Сделай Сам Свою Работу на 5

Размещение обмоток главных и добавочных полюсов





Проверка возможности размещения обмоток главных и добавочных полюсов в междуполюсном окне состоит в расчете размеров катушек по ширине и высоте, а затем в вычерчивании (в масштабе) эскиза междуполюсного окна. При определении размеров катушек следует учитывать, что при намотке и пропитке катушки разбухают. Это разбухание учитывается соответствующими коэффициентами, принимаемыми одинаковыми по ширине и высоте катушек и равными для изолированных проводников в среднем 1,05, а по высоте катушек из неизолированных проводников, намотанных на ребро,— 1,03.

Катушки выполняют либо в виде ровных параллелепипедов, либо ступенчатой формы, которая дает возможность лучше использовать междуполюсное окно. В многослойных катушках из изолированных проводов производят раскладку витков, определяя их количество по ширине Nш и по высоте Nв. При проводах круглого поперечного сечения ширина и высота катушки на рассматриваемом участке (мм)

; (10-233)

. (10-234)

При изолированных проводах прямоугольного поперечного сечения раскладку витков производят, исходя из намотки проводов большей стороной по высоте полюса. Соответственно ширина и высота катушки (мм)



; (10-235)

. (10-236)

Высота однослойной катушки, намотанной на ребро из неизолированных проводников (мм),

. (10-237)

Здесь — меньший размер проводника, мм; = 0,3 мм — толщина изоляционной прокладки между витками; = 2 мм — толщина усиленной изоляции крайних витков катушки.

Размещение катушек должно быть таким, чтобы расстояние между катушками главных и добавочных полюсов ни в одном месте не было менее 6 мм у машин с высотами оси вращения h≤200 мм и менее 8 мм у машин с h>200 мм. Между станиной и катушками при отсутствии изоляционных прокладок также должны быть предусмотрены указанные расстояния.

Если в результате прочерчивания эскиза междуполюсного окна размещение рассчитанных обмоток окажется невозможным, следует увеличить внутренний диаметр станины с соответствующим ее удлинением, чтобы площадь поперечного сечения станины сохранялась.

 

Эскиз расположения катушек в междуполюсном окне приведен на рис. 10-31, (для двигателя №1) и на рис. 10-31, (для двигателя № 2).



 

Рис. 10-31. Эскиз расположения катушек в межполюсном окне

двигателя №1 ( ) и двигателя №2 (б).

Примеры расчета машин

Размещение обмоток главных и добавочных полюсов

Последователь-ность расчета Условные обозначения Источник Двигатель № 1 Двигатель № 2
Параллельная обмотка главных полюсов
      Принимаем трапецеидальную форму поперечного сечения катушки с раскладкой витков по средней ширине Nш=34, по высоте Nв=42 Принимаем исполнение в виде двух шайб с числом витков в каждой – 336, по ширине Nш=28, по высоте Nв=12
bк, мм (10-233) 1,05×34×0,675»24 1,05×28×1,435»42
hк, мм (10-234) 1,05×42×0,675»30 1,05×12×1,435»18
Стабилизирующая последовательная обмотка
bк, мм (10-235) 1,05×2,47×5 » 13 ¾
hк, мм (10-236) 1,05×4,15 » 5 ¾
hк, мм (10-237) ¾ 1,03×2×4+2»10
Обмотка добавочных полюсов Принимаем форму параллелепипеда
bк, мм (10-235) 1,05×5×2,47 » 13 ¾
hк, мм (10-236) 1,05×8×4,15 » 35 ¾
hк, мм (10-237) ¾ 1,03[15×4+(15–3)0,3]+2»68

Щетки и коллектор

Марки щеток выбирают при проектировании машин, однако при настройке коммутации изготовленной машины марка щеток может быть изменена. Из марок щеток, предусмотренных ГОСТ 2332 распространены графитные щетки 611М (при ≤ 3 В) и электрографитированные—ЭГ4, ЭГ14, ЭГ74 (при >3 В). Для закрытых машин с кремнийорганической изоляцией класса нагревостойкости Н применяют электрографитированные щетки со специальной пропиткой ЭГ74К.

Размеры щеток оговорены в ГОСТ 12232.1. При выборе ширины щетки следует учитывать, что увеличение ограничивается возрастанием при этом ширины зоны коммутации ; критерием к выбору является отношение ширины зоны коммутации к расстоянию между соседними наконечниками главных полюсов :



, (10-238)

где ширина зоны коммутации (мм)

. (10-239)

Здесь укорочение (подставляемое всегда со знаком плюс)

. (10-240)

При большом значении может возникнуть воздействие поля главных полюсов на коммутирующие секции, ухудшающее коммутацию. Наибольшие допустимые значения =0,6¸0,75 (большие значения – для меньших диаметров якоря).

При выборе ширины щетки следует учитывать целесообразное, по условиям улучшения коммутации, число перекрытых щеткой коллекторных делений

. (10-241)

При простой волновой обмотке якоря рекомендуемое значение =2¸4; при простой петлевой — ≤(Nш+0,5); при двухходовой петлевой — >3.

