Сделай Сам Свою Работу на 5

Тепловой и вентиляционный расчеты





Тепловой расчет машины постоянного тока. Расчет проводим по упрощенной методике, изложенной в § 5-3. Начинают с определения потерь при сопротивлениях, приведенных к максимально допускаемой температуре, площадей поверхностей охлаждения и удельных тепловых потоков, приходящихся на единицу этих площадей. Затем с учетом установленных практикой электромашиностроения коэффициентов теплоотдачи и теплопроводности определяют превышения температуры обмоток и коллектора.

При расчете приняты следующие положения и допущения.

1. Потери в обмотках, за исключением параллельной или независимой обмоток главных полюсов, вычисляют при сопротивлении, приведенном к максимально допускаемой температуре, для чего сопротивление, определенное при 20°С, умножают на коэффициент m'т (см. § 5-1). Потери ; следовательно, наиболее неблагоприятные условия для этой обмотки не соответствуют сопротивлению, приведенному к максимально допускаемой температуре, и их принимают равными вычисленным ранее для определения КПД.

2. При определении Dtв в (10-339) принимают, что воздух внутри машины нагревается суммой всех потерь за вычетом части потерь в обмотках возбуждения главных и добавочных полюсов, а также в компенсационной обмотке, передаваемых непосредственно через сердечники полюсов и станину наружному охлаждающему воздуху; у машин со степенью защиты IP44 и способом охлаждения IC0141, кроме того, исключают потери на трение о воздух наружного вентилятора, составляющие ~0,9( ). Доля потерь указанных выше обмоток, которые нагревают воздух внутри машины, равна коэффициенту k:



Исполнение по степени защиты и способу охлаждения IP22; IC01 IР22; IC17 IP44; IC37 IP44; IC0141 IP44; IC0041
Коэффициент k 0,9 0,9 0,9 0,7 0,6

3. Для обмоток, выполняемых с изоляцией «Монолит», у машин со степенью защиты IP22 и способом охлаждения IC01, а также у машин со степенью защиты IP22, IP44 и способами охлаждения IC17, IC37 значения Dt'2, полученные из (10-335), снижают на 20%, а значения Dt'п из (10-374) и Dt'д из (10-368) – на 30%.

4. Формулы (10-332) и (10-334) соответствуют машинам с полузакрытыми пазами якоря. Первый член в скобках учитывает перепад температуры в изоляции пазов или лобовых частей обмотки якоря, а второй – в изоляции круглых проводов катушек обмотки. Для машин с открытыми пазами якоря и обмоткой из прямоугольных проводов применяют эти же формулы, причем второй член в виду его малой величины принимают равным нулю. Для обмоток якорей, не имеющих наружной изоляции катушек в лобовых частях, первый член, указанный в скобках формулы (10-334), принимают равным нулю.



5. При отсутствии аксиальных вентиляционных каналов в якоре второй член в скобках формулы (10-320) принимают равным нулю.

6. Формулы (10-373) и (10-367) для обмоток главных и добавочных полюсов соответствуют выполнению обмоток из круглого провода; первый член в скобках учитывает перепад температуры в наружной изоляции катушек, а второй — в изоляции круглых проводов катушек. При прямоугольных изолированных проводах применяют эти же формулы, причем второй член, в виду его малой величины у прямоугольных проводов, принимают равным нулю. Для обмоток, не имеющих наружной изоляции катушек, первый член в скобках указанных формул принимают равным нулю.

7. Периметр поперечного сечения условной поверхности охлаждения катушек обмоток возбуждения главных Пп и добавочных Пд полюсов может быть рассчитан по эскизу размещения обмоток в междуполюсном окне. При этом поверхности катушек, прилегающие к сердечникам полюсов, не учитываются. Приближенные значения Пп и Пд в зависимости от количества полюсов представлены ниже:

Количество полюсрв 2р
Для периметра Пп катушки: из одной шайбы из двух или нескольких шайб   38+0,2Dн2   37+0,14Dн2 60+0,2Dн2
Для периметра Пд катушки многослойные из изолированных проводов   40+0,17Dн2   12+0,ЗЗDн2

8. Последовательную стабилизирующую обмотку главных полюсов, выполняемую из таких же проводов как обмотку добавочных полюсов, тепловому расчету не подвергают.



9. Машины со степенью защиты IP44 и способами охлаждения IС0141 и IC0041, изготовляемые с относительно небольшой мощностью (до ~50 кВт), компенсационной обмотки не имеют, поэтому в (10-337) и (10-338) не указаны потери в компенсационной обмотке.

Тепловой расчет обмоток и коллектора машины, работающей в номинальном режиме, производят в такой последовательности.

