Сделай Сам Свою Работу на 5

Промышленность и торговля





 

Сравнительно крупными предприятиями в Варнавинском уезде в начале ХХ века были древесно-картонная фабрика Бердниковых, стекловаренный завод Базилевских, лесопильный завод Смецких, на которых было занято свыше 300 рабочих.

Несмотря на значительное снижение производительности завода в годы Первой мировой войны, связанное с сокращением лесных заготовок, Смецкие в 1916 году приступили к строительству, вблизи существующего, нового завода с численностью рабочих 46 человек. Помимо производственных корпусов, были оборудованы жилые помещения для рабочих на 60 человек, амбулатория, оснащен пожарный обоз. На заводе был установлен паровой котел и локомобиль фирмы Вольф (Германия), две лесопильные рамы с транспортиром для опилок. Решением фабричного инспектора Костромской губернии, инспектировавшего завод, строительство нового предприятия было признано расширением существовавшего из-за их непосредственной близости. В 1918 году завод был национализирован и передан в ведении Варнавинского СНХ.

В промышленном производстве отдельные предприимчивые крестьяне становятся крупными предпринимателями по производству, скупке и продаже ремесленных изделий, купцами и лесопромышленниками. Товарная продукция из леса вывозилась на лошадях на пристани в Баки (Н. Слобода), д. Подлысье. Часть леса направлялась на лесопилку для распиловки и сплава пиломатериалов, часть отправлялась на Волгу круглым лесом. В пределах Баковской земли действовали лесопильные заводы: А.П. Трубецкого, О.П. Чирковой. Н.Д. Дерюгина, П.П. Ставицкого.



И.Г. Турыгин в деревне Дуплихе создал кожевенный завод, а И.С. Красильников и Д.В. Румянцев в той же Медведовской волости пустили в строй красильное предприятие. В лесных дачах Ижменского и Баковского лесничеств действовали порошковые заводы, владельцами которых были 19 крестьян. Крестьянин деревни Поляны Н.И. Котов имел спиртоочистительный завод. Такой же завод имели братья Воронины в Староустье. Спиртоперегонный завод имел крестьянин деревни Елизаветины Г.С. Малышев. В 1905 году вступил в строй стекловаренный завод под селом Успенским.

Ветлужский ликеро-водочный завод построен казною в 1901 году под названием “Ветлужский казенный винный склад № 4” по типу Главного Управления неокладных сборов и казенной продажи питей МФ России с производительностью по первому разряду 150 тысяч ведер в год (на проектную производительность вышел в 1907 году). Обслуживал Ветлужский, Варнавинский и частью Кологривский уезды Костромской губернии.



В 1916 году начал работу второй завод лесохимической промышленности - Баковский формалиновый завод, объединивший всех кустарей Варнавинского уезда, занимавшихся сухой перегонкой древесины. На нем было занято свыше 60 рабочих. Завод производил формалин из кустарного древесного спирта. Руководил строительством завода и стал его первым директором и главным инженером – Отто Иванович Гуммель из военнопленных немцев. Неподалеку от Красных Баков в поселке Ветлужская под его руководством был построен еще один завод по химической переработке древесины. Оба завода объединили в Ветлужский лесохимкомбинат. Выпускали скипидар, уксусную кислоту, канифоль и специальные присадки для авиационного топлива.

Гуммель руководил заводом многие годы. В тридцать восьмом, когда его расстреляли, как врага народа, ему был семьдесят один год. Обошлись даже и без доносов. Следователь арестовал Гуммеля и еще одного бывшего военнопленного Карла Карловича Рудольфа, механика Ветлужской нефтебазы. Отто Иванович и Карл Карлович не были знакомы, но это не помешало следователю составить из них фашистско-диверсионную группу, злоумышлявшую против руководителей советского государства.

К этому же времени относится работа небольшого завода лесохимической промышленности, построенного Семеновым около деревни Наврас Варнавинского уезда.



Самым крупным и богатым лесопромышленником и торговцем баковских мест был В.П. Чирков. Его отец, крестьянин П.Г. Чирков, купил у князя Трубецкого участок леса в 70-х годах XIX века, начал вести лесоразработки и отправлять лес на Волгу. Чирковы построили лесопильный завод, начали строить баржи и беляны, открыли магазин на центральной площади. Дела шли успешно.

В Варнавине из промышленных предприятий были только переплетная мастерская и типография.

Существенно улучшает свои позиции в торговле Заветлужья в начале ХХ века Ветлуга. Насчитывалось до революции более 150 разных торговых заведений, 14 мясных лавок, одна колбасная, 10 пивных лавок, 6 чайных, трактир, 49 хлебо-бакалейных, 2 аптекарских магазина и 4 кожевенных, один по торговле швейными машинами и т.д. Построенные в эти годы торговые ряды привлекают купцов со всей России.

 

Река Ветлуга

 

В начале XX века по Ветлуге ходило до 10 пассажирских пароходов и до 15 волжских буксиров, приводивших баржи с Волги и уводивших их с Ветлуги с пиломатериалами и материалами для шахт Донбасса. Но все это было только в течение одного весеннего месяца, а после этого наступало на Ветлуге затишье до новой весны.

Также только весной существовало прямое сообщение от Волги до города Ветлуги на больших пароходах, а летом регулярное сообщение поддерживали небольшие катера на участке Козмодемьянск - Воскресенское и Воскресенское - Ветлужская. Выше же Ветлужской летом ходили только служебные катера.

