Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Философия Древнего Востока





Особенности восточной философии, мировоззрения. Философия Древнего Китая (даосизм, конфуцианство). Философия Древней Индии (ортодоксальные и неортодоксальные школы).

Основные понятия: Дао, У-вэй, карма, сансара, Небо, буддизм, нирвана.

 

Тема 3. Становление древнегреческой философии

Особенности древнегреческой философии, вопросы онтологии. Натурфилософия. Милетская школа. Эфесская школа. Элеаты.

Основные понятия: натурфилософия, бытие, первоначало.

 

Тема 4. Классический период древнегреческой философии

Афинская школа. Расцвет философии. Сократ, диалектический метод Сократа, борьба с софистикой. Академия Платона. Идеализм. Философские взгляды и деятельность Аристотеля.

Основные понятия: софистика, майевтика, сократическая беседа, эйдос.

 

Тема 5. Философия эллинизма

Характеристика эпохи эллинизма как синтеза Западной и Восточной цивилизации. Основные философские школы эллинизма: эпикурейцы, киники, стоики, неоплатоники, скептики. Особенности рассмотрения этики.

Основные понятия: эллинизм, скептицизм, цинизм, этика.

Тема 6. Философия Средневековья



Религиозный характер философии Средних веков. Теоцентризм. Патристика. Спор реалистов и номиналистов. Схоластика. Религия и философия, вера и разум.

Основные понятия: Патристика, догмат, схоластика, вера, реализм, номинализм.

 

Тема 7. Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Возрождение античных ценностей. Гуманизм. Антропоцентризм. Значение научной революции. Направления философии Нового времени: эмпиризм, рационализм, сенсуализм.

Основные понятия: гуманизм, антропоцентризм, эмпиризм, рационализм, сенсуализм.

 

Тема 8. Немецкая классическая философия

Философия И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха. Значение немецкой классической философии.

Основные понятия: вещь-в-себе, вещь-явление, категорический императив, категории разума, Мировой Дух, диалектика, сущностные силы.

 

Тема 9. Диалектический материализм

Источники марксизма. Диалектика. Материализм. Критика философии. Влияние марксизма на историю.

Основные понятия: материя, диалектический материализм, исторический материализм, формация, отчуждение.



 

Тема 10. Западная философия XIX века

«Философия жизни»: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше. Зарождение экзистенциализма: С.Кьеркегор. Проблема человека. Позитивизм: О.Конт, Г.Спенсер. Проблема соотношения науки и философии.

Основные понятия: воля, сверхчеловек, экзистенция, позитивизм.

 

Тема 11. Западная философия XX века

Экзистенциализм: Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, К. Ясперс. Новая религиозная мысль. Неомарксизм, фрейдизм.

Основные понятия: экзистенциализм, тревога, заброшенность, поступок, отчаяние, «осевое время», бессознательное.

Тема 12. Русская философия XI-XIX веков

Особенности русской философии. Влияние христианства на русскую мысль. Споры о предназначении России. Философия Вл. Соловьёва. Всеединство. Софиология.

Основные понятия: славянофилы, западники, София, всеединство, соборность.

 

Тема 13. Русская философия XX века

Расцвет русской философии. Русская религиозная философия. Влияние революционных преобразований. Господство марксизма. Современные направления русской философии.

Основные понятия: антиномии, материализм, марксизм.

 

Тема 14. Онтология. Учение о бытии

Категория «бытие» в истории философии. Объективная и субъективная реальность. Основной вопрос философии. Материя и идея. Субстанция.

Основные понятия: бытие, реальность, онтология, субстанция, материя, материализм, идея, идеализм.

 

Тема 15. Картины мира

Мифическая, религиозная, философская картины мира. Типы познания.

Основные понятия: картина мира, обыденное, научное, глобальное мировоззрение.



