Сделай Сам Свою Работу на 5

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОТЕХНИКИ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕЖИВАНИЯ ПАЦИЕНТОМ ЕГО ПРОШЛЫХ ВОПЛОЩЕНИЙ 5 глава





Относительно химиотерапии к настоящему времени известно, что применяемые препараты излечить заболевание не могут и приводят лишь к медикаментозной зависимости человека, чаще всего сопровождающейся его психиатризацией. Поэтому не будем рассматривать никакие препараты и рассуждать о способах их действия, хотя фармацевты и медики не теряют надежду: "На смену старым лекарствам придут новые средства, учеными будет проведено немало новых испытаний и проб. Вряд ли стоит ожидать, что какое-то чудодейственное средство сможет решить проблему психических болезней, но исследования того, каким образом действуют эти лекарства на нервную систему, окажут нам неоценимую помощь в более полном понимании принципов функционирования мозга... Придет день, когда мы поймем, что такое разум; каким образом беспокойные мысли, чувства, ощущения, одним словом, тот психологический феномен, который мы называем разумом, передается, откладывается в памяти и влияет на нас" (5).

По данному вопросу привожу мнение заведующего Московским городским нейроэндокринологическим центром Льва Григорьевича Герцика: "Русская психиатрия начала двадцатого века славилась в мире гуманным отношением к больным и могла гордиться своими традициями. В ней никогда не применялись репрессивные меры - цепи, смирительные рубашки и другие орудия, широко использовавшиеся во всем мире. Но эта традиция была во многом утрачена за годы советской власти. В отечественной психиатрии возобладал примитивно-биологи­чес­кий подход. Считалось, что душевные заболевания имеют биологическую причину, устранить которую можно фармакологическими методами. И возникла иллюзия, что с помощью хи­ми­ческих веществ мы скоро будем управлять человеческой психикой.



Больше того, многие медики ухитрились применять лекарства даже как наказание. Если врачу не нравится поведение больного, ему колют сульфазин. Возникает боль во всем теле, температура подскакивает под сорок. Право, мне было горько читать об этом в американских журналах, которые публиковали результаты работы в СССР комиссии из США. Вместо гордости за отечественную психиатрию ощущаешь чувство стыда...



Вот почему нам так необходимы гуманные методы. Надо как можно шире внедрять их в практику. Чтобы психиатр имел какой-то выбор, а то сейчас в его распоряжении только лекарства, о других средствах он просто не знает" (48).

Гипноз и суггестивная*13 терапия. Психологические явления, объединяемые в настоящее время термином "гипноз", известны с древнейших времен. Характерно, что во все времена гипнотические явления связывались с религиозно-мистическими и метафизическими воззрениями, служили доказательством раздельного существования духа и тела и господства первого над вторым (36).

Будучи очень модным в XIX в., изучение гипноза в первой половине XX в. перестало вызывать интерес. К 50-м гг. некоторые ученые снова энергично взялись за эту тему, и интерес проявляется до сих пор.

Гипнотизировать кого-нибудь - значит подчинять его посредством внушения своей власти, своему влиянию. Но для осу­ществления власти гипнолога*14 или гипнотизера*15 необходимы податливость гипнотизированного, его бессознательное соучастие. Достигается это при помощи методик, позволяющих усилить либо внушение, либо внушаемость. Для облегчения процедуры прибегают и к психофармакологическим средствам, уменьшая настороженность, ослабляя бдительность субъекта.

Субъект должен сосредоточиться на каком-то одном сенсорном стимуле, например, при воздействии на зрительные анализаторы пристально смотреть в глаза экспериментатору или фиксировать взгляд на точке на стене, блестящем шарике в руках воздействующего; при воздействии на тактильные анализаторы ощущать направляемые волны тепла на кожу; на слуховые анализаторы - ритмический шум, удары метронома. А в это время ему предлагается ни о чем другом не думать и постепенно засыпать. Если субъект легко поддается гипнозу и полностью доверяет гипнотизеру, то очень узкая направленность внимания позволяет ему расслабиться и полностью сосредоточиться на внушениях гипнотизера. Начиная с этого момента он проявляет интерес только к тем событиям, которые ему предлагается воображать, независимо от всего остального, что происходит вокруг. Он соглашается выполнять действия, подчас очень насыщенные эмоционально или же такие, которые он никогда не стал бы совершать в состоянии бодрствования.



