Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОЧЕМУ ЭТО ТАК НАЗЫВАЕТСЯ?





 

Карта Заветлужья чрезвычайно насыщена названиями географических объектов, имеющими неславянское, нерусское происхождение, и это естественно для территории, осваиваемой народами дославянской колонизации. Научной базой для правильного объяснения названий служит топонимика - наука о географических названиях, об их происхождении, смысловом значении, развитии, использовании. Попробуем объяснить непривычно звучащие для русского уха топонимы. Объяснения требуют и некоторые русские названия.

В целом, моя задача более заключается в том, чтобы свести воедино различные толкования названий географических объектов местными краеведами и добавить свои. А читателю остается лишь принимать или не принимать то или иное толкование. Условимся лишь, что наиболее явственно прослеживается на карте Заветлужья пребывание в эпоху нового времени племен финно-угорской языковой общности и подчинивших их своему влиянию тюркоязычных правителей.

Не следует забывать, что первую перепись на Руси провел вовсе не Петр I, а татарские баскаки в 1257-1259 годах, переписавшие все «дымы», чтобы наверняка знать, сколько им требовать с населения дани, и это была уже четвертая колонизационная волна, обрушившаяся на восточную Европу. Она и захлестнула Поволжье тюрко-язычными названиями.



В «Казанском летописце» (XVI век), к примеру, говорится о Заветлужье: «В той же стране луговой есть черемиса кокшанская и ветлужская, живет в пустынях лестных, ни сеют, ни орют (не пашут), но ловом звериным и рыбным, и войною питаются и живут аки дикии» («История Татарии в материалах и документах». М., 1937). То есть тогдашние марийцы не вели оседлого образа жизни, а ведь именно он заставляет давать свои имена местным географическим объектам.

Татары на тот период времени опережали в развитии народы Поволжья, объединив их в Казанское ханство, поделенное на 50 округов, называвшихся даругами (на русский манер слово переиначено в «дороги»). Территория Заветлужья, в частности, входила в Галицкую дорогу (по городу Галичу мерскому, в который вела). Естественно, что тот, кто правит, тот и именует. Вот тогда и началось напластование на местные финно-угорские тюркских топонимов, прежде всего речных.



О проникновении в наши края ирано-язычных скифских, а за ними сарматских племен уже рассказывалось в главе «Первобытный период». От них, согласно все более утверждающейся версии, и произошли финно-угорский и тюркский этносы.

В. Чивилихин в повести-эссе «Память» В.Чивилихин удивляется, каким образом здесь могло оказаться такое количество индоевропейских названий, аналоги которым можно отыскать только в санскрите (санскрит принадлежит к индо-иранской ветви индоевропейской языковой семьи – В.К.): рек Уста, Вая, Кокшага; речушек: Речваш, Шия, Шаранга; городков и поселков: Шахунья, Арья, Шаранга. И это лишь поверхностный перечень.

Стоит отметить еще, что в Заветлужье преобладание русских названий касается только массы небольших рек, все же более или менее значительные реки имеют нерусские названия.

Кристально-научное объяснение заветлужских географических названий еще ждет своего исследователя. Мы же, местные краеведы находимся лишь на робких подступах к нему. При объяснении топонимов в ряде случаев, когда авторство известно, буду приписывать фамилию, а собственную фамилию стану обозначать просто словом «автор».

 

ВАРНАВИНСКИЙ РАЙОН

БАСМИНО, дер.: «басман» (тат.) - казенный хлеб (автор).

ИРГЕНЬ, р.: «иркен» (тат.) - свободная, просторная (автор).

КАЙСК, дер.: «кай» (мар.) - отава (автор).

КАЛИВЕЦ, р.: «каливец» (рус.) - брюква (автор).

КУРДОМА, р.: «куралам» (мар.) - пахать (Н. Тумаков, Н. Морохин); «кур» (финно-угор.) овраг + «дом» (финно-угор.) гора = гора, изрезанная оврагами (Л. Трубе).

КУНДАЛА, р.: «кундыш» (мар.) - бобр (автор).



КУРМЫШ, дер.: «курмыж» (мар.) - короб (автор).

ЛАПШАНГА, р.: «лапшангы» (мар.) - шершень (автор); «лапшангы» (мар.) – репейник (Н. Тумаков, Н. Морохин); «жук» (мар.) - то есть, Жуковка (Л. Трубе).

ЛЯДЫ, дер.: (рус.) - кулиги, поля, посевы на лесных расчистках (автор).

МУРАНОВКА, р.: «мурам» (мар.) – петь (Н. Тумаков, Н. Морохин).

НАВРАС, р.: «навруз» (тат. от перс.) - новый год (автор).

ПИЧУГ, р.: «пич йук» (мар.) - глухой звук (автор).

ТУНИХА, р.: «тумо» (мар.) - дуб, «тюм» (мар.) - непроходимый лес, «тюн» (мар.) - комель дерева (все - автор).

УЖГУР,р.: «ужарге» (мар.) - зеленая (автор).

ШАДА, р.: «шадангы» (мар.) - солома, пшеница (автор).

ШУДА, р.: «шудо» (мар.) - трава, сено (автор, Л. Трубе).

 

ВЕТЛУЖСКИЙ РАЙОН

БАЗАН, р.: «боз» (тат.) - ледяная (автор); «базык» (мерян.) – кривой, покатый (Н. Тумаков, Н. Морохин).