Тема 16. Материя и её свойства

Конкретные виды и формы материи в свете современной науки. Материя как научная проблема. Движение как способ существования материи. Пространство и время – всеобщие атрибуты материи. Основные естественнонаучные вопросы.

Основные понятия: материя, движение, пространство, время.

 

Тема 17. Категории и законы диалектики

Диалектика – учение о развитии. Категории диалектики. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон отрицания .

Основные понятия: диалектика, закон, количество, качество, мера, скачок, единство противоположностей, отрицание отрицания, тезис, антитезис, синтез.

 

Тема 18. Природа и сущность человека

Антропология. Проблема человека в философии. Развитие взглядов на природу человека. Проблема социального и биологического в человеке. Смысл человеческой жизни. Свобода и необходимость. Сущность человека.

Основные понятия: антропология, человек, сущность человека, смысл жизни, свобода, необходимость.

 

Тема 19. Теория познания

Гносеология. Основные направления гносеологии: агностицизм, гностицизм, скептицизм, релятивизм. Истина как цель познания.

Основные понятия: гносеология, истина, ложь, заблуждение, агностицизм, скептицизм, гностицизм, релятивизм.

 

Тема 20. Философия истории

Историософия. Смысл исторического процесса. Цивилизационный и формационный подходы к истории. Многовекторность истории. Категории: причина и следствие, случайность и необходимость. Проблема развития: прогресс и регресс, революция и эволюция.

Основные понятия: история, цивилизация, формация, причина, следствие, случайность, необходимость, прогресс, регресс, революция, эволюция.

 

Тема 21. Этика

Этика – учение о поведении. Человеческий поступок. Мораль. «Золотое» правило нравственности. Категорический императив И.Канта. Нравственность. Совесть. Добро и зло.

Основные понятия: этика, поступок, мораль, нравственность, совесть, добро, зло.

Тема 22. Эстетика

Эстетика – учение о красоте. Смысл красоты. Красота в природе. Искусство. Значение искусства. Смысл любви. Творчество.

Основные понятия: красота, эстетика, искусство, творчество.

Тема 23. Глобальные проблемы современности

Основные глобальные проблемы современности. Пути решения глобальных проблем.

Основные понятия: глобальная проблема, «золотой миллиард».


ЛИТЕРАТУРА

Основные источники:

1. Горелов, Анатолий Алексеевич. Философия в вопросах и ответах : учеб. пособие / А. А. Горелов. - М. : Эксмо, 2008. - 336 с.

2. Губин, Валерий Дмитриевич. Основы философии : учеб. пособие / В.Д. Губин. - 2-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2008. - 288 с.

3. Основы философии : учеб. пособие / В. П. Кохановский [и др.] ; ред. В. П. Кохановский. - 9-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 315 с.

Дополнительные источники:

1. Алексеев, Петр Васильевич. Философия : учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин ; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Велби, Проспект, 2008. - 592 с.

2. Горбачёв В.Г. Основы философии. Курс лекций. М., 2000.

3. Гуревич, Павел Семенович. Основы философии : учеб. пособие / П.С. Гуревич. - М. : Гардарики, 2004. - 439 с.

4. Канке, Виктор Андреевич. Философия. Исторический и систематический курс : учебник для вузов / В. А. Канке. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 2006. - 376 с.

5. Канке, Виктор Андреевич. Философия. Курс лекций для бакалавров : учеб. пособие / В. А. Канке. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 2005. - 240с.

6. Лосский, Николай Онуфриевич. История русской философии / Н. О. Лосский. - М. : Академический Проект, 2007. - 551 с.

7. Мир как единое целое. Вологда, 1999.

8. Мурзин Н.Н. Философия в вопросах и ответах : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Мурзин. - М. : КноРус, 2006. - 256 с.

9. Панчук Е.И. История философии: конспект лекций. Вологда, 2002.

10. Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецов. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 731 с.

11. Спиркин, Александр Георгиевич. Философия : учебник для вузов / А. Г. Спиркин. - М. : Гардарики, 2005. - 368 с.

