Сделай Сам Свою Работу на 5

Общее положение дел в здравоохранении





 

Несмотря на некоторые меры, направленные на улучшение физического состояния местного населения, подвижки были малозаметны. Так, физическом развитии мужчин можно судить по данным армейского набора в 1879 году. Всего по Костромской губернии тогда приняли на военную службу 2703 человека. Из них имели рост 153 см - 121 человек, 155,5 см - 404 человека, 160 см — 682 человека, 164,5 см-727 человек, 169 см - 524 человека, 173,5 см - 166 человек, 178 см - 50 человек, 182,5 см - 2 человека, 187 см —2 человека,

Цифры доказывают, что для мужчин рост и 164 сантиметра являлся полтора века назад средним, а люди с ростом за 180 сантиметров считались великанами. В своем же большинстве мужчины, в частности, Ветлужского уезда были слабыми. Что не преминул отметить антрополог Б.С. Жукова, работавшего с экспедицией в Заветлужье уже в 20-е годы ХХ века:

«Население Уренского района представляет гораздо более рослым, коренастым, обладающим хорошим весом, упитанностью, темными волосами и довольно светлыми глазами». Констатируется это в сравнении соседним ветлужским населением, которое, в свою очередь, характеризуется «более низким ростом и обладает сравнительно слабым физическим развитием, слабой упитанностью». Другие соседи уренцев – воскресенцы занимают здесь промежуточное положение. Объясняет Жуков данное различие в конституционном строении следующим образом: в Ветлужском районе крестьянское население было «помещичье или монастырское, то есть частно-крепостническое. Уренский район был населен беглыми, старообрядцами, стрельцами и т.д., сохранившими чрезвычайно яркие черты старинного старообрядческого быта. Это население, как и вообще старообрядческое население, значительно более активно и более мощно в отношении стойкости своей культуры, и такая, исторически выработавшаяся, мощь отражается и на хозяйственном, и на культурном облике населения в современные дни».



На мой взгляд, различие в облике уренцев и ветлужан обусловлено еще и тем, что последние во многом – суть обрусевшие марийцы, а те, как известно, мощью фигуры не обладают. В частности, черты лица у «истинных ветлугаев» не лишены монголоидности.

В связи со «слабой упитанностью» ветлужских новобранцев уездные власти не могли выполнять наряды по отбору солдат и в середине XIХ века вынуждены были ходатайствовать, чтобы для новобранцев из Ветлужского уезда уменьшили бы объем грудной клетки. Чиновники оправдывали такую просьбу тем, что лесные работы с малолетства и ежегодное пятимесячное проживание лесорубов в антисанитарных условиях зимниц пагубно сказывались на физическом развитии мужчин.



Но не только изнурительные работы подрывали здоровье наших предков. К этому вели плохое питание, частые голодовки, скверные жилищные условия и отсутствие какой-либо медицинской помощи ежегодные вспышки оспы, дизентерии и других болезней, уносившие многие жизни и ослаблявших организмы тех, кто перетерпел эти болезни.

Отрицательно сказывались на здоровье людей и даже вели к вырождению, неизбежные браки в близком родстве внутри небольшой Заветлужской вотчины монастыря и сверхранние браки. В нашей местности, как говорят документы, ребят обычно женили до 18-летнего возраста, жены были старше мужей на два-пять лет. Здесь родители невесты преследовали цель как можно дольше держать дочь при себе как работницу (надо же отработать родительскую хлеб-соль), а родители жениха стремились скорее получить уже окрепшую женщину, приобретшую опыт, умение в работе по хозяйству.

По данным переписи населения 1897 года, ослепли после рождения (надо полагать, после оспы и трахомы) 297 мужчин и 427 женщин, а всего потерявших зрение - 724 человека - факты тяжкого прошлого Ветлужского края.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ССЫЛЬНЫЕ В ВАРНАВИНЕ

 



В 1856 году под строгий надзор полиции в Варнавин был сослан священник из Пермской губернии революционный демократ Степан Иванович Шиловский. К нему стали обращаться местные жители за написанием прошений.

