Сделай Сам Свою Работу на 5

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОТЕХНИКИ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕЖИВАНИЯ ПАЦИЕНТОМ ЕГО ПРОШЛЫХ ВОПЛОЩЕНИЙ 9 глава





Нам этому приходится учиться и необходимо внедрять в практику нашей жизни.


Глава 10

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ВКЛЮЧАЮЩЕЕ В СЕБЯ
ДУХОВНЫЕ, МИСТИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ СОЗНАНИЯ

 

Трансперсональная психология - раздел общей психологии, выделивший пред­метом своего исследования надличностные, сверхличностные состояния сознания.

В конце 60-х годов специалисты-психологи Станислав Гроф, Абрахам Маслоу, Энтони Сьютич, Джеймс Фейдиман и другие пришли к решению, что необходимо создать новое пси­хологическое направление, сосредоточенное на изучении сознания и признающее значимость духовных измерений психики, которое они назвали трансперсональной психологией. В 1969 г. вышел первый номер "Журнала трансперсональной пси­хологии" (The Journal of Trans­personal Psychology) (93). Основатели трансперсональной психологии устремились в бескрайние пространства духа, они углубились в историю религии, психологии и культуры и среди своих предтеч указывали и американца У.Джеймса, первого среди психологов составившего на­учную энциклопедию "Многообразие религиозного опыта", и швей­царца К.-Г.Юнга, обогатившего психологию мифическими, общекультурными, религиозными и мистическими измерениями, и итальянца Р.Ассаджиоли, бывшего психоаналитика, который в созданном им психосинтезе опирался на теософские, антропософские и буддистские учения, преодолевая с их помощью европейские культурно-антропологические ограничения.



Трансперсональная психология была уязвима для обвинений в иррациональности и ненаучности, а значит - в несовмес­тимости со здравым смыслом и современным научным мыш­лением, в чем ее первоначально и обвиняли. Но эта ситуация резко изменилась за первые десять лет существования Ассоци­а­ции за трансперсональную психологию. Стало ясно, что трансперсональная ориентация далеко превосходит узкие границы пси­хиатрии, психологии и психотерапии. За это время установились важные связи с революционными открытиями в других научных дисциплинах, в частности, в физике.

Станислав Гроф считается одним из ведущих специалистов в трансперсональной психологии, он имеет степень доктора медицины. Первоначально, в середине пятидесятых годов, экс­перименты С.Грофа были связаны с психодислептиками*1, это время активного легального изучения действия наркотиков на организм (39).



Древние люди знали и другие способы проникновения в глубины сознания. "...во многих культурах любая духовная практика была связана с необычными состояниями сознания... шаманизм насчитывает около 40 000 лет. Системы медитаций йоги сформировались не позднее 10 000 лет до н.э. Необычные состояния сознания и по сей день являются центральными для эзотерических течений канонических религий: в монашеской византийской и древнерусской традиции, в исихазме*2 и многих сектантских течениях в христианстве, в суфизме*3 в исламе, в различных йогических практиках в индуизме, в школах дзен в буддизме и каббале*4 в иудаизме. Широко использовались специальные растения - грибы, кактус пейотль, препараты коно­пли, травы. Следующим способом вхож­дения в эти состояния, который был известен с очень давних времен, является голодание. Как известно, почти все основатели мировых религий пользовались методами аскетизма*5. Менее известны такие спо­собы, как преодоление сна и бичевание. Более распростране­ны танцы, песнопения, барабанная дробь и грохот. На протяжении тысячелетий в разных культурах существовали ритуальные танцы для празднования побед, оплакивания мертвых, лечения больных. В жизни возникают обстоятельства, когда из­мененные состояния сознания возникают спонтанно: угроза для жизни, клиническая смерть, интенсивные сексуальные переживания, тяжелые физические заболевания, стрессы, экстатические эмоциональные состояния, новый необычный опыт и так далее. Жизнь иногда заставляет наше сознание функционировать в необычных режимах" (39, 40, 73, 75). Такие состояния сознания, которые раньше трактовали как галлюцинации, пограничные состояния психики, психологи назвали измененными или расширенными состояниями сознания.



