Сделай Сам Свою Работу на 5

Исполнения. Ложные представления 2 глава





 

79 The sociology of George Simmel / Transl. and ed by К. Н. Wolff Glencoe (III.): The Free Press, 1950. P. 321.

80 Durkheim E. Sociology and Philosophy / Transl. by D. F. Pocock L : Cohen & West. 1953. P. 37

81 Rieiler К Comment on the social psychology of shame // American Journal of Sociology Vol. 48. P. 462 ff [стр.104]

 

ды посвящения (или ритуалы инициации), настоящий се­крет, скрываемый за таинственностью всех мистерий, со­стоит в том, что в действительности тайны нет, а реальная задача их исполнителей — помешать публике тоже по­нять это.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И УЛОВКИ

В англо-американской культуре есть две с виду здраво-мысленные модели человеческой деятельности, с оглядкой на которые мы вырабатываем свои концепции поведения: исполнение реальное, искреннее, или честное; и исполне­ние фальшивое, которое монтируют для нас старательные фабрикаторы, будь то с расчетом на несерьезное воспри­ятие, как в работе актеров на сцене, или на серьезное, как в работе аферистов. Обычно реальные исполнения кажут­ся людям сложившимися стихийно как нецеленаправлен­ный, ненамеренный результат бессознательной реакции индивида на факты его ситуации. Спланированные же ис­полнения нередко воспринимаются старательно сплетен­ным нагромождением одних измышлений на другие, по­скольку нет никакой реальности, прямым откликом на ко­торую были бы данные элементы поведения. Теперь надо показать, что эти дихотомные концепции поведения явля­ются своего рода идеологией честных исполнителей, при­дающей силу разыгрываемому ими жизненному спектак­лю, но обедняющей его анализ.



Во-первых, сразу отметим, что многие люди искренне верят, будто привычно проецируемое ими определение си­туации и есть самая доподлинная реальность, В этой кни­ге не обсуждается вопрос о том, какую долю во всем насе-• лении составляют такие люди, в ней исследуется струк­турное отношение их искренности к характеру предлагае­мых ими исполнений. Если исполнение удалось, то его сви­детели в общем должны поверить, что исполнители были искренними. Это и есть структурное место искренности в драме событий. Исполнители могут быть искренними (или неискренними, но искренне убежденными в своей искрен­ности), но такого рода аффектированное отношение к ис­полняемой партии вовсе не обязательно для ее убедительно-



106

И. Гофман. Представление себя другим...

го исполнения. В жизни не так уж много французских поваров, которые действительно являются русскими шпи­онами, и, возможно, не так много женщин, исполняющих партию жены для одного мужчины и любовницы для дру­гого, но эти “дуплеты” в самом деле встречаются и во мно­гих случаях успешно удаются достаточно долго. Это наво­дит на мысль, что хотя люди обычно и являются тем, чем кажутся, такая видимость все же может быть подстроен­ной. Тогда, между видимостью и реальностью существует отношение статистическое, а не внутренне обоснованное или необходимое. Практически, при непредвиденных угро­зах исполнению и необходимости (подробнее о ней см. ни­же) поддерживать солидарность с собратьями-исполните­лями и сохранять некоторую дистанцию от зрителей, кос­ная неспособность исполнителя отойти от внутренне при­сущего ему видения реальности может временами подвер­гать опасности само исполнение. Некоторые исполнения достигают успеха при полной бесчестности исполнителя, другие вполне честно, но, вообще говоря, для исполнений ни одна из этих крайностей несущественна и, возможно, драматургически нежелательна.

Напрашивается вывод, что честное искреннее, серьез­ное исполнение менее прочно связано с миром надежности и солидности, чем можно было бы предположить с перво­го взгляда. И этот вывод получает подкрепление, если при­смотреться к тому, что обычно отделяет совершенно чест­ные, спонтанные исполнения от исполнений неспонтанных, полностью запланированных. Возьмем, к примеру, фено­мен сценической игры. Требуются большое умение, дол­гая тренировка и особая психология, чтобы стать хоро­шим актером на сцене. Но этот факт не должен заслонять от нас другой: почти каждый человек способен достаточно хорошо выучить сценарий, чтобы, выступив на сцене, дать доброжелательной публике некоторое ощущение реаль­ности того, что разыгрывается перед нею. Так происхо­дит, видимо, потому, что обыкновеннейшее общение меж­ду людьми само организовано как театральная сцена, бла­годаря обмену драматически взвинченными действиями, контрдействиями и заключительными репликами. Даже в руках неопытных исполнителей сценарии могут ожить, потому что сама жизнь похожа на драматическое пред-



Исполнения. Действительность и уловки

107

ставление. Конечно, весь мир все-таки не театр, но опре­делить чем именно он отличается от театра, нелегко.