ВЕТЛУГА, р.: «вете» (финно-угор.) вода + словообразовательный формант «ла» (финно-угор.), обозначающий большое количество = многоводная река (автор); «ветели» (мар.) чайка + «йуга» – река (мар.) = река чаек (Н. Тумаков, Н. Морохин).

ВАРВАЖ, р: «вара» - холм (рус.), «вараг» - овраг (рус.), «вар» - (мар.) дикая (все - автор).

ВОЛ, р..: «вол» (рус.) - бык (автор); «вол» (мар.) – колода, жолоб (Н. Тумаков).

ВЫВОЖ, р.: «выж»,»вуж» - очень быстро (мар.), «вывожжать» (рус.) - объезжать лошадей (все - автор).

КАКША, КУЕКША, р.: «какша» (рус.) - собачий помет, «куакш» (мар.) - мелкий (все - автор).

КУМЫШОВКА, р.: «кум» (тат.) - песок (автор).

ЛУДАНГА, р.: «лудо» (мар.) – утка, «лудо» (мар.) - серый (все - автор).

НУЖНА, НУЖЕНКА,: «нуж» (мар.) – щука (Л. Трубе).

ПИЖУГ, р.: «пыш» (мар.) - лодка, «пыжаш» (мар.) - гнездо (все - автор).

ТУМБАС, р.: «тум» (мар.) дуб + «басу» (мар.) поле (автор).

ТУРАНКА, р.: «туры» (тат.) – прямой (автор); «туран» (мар.) – крутой (Н. Тумаков, Л.Трубе).

ЧАДРА, р.: «чедра» (рус.) - березовый трут, чага (автор).

ШАМБАЛ, р.: «шамба» (мар.) - налим (автор).

 

ВОСКРЕСЕНСКИЙ РАЙОН

КУГА, р.: «куги» (мар.) - береза (автор).

ЛЮНДА, р.: «илемдэ» (мар.) — «нежилая» (Л.Трубе, Н. Морохин).

НОЛЯ, р.: «нол» (мар.) - полынья, незамерзающая (автор).

ПЕРЕНГА, р.: «перенуга» (мар.) - сваи на прудах (автор).

ПИШТАНЬ, р.: «пиште» (мар.) - липа (Л. Трубе).

ПОЛОМЕРКА, р.: «полома» (рус.) – лом (Л. Трубе).

РУЯ, р.: «руэм» (мар.) – вырубка (Н. Тумаков); «руй» (мар.) – мутный (Л. Трубе, Н. Тумаков, Н. Морохин).

ШАПША, р.: «шапшак» (мар.) - грязный (автор).

ШОРЬЯ, р.: «шор» (мар.) - грязь (автор).

ШУМОКША, р.: «шум-мокш» (мар.) - сердце, сердцевина (автор)

ШУРГОВАШКА, р.: «шыргы» (мар.) лес + «ваш» (напротив) = напротив леса (Л. Трубе, Н. Тумаков).

ЮРОНГА, р.: «ур» (мар.) - белка, юынырга (тат.) – умываться (автор); «йорэм» (мар.) – греюсь, гасну (Н. Морохин).

 

КРАСНОБАКОВСКИЙ РАЙОН

БАКОВКА,р.: «бакы» - лягушка (автор); стар. «Боковка» - протекающая по границе владений (Н. Тумаков).

КАНЫШ, р.: «канн» (тат.) - кровь (автор).

КОКШАРА, дер.: «кокша» (мар.) - крапива, «кокша» - упавшее дерево (автор); «кокшара» (мар.) - «застреха» или «сучковатая жердь» (Н. Тумаков).

КУНДАЛА, р.: «кумда» (мар.) - широкий (автор).

ЧИБИРЬ, р. «чебер» (мар.) – красный (Н. Тумаков).

ШИЖМА, дер.: «шыже» (мар.) - осень (автор).

ШОЛЬКА, р.: «шола» (мар.) - левый (автор); «шоло», «шоли» - вяз (автор, Н. Тумаков, Л. Трубе).

ЯНГА, р.: «янгаргаш» (мар.) – грязниться (автор); «янгарка» (мар.) – гнилая, с дурным запахом (Н. Тумаков).

 

ТОНКИНСКИЙ РАЙОН

АРБАЗ, р.: «ар» (тат.) вода + «боз» (тат.) = лед (автор)

АШУЯ, р.: «ош» (мар.) белая + «уа» (мар.) ива (автор).

ИЖМА, р.: «иземаш» (мар.) - убывающая (автор).

КАТАЙ, р.: «кята» (мар.) - крайняя (автор).

КАШКЕНДУР, р.: «кошкен» (мар.) - пересыхать (автор): «кашка» (мар.) валежник + «дур» (мар.) возле (Л. Трубе).

КУНАШ, р.: «кун» (мар.) - быстрая, «кунать» (рус.) - окунать (все - автор).

КУПЕНГУР, р.: «куп» (мар.) болото + «энгер» (мар.) река = болотистая река (автор).

МОКШУРА, р.: «мокко» (мар) - мох, «мокшынго» (мар.) - налим (автор).

СИНЬГА, р.: «сенгаш» (мар.) - преодолимая, «сонгы» (тат.) - последняя (все - автор).

СУДА, р.: «су» (тат.) - вода (автор).