В 1987 г. Всемирной организацией здравоохранения было за­прещено использовать с лечебной и экспериментальной целью препараты наркотического действия. Исследователи ста­ли искать более приемлемые пути самоактуализации личности. Некоторые экспериментаторы пытаются сейчас работать на препаратах, разрешенных в анестезиологии. У.Рассел, чтобы об­рести способности к сверхчувственному восприятию, подвергал себя специальной тренировке, активно практиковал медитацию. Дж.Лилли, известный американский врач и исследователь в области космонавтики, изучающий религиозные и социальные ритуалы, посмертный опыт, глубины психики, прибегал к изоляции, чтобы вызвать в себе океаническое чувство, ощущение безбрежности психики и другие явления, свидетельствовавшие о нашей связи с мировым целым, со Вселенной, что пробуждало ото сна давно ус­нувшие воспоминания, хранившиеся в глубинах психики. С.Гроф так­же отказался от применения наркотиков.

В 1984 г. С.Грофом был предложен более естественный и безопасный метод, относящийся к дыхательным техникам, - го­лотропная терапия*6. Дыхательные техники известны давно, но были заново открыты в семидесятых годах. С.Гроф обнаружил, что интенсивное, более глубокое и более быстрое дыхание с гипервентиляцией легких, со специфическими приемами работы с телом в сочетании со специально подобранной музыкой и особой предварительной подготовкой группы может вы­зы­вать те же переживания и аффекты, как при использовании ЛСД-25, и такие же терапевтические и интегративные возможности. Гроф разделял два вида сознания: одно - ориентированное на осязаемую реальность, а второе - направленное к неосязаемой внутренней реальности. Важно различать их так, чтобы переживания одной не преуменьшались и не обесценивались при использовании логики другой, считает ученый. Оба сос­то­яния и обе реальности являются реальными. И взаимодействие между ними само по себе ценно.

В настоящее время в нашей стране в рамках данного направления психотерапии создана Международная ассоциация сво­бодного дыхания, которая вот уже несколько лет организует международные конференции, школы, тренинги, выпускает боль­шое количество литературы.

Свободное дыхание возникло как синтез различных методик, использующих связное осознанное дыхание (ребефинг, вай­вейшн*7 , голотропная терапияи др.). Специалисты, использующие эти психотехники, называют их интегративными. Это понятие было введено в ребефинге Дж.Ленардом для объяснения цели и содержания процесса связного дыхания - слияния части с целым. При этом частью является определенная подавленная, вытесненная на уровень бессознательного структура (кон­фликт, стресс, негативная идея, запретное желание и др.). В процессе*8 связного дыхания происходит осознание и принятие этой подавленной структуры, присоединение ее энергии к воспринимающей, осознающей личности, то есть происходит интеграция этого материала. Тот материал, который в прошлом был оценен как вредный, опасный, болезненный, греховный и так далее, переоценивается, и возникает возможность извлечь из него пользу. Происходит восстановление целостности сознания: та энергия, которая до этого в огромном количестве уходила на подавление, высвобождается и становится доступной личности для ра­дости, любви, творчества, расширяется ре­альное поле выбора (73, 74, 86).

Интеграция - эффектный термин, но следует признать, что в любой технике психотерапевт стремится объединить разрозненное в целое, добиться интеграции.

Непрерывное связное дыхание, которое лежит в основе свободного дыхания, имеет аналогии в других древних психотехниках, в ритуалах шаманов, но механизмы данных методов не объяснены. Техника внешне проста: проводится серия инс­т­рукций о дыхании, о том, как дышать, как слышать музыку. Ды­шащие укладываются прямо на голый пол и при сопровождении музыки начинают связно ды­шать, как показал инструктор. Человек спонтанно должен довериться голосу своего внутреннего естества, своему организму, должен быть расслабленным, раскрепощенным, не должен пугаться внутренних ощуще­ний, относиться к ним с легким любопытством, без анализа, без попытки это интерпретировать. "Пусть все идет своим чередом, наше тело умнее нашего разума, будьте спонтанны, - учит инструктор, - смейтесь, плачьте, умирайте и входите в измененные состояния сознания" (76, 142).