Недавний опыт “психодрамы” как терапевтической тех­ники — пример еще одного сближения театра и жизни. В поставленных психиатрами сценках психодрамы пациен­ты не только более или менее успешно разыгрывают свои партии, но, делая это, вообще не пользуются никаким сце­нарием. Их собственное прошлое доступно им в форме, по­зволяющей инсценировать краткий повтор этого прошло­го. Очевидно, что партия, когда-то сыгранная честно и все­рьез, при позднейшем воспроизведении вынуждает испол­нителя выдумывать, как ее показать. Кроме того, партии, которые в прошлом играли перед ним значимые для него другие исполнители, по-видимому, тоже становятся до­ступными ему, позволяя исполнителю переключаться с ро­ли, изображающей его самого, каким он был когда-то, на роли других, какими они были для него. Эту способность при необходимости переключаться с роли на роль можно было предсказать заранее. Такое, очевидно, может сделать каждый, ибо учась исполнять партии в реальной жизни, он нащупывает свой собственный путь, не слишком осо­знанно используя начальное знакомство с рутинными пар­тиями других, к которым собирается адресоваться. И ког­да человек научается по-настоящему справляться с реаль­ной рутиной, он оказывается способным к этому отчасти благодаря “предварительной социализации”82, давно уже приучавшей него к реальности, которая только теперь ста­новится для него актуальной.

Когда индивид передвигается на новую позицию в обще­стве и получает новую роль к исполнению, ему, скорее всего, не растолковывают во всех подробностях как вести себя, и к тому же вначале факты новой ситуации не давят на него с достаточной силой, чтобы определять его поведе­ние автоматически, без дальнейших размышлений о нем. Обыкновенно индивиду подают лишь немногие реплики-подсказки, намеки и постановочные инструкции, предпо­лагая, что он уже имеет в своем репертуаре богатый набор элементов и фрагментов исполнений, которые потребуют-

82 Merlon R. К. Social theory and social structure Glencoe (III.): The Free Press.

1957. P. 265 ff.

108

И. Гофман. Представление себя другим...

ся в новой обстановке. Так, индивид может ясно представ­лять себе, как выглядят скромность, уважение или пра­ведное негодование, и способен, когда нужно, плутовать в игре этими образами. Возможно, при нужде он сумеет сыг­рать даже роль загипнотизированного субъекта83 или со­вершившего преступление якобы в “навязчивом” состо­янии84, опираясь на какие-то образцы такого поведения, с которыми он уже знаком.

Артистическое исполнение, или хорошо поставленная мошенническая игра, требует подробного сценария отно­сительно разговорного содержания данной рутинной пар­тии. Однако обширная часть этого исполнения, включая “непроизвольное самовыражение”, зачастую располагает очень бедными постановочными указаниями. Все предпо­лагают, что исполнитель-иллюзионист и так уже многое знает о том, как управлять своим голосом, лицом и телом, хотя он (как и любой человек, направляющий его дейст­вия), скорее всего, затруднится подробно и четко сформу­лировать эти свои знания. И в этом, конечно, мы все близ­ки к положению простого человека с улицы. Социализа­ция, возможно, и не требует очень уж подробного обуче­ния множеству специальных мелочей в исполнении каж­дой отдельной конкретной партии — для этого попросту не хватило бы ни времени, ни сил. Что, по-видимому, дей­ствительно требуется от индивида — это научиться обще­принятым способам выражения в достаточной мере, что­бы быть в состоянии “войти” и более или менее справить­ся с любой ролью, которая ему может выпасть в жизни. Признанные исполнения обыденной жизни отнюдь не “ра­зыгрываются” или не “ставятся” в том смысле, что испол­нитель заранее знает, что именно он собирается делать, и потом делает это только из-за ожидаемого результата. Осо­бенно “недоступным” обыкновенному исполнителю будет розыгрыш его непроизвольных самовыражений85. Но как

83 Этот взгляд на гипноз четко представлен в работе: Sarbin T. R. Contributions to role-taking theory I: Hypnotic behavior // Psychological Review Vol. 57. P. 255—270.