12. Философия : учебник для вузов / ред.: В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 622 с.

13. Философское миропонимание. Вологда, 2000.

14. Философский энциклопедический словарь / сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 570 с.

15. Электронные ресурс «Философия». Форма доступа: http://labrip.com; http://www.philophystory.ru

 


ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

  А Последняя цифра номера личного дела
Б
Предпоследняя цифра номера личного дела

 

 


ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Предмет философии, ее роль в жизни человека и общества. Основные функции философии.

2. Соотношение философии, науки, религии, искусства. Понятие и структура мировоззрения.

3. Философия как учение об основных идеалах мироустройства: основной вопрос философии.

4. Истоки философии: мифология и религия. Сходство и различия философии и религии.

5. Древнеиндийская и древнекитайская философия: специфика философии Востока.

6. Философия эпохи античности: натурфилософия, школа Пифагора, Гераклит, Парменид, Сократ, Платон, Аристотель (2-3 философа по выбору).

7. Эллинистическая философия: циники и скептики, эпикурейцы, стоики.

8. Религиозный характер философии средних веков. Патристика и схоластика.

9. Сенсуализм и рационализм: общая характеристика направлений:Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм, Р. Декарт, Б. Спиноза, В. Лейбниц (2-3 философа по выбору).

10. Немецкая классическая философия: И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах. И. Фихте, Л. Шеллинг (2-3 философа по выбору).

11. Европейская философия второй половины XJX - начала XX века: А. Шопенгауэр, О. Шпенглер, Ф. Ницше, 3. Фрейд, экзистенциализм (2-3 философа по выбору).

12. Русская философия XIX-XX вв.: В. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский, Н. Бердяев (2-3 философа по выбору).

13. Социальная философия кооперативного движения: Р. Оуэн, Ш. Фурье, христианские социалисты, Г. Шульц-Делич, Ф. Райфайзен (2-3 мыслителя по выбору).

14. Нравственные ценности и этические принципы современной концепции кооперации (солидарность, справедливость, взаимопомощь, демократия, социальная ответственность и забота о других, борьба с бедностью и бездуховностью).

15. Материя, ее сущность и атрибуты.

16. Философское понятие бытия. Материальное и духовное бытие.

17. Важнейшие философские концепции: материализм, идеализм, циники, скептики, патристика, схоластика, сенсуализм, рационализм, агностицизм, утопический социализм (в т.ч. «кооперативный социализм»), экзистенциализм, позитивизм, неопозитивизм, структурализм (2-3 концепции по выбору).

18. Проблема человека в философии. Биологическая и социальная природа человека.

19. Сущность сознания. Сознание и бессознательное в психике человека.

20. Многообразие путей познания мира. Научное, художественное, обыденное познание, их характерные черты и особенности.

21. Проблема истины. Характеристики истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.

22. Философская и естественнонаучная картина мира в трудах философов и ученых.

23. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность.

24. Философские проблемы общества.

25. Философия и культура. Массовая и элитарная культура. Субкультура.

26. Философия и история. Цивилизационный подход к истории человечества. Концепции «индустриального» и «постиндустриального» общества.

27. Философия и религия. Три мировые религии.

28. Искусство, эстетическое сознание и жизнь.

29. Человек в системе социальных связей. Гражданское общество и государство.

30. Образ человека в философии. Представление о совершенном человеке от античности до современности.

31. Глобальные проблемы современности, их многообразие, общие черты, классификация.

32. Пути преодоления глобальных кризисных ситуаций и стратегия дальнейшего развития человечества.

33. Можно ли утверждать, что философия: - наука?

34. форма общественного сознания?

35. - мировоззрение?

36. Какое из этих определений, с Вашей точки зрения, более точное?

37. Как Вы понимаете смысл высказывания Ницше: «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеками, — канат над пропастью»?

