Сделай Сам Свою Работу на 5

Документационное обеспечение — организация работы с доку-





Под кадровым обеспечением системы управления персоналом

Понимается необходимый количественный и качественный состав

Ее работников.

По данным обследования, в 1980-х гг. в кадровых службах (в ос-

новном в отделе кадров и отделе технического обучения) было за-

нято от 0,3 до 0,8% общего числа работающих в отраслях промыш-

ленности и строительства. Для сравнения отметим, что в зарубеж-

ных фирмах в службах управления персоналом работает от 1 до 1,2%

общей численности работников.

Качественная характеристика кадровиков тех лет представляла

весьма удручающую картину. Прежде всего следует указать на чрез-

вычайно низкий уровень профессиональной подготовки, что объяс-

нялось отсутствием специалистов в области управления персона-

лом, недостаточным количеством социологов, психологов.

Далее — низкий уровень образования: лишь каждый четвертый

имел диплом о высшем образовании и почти каждый третий —

только школьный аттестат. Примерно каждый третий-четвертый

имел среднее специальное образование. Отметим неблагоприятный

возрастной состав: каждый пятый в промышленности приближал-



ся к пенсионному возрасту или уже был пенсионером. Еще один

отличительный признак: низкая оплата труда кадровиков — на уровне

канцелярских работников. Отсюда высокая текучесть кадров: чет-

веро работников из семи задерживались в кадрах не более трех лет.

В результате — некомпетентность в принятии решений по управ-

лению персоналом.

В условиях резкого повышения статуса должности менедже-

ра по персоналу до уровня высшего звена управления, значитель-

ного расширения его функций, усложнения техники подбора, от-

бора, расстановки, развития, мотивации, служебного продвижения

персонала должность кадровика становится одной из важнейших

для выживания организации, обеспечения ее конкурентоспособ- ности. В связи с этим чрезвычайно актуальной становится про-

блема профессионализации сотрудников кадровой службы.

Качественная характеристика кадровой службы такова. Сре-

ди руководителей кадровых служб по базовому образованию с тех-

ническим образованием — 40,9%; учителей — 31,6%; юристов-пра-



воведов — 11,5%; социологов и психологов — 3,3%. Средний воз-

раст руководителей кадровой службы — 45 лет.

Во многом это объясняется пока еще недостаточным насы-

щением служб управления персоналом специалистами. Их под-

готовка ведется в течение десяти последних лет в нескольких вузах

страны по специализации «Управление персоналом» на базе спе-

циальностей «Менеджмент» и «Экономика труда».

Если мы обратимся к опыту развитых зарубежных стран, то уви-

дим, что службы управления персоналом занимают важное место

в системе управления организациями. Во многом это объясняется

высокопрофессиональным кадровым составом этих служб.

Так, в США в 1970—1980-х гг. качественный состав служб уп-

равления персоналом существенно изменился, что связано во мно-

гом с насыщением этих служб компьютерной техникой при росте

объема работ. При этом численность работников практически ос-

талась прежней. Но если в прошлом преобладал конторский пер-

сонал, то к настоящему времени соотношение изменилось в пользу

специалистов. На долю вспомогательного персонала (секретари, ма-

шинистки, операторы, работники службы безопасности) приходится

уже не более 30%. Из каждых 10 работников 6—7 составляют спе-

циалисты: психологи, социологи, экономисты, специалисты в об-

ласти трудовых отношений, методов деловой оценки и обучения,

аналитики работ, вербовщики персонала в учебных заведениях, кон-

сультанты по планированию карьеры и др. Большинство из них

являются выпускниками школ бизнеса (по управлению персона-

лом), а также крупнейших университетов и педагогических вузов.



Специалисты-плановики (по всем направлениям кадрового плани-

рования) — одна из наиболее развивающихся групп. В наукоемких

корпорациях США они составляют сегодня 20-25% всей числен-

ности работников кадровых служб, а в начале 1970-х гг. их доля не

превышала 10%. Причем в 500 крупных компаниях и корпораци-

ях США более 30% специалистов, занятых кадровой работой, имеют

самый высокий образовательный уровень — диплом магистра и док-

тора наук.