 

 

Потери в обмотках и контактах щеток
Потери в обмотке якоря (Вт) (10-316)  
Потери в компенсационной обмотке (Вт) (10-317)  
Потери в обмотке добавочных полюсов (Вт) (10-318)  
Потери в стабилизирующей последо- вательной обмотке (Вт) (10-319)    
Потери в параллельной или незави- симой обмотке главных полюсов (Вт) – по (10-286)        
Потери в контактах щеток (Вт) – по (10-287)    
Здесь при стержневой компенсационной обмотке , где потери в стержнях , а потери в дугах .
 
Обмотка якоря
Условная поверхность охлаждения активной части якоря (мы2)   (10-320)    
Условный периметр поперечного сече- ния овального полузакрытого паза (мм)     (10-321)  
То же, прямоугольного открытого паза (10-322)  
Условная поверхность охлаждения пазов (мм²)     (10-323)  
То же, лобовых частей обмотки при отсутствии аксиальных вентиляцион- ных каналов в якоре         (10-324)  
То же, лобовых частей обмотки при наличии аксиальных вентиляционных каналов в якоре Sл2=3pDн2lв2 (10-325)     (10-325)  
То же, машины (10-326)  
Удельный тепловой поток от потерь в активной части обмотки и от по- терь в стали, отнесенных к поверхно- сти охлаждения активной части яко- ря (Вт/мм2)     (10-327)
То же, от потерь в активной части обмотки, отнесенных к поверхности охлаждения пазов     (10-328)
То же, от потерь в лобовых частях обмотки, отнесенных к поверхности охлаждения лобовых частей обмотки     (10-329)
Окружная скорость якоря при номи- нальной частоте вращения (м/с)       (10-330)  
Превышение температуры поверхно- сти активной части якоря над темпе- ратурой воздуха внутри машины (0С)       (10-331)  
Перепад температуры в изоляции паза и проводов (°С)         (10-332)  
Превышение температуры поверхно- сти лобовых частей обмотки над температурой воздуха внутри машины (0С)           (10-333)  
Перепад температуры в изоляции ка- тушек в проводов лобовых частей обмотки (°С)       (10-334)  
Среднее превышение температуры об- мотки над температурой воздуха вну- три машины (°С)     (10-335)  
Сумма потерь в машине со степенью защиты IP22 и способом охлаждения IC01, со степенью защиты IP22, IP44 и способами охлаждения IC17, IC37, передаваемая воздуху внутри машины (Вт)       (10-336)  
То же, в машине со степенью защиты IP44 и способом охлаждения IC0141   (10-337)
То же, в машине со степенью защиты IP44 я способом охлаждения IC0041   (10-338)
Среднее превышение температуры воздуха внутри машины над темпера- турой наружного охлаждающего воздуха (°С)         (10-339)
Среднее превышение температуры об- мотки якоря над температурой наружного охлаждающего воздуха (°С)           (10-340)  
  Здесь: k приведен в § 10-16; α2 — коэффициент теплоотдачи поверхности якоря—из рис. 10-34; αв—коэффициент подогрева воздуха—из рис. 10-35; bи2—односторонняя толщина изоляции в пазу якоря; bи2 при полузакрытых пазах—по данным § 10-4, при открытых пазах bи2=(bп2Nш )/2; bи.л2—односторонняя толщина изоляции катушек в лобовых частях — по данным приложений 24—26; lэкв — эквивалентный коэффициент теплопроводности изоляции в пазу (включающей воздушные прослойки), равный 16×10-5 Вт/(мм×град); l'экв — эквивалентный коэффициент теплопроводности внутренней изоляции катушек, зависящий от отношения d/d'—из рис. 9-26.   Рис. 10-34. Средние значения α2=f(v2) машин постоянного тока: 1 — исполнение по защите IР22, способ охлаждения IC01, полузакрытые пазы якоря; 2 — то же, что 1,но открытые пазы; 3–IP44, IC0141 или IC0041, полузакрытые пазы; 4– IР22 и IP44, IC17 или IC37 открытые пазы.   Рис. 10-35. Средние значения αв=f(v2) машин постоянного тока: 1 — исполнение по защите IР22, способ охлаждения IC01; 2 — исполнение по защите IP22 или IP44, способ охлаждения IC17 или IC37; 3– исполнение по защите IP44, способ охлаждения IC0141; 4–то же, что 3 , но способ охлаждения IC0041.  
           