Разница между большинством видов психотерапии и работой в техниках свободного дыхания под наблюдением напарника и инструктора заключается в том, что традиционная психология ожидает от терапевта структурирования и анализа переживаний пациента согласно какой-либо теории. От терапевта могут даже ожи­дать исцеления, в то время как исцеление в техниках свободного дыхания возникает внутри самого клиента и скорее поощряется, чем направляется ведущим. Считается, что у пациента существует нечто типа внутреннего радара, который находит наиболее подходящее, органичное переживание в каждый данный момент.

В трансперсональной психотерапии возник термин измененных или расширенных состояний сознания. Термин условный, разные специалисты вкладывают разные представления в его определение. В европейской психологической традиции нет общепринятой классификации состояний сознания, говорят о расширенных, гипнотических, психоделических, трансовых и иных состояниях. К этим состояниям относят состояние болельщиков, которое они испытывают, когда команда выиг­рала и они готовы обнять весь мир, состояние моржующихся, бегунов, делаю­щих пробежки по утрам. В этот разряд относят даже сон (35), состояние влюбленности, считая его специфическим, раз влюбленный видит мир и предмет своей люб­ви в розовых красках. Считают, что эти состояния объединяет физическое чувство удовольствия, что людям, испытывающим это состояние, мир видится в других красках, без внутренней тревоги, наступает чувство гармонии, радости.

Делаются попытки классификации этих состояний, но приходится признать, что "определения состояний сознания чрезвычайно размыты и не позволяют выделить качественную разницу между ними" (73). Другие специалисты считают, что расширенное состояние сознания, которое возникает в процессе связного дыхания, качественно отличается от состояний, возникающих при глубоком гипнозе, трансе, медитации и других способах достижения измененных состояний сознания, также отличается от сна, бодрствования, патологических нарушений сознания, нарушений сознания при приеме алкоголя и наркотических препаратов.

Методы техник свободного дыхания включают также такой аспект, как работа с аффирмациями*9 - нахождение какой-либо ограничивающей неосознанной мысли, перевод ее в положительное, высвобождающее утверждение и многочисленное повторение ее. Процесс работы с аффирмациями основан на концепции "мысли творят реальность" (75).

Первоначально С.Гроф работал в русле традиционного психоанализа, подвергая фрейдизм значительной реконструкции. После того, как С.Гроф перешел к использованию новых методов, было замечено, что извлечение психологического конфликта из глубин психики происходит значительно быст­рее, чем при психоаналитической беседе. Если в классическом психоанализе на его выявление уходят месяцы, а подчас и годы, то в техниках свободного дыхания это возможно за нес­колько сеансов. При этом ученый натолкнулся на глубинные уровни, определяющие личность как таковую, переживания па­циентов обрели трансперсональный характер, сходный у всех пациентов, несмотря на разные жизненные ситуации, истории болезни. Оказывается, в подсознании можно обнаружить некие кладовые памяти, которые не обнаруживают своих сокровищ в обычном состоянии. Человек способен вспомнить всю свою жизнь, вызвать из глубин подсознания такие картины, которые, казалось бы, никогда не гнездились в активной памяти. Активное сознание не имеет никакого представления об этих драмах и психических травмах, но бессознательное хранит любую зарубку.

Человек воспроизводит всю свою жизнь, начиная от тайны рождения. Двигаясь еще дальше по шкале времени, он способен увидеть и предшествующую смерть, за которой и последовало новое воплощение. В сессиях человек проходит стадии аго­нии, смерти и повторного рождения. Драматические переживания самого разного рода происходят с такой живостью, реальностью и интенсивностью, какие могут сравниться с обыч­ным восприятием материального мира или превзойти его. Хотя зрительный аспект этих эпизодов стоит на первом месте, но вполне реалистичные переживания могут быть и во всех других сенсорных областях. Иногда могут слышаться отдельные мощные звуки, голоса людей или животных, целые музыкальные последовательности. Интенсивная физическая боль и дру­гие соматические*10 ощущения или отчетливые вкус и запах могут доминировать в переживании, иметь в нем важную роль.

Как пример привожу описание процессов в технике ребефинга с использованием музыки моей пациентки Н.

Й процесс.