ТИПАЙКИ, дер.: «тып» (мар.) - тихий, смирный, «типать» (рус.) - тихо ударить (все - автор).

ТОНКИНО, дер.: «тон» (тат.) ночь + «кон» (тат.) день (тат.) = на границе лесов и полей (автор); Тонкин – фамилия первопоселенца (Л. Трубе).

ТЮРЕВЯГА, р.: «тюр» (мар.) край + «выд» (мар.) вода, «тюря» (рус.) - жидкая похлебка (все - автор).

УНДОЛ, р.: «умдо» (мар.) - жало пчелы, «умдыла» (мар.) – лесной клоп (все - автор).

ЯХТА, р.: «якты» (тат.) - светлая (автор).

 

ТОНШАЕВСКИЙ РАЙОН

АЛЬЦА, р.: «альце» (морд.) - нижняя (автор).

АРБА, р.: «ар» (финно-угор.) лужа после разлива + «ба» (финно-угор.) течь (автор).

АРША, р.: «аршань» (тюрк.) - родник (автор).

ВЯКШЕНЕР, дер.: «вякш» (мар.) - мельница (автор); «вакш» (мар.) + «энер» (мар.) речка= мельничная речка (Л. Трубе).

КАЗЕНЕР, р.: «каза» (мар.) - коза (автор); «кож» (мар.) ель + энер (мар.) речка = еловая речка (Л. Трубе).

КОДОЧИГИ, дер.: «кудо» (мар.) - лачуга, шалаш, «кодочиг», «кочедык» (рус.) - лапотное шило (автор).

КУБА, р.: «куп» (мар.) - болото (автор);«кува» (мар.) – старуха (Л. Трубе).

КУГОНЕР, р.: «кугынер» (мар.) - зимородок, «кугу» (мар.) - большой (оба - автор); «куги» (мар.) береза + «энер (мар.) = березовая речка (Л. Трубе).

КУГУПА, дер.: «кугу» (мар.) большой + «пу» (мар.) дрова) = много дров (Л. Трубе).

КУЗЕНЕР, дер.: «кужунер» (мар.) - комар (автор).

КУПСАЛ, дер.: «куп» (мар.) болото + «сол» (мар.) деревня = деревня на болоте (Л. Трубе).

КУРНУЖ, р.: «курныж» (мар.) - коршун, ворон (автор, Л. Трубе).

ЛАМБА, р.: «ламба» (рус.) - озерко без истоков, старица (автор).

ЛИПАЧА, р.: «лыпы» (мар.) - бабочка, «лыпы» (мар.)- заводь (все - автор).

ЛУМАРКА, р.: «лум» (мар.) - снег (автор).

МИРЯНГА, р.: «меранг» (мар.) - заяц (автор); «морен» (мар.) + «га», сокращенно от «йогы» (мар.) река = заячья река (Л. Трубе).

НУЖА, р.: «нужер» (мар.) - крапивник (автор).

НУКШО, р.: «нюго» (мар.) - мелюзга, мелкая рыба (автор).

ОДОШНУР, дер.: «водыш» (мар.) дух + «нур» (мар.) поле = поле духов (Л. Трубе).

ОЛМА, р.: «олма» (мар.) - яблоко (автор).

ОШЛА, р.: «Ош-ола» (мар.) - светло-пестрый (автор).

ОШМА, р.: «ошманер» (мар.) - отмель (автор); «ошма» (мар.) – песок (Л. Трубе).

ОШАРЫ (ОШЕРАШ), дер.: «ош» (мар.) белый + «йар» (мар.) озеро (Л. Трубе).

ПЕКШИК, дер.: «пикш» (мар.) - стрела, лук (автор).

ПИЖМА, р.: «пижмаш» (мар.) - цепляться (автор); «пижма» (мар.) - вязкая (Л. Трубе, Н. Морохин, Н. Тумаков).

ПИНАЛ, р.: «пын» (мар.) - пух на растениях (автор).

ПИСЬМЕНЕР, р.: «писе» (мар.) быстрая + «энер» (мар.) речка (автор, Л. Трубе).

ПИСТЕРБАЖ, р.: «пистер» (мар.) липняк + «баш» (финно-угор.) холм –(автор).

ПУРЛЫ, дер.: «пурла» (мар.) - правый (автор).

СОСНАНУР, дер.: «сосна» (мар.) свинья + «нур. (мар.) поле (Л. Трубе).

ТОНШАЕВО, пос.: от фамилии первопоселенца (Л. Трубе).

УНЖА, р.: «унгшо» (мар.) – смирная, спокойная (Л. Трубе).

ШАРКОНЕР, р.: «шарык» (мар.) овца + «энер» (мар.) речка (Л. Трубе.

ШАТТАШКЕМ, дер.: «шат» (мар.) плотно, «ташкем» (мар.) - задворки (все - автор).

ШИМБУЙ, дер.: «шим» (мар.) - грязный, черный (автор); «шим» (мар.)-черный + «вуй» (мар.) = исток речки Шукшум (Л. Трубе).

ШИМЕНЕР, дер.: «шим» (мар.) - грязный, черный (автор); «шим» (мар.) черный + «энер» (мар.) речка (Л. Трубе).

ШИРТА, дер.: «ширтань» (чув.) – еда, (тат.) плошка (автор) .

ШУЙКА, дер.: «шуй» (мар.) - левый (автор), по реке Ашуя?