Стержневая компенсационная обмотка
Условная поверхность охлаждения полюсных наконечников и вылетов стержней (мм2)       (10-341)    
Условный периметр поперечного сечения паза (мм) (10-342)
Условная поверхность охлаждения пазов (мм2) (10-343)
То же, дуг обмотки (10-344)
Удельный тепловой поток от потерь в стержнях, отнесенных к поверхно- сти охлаждения полюсных наконеч- ников и вылетов стержней (Вт/мм2)         (10-345)
То же, отнесенных к поверхности охлаждения пазов (10-346)  
Удельный тепловой поток от потерь в дугах, отнесенных к поверхности охлаждения дуг (Вт/мм2)     (10-347)
Превышение температуры поверхно- сти полюсных наконечников и выле- тов стержней над температурой воз- духа внутри машины (°С)     (10-348)
Перепад температуры в изоляция па- зов (оС) (10-349)
Превышение температуры поверхно- сти охлаждения дуг над температу- рой воздуха внутри машины (°С)     (10-350)
Среднее превышение температуры обмотки над температурой воздуха внутри машины (°С)   (10-351)
Среднее превышение температуры обмотки над температурой наружного охлаждающего воздуха (°С)     (10-352)

 

Здесь α'1 — коэффициент теплоотдачи поверхности охлаждения полюсных наконечников и стержней; у машин со способами охлаждения IC17 и IC37 α'»(6,8+3×10-3Dн2)×10-5 Вт/(мм²×град); при самовентиляции (IC01) значения α'1 принимают равными 1,25α1 из. рис. 10-36; для дуг указанные выше значения α'1 уменьшают в два раза; bи1 – односторонняя толщина изоляции в пазу, мм; bи1=(bп1Nш ст)/2.

Рис. 10-36. Средние значения α1=f(v2) машин постоянного тока:

1 — исполнение по защите IР22, способ охлаждения IC01;

2 — исполнение по защите IP44, способ охлаждения IC0141 или IC0041;

3– исполнение по защите IP22 или IP44, способ охлаждения IC17 или IС37.

Секционная компенсационная обмотка
Условная поверхность охлаждения полюсных наконечников (мм²) S1 – по (10-341) с подстановкой п вместо ст  
Условный периметр поперечного сечения паза (мм) П1 – по (10-342)  
Условная поверхность охлаждения пазов (мм2) S2 – по (10-343)  
То же, лобовых частей обмотки (10-353)
Удельный тепловой поток от потерь в активной части обмотки, отнесенный к поверхности охлаждения полюсных наконечников (Вт/мм2)           (10-354)  
То же, отнесенный к поверхности охлаждения пазов   (10-355)
Удельный тепловой поток от потерь в лобовых частях обмотки, отнесенных к поверхности охлаждения секций в лобовых частях обмотки (Вт/мм2)       (10-356)  
Превышение температуры поверхно- сти полюсных наконечников над тем- пературой воздуха внутри машины     (10-357)    
Перепад температуры в изоляция па- зов (оС)     (10-358)
Превышение температуры поверхно- сти лобовых частей обмотки над тем- пературой воздуха внутри машины (оС)   (10-359)    
Перепад температуры в изоляция ло- бовых частей обмотки (оС)     (10-360)
Среднее превышение температуры об- мотки над температурой воздуха вну- три машины (°С)   (10-361)  
Среднее превышение температуры об- мотки над температурой наружного охлаждающего воздуха (°С)         (10-362)

 

Здесь α'1 принимается таким же, как для стержней стержневой компенсационной обмотки; bи1=(bп1Nшb)/2; bи.л1—односторонняя толщина изоляции лобовой части катушки — из приложения 35.

Обмотка добавочных полюсов
Условная поверхность охлаждения многослойных катушек из изолированных проводов (мм2) (10-363)    
То же, однослойных катушек обмотки из неизолированных проводов, намотанных на ребро   (10-364)    
Удельный тепловой поток от потерь в обмотке, отнесенных к поверхности охлаждения обмотки (Вт/мм2)   (10-365)    
Превышение температуры наружной поверхности охлаждения обмотки (°С)   (10-366)  
Перепад температуры в наружной и внутренней изоляции многослойных катушек обмотки из изолированных проводов (°С)   (10-367)  
Среднее превышение температуры обмотки над температурой воздуха внутри машины (°С)   (10-368)    
Среднее превышение температуры обмотки над температурой наружного охлаждающего воздуха (°С)   (10-369)    
       

 

Здесь Пд — периметр поперечного сечения условной поверхности охлаждения катушки — из эскиза размещения обмоток в междуполюсном окне или из § 10-16; α1—коэффициент теплоотдачи наружной поверхности охлаждения обмотки возбуждения, выполненной из изолированных проводов, приведен на рис. 10-36; для обмотки, выполненной из неизолированных проводов, намотанных на ребро, α1 из рис. 10-36 увеличивают в 1,7 раза; bи.д—односторонняя толщина наружной изоляции катушки, в среднем равная 0,2 мм; bк.д—из эскиза размещения обмоток в междуполюсном окне или пo (10-132), (10-133).

