ИЗЛОЖЕНИЕ СУТИ ИНИЦИАТИВЫ
Из опыта работы школы-лаборатории
Санкт-Петербург
Печатается по решению Редакционно-издательского совета СПбАППО
А в т о р ы: Алушина Л.Т., Васильева М.Ю., Гасникова Т.О.,
Григорьева И.В., Курицына О.В., Мельникова Л.И.,
Ни циевская С.Е., Платонова С.М.
П о д о б щ е й р е д а к ц и е й Платоновой С. М., канд. пед. наук, доцента кафедры теории и методики обучения и воспитания ЛГУ им. А.С. Пушкина
Р е ц е н з е н т ы:
доктор педагогических наук, профессор С.Г. Вершловский;
доктор психологических наук, профессор В.Л. Ситников.
Подходы к развитию мышления младших школьников: из опыта работы школы-лаборатории /Под ред. С.М. Платоновой. – СПб.: СПбАППО, 2007 – 126 с.
Книга адресована работникам школ, интересующимся проблемой развития у школьников умения учиться, наблюдать, исследовать и анализировать явления жизни и своё собственное поведение, быть мыслителями. Её авторами являются педагоги общеобразовательной средней школы №347 с углублённым изучением иностранного языка Невского административного района Санкт-Петербурга. Школа является школой-лабораторией и стремится поделиться своими первыми наработками по теме исследования «Развитие творческого мышления учащихся в образовательном пространстве школы».
Предлагаемый материал может быть полезен, прежде всего, социальным педагогам, школьным психологам, классным руководителям, воспитателям групп продлённого дня и учителям начальных классов, так как содержит образовательные программы и материал, который можно использовать для коррекции развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
С.М. Платонова, Л.Т. Алушина Концептуальные основы экспериментальной работы школы №347 Невского района Санкт-Петербурга по теме
«Развитие творческого мышления учащихся
в образовательном пространстве школы»………………………………..….с.4
Курицына О.В., Васильева М.Ю. Образовательная программа для учащихся
2 класса «Этика чувств». ……………………………………………………. 22
Мельникова Л.И. Образовательная программа для учащихся 4 класса «Я – исследователь»…………………………………………………………………….40
Григорьева И.В. Развитие исследовательского мышления четвероклассников на базовых уроках………………………………………………………………76
Нициевская С.Е. Преподавание ТРИЗ и использование его приёмов на уроках природоведения, географии и ОБЖ……………………………………………79
Гасникова Т.О. Коррекционно-развивающая программа для учащихся 1-2 класса «Круги внимания» с приложениями…………………………………..90
Приложение 1. Игры для развития внимания…………………………….103
Приложение 2. Игры и упражнения на развитие
произвольного внимания…………………………………109
Приложение 3. Игры, направленные на развитие
произвольной памяти……………………………………..115
Приложение 4. Игры на развитие общей произвольности……………….117
Концептуальные основы
Экспериментальной работы по теме
«Развитие творческого мышления учащихся
В образовательном пространстве школы»
Платонова Светлана Михайловна,
научный руководитель экспериментальной работы;
Алушина Любовь Тариеловна,
Зам. директора школы по эксперментальной работе
АКТУАЛЬНОСТЬ
Психологами зафиксировано явление снижения темпов развития современных детей, в том числе интеллектуального, вследствие влияния информационной среды, снижения активности ребёнка в различных видах деятельности (игровой, трудовой, в общении и т.д.). Значимой причиной является воздействие готового образного ряда, предлагаемого ребёнком СМИ, которое приводит к снижению воссоздающего и творческого воображения, рассогласованию работы полушарий головного мозга, поверхностности восприятия информации и т.д. Проведенный нами анализ возрастной динамики различных типов мышления учащихся убеждает в отсутствии условий для развития мышления ребёнка в современной школе, в наличии большого количества проблем: привязанность к сложившимся стереотипам, воспроизводство готовых схем, почти полное непонимание условности, конкретный характер мышления, несформированность анализа и синтеза и т.д. Таким образом, перед школой стоит задача качественного обновления организации учебного процесса, его отчетливой и последовательной ориентации на развитие продуктивного мышления учащихся.
Современная психология рассматривает мышление как высшую подлинно человеческую способность. «Мышление – неразрывно связанный с речью процесс самостоятельного искания и открытия существенно нового, т.е. опосредованного и обобщённого отражения действительности в ходе её а нализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за её пределы» (А.В. Брушлинский).К настоящему времени создано большое количество рекомендаций по развитию различных типов мышления, но существуют они на уровне научных работ, которые в абсолютном большинстве остаются в пользовании специалистов-психологов. Мы исходим из того, что сейчас школа может и должна взять на себя часть ответственности за развитие интеллектуальных способностей детей, в частности, за развитие мышления.
