Сделай Сам Свою Работу на 5

Нормативно-методические основы делопроизводства. Инструкции по делопроизводству.





Организация делопроизводства в учреждениях, задачи ДОУ.

Службой документационного обеспечения управленияназывается структурное подразделение, на которое возлагается делопроизводственные операции (регистрация, контроль пополнения, хранение, справочная работа по документам и др.

Основными задачами службы ДОУ являются:

• организация и ведение делопроизводства;

• совершенствование форм и методов работы с документами;

• обеспечение единого порядка документирования;

• сокращение количества форм документов и числа документ

• разработка и внедрение нормативных и методических документов по рациональному ведению делопроизводства.

Структурными подразделениями службы ДОУ в зависимости от уровня организации и объема документов являются:

управление делами; управление делопроизводства; канцелярия; отдел ДОУ; секретариат; дирекция; инспекция при руководителе.

Преимущества создания единой службы ДОУ.

• проведение единой политики в работе с документами и рационализации делопроизводства;

• создание нормативно-методического обеспечения делопроизводства и контроль за его внедрением;



• обучение персонала предприятия.

Положение о службе ДОУопределяет ее структуру, функциональные задачи, обязанности и права ее сотрудников.

 

Нормативно-методические основы делопроизводства. Инструкции по делопроизводству.

Нормативно-методическая основа (база) делопроизводства — совокупность требований, норм, правил и рекомендаций по составлению документов и работе с ними, установленных правовыми актами, стандартами, инструкциями и методическими пособиями. Нормативно-методическая база делопроизводства регулирует:

• правила оформления документов;

• правила работы с документами;

• обеспечение сохранности документов;

• порядок передачи документов на архивное хранение;

работу службы делопроизводства |

• работу с документами, имеющими гриф ограничения доступа;

• юридические аспекты, связанные с документами, и другие вопросы.

Вопросы документационного обеспечения управления регулируются: законами РФ; государственными и отраслевыми стандартами; общероссийскими классификаторами; государственными и отраслевыми инструкциями по делопроизводству; инструкциями по делопроизводству конкретного предприятия.



Законы РФ: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" —содержит базовые понятия информации, документа и устанавливает право­вой режим создания, хранения, использования информации, по­рядок ее документирования и доступа к ней;

Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"— устанавливает основы придания юриди­ческого значения электронным документам;

Закон РФ от 21.07.1993 № 5485 "О государственной тайне"

Гражданский кодекс РФ— содержит нормы права и положения по документам сферы гражданских правоотношений;

Трудовой кодекс РФ— содержит нормы права и положения по документам сферы трудовых правоотношений;

Уголовный кодекс РФ— устанавливает уголовную ответственность за неправомерные действия с документами и информацией;

• Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле
в Российской Федерации "—
регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов независимо от их форм собственности.

Государственные стандарты:

Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ) — это совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях и в учреждениях.



Основными целями ГСДОУ являются:

упорядочение документооборота; сокращение количества документов; повышение качества документов; совершенствование работы аппарата управления.

ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. Стандарт ввел новые реквизиты; изменения в расположении реквизитов на поле документа.

Общероссийские классификаторы:

•Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) — содержит коды унифицированных форм документов, используемых в деятельности органов власти и управления, которые должны проставляться на документах.

3. На основе типовых разрабатываются отраслевые инструкции по делопроизводству и инструкции предприятия. Инструкция по делопроизводству конкретного предприятия содержит разделы: общие положения; порядок составления, оформления и согласования служебных документов; порядок приема, регистрации и рассмотрения входящих документов; контроль исполнения документов; порядок работы с исходящими документами; порядок работы с внутренними документами; составление номенклатуры дел; правила формирования дел; порядок обеспечения сохранности документов.

3. Докладная записка, ее разновидности, правила оформления и подписания документов

Докладная записка – документ, адресованный руководителю организации или структурного подразделения, содержащий изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя. Докладная записка составляется, как правило, в одном экземпляре, который передается для сведения руководителю.