38. Можно ли утверждать, что человека человеком делает свободный выбор? Объясните смысл высказывания Т.Т. Сартра: «Свобода начинается тогда, когда я говорю «нет».

39. Как Вы думаете, способен ли человек стать бессмертным? Если да, то каким образом? Можно ли считать творчество и продолжение рода способами достижения бессмертия?

40. Объясните мысль П.А. Кропоткина: ... «В практике взаимной помощи, которую мы можем проследить до самых древнейших зачатков эволюции, мы таким образом находим положительное и несомненное происхождение наших этических представлений, и мы можем утверждать, что главную роль в этическом прогрессе человека играла взаимная помощь, а не взаимная борьба».

41. Поясните высказывание Л. Энгквиста: «Кооперативы - это не только средство достижения справедливой цели, они справедливы сами по себе».

42. Какой смысл вкладывает Сократ в слова «Пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать»"? Какую роль играет философия в жизни отдельного человека?

43. Что означает высказывание Бэкона о том, что «истина - дочь времени, а не авторитета»? Изменяется ли истина со временем? Существуют ли, на Ваш взгляд, вечные истины?

 


ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Промежуточный контроль знаний по дисциплине проводится в форме дифференцированного зачёта (письменно), проводится за счёт времени отведённого на изучение дисциплины (на последнем занятии, два академических часа). Дифференцированная зачётная работа состоит из 6 вариантов по 5 заданий в каждом (3 теоретических и 2 практических).

Примерный перечень теоретических вопросов для дифференцированного зачёта:

1. Раскройте предмет и понятие философии.

2. Раскройте философские идеи античной классики (Сократ, Платон, Аристотель).

3. Назовите школы эллинистической философии, раскройте содержание их философских учений.

4. Назовите особенности Средневековой философии и основные этапы её развития.

5. Назовите основных представителей немецкой классической философии и раскройте содержание их философских систем.

6. Назовите различия философских школ в Западной философии XX века, раскройте их философское содержание.

7. Назовите особенности русской философии в 20 веке и основные черты этого периода.

8. Объясните философский смысл проблемы бытия.

9. Дайте философское понятие материи.

10. Сформулируйте законы диалектики, раскройте их содержание.

11. Определите сущность человека с точки зрения истории философии.

12. Изложите проблематику философии познания.

13. Перечислите типы мировоззрения и представьте их в иерархии.

14. Раскройте понятие историософии.

15. Раскройте философскую проблематику этики.

16. Дайте определение эстетики.

17. Назовите глобальные проблемы современности и способы их решения.

18. Объясните разницу между идеальным и материальным.

 

Примерный перечень практических заданий для дифференцированного зачёта:

1. Объясните выражение: «Я знаю, что я, ничего не знаю».

2. Приведите примеры действия законов диалектики.

3. В чём на ваш взгляд заключается смысл жизни человека?

4. Ответьте на вопрос: каким образом человек может познавать мир?

5. К какому типу мировоззрения Вы отнесёте своё мировоззрение и почему?

6. Ответьте на вопрос: имеет ли, на ваш взгляд, история смысл, и, если, да, то какой?

7. Ответьте на вопрос: чем на Ваш взгляд определяются человеческие поступки?

8. Объясните выражение: «Красота спасёт мир»

9. Ответьте на вопрос: что, на Ваш взгляд, ждёт человечество в будущем?

10. Ответьте на вопрос: Как вы думаете, в чём заключается предназначение России?

11. Приведите примеры идеального и материального.

12. Объясните смысл вашей будущей специальности.

Критерии оценки:

«5» - за правильное выполнение всех теоретических заданий и всех практических заданий.

«4» - за правильное выполнение трёх теоретических и одного практического заданий, либо двух практических и двух теоретических.

«3» - за правильное выполнение двух теоретических и одного практического, либо двух практических и одного теоретического.

«2» - за правильное выполнение менее трёх заданий зачётной работы.


 
 

 
 

 
 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.