ШУКШУМ, р.: «шукш» (мар.) - червяк (автор)

ЮЛЕНУРКА, дер.: «юл» (тат.) - дорога (автор).

ЮРИКА, р.: «юрить» (рус.) - спешить, юркая (автор).

ЯНГАРКА, р.: «янга» (рус.) - ковш (автор); «янгарка» (мар). - «гнилой валежник» (Л. Трубе, Н. Морохин).

 

УРЕНСКИЙ РАЙОН

АРЬЯ, р.: «арьа» (тюрк.) - русло реки, «ар» (финно-угор.) - ручей, речка (все - автор).

АТАЗИК, пос.: «ата» (тат.) остров + «аз» (тат.) малый (автор).

ВАРЬБАЖ, д.: «ворь» (финно-угор.) каменистый + «баш» (финно-угор.) холм (автор).

ВАЯ, р.: «вай» (удм.) - приток большой реки (автор); «вуй» (мар.) – исток, верховье (Н. Тумаков, Н. Морохин).

КУПАВА, р.: «куп» (мар.) - болото (автор).

МАЗА, р.: «мазар» (тюрк.) - кладбище (автор).

СЕНГА, р.: «сенгаш» (мар.) - преодолимая, «сонгы» (тат.) - последняя (все - автор).

СЕПЛАС, р.: «сип» (мар.) непроходимый + «плас» (мар.) копна (автор).

ТЕРСЕНЬ, дер.: «терс» (тат.) - склон горы, «терсень» (рус.) - деревянная миска (все - автор).

ТУЛАЖКА, р.: «тулум» (тат.) - камень в реке, «тулы» (тат.) - полная (автор).

УЛАНКА, р.: «улэн» (тюрк.) - трава (автор).

УРЕНЬ, г..: «урэ» (тюрк.) - возвышенность, «урман» (тюрк.) - возвышенность, покрытая лесом (оба - автор); «морэн» (мар.) – заяц (Л. Трубе); «ур» (мар.) – белка (В. Мамонтов).

УСТА, р.: «ус» (тюрк.) - вода, «уст» (тюрк.) - верхняя, «усть» (рус.) - приток (все - автор); «уста» (мар.) – мастер Л. Трубе).

ЦЕРКВА, р.: «чиркылтаташ» (мар.) - чирикать (автор).

ШАЛЕЖКА, р.: «шолешкы» (мар.) - бурлить, «шалнокшом» (морд.) - шуметь (автор, Л. Трубе).

ШАНГАЛАШКА, р.: «шана» (тюрк.) изгиб + «гол» (тюрк.) река (автор).

ШЕМАНИХА, р.: «шим» (маар.) - грязный, черный (автор).

ШАРАНГСКИЙ РАЙОН

АРЗАМАТОВО, дер.: от мар. языческого муж. имени Арземас (Т. Петунина).

АСТАНЧУРГА,дер.: от имени первопоселенца Аштан (Т. Петунина).

БАСМАНОВО, дер.: от тат. прозвища Басма - знак (Т. Петунина).

ЗЕНЬКОВО, дер.: от тюрк. «зень» - «душа» (Т. Петунина).

ИЛЕМША, р.: от мар. «илем» (жилье) или «елеем» (лесной ручей) и гидроформанта «ша» (Т. Петунина).

КАЧЕЕВО, дер.: от мар. муж. языч. имени Кечей (Т. Петунина).

КИЛЕЕВО, дер.: от мар. муж. языч. имени Келей (Т. Петунина).

КИЛЛЕМАРЫ, дер.: «кылме» (мар.) - мерзлый (автор); от мар. «килей» - название речки и «мары» - люди, люди с р. Килей (Т. Петунина).

КОЗЛЯНУР, дер.: «кожламары» - горные марийцы (автор); от мар. «кожла» (ель) + «нур» (поле) (Т. Петунина).

КОЛЯНУР, дер.: от мар. «коля» (мышь) + «нур» (поле) (Т. Петунина).

КУГА, р.: «куга» (рус.) - болотное растение, осока (автор).

КУГЛАНУР, дер.: от мар. «междуполье» (Т. Петунина).

КУНАШ,дер: от мар. муж. языч. имени Канаш (Т. Петунина).

КУПЕНГУР, дер.: от мар. «куп» (болото) + «энгер» (речка) (Т. Петунина).

КУРЗЕНЯ, дер.: от мар. «кур» (овраг) + «зен» (лощина, заливаемая в половодье) или «курезе» (груздь) (Т. Петунина).

КУСА, р: «кусат» (мар.) - рой насекомых (автор).

КУШНУР, с.: от мар. «высокое поле» (Т. Петунина).

ЛЕВАНГУР, р.: «леве» (мар.) - теплый (автор).

НЕЖНУР, р.: «нужер» (мар.) - крапивник (автор).

ПЕРЧЕВАЖ, дер.: «пырче» (мар.) один + «важ» (мар.) исток (автор); от мар. «пырш» (заиндевелый) + «важ» (исток, корень) (Т. Петунина).

ПИШТАНЬ, р.: «писте» (мар.) - липа (автор, Т. Петунина).

ПОЗДЕЕВО, дер.: от мар. муж. языч. имени Поздей (Т. Петунина).

РЕЙЧВАЖ,р.: от мар. «рейч» (моховой) + «важ» (корень, исток) (Т. Петунина).