Докладные записки в зависимости от содержания могут быть инициативного, информационного или отчетного характера. Ини­циативная докладная записка содержит предложения или замеча­ния от имени составителя. Информационная докладная записка содержит сведения о ходе или развитии какого-либо определенно­го процесса. В докладной записке отчетного характера сообщается озавершении работы или о ходе выполнения распоряжений, ука­заний, планов и т.д. С точки зрения адресности различают внутренние докладные записки (адресуемые руководителю организации или подразделения, в котором работает составитель) и внешние (адресуемые ру­ководству вышестоящего органа). Текст как внешней, так и внутренней докладной записки со­стоит из двух частей. В первой излагаются факты, вызвавшие необ­ходимость написания записки, во второй содержатся выводы и предложения. Формуляр докладной записки включает следующие реквизиты: адресат;должность, фамилия, имя и отчество автора докладной за­писки; наименование вида документа; заголовок к тексту; текст; отметка о наличии приложений; дата составления докладной записки; подпись должностного лица, составившего докладную за­писку.

4. Служебная записка, ее оформление.

Служебная за­писка - это документ внутренней деловой переписки между струк­турными подразделениями организации или должностными ли­цами. Служебная записка оформляется на стандартном листе бумаги и составляется от руки или печатается. Реквизиты: адресат;должность, фамилия, имя и отчество автора за­писки; наименование вида документа; заголовок к тексту; текст; отметка о наличии приложений; дата составления записки; подпись должностного лица, составившего за­писку.

Текст состоит из двух частей: первой части с изложением причи­ны, послужившей основанием для написания документа, и второй, содержащей предложения, просьбы и т.п.

5. Служебные письма. Их разновидности и реквизиты. Особенности оформления

Письмо - обобщенное название различных по содержанию до­кументов, пересылаемых по почте, курьером, фельдъегерской связью, посредством факсимильной связи, электронной почтой и т.д.

Письма подготавливаются по требованию вышестоящих от­раслевых и функциональных органов; по просьбе подведомствен­ных учреждений; при осуществлении оперативных связей; по просьбе граждан. Письмо должно быть посвяще­но одному вопросу. Если необходимо одновременно обратиться в организацию по нескольким различным вопросам, то целесооб­разно составить несколько писем. Это ускоряет их исполнение.

Служебное письмо пишется на бланке организации формата А4 или А5. Рекомендуется использовать два вида бланков: общий и бланк для писем.

Обязательными реквизитами служебного письма являются: наименование организации и ее подведомственность; наименование структурного подразделения; справочные данные об организации; дата; регистрационный номер; ссылка на дату и номер поступившего документа; адресат; заголовок к тексту; подпись; отметка об исполнителе в сопроводительных письмах; отметка о наличии приложений; в отдельных случаях — печать; фамилия, имя, отчество и телефон исполнителя; отметка о направлении копии в другие адреса.

С левой стороны бланка, на котором оформляется письмо, ос­тавляют поля шириной до 20 мм для подшивки письма в дело. Письма изготавливаются в двух экземплярах.

Письма подписываются должностными лицами в соответст­вии с распределением обязанностей. Письма, отсылаемые за подписью руководителя организации, должны быть завизированы (исполните­лем письма, руководителем структурного подразделения, а в особо важных случаях — и заместителем руководителя.

При необходимости письма согласуются со всеми заинтересо­ванными должностными лицами.

Содержание текста служебных писем излагается от первого лица множественного числа, от пер­вого лица единственного числа или от третьего лица единственного числа (институт считает:).

Форма обращения от первого лица множественного числа в большинстве случаев предпочтительнее формы первого лица един­ственного числа. Объем письма не должен превышать двух стра­ниц текста. Писать надо точно, просто. Предпочтение следует отдавать простым распространенным предложениям. При этом необходи­мо стремиться к тому, чтобы каждое слово несло максимум ин­формации. Для удобства чтения текст следует разбить на абзацы. Жела­тельно, чтобы каждая новая мысль выражалась в отдельном абза­це. Каждый абзац следует начинать с новой (красной) строки с не­большим отступом. Все данные и факты, о которых сообщается в документе, долж­ны быть проверены. Если у пишущего в какой-либо части есть со­мнения, а проверка затруднительна или невозможна, следует сде­лать оговорку. Все претензии и требования, изложенные в письме, должны быть подкреплены ссылками на соответствующие нормативные акты. Все служебные письма можно разделить на две большие группы: письма, требующие письменного ответа (просьбы, обращения, предложения , запрос, требование); письма, не требующие письменного ответа (напоминание, подтверждение, отказ, извещение, гарантийное, рекламное).

