|
Л е к с и ч е с к и е с р е д с т в а о п и с а н и я т е к с т а
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕКСТА
|
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА
|
Т е м а т е к с т а
|
- В тексте говорится о…
- Автор текста рассказывает…
- Текст представляет собой описание, изложение…
- Темой данного текста является…
- Текст посвящен теме, вопросу…
|
П р о б л е м а т е к с т а
|
- В тексте автор затрагивает (ставит, освещает) следующие проблемы…
- Автор текста останавливается на следующих проблемах…
- Автор касается следующих проблем
(вопросов, фактов)…
- Сущность проблемы заключается (состоит) в …
- В начале текста автор дает обоснование актуальности темы (проблемы, вопроса, идеи)…
- В тексте рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для…
- Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что…
- Тема текста представляет большой интерес…
|
С т р у к т у р а т е к с т а
|
- Текст делится на (состоит из), заканчивается…
|
А р г у м е н т а ц и я
|
- Автор приводит пример (факты, данные)…
- Автор ссылается на…
- Автор аргументирует свою точку зрения с помощью…
- Автор подкрепляет свои размышления…
- В тексте приводится (дается)…
|
О б о б щ е н и е, в ы в о д
|
- Автор приводит (подводит) нас к выводу (заключению)…
- Автор делает вывод (говорит, утверждает)…
- Вместе с автором мы приходим к выводу…
|
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
|
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА
|
И з л о ж е н и е и н ф о р м а ц и и
| - Автор говорит, анализирует, характеризует, раскрывает (сущность, суть), описывает, выдвигает, останавливается, на, касается, отмечает, подчеркивает, утверждает, доказывает…
- Автор считает, полагает, придерживается точки зрения,
отстаивает точку зрения, разделяет точку зрения…
- Автор сравнивает, сопоставляет, противопоставляет…
- Автор соглашается (согласен), возражает, опровергает, полемизирует, критикует, выдвигает возражения (аргументы, доказательства)…
- Автор ссылается, опирается, исходит, иллюстрирует, приводит пример, цитирует, обосновывает, имеет в виду. Видит причину этого в том, что…
- Для того чтобы повлиять на убеждения читателей, автор использует особый стиль (разговорный, научный, официальный, художественный,
публицистический), особую композицию и специально подобранные изобразительно-выразительные средства ;
- Для того чтобы привлечь внимание молодого поколения к исследуемой проблеме…
- Чтобы поддержать интерес к предмету разговора, автор использует некоторые изобразительно-выразительные средства языка, помогающие воздействовать не только на разум, но и на чувства читателя …
|
О б о б щ е н и е
|
- Сущность проблемы сводится к тому, чтобы…
- Основная (главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том, чтобы…
- Важно отметить…
- Необходимо подчеркнуть…
- Особо следует выделить (следующие положения)
- В заключение следует сказать (отметить, подчеркнуть, остановиться)…
|
О ц е н к а
|
- Основная (главная) ценность содержания текста (состоит. заключается) в…
- Автор данного текста предстает перед нами…
- Яркая образная речь текста отражает личную позицию автора.
- Заслуга автора состоит (заключается) в том. Что…
- Личная позиция автора…
- Нельзя (не) согласиться с…
- Вызывают возражения (сомнения)…
- Оценивая текст в целом…
- Проблема, поднятая автором, имеет…
- Таким образом, анализируемый текст…
- Реализация авторского замысла достигнута.
- Безусловной заслугой автора является…
- Проблема текста, бесспорно, вызывает интерес…
- В тексте приводится аргументация…
|
В ы в о д ы
|
- Особо хочется выделить…
- Необходимо остановиться на…
- Постараемся теперь объяснить…
- Далее подчеркнем…
- Как было сказано…
- Совершенно справедливо…
- Представляется, что данный текст имеет важное значение для…
- Автор сумел увидеть …
|
При написании сочинения можно воспользоваться подобной памяткой.
1.Рассмотреть предложенный материал с точки зрения современной жизни;
|
- назвать проблемы, остро стоящие перед современным обществом и отдельным человеком;
- описать реальную жизненную ситуацию;
|
2. Оценить актуальность темы, проблемы;
|
- показать место темы и проблемы среди тематики и проблематики, которые затрагиваются в современном искусстве, в том числе
и в литературе;
|
3. Выдержать основные структурные элементы письменной работы:
|
- указать фамилию автора предложенного текста;
- уделить значимое место изложению содержания, но не
пересказу, а к о н ц е п т у -
а л ь н о м у а н а л и з у, из которого станут понятными основные идейные линии текста;
- обязательно отметить интересные необычные моменты (нетрадиционную манеру изложения, какие-то аспекты стиля и т.д.), т.е. следует прежде всего остановиться на анализе самых существенных элементов предложенного текста вне зависимости от вашего отношения к ним;
- приступить к субъективной оценке текста, составляющей основную часть сочинения, можно только после объективного анализа.