В 1864 году в Варнавин для поселения была направлена группа участников польского восстания 1863 года. Здесь было расквартировано 12 человек и несколько человек в селениях уезда. Большинство из прибывших принадлежали к тайной организации «Жонд Народовы», боровшейся за национальную независимость Польши от России. Поляки были людьми высокообразованными и охотно делились своими знаниями с коренными жителями. От них получил путевку в жизнь известный ученый-варнавинец Иван Александрович Разумовский, получив уроки по изучению иностранных языков.

 

НОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЗАВЕТЛУЖЬЯ

 

Библиотечное дело

 

С начала XIX века библиотечное дело начало развиваться более широко. Школьным уставом (1804 г.) предусматривалось создание библиотек при гимназиях. С 1870-х годов по инициативе земств, городских дум, просветительных и благотворительных обществ начали создаваться народные библиотеки и читальни.

История библиотечного строительства в районах Заветлужья берет начало также в конце XIX века. Так, в Воскресенском районе местный землевладелец Немчинов открыл в своем доме частную библиотеку. Книги выдавались без записи и без обязательного возвращения с целью привлечения населения к чтению. Официальное открытие первой народной библиотеки в Воскресенском состоялось в 1897 году. Располагалась она в частном доме помещика Левашова. Книги выдавались на дом, заведовал библиотекой учитель Анкидинов. По отчету земской управы за 1901 год библиотека обслуживала 190 читателей и располагала фондом в несколько тысяч книг, газет и журналов.

На исходе века, в 1899 году в Варнавине открылась первая общественная библиотека с читальным залом. Князь А.П.Трубецкой положил этим начало основанию в уезде народных библиотек-читален. Из своей личной библиотеки он для нового учреждения пожертвовал книги на сумму 500 рублей (книга дороже 25 копеек считалась тогда уже очень дорогой). В знак благодарности библиотеке было присвоено название «Имени А.П.Трубецкого».

З0 ноября 1899 года в Урене также была открыта народная библиотека-читальня, заведовать которой стал священник Трехсвятской церкви Владимир Кузьмич Успенский (1873-1923). Он же стал инициатором создания в Урене общества трезвости. При обществе в центре Уреня была открыта чайная «Торговля горячим чаем» (на снимке). Здесь можно было сфотографироваться, послушать граммофон.

С середины XIX века все большее внимание начинает уделяться благоустройству городов. С отменой крепостного права Ветлуга приобретает все более цивилизованный вид. 26 марта 1865 года открывается первая в Заветлужье и во всей России земская почта. На снимке из Ветлужского музея - именная почтовая марка. Земская почта - это специальная почтовая служба, созданнаяв конце XIX века большинством земских управ России как для пересылки корреспонденции внутри уездов, так и для обмена корреспонденцией с государственной почтовой службой

Но новое бедствие постигло горожан. Во время пожара в 1890 году в Ветлуге сгорело 1128 зданий, 3 здания торговых рядов и запас продовольствия на целый год. После этого пожара заново отстроенный город и приобрел современные градостроительные черты. Одни улицы пошли перпендикулярно к берегу реки, другие пересекали их под прямым углом. Большинство же построенных каменных зданий в центре города относятся к концу XIX—началу XX века.

Уцелели с той поры и главные каменные здания города, в которых теперь располагаются медучилище, сбербанк, магазины, административные учреждения. На снимке наших дней - здание торговых рядов (1900 года постройки). В уездном городе Ветлуге по переписи 1897 года проживало 5 179 человек.

Частые пожары постигали и село Никольское (Баки). Предприниматели, понимая это, старались отстроиться в каменном виде. Первым каменным зданием в Баках считается дом князя Александра Петровича Трубецкого. Это здание построено в конце XIX века. В доме поместили школу (с 1999 года в нем располагается Краснобаковский исторический музей).

Александр Петрович Трубецкой числился как камер-паж Двора Его Императорского Величества. Владельцем земель в Костромской губернии стал в 1891 году, приехав в Варнавинский уезд в возрасте 24 года. Уже в 1909 году по ходатайству своей сестры княгини Марии Петровны Белевской за строительство школьного здания был упрятан в дом сумасшедших. Всего около 18 лет прожил Трубецкой в наших краях, а помнят его здесь до сих пор. И не только потому, что был он самый богатый и знатный человек в уезде, а потому что успел за этот короткий срок совершить много добрых дел. Умер князь Трубецкой в 1912 году.

Первое земское больничное здание в Баках было построено, видимо, в 1887 году.