Проснувшись, испытуемый забудет все или почти все, что происходило во время сеанса, или, наоборот, вспомнит все подробности. Это будет зависеть от того, что ему внушалось: забыть или помнить. Точно так же, если испытуемому внушается, чтобы он совершил определенное действие после пробуждения, то, проснувшись, он может вести себя довольно странно, например, открыть зонтик прямо в зале или вдруг не­у­держимо раскашляться, но будет не в состоянии точно указать причину этого.

Но как можно объяснить, что загипнотизированный человек способен пройти через всю комнату, ни на что не наткнувшись, или может правой рукой описать на бумаге болезненные ощущения, которые испытывает в левой руке, в то время как сам вслух утверждает, что ничего не чувствует? Хильгард (184), чтобы объяснить такого рода явления, выдвинул гипотезу о существовании внутреннего "скрытого наблюдателя", который, видимо, не сознавая этого, находится в курсе того, что "переживает" другая часть личности. Он высказал мысль, что сознание не является чем-то неделимым и что между различными его элементами, определяющими поведение, гипноз в зависимости от обстоятельств может вводить "барье­ры" разной степени эффективности.

Наиболее широко освещен вопрос о сущности гипноза в известной специалистам монографии Леона Шертока "Гип­ноз" (165). Что мы можем понять из нее, так это то, что не сущес­твует теорий, дающих исчерпывающее объяснение гипноза; что простое снятие симптомов признается теперь недостаточным, так как оно не предотвращает появление более серьезных сим­п­томов и даже психотических реакций; что методика лечения находится в стадии экспериментальной разработки и опубликованные наблюдения полученных результатов не позволяют еще сформулировать определенное заключение об эффективности этой терапии; что гипнотерапия представляет определенную опасность, когда она проводится неквалифицированными людьми; что некоторые исследователи говорят также о привыкании к гипнозу.

Фрейд отказался от гипноза и внушения по нескольким причинам: во-первых, он непонятен, ограничивает свободу пациента, мешает осознанию врачом сопротивлений больного и, стало быть, прошлых травм, а кроме того, число больных, способных входить в глубокое гипнотическое состояние, несомненно меньше, чем число больных, которых можно подвергать психоаналитическому лечению, - оно практически не ограничено (166). Отказ Фрейда от гипноза основывался на соображениях технического порядка, современными специалистами гуманистического направления отказ оправдывается прежде всегопо моральным соображениям.

Естественно возникает вопрос: дозволен такой "взлом" личности, эта зависимость пациента по отношению к гипнологу или гипнотизеру? Действительно, если гипнотизер - "все", а гипнотизированный - "ничто", если уподоблять гипноз "пожи­ранию змеей загипнотизированной жабы", то такое порабощение одного другим было бы просто чудовищно. Однако это не так, считает Henri Ey (58). "Гипнотизер может повлиять только на то, с чем бессознательно соглашается пациент. Таким образом, проблема сводится к следующему: имеет ли право гипнотизер воспользоваться бессознательным согласием пациента, чтобы освободить его от груза, накопившегося в подсознании? Думаю, что ставить вопрос - значит решать его так, как вполне законно (и было бы абсурдно думать иначе), ведь врач, который хочет победить болезнь, использует средство (в том числе и гипноз), помогающее больному выздороветь. Впрочем, эта аргументация относится ко всем приемам и методам лечения, воздействующим на пациента, иногда против его воли, с целью избавить его от болезни (психохирургия, снотворные средства, психоаналитическая терапия и др.)". Сделаем поправку, что это высказывание относится к 1961 г., но многое ли изменилось с тех пор в подходе к данному вопросу?

