Сделай Сам Свою Работу на 5

Представления о живой природе на заре новой эры в Древнем Риме





У римлян господствовал дух эмпиризма и практицизма, паде­ние интереса к теории. При этом у Рима не было своей философии, он пользовался идеями и философией греков.

Большое внимание римляне уделяли вопросам сельского хозяйства. В этом смысле особенно следует упомянуть о работе Цензо­ра Катона «О делах деревенских», где обращается внимание на возделы­вание злаков, овощей и плодовых, подбор домашнего скота и т.д. Следует также упомянуть о работе Вергилия «Георгики», содержа­щей много сведений на этот счет, в том числе рекомендации «о прививках стволов и почек», о винограде и даже повреждениях растений. Интересны описа­ния борьбы самцов за обладание самкой (в результате происходит улучшение потомства), как надо выбирать жеребца при разведе­нии коней, о жизни пчел и т.д.

Особый интерес представляют рассуждения римского философа и поэта Тита Лукреция Кара (I в. до н.э.) в поэме «О природе вещей», где он признает материальность и бесконечность развития вселен­ной, возможность существования жизни на других мирах. Растения рассматривал как предшественников живот­ных. При этом он допускал и возможность возникновения бабочек из цветков, уродов без ног или вовсе без рук как результат непра­вильного соединения органов и отклонения условий. Лукреций до­пускал не только участие мужского и женского начала («семени») в воспроизведении, в передаче признаков потомству, а также преоб­ладание признаков одного из полов, когда могут появиться даже скрытые признаки дальних предков.



Он считал, что «природа движима волей своей, от богов незави­сима вовсе». Основу природы усматривал в беспрерывном созида­нии и разрушении, как результат противоборствующих процес­сов — «любви и смерти». Все это вытекает из бесконечности и многообразия «первичных телец»—атомов (по Демокриту). Эти же тельца приводят к самозарождению живых существ из земли и разлагающихся остатков самих организмов. При этом растения по­являются раньше животных.

Представляют интерес его замечания о способах выживания: «испокон веков от гибели племя свое сохра­няют хитростью или отвагой или же ловким проворством»: эти мысли созвучны с представлениями о борьбе за существование и отличаются подлинной новизной.



Ближе к нашей эре, после падения Республики и аристократического императорского Рима (48 г. до н.э.), наблюдается упадок ин­тереса к изучению природы. В это смутное время работал Плиний Старший, оставивший обширный энциклопедический 37 – томный труд «Естест­венная история» как результат обобщения древней мысли из раз­ных разделов естествознания (включая анатомию, физиологию, зоо­логию, ботанику, агрономию и медицину).

В ней животные группи­руются по определённым признакам, описаны поведение и изменчивость животных, инстинкты пчел при поиске нектара, обращено внима­ние на вскармливание летучей мышью детенышей молоком, гнездо­вой паразитизм кукушки, изменчивость окраски хамелеонов и т.д. Одновременно встречается много фантазий: как хамелеон питается воздухом, зайцы двуполые, морские животные - промежуточные ме­жду растениями и высшими животными.

В работе перечислено свыше 1000 видов растений с указанием их использования, классификация растений сделана произвольно, а их характеристика весьма лаконична. Автор замечает, что «приро­да...все создала для человека». Есть и указания о борьбе за существо­вание среди деревьев («деревья взаимно убивают друг друга своей тенью»), влиянии почвенных условий на рост, цветение и плодоно­шение растений, об участии насекомых в опылении фигового дерева, о формах листьев, корней и ветвей, листорасположении и влиянии условий на рост, цветение и вегетативное размножение растений. Хотя Плиний мало что внес оригинального, его сочинения на протяжении многих веков способствовали поддержке интереса к природе и любви к знаниям.



В начале нашей эры возрастает интерес к вопросам приклад­ной ботаники (Диоскорид,Николай Дамаскин и др.): изучению лекарственных форм и физиологических особенностей растений.

Как выдающийся завершитель этого периода выделяется Клавдий
Гален
со своими трудами в области медицины, анатомии и физиологии человека. Он впервые поставил изучение физиологических про­цессов и психических явлений на экспериментальную основу, уг­лубил представления о связи между строением и функцией органов, организацией и поведением животных. Он со­брал и обобщил большой материал по результатам вскрытия различных млекопитающих.

Среди прочих фактов он прибегает к сравнению строения передних конечностей у человека и обезьяны. У челове­ка «руки являются органами, приличествующими разумно­му существу», его двуногое хождение он связывал с превращени­ем передних конечностей в руки. При рассмотрении строения любого органа он использует широкие сравнения. Он создатель учения о мускулах, автор подробно­го описания мышц и нервов, центральной и периферической нервной системы. Свой опыт хирургического вмешательства обобщил в трактате «О перерезке нервов».