Ощущение, что через макушку головы вливаются различные цвета. Ощущение себя как маленькой яркой точки-звез­дочки, сидящей на краю земли. Вокруг мириады звезд, галактик. И потом ощущение себя как бы внутри этого мироздания, ощущение радости оттого, что ты - это частица Космоса, как Космос - это частица тебя. Я и Космос едины. Ощущение того, что дыхание мое сливается с дыханием Космоса, ощущение единого ритма, единой вибрации. Радость, счастье от этого.

Я - монах в Китае, очень высокий. Желтая одежда, длинная коса. У меня есть брат-близнец. Мы направляемся в храм на берегу озера. Водоем в форме квадрата.

Й процесс.

Тема: "Почему я встала на путь целительства?".

Я ощутила себя маленьким тибетским мальчиком, мне лет шесть-семь. Иду по долине по высокой траве по пояс, вокруг высокие горы, постепенно поднимаюсь по тропинке все выше. Подхожу к келье у подножия какого-то склона. В келье сумрачно. В углу на жестком ложе лежит старик в белой одежде, у него большая белая борода. Ему очень плохо, так как у него боль­ное сердце. Я подхожу к старику, подаю ему лекарства, которые сам приготовил, - это настои трав. Старик пьет, но ему не помогает, и он умирает. Я хочу научиться тому, как помогать людям, хочу знать, как бороться со смертью. В слезах я выхожу из кельи. Я совсем одинок. С чувством отчаяния, беспомощности, что не смог, не сумел помочь старику, иду по тропинке обратно на луг. Вдали вижу людей, собирающих травы, на горе виден монастырь, в который я направляюсь.

Потом я вижу себя юношей, сидящим с книгой перед учителем. Осознание того, что я уже могу помочь, приходит ко мне, что я знаю, что и как делать. Затем я вижу себя в отдельной келье. Передо мной в плошке горит огонь. Вокруг много книг, одну из них я читаю, но букв не вижу. Позже я готовлю настои из трав. Около меня два ученика - маленькие мальчики, которым я показываю, как готовятся лекарства.

Вижу себя в медитации на высокой горе. Появляется ощущение единства с космосом, с Высшим разумом. Но само состояние можно выразить как полное спокойствие. Осознание ве­личия этого единства.

Мне говорится, что нужно идти по пути знания и света. Ме­ня опять охватывает чувство радости.

Й процесс.

Ощущаю себя балериной, но чувствую, что у меня сломаны ноги. Они все искорежены. Я танцую только руками. Встать, сколько бы я ни пыталась, не могу. Чувство бессилия, отчаяния, что я уже никогда не смогу танцевать. Страшная боль в ногах, их скручивает, сводит. Ощущение такое, что каждая косточка сломана.

4-й процесс.

Ощущение практически то же, что и в прошлом процессе, но ноги уже начинают шевелиться, в них появляется тепло. Ощущение того, что кости все целы, и я скоро смогу танцевать.

Й процесс.

Ощущения те же, что и в предыдущем процессе, и что я скоро смогу танцевать. Я поднялась и начала танцевать. Провела полную разминку: все проходы, повороты, прыжки. У ме­ня все получилось, ура! Радость и чувство счастья опять охватили меня. Потом я устала, но ощущение радости не покидало меня.

Увидела себя в каком-то зале рисующей. Затем подошла к роялю и заиграла, начала петь. Было ощущение, что если я спою все верно, не фальшиво, то сразу вспомню, кто я, откуда и зачем. Но голос постоянно срывался. Я была в отчаянии, кто же мне сказал, что я могу и буду петь, что у меня оперный голос. Это же просто бред, я ничего не могу, ничего не умею. Разнообразно модулируя голосом, я старалась петь, но голос срывался. Пыталась петь "Аве Мария", но ничего не получалось, тут чей-то чистый голос подхватил мелодию и повел меня за собой. У меня наконец-то получилось! Успокоилась, но чувство удовлетворения ко мне не пришло.

Потом ощутила себя тибетским монахом-воином. Я отрабатывала разнообразные удары руками, ногами, головой. Вырывались воинственные крики "ха!", и, мне кажется, это пугало окружающих. Испытывала чувство некоторого стран­ного отчуждения от всего, что все как бы идет мимо меня и меня не касается. Я - этакий чурбан с глазами - полное отсутствие эмоций, ледяное спокойствие и уверенность в своих силах.