Началось коренное улучшение дорог в границах населенных пунктов, строительство надежных мостов пока через небольшие реки. Ямские почтовые станции, созданные еще в конце XVIII века, открывают все новые постоялые дворы для перекладных в крупных селах. Улучшается почтовый тракт, связывающий уездный Варнавин, Урень и Яранск.

В сессию 1868 года Ветлужская земская управа внесла доклад «о необходимости проложения почтового тракта между г. Ветлугой и селом Урень Варнавинского уезда, своротив с существующего Казанского тракта на деревню Золотое, Целегородку, Козляны, Шишово, две Белых, Холуй и Горево, а отсюда направляясь дорогою, ведущей из Карпунихи в Урень до села Темты, где дорога выходит на Вятско-Нижегородский тракт».

Для разъезда по Варнавинскому краю судебных следователей, полицейской управы, врачей, служащих к 1893 году были созданы 16 земских станций с 91 лошадью. В 90-е годы кроме телеграфа в городах появляется телефонная связь.

Город Варнавин наряду с Ветлугой приобретает всероссийскую известность. Благодаря уроженцу города, общественному деятелю и ученому Ивану Александровичу Рязановскому Ветлужский край и Варнавин посетил его друг, известный писатель М.М. Пришвин. Свои воспоминания о Варнавине оставил и писатель М.Е. Салтыков-Щедрин. В апреле 1848 года по пути следования в ссылку в город Вятку, из Макарьева на Унже лесной дорогой Михаил Евграфович прибыл в Варнавин. В одном из рассказов он отмечает: «Варнавин – довольно чистенький городок на Ветлуге, при впадении в нее Лапшанги».

Сохраняются старые народные традиции отмечания праздников, возникают новые. В волостном центре – селе Баки - каждый год на Троицу собирались все жители от мала до велика. Причиной тому была традиционная «Баковская основа» – праздничное шествие с песнями по улицам села, во время которого односельчане становились одной большой дружной семьёй. Мужчины и женщины, держась особенным образом за платочки, исполняли троицкие песни. Очень задушевные и мелодичные, эти песни подчёркивали красоту и торжественность праздника. Хождение основой объединяло людей, делало их участниками чего-то большого, важного, значимого. Основы собирали очень много народа. Ведущими ставили людей опытных. Кроме участников шествия, у основы всегда было много зрителей. За ней шла толпа взрослых, бежали гурьбой ребятишки.

 

ЦЕРКОВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

 

С отменой крепостного права строительство новых церквей началось с удвоенной силой. При них к тому же создавались еще и церковно-приходские школы, которых так недоставало крестьянству России. А еще власти горели неукротимым желанием навсегда покончить с церковным расколом, ради чего создавались церкви единоверческие. Единове́рие (другое самоназвание — «православное старообрядчество») — направление в старообрядчестве, возникшее в конце XVIII века, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата.

В 1861 году в селе Первом Черном Варнавинского уезда (ныне

Шахунского района) на средства удельного ведомства строится деревянная однопрестольная единоверческая церковь в честь Вознесения Господня. Священника же официальной церкви в Черной и окружающих деревнях старообрядцы приняли холодно, отчужденно. Вот что по этому поводу писала газета «Костромские губернские ведомости»: «На крестных ходах... можно видеть одного или двух наезжих чиновников и двух-трех крестьян; церкви во время богослужения всегда пусты». И далее газета сообщала как досадный факт, что черновский поп живет в лачуге, а раскольники не хотят помочь ему поставить дом.

Крестовоздвиженская церковь в селе Тонкино того же уезда, деревянная, построена в 1861 года на средства прихожан. Храм однопрестольный - в честь Воздвижения Креста Господня в Иерусалиме. Храм сгорел во время Великой Отечественной войны. Новый будет заложен в 2003 году и освящен в 2006 году.

Для укрепления православия строятся новые церкви и часовни даже в самых отдаленных селениях Костромской губернии. Так в 1863 году старанием прихожан была открыта Богородицерождественская церковь в селе Письменер (ныне Тоншаевского района). Деревянная, престол один в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Часовня при деревне Большие Ошкаты, прихода этой церкви, построенная в 1875 году, издавна почитается, как место явления иконы святителя Николая, находящейся в церкви села Тоншаева. Торжественное принесение иконы в часовню ежегодно бывает 9 мая. Церковь в Письменере сгорела в 1982 году.