84 Cressey D. R. The differential association theory and compulsive crimes // Journal of Criminal Law, Criminology and Police Science. Vol. 45 P 29—70

85 Это понятие заимствовано из работы: Sarbin Т. R Role theory// Handbook of social psychology/ Ed. by G. Lindzey Cambridge: Addison—Wesley. 1954 Vol I P. 235—236.

Исполнения. Действительность и уловки

109

и в случае менее признанных обществом исполнителей, неспособность обыкновенного человека заранее выработать сценарий своих телодвижений и красноречивых взглядов вовсе не означает, что он не сумеет выразить себя с помо­щью этих инструментов в направлении, уже драматиче­ски проработанном и сформированном в его репертуаре действий. Короче, все мы действуем-играем лучше, чем знаем как делаем это.

Когда случается наблюдать по телевизору, как некий борец мнет, грубо швыряет и вяжет узлом своего против­ника, зритель вполне способен разглядеть, несмотря на старательное втирание ему очков, что борец просто разыг­рывает из себя (и знает это) “громилу” и что в другом мат­че ему могут поручить другую роль — роль симпатичного борца, которую он исполнит с равным блеском и сноров­кой. Но, вероятно, гораздо менее доступно массовому по­ниманию то, что хотя такие детали, как число и характер падений могут быть обговорены заранее, подробности ис­пользованных выразительных гримас и телодвижений идут не от сценария, а от моментальных требований соразмер­ного стиля, чувство которого безотчетно крепнет от эпизо­да к эпизоду почти без предварительного обдумывания.

Тому, кто хочет понять людей в Вест-Индии, которые изображают “лошадей” или одержимых “духом вуду”86, будет поучительно узнать, что одержимый способен вос­производить точный образ вселившегося в него божества, благодаря накопленным при посещении культовых собра­ний знаниям и воспоминаниям в течение всей его предше­ствовавшей жизни”87; что он в точности соблюдает прави­ла социальных отношений с теми, кто его наблюдает; что состояние одержимости наступает у него как раз в нуж­ный момент церемониального действа, и одержимый до того хорошо исполняет свои ритуальные обязательства, что способен участвовать в своеобразной коллективной сценке вместе с другими персонажами, одержимыми в это время иными духами. Но зная это, важно понимать, что такое контекстуальное выстраивание роли лошади и т. п. все же позволяет участникам культа верить, что одержимость —

86 Milraux A. Dramatic elements in ritual possesions // Diogenes. Vol 11. P 18—36

87 Ibid. P. 24.

по

И. Гофман. Представление себя другим...

явление реальное и что люди становятся одержимыми теми или иными духами совершенно стихийно, не имея ника­кой возможности их выбирать.

Наблюдая за совсем еще молоденькой американской девушкой из среднего класса, притворяющейся глупень­кой для ублажения самолюбия своего ухажера, прежде все­го замечают элементы обмана и хитрости в ее поведении. Но при этом подобно ей самой и ее парню, наблюдатели просто принимают как данность и далее никак не исполь­зуют факт, что эту сложную партию исполняет именно американская девушка из среднего класса. Тем самым здесь упускается из виду большая часть исполнения. Конечно, это общеизвестно, что разные социальные группировки по-разному выражают в своем поведении такие атрибуты, как возраст, пол, местность происхождения и проживания, классовый статус, и что каждый раз влияние этих про­стых качеств опосредствуется и конкретизируется слож­ной отличительной культурной конфигурацией принятых образцов поведения. Быть лицом данной категории зна­чит не просто обладать требуемыми качествами из числа вышеназванных, но и соблюдать определенные нормы по­ведения и внешнего вида, которые дополнительно к этим качествам предъявляет человеку его социальная группа. Бездумная легкость, с какой люди согласованно выдержи­вают такие нормативные рутины, отрицает не то, что ка­кое-то исполнение имело место, а лишь то, что участники сознавали его.

