Представления о природе в древности
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ
Курс лекций
Учебно-методическое пособие
Киров
УДК 57(091); 57(092)
Д204
Допущено к изданию методическим советом биологического факультета ФГБОУ ВПО «ВятГУ» в качестве учебно-методического пособия для студентов направления 020400 «Биология», уровень магистратуры, профиль 020400.68 «Микробиология и вирусология»
Рецензент
доцент кафедры биотехнологии ФГБОУ ВПО «ВятГУ»,
кандидат биологических наук
О. Н. Шуплецова
Дармов, И. В.
Д204
| История и методология биологии. Курс лекций: учебно-методическое пособие / И.В.Дармов (составитель). – Киров: ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2012. – 199 с.
|
|
| УДК 57(091); 57(092)
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов направления 020400 «Биология», уровень магистратуры, профиль 020400.68 «Микробиология и вирусология», для подготовки к лекциям, практическим занятиям и самостоятельной подготовки по дисциплине «История и методология биологии».
Тех. редактор Е. В. Кайгородцева
© ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................................................................... 4
Лекция № 1.Развитие представлений о живой природе в древности,
Античном мире и в Средние века........................................ 5
Лекция № 2.Достижения в изучении живой природы в XV—XVII вв.. .28
Лекция № 3.Биологические знания в XVIII веке..................................... 40
Лекция № 4. Основные достижения в биологии в первой
половине ХIХ в…………………………………………………56
Лекция № 5. Успехи биологии во второй половине ХIХ века................. 76
Лекция № 6. Важнейшие открытия ХХ века в области
физиологии и биохимии…………………………..……...….96
Лекция № 7. История молекулярной биологии и генетики.................. 121
Лекция № 8.История и методология микробиологии........................... 142
Лекция № 9. История и методология вирусологии…………………..….173
Список источников литературы………………………………….….….198
ВВЕДЕНИЕ
В настоящем учебно-методическом пособии представлены лекции по курсу «История и методология биологии» для магистров 1 года обучения, проходящих подготовку по направлению 020400 «Биология», профилю 020400.68 «Микробиология и вирусология». После прослушивания лекции, конспектирования и усвоения материала магистранты должны самостоятельно изучить рекомендованные источники литературы и информационные источники сети Интернет по каждой теме, сформировать собственное представление по ней и подготовиться к очередному практическому (семинарскому) занятию, где все пункты темы будут рассмотрены более подробно.
Лекция № 1
Тема лекции: Развитие представлений о живой природе в древности,
Античном мире и в Средние века
План лекции:
1. Представления о природе в древности
2. Уровень познания живой природы в Древней Греции
2.1. Философы – материалисты
2.2. Ионийская школа
2.3. Афинская школа
2.4. Александрийская школа
3. Представления о живой природе на заре новой эры в Древнем Риме
4. Уровень изучения живой природы в Средневековье
4.1. Господство схоластики при объяснении явлений природы
4.2. Возрождение интереса к наблюдениям при изучении явлений природы
Представления о природе в древности
Идея о единстве и развитии окружающего мира, включая живую природу, была одной из центральных для многих философских школ древности. Речь идёт о древних земледельческих государствах Месопотамии, Египта, Индии и Китая. При этом часто исходили из материальности мира и многообразия его предметов и явлений. Само многообразие предметов и явлений рассматривалось как результат постепенного развития мира. При этом исключения не составлял и человек. Широкое хождение имела и идея превращения одних существ в другие.
Именно в этот период формируется представление о душе как о самостоятельной сущности, включая множественность душ, появляющихся в разных органах и определяющих их функции. Душа рассматривается как бессмертная («анимизм»). Особенностью живых существ считалось наличие души; когда она покидает тело, последнее превращается в «мертвую» субстанцию.
Одновременно практическая деятельность человека способствовала накоплению положительных знаний о домашних животных и культурных растениях. В частности, были достигнуты успехи по их улучшению. К этому периоду восходят, как показал Ч.Дарвин, истоки применения искусственного отбора в бессознательной форме.