По содержанию и назначению письма подразделяются на сле­дующие группы:

• инициативные (письма-запросы, письма-просьбы, претен­зионные письма, письма-напоминания, циркулярные письма, письма, в которых организация обращается к адресату);

• ответные (информационно-разъяснительные письма, запре­щения, разрешения).

В письмах-запросах адресат побуждается к ответному письму, в котором он должен разъяснить какой-то вопрос или удостоверить тот или иной факт.

В письмах-просьбах автор побуждает адресата совершить ка­кое-то определенное действие или прекратить его, но не предпо­лагает ответного письма.

В претензионных письмах автор обоснованно требует возмес­тить убытки, нанесенные нарушением договорных обязательств.

В письмах-напоминаниях адресат побуждается к действию, которое он должен был выполнить, но еще не выполнил.

Циркуляры — письма, рассылаемые во все подведомственные организации. Они чаще всего носят распорядительный характер.

Информационно-разъяснительными называются письма, в которых разъясняются, уточняются поставленные ранее вопросы или сообщаются какие-то данные, факты.

Запрещения — письма, в которых дается отрицательный ответ на запрос.

Разрешения — письма, в которых дается положительный ответ на запрос.

Сопроводительные письма сопровождают другие документы, сами по себе они беспредметны.

Гарантийные письма содержат условия гарантии оплаты, сро­ков поставки или погашения кредита.

Рекламные письма содержат информацию о предлагаемых то­варах и их ценах.

6. Справка, ее оформление

Справка документ, содержащий и подтверждающий какие-то данные (сведения). Справка выдается по запросам выше­стоящих лиц и организаций. Справки личного характера выдают­ся на руки заинтересованным лицам для подтверждения ка­ких-либо касающихся их сведений.

форма справки зависит от назначения и содержания.

Справки, связанные с основной деятельностью организации, подразделяются на внешние и внутренние. Первые адресованы, как правило, другим организациям, а вторые предназначены для внутреннего пользования. Внешние справки подписываются руко­водителем организации или его заместителем, внутренние — со­ставителем.

Справка включает в себя следующие реквизиты: наименование организации, выдающей справку; номер и дата выдачи справки; заголовок к тексту, включающий указание на лицо, которому выдается справка; текст; подписи должностных лиц; печать для внешних справок.

Если содержание справок часто повторяется, необходимо под­готовить их бланки формализованного вида, имеющие адресные данные организации и трафаретный текст.

7. Акт, его разновидности. Требования к оформлению документа.

Акт, документ, составленный несколькими лицами для удо­стоверения определенного факта, события или действия.

В большинстве случаев акт составляется комиссией, назначен­ной руководителем предприятия или вышестоящей организаци­ей Комиссия действует на основании приказа.

В состав комиссии входят компетентные в данном вопросе работники.

Следует помнить, что акт составляется группой лиц для под­тверждения ими фактов (акты аварий, приема-передачи дел, инвен­таризации и т.д.). В некоторых случаях акт составляется одним или несколькими должностными липами, фиксирует установленные факты и содержит выводы и рекомендации. В таких актах указыва­ются документы, определяющие полномочия лиц, составивших акт. Акт ревизии финансовой деятельности предприятия составля­ется одним лицом — бухгалтером-ревизором. Составлению акта должна предшествовать всесторонняя про­верка тех фактов, которые будут отражены в нем.

В составлении акта участвуют заинтересованные лица, т.е. те работники, деятельность которых проверяется. В акте обычно отражается не только деятельность предпри­ятия, но и намечаются конкретные предложения по улучшению работы. После составления акта комиссия знакомит всех заинте­ресованных лиц с его содержанием. Эти лица обязаны расписаться в акте о том, что они с ним ознакомлены. Это важно, так как в акте отмечаются все лица, допустившие ошибки, халатность или недобросовестное отношение к работе.

Никакие субъективные пред­положения или выводы в акт не включаются.

Текст акта состоит из вводной и констатирующей частей.

Во вводной части указываются: основание для составления акта; комиссия, составившая акт;

лица, присутствовавшие при этом.

Если акт составлен комиссией, то вначале записывается пред­седатель, затем все члены комиссии в алфавитном порядке фами­лий с указанием инициалов и должностей.

В разделе «Присутствовали» перечисляются в алфавитном по­рядке должности, инициалы и фамилии лиц, присутствовавших при составлении акта.

