Тема 2. Философия Древнего Востока
Особенности восточной философии, мировоззрения. Философия Древнего Китая (даосизм, конфуцианство). Философия Древней Индии (ортодоксальные и неортодоксальные школы).
Основные понятия: Дао, У-вэй, карма, сансара, Небо, буддизм, нирвана.
Тема 3. Становление древнегреческой философии
Особенности древнегреческой философии, вопросы онтологии. Натурфилософия. Милетская школа. Эфесская школа. Элеаты.
Основные понятия: натурфилософия, бытие, первоначало.
Тема 4. Классический период древнегреческой философии
Афинская школа. Расцвет философии. Сократ, диалектический метод Сократа, борьба с софистикой. Академия Платона. Идеализм. Философские взгляды и деятельность Аристотеля.
Основные понятия: софистика, майевтика, сократическая беседа, эйдос.
Тема 5. Философия эллинизма
Характеристика эпохи эллинизма как синтеза Западной и Восточной цивилизации. Основные философские школы эллинизма: эпикурейцы, киники, стоики, неоплатоники, скептики. Особенности рассмотрения этики.
Основные понятия: эллинизм, скептицизм, цинизм, этика.
Тема 6. Философия Средневековья
Религиозный характер философии Средних веков. Теоцентризм. Патристика. Спор реалистов и номиналистов. Схоластика. Религия и философия, вера и разум.
Основные понятия: Патристика, догмат, схоластика, вера, реализм, номинализм.
Тема 7. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
Возрождение античных ценностей. Гуманизм. Антропоцентризм. Значение научной революции. Направления философии Нового времени: эмпиризм, рационализм, сенсуализм.
Основные понятия: гуманизм, антропоцентризм, эмпиризм, рационализм, сенсуализм.
Тема 8. Немецкая классическая философия
Философия И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха. Значение немецкой классической философии.
Основные понятия: вещь-в-себе, вещь-явление, категорический императив, категории разума, Мировой Дух, диалектика, сущностные силы.
Тема 9. Диалектический материализм
Источники марксизма. Диалектика. Материализм. Критика философии. Влияние марксизма на историю.
Основные понятия: материя, диалектический материализм, исторический материализм, формация, отчуждение.
Тема 10. Западная философия XIX века
«Философия жизни»: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше. Зарождение экзистенциализма: С.Кьеркегор. Проблема человека. Позитивизм: О.Конт, Г.Спенсер. Проблема соотношения науки и философии.
Основные понятия: воля, сверхчеловек, экзистенция, позитивизм.
Тема 11. Западная философия XX века
Экзистенциализм: Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, К. Ясперс. Новая религиозная мысль. Неомарксизм, фрейдизм.
Основные понятия: экзистенциализм, тревога, заброшенность, поступок, отчаяние, «осевое время», бессознательное.
Тема 12. Русская философия XI-XIX веков
Особенности русской философии. Влияние христианства на русскую мысль. Споры о предназначении России. Философия Вл. Соловьёва. Всеединство. Софиология.
Основные понятия: славянофилы, западники, София, всеединство, соборность.
Тема 13. Русская философия XX века
Расцвет русской философии. Русская религиозная философия. Влияние революционных преобразований. Господство марксизма. Современные направления русской философии.
Основные понятия: антиномии, материализм, марксизм.
Тема 14. Онтология. Учение о бытии
Категория «бытие» в истории философии. Объективная и субъективная реальность. Основной вопрос философии. Материя и идея. Субстанция.
Основные понятия: бытие, реальность, онтология, субстанция, материя, материализм, идея, идеализм.
Тема 15. Картины мира
Мифическая, религиозная, философская картины мира. Типы познания.
Основные понятия: картина мира, обыденное, научное, глобальное мировоззрение.
Тема 16. Материя и её свойства
Конкретные виды и формы материи в свете современной науки. Материя как научная проблема. Движение как способ существования материи. Пространство и время – всеобщие атрибуты материи. Основные естественнонаучные вопросы.
Основные понятия: материя, движение, пространство, время.
Тема 17. Категории и законы диалектики
Диалектика – учение о развитии. Категории диалектики. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон отрицания .
Основные понятия: диалектика, закон, количество, качество, мера, скачок, единство противоположностей, отрицание отрицания, тезис, антитезис, синтез.
Тема 18. Природа и сущность человека
Антропология. Проблема человека в философии. Развитие взглядов на природу человека. Проблема социального и биологического в человеке. Смысл человеческой жизни. Свобода и необходимость. Сущность человека.
Основные понятия: антропология, человек, сущность человека, смысл жизни, свобода, необходимость.
Тема 19. Теория познания
Гносеология. Основные направления гносеологии: агностицизм, гностицизм, скептицизм, релятивизм. Истина как цель познания.
Основные понятия: гносеология, истина, ложь, заблуждение, агностицизм, скептицизм, гностицизм, релятивизм.
Тема 20. Философия истории
Историософия. Смысл исторического процесса. Цивилизационный и формационный подходы к истории. Многовекторность истории. Категории: причина и следствие, случайность и необходимость. Проблема развития: прогресс и регресс, революция и эволюция.