Групповой гипноз - это способ одновременной гипнотизации нескольких пациентов. Его не следует смешивать с собственно групповой психотерапией, в которой участники свободно общаются между собой и со своим руководителем. Главным преимуществом группового гипноза, как отмечает Л.Шер­ток, является экономия времени, кроме того, групповой гипноз служит экспериментальным целям - для отбора лучших, поддающихся воздействию субъектов. Леон Шерток пишет о применении группового гипноза в клинике, когда пациенты находятся под контролем медицинского персонала, мы же стали сви­детелями применения группового гипноза в массовом масштабе. Подборку по материалам зарубежной печати «Убийца по имени "гипноз"» подготовил журналист Сергей Самойленко (129). Он приводит примеры, когда недобросовестные гипнотизеры проводят сеансы массового гип­ноза в театрах, клубах и университетах как развлечение, нанося ущерб здоровью людей, некоторые из которых стали жертвами даже помимо своей во­ли, наблюдались случаи и со смертельным исходом. В статье приводятся данные врачей, к которым обращались пациенты с ухудшением своего психического состояния после подобных мероприятий. Один из британских журналистов совершенно справедливо сравнил сеансы массового гипноза с оружием массового поражения. Мы были свидетелями подобных явлений и у нас.

Шерток Л. заканчивает свой обзор по методам гипноза на оптимистической ноте, считая, что ученые должны прибегнуть к многоотраслевым исследованиям эффекта гипноза, рекомендует не отказываться от его практического применения, особенно в связи с глубоким кризисом, в который погрузился пси­хоанализ на Западе.

Рассмотрим некоторые психические расстройства, которые разбиты на определенные симптомы (96) по видимым проявлениям аномального поведения, объяснения их причин у ученых нет, в то время как нашим направлением исследований, о котором поговорим ниже, эти причины обнаруживаются и устраняются.

Большую часть психических нарушений составляют функциональные расстройства. Речь идет о нарушениях, для которых не удалось выявить причинного фактора "органической природы", - добавляет психотерапевт, - это главным образом расстройства поведения или психических функций, которые серьезно затрудняют или делают невозможными нормальные способы адаптации к социальным коллизиям. Прежде (по старой классификации психических расстройств) эти нарушения относили к категории психозов или неврозов (35).

В США более четверти всех больных, подвергавшихся лечению по поводу поведенческих нарушений, имели диагноз "шизофрения", и около 50 % последних были моложе 25 лет (177). Речь идет о людях, у которых появляется дезорганизация поведения, в том числе и о тех, которые чувствуют себя вполне адаптированными. Проблема, с которой сталкивается психиатрия, имея дело с этим расстройством, заключается в том, что о нем трудно говорить как об одном психическом заболевании; неспособность психиатрии рассматривать его иначе приводит к тому, что в эту плохо ограниченную категорию попадают очень многие больные. До сих пор не выявлено с определенностью ни одного биологического фактора, который позволял бы объяснить развитие этого расстройства. После длительного изучения данного заболевания ученые склоняются в пользу наследственного фактора или прирожденной хрупкости данных пациентов, делающей их более чувствительными к травмирующим факторам среды (35). О параноидной шизофрении или бредовых расстройствах говорят в случаях стойкого бреда*16, связанного с манией величия, преследования или ревности, превращающегося у больного в навязчивую идею.

В тех случаях, когда в поведении проявляется утрата контроля в эмоциональном плане, например, чрезмерный прилив энергии или, наоборот, глубокая депрессия, говорят об аффективных расстройствах настроения. Биполярное расстройство характеризуется чередованием двух состояний - маниакального*17, когда больной крайне возбужден, говорит без умолку, перескакивая с одной мысли на другую, или то и дело разражается невротическим смехом, и глубокой депрессии, повергающей больного в состояние полной пассивности, пронизанной чувством бесполезности и ничтожности жизни. Глубокая депрессия может быть и единственным "полюсом" аффективного расстройства. Речь идет в этом случае о доходящей до отчаяния тоске, сопровождающейся болезненными мыслями и отказом от пищи или просто нежеланием покидать постель. Невротическая депрессия отличается меньшей тяжестью и ча­ще всего возникает в результате утомления или стресса. Она выражается в более или менее сознательном отказе от всякой деятельности, которая теряет для человека смысл.

