|
Дороти Хейден. Мазохизм - духовная практика
Мазохизм стали рассматривать как извращение всего лишь сто лет назад. Начало дурной репутации мазохизма положил в конце XIX века психиатр Краффт-Эбинг, поместивший посвященную мазохизму главу в рубрике "Общая патология" своего знаменитого труда "Psychopathia Sexualis". Несколькими десятилетиями позже Фрейд рассматривал мазохизм как проявление инфантильной сексуальности, задержанного развития и детской безответственности. С тех пор мазохизм был прочно упрятан в гетто "сексуальных извращений" и рассматривался медициной как патологическое отклонение, которое подлежит лечению.
Но на протяжении предшествовавших тысяч лет для самых разных цивилизаций связь мазохизма и духовности была неразрывной. Это для психологов мазохизм - болезнь, а вот в религиях вплоть до XIX века он - исцеление. Наши предки прекрасно понимали духовную, физическую и эмоциональную ценность мазохизма. Для них он был важной составной частью их картины мира: сочетание измученной души, экстатического восторга, жестокой боли и невыносимой страсти приближало их к слиянию с чем-то много большим, чем их собственные эго.
В западной религиозной традиции желание быть избитым, исхлестанным отражает стремление к наказанию и как правило подразумевает унижение, стыд, боль, подчинение и поклонение. В монастырях и церквях мы видим людей в по существу мазохистской позе: отрешенных, склонивших прикрытые головы, стоящих на коленях, молитвенно сложа руки. Составители Нового Завета часто упоминают флагелляцию и телесную боль. Страсти Христовы, образ, за две тысячи лет прочно вошедший в наше коллективное подсознательное, включают связывание, бичевание и распятие как часть подчинения воле высшей силы и последующего вознесения к трансцендентному духу. Авторы Псалмов ежедневно хлестали друг друга плетьми. Среди иудеев в середине первого тысячелетия н.э. было принято бичевать друг друга после молитв и исповеди в грехах.
В мужских и женских монастырях флагелляция была в порядке вещей. Многие христианские святые, в том числе Св. Вильям, Св. Рудольф и Св. Доминик, очень часто отдавали своим последователям приказ избивать их плетью по обнаженной спине, а затем сами принимались в качестве наказания хлестать тех, от кого только что его претерпели. Это стало почти необходимым элементом акта подчинения Господу. Многие божьи люди проповедовали, что бичевание способно спасти души от адских мук. Они верили, что через унижение и боль лежит путь к истинной человечности.
Все ранние христианские ордена использовали флагелляцию как часть духовной дисциплины. Св. Тереза, основательница ордена кармелиток, ежедневно подвергала себя жестокой флагелляции. Розги и плеть вводили ее в состояние мистического экстаза. Кармелитская настоятельница Катерина Кардонская подолгу носила на теле железные цепи, которые врезались в ее плоть. Она бичевала себя цепями и крюками регулярно и с неистовством, иногда - по два или три раза в день. О ней говорили, что через истязание плоти она испытывала неземной восторг и божественные видения. То же самое практиковали францисканцы, доминиканцы и иезуиты. Очевидно, что весомая порция мазохизма была неотъемлемой частью христианской монастырской жизни.
В начале XI века послушники из итальянских монастырей ввели практику самобичевания и вышли из стен монастырей в мир, на улицы и в церкви. Речь идет о секте флагеллянтов, основателем которой считается Св. Антоний. Они доводили себя до неистового желания и реализовали его через жесточайшие истязания и физическое саморазрушение. Флагеллянты шествовали из одного города в другой процессиями, по пути набирая в свои ряды новых последователей. Иногда их толпа разрасталась до десятков тысяч человек, они шли к церкви, обступали ее кругом, и осуществляли крайне ритуализированную церемонию наказания. Обнажившись по пояс, они пели гимны и падали ниц в покаянных молитвах. Кульминацией ритуала была жестокая флагелляция, в которой участвовали все и которая иногда длилась часами. В конце концов эти изможденные люди с исхлестанными до мяса спинами бросали свои окровавленные кнуты и падали лицом на землю в порыве униженного раскаяния. Они достигали блаженства. Для участников сцен такая практика действительно становилась средством духовной трансформации.