Основные понятия: история, цивилизация, формация, причина, следствие, случайность, необходимость, прогресс, регресс, революция, эволюция.
Тема 21. Этика
Этика – учение о поведении. Человеческий поступок. Мораль. «Золотое» правило нравственности. Категорический императив И.Канта. Нравственность. Совесть. Добро и зло.
Основные понятия: этика, поступок, мораль, нравственность, совесть, добро, зло.
Тема 22. Эстетика
Эстетика – учение о красоте. Смысл красоты. Красота в природе. Искусство. Значение искусства. Смысл любви. Творчество.
Основные понятия: красота, эстетика, искусство, творчество.
Тема 23. Глобальные проблемы современности
Основные глобальные проблемы современности. Пути решения глобальных проблем.
Основные понятия: глобальная проблема, «золотой миллиард».
ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
1. Горелов, Анатолий Алексеевич. Философия в вопросах и ответах : учеб. пособие / А. А. Горелов. - М. : Эксмо, 2008. - 336 с.
2. Губин, Валерий Дмитриевич. Основы философии : учеб. пособие / В.Д. Губин. - 2-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2008. - 288 с.
3. Основы философии : учеб. пособие / В. П. Кохановский [и др.] ; ред. В. П. Кохановский. - 9-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 315 с.
Дополнительные источники:
1. Алексеев, Петр Васильевич. Философия : учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин ; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Велби, Проспект, 2008. - 592 с.
2. Горбачёв В.Г. Основы философии. Курс лекций. М., 2000.
3. Гуревич, Павел Семенович. Основы философии : учеб. пособие / П.С. Гуревич. - М. : Гардарики, 2004. - 439 с.
4. Канке, Виктор Андреевич. Философия. Исторический и систематический курс : учебник для вузов / В. А. Канке. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 2006. - 376 с.
5. Канке, Виктор Андреевич. Философия. Курс лекций для бакалавров : учеб. пособие / В. А. Канке. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 2005. - 240с.
6. Лосский, Николай Онуфриевич. История русской философии / Н. О. Лосский. - М. : Академический Проект, 2007. - 551 с.
7. Мир как единое целое. Вологда, 1999.
8. Мурзин Н.Н. Философия в вопросах и ответах : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Мурзин. - М. : КноРус, 2006. - 256 с.
9. Панчук Е.И. История философии: конспект лекций. Вологда, 2002.
10. Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецов. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 731 с.
11. Спиркин, Александр Георгиевич. Философия : учебник для вузов / А. Г. Спиркин. - М. : Гардарики, 2005. - 368 с.
12. Философия : учебник для вузов / ред.: В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 622 с.
13. Философское миропонимание. Вологда, 2000.
14. Философский энциклопедический словарь / сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 570 с.
15. Электронные ресурс «Философия». Форма доступа: http://labrip.com; http://www.philophystory.ru
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
А
| Последняя цифра номера личного дела
| Б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Предпоследняя цифра номера личного дела
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Предмет философии, ее роль в жизни человека и общества. Основные функции философии.
2. Соотношение философии, науки, религии, искусства. Понятие и структура мировоззрения.
3. Философия как учение об основных идеалах мироустройства: основной вопрос философии.
4. Истоки философии: мифология и религия. Сходство и различия философии и религии.
5. Древнеиндийская и древнекитайская философия: специфика философии Востока.
6. Философия эпохи античности: натурфилософия, школа Пифагора, Гераклит, Парменид, Сократ, Платон, Аристотель (2-3 философа по выбору).
7. Эллинистическая философия: циники и скептики, эпикурейцы, стоики.
8. Религиозный характер философии средних веков. Патристика и схоластика.
9. Сенсуализм и рационализм: общая характеристика направлений:Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм, Р. Декарт, Б. Спиноза, В. Лейбниц (2-3 философа по выбору).
10. Немецкая классическая философия: И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах. И. Фихте, Л. Шеллинг (2-3 философа по выбору).
11. Европейская философия второй половины XJX - начала XX века: А. Шопенгауэр, О. Шпенглер, Ф. Ницше, 3. Фрейд, экзистенциализм (2-3 философа по выбору).
12. Русская философия XIX-XX вв.: В. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский, Н. Бердяев (2-3 философа по выбору).
13. Социальная философия кооперативного движения: Р. Оуэн, Ш. Фурье, христианские социалисты, Г. Шульц-Делич, Ф. Райфайзен (2-3 мыслителя по выбору).
14. Нравственные ценности и этические принципы современной концепции кооперации (солидарность, справедливость, взаимопомощь, демократия, социальная ответственность и забота о других, борьба с бедностью и бездуховностью).
15. Материя, ее сущность и атрибуты.
16. Философское понятие бытия. Материальное и духовное бытие.
17. Важнейшие философские концепции: материализм, идеализм, циники, скептики, патристика, схоластика, сенсуализм, рационализм, агностицизм, утопический социализм (в т.ч. «кооперативный социализм»), экзистенциализм, позитивизм, неопозитивизм, структурализм (2-3 концепции по выбору).
18. Проблема человека в философии. Биологическая и социальная природа человека.