Бой. Ощутила, что меня смертельно ранили в живот. В области груди ощущение, что меня как бы проткнули мечом или пикой. Я потеряла своего брата-близнеца. В момент смерти я ощутила, что он где-то рядом, но помочь я ему уже не смогу, он тоже погибает. Чувство одиночества, и все исчезло.

Заметки психотерапевта: В этом процессе Н. вела себя очень активно, встала и стала проводить разминку у воображаемой перекладины, а потом стала танцевать, да так искусно, что невозможно было поверить, что никогда в этой жизни она не обучалась никаким видам танца. Она принимала позиции, делала классические па. Я пригласила в зал коллег-психо­те­рапевтов, которые в данное время находились в Центре клинической психотерапии, все были очарованы и удивлены.

Й процесс.

Опять ощущение, что я - тибетский монах. Опять те же упражнения, но фон мягче. Просто отработка движений, а не бой. Возникло чувство неудовлетворенности, когда хотела отработать удар ногой в прыжке через голову и крикнуть "ха!", но побоялась, что могу задеть кого-нибудь из лежащих около меня людей, находящихся в процессе. И я оставляю эту затею, ложусь, дышу и вдруг начинаю говорить по-китайски, отчего мне становится очень смешно. Язык можно просто сломать.

Потом я попадаю в темную пещеру, из которой очень хочу, но не могу выбраться на свет. Я знаю, что выход есть, но меня что-то не пускает. Тесно, темно, душно; я хочу выбраться из этого каменного мешка, но ничего не выходит. Я плачу, кричу, зову на помощь, и помощь приходит. Я выбираюсь за голосом Наташи, которая была рядом в процессе, на свет. Вижу голубое небо, купаюсь в лучах солнца, мне хорошо и радостно.

Заметки психотерапевта: В этом процессе Н. опять вела себя активно, на этот раз она использовала движения, известные нам из классических единоборств, они были очень профессиональными, сложными и красивыми. Этому она также никогда не училась. Мне пришлось освобождать для нее больше места и охранять окружающих, а она в это время в упоении активно двигалась, и в один из моментов было заметно, как готовится к прыжку через голову. А потом вдруг заговорила на каком-то восточном языке. В этот момент я очень пожалела, что у меня был только один магнитофон, который использовался для музыкального сопровождения процесса, и я не смогла записать ее речь.

Й процесс.

В процесс вхожу очень быстро. Сначала ощущаю себя балериной, потом монахом. Потом слышатся звуки барабана, и я ощущаю себя в Африке танцующей в кругу соплеменников вокруг хижины, крытой не то листьями, не то соломой. Все тан­цуют под ритмичные звуки музыки, ритм ускоряется. Я быстро кружусь, при этом наступают ощущения, как при асфиксии*11, но быстро проходят. Ощущаю себя в темной пещере. Здесь очень хорошо, уютно, тепло. Чувство спокойствия и защищенности, уверенности. Мне никуда не надо уходить, мне здесь хорошо. Но слышится музыка извне, она зовет за собой, говорит как бы: "Иди сюда, здесь так красиво, так светло, так хорошо". Но меня обуяла лень, мне и здесь хорошо. Когда же вдали блеснул свет, я, делая всем большое одолжение, направилась посмотреть на него. Я иду к свету, и вдруг меня охватывает чувство ужаса и страха: проход узкий, меня облепило что-то, я задыхаюсь. Хочу вернуться назад, но не могу, так же, как и не могу идти вперед. Я барахтаюсь, прорываюсь, но у меня ничего не получается. А мне уже кричат: "Шевелись, лентяйка!" А я так устала, я уже ничего не хочу. Чувство огромной усталости наваливается на меня, хочу отдохнуть. После того, как отдохнула, стала совсем задыхаться и думаю: "Пойду-ка я дальше, уж хуже, чем здесь, там не должно быть, по крайней мере там светло". Я выбираюсь, и тут меня начинают дергать за руки и за ноги. Мне жарко, в груди разливается огонь. Мне плохо, опять чувство асфиксии, какой-то пены во рту.