В 1897 году, оставив службу, путешественник, этнограф, археолог и журналист Николай Николаевич Оглоблин начинает путешествовать по Поволжью, а в начале ХХ века посещает и Поветлужье. Вот несколько фрагментов его путевых очерков.

«Все усилия пароходчиков устремлены на то, чтобы собрать побольше жатвы за короткую ветлужскую навигацию, продолжающуюся только до спада весенних вод, т.е. до начала или половины июня. Иногда навигация возобновляется еще осенью, если дожди поднимут воду в Ветлуге. Ветлужские пароходы старого типа — с каютами внизу, небольшие, слабосильные. Впрочем, один пароход американского типа (двухъярусный) — «Иван».

На протяжении 500 верст пароходного пути по Ветлуге имеется всего четыре пристани: села Воскресенское и Баки и города Варнавин и Ветлуга. Не думайте, что река Ветлуга так пустынна. Напротив, на этом 500-верстном расстоянии (от устья до г. Ветлуги) вы встречаете на самом берегу более сотни сел, деревень, усадеб, лесных заготовок и проч., а в небольшом расстоянии от берега найдете вдвое больше разных поселений.

Сколько пассажиров и грузов прибавилось бы отсюда, если бы ветлужские пароходчики устроили побольше пристаней на расстоянии 20—30 верст вместо теперешних перегонов в 100—200 верст. Правда, пароходы берут пассажиров прямо с берега и с лодок и также спускают их. Но не все решаются на этот подвиг, зная, что ветлужские пароходы поднимают пассажиров не по трапу, а просто выволакивают их с лодок на борт чуть-чуть не за шиворот или принимают с берега тем же манером, считая сходни излишнею роскошью…

Сколько несчастий при этом бывает! В навигацию 1901 г. жительница с. Благовещенского (между Воскресенским и Баками) приняла в апреле холодную ванну, садясь с лодки на пароход, и с трудом спасена… Тогда же опрокинулась пристававшая к «Петру» лодка с 9 пьяными вдрызг пассажирами, но, к удивлению, все они отделались только холодною ванною и все спасены… Но нередко в подобных случаях гибнут люди. Не говорю уже о массе случаев, когда пароходы отказывают без достаточных оснований в приеме пассажиров с лодок и берега.

Лучшим ходоком на Ветлуге признается «Петр», но мы его не застали и должны были сесть на «Ивана», о котором отзываются ветлужане, как о «самом чистом и удобном» из ветлужских пароходов. О «чистоте» его не будем говорить: этого понятия не существует на ветлужских пароходах… Но «удобным» еще можно его признать, если не быть требовательным, да и то имея в виду пассажиров I и II классов, которым предлагаются как отдельные двухместные каюты наверху, не особенно тесные и довольно приличные, так и общие рубки скромных размеров.

Но пассажирам III класса отведено грязное помещение внизу, без всяких приспособлений, среди груза, дров и проч., да небольшая площадка наверху, между I и II классами, покрытая сверху и открытая с боков. В дождь здесь хлещет с обеих сторон, а в остальное время при малейшем ветре несутся фейерверки и сор из пароходной трубы и жгут волосы, глаза, платье пассажиров. От дождя и искр нет спасения даже на корме, не имеющей на «Иване» крыши. Снопы искр разгуливают иногда даже на носу парохода…

Единственным удобством парохода представляется его электрическое освещение. Все же остальные «удобства» от большого до малого — очень сомнительного свойства. Буфетная часть на «Иване» обреталась не в авантаже, и буфетом заведовали какие-то случайные и вечно хмельные люди… Бывали моменты, когда буфет предупреждал, что провизия у него на исходе, а до пристани оставалось еще полсуток и более ходу»…

Рыболовство на реке не особенно развито, хотя рыбою Ветлуга богата, и, например, стерлядь считается лучше волжской. Однако прохождение плотов сильно мешало рыбной ловле. На устьях речек и затонов виднелись запрещенные законом заколы (запруды), мешающие весеннему ходу рыбы в речки для метания икры и обратному движению ее оттуда в реку.

Довольно значимое распространение рыбного промысла наблюдалось в селе Вознесенском, что в 15 верстах ниже уездного города Ветлуги. Там рыбаки ловили трехстенными плавными сетями, переметами, мережками, а в озерах рядом с селом трудилась рыбацкая артель неводщиков. Другие "рыбные места" были у села Лапшанги, что в 7 верстах к северу от Варнавина. В этом селе буквально у каждого крестьянина были ставные сети, но, как правило, лапшангцы ловили рыбу не на продажу, а лишь для собственного стола. Намного лучше был развит рыболовный промысел в 5 верстах выше Варнавина в деревне Колпаково: в этой деревне одних только рыбацких дворов было 25, и все их хозяева сбывали свой улов в Варнавино.

Хорошие уловы были и в Баках. Тогдашние наблюдатели зарегистрировали на Ветлуге вблизи этого села 12 лодок. Ниже Баков рыбаки ловили возле Афанасихи, возле Ильинского, подле Богородского, у деревни Песочной, у Прудовки, а в Медведихе 12 человек рыбаков-­неводчиков вели промысел неводом и ставили на тамошних озерах так называемые "запоры".

А еще река была любимым местом для развлечения детей. Она поила, стирала, кормила, везла, спасала от жары, гасила пожары да много еще чего делала знаменитая русская река.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.