Тихвинская церковь в селе Топан Овсяновской волости Варнавинского уезда (ныне Воскресенского района), деревянная, построена в 1863 году иждивением прихожан и вдовы коллежского советника Марии Андреевны Филатьевой. Храм однопрестольный - в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Храм сгорел в конце 1980-х годов.

В селе Большая Карпуниха Заречной волости Ветлужского уезда (ныне Уренского района) в 1866 году на средства прихожан была сооружена деревянная православная Трехсвятительская церковь. С приходом к власти большевиков, здание церкви было переоборудовано под клуб, а в конце 70-х годов ХХ века снесено. Сегодня это крупное, старинное село обходится без церкви.

Васильевская церковь в селе Одошнур (Буреполом) Тоншаевской волости Ветлужского уезда, деревянная, построена в 1869 году тщанием прихожан. Престол один - во имя Василия Великого. Церковь разобрана в 1960-е гг. На ее месте построен магазин.

Но все более строится церквей каменных. Михайло-Архангельская церковь в селе Михайловское (Сквозники) Макарьевской волости Варнавинского уезда, два храма, оба каменные, построены на средства полковника Петра Александровича Кривцова: а) в 1864 году, б) в 1870 году. В каждом храме по одному престолу: а) в первом - в честь Архистратига Михаила, б) во втором Нерукотворного Образа Спасителя.

Прихожан числилось - 741 мужского пола и 834 женского. В приходе оставались также раскольники Спасова согласия (103 мужчины и 105 женщин). Приходских селений 7.

Церковь одноглавая (вероятно, первоначально была пятиглавая) четырёхстолпная, в русско-византийском стиле сооруженная по образцовому проекту К.А. Тона. Храм Нерукотворного Образа Спасителя был разобран в 1930-е годы. Следом закрыли второй. Иконы и церковная утварь были уничтожены или разворованы. Храм приспособили под хранилище для зерна. Машины с зерном заезжали прямо в церковь…

На парадном входе с железной узорной решеткой до 90-х годов прошлого века красовался большой красивый старинный металлический замок. Когда-то священник этого храма не отдал новой власти ключ от замка. Священника, конечно же, арестовали, но ворота до начала 90-х годов оставались закрытыми. В настоящее время храм постепенно разрушается. Фото 2009.

Зимняя церковь Зосимы и Савватия Соловецких Троицкого старообрядческого мужского монастыря в селе Троицком Воскресенского района во второй половине XIX века из-за ветхости была разобрана и рядом в 1870-х годах был построен одноименный, также деревянный храм. Еще и построенная здесь в 1713 году деревянная Троицкая церковь сохранилась.

Лихолетье ХХ века Троицкий приход пережил относительно благополучно. Храмы закрывались лишь с 1941 по 1947 годы.

В 1876 году в селе Ильинское Баковской волости Варнавинского уезда был построен каменный двухпрестольный храм - в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в честь святого Николая Чудотворца (фото 1908 г.). Рядом стоящая деревянная церковь стала летней, а каменная - зимней.

В годы войны в храмах разместили завод, где сушили для фронта картофель и попутно делали крахмал. В деревянном храме в алтарной части выкопали яму для хранения картофеля. Сушили картошку в каменной церкви. Там сделали большую круглую печь с решетками. В печку бросали и древние иконы, и уникальную деревянную резьбу, которая украшала алтарь.

Примерно в эти же годы (50-60-е) алтарную часть деревянного храма сломали. Сначала церковь уронили с помощью тракторов, потом разобрали, сложили в штабеля и накрыли толью. Есть версия, что хотели переправить ее в музей под открытым небом в Горький. Да только и сейчас лежат возле остатков деревянной колокольни три живописные кучи - бывшая алтарная часть от Ильинской церкви.

Преображенская церковь в селе Спасское, что на Вятской дороге, деревянная, построена в 1881 году на средства прихожан.

Церковный приход в Юкшуме (ныне Шарангского района) по указу Святейшего Синода был открыт в 1882 году. В этом же году из села Кундыш (Корляки) перевезли деревянную церковь. Волостное село украсилось новыми зданиями - правления, земской больницы, земского училища.