4. Уровень изучения живой природы в Средневековье

После падения Римской империи (IV в. н.э.). наступает этап феодального землепользования, связанный с господством христианской церкви в Западной Европе (V—XIV вв. н.э.). Это сопровожда­лось разрушением хозяйственных и культурных связей между разными ее областями, упадком городской культуры, утратой интереса к естествознанию и прекращению наблюдений за явлениями живой природы, господством теологического их истолко­вания.

Изложение достижений этого периода обычно занимает мало места в истории естествознания. Тем не менее, тысячелетний период средневековья не был одно­родным по своим достижениям в области мысли и культуры. Несмотря на силь­ное давление церкви, наблюдалось накопление и положительных сведений о живой природе.

4.1. Господство схоластики при объяснении явлений природы

Хотя авторитет античных мыслителей все еще сохранялся, изучались их труды, тем не менее, науку полностью отрицали и считали большим грехом, так как людям не дано познать божественную природу.

Стремление видеть во всем следы творения приводило даже к отрицанию явных достижений античной науки. Так, лестница веществ и существ Аристотеля была «исправлена» дополнением ангелами и архангелами, выполняющими волеизъявление творца.

Величай­ший мыслитель того времени монах Василий Великий (329—379) в своем труде «Книга бытия» отрицал очевидные факты влияния условий внешней среды на развитие растений, включая зна­чение солнечной энергии. В явлениях размножения, в форме лис­товой пластинки и аромате плодов он всюду искал мудрость Тво­рца. Функции ветвей, корней, листьев и плодов он уподобляет функции органов животных. Корень отождествлял с ртом живот­ных, допускал превращения бука в березу, пшеницу в ячмень, дуба — в виноградную лозу. Он не допускал и мысли о естествен­ном развитии живой природы.

Варрона и Колумелла дали сведения о почвах, садоводстве, виноградарстве, способах ухо­да за животными. Работа Л.Колумеллы «О сельском хозяйстве» включала 12 книг, где агрономические данные занимали наиболь­шее место, с упоминанием около 400 названий растений.

Еще более ярко антинаучное направление было выражено в трудах Авгу­стина Блаженного (354—430) как большого авторитета церкви. Его труды заметно ослабили интерес к изучению природы. В законах природы выражена воля Творца, поэтому она не познаваема. При этом любое проявление целесообразности в живой природе, включая внутреннюю организацию мельчайшего животного, перышек птицы, цветение злаков и т.д. объ­яснял теологически. Под этим углом он «исправил» и труды Аристотеля и Теофраста, касающиеся проявления гармонии в живой природе, полезности и красоты природных вещей. Августин Блаженный ус­матривал во всем наличие «тайных начал всех вещей», что близко к идее преформации. Такой подход оставался доминирующим до конца XIII в.

Научные труды античных авторов истолковывали в таком же духе. В этом особенно отличил­ся епископ Исидор Севильский, компиляции которого продолжали изучать около 500 лет. По образному выражению Ж.Кювье, его труды служат памятником «того невежества, которое царило в его времени».

Большой интерес средневековые авторы проявляли к поискам сверхъестест­венных животных и растений. Так, известны изображения чело­века - рыбы и кораблей, отдыхающих на спине китов, растений с плодами познания и с птицами, произрастающими на их ветвях и т.д. Каждое из известных растений имело свой символ для вообра­жения. Так, пальму рассматривали как символ победы над смертью, а человека - как раба смерти, тело – как жилище души.

В сочинениях западноевропейского автора (Венсан де Бове, ХШ в.) описа­ния растений и животных сопровождаются указаниями об их пользе, даются сведения о поведении и органах чувств животных в символическом виде. Например, уши необходимы, что­бы воспринять слова людей и Бога, голубь — символ святого духа, лев — символ мужества и т.д. В работе «Зеркало природы» он пы­тался воссоздать картину природы по дням творения: хаос, сотворе­ние небесных сфер, возникновение суши, морей, растений и живот­ных. Он определяет цель науки как созерцание следов творения.
Феодальная система, крепостное право и христианство мало способствовали развитию науки. Во II и III в. н.э. Тертуллиан пи­сал: «Ни в каком развитии исследований после Евангелия нет нуж­ды». Отход от церковных догм грозил сожжением на кострах инквизиции.

В арабском мире, где зародился ислам в VII в. и началось широкое нашествие халифата на Запад и Восток, создавались фи­лософские и научные центры. В IX в. таким центром становится открытый в Багдаде университет. Арабы первоначально насажда­ли античную науку, особенно медицину и алхимию из-за практи­ческих соображений. Они достигли значительных успехов в хи­мии, астрономии и медицине. Тем не менее в методологическом отношении они также остава­лись в рамках идеологии ислама, хотя арабоязычная культура того времени была все же более прогрессивной, чем западная.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.