Законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации
Струков В.Б.
Доцент, к.т.н.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
Направление подготовки: 120700 - Землеустройство и кадастры
Профиль подготовки: Земельный кадастр
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Тула 2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры
Геоинженерии и кадастра горно-строительного факультета,
протокол № 24 от «06» 09 2011 г.
Зав. кафедрой________________ И.А. Басова
1. Нормативно – методическая база делопроизводства....................................................... 4
1.1. Законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации 4
1.2. Указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ.............. 7
1.3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти........... 7
1.4. Государственные стандарты на документы.................................................................... 8
1.5. Унифицированные системы документации................................................................... 9
1.6. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации 10
2. Характеристика документов, использующихся в управленческой деятельности и правила их оформления................................................................................................................................ 11
2.1. Общая характеристика управленческих документов................................................... 11
2.2. Требования ГОСТ Р 6.30 – 2003 к оформлению документов...................................... 12
2.3. Язык и стиль официальных документов....................................................................... 24
2.4. Состав и порядок разработки документов, использующихся в управленческой деятельности 30
3. Организация документооборота в организации.............................................................. 62
3.1. Организация документооборота..................................................................................... 62
3.2. Прием, обработка и распределение входящих, исходящих и внутренних документов 62
3.3. Регистрация документов, контроль исполнения и организация поисковой системы по документам................................................................................................................................................... 64
3.4. Систематизация и учет документов в организации..................................................... 66
3.5. Формирование и оформление дел.................................................................................. 68
3.6. Экспертиза ценности документов.................................................................................. 71
3.7. Подготовка и передача дел в архив............................................................................... 73
3.8. Особенности организации документооборота конфиденциальных документов..... 73
4. Перечень типовых управленческих документов, использующихся в деятельности организации с указанием сроков их хранения и методические рекомендации по его применению.... 89
4.1. Структура перечня и порядок его применения............................................................ 89
4.2. Организация проведения и оформления отбора документов на хранение и уничтожение 92
Библиографический список..................................................................................................... 95
1. Нормативно – методическая база делопроизводства
Нормативно—методическая база делопроизводства – это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания документов, их обработки, хранения и использования в текущей деятельности организации, а также деятельность службы делопроизводства: ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и некоторые другие аспекты.
Нормативно – методическую базу делопроизводства составляют:
1) законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации;
2) указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ;
3) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регламентирующие правовые вопросы документационного обеспечения управленческой деятельности;
4) государственные стандарты на документы;
5) общероссийские классификаторы технико–экономической и социальной информации;
6) унифицированные системы документации;
7) нормативно – правовые акты, а также методические документы по делопроизводству, издаваемые руководством организаций и предприятий.
В нормативно – методическую базу делопроизводства входят также законодательные акты субъектов РФ и правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти субъектов РФ. Эти акты должны учитываться при организации делопроизводства, прежде всего органами представительной и исполнительной власти субъектов РФ, а также организациями и предприятиями, действующими на их территории.
Законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации
Законодательство Российской Федерации регламентирует общие принципы организации документационного обеспечения управления организаций и предприятий.
Основным законом, регулирующим порядок создания и использования информации (информационных ресурсов), является Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изм. и доп. от 10 января 2003 г.).
Закон устанавливает правовой режим создания, хранения и использования информационных ресурсов, таких как:
1) порядок документирования информации;
2) право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах;
3) категории информации по уровню доступа к ней;
4) порядок правовой защиты информации.
Названный Закон определяет следующие основные понятия: «документированная информация» и «информационные ресурсы».
Документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах.
Документирование информации – обязательное условие для включения информации в информационные ресурсы и в соответствии с законом должно осуществляться в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и информационную безопасность Российской Федерации.
Информационные ресурсы могут быть государственной и негосударственной собственностью и находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.
Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов.
Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.
Документы и массивы документов, созданные за счет средств физических и юридических лиц, а также приобретенные ими на законных основаниях, полученные в порядке дарения или наследования, являются собственностью данных юридических лиц и физических лиц.
Защиту интересов Российской информации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также защиту интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене обеспечивает Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г.).
Закон определяет объекты и субъекты международного информационного обмена. Объектами международного информационного обмена может быть документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги, средства международного информационного обмена. Субъектами международного информационного обмена являются: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица.
Закон устанавливает право собственности на информационные продукты и средства международного информационного обмена, вводит ограничения на вывоз документированной информации, определяет порядок защиты конфиденциальной информации и регулирует другие вопросы международного информационного обмена.
Правовые основы стандартизации в Российской Федерации устанавливает Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. и доп. от 9 мая 2005 г).
В соответствии с Законом стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:
1) безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
2) технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
3) качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологий, единства измерений;
4) экономии всех видов ресурсов;
5) безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
6) обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Закон определяет порядок проведения работ по стандартизации, виды документов по стандартизации и их применение, осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов, ответственность за нарушение положений закона, порядок финансирования работ по стандартизации и др.
К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации Закон относит:
1) государственные стандарты Российской Федерации, применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической информации;
2) стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций.
В нормативных документах по стандартизации в делопроизводстве закреплены требования к построению, изложению и оформлению документов, проведению унификации и применению унифицированных систем документации; созданию и использованию классификаторов технико-экономической и социальной информации; автоматизации информационных процессов в управлении, техническим средствам обработки информации; терминологии, применяемой при работе с документами.
В соответствии с Законом, формирование и реализацию государственной политики в области стандартизации, осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением стандартов, участие в работе по международной стандартизации и некоторые другие вопросы возложены на Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Комитет принимает государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, обязательные для всех государственных органов управления и субъектов хозяйственной деятельности, которые вводятся в действие после их государственной регистрации.
Вопросы использования государственного языка Российской Федерации и государственных языков субъектов РФ в делопроизводстве регулирует Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (с изм. и доп. от 24 июля 1998 г., 11 декабря 2002 г.).
В соответствии с этим законом официальное делопроизводство может вестись на государственном языке Российской Федерации – русском, государственных языках субъектов и народов Российской Федерации, определяемых законодательством субъектов РФ. Официальная переписка между государственными органами, организациями, учреждениями и предприятиями субъектов РФ с адресатами в Российской Федерации ведется на русском языке.
Ответы на обращения граждан, направленные в государственные органы Российской Федерации, даются на языке обращения и только в случае невозможности дать ответ на языке обращения – на русском языке.
Документы, удостоверяющие личность, записи актов гражданского состояния, документы об образовании, документы по трудовым отношениям, военные билеты на территории субъектов РФ, установивших свой национальный язык в качестве второго государственного языка, оформляются наряду с русским языком на государственном языке субъекта РФ.
В промышленности, связи, на транспорте и в энергетике на всей территории России применяется только русский язык.
Использование эмблем организаций или товарных знаков (знаков обслуживания) в официальной документации определяется Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.).
Вопросы использования информации, относимой к государственной тайне, и иной конфиденциальной информации определяет Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» (с изм. и доп. от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.).
Закон определяет перечень сведений, составляющих государственную тайну, и устанавливает полномочия государственных органов и должностных лиц, призванных обеспечивать сохранение и защиту государственной тайны.
Законодательство Российской Федерации регулирует и другие сферы деятельности, тесно связанные с документационным обеспечением.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|