Растущее значение службы управления персоналом отразилось

на служебном статусе их руководителей: 43% начальников кадро-

вых служб американских фирм занимают посты вице-президентов,

а 32% входят в советы директоров. В начале 1970-х гг. соответству-

ющие показатели были на уровне 27 и 33%. В Японии пост вице-

президента фирмы или компании занимает 51% руководителей

кадровых служб, в Италии — 20%. Количественный состав службы управления персоналом опре-

деляется организационно-штатными структурами и уставом орга-

низации. При расчете необходимой численности штатных работ-

ников кадровой службы учитываются следующие факторы:

• общая численность работников организации;

• конкретные условия и характерные особенности организа-

ции, связанные со сферой ее деятельности (производствен-

ной, банковской, торговой, страховой и т.д.), масштабами,

разновидностями отдельных производств, наличием фи-

лиалов;

• социальная характеристика организации, структурный со-

став ее работников (наличие различных категорий — рабо-

чих, специалистов с высшим и средним специальным об-

разованием, научных работников), их квалификация;

• сложность и комплексность решаемых задач по управле-

нию персоналом (стратегическое планирование, выработ-

ка кадровой политики, организация обучения и т.п.);

• техническое обеспечение управленческого труда и др.

В связи с тем, что организации самостоятельно определяют

численность работников по функциям управления, их профес-

сиональный и квалификационный состав, а также утверждают

штаты, все существующие методы расчета численности управ-

ленческих работников носят в основном рекомендательный ха-

рактер.

Расчет численности руководителей, специалистов и других слу-

жащих организации, в том числе и кадровой службы, осущест-

вляется различными методами: многофакторного корреляцион-

ного анализа, экономико-математическими, сравнений, прямого

расчета, по трудоемкости работ, по нормам обслуживания и др.

Первый метод основан на многофакторном анализе функцио-

нального разделения управленческого труда. В НИИ труда была

разработана схема функционального разделения труда с учетом

влияния на численность персонала определенных факторов. Число

существенных факторов сводилось к одному-трем, а затем с по-

мощью корреляционного анализа выводились математические

формулы, выражающие в общем виде зависимость между чис-

ленностью персонала данной функциональной группы и действу-

ющими факторами. При этом учитывались специфические осо-

бенности каждой отрасли промышленности. Наиболее широкое

применение метод нашел на крупных промышленных предпри-

ятиях. Однако следует иметь в виду, что в условиях рыночной

экономики и конкуренции отсутствует жесткая зависимость между

производственными факторами и численностью персонала, в свя-

зи с чем этот метод имеет только рекомендательный характер. Например, численность работников по функции «управление

комплектованием и подготовкой кадров» для предприятий ав-

томобильной промышленности рассчитывается по формуле

Ч = 0,0017 • РО9"7 К0,3554; (ЗЛ )

где Рм — общая численность работников предприятия; Кп — ко-

личество самостоятельных структурных подразделений, осуще-

ствляющих подготовку кадров.

Экономико-математические методы предусматривают разработку

экономико-математических моделей, основанных на реальной

действительности, что обеспечивает адекватное отражение содер-

жательного процесса. Применение экономико-математических

моделей пока ограничено.

С использованием метода сравнений на базе анализа состава

кадров специалистов в развитой хозяйственной системе состав-

ляются проектировки потребности в специалистах для менее раз-

витой системы. Предпринимаются попытки использования этого

метода на основе формирования однородных групп организаций

и выделения в них типовых или передовых организаций.

Экспертный метод позволяет получить представление о потреб-

ности в специалистах на основе учета мнений (экспертизы) груп-

пы экспертов, суждения которых базируются на их научной и про-

фессиональной компетенции. Метод используется как составная

часть других методов.

Метод прямого расчета предполагает определение числен-

ности специалистов и других служащих исходя из расчета не-

обходимых затрат труда на реализацию периодических функ-

ций управления персоналом и расчета затрат труда на реали-

зацию функций управления по устранению возмущающих

отклонений.

