Сделай Сам Свою Работу на 5

Представления о природе в древности





ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ

 

 

Курс лекций

Учебно-методическое пособие

 

Киров


УДК 57(091); 57(092)

Д204

Допущено к изданию методическим советом биологического факультета ФГБОУ ВПО «ВятГУ» в качестве учебно-методического пособия для студентов направления 020400 «Биология», уровень магистратуры, профиль 020400.68 «Микробиология и вирусология»

Рецензент

доцент кафедры биотехнологии ФГБОУ ВПО «ВятГУ»,

кандидат биологических наук

О. Н. Шуплецова

Дармов, И. В.

Д204 История и методология биологии. Курс лекций: учебно-методическое пособие / И.В.Дармов (составитель). – Киров: ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2012. – 199 с.
   

УДК 57(091); 57(092)

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов направления 020400 «Биология», уровень магистратуры, профиль 020400.68 «Микробиология и вирусология», для подготовки к лекциям, практическим занятиям и самостоятельной подготовки по дисциплине «История и методология биологии».

 

Тех. редактор Е. В. Кайгородцева

 

© ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2012

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение....................................................................................................... 4



 

Лекция № 1.Развитие представлений о живой природе в древности,

Античном мире и в Средние века........................................ 5

Лекция № 2.Достижения в изучении живой природы в XV—XVII вв.. .28

Лекция № 3.Биологические знания в XVIII веке..................................... 40

Лекция № 4. Основные достижения в биологии в первой

половине ХIХ в…………………………………………………56

Лекция № 5. Успехи биологии во второй половине ХIХ века................. 76

Лекция № 6. Важнейшие открытия ХХ века в области

физиологии и биохимии…………………………..……...….96

Лекция № 7. История молекулярной биологии и генетики.................. 121

Лекция № 8.История и методология микробиологии........................... 142

Лекция № 9. История и методология вирусологии…………………..….173

Список источников литературы………………………………….….….198


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящем учебно-методическом пособии представлены лекции по курсу «История и методология биологии» для магистров 1 года обучения, проходящих подготовку по направлению 020400 «Биология», профилю 020400.68 «Микробиология и вирусология». После прослушивания лекции, конспектирования и усвоения материала магистранты должны самостоятельно изучить рекомендованные источники литературы и информационные источники сети Интернет по каждой теме, сформировать собственное представление по ней и подготовиться к очередному практическому (семинарскому) занятию, где все пункты темы будут рассмотрены более подробно.




Лекция № 1

Тема лекции: Развитие представлений о живой природе в древности,

Античном мире и в Средние века

План лекции:

1. Представления о природе в древности

2. Уровень познания живой природы в Древней Греции

2.1. Философы – материалисты

2.2. Ионийская школа

2.3. Афинская школа

2.4. Александрийская школа

3. Представления о живой природе на заре новой эры в Древнем Риме

4. Уровень изучения живой природы в Средневековье

4.1. Господство схоластики при объяснении явлений природы

4.2. Возрождение интереса к наблюдениям при изучении явлений природы

 

Представления о природе в древности

Идея о единстве и развитии окружающего мира, включая живую природу, была одной из центральных для многих фило­софских школ древности. Речь идёт о древних земледельческих государствах Месопотамии, Египта, Индии и Китая. При этом часто исходили из матери­альности мира и многообразия его предметов и явлений. Само многообразие предметов и явлений рассматривалось как резуль­тат постепенного развития мира. При этом исключения не со­ставлял и человек. Широкое хождение имела и идея превращения одних су­ществ в другие.

Именно в этот период формируется представление о душе как о самостоятельной сущности, включая множественность душ, появ­ляющихся в разных органах и определяющих их функции. Душа рассматривается как бессмертная («анимизм»). Особенностью жи­вых существ считалось наличие души; когда она покидает тело, по­следнее превращается в «мертвую» субстанцию.



Одновременно практическая деятельность человека способствовала накоплению положительных знаний о домашних животных и культурных растениях. В частности, были достигнуты успехи по их улучшению. К этому периоду восходят, как показал Ч.Дарвин, истоки применения искусственного отбора в бессознательной форме.