Но у западной культуры нет монополии на использование унижения и боли для духовного воспитания. В дзенских монастырях учителя избивали послушников палками, и достижение просветления после удара - классика дзен-буддизма. Зачастую ученики семь дней в неделю по 14 часов в день высиживали на подушках, скрестив ноги, подвергая себя мучительной агонии полной неподвижности и претерпевая неослабевающую боль на протяжении долгого времени. Последователи индуизма подчиняли себя воле гуру, буддисты Тибета беспрекословно служили ламе. Ранний тибетский святой по имени Милапара для того, чтобы учитель, к которому он пришел, взял его к себе в ученики, по его приказу выполнил тяжелую, грязную и болезненную физическую работу, не задав ни единого вопроса.
Итак, оказывается, что вся мировая история наполнена примерами тесной связи мазохизма и духовности. Что же их связывает, что в мазохизме ведет к духовной трансформации? Почему на протяжении веков мазохистское подчинение было востребовано духовными наставниками?
Один из возможных ответов на этот вопрос связан с введенным Горацио Алджером (Популярный американский писатель XIX века, родоначальник литературного жанра success story - пер.) понятием ментальности "сурового индивидуализма" ("rugged individualism" mentality). Цель современной психотерапии состоит в содействии развитию сильной, способной к борьбе, к решению проблем, рациональной личности. Нести ответственность. Осуществлять контроль. Самоутверждаться. Но какой ценой? Усиление эго - лишь одна сторона медали. Для того, чтобы испытать всю полноту бытия, нам так же, как и самоуверенность, нужны пассивность и смирение. Мистическое переживание чуда так же необходимо, как и рациональное решение проблем. Нужна связь как с сильной, любящей, сострадающей, компетентной стороной нас самих, так и с тем, что Карл Юнг назвал "тенью" - слабой, ограниченной, порочной, грешной изнанкой. Выйти из-за рамок эгоцентричного мировосприятия, отдавать контроль, а не только брать его, - это потребность. Мазохистское подчинение, подчеркивая нашу слабость, недостаточность, несовершенство, дает нашей человечности раскрыться в ее истинной полноте. Потому что человечность требует воздать должное темной стороне жизни наравне со светлой. Кающиеся грешники знали об этой потребности в страданиях. Они знали, что это сдерживает гордыню, часто застилающую нам глаза и заставляющую слишком самонадеянно полагаться на наши способности и возможности. Об этом было известно и христианским, и восточным мистикам. "Унижение - путь к смирению (Неслучайно родство слов: humiliation (унижение) и humility (смирение, покорность) - пер.), а без смирения ничто не радует Господа" - это слова Св. Франциска Ассизского.
БДСМ срывает с личности покровы амбиций, самоуверенности и успешности. Эго подчиняется Мастеру, Доминанту, высшему духу, Господу. Будь то подчинение Доминанту или воле Божьей - это все равно подчинение, то, что лежит в основе мазохизма. Компоненты мазохизма - стремление служить, отдаваться, отречение от собственной сексуальной, эмоциональной и физической самостоятельности - делают человека рабом для мужчины, женщины или Бога. Подчинение этой страсти - божественное саморазрушение.
Другое сходство между мазохизмом и духовным трансом состоит в том, что и то, и другое исходит из стремления к освобождению, забвению, избавлению от бремени собственной личности с ее конфликтами, заботами и ограничениями. В прежние, не такие светские времена, это можно было бы назвать радением о мистическом экстазе, посредством которого душа освобождается от зависимости от тела, а отдельная личность сливается с высшей духовную сущностью, растворяясь в ней.
В подчинении человек одновременно и освобождается от ограничений, переступает через социальные запреты, и ослабевает, подвергается умалению и унижению. Глядя в лицо правде о вечных страданиях человека, это смело можно назвать и бегством в агонии, и великим духовным поприщем.
Дороти Хейден, дипломированный социальный работник, - нью-йоркский психотерапевт, специализирующийся в вопросах БДСМ, фетишизма, сексуальных аддикций. Она получила степень магистра по социальной работе в Университете Нью-Йорка, а затем прошла практику в психиатрической ординатуре.
Источник: http://www.sexuality.org/l/bdsm/masasp.html
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|