Одним из наиболее распространенных и доступных методов

расчета численности работников кадровой службы является ее

определение через затраты труда (времени) на выполнение уп-

равленческих работ, т.е. через трудоемкость. В свою очередь, трудо-

емкость работ по управлению персоналом можно определить сле-

дующими методами: нормативным, с помощью фотографии ра-

бочего времени или хронометража, расчетно-аналитическим,

методом аналогий, экспертным.

Нормы времени (выработки) устанавливаются в основном для

простых, повторяющихся видов работ (машинописные, учетные,

оформление документов). В настоящее время разработаны типо-

вые нормы на подготовку и оформление документов по учету

личного состава, по делопроизводству. Зная нормативную (либо расчетную) трудоемкость работ, вы-

полняемых в течение года, например, в отделе кадров, можно

рассчитать численность отдела (Ч) по формуле

Ч = Т • К/Ф„, (3.2)

где Т — общая трудоемкость всех работ, выполняемых за год

в отделе кадров, чел.-час; К — коэффициент, учитывающий за-

траты времени на выполнение работ, не предусмотренных в Т

(К « 1,15); Фп — полезный фонд рабочего времени одного ра-

ботника за год, в час. (в среднем принимается равным 1840 час,

но ежегодно уточняется).

Основываясь на зарубежном опыте, можно выделить еще один

метод определения численности работников кадровой службы.

Он является разновидностью норм обслуживания, которые харак-

теризуют количество объектов, т.е. работников организации, об-

служиваемых одним работником службы управления персоналом.

В разных странах сложилось следующее среднее соотношение: в США

на 100 работающих в организации приходится один работник кад-

ровой службы; в Германии на 130—150 работающих — один работ-

ник; во Франции на 130 работающих — один работник; в Японии

на 100 работающих — 2,7 работника. Указанные соотношения яв-

ляются средними и могут существенно различаться по отраслям,

секторам и сферам деятельности. В самых больших корпорациях

США число работников службы управления персоналом доходит

до 150 человек.

Российские кадровые службы в основном держатся около

нижней планки этого показателя — 100 человек на одного специ-

алиста по управлению персоналом. Принятие же решения о со-

здании специализированной службы по персоналу в каждом кон-

кретном случае определяется особенностями организации, в част-

ности наличием стратегии управления в целом.

В качестве тенденции, характерной для зарубежных фирм,

можно отметить не абсолютный, а относительный рост числен-

ности кадровых служб. Среди причин, повлиявших на повыше-

ние эффективности работы кадровых служб и ограничивших рост

числа их работников, можно отметить две основные. Первая —

перевод работы с кадрами в ведущих фирмах и корпорациях на

современную информационно-техническую базу. Вторая — раз-

витие управленческой инфраструктуры, помогающей извне ре-

ализовать наиболее сложные направления кадровой работы. В эту

инфраструктуру входят организации по подготовке и повыше-

нию квалификации специалистов кадровых служб на стороне,

консультативные фирмы по вопросам кадровой работы, внешние центры по деловой оценке и т.д. По данным обследований, аме-

риканские корпорации расходовали 10% бюджета кадровых служб

на оплату услуг сторонним организациям для содействия их ра-

боте. По отдельным функциям больше 30% объема работ кадровых

служб выполняют внешние организации.

Характерная особенность зарубежных кадровых служб заклю-

чается и в том, что многие работники компаний, участвуя в под-

готовке и реализации кадровых решений в рамках деятельности

служб управления персоналом, не состоят в ее штате. Это, на-

пример, значительная часть профессоров и преподавателей учеб-

ных центров и университетов, инженеров — участников «вербо-

вочных бригад» в вузах и т.д.

Расчет количественной потребности в специалистах, в том числе

и по управлению персоналом, проводится одновременно с оп-

ределением качественной потребности в них, т.е. потребности

в работниках определенных профессий, специальностей, квалифи-

кации. Дадим характеристику каждого из этих понятий (табл. 3.5).