РУДОМУЧАЖ, р.: «рудан шинчаш» (мар.) - заржаветь (автор); от мар. «рыде» - назв. р. Рудки и «мучаш» (конец) (Т. Петунина)

РУТКА, р.: «рушткаш» (мар.) - стукать (автор); от мар. «рыде» (ржавый) + гидроформант «га» (от «энгер» - река) (Т. Петунина).

ТАНАЙКА, дер.: от мар. муж. языч. имени Танай (Т. Петунина).

ТУМАНУР, дер.: от мар. «тумо» (дуб) +«нур» (поле) (Т. Петунина, автор).

ТУНЕМЕР, дер.: от мар. «тумо» (дуб) + «энгер» (речка) (Т. Петунина).

УСТА, р.: от мар. «ушты» - холодный; от тюрк. «усту/уст» - «верховье»; от мар. «у» - новый + русск. «сто»: «до реки Уста сто верст»; от мар. «Ышта», «лышташ» - делать, мастерить - река мастеров Т. Петунина).

ЧЕЛПАЙКИ, дер.: от мар. языч. муж. имени Челпай (Т. Петунина); «чал уп» (мар.) - седой волос, «чалпань» (рус.) - холм (обе - автор).

ЧЕРНОМУЖ,д.: (др. назв. «Карем-сола» - от мар. «карем» (овраг) + «сола»): «черные мужи» - марийцы (обе - Т. Петунина).

ЧУРА, р.: «чура» (рус.) – песок с галькой (автор); от мар. языч. муж. имени Чура (Т. Петунина).

ШАРАНГА, р.: от мар. «шорога» - сорожка; «шаранге» - ветла; «шер» (кувшинка) + «енгер» (река); «сар/шар» (финно-угор.) болото + «энгер» (мар.) река (Т. Петунина); «шаранге» (мар.) - ветла, «шорангаш» (мар.) – грязная (обе - автор); "шарангы" - плотва, уклейка (Н. Морохин).

ШЕЯ, р.: «шея» (рус.) - пролив (автор).

ШКЛЕЯ, р.: «вишкиле» (мар.) - уклейка (Т. Петунина).

ЮКШУМКА, р.: «укш» (мар.) – ветвь (автор); «юкки» (мар.) «лебедь» + «шумаш» (мар.) шуметь (Т. Петунина).

ЮРОНГА, р.: «юр» (мар.) - дождь (автор).

 

ШАХУНСКИЙ РАЙОН

АКАТКА, р.: «ак» (тат.) белый + «ат» (тат.) лошадь (автор).

ВАХТАН, р.: «вахта» (рус.) - водяной трилистник, балаболка (автор, Н. Тумаков).

КАКША, р.: «какша» (рус.) - собачий помет, «куакш» (мар.) - мелкий (оба - автор); «кокша» (мар.) – опухоль, нарыв, плешивый (Н. Тумаков, Н. Морохин); в переводе с мар. «золотуха» (Л. Трубе).

КУГУНЕР, р.: «куги» (мар.) - береза (автор).

КУРДОМА, р.: «курылт-дымаш» (мар.) - непрерывная (автор).

ЛУКШАНКА, р.: «луко» (мар.) - трясина, топь (автор).

МУЗЯ, д.: «музо» (мар.) - рябчик (автор).

ПИЖМА, р.: «пижма» (рус.) - дикая рябина, «пижмаш» (мар.) - цеплянье (оба - автор); «пижмы» (мар.) – вязкий (Н. Тумаков).

СИНЧУВАЖ, р.: «сын» (мар.) цвет + «шаваш» (мар.) - осыпаться (автор).

СЯВА, р.: «савы» - хворост (мар.); «сява» (мар.) – коса (оба - Г. Тумаков); в переводе с мар. – коса (Л. Трубе)..

ТУМБАЛИХА, р.: «тум» (мар.) - непроходимый лес (автор).

ТУРГУШ, р.: «тургыж» (мар) - перегной, торф (автор).

ЧЕРКУША, р.: «черкать», «чиркать» (рус.) – чирикать (автор).

ШАЙГА, р.: «шайык» (мар.) - кривой (автор).

ШАРА, р.: «шараш» (мар.) - лужа, стоячая вода (автор)

ШАХУНЬЯ(стар. Шихунья), р.: тат.: чик+ун = правая граница /Хмелевицкого ополья/)

ШИМИНЕР, р.: «шим» (мар.) черная + «энер» (мар.) речка (автор, Л. Трубе).

ШЛЯНДА, р.: «шылан» (мар.) - болотный хвощ (автор).

ШУЛЕНЕРКА, р.: «шулаш» (мар.) - таять (автор).

ШУРАВКА, р.: «шур» (мар.) - река, «шура» (др. рус.) - глина для плотин (оба - автор).

ШУЯ р. «шуя» (мар.) – плавно текущая (Г. Тумаков).

ЩЕРБАЖ, д.: «Щерба» (тат.) - горячая похлебка (автор).

