Нормативно-методическая база документационного обеспечения управления
Нормативно-методическая база ДОУ— это совокупность законов, нормативно-правовых актов, организационных и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности организации или учреждения. Эта база также включает регламентацию деятельности службы ДОУ и других служб аппарата управления (штаты, функции, структуру, техническое обеспечение и другие аспекты).
2.1.Состав нормативно-методической базы ДОУ
Нормативно-методическая база ДОУ включает:
— законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации;
— постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб, агентств и др.), регламентирующие вопросы документационного обеспечения управления на федеральном уровне;
— государственную систему документационного обеспечения управления (Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ - Приказ Главархива СССР от 25.05.88 № 33);
— правовые акты органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их территориальных образований, регламентирующих вопросы ДОУ;
— правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические документы по ДОУ различных организаций;
— государственные стандарты на документацию;
— унифицированные системы документации;
— общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
— нормативные документы по организации и охране управленческого труда служащих службы ДОУ;
— нормативные документы по организации архивного хранения документов.
1.2 Законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в области ДОУ.
Основу гражданского законодательства составляет Гражданский кодекс Российской Федерации, который устанавливает виды и разновидности документов, создаваемых в целях фиксации актов гражданских взаимоотношений, регистрации фактов их возникновения или прекращения, подтверждения правоотношений и др. Например, ст. 51 и последующие статьи главы 4 Гражданского кодекса устанавливают виды документов, применяемых при создании, регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица.
Закон Российской Федерации «О стандартизации» от 10 июля 1993 г. № 5154-I устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех органов управления, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации и в области документационного обеспечения управления.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ устанавливает, что информационные ресурсы (документы и массивы документов) являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства и защищаются законом, наряду с другими ресурсами. Законом устанавливается правовой режим создания, хранения и использования информационных ресурсов.
Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-I регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. К государственной тайне закон относит защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Закон устанавливает полномочия государственных органов и должностных лиц, призванных обеспечить сохранение и защиту государственной тайны; перечень сведений, составляющих государственную тайну; порядок засекречивания и рассекречивания сведений и их носителей; распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну; порядок ее защиты, контроль и надзор за обеспечением государственной тайны и другие вопросы.
В Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» отражены основные требования к ведению бухгалтерского учета, определены обязательные реквизиты первичных учетных документов, уточнен состав бухгалтерской отчетности коммерческих организаций и установлены сроки хранения учетных документов, бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.
Верховным Советом Российской Федерации 7 июля 1993 г. приняты Основы законодательства об Архивном фонде и архивах Российской Федерации, в которых определены направления совершенствования организации архивного дела в стране, а также меры по предотвращению порчи, уничтожения, хищения, незаконной скупки, продажи, приобретения и вывоза архивных документов за границу. Эти основы регулируют формирование, организацию хранения, учет, использование архивов и архивных фондов и управление ими в целях обеспечения сохранности архивных документов и их всестороннего использования в интересах граждан, общества и государства.
Гражданский кодекс РФ, Основы законодательства и Федеральные законы нашли свое дальнейшее развитие в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, положениях и правилах.
Будущий руководитель должен знать положения:
— Указа Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (в редакции Указа Президента РФ от 24.01.98 № 61);
— Постановления Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»;
— приказа Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (с изм. на 30.12.99);
— приказов Министерства финансов РФ об утверждении ПБУ по отдельным направлениям бухгалтерского учета;
— указания Центрального банка РФ от 3 декабря 1997 г. № 51-У «О введении новых форматов расчетных документов» (с изм. на 22.02.99);
— других нормативных правовых.документов.
Необходимо также знать основные положения Правил оказания услуг почтовой связи (Постановление Правительства РФ от 26.09.97 № 1239); Правил оказания услуг телефонной связи (Постановление Правительства РФ от 26.09.97 № 1235); Правил предоставления услуг телеграфной связи (приказ Госкомсвязи России от 03.10.97 № 43) и т.д.
2.3. Государственная система ДОУ. Основные требования к документам
Основу ДОУ составляет Государственная система документационного обеспечения управления, разработанная Всесоюзным научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела, одобренная Главархивом СССР 27.04.88. В этой системе установлены единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях, в учреждениях и общественных организациях.
6 июля 1992 г. Государственной архивной службой утверждена Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации. Она введена с целью совершенствования на единой основе документационного обеспечения управления и повышения его эффективности путем унификации состава и форм управленческих документов и технологии работы с ними.В соответствии с системой ДОУ и Типовой инструкцией по делопроизводству министерства и организации разрабатывают аналогичные документы с учетом специфики отрасли и конкретной организации.
2.4. Государственные стандарты на документацию.
К нормативным документам ДОУ относятся государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ). Требования, устанавливаемые стандартами, обязательны для всех государственных органов управления и субъектов хозяйственной деятельности. Государственные стандарты, действующие на территории нашей страны, объединены в единую Государственную систему стандартизации — иерархически организованную систему классификации и кодирования самих государственных стандартов.
Серия 1 Государственной системы стандартизации содержит комплекс основополагающих стандартов, в которых закреплены положения о порядке разработки стандартов, о построении, изложении и оформлении стандартов, их утверждении, регистрации, введении в действие и т.д. Например, ГОСТ 1.РО-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения».
В системе государственных стандартов, представляемых ежегодно в 4 томах, содержится 7 частей. В разделе Т 5. Система документации выделены следующие подразделы:
— Т 50. Государственная система стандартизации и нормативно-технической документации;
— Т 52. Система проектно-конструкторской документации;
— Т 54. Система планово-экономической, учетной, статистической, товаросопроводительной, потребительской, транспортной, банковской и других видов документации;
— Т 55. Система административно-управленческой документации, документооборота, организации архивного дела;
— Т 62. Информация, библиотечное и издательское дело и т.д.
Для работников службы ДОУ и аппарата управления в целом наибольший интерес представляет подраздел Т 54, где отражены следующие государственные стандарты:
— ГОСТ6.01.1-87 «Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации»;
— ГОСТ 6.10.1-88 «УСД. Основные положения»;
— ГОСТ 6.10.3-83 «УСД. Запись информации унифицированных документов в коммуникативном формате»;
— ГОСТ 6.10.4-84 «УСД. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения»;
— ГОСТ 6.10.5-87 «УСД. Требования к построению формуляра-образца»;
— ГОСТ 6.10.6-87 «Единая система внешнеторговой документации СЭВ. Формуляр-образец»;
— ГОСТ Р 6.30-97 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (с изм. на 21.01.2000).
Из подраздела Т 62 для студентов и специалистов имеют большое значение следующие стандарты:
— ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления»;
— ГОСТ 7.9-77 «Реферат и аннотация»;
— ГОСТ 7.32-91 «Отчет о НИРС Структура и правила оформления».
2.5.Унифицированные системы документации.
Указанные выше государственные стандарты регламентируют создание унифицированных систем документации (УСД)— совокупности взаимосвязанных унифицированных форм документов, созданных по единым правилам и требованиям, содержащих информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности.
В Общероссийском классификаторе управленческой документации (ОКУД) выделены следующие унифицированные системы документации:
— унифицированная система организационно-распорядительной документации;
— унифицированная система банковской документации;
— унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций;
— унифицированная система отчетно-статистической документации;
— унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий;
— унифицированная система документации по труду;
— унифицированная система документации пенсионного фонда Российской Федерации;
— унифицированная система внешнеторговой документации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|