В соответствии с Квалификационным справочником должно-

стей руководителей, специалистов и других служащих (1998 г.)

для системы управления персоналом предусмотрены следующие

должности:

• руководителей: заместитель директора по управлению пер-

соналом, менеджер по персоналу, начальник лаборатории

(бюро) по организации труда и управлению производством,

начальник лаборатории (бюро) социологии труда, началь-

ник нормативно-исследовательской лаборатории по труду,

начальник отдела кадров, начальник отдела организации

и оплаты труда, подготовки кадров и др.;

• специалистов: специалист по кадрам, инспектор по кадрам,

инженер по подготовке кадров, инженер по организации

труда, социолог, психолог и др.;

• других служащих (технических исполнителей): нарядчик,

табельщик, хронометражист и др.

Приведем квалификационную характеристику менеджера по пер-

соналу организации в соответствии с Квалификационным справоч-

ником.

Квалификационная характеристика

менеджера по персоналу

Должностные обязанности. Организует работу с персоналом

в соответствии с общими целями развития предприятия, учрежде-

ния, организации и конкретными направлениями кадровой поли-

тики для достижения эффективного использования и профессиональ-

ного совершенствования работников. Обеспечивает укомплектование

предприятия, учреждения, организации работниками необходимых

156 Таблица 3.5

Некоторые понятия,

используемые для характеристики персонала

Понятия

Профессия

Специальность

Специалисты

Квалификация

Должность

управленческая

Характеристика понятий

Род трудовой деятельности, занятий, требующих определен-

ной подготовки (например, менеджер, психолог, социолог

и др.)

Вид занятий в рамках одной профессии; более узкая класси-

фикация рода трудовой деятельности, которая требует кон-

кретных знаний, умений и навыков, приобретенных благода-

ря специальному образованию и обеспечивающих постанов-

ку и решение определенных классов профессиональных за-

дач (например, менеджер по персоналу, менеджер по марке-

тингу, промышленный социолог и др.)

Работники, чей умственный труд отличается профессиональ-

ной содержательностью, сложностью и интеллектуальностью

и требует для своего выполнения специальной подготовки

в зависимости от уровня образования (высшее или среднее

специальное образование). Работники этой категории разра-

батывают на основе имеющихся у них специальных знаний,

умений и навыков варианты решения отдельных конкретных,

как правило, функциональных вопросов производственного

или управленческого характера.

Классифицируются в соответствии с функциями управления

и специальной подготовкой: инженеры, экономисты, бухгал-

теры, юристы, технологи и др.

Различают квалификацию работы и квалификацию работника.

В первом случае — это характеристика данного вида работы,

устанавливаемая по степени ее сложности, точности и ответ-

ственности. Обычно определяется разрядом в соответствии

с тарифно-квалификационным справочником. Имеет важное

значение для установления тарифных ставок рабочим и дол-

жностных окладов служащим. Квалификация работника —

это степень и вид профессиональной обученности, необхо-

димые для выполнения конкретного вида работы. Устанавли-

вается в виде разряда или категории (например, инженер по

труду II, 1 категории, ведущий инженер и т.д.)

Первичный структурный элемент в органах управления, оп-

ределяемый установленными задачами, правами и ответ-

ственностью. В Квалификационном справочнике должностей

руководителей, специалистов и других служащих содержится

около 270 квалификационных характеристик должностей ру-

ководителей, специалистов, служащих. Наименования дол-

жностей являются основой разработки схем должностных

окладов, штатных расписаний, должностных инструкций

и других организационно-регламентирующих документов.

Можно выделить должности штатные, вакантные, ведущие,

руководящие, специальные, технические и др.