Все вокруг начинают суетиться. Вижу одну из дам: пожилая, строгая, с пуком волос, уложенным на затылке. Она говорит: "Слушайте, она не дышит". Меня охватывает чувство протеста, и я так важно говорю: "Чего это я не дышу, я дышу, только очень тихо, вот вы и не слышите". Потом говорят: "Она не смотрит", - на что я возражаю: "Что это я не смотрю, я очень даже хорошо смотрю и всех вижу, только здесь яркий свет, поэтому я глаза зажмурила". Потом они говорят: "Она не кричит". Тут я уж вовсе возмутилась: "Что это я не кричу, очень даже хорошо кричу, только тихо. Я просто не люблю громко кричать и вообще не люблю, когда вокруг громко говорят. И сама я вся тихая". Потом я чувствую, что лежу, а рядом кто-то курит. Я возмущаюсь по этому поводу: "Фу, какая гадость, женщины курят! Женщины вообще не должны курить, тем более что здесь маленькие дети лежат. Просто можно задохнуться и умереть от этой гадости".

Потом мне становится очень хорошо. Я становлюсь такой гибкой, вальяжной. На меня поплыл чистый, голубой свет. Вижу Наташу из нашей группы, она мне улыбается, и от нее идет такой чистый, розовый свет. Два цвета сливаются, и получается нежно-фиолетовый с золотыми звездочками. В стороне вижу Аню, которая так жалобно на нас посматривает. Я ее зову, и, когда она подходит, начинает пробиваться нежно-зеленый цвет. Потом я вижу всю нашу группу, Наташеньку Демину в таком золотом ореоле. Столько света от нее, но он не слепит, а греет, зовет нас. Мы все вместе беремся за руки и уносимся ввысь к звездам.

Потом я ощущаю себя вновь тибетским монахом, только уже старым. Я сижу на высокой-высокой горе. Внизу в долине течет река, растут деревья, вокруг горы высокие, снежные. Каждая гора звучит своим голосом, как колокольчик, у каждой свой звон. Этот звон плывет над долиной. Чувство тихой радости, единения: я во всем, и все во мне. Спокойствие, величие, единство с космосом, с Высшим разумом, он во мне, и я в нем. Огромное желание, чтобы все живущие на Земле, во Вселенной почувствовали это мое состояние, желание поделиться со всеми, научить всех, чтобы они поняли, как это прекрасно!

Й процесс.

Состояние радости, счастья, желание поделиться со всеми этой всеобъемлющей радостью. Работа с телом - прорабатывались все суставы, косточки. Ощущение тепла во всем теле, как будто тело в состоянии невесомости или в воде.

Й процесс.

Работа по снятию блоков с привлечением диагностики. Проработка проблем детского возраста четырех-пяти лет, десяти лет, проблемы "потери защитника". Осознание того, что я уже никому не смогу отказать, если обратятся за помощью, даже онкологическому больному.

Пришло ощущение, что я не боюсь ничего того, о чем все говорят: "Нельзя, нельзя!" Но я думаю, что можно, что смогу помочь прекрасно. Пришло осознание, что, если будет нужно, космос мне откроет то, что я знала по тибетской медицине. Сейчас я этого, к сожалению, не помню. Пришла мысль, что если я смогу родиться, то я сразу вспомню все, что знала о Востоке.

Й процесс.

Состояние некоторой онемелости, боль, на которую я даю аффирмацию: "Я принимаю эту боль, я люблю ее, она не бесконечна, все будет прекрасно!" Боль отходит, но возникает сухость во рту, какая-то густая пена выходит из бронхов и легких. Становится легче дышать.

Реальный момент жизни: мне три-четыре года, я рисую на листе иероглифы, но мне говорят, что лучше бы я рисовала домики. Я объясняю, что пишу буквы по-китайски, но надо мной смеются, говорят, что надо рисовать, а не писать каракули. С обидой ухожу. Позже прошу, чтобы меня учили говорить по-китайски. Когда мне в этом отказывают, я возмущенно и удивленно восклицаю: "Неужели во всем городе нет ни одного китайца?!"

Следующая картинка: мне около года, я пытаюсь ходить, но все время шлепаюсь. Всем весело, они смеются, а мне очень обидно, и я кричу: "Я не хочу вашу манную кашу! Закормили меня, я теперь толстая и ходить не могу, а вы смеетесь. Ешьте сами свою кашу".