Христорождественская церковь в селе ХмелевоеВарнавинского уезда (ныне Варнавинского района), деревянная, построена в 1888 году усердием прихожан при помощи доброхотных дателей. Фото 2009 г.

Петропавловская церковь в селе Лужайки Хмелевицкой волости Ветлужского уезда (ныне Шахунского района), деревянная, построена в 1889 году на средства прихожан и других жертвователей. Престол один в честь апостолов Петра и Павла. Храм утрачен в 1960-е гг.

Два древних шарангских поселения, Кушнур и Козлянур, расположены на притоках Рутки. В XIX веке члены общины деревни Козлянур разрешили поселиться на своих землях русским переселенцам. Когда встал вопрос о строительстве православной церкви, то козлянурцы не согласились выделить земли под ее строительство. Тогда в 1892 году деревянная Зосимо-Савватеевская церковь была построена в Кушнуре. Но в 1928 году церковь сгорела (или была подожжена?) и вновь восстановлена в 1929 году. Церковь насчитывала прихожан: православных русских 1363 - мужского пола и 1532 - женского пола, крещённых черемис - 269 мужского пола и 320 - женского пола. Приход состоял из 13 селений, расстоянием в 1 – 6 верст. В годы Советской власти церковь была разграблена и снесена.

Покровская церковь в селе Ново-Покровское Туранской волости Варнавинского уезда, деревянная, построена в 1892 году на средства прихожан. Храм однопрестольный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В богоборческие времена здание церкви было переоборудовано.

Александро-Невская церковь в селе Пакали (Александровское) одноименной волости Варнавинского уезда, деревянная, построена в 1892 году тщанием крестьянина Алексея Федоровича Пакалева на собранную им от доброхотных дателей сумму. Престолов 2: а) в честь святого благоверного князя Александра Невского и б) святого великомученика Пантелеймона. Храм утрачен в начале 1960-х годов.

Зосимо–Савватиевская церковь в селе Кушнур (ныне Шарангского района), деревянная, начала строиться в 1889 году, но в 1892 году сгорела, но была вновь отстроена. Престол освящен 9 марта 1892 года. Приход состоял из 13 селений расстоянием 1 – 6 верст. Прихожан на 1908 год числилось: православных русских 1363 мужского пола и 1532 женского пола. Крещеных черемис 269 мужского пола и 320 женского пола. В селе имелась одноклассная церковно-приходская школа.

Величественное здание православной Николаевской церкви появилось в 1893 году в селе Большой Красногор Новоуспенской волости Ветлужского уезда (ныне Уренского района). Но и ее век был недолог. В 30-е годы ХХ века безбожная власть приказала стереть с лица земли богоугодное заведение.

Вознесенская церковь в селе Вознесенское Белышевской волости Варнавинского уезда, деревянная, построена в 1893 году тщанием прихожан; 3 престола: а) в честь Вознесения Господня, б) Покрова Божией Матери и в) святого великомученика Пантелеймона. При ней находился Предтеченский храм, также деревянный, построенный в 1759 году. Также З престола: а) в честь святого Иоанна Предтечи (24 Июня), б) преподобного Макария Унженского и в) святых апостолов Варфоломея и Варнавы. Оба храма утрачены в 1950-е годы. На их месте была построена школа.

В 1870-1872 годах в селе Роженцове (ныне Шарангского района) была выстроена и освящена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Через несколько лет храм сгорел. В 1893 году в Роженцове построили уже каменную церковь в честь Казанской Иконы Божией Матери. Престолов в церкви три в ряд: средний в честь Казанской иконы Божией Матери, правый в честь апостолов Петра и Павла, левый в честь трех вселенских святителей. Приход состоял из 22 селений, расположенных на расстоянии от 2 до 12 вёрст. Казанская церковь – одна из немногих, где богослужения не прекращались даже в советское лихолетье, хотя попытки уничтожить церковь, конечно же, были. Особенно впечатляет выдолбленная штыками красноармейцев картина Страшного суда на паперти, которая заставляла трепетать даже неверующих. Местные жители считают, что это Пресвятая Богородица дала верующим силу и смелость защитить храм.

Во время Великой Отечественной войны помещение церкви использовалось под зерносклад, но богослужение не прекращалось, оно шло на паперти. Церковь была наполнена зерном прямо доверху, от того многие фрески попортились. И только в 1946 году зерно вывезли, а помещение возвратили верующим.