 

ЗАВЕТЛУЖЬЕ В XVII ВЕКЕ

 

ПРАВОБЕРЕЖЬЕ

 

Особенно интенсивно стали прибывать русские поселенцы на берега Ветлуги и ее правые притоки в начале XVII века во время голодных лет, крестьянской войны Ивана Болотникова и польско-шведской интервенции. Для жителей Московии заветлужская сторона казалась сказочной, считалась уже Сибирью, и потому сулила безбедную жизнь вдали от немилосердных властей. Ветлужский край привлекал крестьян богатством пушнины и рыбы, а за пользование свободными землями правительство давало новым поселенцам льготы от уплаты оброка до 10 лет. Но нужда в деньгах заставила правительство Василия Шуйского проводить дозоры и во вновь освоенных землях. В 1606 году из Галича на Ветлугу прибывают государевы дозорщики (переписчики), которые засвидетельствовали Воскресенский погост и деревню Щупликову (в позднейших документах — Щуплино, Щулепниково). Ныне это город Ветлуга.

Через 10 лет, в 1617 году, новые дозорщики Юрий Ловчиков и Василий Мартемьянов описали Лапшангскую волость (территория нынешних Варнавинского, Краснобаковского и части Воскресенского районов) с указанием в каждом селении поименно жителей мужского пола - крестьян и бобылей, величину пашни и сенокосов, а также размеры оброка с волости. Позднее большая часть этой территории войдет в состав Варнавинского уезда.

Варнавина пустынь (сегодняшний поселок Варнавино) впервые названа в грамоте царя Василия Иоанновича Шуйского в 1607 году. Пустынью называлось монашеское поселение. Находясь на границе русских земель, она долгое время была единственной православной обителью Поветлужья и сыграла большую роль в распространении христианства среди ветлужских марийцев, при этом монастырь испытывал постоянную угрозу захвата своих угодий со стороны как черемисов, так и русских крестьян, осваивавших новые земли.

В 1610 - 11 годах в ходе крестьянского бунта пустынь была сожжена, монахи разогнаны. Настоятель просил духовные власти о приписке пустыни к Казанскому в честь Преображения Господня монастырю, что и произошло в 1614 году.

По документам 1617 года село Никольское (Лапшанга тож) было наиболее крупным населённым пунктом в Поветлужье и являлось центром Лапшангской волости Галичского уезда Унженской осады. Село Лапшанга стояло на крутой горе. Внизу протекала одноименная река. Верстой ниже она впадала в реку Ветлугу. Весной, при разливе рек Лапшанги и Ветлуги вся пойма, верст на пять, заливалась водой. Лапшангская волость занимала пространство среднего Поветлужья от реки Варваж на севере до устья реки Усты. Сейчас здесь располагаются часть Воскресенского, Варнавинский и Краснобаковский районы. Основной поток поселенцев в те годы шел по Лапшангской дороге с Унженско-Галичских земель.

В волости было 68 деревень, 40 починков и 16 займищ. В них числилось 266 крестьянских и 13 бобыльских дворов с населением в 319 человек мужского пола. У Варнавинского монастыря было всего 3 деревни и 5 починков при 24 дворах крестьян и бобылей. Из 5 дворов состояла деревня Безглядово (ныне Краснобаковского района) у Дмитриевского погоста с церковью Дмитрия Солунского. Деревни были крайне маленькие, в 3-4 двора с небольшими запашками. Поветлужье не подверглось такому страшному опустошению в период правления Ивана Грозного и в смутное время, как это было в центральных и западных районах страны. Потому сюда бежали крестьяне из разоренных районов. Это и увеличивало населенность края.

Первые христианские храмы на погостах строились местными мастерами и содержались мирянами окрестных селений. Древнейшим (не сохранившимся) считается храм у деревни Безглядово (в 2-х км к северу от сегодняшней железнодорожной станции Ветлужская). Дозорщики в 1617 году так описали Дмитриевский погост:

«Погост Лапшангской ж волости, а на погосте церковь во имя Дмитрей Селунский деревян, клетски, а в церкви образы и свечи, и книги, и колокола, строение мирское. Да на погосте ж двор попа Михаила Евтифеева, да двор пономаря Лучки, двор проскурницы Натальи, да две кельи, а в них живут нищие, питаются от церкви божи». Других погостов с храмами на территории Краснобаковского района тогда не было. Дмитриевский погост был религиозным центром селений большого района от Варнавинского монастырского погоста до устья реки Усты.

На современной территории Ветлужского района в этот же период времени был описан погост на реке на Ветлуге: «…а на погосте церковь Воскресенье Христово древяна, клецки, теплая, с трапезою... Да на погосте ж церковных дво­ров: во дворе поп Герасим Васильев, во дворе проскурница Марфица Самойлова дочь, да 3 кельи нищих, питаются о церкви божий...»

Вскоре после дозора 1617 года и в деревне Баки построили аналогичную с Дмитриевской церковь Николая Чудотворца, и по престолу этой церкви дали поселению второе название – село Никольское. В "Материалах для истории Костромской епархии" сборщики церковной десятины в 1628 году отметили, что церковь Николая Чудотворца стояла "на погосте на Бахле". Возможно, до русской деревни Баки на этом месте было марийское поселение или урочище под названием Бахля, от которого и построенная деревня стала называться Баки. (Краевед Н. Г. Тумаков считал, что эта деревня возникла на границе, на боку помещичьих и монастырских земель. На самом деле никакой границы здесь не было. А вот от Бахли, Бакли - вполне возможно). В 1617 году деревня Баки состояла из семи крестьянских дворов.

В эти же годы у починка Перехватова (ныне станция Перехватка Краснобаковского района) строится церковь в честь Благовещения Пречистой Богородицы.