Однако рабовладельческие цивилизации, отличавшиеся низким и потребительским уровнем производства, не могли в принципе привести к большим достижениям в познании природы. Потреб­ность в знаниях о живой природе ограничивалась узкой сферой воз­делывания растений (пшеница, ячмень, рожь, плодовые, лен, коноп­ля, рис, хлопок), домашних животных (крупный рогатый скот, верблюд, собака, лошадь, овцы, козы и т.д.) и медицины. В Месо­потамии были выведены верховые породы лошадей и ослов, поро­ды крупного рогатого скота и овец. Известен был прием получения мула скрещиванием осла с кобылой. Применялось искусственное опыление финиковой пальмы и было получено много её сорто­в. Известно было о существовании пола у растений.

Близкие представления о живой природе были характерны для древнего Египта, что содержит папирус Эберса (XVI в. до н.э.). Здесь особенное развитие получила терминология по анатомии органов. В том же папирусе перечислено большое количество лекарственных растений. В Египте одомашнен одно­горбый верблюд, кошка, гуси, голуби и др. Из Индии сюда попа­ли куры, где были достигнуты и успехи инкубации их яиц в осо­бых печах.

Первоначальные представления о живой природе имели ярко выраженный религиозно-мифический характер. Лишь впоследст­вии они стали приобретать самостоятельное значение в натурфи­лософских концепциях. Так, уже в IV тысячелетии до н.э. появля­ются списки растений и животных (Месопотамия), в них различа­лись плото- и травоядные, водные (рыбы), членистые и четвероно­гие животные, птицы и змеи. Растения же подразделялись на дере­вья, овощи, пряности и лекарственные. Сердце рассматривалось как орган мышления, печень — главный орган жизни, содержа­щий кровь.

Древнеиндийская философия рассматривала природу как ком­плекс 5 элементов: огонь, земля, вода, воздух и эфир. При сочета­нии с ними вещества организма (слизь, желчь и воздух) образуют все остальные существа и их части. Развитие зародыша человека они связывали с участием мужского воспроизводительного вещест­ва, в котором содержатся представители разных органов и структур организма. Определение пола у эмбриона человека объясняли изменением соотношения мужского («семени») и женского («крови») начал при зачатии. При равном их соотношении рождаются якобы разнополые — двойняшки. Было распространено и мнение о влия­нии пищи и психического состояния матери в период беременности на особенности ребенка, несмотря на признание наличия у живых существ неизменных признаков, наследуемых от родителей.

Памятники индийского эпоса, относящиеся к VI вв. до н.э., содержат также описание поведения и образа жизни многих живот­ных и растений. В Древней Индии к наблюдениям относились как к наиболее надежному источнику получения достоверных знаний о природе.

Материалисти­ческие традиции Древней Индии и ее достижения в познании жи­вой природы, успехи в технике ампутации органов, кесарева сече­ния, удалении почечных и желчных камней, а также описания последовательных этапов развития эмбриона человека и лекарствен­ных свойств многих растений оставались неизвестными для Запада до походов А.Македонского.

В древних цивилизациях Индии, Египта и Китая задолго до соз­дания рабовладельческих государств на Западе человек перешел от собирательства к животноводству и растениеводству, к использова­нию методического отбора. В этих странах были заложены основы многих наук, обсуждались вопросы происхождения жизни и чело­века с позиции трансформизма.

Древнекитайские мыслители (IX—VII вв. до н.э.), опиравшиеся на практику развитого земледелия, скотоводства и медицины, окру­жающий мир пытались объяснить исходя из наличия в нем полез­ных материальных частиц, взаимодействие которых дает начало воде, деревьям, огню, земле и металлам. Последние считали осно­вой всего. В Китае слабо развивалась анатомия из-за строгого за­прета на вскрытие живых и мертвых организмов. В целом, природу они рассматривали не только как материальную, но и развившуюся благодаря естественной необходимости без участия внешнего начала (Ван Чун).

Из сказанного видно, что в глубокой древности большая часть представлений о природе носила мистический и умозрительный ха­рактер, хотя и были попытки получения положительных сведений путем наблюдений. Положение в последующем заметно меняется в Древней Греции и Риме, где находят отражение идеи единства вселенной и вечности движения, закономерного характера развития ок­ружающего мира.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.