Тревожно-фобические*18 состояния входят в группу заболеваний, названных в свое время З.Фрейдом неврозами, - иррациональных*19 форм поведения, когда человек при столкновении с ситуацией, порождающей тревогу, не может преодолеть ее обычными способами, но не теряет при этом контакта с реальностью. Характерной особенностью тревожных состояний является четко выраженное переживание тревоги, которая может быть либо генерализованной (как в случае панических расстройств), либо связанной с каким-либо предметом, мыслью или действием, как, например, при фобиях и репрессивно*20-компульсивных*21 расстройствах.

Травмирующие жизненные обстоятельства, риск, которому приходится подвергаться, ожидание того, что может произойти, - таковы источники порождающего тревогу стресса, над которым более или менее сознательно мы пытаемся ежедневно одерживать верх. Бывает, однако, и такое, что человек уже не в состоянии регулировать стресс, и тогда без видимых причин его захлестывает ужас, сдержать который он не в силах; именно это происходит в случае панических расстройств.

Приступ ужаса развивается внезапно и может длиться несколько минут, а иногда и несколько часов. Но Дениза знает, что этот приступ беспричинный. Сердце начинает биться чаще, на коже выступает пот, и она чувствует, как у нее сжимается горло. Ей кажется, что скоро не сможет дышать, что она жертва сердечного приступа, что вот-вот сойдет с ума или умрет... Больная осознает, что ее ужас иррационален, но сопротивляться ему не в состоянии.

В других случаях это фобии. Фобия представляет собой иррациональную, сильную и не имеющую под собой реальной основы боязнь чего-либо - открытого пространства, например, страх перед площадями, парками или большими магазинами (при агорафобии), тесного замкнутого пространства (при клаустрофобии), высоты (при акрофобии), безобидных животных (при зоофобии) или какого-либо объекта (обычно живого), который у других людей чрезмерного страха не вызывает. Как, например, у Вас обстоит дело со страхом перед змеями?

Жанна, находясь на одном из верхних этажей дома, не может подойти к окну (даже закрытому), чтобы у нее не подкашивались ноги (акрофобия).

Пьер может спать только в том случае, если в комнате есть хотя бы два окна и дверь, которую он оставляет на ночь приоткрытой (клаус­трофобия).

Лиза не может отойти от дома дальше, чем на сотню метров, - ужас начинает сжимать ей грудь и горло, заставляя повернуть назад (агора­фобия).

У Поля от одного вида муравья начинается сердцебиение (зо­офобия).

Навязчивые репрессивные и компульсивные расстройства проявляются в мыслях или побуждениях, которые принимают навязчивый характер и часто порождают непреодолимое желание совершить определенное действие (компульсия) или, нао­борот, не совершать его (репрессия). Больной с навязчивыми идеями пытается избежать связанного с ними дискомфорта, но это выражается главным образом в том, что он бесконечное число раз повторяет те действия, совершать которые он чувст­вует себя "обязанным", сознавая при этом всю их бессмысленность.

Жак чувствует необходимость вымыть руки всякий раз, когда он дотронулся до дверной ручки или какого-либо предмета. Поэтому он де­сятки раз подходит к умывальнику и еще по десять раз моет руки перед едой.

Жанну преследует навязчивая мысль, что ее четырехлетний сын может порезаться ножом или какой-нибудь другой кухонной принадлежностью. Поэтому она вынимает их из выдвижного ящика и кладет в стенной шкаф, а после этого ее охватывает сомнение: "А вдруг он заберется на стул?" В результате она перекладывает их на самый верх, откуда и вынуждена доставать каждый раз, когда нужно заняться приготовлением пищи.

Соматоформные расстройства. Речь идет о расстройствах с физическими симптомами. Больной жалуется на паралич или на боли в груди, не обнаруживая при этом, однако, никаких ор­ганических признаков заболевания.

