Сделай Сам Свою Работу на 5

Л е к с и ч е с к и е с р е д с т в а о п и с а н и я т е к с т а





  ЭЛЕМЕНТЫ ТЕКСТА   ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА  
    Т е м а т е к с т а   - В тексте говорится о… - Автор текста рассказывает… - Текст представляет собой описание, изложение… - Темой данного текста является… - Текст посвящен теме, вопросу…    
  П р о б л е м а т е к с т а   - В тексте автор затрагивает (ставит, освещает) следующие проблемы… - Автор текста останавливается на следующих проблемах… - Автор касается следующих проблем (вопросов, фактов)… - Сущность проблемы заключается (состоит) в … - В начале текста автор дает обоснование актуальности темы (проблемы, вопроса, идеи)… - В тексте рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для… - Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что… - Тема текста представляет большой интерес…  
  С т р у к т у р а т е к с т а   - Текст делится на (состоит из), заканчивается…  
  А р г у м е н т а ц и я   - Автор приводит пример (факты, данные)… - Автор ссылается на… - Автор аргументирует свою точку зрения с помощью… - Автор подкрепляет свои размышления… - В тексте приводится (дается)…  
    О б о б щ е н и е, в ы в о д   - Автор приводит (подводит) нас к выводу (заключению)… - Автор делает вывод (говорит, утверждает)… - Вместе с автором мы приходим к выводу…  

 



  СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ     ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА
    И з л о ж е н и е и н ф о р м а ц и и - Автор говорит, анализирует, характеризует, раскрывает (сущность, суть), описывает, выдвигает, останавливается, на, касается, отмечает, подчеркивает, утверждает, доказывает…   - Автор считает, полагает, придерживается точки зрения, отстаивает точку зрения, разделяет точку зрения… - Автор сравнивает, сопоставляет, противопоставляет… - Автор соглашается (согласен), возражает, опровергает, полемизирует, критикует, выдвигает возражения (аргументы, доказательства)… - Автор ссылается, опирается, исходит, иллюстрирует, приводит пример, цитирует, обосновывает, имеет в виду. Видит причину этого в том, что… - Для того чтобы повлиять на убеждения читателей, автор использует особый стиль (разговорный, научный, официальный, художественный, публицистический), особую композицию и специально подобранные изобразительно-выразительные средства ; - Для того чтобы привлечь внимание молодого поколения к исследуемой проблеме… - Чтобы поддержать интерес к предмету разговора, автор использует некоторые изобразительно-выразительные средства языка, помогающие воздействовать не только на разум, но и на чувства читателя …  
    О б о б щ е н и е   - Сущность проблемы сводится к тому, чтобы… - Основная (главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том, чтобы… - Важно отметить… - Необходимо подчеркнуть… - Особо следует выделить (следующие положения) - В заключение следует сказать (отметить, подчеркнуть, остановиться)…    
  О ц е н к а       - Основная (главная) ценность содержания текста (состоит. заключается) в… - Автор данного текста предстает перед нами… - Яркая образная речь текста отражает личную позицию автора. - Заслуга автора состоит (заключается) в том. Что… - Личная позиция автора… - Нельзя (не) согласиться с… - Вызывают возражения (сомнения)… - Оценивая текст в целом… - Проблема, поднятая автором, имеет… - Таким образом, анализируемый текст… - Реализация авторского замысла достигнута. - Безусловной заслугой автора является… - Проблема текста, бесспорно, вызывает интерес… - В тексте приводится аргументация…  
  В ы в о д ы   - Особо хочется выделить… - Необходимо остановиться на… - Постараемся теперь объяснить… - Далее подчеркнем… - Как было сказано… - Совершенно справедливо… - Представляется, что данный текст имеет важное значение для… - Автор сумел увидеть …  

 





При написании сочинения можно воспользоваться подобной памяткой.

 

  1.Рассмотреть предложенный материал с точки зрения современной жизни;    
  • назвать проблемы, остро стоящие перед современным обществом и отдельным человеком;
  • описать реальную жизненную ситуацию;
 
    2. Оценить актуальность темы, проблемы;    
  • показать место темы и проблемы среди тематики и проблематики, которые затрагиваются в современном искусстве, в том числе
и в литературе;  
    3. Выдержать основные структурные элементы письменной работы:      
    • указать фамилию автора предложенного текста;
    • уделить значимое место изложению содержания, но не
пересказу, а к о н ц е п т у - а л ь н о м у а н а л и з у, из которого станут понятными основные идейные линии текста;
    • обязательно отметить интересные необычные моменты (нетрадиционную манеру изложения, какие-то аспекты стиля и т.д.), т.е. следует прежде всего остановиться на анализе самых существенных элементов предложенного текста вне зависимости от вашего отношения к ним;
    • приступить к субъективной оценке текста, составляющей основную часть сочинения, можно только после объективного анализа.
    • субъективный взгляд может быть сколь угодно спорным. Но он должен базироваться на понимании сущностных моментов текста.
 