Статус, положение в обществе, социальное место — это не материальная вещь, которой надо овладеть и выста­вить напоказ. По сути это схема соответствующего зани­маемой позиции поведения — последовательного, идеали­зированного и четко выраженного. Это нечто, что должно быть реализовано, независимо от легкости или неуклюже­сти, осознанности или бессознательности, лживости или честности исполнения. Сказанное хорошо поясняет при­мер, взятый у Ж.-П. Сартра:

Возьмем обыкновенного официанта в кафе. Его движения бы­стры и решительны, пожалуй, немного чересчур точны, чересчур стремительны. Он подходит к постоянным клиентам чуть уско­ренным шагом. Он склоняется перед ними с преувеличенным усердием; его голос, его глаза выражают немного утрирован-

Исполнения. Действительность и уловки

111

ный интерес и внимание к приказаниям клиента. Наконец, он возвращается с заказом, каменной неподвижностью осанки под­ражая какому-то автомату и одновременно лавируя со своим подносом между столиками с отчаянностью канатоходца, вы­нужденный беспрестанно поддерживать неустойчивое, шаткое равновесие подноса легким движением руки и кисти. Все пове­дение официанта кажется нам какой-то игрой. Он весь уходит в цепную вязь своих движений, словно бы те были механически­ми деталями, подгоняемыми друг к другу. Его жесты и даже го­лос кажутся механическими. Он придает себе быстроту и без­душную скорость машины. Но во что же он играет? Нет надоб­ности долго наблюдать его перед тем как ответить: он играет в официанта в кафе. В этом нет ничего удивительного. Игра — это всегда своего рода разведка и исследование. Ребенок играет со своим телом, чтобы узнать его, ознакомиться с его составны­ми частями. Официант в кафе играет с условностями своего об­щественного положения, чтобы понять и освоить его. Эта обя­зательная дань игре в сущности не отличается от дани, нало­женной на всех торговцев товарами и услугами вообще. Их об­щественное положение делает их жизнь сплошь церемониаль­ной. Публика требует от них, чтобы и сами они понимали ее как некий церемониал: существует жизненная игра бакалейщика, портного, аукционера, которой они стараются убедить клиенту­ру, что являются всего лишь бакалейщиком, портным, аукцио­нером и никем больше. Мечтательный бакалейщик неприятен покупателю, потому что такой бакалейщик — не целиком бака­лейщик. Общество требует от него ограничить себя функцией бакалейщика, точно так же как солдат по команде “Смирно!” должен превратиться в солдата-вещь с прямо уставленным в пространство взглядом, который вообще ничего не видит, кото­рому больше и не положено видеть, так как устав, а не интерес переживаемого момента определяет ту точку, куда должен смот­реть солдат (смотреть “на десять шагов вперед!”). Поистине име­ется много предохранительных мер для удержания человека в тюрьме того положения, которое он занимает сегодня, словно бы люди живут в постоянном страхе, что он убежит из этой тюрьмы, внезапно сбросит постылые оковы и увильнет от обя­занностей своего общественного положения88.

88 Sartre J -Р Being and nothingness. L.: Methuen, 1957

 

 

ГЛАВА ВТОРАЯ КОМАНДЫ

Размышляя о сущности исполнения, легко сбиться на предположение, будто содержание представления себя дру­гим попросту является экспрессивным расширением лич­ных характеристик исполнителя, и далее рассматривать функцию каждого конкретного исполнения в этих лич­ных категориях. Такой взгляд ограничен и может затем­нить важные различия в функциональном значении того или иного исполнения для взаимодействия как целого.