профессий, специальностей и квалификации. Определяет потреб-

ность в персонале, изучает рынок труда с целью определения воз-

можных источников обеспечения необходимыми кадрами. Осуще-

ствляет подбор кадров, проводит собеседования с нанимающимися

на работу, в том числе с выпускниками учебных заведений, с це-

лью комплектования штата работников. Организует обучение пер- сонала, координирует работу по повышению квалификации сотруд-

ников и развитию их деловой карьеры. Доводит информацию по

кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям до всех

работников. Организует проведение оценки результатов трудовой

деятельности работников, аттестаций, конкурсов на замещение

вакантных должностей. Совместно с руководителями структурных

подразделений участвует в принятии решений по вопросам найма,

перевода, продвижения по службе, понижения в должности, нало-

жения административных взысканий, а также увольнения работ-

ников. Разрабатывает систему оценки деловых и личностных ка-

честв работников, мотивации их должностного роста. Консульти-

рует руководителей разных уровней по вопросам организации

управления персоналом. Принимает участие в планировании со-

циального развития коллектива, разрешении трудовых споров и кон-

фликтов. Составляет и оформляет трудовые договоры и контрак-

ты, ведет личные дела работников и другую кадровую документа-

цию. Осуществляет руководство подчиненными сотрудниками.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты,

регламентирующие деятельность предприятия, учреждения, орга-

низации по управлению персоналом; законодательство о труде;

основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения

бизнеса; конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных ус-

луг; порядок ценообразования и налогообложения; основы марке-

тинга; современные концепции управления персоналом; основы

трудовой мотивации и системы оценки персонала; формы и мето-

ды обучения и повышения квалификации кадров; порядок разра-

ботки трудовых договоров (контрактов); методы и организацию ме-

неджмента; основы технологии производства и перспективы раз-

вития предприятия, учреждения, организации, структуру управления

и их кадровый состав; основы общей и социальной психологии,

социологии и психологии труда; основы производственной педа-

гогики; этику делового обшения; передовой отечественный и за-

рубежный опыт в области управления персоналом; основы орга-

низации делопроизводства; методы обработки информации с при-

менением современных технических средств, коммуникаций и связи,

вычислительной техники; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное обра-

зование (по специальности менеджмент) или высшее профессио-

нальное образование и дополнительная подготовка в области ме-

неджмента, стаж работы по специальности не менее двух лет.

Европейская ассоциация директоров отделов кадров предло-

жила следующий идеальный портрет-робот: «Он (руководитель

кадровой службы) должен быть пунктуальным и методичным,

динамичным и настойчивым, общительным, способным убеж-

дать, справедливым, строгим, доступным, широко образованным,

способным к размышлению, дипломатом, психологом, добрым

советчиком, должен обладать интуицией, быть гуманным. Он дол-

жен уметь слушать и внушать доверие». Ряд экспертов по управлению персоналом считает, что буду-

щие высшие администраторы придут из сферы управления че-

ловеческими ресурсами. По их мнению, управление персоналом

(человеческими ресурсами) может оказаться критическим фак-

тором, определяющим успех или неудачу организации, особен-

но в ближайшие 10—20 лет в связи со значительным возраста-

нием конкуренции. Профессионал в области управления чело-

веческими ресурсами может стать поистине лидером будущего.

Зарубежная теория и практика накопили большой опыт в об-

ласти управления персоналом, перенос которого на российскую

почву должен быть критическим и осмотрительным. Главное —

должна учитываться та окружающая среда, в которой функцио-

нируют наши организации, а также те ценности, которые при-

сущи той или иной нации и культуре.

В связи с этим при создании эффективной системы управле-

ния персоналом российских организаций необходимо учитывать

следующее: в обществе, которое трансформируется, процесс обу-

чения кадровиков и освоения ими новых методов управления дол-

жен стать осознанным и непрерывным; российские кадровики

обязаны знать социокультурные особенности среды, в которой

они работают, и то, чем она отличается от «остального мира»;

отечественные специалисты по кадрам должны владеть основа-

ми зарубежной теории и практики управления и уметь соотно-

сить их с реалиями российской культуры; ценя свой накопленный

опыт, российские кадровики должны адаптировать его к имею-

щимся экономическим условиям с учетом новой западной тех-

нологии; не следует механически копировать зарубежные мето-

ды управления персоналом.

3.4.2. Документационное обеспечение

Документационное обеспечение — организация работы с доку-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.