Большинство земель Правобережья Ветлуги до 1620 года были в ведении государства и числились в числе черносошных волостей. Жившие на них крестьяне считались государ­ственными. Оброк за пользованием землей крестьяне платили в государеву казну. Поместья и вотчины в черносошных волостях возникают после изгнания ополчением Минина и По­жарского польских захватчиков из Москвы в 1612 году, избрания Михаила Романова на русский престол, после Столбовского мира и Деулинского перемирия 1617 - 1618 годов. Так, «За Московное осадное сидение в королевичев поход 1618 года» награждаются земельными владениями в Заволжье многие приближенные царю бояре.

Поветлужские черные станы были отданы в 1620 году первому претенденту на царский престол и родственнику царя князю Ф.И. Мстиславскому. Его вотчина и поместье охватывали всё правобережье Ветлуги от ее верховий до впадения реки Усты в Ветлугу.

После его смерти земли были пожалованы царем Михаилом Федоровичем вдовствующей жене князя Мстиславского Ирине Михайловне. Таким образом, огромная часть Поветлужья стала собственностью родственников царя Михаила, а меньшая часть - собственностью Варнавинского монастыря и именитых графов и князей: Готовцева, Шереметьева, Одоевского.

Уже упомянутая деревня Шулепниково Ветлужской волости Костромского наместничества с постройкой при дозоре 1628 года церкви получает новое имя: село Верхнее Воскресение. В 1637 году оно было пожаловано царём Михаилом Фёдоровичем все той же княжне Мстиславской.

В XVI-XVII веках в Варнавиной пустыни имелись деревянные Троицкий храм и Никольская церковь, возведенная над местом погребения Варнавы. В 1666 году вместо сгоревшей Никольской церкви на Красной горе был построен новый шатровый храм с таким же посвящением (см. на снимке 1908 г.), в котором находилась гробница Варнавы. Рядом с ним стояли небольшая Троицкая церковь, высокая шатровая колокольня и часовня (см. картину). У подножия Красной горы, на берегу Ветлуги, располагалась надкладезная часовня - над источником.

 

В 1663 году по грамоте царя Алексея Михайловича Варнавиной пустыни был отведен «под кладбище, и под дворовую селитьбу, и на прокормление» участок леса от верховий реки Нелидовки до реки Усты площадью в 16 113 десятин.

С ростом населения в южной части нынешнего Краснобаковского района возникла необходимость и здесь строить христианские храмы. В 1647 году в деревне Чебоксарке, в вотчине стольника князя Андрея Ивановича Львова, строится деревянная церковь во имя Ильи Пророка, а в 1694 году – в деревне Медведихе, в вотчине стольника Данилы Ивановича Колычева, церковь в честь Входа во храм Пресвятой Богородицы. Так на Баковской земле появились еще два села: Ильинское и Богородское – Медведиха.

 

ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ

 

Левобережье Ветлуги осваивалось русскими людьми много позднее в силу более сложных здесь условий проживания и нежелания коренных обитателей – марийцев покидать свои охотничьи угодья, отдавая их под пашни и сенокосы.

В 1644 году монахи Тихон, Паисий, Козьма да Панфутий появились на реке Большой Какше (территория нынешнего Ветлужского района), построили землянку-келью и назвали это место Ченебечихой. Вскоре к ним присоединился монашеский поп Корнилий. Монахи обратились к царю Михаилу Федоровичу с челобитной, чтобы он позволил на пустыне Ченебечихе построить церковь и отдал бы им во владение земли с облюбованными пустошами.

Царские сановники в 1654 году приказали Галичскому воеводе доподлинно узнать «про пустошь Ченебечиху и про иные пустоши... не дворцовые ли, не поместные ли, и не вотчинные ли, и кому не отданы ли, и буде скажут, что оне... лежат в порозжих землях, то тем старцам велеть ими владеть».

Расследование показало, что земли по рекам Большой и Малой Какшам никому не принадлежали, и тогда царь разрешил монахам построить здесь церковь. Высланный «межевщик» Своитий Шишкин в 1657 году определил земельные владения новых церковных феодалов. Всего было отписано и отмежевано пяти монахам пустыни Ченебечихи два жилых починка Холкин и Панин, в них 15 дворов, 43 жителя «крестьянских и бобыльских» людей, 16 пустошей и около 2000 квадратных кило метров лесных, земельных и водных угодий.

Стремясь скорее заселить полученные земли и иметь с них доходы, монахи принимали беглых, сманивали к себе и помещичьих крестьян. В 70-80-е годы XVII века игумен Святотроицкого Макарьево-Унженского монастыря интенсивно переселяет крестьян из унженских монастырских деревень в свою Заветлужскую вотчину. В конце XVII века за Ветлугой в вотчине Макарьевского монастыря было уже около 20 поселений и 800 душ мужского пола.

На одной из пустошей, путешествуя, монахи были поражены зарослями хмеля и назвали ее Хмелевицей. Среди поселений появившаяся деревня Хмелевица (ныне Шахунского района) по числу жителей стала самой многочисленной, где проживало до 100 человек мужского пола.