Во-первых, часто случается, что данное исполнение слу­жит, главным образом, выражению характеристик испол­няемой задачи, а не характеристик исполнителя. Так, слу­жебный персонал, будь то в конкретной профессии, бюро­кратической организации, бизнесе или ремесле, обычно охотно оживляет свою манеру поведения выразительны­ми позами и телодвижениями, говорящими о профессио­нальном умении и честности, но, как бы много это поведе­ние ни сообщало о самих людях, часто его главная цель — утвердить в публике благоприятное мнение об их службе или о производимом продукте. Далее, нередко бывает, что личный передний план исполнителя разрабатывается не столько потому, что он позволяет ему представлять в же­ланном виде именно себя, сколько потому, что его внеш­ность и поведение могут быть полезны для выступления на более обширной сцене. В свете сказанного можно по­нять, почему сортировочное сито городской жизни отби­рает на должности секретарей по приему посетителей деву­шек с хорошо ухоженной внешностью и правильным про­изношением, ибо на этом месте они могут представлять передний план организации так же хорошо, как и самих себя.

Команды

ИЗ

Но важнее всего то, что обычно определение ситуации каким-то конкретным участником, есть неотъемлемая часть определения, созидаемого и поддерживаемого совместны­ми усилиями нескольких или многих участников. Напри­мер, в больнице два штатных терапевта могут потребовать от врача-стажера в качестве элемента его учебной практи­ки ежедневно просматривать графики состояния какого-нибудь пациента с изложением своего мнения по каждому их пункту. При этом стажер может не понять, что вынуж­денный спектакль его относительного невежества отчасти подстроен самим штатным персоналом, который тщатель­но изучает все эти графики заблаговременно. И уж тем более ему трудно догадаться, что такое впечатление о нем вдвойне усилено молчаливым соглашением местной коман­ды поручать разработку половины графиков одному штат­ному работнику, а второй половины — другому1. Это рабо­та командой обеспечивает штатному персоналу хорошую возможность показать свой товар лицом (при условии, ко­нечно, что нужный специалист в нужный момент спосо­бен подменить другого в допросе стажера).

Более того, часто случается так, что каждому члену та­кой труппы или состава игроков для создания удовлетво­рительного общекомандного впечатления скорее всего надо будет выглядеть по-разному. Так, если в семейном доме устраивается официальный прием, то потребуется кто-то в униформе или ливрее в качестве участника рабочей ко­манды. Индивид, играющий эту роль, должен применить к себе социальное определение домашней прислуги. В то же время женщина в роли хозяйки дома вынуждена при­нять и поддерживать своим внешним видом и манерами социальное определение поведения персонажа, которому естественно и привычно пользоваться услугами челяди. Та­кой расклад в яркой форме автору пришлось наблюдать в островном отеле для туристов (который впредь будет на­зываться “Шетланд-отель”). Там общее впечатление о ка­честве обслуживания на уровне требований средних клас­сов было достигнуто управляющими благодаря удачному распределению ролей, где себе они взяли роли хозяина и

1 Неопубликованное исследование автора о медицинском обслужива-

114

И. Гофман. Представление себя другим...

хозяйки дома из среднего класса, а своим наемницам отве­ли роль служанок-горничных, хотя в понятиях местной классовой структуры девушки, работавшие горничными, имели несколько более высокий статус, чем нанявшие их владельцы отеля. Когда постояльцев в нем не было, де­вушки мало считались с такой ерундой как статусные раз­личия между горничной и хозяйкой. Другой пример мож­но взять из семейной жизни средних классов. В американ­ском обществе, когда муж и жена появляются перед новы­ми друзьями на ознакомительной вечеринке, жена, веро­ятно, будет демонстрировать больше уважительного под­чинения воле и мнениям мужа, чем это обычно бывает на­едине с ним или при старых друзьях. Если она напускает на себя роль пассивно-почтительную, то ему можно при­нять роль властного мужа, и пока каждый член этой брач­ной пары играет свою особую роль, данная супружеская команда, как представительная единица, способна поддер­живать впечатление, которого ждут от нее новые аудито­рии. Еще один пример возьмем из области расового этике­та на Юге США. По Чарлзу Джонсону, когда поблизости нет других белых, негр может называть своего белого парт­нера-рабочего просто по имени, но когда подойдут другие белые, обращение “мистер” само собой восстановится2. Эти­кет деловых отношений дает нам похожий пример:

В присутствии посторонних формально-деловой стиль обще­ния еще более важен. Вы можете весь день называть вашу сек­ретаршу “Мери” и вашего партнера “Джо”, нo когда в офис приходит чужой, вы обязаны обращаться к своим помощникам так, как должен бы по вашему ожиданию, обращаться к ним вежливый незнакомец: мисс или мистер. Вы можете иметь при­вычку шутить с телефонисткой, но шуткой надо пожертвовать, когда вы делаете вызов в пределах слышимости постороннего3.