Однако рабовладельческие цивилизации, отличавшиеся низким и потребительским уровнем производства, не могли в принципе привести к большим достижениям в познании природы. Потребность в знаниях о живой природе ограничивалась узкой сферой возделывания растений (пшеница, ячмень, рожь, плодовые, лен, конопля, рис, хлопок), домашних животных (крупный рогатый скот, верблюд, собака, лошадь, овцы, козы и т.д.) и медицины. В Месопотамии были выведены верховые породы лошадей и ослов, породы крупного рогатого скота и овец. Известен был прием получения мула скрещиванием осла с кобылой. Применялось искусственное опыление финиковой пальмы и было получено много её сортов. Известно было о существовании пола у растений.
Близкие представления о живой природе были характерны для древнего Египта, что содержит папирус Эберса (XVI в. до н.э.). Здесь особенное развитие получила терминология по анатомии органов. В том же папирусе перечислено большое количество лекарственных растений. В Египте одомашнен одногорбый верблюд, кошка, гуси, голуби и др. Из Индии сюда попали куры, где были достигнуты и успехи инкубации их яиц в особых печах.
Первоначальные представления о живой природе имели ярко выраженный религиозно-мифический характер. Лишь впоследствии они стали приобретать самостоятельное значение в натурфилософских концепциях. Так, уже в IV тысячелетии до н.э. появляются списки растений и животных (Месопотамия), в них различались плото- и травоядные, водные (рыбы), членистые и четвероногие животные, птицы и змеи. Растения же подразделялись на деревья, овощи, пряности и лекарственные. Сердце рассматривалось как орган мышления, печень — главный орган жизни, содержащий кровь.
Древнеиндийская философия рассматривала природу как комплекс 5 элементов: огонь, земля, вода, воздух и эфир. При сочетании с ними вещества организма (слизь, желчь и воздух) образуют все остальные существа и их части. Развитие зародыша человека они связывали с участием мужского воспроизводительного вещества, в котором содержатся представители разных органов и структур организма. Определение пола у эмбриона человека объясняли изменением соотношения мужского («семени») и женского («крови») начал при зачатии. При равном их соотношении рождаются якобы разнополые — двойняшки. Было распространено и мнение о влиянии пищи и психического состояния матери в период беременности на особенности ребенка, несмотря на признание наличия у живых существ неизменных признаков, наследуемых от родителей.
Памятники индийского эпоса, относящиеся к VI вв. до н.э., содержат также описание поведения и образа жизни многих животных и растений. В Древней Индии к наблюдениям относились как к наиболее надежному источнику получения достоверных знаний о природе.
Материалистические традиции Древней Индии и ее достижения в познании живой природы, успехи в технике ампутации органов, кесарева сечения, удалении почечных и желчных камней, а также описания последовательных этапов развития эмбриона человека и лекарственных свойств многих растений оставались неизвестными для Запада до походов А.Македонского.
В древних цивилизациях Индии, Египта и Китая задолго до создания рабовладельческих государств на Западе человек перешел от собирательства к животноводству и растениеводству, к использованию методического отбора. В этих странах были заложены основы многих наук, обсуждались вопросы происхождения жизни и человека с позиции трансформизма.
Древнекитайские мыслители (IX—VII вв. до н.э.), опиравшиеся на практику развитого земледелия, скотоводства и медицины, окружающий мир пытались объяснить исходя из наличия в нем полезных материальных частиц, взаимодействие которых дает начало воде, деревьям, огню, земле и металлам. Последние считали основой всего. В Китае слабо развивалась анатомия из-за строгого запрета на вскрытие живых и мертвых организмов. В целом, природу они рассматривали не только как материальную, но и развившуюся благодаря естественной необходимости без участия внешнего начала (Ван Чун).
Из сказанного видно, что в глубокой древности большая часть представлений о природе носила мистический и умозрительный характер, хотя и были попытки получения положительных сведений путем наблюдений. Положение в последующем заметно меняется в Древней Греции и Риме, где находят отражение идеи единства вселенной и вечности движения, закономерного характера развития окружающего мира.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|