Конверсионные расстройства. Аномалии этого типа Фрейд называл конверсионной истерией. Речь идет о нарушении какой-либо физиологической функции организма, проявляющемся в виде паралича конечности, нервного тика, полной или частичной потери голоса, внезапной слепоты и тому подобного. Хотя такие симптомы и развиваются в отсутствие каких бы то ни было физических аномалий, больные их не симулируют.

В момент отправки на фронт у молодого солдата, которому предстояло впервые участвовать в бою, внезапно развивается паралич правой ноги, что, однако, нельзя было связать с каким-либо органическим поражением.

Психосоматические расстройства. Человек жалуется на болезненные ощущения, не имеющие четкой локализации, что заставляет его обращаться к разным врачам и одно за другим пробовать разные лекарства, ни одно из которых ему не помогает.

Лори 25 лет. Уже несколько месяцев она ощущает различные боли в животе, но не может определить, в чем их причина - желудок, печень или кишечник. Она сообщает, что ей нельзя есть определенные мясные блюда и жирную пищу, но эти специфические ограничения невозможно объяснить с точки зрения диетологии. Испытывая иногда невыносимые боли, она консультируется с разными врачами, но никто не может установить их причину. Лори тем не менее уверена, что расстройство, безусловно, имеет органическое происхождение и, по ее мнению, требует хирургического вмешательства; она отвергает все психологические объяснения.

Ипохондрия - это преувеличенная озабоченность собственным здоровьем, свойственная некоторым людям зрелого возраста. Как правило, эта озабоченность касается состояния определенного органа или какой-то болезни, о которой человек узнал из телевизионной программы или прочитал в журнале и все симптомы которой он у себя находит. Склонность к ипохондрическому синдрому*22 обнаруживают иногда и студенты, изучающие медицину и психологию, когда они приобретают знания о физической и психической патологии человека.

С тех пор, как Марсель прослушал радиопередачу о болезнях сердца и прочел на эту тему несколько статей, он "знает", что возникающие у него иногда боли в груди - верный признак неизбежного инфаркта. Болевые симптомы появляются, как пра­вило, после пробуждения ото сна, из-за чего он часто не выходит на работу, а его жена вынуждена заботиться о нем. До сих пор, однако, медицинские обследования не выявили никаких предвестников сердечного приступа.

Диссоциативные*23 расстройства, так же как и соматоформные, Фрейд относил к истерическим неврозам. Новая классификация выделяет их в особую категорию.

Психогенная амнезия - это амнезия, развивающаяся без видимой физической причины в результате психического шока или стресса. Речь идет в этом случае об активном "забывании", избирательно затрагивающем одно или несколько травмировавших человека событий.

Множественная личность свойственна человеку, у которого в разные периоды времени проявляются как бы разные личности, обладающие высокой сложностью и целостностью. Каждая из таких "временных" личностей позволяет человеку переживать чувства и побуждения, которые его "главная" личность отвергает и игнорирует (212). Известны случаи, когда в одном человеке таким образом чередовалось более 20 разных личностей.

Тело Сабины поочередно становилось местообитанием 16 личностей разного пола и возраста. Каждая их них обнаруживала характерные особенности голоса, используемого словаря, походки и даже силуэта. Одни из этих личностей были крупными, другие - незначительными; одни - стройными и белокурыми, другие - невысокими и темноволосыми. У всех - разные представления о жизни, и каждая "заступала на дежурство" сообразно с той ситуацией, в какой оказывалась Сабина. Мэри была задумчивой и замкнутой, Пэгги - холеричной*24, Сид и Майкл были столярами и характером походили на отца и деда Сабины. Ненси была нежной и набожной, но только утонченная и пылкая Викки знала о существовании других.

Деперсонализация характеризуется потерей контакта человека с повседневностью, что приводит его к восприятию жизни как сновидения и к формированию у него впечатления, что все его мысли и действия находятся вне его контроля. Это расстройство не следует смешивать с шизофренией, при которой имеет место полный отрыв от реальности. В случае диссоциа­тивных расстройств человек нормально "функционирует" во всех сферах, которые воспринимает его личность.