В церковной ограде находится могила некоего "старца Евстафия", которого местное население почитает за святого и чествует служением литии на его могиле. Исторических данных о жизни старца Евстафия при церкви не имеется, и почитание его основывается на народном предании.

Знаменская церковь в селе Знаменское Благовещенской волости Варнавинского уезда, деревянная, построена в 1893 года на средства прихожан и благотворителей. Престолов 3: а) в честь иконы Божией Матери "Знамение", б) святителя Николая Чудотворца и в) святых мучеников Никомидийских, память коих совершается 28 декабря.

Александровская церковь в селе Александровское, деревянная, построена в 1894 году на средства прихожан. Престол один в честь Иверской иконы Божией Матери и Александра Невского. Храм утрачен в 1940-е годы.

Никольская церковь в деревне Астанчурга была построена в 1895 году в красивом, но некогда глухом селении на месте обретения иконы Николая Чудотворца. В 1937 году церковь закрыли и отдали под школу. Судьба чудотворной иконы неизвестна. Вновь открылся храм в 1946 году по ходатайству одной из местных жительниц, которая не побоялась обратиться к властям с таким прошением. Храм открыли, установили престольную икону, но старожилы говорят, что это не та чтимая икона, которая была раньше. В течение последних 15 лет силами местных жителей и священника церковь была отстроена практически заново.

Михаило-Архангельская церковь в селе Староустье Благовещенской волости Варнавинского уезда (ныне Воскресенского района), деревянная построена в 1892-1895 годах на средства прихожан и благотворителей. Храм стоял на берегу реки Усты и ее старицы. Утрачен не позднее 1950-х годов.

Александро-Невская церковь в селе Щербаж Тоншаевской волости Ветлужского уезда, деревянная. Построена в 1896 году старанием прихожан и жертвователей. Престол один во имя святого благоверного князя Александра Невского. Храм утрачен в советский период.

В селе Большое Устинское (ныне Шарангского района) церковный приход был открыт в 1859 году. Деревянная церковь построена в 1861 году и освящена во имя Святого Николая. Каменный храм построен и освящен 10 февраля 1897 года.

Церковь с богатым декором в духе эклектики. Основной объем - двусветный четверик, увенчанный декоративным пятиглавием. С востока к нему примыкает трехапсидный алтарь, с запада - трапезная и многоярусная колокольня под луковичной главкой. Высота колокольни – 33 метра. Церковь практически не закрывалась.

В 1897 году тщанием и трудами Синодального миссионера, протоиерея Ксенофонта Крючкова на взысканные им от благотворителей средства построена Преображенская церковь в деревне Большая Елховка Черновской волости (ныне Уренского района). Деревянный однопре стольный храм в честь Преображения Господня освящен в 1903 году, а уже через пятнадцать лет, в 1918 году воинствующими безбожниками был сожжен.

Троицкая церковь в селе Извал Хмелевицкой волости Ветлужского уезда (ныне Шахунского района), деревянная, построена в 1896-1897 годах на средства прихожан и на пожертвования разных лиц. Престолов 3: а) во имя Пресвятой Троицы, б) в честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, в) в честь великомученика Пантелеймона. Как на достопримечательность церкви, можно указать на две местные иконы: а) Пресвятой Троицы, писанная в Троице-Сергиевой лавре, освящена на мощах преподобного Сергия Радонежского, и б) Божией Матери "Достойно есть", писанная в Афонском Пантелеймоновом монастыре, освящена на мощах великомученика Пантелеймона. Храм утрачен в советский период.

Петропавловская единоверческая церковь в селе Трошково Карповской волости Варнавинского уезда (ныне Тонкинского района), 2 деревянных храма: 1) Успенский, однопрестольный - в честь Успения Божией Матери, построен в 1897 году на средства прихожан при пособии от Святейшего Синода и 2) Петропавловский, однопрестольный же - в честь святых апостолов Петра и Павла, построен в 1902 году тщанием Синодальнаго миссионера, протоиерея Ксенофонта Крючкова на средства потомственного почетного гражданина Ивана Гавриловича Попова. Со слов местных жителей, церковь сгорела 6 мая 1925 года. Церковную утварь и иконы удалось спасти, и жители разобрали их на хранение. На фундаменте сгоревшей церкви был выстроен дом, который использовался, как общежитие. В 1990-е годы спасенные иконы были переданы в старообрядческую Спасовскую церковь города Уреня.