 

  • собственно рассуждение;
  • рассуждение- доказательство;
  • рассуждение-подтверждение;
  • рассуждение- обоснование;
  • рассуждение-объяснение.

Над всеми этими вариантами рассуждения (подтипами речи) нужно работать отдельно. Примеры подобных подтипов речи есть среди произведений, названных в списке выше.

 

Чтобы грамотно оформить текст- рассуждение, включающий аргументы, можно воспользоваться языковыми средствами, представленными в таблице.

 

С р е д с т в а о ф о р м л е н и я р а с с у ж д е н и я

 

  ВИДЫ РАССУЖДЕНИЯ   СОЮЗЫ   ВВОДНЫЕ СЛОВА, НАРЕЧИЯ   ЯЗЫКОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ
  С о б с т в е н н о р а с с у ж д е н и е     если, так как, вследствие чего, так что, в связи с чем     таким образом, следовательно, итак, поэтому   из этого следует, что…; это позволяет предположить, что…; отсюда заключаем, что…
  Д о к а з а т е л ь с т в о   так как, если, так что   потому, отсюда, откуда   предположим, что…; допустим, что…; отсюда следует…
  П о д т в е р ж д е н и е   ибо, потому что, поскольку     например, к примеру   это подтверждается тем, что…; доказательством служит…; об этом свидетельствует…  
    О б о с н о в а н и е     чтобы, в связи с тем, что…; в связи с чем…; для того чтобы     поэтому   это связано с…; это обусловлено тем, что…; нуждается в обосновании…  
    О б ъ я с н е н и е       так как, поскольку, потому что       это объясняется тем, что…; это зависит от…; это связано с тем, что…; является следствием того, что…

 

 

Г Р А М М А Т И Ч Е С К И Е О Ш И Б К И

  ВИД ОШИБКИ     ПРИМЕРЫ
  Ошибка в образовании слова «Рано списывать книгу по беспригодности». «Автор выступает против подданнического поведения». «Это было время негласности». «Взятничество», « подскользнуться», «заместо», «впоймал».
  Ошибочное образование формы существительного «…является кладезью знаний»; «крема», «троп» (вместо тропов), «турков»; «павших солдатов».
    Ошибочное образование формы прилагательного «Это делает жизнь проще, а также наиболее комфортной». «У людей появились занятия более увлеченнее, чем чтение книг». «Хужее»; «более лучше»; «самый прекраснейший»
  Ошибочное образование формы числительного «Это мнение двух мужчин». «В тысячу девятьсотом году»; «двоих девушек»
  Ошибочное образование формы местоимения   «Нашим родителям читали книги ихние родители». «Кое-которые из людей так считают». «В обоих книгах», «кое в каких», «всяко».
    Ошибочное образование формы глагола «Так считают многие выдающие люди». «Страшно попасть под едящую машину». «Рассказуется», « воспитует», «стрельнул»; «пошли» (вместо пойдемте); «чисть», «убираюсь» (вместо убираю).
  Нарушение согласования   «Я не согласен с точкой зрения автора, излагавшуюся в тексте»
    Нарушение управления   «..мало информации получаю с книги и смотрю в компьютер»; «Вместо книги предпочитают более современные искусства». «Автор показывает, что происходит благодаря машин, сравнивая это с чудом». «Смеются с него»; «согласно мнения автора»; «благодаря скорочтения».
  Нарушение связи между подлежащим и сказуемым   «Я с моей семьей отмечаем праздники». «Много поколений читало эти книги».
    Нарушение способа выражения сказуемого   «Люди становятся злые». «Он умный, талантливый и удачлив».
  Ошибки в построении предложения с однородными членами «Мы любим и гордимся своей Родиной». «Эта книга научила меня смелости, мужеству и помнить павших».
  Ошибки в построении предложения с причастным оборотом «Написанная книга великим писателем производит большое впечатление»
    Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом «Глядя на книжную, полку, на тебя нахлынут воспоминания». «Написав об этом, передо мной встают страницы книги».
  Смешение прямой и косвенной речи     «Автор говорит нам, что я очень люблю природу родного края».
    Нарушение границ предложения     «В своем рассуждении автор широко использует художественно-выразительные средства. Такие, как ряды однородных членов». «А также противопоставление и сравнение. Где автор книгой восхищается как лучшим другом». «Я с этим не согласен. Так как мой личный опыт показывает другое».

 

Ошибки в построении сложноподчиненного «Книга – верный друг человека, которая

предложения нуждается в читателе»!