Из всех симптомов, свойственных человеку с параноидными*25 или шизофреническими расстройствами, на первом месте стоят бред и галлюцинации.

Бред, сопровождающийся параноидными расстройствами, как правило, сосредоточен вокруг определенной темы, связанной с преследованием, ревностью или величием, и больной абсолютно уверен в истинности своих представлений, которые совершенно не соответствуют действительности.

"Мой сосед делает все, чтобы мне навредить. Он знает, что я не люблю шума; тем не менее каждый вечер он включает свой телевизор именно в тот час, когда мне нужно отдохнуть. Я слышу его через стену. Он это делает назло. Когда мы сталкиваемся в коридоре, он не осмеливается даже взглянуть на меня; но я уверен, что в это время он про себя смеется надо мной. Наконец, что это за сомнительные личности, которых он часто принимает у себя по вечерам? Иногда они часами разговаривают, но стоит мне приложить ухо к стене, как они замолкают. Мне нужно сообщить об этом в полицию...".

Сосед, разумеется, даже не подозревает о том, в чем его обвиняют.

Галлюцинации*26 могут быть вкусовыми, обонятельными или зрительными. Чаще всего возникают слуховые галлюцинации:

"Это голоса хирургов... Они опять хотят вынуть кусок моего мозга... Нет, я вам не дамся".

"Я знаю, что меня пытаются отравить запахами из углов моей комнаты... Даже у супа вкус изменился... Но они не знают, что я могу преодолеть действие отравы, стоит мне только сосредоточить свои мысли...".

На первый взгляд, эти речи полностью иррациональны, и именно это безрассудство, считающееся болезнью, и призвана сдерживать, если не подавлять, психиатрия. Но каков глубинный смысл этих речей? Какие внутренние переживания они могут отражать? Где начинаются их корни? Эти вопросы задает психотерапевт и не получает ответа. (Потерпите, мой дорогой читатель, Вы-то получите ответы на эти вопросы несколько позже.) Лэинг (208) и ряд других исследователей пытаются связать некоторые сновидения или галлюцинации с тем, что человек пережил раньше, иногда, быть может, в первые дни после рождения или даже в период внутриутробной жизни.

К психосексуальным расстройствам причисляются случаи нарушений половой идентификации*27, сексуальных отклонений, ориентированных на необычные объекты, нарушений по­ловых функций или тревоги, связанной с гомосексуализмом. Нарушения половой идентификации включают главным образом транссексуализм, то есть желание быть существом противоположного пола. Часто подобные личности принимают гормональные препараты, и к ним применяют хирургическое вме­шательство с целью изменения пола.

Эту главу закроем словами психиатра Д.Демерса, который признался журналисту (180): "Нужно смиренно признать, что диагноз ставят, не зная причин болезни, и что людей не лечат, а скорее опекают".


Глава 5

ВНЕТЕЛЕСНЫЙ ОПЫТ ПЕРЕЖИВАНИЙ,
ОПИСАННЫЙ В ПРАКТИКЕ РЕАНИМАТОЛОГИИ*1,
И ДРУГИХ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ

 

К настоящему времени имеются тысячи сообщений о внетелесном опыте, исходящих от лиц различных возрастов и про­фессий. Переживания такого рода играли важную роль в шаманских ритуалах и эзотерических школах многих предшеству­ю­щих культур. Этот опыт способствовал возникновению оккультизма - учения, практически полностью построенного на исследовании и интерпретации внетелесных переживаний и возникшего в седой древности у самых различных народов.

Непроизвольные выходы из тела имеют место вследствие гипноза, глубокого расслабления при медитации, анестезии, стресса, употребления наркотиков, в результате несчастных слу­чаев и в состоянии клинической смерти. Серьезные исследования данного явления проводились рядом исследователей - доктором Э.Куб­лер-Росс из Чикаго, профессором Войно-Ясе­нец­ким (архиепископ Лука) (28), докторами Георгом Ритчи, Ми­хаилом Сабомом, Петром Калиновским и другими.