Крестовоздвиженская кладбищенская церковь в городе Варнавине, деревянная, построена в 1897 году на средства Варнавинского потомственного почетного гражданина Ивана Гавриловича Попова. Храм однопрестольный - в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Церковь утрачена в начале 1940-х годов.

Казанская единоверческая церковь в селе Чердаки Карповской волости Варнавинского уезда (ныне Тонкинского района), деревянная. Построена в 1899 году на средства Петербургского купца Николая Васильевича Богданова. Храм однопрестольный - в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм окончательно разобран в начале 2000-х гг.

Ильинская церковь на погосте в селе Шерстни Черновской волости Варнавинского уезда (ныне Шахунского района), деревянная, построена в 1899 году тщанием прихожан, однопрестольная - в честь святого пророка Илии.

Успенская церковь в селе РешетихаШудской волости Варнавинского уезда (ныне Ветлужского района), деревянная, построена в 1900 году на средства местного землевладельца Стефана Макаровича Воронцова. Храм однопрестольный - в честь Успения Божией Матери. Сгорела 24 февраля 1913 года. Вместо нее тщанием Варнавинского землевладельца, купца 2-й гильдии Николая Стефановича Воронцова была построена новая деревянная церковь. Престол один - в честь Святой Животворящей Троицы. Храм утрачен в первой половине ХХ века.

В селе Заводь Краснобаковского района тоже когда-то стояла церковь. В «Кратких статистических сведениях о приходских церквах Костромской епархии за 1911 год» дано такое описание: «Николаевская церковь с. Заводи. Зданием деревянная, с такою же колокольнею. Построе

на в 1900 году на средства кирпичного заводчика г. Петербурга Михаила Васильевича Захарова. Церковь однопрестольная в честь Святого Николая Чудотворца. Прихожан – 660 мужского пола и 680 женского пола. Они занимаются лесным промыслом, приход оседлый. Раскольников в приходе нет, в 28 верстах есть раскольники-беглопоповцы. Приходских селений 6, дальнейшее в 11 верстах от церкви. В приходе 2 земские школы».

ПОМЕЩИЧЬИ УСАДЬБЫ

 

До Советской власти по правому берегу реки Ветлуги через каждые 10-15 километров стояли дворянские и купеческие усадьбы, парки. От большинства их не осталось и следа. В числе владельцев помещичьих дач в ХVIII веке встречаются фамилии ряда государственных и военных деятелей времен Петра Великого. Сами хозяева поместий, занимая высокие государственные и военные должности, редко, или совсем не посещали здесь удаленные от центра свои поместья. Поэтому большинство господских дворов в Поветлужье тогда еще мало чем отличались от добротных крестьянских строений. Примером может служить господский дом «камергера двора его Величества Петра Петровича Собакина в селе Богородском.

Собакины владели Воскресенским имением на протяжении XVII и XVIII веков. В 1831 году имение было куплено московским дворянином, участником войны 1812 года, поручиком Николаем Васильевичем Левашовым. Левашов и его семья – супруга Екатерина Гавриловна и дети так полюбили эти места, что решили разбить усадьбу в чудном месте на высоком берегу Ветлуги в деревне Галибиха. Строительством усадьбы занимались зятья и сыновья Левашова. Начало положил зять Николая Васильевича – барон Андрей Дельвиг, он выбрал место для строительства, начертил эскизы двух домов, спроектировал парк. Дальнейшим строительством усадьбы занимался второй зять Левашова – Толстой (родственник Льва Толстого), а после него - сыновья Вячеслав и Валерий. Не забывали Левашовы и о благотворительности. Помогали пострадавшим от лесных пожаров крестьянам, на свои средства построили больницу в селе Воскресенское, являлись попечителями уездных учебных заведений, занимались обучением крестьян. В Воскресенском был открыт семейный банк Левашовых, который выдавал погорельцам ссуды на строительство домов.