...Начинаю заниматься с телом, делаю различные позы йоги, подключила мантру "а". Мне говорят, что нужно держать позу и петь мантру до тех пор, пока звук не станет чистым. Поза для меня сложная: рукам и ногам больно, все тело выворачивается. Я начинаю вопить, что это не лечение, а мучение, чтобы меня отпустили. Но постепенно боль уходит, звук становится чистым. Ура!

Какая я, оказывается, ворчливая. Ведь нельзя же так! Но, с другой стороны, надо же было мне когда-то выговориться, снять с себя эти блоки-зажимы. Зато теперь все внутри прогрелось, все косточки-суставчики, и так стало хорошо и легко.

Во время обсуждения ловлю себя на мысли, что боюсь пропустить что-нибудь из того, что скажет Наташа. Внутри ощущение тревоги и страха, что чего-то не пойму, чего-то не услышу, не смогу воспринять и осознать. Преследовало это сос­тояние до тех пор, пока все не написала на листе, и сразу пришло состояние радости, счастья, хочется петь, танцевать, летать и прыгать. Как жалко, что нет рядом никого из наших, с кем можно было бы этим поделиться. Они-то мне не скажут, что "крыша поехала", а порадуются вместе со мной. Как же хорошо, что рядом есть такие хорошие, добрые, родные, дорогие!

Я всех, всех, всех люблю! Я свободна, я счастлива, я ничего не боюсь, так здорово! Ура! Я все пойму, все восприму, все увижу, все услышу, все усвою, все смогу. Как прекрасна, как удивительна жизнь! Спасибо всем, спасибо!

О других конкретных процессах у пациентов можно прочесть в работах психотерапевтов Н.Коляну и В.Морозова (104, 101), журналиста М.Дмитрука (46, 48), который сам учас­твовал в тренингах свободного дыхания.

С.Грофом было выделено четыре основных типа переживаний в процессах (37): "Самые поверхностные из них - в смысле их легкодоступности для среднего человека - это абстрактные или эстетические переживания. В них нет особого символического содержания, связанного с личностью, и их можно объяснить на языке анатомии и физиологии органов чувств, как это делается в традиционных медицинских учебниках...

Следующий тип или уровень переживаний - психодинамический, биографический или вспоминательный. Он включает комплекс вновь эмоционально проживаемых воспоминаний из разных периодов жизни индивидуума и символические переживания, которые можно расшифровать как вариации или рекомбинации биографических элементов - довольно схожие с образами сновидений, как их описывают психоаналитики...

Что действительно может как-то удивить, так это возможность в некоторых случаях оживить воспоминания первых дней или недель жизни с почти фотографической точностью в деталях. Кроме того, чрезвычайно важными оказались воспоминания о тяжелых телесных травмах - эпизодах, когда индивидуум тонул, ушибался, попадал в аварии, переносил операции и болезни. Такая память была важнее памяти о психологических травмах, на которых сосредоточились современные психологи и психиатры...

Более серьезные концептуальные проблемы связаны с третьим типом переживаний - перинатальными... это наводит на мысль, что человеческое бессознательное содержит хранилища или матрицы*12, активация которых ведет к повторному проживанию биологического рождения и к серьезной конфронтации со смертью. Этот процесс смерти и повторного рождения связан, как правило, с открытием внутренних духовных областей в человеческом сознании, не зависимых от расового, культурного и образовательного фона...

В перинатальном опыте принявшие ЛСД могут заново переживать элементы их биологического рождения во всей их сложности и иногда с объективно проверенными деталями. Когда условия способствовали тому, я мог убедиться в точнос­ти многих подобных отчетов; часто в таких случаях индивидуумы до сеанса не знали обстоятельств своего рождения. Им удавалось вспомнить особенности и аномалии утробного положения, детальную механику родов, характер родовспомогательного вмешательства и частности послеродового ухода, переживания, связанные с ягодичным предлежанием, предлежа­щей плацентой, пупочным канатиком, обвитым вокруг шеи, при­менением касторового масла во время процесса рождения, использованием щипцов, разными акушерскими приемами, различными видами анестезии и реанимационными процедурами...

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.