Наибольшую известность в мире получила книга американского психиатра и доктора философии Раймонда Моуди "Жизнь после жизни" (102), которая вышла в свет на английском языке в 1975 г. Р.Моуди за пять лет исследовал 150 случаев, в которых больные, признанные клинически мертвыми, были оживлены. "Несмотря на большое разнообразие обстоятельств, связанных с близким знакомством со смертью, а также типов людей, переживших это, несомненным является то, что между рассказами о самих событиях в этот момент имеется поразительное сходство". У людей появлялась способность слы­шать и видеть происходящее, причем видеть все, включая свое тело, со стороны, чаще всего сверху.

Небольшой отрывок из его книги: остановка дыхания у жен­щины, реанимация. Она рассказала: "Я видела, как они старались оживить меня. Все это было очень странно. Я была выше их и будто смотрела на них сверху... я пыталась говорить с ними, но никто не замечал меня. Доктор и сестры колотили мое тело, пытались делать вливание в кровь... Я, все время стараясь привлечь их внимание, говорила им: "Оставьте меня в покое, я хочу остаться одна...", но они меня не слышали. Тогда я попыталась убрать их руки, чтобы они больше не били меня, но у меня ничего не выходило. Это было, я не знаю как... я видела, что я трогаю их руки, стараясь оттолкнуть их, но они все еще были там же. Я не понимала. Я не чувствовала давления их рук, может быть, мои руки проходили сквозь них или еще что?"

Есть много описаний того, как душа человека, выйдя из тела, пытается войти в контакт с врачами или сестрами, старающимися оживить безжизненное тело. Душа женщины, умершей во время остановки сердца, чувствовала себя совершенно реальной и удивлялась безуспешности попыток: "Поче­му они не видят, не отвечают? Может быть, это они не реальны? Как в зеркале?" Иногда душа, парящая над своим телом, может вдруг мгновенно перенестись в другое место. Солдат, тя­жело раненный во Вьетнаме, во время операции вышел из тела и наблюдал, как врачи пытались вернуть его к жизни. "Я старался остановить их, потому что там, где я был, мне было хорошо. Я был там, а он (доктор) был, но как будто его не было. Я схватил его, а его не было. Я вроде прошел просто насквозь него... А потом я вдруг оказался на поле боя, где я пострадал. Санитары подбирали раненых, я хотел помочь им, но вдруг ока­зался снова в операционной... Это будто вы материализуетесь там, а потом снова здесь, будто моргнули глазами..." Другой пациент сказал, что он мог посмотреть близко или вдаль, как в телефотолинзу (203).

Такие сообщения были получены даже от людей, которые ослепли. Имелись медицинские подтверждения органического поражения их зрительных систем: во время клинической смерти они могли видеть обстановку и окружение (38).

Кризисные явления затрагивают самые фундаментальные представления об устройстве мироздания, о жизни и смерти, о сущности живого, о соотношении в нем таких компонентов бытия, как материя, энергия и информация. Этот опыт пребывания вне тела, внетелесное переживание, мистики называют "астральным*2 выходом", а парапсихологи - "билокацией", то есть это одновременный обзор двух различных мест, что можно определить как наблюдение какого-либо явления из точки, не совпадающей с нашим физическим телом. При этом нередко ощущается, что сознание переместилось из физического тела в некое иное тело, называемое опять же мистиками астральным, эфирным или двойником. В других случаях человек может пе­реживать себя как простую точку сознания вне физического тела.

Более двадцати лет посвятила исследованию феномена смерти доктор медицины американка Элизабет Кублер-Росс (204, 205). По данному поводу она приводит слова одной из своих умиравших пациенток: "Я выхожу, а тело - пустая оболочка". И эта женщина, и все другие никогда не говорили, что из тела вышла их личность или душа. Из тела вышло "Я", и "Я" потом наблюдало со стороны свое тело и все, что с ним делали врачи и сестры.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.