- субъективный взгляд может быть сколь угодно спорным. Но он должен базироваться на понимании сущностных моментов текста.
|
- собственно рассуждение;
- рассуждение- доказательство;
- рассуждение-подтверждение;
- рассуждение- обоснование;
- рассуждение-объяснение.
Над всеми этими вариантами рассуждения (подтипами речи) нужно работать отдельно. Примеры подобных подтипов речи есть среди произведений, названных в списке выше.
Чтобы грамотно оформить текст- рассуждение, включающий аргументы, можно воспользоваться языковыми средствами, представленными в таблице.
С р е д с т в а о ф о р м л е н и я р а с с у ж д е н и я
ВИДЫ РАССУЖДЕНИЯ
|
СОЮЗЫ
|
ВВОДНЫЕ СЛОВА, НАРЕЧИЯ
|
ЯЗЫКОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ
|
С о б с т в е н н о
р а с с у ж д е н и е
|
если, так как,
вследствие чего,
так что, в связи с чем
|
таким образом,
следовательно,
итак, поэтому
|
из этого следует, что…; это позволяет предположить, что…; отсюда заключаем, что…
|
Д о к а з а т е л ь с т в о
|
так как, если,
так что
|
потому, отсюда, откуда
|
предположим, что…; допустим, что…; отсюда следует…
|
П о д т в е р ж д е н и е
|
ибо, потому что,
поскольку
|
например,
к примеру
|
это подтверждается тем, что…;
доказательством служит…; об этом свидетельствует…
|
О б о с н о в а н и е
|
чтобы, в связи с тем, что…; в связи с чем…; для того чтобы
|
поэтому
|
это связано с…;
это обусловлено тем, что…; нуждается в обосновании…
|
О б ъ я с н е н и е
|
так как, поскольку,
потому что
|
| это объясняется тем, что…; это зависит от…;
это связано с тем, что…; является следствием того, что…
|
Г Р А М М А Т И Ч Е С К И Е О Ш И Б К И
ВИД ОШИБКИ
|
ПРИМЕРЫ
|
Ошибка в образовании слова
| «Рано списывать книгу по беспригодности».
«Автор выступает против подданнического поведения».
«Это было время негласности».
«Взятничество», « подскользнуться», «заместо», «впоймал».
|
Ошибочное образование
формы существительного
| «…является кладезью знаний»;
«крема», «троп» (вместо тропов),
«турков»; «павших солдатов».
|
Ошибочное образование
формы прилагательного
| «Это делает жизнь проще, а также наиболее комфортной».
«У людей появились занятия более увлеченнее, чем чтение книг».
«Хужее»; «более лучше»;
«самый прекраснейший»
|
Ошибочное образование формы
числительного
| «Это мнение двух мужчин».
«В тысячу девятьсотом году»;
«двоих девушек»
|
Ошибочное образование
формы местоимения
| «Нашим родителям читали книги ихние родители».
«Кое-которые из людей так считают».
«В обоих книгах», «кое в каких», «всяко».
|
Ошибочное образование
формы глагола
| «Так считают многие выдающие люди».
«Страшно попасть под едящую машину».
«Рассказуется», « воспитует», «стрельнул»; «пошли» (вместо пойдемте); «чисть», «убираюсь» (вместо убираю).
|
Нарушение согласования
|
«Я не согласен с точкой зрения автора, излагавшуюся в тексте»
|
Нарушение управления
| «..мало информации получаю с книги и смотрю в компьютер»;
«Вместо книги предпочитают более современные искусства».
«Автор показывает, что происходит благодаря машин, сравнивая это с чудом».
«Смеются с него»; «согласно мнения автора»; «благодаря скорочтения».
|
Нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
|
«Я с моей семьей отмечаем праздники».
«Много поколений читало эти книги».
|
Нарушение способа
выражения сказуемого
|
«Люди становятся злые».
«Он умный, талантливый и удачлив».
|
Ошибки в построении предложения
с однородными членами
|
«Мы любим и гордимся своей Родиной». «Эта книга научила меня смелости, мужеству и помнить павших».
|
Ошибки в построении предложения
с причастным оборотом
|
«Написанная книга великим писателем производит большое впечатление»
|
Ошибки в построении предложения
с деепричастным оборотом
|
«Глядя на книжную, полку, на тебя нахлынут воспоминания».
«Написав об этом, передо мной встают
страницы книги».
|
Смешение прямой и косвенной речи
|
«Автор говорит нам, что я очень люблю
природу родного края».
|
Нарушение границ предложения
|
«В своем рассуждении автор широко использует художественно-выразительные средства. Такие, как ряды однородных членов».
«А также противопоставление и сравнение. Где автор книгой восхищается как лучшим другом».
«Я с этим не согласен. Так как мой
личный опыт показывает другое».
|
Ошибки в построении сложноподчиненного «Книга – верный друг человека, которая
предложения нуждается в читателе»!
Р Е Ч Е В Ы Е О Ш И Б К И
ВИД ОШИБКИ
| ПРИМЕРЫ
|
Употребление слова в несвойственном
ему значении
|
«В те времена начала развиваться рукопись».
