будет становится все больше и больше, и на нем четко заметны два разноцветных кольца: одно желтовато – зеленое, другое – серо – зеленое. Это две разновидности хлорофилла, обе были в листьях, а теперь разделились на бумаге благодаря тому, что по–разному растворяются в спирте.

Если рассматривать растения городские, растущие вблизи дорог, предприятий, то можно заметить, что они более низкорослые, чем их лесные братья. Дело в том, что от промышленных выбросов особенно страдает основной жизненный процесс растений, создающий органическое вещество, - фотосинтез. Устьица листьев часто бывают закупорены пылевыми и дымовыми частицами, что затрудняет газообмен. В клетках зеленых растений мало основных «рабочих единиц» - хлоропластов. Сам процесс фотосинтеза нарушается и сильно тормозится. Часто листья бледнеют вследствие частичного разрушения хлорофилла.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.