 

 

Р Е Ч Е В Ы Е О Ш И Б К И

 

ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ
  Употребление слова в несвойственном ему значении     «В те времена начала развиваться рукопись». « Взгляды автора неадекватны тексту».  
  Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом     «Современная цивилизация постепенно приходит к компьютеризации и мобилизации».   «В ответ он сделал удивительное лицо». «Книжки, журналы, газеты, они завлекают». «Текст завлекает нас описанием природы».
    Неразличение синонимов   «Я считаю, что книги надо и нужно читать». «В кратких словах он описал ситуацию».
    Употребление слов различной стилевой окраски   «Ты, глотая слово за словом, перелистываешь пожелтевшие от времени, слегка грубые страницы»... «На праздник устраивали разные мероприятия».
  Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов   «И так из поколения в поколение жила книга – ведь это здорово»!!! «В его словах была огромная силища»
    Неоправданное употребление просторечных слов   «Я нередко сам становлюсь свидетелем похабного отношения к книгам». «Они похожи тютелька в тютельку». «Если будешь бояться, тебя просто сожрут».
    Нарушение лексической сочетаемости   «Автор помогает понять общественный мир». «Автор показывает невежество к книгам». «Не играет значения, что он думал при этом»
  Употребление лишних слов (плеоназм)   «Я лично сама так не думаю». «Автор выразил всю ту ненависть к войне».
  Неоправданное употребление однокоренных слов «Книга, написанная писателем много лет назад, до сих пор волнует читателей». «В наше современное время…»
  Неоправданное повторение слов «Автор использует характерные для публицистического стиля средства выразительности, выражает свою позицию открыто, эмоционально. Для более яркого выражения своих чувств и воздействия на читателя автор использует ряды однородных членов». «Автор использует много выразительных средств. Вспомним эпитеты и метафоры, которые использует автор в тексте».
  Однообразие синтаксических конструкций. «В тексте есть риторические вопросы. Также в тексте есть и восклицания».
  Нарушение правил употребления видовременных форм глагола.   «Он искал ответ и находит его в жизни» «Д.Гранин вспоминает об отце, и его охватила нежность»
  Отсутствие связи между предложениями     « В тексте рассказывается о природе. Автор использует различные художественные средства».

 

В сочинении-рассуждении вы должны:

 

    • четко определить тему (проблему) предлагаемого текста;
    • показать актуальность темы (проблемы), ее злободневность;
    • понять и полно отразить основные мысли предложенного текста;
    • указать авторскую позицию в исходном тексте;
    • сделать общую обоснованную оценку предложенного текста;
    • выразить и аргументировать личностную позицию;
    • соблюсти последовательность изложения;
    • отразить богатство своей речи (по мере необходимости использовать изобразительно-выразительные и эмоционально-экспрессивные возможности языка);
    • продемонстрировать безупречную грамотность.

 

Чтобы работа получилась логически стройной, необходимо тщательно продумать первые предложения, в которых вы формулируете проблему. Помните, что автором может быть поставлено сразу несколько проблем, но одна из них является центральной, поэтому она должна стать лейтмотивом вашего размышления.

Как правило, писатели-публицисты в своих произведениях ставят такие проблемы, которые волнуют абсолютно всех людей.

Трудность может составить написание начала и концовки сочинения. Приводим таблицы, которые помогут справиться с этими трудностями.

 

НАЧАЛО СОЧИНЕНИЯ

 

    Определяется тема текста     Для определения темы текста нужно попытаться найти ключевые фразы, которые ее отражают  
  Формулируется проблема, которую затрагивает автор     Так можно построить рассуждение по проблемному тексту.  
  Излагается собственная позиция пишущего по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста.     Не следует отдаляться от текста. Нужно помнить, что излагать собственную точку зрения нужно, опираясь на исходный текст.
  Приводится краткая справка о писателе, являющемся автором текста: об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью его творчества.     Сведения о писателе нужно дать очень кратко и только в том случае, если вы уверены в том, что эти сведения точны
  Вступительная часть начинается с лирического отступления.     Сложность написания такого вступления состоит в том, что требует языкового чутья, умелого использования языковых средств.
  Одним из возможных элементов вступления любого типа может быть цитата, взятая из текста или из других источников.     Цитата должна быть краткой, выразительнойи точной.

 

Вывод. Каким бы ни было вступление по форме и содержанию, нужно помнить о необходимости смысловой и грамматической связи вступительной части с последующими.

 

 

 

КОНЦОВКА СОЧИНЕНИЯ

 

В заключительной части сочинения можно

    • сделать вывод, обобщение;
    • развернуть мысль, выраженную во вступительной части;
    • в тексте сочинения- рассуждения отразить точку зрения на поставленную проблему;
    • высказать собственные мысли в связи с темой, поднятой автором текста.;
    • подвести итог всему сказанному в сочинении.

 

Ниже приведены возможные варианты заключительной части сочинения-рассуждения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.