« Взгляды автора неадекватны тексту».
|
Неразличение оттенков значения,
вносимых в слово приставкой или
суффиксом
|
«Современная цивилизация постепенно приходит к компьютеризации и мобилизации».
«В ответ он сделал удивительное лицо».
«Книжки, журналы, газеты, они завлекают».
«Текст завлекает нас описанием природы».
|
Неразличение синонимов
|
«Я считаю, что книги надо и нужно читать».
«В кратких словах он описал ситуацию».
|
Употребление слов
различной стилевой окраски
|
«Ты, глотая слово за словом, перелистываешь пожелтевшие от времени, слегка грубые страницы»...
«На праздник устраивали разные
мероприятия».
|
Неуместное употребление
эмоционально-окрашенных слов
|
«И так из поколения в поколение жила книга – ведь это здорово»!!!
«В его словах была огромная силища»
|
Неоправданное употребление
просторечных слов
|
«Я нередко сам становлюсь свидетелем похабного отношения к книгам».
«Они похожи тютелька в тютельку».
«Если будешь бояться, тебя просто сожрут».
|
Нарушение лексической
сочетаемости
|
«Автор помогает понять общественный мир».
«Автор показывает невежество к книгам».
«Не играет значения, что он думал при этом»
|
Употребление лишних слов
(плеоназм)
|
«Я лично сама так не думаю».
«Автор выразил всю ту ненависть к войне».
|
Неоправданное употребление
однокоренных слов
|
«Книга, написанная писателем много лет назад, до сих пор волнует читателей».
«В наше современное время…»
|
Неоправданное повторение слов
|
«Автор использует характерные для публицистического стиля средства выразительности, выражает свою позицию открыто, эмоционально. Для более яркого выражения своих чувств и воздействия на читателя автор использует ряды однородных членов».
«Автор использует много выразительных
средств. Вспомним эпитеты и метафоры,
которые использует автор в тексте».
|
Однообразие синтаксических
конструкций.
|
«В тексте есть риторические вопросы. Также в тексте есть и восклицания».
|
Нарушение правил употребления видовременных форм глагола.
|
«Он искал ответ и находит его в жизни»
«Д.Гранин вспоминает об отце, и его охватила нежность»
|
Отсутствие связи между
предложениями
|
« В тексте рассказывается о природе. Автор использует различные художественные средства».
|
В сочинении-рассуждении вы должны:
- четко определить тему (проблему) предлагаемого текста;
- показать актуальность темы (проблемы), ее злободневность;
- понять и полно отразить основные мысли предложенного текста;
- указать авторскую позицию в исходном тексте;
- сделать общую обоснованную оценку предложенного текста;
- выразить и аргументировать личностную позицию;
- соблюсти последовательность изложения;
- отразить богатство своей речи (по мере необходимости использовать изобразительно-выразительные и эмоционально-экспрессивные возможности языка);
- продемонстрировать безупречную грамотность.
Чтобы работа получилась логически стройной, необходимо тщательно продумать первые предложения, в которых вы формулируете проблему. Помните, что автором может быть поставлено сразу несколько проблем, но одна из них является центральной, поэтому она должна стать лейтмотивом вашего размышления.
Как правило, писатели-публицисты в своих произведениях ставят такие проблемы, которые волнуют абсолютно всех людей.
Трудность может составить написание начала и концовки сочинения. Приводим таблицы, которые помогут справиться с этими трудностями.
НАЧАЛО СОЧИНЕНИЯ
Определяется тема текста
|
Для определения темы текста нужно попытаться найти ключевые фразы, которые ее отражают
|
Формулируется проблема, которую затрагивает автор
|
Так можно построить рассуждение по проблемному тексту.
|
Излагается собственная позиция пишущего по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста.
|
Не следует отдаляться от текста.
Нужно помнить, что излагать собственную точку зрения нужно, опираясь на исходный текст.
|
Приводится краткая справка о писателе, являющемся автором текста: об основных проблемах, которые он
затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью его творчества.
|
Сведения о писателе нужно дать очень кратко и только в том случае, если вы уверены в том, что эти сведения точны
|
Вступительная часть начинается с лирического отступления.
|
Сложность написания такого вступления состоит в том, что требует языкового чутья, умелого использования языковых средств.
|
Одним из возможных элементов вступления любого типа может быть цитата, взятая из текста или из других источников.
|
Цитата должна быть краткой, выразительнойи точной.
|
Вывод. Каким бы ни было вступление по форме и содержанию, нужно помнить о необходимости смысловой и грамматической связи вступительной части с последующими.
КОНЦОВКА СОЧИНЕНИЯ
В заключительной части сочинения можно
- сделать вывод, обобщение;
- развернуть мысль, выраженную во вступительной части;
- в тексте сочинения- рассуждения отразить точку зрения на поставленную проблему;
- высказать собственные мысли в связи с темой, поднятой автором текста.;
- подвести итог всему сказанному в сочинении.
Ниже приведены возможные варианты заключительной части сочинения-рассуждения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|