19. Сущность сознания. Сознание и бессознательное в психике человека.
20. Многообразие путей познания мира. Научное, художественное, обыденное познание, их характерные черты и особенности.
21. Проблема истины. Характеристики истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.
22. Философская и естественнонаучная картина мира в трудах философов и ученых.
23. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность.
24. Философские проблемы общества.
25. Философия и культура. Массовая и элитарная культура. Субкультура.
26. Философия и история. Цивилизационный подход к истории человечества. Концепции «индустриального» и «постиндустриального» общества.
27. Философия и религия. Три мировые религии.
28. Искусство, эстетическое сознание и жизнь.
29. Человек в системе социальных связей. Гражданское общество и государство.
30. Образ человека в философии. Представление о совершенном человеке от античности до современности.
31. Глобальные проблемы современности, их многообразие, общие черты, классификация.
32. Пути преодоления глобальных кризисных ситуаций и стратегия дальнейшего развития человечества.
33. Можно ли утверждать, что философия: - наука?
34. форма общественного сознания?
35. - мировоззрение?
36. Какое из этих определений, с Вашей точки зрения, более точное?
37. Как Вы понимаете смысл высказывания Ницше: «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеками, — канат над пропастью»?
38. Можно ли утверждать, что человека человеком делает свободный выбор? Объясните смысл высказывания Т.Т. Сартра: «Свобода начинается тогда, когда я говорю «нет».
39. Как Вы думаете, способен ли человек стать бессмертным? Если да, то каким образом? Можно ли считать творчество и продолжение рода способами достижения бессмертия?
40. Объясните мысль П.А. Кропоткина: ... «В практике взаимной помощи, которую мы можем проследить до самых древнейших зачатков эволюции, мы таким образом находим положительное и несомненное происхождение наших этических представлений, и мы можем утверждать, что главную роль в этическом прогрессе человека играла взаимная помощь, а не взаимная борьба».
41. Поясните высказывание Л. Энгквиста: «Кооперативы - это не только средство достижения справедливой цели, они справедливы сами по себе».
42. Какой смысл вкладывает Сократ в слова «Пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать»"? Какую роль играет философия в жизни отдельного человека?
43. Что означает высказывание Бэкона о том, что «истина - дочь времени, а не авторитета»? Изменяется ли истина со временем? Существуют ли, на Ваш взгляд, вечные истины?
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Промежуточный контроль знаний по дисциплине проводится в форме дифференцированного зачёта (письменно), проводится за счёт времени отведённого на изучение дисциплины (на последнем занятии, два академических часа). Дифференцированная зачётная работа состоит из 6 вариантов по 5 заданий в каждом (3 теоретических и 2 практических).
Примерный перечень теоретических вопросов для дифференцированного зачёта:
1. Раскройте предмет и понятие философии.
2. Раскройте философские идеи античной классики (Сократ, Платон, Аристотель).
3. Назовите школы эллинистической философии, раскройте содержание их философских учений.
4. Назовите особенности Средневековой философии и основные этапы её развития.
5. Назовите основных представителей немецкой классической философии и раскройте содержание их философских систем.
6. Назовите различия философских школ в Западной философии XX века, раскройте их философское содержание.
7. Назовите особенности русской философии в 20 веке и основные черты этого периода.
8. Объясните философский смысл проблемы бытия.
9. Дайте философское понятие материи.
10. Сформулируйте законы диалектики, раскройте их содержание.
11. Определите сущность человека с точки зрения истории философии.
12. Изложите проблематику философии познания.
13. Перечислите типы мировоззрения и представьте их в иерархии.
14. Раскройте понятие историософии.
15. Раскройте философскую проблематику этики.
16. Дайте определение эстетики.
17. Назовите глобальные проблемы современности и способы их решения.
18. Объясните разницу между идеальным и материальным.
Примерный перечень практических заданий для дифференцированного зачёта:
1. Объясните выражение: «Я знаю, что я, ничего не знаю».
2. Приведите примеры действия законов диалектики.
3. В чём на ваш взгляд заключается смысл жизни человека?
4. Ответьте на вопрос: каким образом человек может познавать мир?
5. К какому типу мировоззрения Вы отнесёте своё мировоззрение и почему?
6. Ответьте на вопрос: имеет ли, на ваш взгляд, история смысл, и, если, да, то какой?
7. Ответьте на вопрос: чем на Ваш взгляд определяются человеческие поступки?
8. Объясните выражение: «Красота спасёт мир»
9. Ответьте на вопрос: что, на Ваш взгляд, ждёт человечество в будущем?
10. Ответьте на вопрос: Как вы думаете, в чём заключается предназначение России?
11. Приведите примеры идеального и материального.
12. Объясните смысл вашей будущей специальности.
Критерии оценки:
«5» - за правильное выполнение всех теоретических заданий и всех практических заданий.
«4» - за правильное выполнение трёх теоретических и одного практического заданий, либо двух практических и двух теоретических.
«3» - за правильное выполнение двух теоретических и одного практического, либо двух практических и одного теоретического.
«2» - за правильное выполнение менее трёх заданий зачётной работы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|