Она [ваша секретарша] хочет, чтобы в присутствии незнако­мых ее называли мисс или миссис. Ей, по меньшей мере, не понравится, если ваше “Мери” спровоцирует кого-нибудь еще на фамильярное обращение с нею4.

В данной книге термин “исполнительная команда” или, короче, “команда” используется для обозначения любого

2Johnson Ch. Patterns of Negro segregation. N.Y.: Harper Bros., 1943 P. 137—138

3 Esquire Etiquette. Philadelphia: Lippincott, 1953 P. 6

4 Ibid P.15.

Команды

115

множества индивидов, сотрудничающих в жизненной по­становке какой-либо отдельно взятой рутинной партии.

До сих пор в этой работе основной точкой отсчета было индивидуальное исполнение, а в центре обсуждения были два уровня фактов: первый — индивид и его исполнение и второй — полный состав участников и взаимодействие как целое. Такого подхода, по-видимому, достаточно для изу­чения определенных видов и сторон взаимодействия. Все, что не укладывается в эти рамки, можно трактовать как разрешимое усложнение задачи. Так, сотрудничество меж­ду двумя исполнителями, каждый из которых был якобы целиком поглощен представлением перед другим своего собственного особого исполнения, возможно проанализи­ровать как некий тип тайного сговора или “понимания” без изменения базовой системы отсчета. Однако при ис­следовании конкретных социальных образований моногра­фическим методом сотрудническая деятельность некото­рых участников, судя по всему, слишком важна, чтобы рассматривать ее как простую вариацию прежней задачи. Независимо от того, выступают члены команды с похожи­ми индивидуальными представлениями или с непохожи­ми, но если эти исполнения вместе составляют одно целое, то возникает качественно новое командное впечатление, которое удобно толковать как самостоятельный факт, как факт третьего уровня, расположенного между уровнем ин­дивидуального исполнения и уровнем общего, суммарного взаимодействия всех участников. Можно даже сказать, что если специальный интерес исследователя сосредоточен на изучении управления впечатлениями, изучении возмож­ностей, возникающих в процессе внушения какого-то впе­чатления, и изучении методик реализации этих возмож­ностей, тогда команда и командное исполнение, вероятнее всего, будут наилучшим выбором в качестве основной точ­ки отсчета5. Отправляясь от нее, можно будет в рамках этих понятий освоить и такие ситуации, где взаимодейст-

5 Использование “команды” (в противоположность “исполнителю”) как базового понятия заимствовано у фон Ноймана, который проанализи­ровал бридж как игру между двумя игроками, каждый из которых в не­которых отношениях имеет две разные индивидуальности, чтобы вести игру (см.: Neumann J. von, Morgenstern O. The theory of games and economic behavior Princeton University Press, 1947. P. 53).

116

И. Гофман. Представление себя другим...

вуют только два лица, описав подобные ситуации как вза­имодействие двух команд, в котором каждая команда со­стоит только из одного члена. (Рассуждая логически, воз­можно даже утверждать, что предполагаемая аудитория, способная получить самое полное впечатление от особого случая социальной обстановки, где кроме нее нет других присутствующих — это аудитория, созерцающая команд­ное представление, в котором команда не имеет ни одного члена.)

Понятие команды позволяет нам размышлять о любых исполнениях, которые даются одним или более чем одним исполнителем, а также охватывает еще один особый слу­чай. Ранее говорилось, что исполнитель может быть за­хвачен и обманут своей собственной игрой и в этот момент верить, что насаждаемое им впечатление о реальности — это единственная и подлинная реальность. В таких случа­ях исполнитель становится своей собственной аудитори­ей, становится исполнителем и зрителем одного и того же спектакля. Предположительно он внутренне принимает или внедряет в свой мир нормы, которые пытается поддержи­вать в присутствии других, так что совесть требует от него играть как это принято в данном обществе. Вероятно, инди­виду в качестве исполнителя придется скрывать от самого себя в качестве собственной аудитории определенные дис­кредитирующие факты, которые он неизбежно узнает о своем исполнении. В обиходных понятиях это значит, что в исполнении обязательно найдутся вещи, о которых он знает или только что узнал, но в которых он не пожелает признаться самому себе. В жизни постоянно случается этот замысловатый маневр самообмана. Психоаналитики рас­полагают на этот счет прекрасными полевыми данными под рубриками “вытеснение” и “расщепление сознания”6.