Параллельная и независимая обмотка главных полюсов
Условная поверхность охлаждения всех катушек (мм2) (10-370)  
Удельный тепловой поток от потерь в обмотке, отнесенных к поверхности охлаждения обмотки (Вт/мм2)   (10-371)    
Превышениетемпературынаружной поверхности охлаждения обмотки над температурой воздуха внутри маши- ны (°С)   (10-372)  
Перепад температуры в наружной и внутренней изоляции обмотки (°С)   (10-373)  
Среднее превышение температуры об- мотки над температурой воздуха вну- три машины (°С) (10-374)    
Среднее превышение температуры обмотки над температурой наружного охлаждающего воздуха (°С) (10-375)    

 

Здесь Пп— периметр поперечного сечения условной поверхности охлаждения катушки — из эскиза размещения обмоток в междуполюсном окне или из § 10-16; bи.п—односторонняя толщина наружной изоляция катушки, в среднем равная 0,2 мм; bк.п — из эскиза размещения обмоток в междуполюсном окне или по (10-222), (10-223).

 

Коллектор
Условная поверхность охлаждения коллектора (мм2) (10-376)  
Удельный поток от потерь на коллекторе, отнесенных к поверхности охлаждения коллектора (Вт/мм2)   (10-377)    
Превышение температуры коллектора над температурой воздуха внутри машины ('С)   (10-378)    
Превышение температуры коллектора над температурой наружного охлаж- дающего воздуха у машин со степенями защиты и способами охлаждения IP22; IC01; IP22; IC17; IP44; IC37, со входом воздуха со стороны коллектора (°С)           (10-379)    
То же, с входом воздуха со стороны, противоположной коллектору (10-380)  
Превышение температуры коллектора над температурой наружного охлаждающего воздуха у машин со степенью защиты IP44 и способами охлаждения IC0141, IC0041 (°С)     (10-381)    

 

Здесь αк—коэффициент теплоотдачи поверхности коллектора, Вт/мм2—из рис. 10-37.

 

 

Рис. 10-37. Средние значения αК=f (vк):

1–коллекторы без аксиальных каналов;

2–коллекторы с аксиальными каналами.

Вентиляционный расчет при способе охлаждения IC01 и аксиальной системе самовентиляции. Расчет производится в соответствии с § 5-6. Напор Н, а следовательно, и расход охлаждающего воздуха Vв, проходящего через машину с самовентиляцией, ограничены размерами встраиваемого вентилятора, главным образом его наружным диаметром, зависящим от внутреннего диаметра станины D1. У машин с независимой вентиляцией такого ограничения нет, поэтому расход воздуха при этом виде вентиляции выбирают на 15—20% больше расчетного; соответственно увеличивается Н.

Определение величины Z (см. § 5-6) для воздухопровода со сложной конфигурацией затруднительно, поэтому при расчете целесообразно пользоваться зонами средних значений, приведенными на рис. 5-5.

Действительный расход воздуха Vв из (5-38) должен быть не менее вычисленного по (5-28). Если полученный расход воздуха недостаточен, следует увеличить наружный Dвен2 и уменьшить внутренний диаметр вентилятора Dвен1, либо увеличить л.

Размеры Dвен2, Dвен1 и л, вычисляемые при расчете, округляют до ближайшего целого числа; количество лопаток Nл округляют до ближайшего простого числа. Расчет вентиляции ведется при определенной заданной частоте вращения п. При других значениях частоты вращения Vв и Vв max пропорциональны п, а Нºn².

Расчет вентиляции проводят в такой последовательности.

 

Наружный диаметр вентилятора (мм) Dвен2=(0,8¸0,9)D1 (10-382)
Внутренний диаметр колеса вентилятора (мм) Dвен1=(0,62¸0.67)D1 (10-383)
Длина лопатки вентилятора (мм) л=(0,12¸0,14)D1 (10-384)
Количество лопаток вентилятора Nл»Dвен2/20 (10-385)
Линейная скорость вентилятора по наружному диаметру (м/с) vвен – по (5-34)  
То же, по внутреннему диаметру vвен1 – по (5-35)
Напор вентилятора при холостом ходе (Па)   Н0 – по (5-33)  
Площадь поперечного сечения вход- ных отверстий вентилятора (м2) Sвен – по (5-37)  
Максимальное количество воздуха у вентилятора (м³/c) Vв max – по (5-36)  
Действительный расход воздуха (м³/с) Vв – по (5-38)
Действительный напор вентилятора (Па) Н – по (5-39)

 

Расчет вентиляции при способе охлаждения IC0141 производят также согласно материалам § 5-6 [уравнения (5-42)—(5-45)].

Примеры расчета машин

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.