В период наступившего кризиса крепостного права, в начале ХIХ века началась продажа ветлужских имений или передача их по наследству более деятельным дворянам или купцам. С этого времени и началось обустройство господских усадьб. По проектам местных или столичных архитекторов в усадьбах строились добротные деревянные с мезонинами одноэтажные или двухэтажные жилые господские дома и дома для прислуги. Природный ландшафт местности использовался для устройства парков с аллеями, садами, прудами, цветниками и малыми архитектурными постройками.

Об архитектуре усадебного зодчества по Ветлуге можно судить по сохранившимся зданиям в Галибихинской усадьбе Левашовых в Воскресенском районе, усадьбе при деревне Морозиха помещика Верховского и купцов Бердниковых в селе Белышеве Ветлужского района.

Примером является и усадьба Базилевских в селе Горки Варнавинского района. В 20-е годы XIX века от помещика Мещанинова она покупается дворянином Виктором Федоровичем Базилевским. В 30-е годы здесь строится двухэтажный деревянный дом, закладывается широкая аллея, которая шла от почтового тракта к барскому дому. Строятся и служебные помещения. Полностью обустроена усадьба была после отмены крепостного права при Иване Викторовиче Базилевском, переехавшем из Питера на постоянное жительство в свою усадьбу. Внутри усадьбы площадью около 6 га разбивается сад, огород, роется пруд, строятся кирпичные здания под коровник, свинарник, маслозавод.

До революции на территории Краснобаковского района было пять помещичьих усадеб: в селе Сквозники – М.А.Захарьина, в деревне Баландиха – Кочукова, возле деревни Зашильское – Ставицкого, в деревне Зашильское – усадьба земского служащего Железнова, в селе Дмитриевское - помещика А.П.Захарьина. Помещичьи усадьбы обустраивались в Баках, Ильинском и Медведихе. К сожалению, ни одна усадьба до настоящего времени не сохранилась.

В 60-е годы супруги Кривцовы для своей дочери, вышедшей замуж за военного инженера Петра Павловича Ставицкого, строят усадьбу "Новое" на берегу Ветлуги напротив деревни Зашильское. В самой деревне Зашильское строится усадьба земским служащим Железновым.

Захарьиными был построен большой двухэтажный барский дом, служебные помещения, разбит сад и красивейший парк с аллеями, прудами, беседками. Парк в селе до сих пор считается памятником ландшафтно-паркового зодчества и находится под охраной государства.

Дмитриевская усадьба с господскими постройками, парком, садом, двумя прудами располагалась на высоком обрывистом берегу Ветлуги между двумя оврагами на площади 15 га. Планировка усадьбы имела симметричное решение. В центре композиционной оси - аллеи из 120 летних берез - размещался жилой деревянный дом на каменном основании (см. современный снимок). Перед домом березовая въездная аллея превращается в радиальную по примеру ландшафтных парков XVIII века. Декоративную ценность представляют плодоносящие лиственницы сибирские в возрасте 150-180 лет, барбарис цельнокрайний, сирень обыкновенная.

В то время в Дмитриевском еще стояла большая каменная церковь, построенная в 1858 году, а рядом - деревянная церковь 1735 года. Возле каменной церкви было два фамильных склепа помещиков Захарьиных, рядом - кладбище для знатных, зажиточных людей, на многих могилах стояли дорогие мраморные и гранитные памятники.

В конце 20-х годов храмы в Дмитриевском были разграблены и закрыты. Церкви с окружающим их погостом долгое время стояли беспризорными. В конце 20-х - начале 30-х годов деревянная церковь сгорела. В 1939 году сняли купол с каменного храма. Церковь взорвали. Кирпичи от нее пошли на постройку двухэтажного здания. В этом здании потом разместили пересыльную тюрьму.

В 30-е годы кладбище возле церкви сравняли с землей. Могильные плиты и памятники долгое время валялись бесхозными. Потом им нашли «достойное» применение - под фундамент. Часть могильных памятников пошла под фундамент электростанции (недалеко от церкви). Есть предположение, что часть могильных памятников использовали при укреплении фундамента даже в жилых домах.

Найденные памятники были перевезены на свою историческую родину - в Дмитриевское, и поставлены возле здания бывшей церкви.

...Сейчас от усадьбы в Дмитриевском ничего не осталось. Барский дом некоторое время стоял в запустении, а потом и вовсе был разобран на нужды селян.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.