6 Индивидуалистическое мышление склонно трактовать такие процессы как самообман и неискренность в качестве неких характерологических слабостей, рожденных в глубочайших тайниках личности данного инди­вида. Возможно, было бы лучше начинать анализ подобных процессов извне и потом углубляться во внутренний мир индивида, чем действовать в обратном порядке. Можно принять, что исходным пунктом для всего, что должно придти позднее, служит индивидуальный исполнитель, ут­верждающий некое определение ситуации перед аудиторией. Индивид ав­томатически становится неискренним, когда, сохраняя верность обяза­тельству поддерживать рабочий консенсус, он участвует в разных рути­нах или исполняет данную партию перед разными аудиториями. Самооб-

Команды

117

Возможно в этом кроется источник феномена, который ког­да-то был назван “самодистанцированием”, а именно про­цесса, в ходе которого человек начинает чувствовать от­чуждение от самого себя7.

Когда исполнитель ведет свою частную деятельность в соответствии с коллективными моральными нормами, он может ассоциировать эти нормы с какой-то референтной группой, тем самым создавая для своей деятельности не­кую отсутствующую в момент ее осуществления аудито­рию. Такая возможность побуждает нас рассмотреть еще одну. Индивид может частным образом придерживаться норм поведения, в которые он лично не верит, сохраняя эти нормы лишь из-за живого чувства соприсутствия не­видимой аудитории, которая накажет за отклонения от этих норм. Другими словами, индивид может или стать своей собственной аудиторией, или вообразить аудиторию присутствующей. (Во всем этом нельзя упускать из виду аналитическое различие между понятием команды и по­нятием индивидуального исполнителя.) Сказанное наво­дит на мысль, что и команда может ставить представле­ние для аудитории, во плоти не присутствующей. Так, в некоторых психиатрических больницах Америки невост­ребованным умершим пациентам могут быть устроены по­хороны на больничной земле по относительно полному об­ряду. И без сомнения, это помогает сохранить минималь­ные нормы цивилизованных отношений в обстановке, где убогие условия и общее безразличие общества действитель­но способны угрожать этим нормам. Во всяком случае, ког­да родственники не являются, больничный священник, больничный устроитель похорон и один-два других слу­жителя сами могут разыграть все похоронные роли и про­демонстрировать цивилизованное отношение к смерти ис­ключительно перед лицом мертвого пациента, при полном отсутствии публики.

Очевидно, что в силу самого факта принадлежности к команде между людьми, членами одной команды, возни-

ман можно рассматривать как некий результат вынужденного совмеще­ния в одном и том же человеке двух различных ролей: исполнителя и оценивающей аудитории.

7 Mannheim К. Essays on the sociology of culture. L.: Routledge & Kegan Paul. 1956 P. 209.

118

И. Гофман. Представление себя другим...

кает некая важная взаимосвязь. Можно выделить два ос­новных компонента этой взаимосвязи.

Во-первых, надо считаться с тем, что даже в разгар ко­мандного исполнения любой член команды способен под­вести общий спектакль или навредить ему своим неподхо­дящим поведением. Поэтому каждый участник команды вынужден полагаться на доброжелательное поведение сво­их соратников, а они, в свою очередь, вынуждены пола­гаться на него. Тогда волей-неволей устанавливается взаи­мозависимость, соединяющая друг с другом членов коман­ды. Если они, как это часто случается, имеют разные фор­мальные статусы и ранги в какой-то социальной организа­ции, то взаимозависимость, порождаемая членством в од­ной команде, по всей вероятности, перечеркнет сложив­шиеся структурные или социальные разделения в этой организации и тем обеспечит ей новый источник сплоче­ния. Там, где служебные и родословные статусы способст­вуют установлению внутренних перегородок в организа­ции, исполнительские команды могут действовать в об­ратном направлении, объединяя разделенное.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.