В констатирующей части акта излагаются сущность, харак­тер, методы и сроки проделанной работы, установленные факты, а также выводы и предложения по устранению выявленных фактов. Констатирующая часть может быть оформлена в виде таблицы.

В конце текста акта помещаются данные о количестве идентич­ных экземпляров акта, месте их нахождения или адресатах, которым они направлены. Акт подписывается председателем комиссии и ее членами, участвовавшими в его составлении. Присутствовавшие акт не под­писывают. Почти все акты утверждаются руководителем пред­приятия. Акты составляются при ревизии предприятия или деятельно­сти отдельных должностных лиц, при сдаче-приемке дел руково­дителями предприятий и работниками учета, при стихийных бед­ствиях, при обнаружении дефектов, недостаче, при списании при­шедшего в негодность инвентаря, при установлении нарушения законов и т.п. Акт оформляется на общем бланке и содержит следующие реквизиты: наименование министерства или ведомства; наименование учреждения, организации или предприятия; гриф утверждения; наименование вида документа; дата; индекс; место составления; заголовок; текст; подписи.

8. Трудовой договор, коммерческий. Особенности оформления.

Договор документ, представляющий собой соглашение сторон об установлении и регулировании каких-либо отношений. Коммерческие договоры яв-ся основными правовыми документами во взаимоотношениях между организациями.

В договоре отражаются: характер сделки; условия, сроки; цена; качество (продукции, товара); оплата; гарантии; права и обязанности сторон; порядок разрешения споров.

Договорные отношения могут быть установлены:

путем направления оферты одной стороной другой и принятие предложения той стороной. Один экземпляр договора возвращается стороне, подготовившей проект.

Обмен документами между сторонами может происходить средством почтовой, телеграфной, факсом и др.

В договоре должны быть: четкая формулировка прав и обязанностей сторон, предусмотрена возможность расторжения договора любой сторон; цена в рублях санкции к каждой из сторон за невыполнение обязательств. Оформлены они должны быть безукоризненно.

рекомендуется подписи сторон договора проставлять:

разборчиво (для однозначного установления автора подписи); фиолетовым или синим цветом (чтобы отличить от копий); на каждом листе (чтобы исключить внесение неоговоренных изменений).

Договоры оформляются на бланке договора или на стандартных листах.

Договор должен иметь: *наименование вида документа; * дату; *номер; *место составления; * заголовок; *текст; *подписи должностных лиц; *печати организаций-контрагентов.

Датой договора является дата его подписания сторонами.

Нумерация договоров производится с января по декабрь в пределах года (№ 1, № 2 и т. д.).

Текст договора содержит:

наименования сторон (полные названия организаций);

предмет договора;

условия и сроки поставки, перевоза, хранения, упаковки, маркировки, рекламы и реализации;

условия и сроки оплаты, особенности и порядок расчетов;

порядок сдачи-приема выполненных работ;

ответственность сторон;

гарантии, страхование и форс-мажорные обстоятельства;

переход права собственности и риски;

порядок разрешения споров;

юридические адреса сторон

Трудовой договор— соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Трудовой договор составляется;

в письменной форме;

в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (один экземпляр для работника, другой - для работодателя).

Трудовые договоры могут заключаться:

на неопределенный срок;

на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор).

Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий

ее выполнения. Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным ,на неопределенный срок.

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем.

Трудовой договор должен иметь: наименование организации; наименование вида документа; дату; номер; место составления; текст; подписи работодателя и работника (с указанием должностей расшифровок подписей); печать.

В тексте трудового договора указывается:

• наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица);

• фамилия, имя, отчество работника;

• место работы (с указанием структурного подразделения);

• дата начала работы;

• наименование должности, специальности, профессии;

• права и обязанности работника;

• права и обязанности работодателя;

• характеристики условий труда;

• компенсации и льготы работнику за работу в тяжелых, и (или) опасных условиях;

• режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);

• условия оплаты труда

• виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

В случае заключения срочного трудового договора в нем указывается срок его действия;

обстоятельство, послужившее основанием для заключения сроч­ного трудового договора.

9. Формуляр-образец, сколько реквизитов он содержит, их оформление.

Формуляр-образец документа— модель построения документа, устанавливающая требования к расположению реквизитов. Формуляр-образец является шаблоном, по которому должны составляться документы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.