Уровень, характер, способы мышления можно рассматривать как качественную ключевую характеристику развития личности. Мышление выполняет функции понимания, анализа, решения проблем и задач, является базовым процессом для познавательной деятельности, условием эффективности обучения. В то же время мышление формируется и развивается в учебно-познавательной деятельности. Это делает актуальным научную задачу поиска эффективных путей развития мышления в образовательном процессе.
Факторами, подтверждающими значимость инициативы школы для развития системы образования в Санкт-Петербурге, являются:
- неразработанность практических механизмов перестройки и функционирования образовательных систем развивающего типа в соответствии с процессами реформации системы образования в России, Государственной программой развития образования;
- распространенность в школьной практике установки на механические упражнения, на заучивание, на фрагментарное изучение материала, формирование привычек действовать вслепую, оперировать элементами и частями, не видя целого и т.д.;
- включение России в глобальное информационное пространство и компьютеризация отечественной системы образования в процессах ее модернизации порождают озабоченность обеднением духовно-эмоциональной сферы ребенка; это обстоятельство ставит перед школой задачу активного утверждения гуманитарного смысла знания, применения инновационных педагогических технологий, обеспечивающих полноценное и гармоничное развитие интеллектуально-чувственных способностей детей, становление отчетливых критериев ценностного отношения к миру;
- потребность развивающегося демократического общества и рыночной экономики в личности креативного типа, динамичной, способной к самостоятельному мышлению и свободному выбору собственного места в системе общественного производства;
- перегруженность учебного процесса в школе и слабая межпредметная координация, которые приводят к снижению качества знаний учащихся, порождают симптомы познавательно-творческой пассивности учащихся, ведут к снижению интереса к учебной деятельности;
- поиск школами города путей реализации компетентностного подхода в обучении, обеспечивающего функциональную готовность выпускников к самостоятельной деятельности в различных сферах, в том числе, в сфере познания.
ИЗЛОЖЕНИЕ СУТИ ИНИЦИАТИВЫ
Значимость мышления являлась первостепенной в контексте рационально-научной парадигмы, признающей ценность истины, единственно верного знания, научно-технического прогресса и приведшей к забвению религии, культуры, нравственности. Неокультуренное знание может вести ко злу. Сегодня на смену рационально-научной приходит культурологическая парадигма, признающая множественность истин, ценность диалога, значимость культуры различных этносов и народов.
Нам представляется перспективным осмысление культурологической парадигмы, но не через отрицание науки и мышления, а через реализацию дихотомического подхода, интегрирующего кажущиеся взаимоисключающими позиции. Поиск взаимосвязей между категориями “культура” и ”мышление” показал, что мышление можно рассматривать как способ мировосприятия, матрицу для анализа явлений бытия, которая имеет культурно-историческую основу, связана с возрастными особенностями учащихся. Сутью нашей педагогической инициативы является разработка и апробация поэтапного, ориентированного на возрастные особенности учащихся образовательного процесса. Этот процесс должен воспроизводить историю развития мышления и мировосприятия человека и человечества, обеспечивать погружение ребёнка в культуру исторических эпох, частью которой являлось отображение мира в сознании человека и в его творчестве, и создавать условия для целостного развития мышления учащихся. Мы исходим из идеи интеграции компонентов образовательного процесса на способе познания учащихся, имеющем культурно-историческую основу.
ЦЕЛИ
Цель экспериментальной работы:
создание условий для развития личности, обладающей культурой креативного, творческого мышления, путем конструирования целостного образовательного процесса культуротворческого типа, имеющего своей задачей воссоздать в сознании ребенка непротиворечивый и целостный образ мира. Эта цель требует междисциплинарной интеграции, ориентированной на особенности возрастного развития детей.
Образовательные задачи:
Ø развитие когнитивных способностей учащихся в контексте формирования культуры познания, культуры умственного труда, способности к самостоятельному получению, пониманию, интерпретации и практическому применению знаний;
Ø овладение учащимися различными видами творческого мышления: образным, рефлексивным, понятийным, логическим, исследовательским, проблемным, диалоговым, критическим, конвергентным, дивергентным;
Ø актуализация познавательной активности, устойчивых познавательных интересов в процессах развития способностей к диалоговому общению, сотрудничеству, сотворчеству.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|