Во второй половине ХVII века начинается новое заселение марийцами и территории современного Тоншаевского района. Это косвенно доказывает первое письменное упоминание Тоншаевского края в 1685 году («Книга черемисских бортных «ухожаев» Яранского уезда») и деревень Ромачинского конца Ошлы (Ошминской - Кикнурской) волости: Ошкаты, Луга, Аркеево, Ромачи, Шугарнур, Одошнур, Ирга, Ошары, Пектубайкова, Тоншайкова, Алганур, Ошма. Центром марийских поселений до начала XIX века являлась деревня Ромачи. Об этом периоде писал Я. Крживоблоцкий: «В пределах Тоншаевской волости марийцы поселились в конце XVII столетия». Как уже упоминалось, это переселение связано с колонизацией левобережья Ветлуги Макарьевским монастырем. В итоге в Левобережье Ветлуги складывается монастырское землевладение в отличие от помещичьего в Правобережье.

Монастырские поселения возникали и в бассейне реки Усты в пределах теперешних Быструхинской и Носовской администраций Краснобаковского района, ина северо - западе Уренского района. Деревни Горячевка, Фитилево, Горяиновка и ряд других здесь до недавних пор носили в народе название "монастырских".

В конце 50-х годов XVII века на речке Нелидовке в 5 верстах от монастыря была срублена деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Для новой церкви, под кладбище и для поселения крестьян в 1661 году на землях «Государева дикого леса» галичский десятильник Григорий Верещагин отмежевал участок в 16113 десятин по рекам Черная и Уста (сегодняшний Черновско-Минеевский «куст» деревень Уренского района) (Материалы для истории Костромской епархии. Кострома, 1895, с. 220). Земли эти, имевшие в плане форму перевернутой трапеции, были приписаны к Варнавинскому монастырю, а потому и вошли позднее в состав Варнавинской волости одноименного уезда.

Русские поселенцы порой вели себя как истые колонизаторы, чиня в отношении местного коренного марийского населения произвол и беззаконие, о чем свидетельствует челобитная грамота луговой черемисы Царевосанчурского уезда царю Алексею Михайловичу:

«Их де черемису в тех угодьях бьют и стреляют по ним из ружья и многую де черемису побили до смерти. И от тех де старцев многие ясачные дворы запустели и врозь разошлись. Оные же старцы Варлаам и Гурей (последний – из Варнавинского монастыря - В.К.) з братией и со крестьяны в их черемисских ясачных угодьях завладели рыбными ловлями и бобровыми гонами верст на сту и больши» (С. Шумаков. Обзор грамот коллегии экономии, стр. 151. 1917 год).

Царь через казанского воеводу Григория Куракина приказал разобрать жалобу, и на очной ставке спорящие стороны пришли к примирению. Однако продвижение русских поселенцев в Заветлужье остановлено не было. Марийцы бросали богатые зверем монастырские земли и уходили еще дальше в леса.

К январю все того же 1661 года относится и первое упоминание о реально существовавшем на территории Уренского района поселении – Царегородке (в советские времена переименована в Целегородку), покинутом марийскими охотниками, перебравшимися на новое место для промысла. Эту дату и можно считать началом заселения русскими территории Уренского района.

На отведенной под поселение русских крестьян земле на левой стороне Ветлуги напротив Варнавина после 1661 года была поставлена первая в Заветлужье церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В летописи шахунского краеведа В.П. Логинова имеются сведения из церковного справочника о том, что в 1661 году царь Алексей Михайлович разрешил построить и в Хмелевицах шатровую церковь.

Начинает все более уверенно осваиваться Левобережье Ветлуги. Село Троицкое Воскресенского района основано в XV веке при речной переправе на пути между городами Городец и Вятка, расположено в районе Бабьей горы на левом берегу старицы реки Ветлуги. В XVII веке монахи, бежавшие после Соловецкого восстания 1668-1676 гг. в глухие заветлужские леса, основали здесь Троицкий старообрядческий мужской монастырь, просуществовавшей до XVIII века, когда он был разорён преследователями старой веры. Согласно архивным данным здесь был Черноезерский мужской монастырь. Косвенно о монастыре свидетельствовало и большое количество древних икон, к сожалению, не сохранившихся до наших дней (храм многократно, фактически ежегодно, подвергался ограблениям). В храме хранились древние книги, старинные церковные облачения, утварь.

Это самая древняя постройка из всех культовых зданий Воскресенского района. Троицкая церковь в плане «корабль» состоит из паперти, трапезной, молельного зала, перекрытых постепенно увеличивающимися по высоте крутыми двускатными кровлями; алтаря с крышей на пять скатов и высокой колокольни с открытой галереей и шатровым верхом. Первоначально колокольня стояла отдельно и имела открытые проходные ворота. В начале XIX века ее соединили с трапезной закрытой папертью. Над центральным объемом храма возвышается восьмерик, увенчанный небольшим куполом с главкой. В храме сохранился уникальный резной кленовый иконостас.

Храмы монастыря были выведены из старообрядчества и обращены в приход Российской греко-православной Церкви. Сейчас в селе Троицком над старым руслом Ветлуги, соединяющимся с рекой небольшой протокой, стоят две деревянные церкви: летняя холодная в честь Святой Троицы и тёплая зимняя в честь Святых Зосимы и Савватия.

В 1675 году в деревне Холкино (ныне Ветлужского района) крестьяне строят церковь в честь Успенья пресвятой Богородицы. Деревня получила второе название - село Новоуспенское.

 

РАЗИНЦЫ В ПОВЕТЛУЖЬЕ

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.