Отношение длины щетки к ее ширине не должно быть более двух, а длина щетки — более 40 мм. Рекомендуемые значения и в зависимости от диаметра якоря приведены ниже:

Dн2, мм. 70–100 свыше 100–200 свыше 200–400 свыше 400
Стандартная ширина щетки , мм 12,5
Стандартная длина щетки , мм 10; 12,5; 12,5; 16; 12,5; 16; 16; 20; 25; 32; 25; 32; 25; 32; 32;   32;    

 

Щетки шириной 25 и 32 мм для улучшения их контакта с коллектором при толчках и вибрациях следует подразделять на две (2 12,5 или 2 16 мм).

Выбрав размеры щеток, и проверив удовлетворение условиям, относящимся к (10-238) и (10-241), дальнейший расчет производят в такой последовательности.

Контактная площадь одной щетки (мм2) (10-242)
Необходимая контактная площадь всех щеток (мм2)   (10-243)  
Количество щеток на одном бракете (10-244)
Уточненное (округленное) количество щеток на одном бракете      
Уточненная контактная площадь всех щеток (мм2)   (10-245)  
Уточненная плотность тока под щетками (А/см2)   (10-246)  
Активная длина коллектора (мм) (10-247)
Окружная скорость коллектора при номинальной частоте вращения (м/с) (10-248)

С учетом возможной перегрузки машины плотность тока J'щ в (10-243) для номинального режима работы принимают равной 8 А/см2; для надежности работы узла коллектор – щетки число щеток на бракете не должно быть менее двух.

Примеры расчета машин

Щетки и коллектор

Последователь-ность расчета Условные обозначения Источник Двигатель № 1 Двигатель № 2
, мм §10-11
, мм §10-11 12,5
(10-241) 10/4,51=2,2 16/6,34=2,5
(10-240) 87/4–21=0,75 99/4–24=0,75
bз.к, мм (10-239) (10/4,51+3–0,5+0,75)4,51×160/125=31,5 (16/6,34+3-0,5+0,75) 6,34×290/200=53
kз.к (10-238) 31,5/(125,6–78)=0,66 53/(227,6–149)=0,67
Sщ, мм2 (10-242) 10×12,5=125 16×25=400
S'щS, мм2 (10-243) 2×29,8×102/8=745 2×372,9×102/8=9322
N'щ.б (10-244) 745/(4×125)=1,49 9322/(4×400)=5,83
Nщ.б §10-11
SщS, мм2 (10-245) 4×2×125=1000 4×6×400=9600
Jщ, А/см² (10-246) 2×29,8×102/1000=5,96 2×372,9×102/9600=7,77
к, мм (10-247) 2(12,5+8)+10=51 6(25+8)+10=208
, м/с (10-248) p×125×1500/60000=9,8 p×200×1000/60000=10,47

Коммутационные параметры

 

Одним из важных показателей условий коммутации машин является реактивная ЭДС коммутирующих секций (В)

. (10-249)

Для двигателей с частотой вращения, регулируемой вверх от номинальной, в (10-249) подставляют окружную скорость якоря (м/с)

. (10-19а)

При проектировании машин следует стремиться к тому, чтобы значение при максимальной частоте вращения, достигаемой у двигателей ослаблением поля главных полюсов, не выходило за следующие пределы:

А, мм 80–200 225–315 225–500
Род обмотки петлевая (2р=2) волновая (2р=4) c wc2>1 волновая петлевая или лягушечья
, В 2,5–3,5 4–5 8–12

Большие значения относятся к машинам с окружной скоростью якоря <25¸30 м/с.

На условия коммутации машин кроме величины Еp влияют также и другие факторы: отклонение в параметрах машин, вы­званные производственно-технологическими причинами, например несимметричное расположение полюсов по окружности станины и щеткодержателей на траверсе; неточность расчета, появляющая­ся из-за определенных допущений.

От влияния перечисленных факторов при испытании машины может возникнуть искрение, превышающее пределы, оговорен­ные ГОСТ 183 или соответствующими техническими условия­ми. При настройке коммутации таких машин используют измене­ние зазора между якорем и добавочным полюсом, марки и шири­ны щетки, а также, в особо неблагоприятных случаях, размеров наконечников добавочных полюсов. Для возможности изменения зазора размещают между сердечниками добавочных полюсов и станиной несколько стальных прокладок с общей их высотой, рав­ной около 50% расчетного зазора .

Обеспечение соответствия между Ер и ЭДС Ек при изменении нагрузки осуществляется последовательным соединением обмоток якоря и добавочных полюсов.

При проектировании машин для облегчения условий коммута­ции применяют: ненасыщенную магнитную цепь для потока доба­вочных полюсов, в первую очередь на участке сердечников добавочных полюсов, в которых магнитная индукция Bд не должна быть более 1,6 Тл, а также на участках станины и спинки якоря, в которых суммируются магнитные потоки главных и добавочных полюсов; расчетная магнитная индукция на участке станины при суммировании потоков — B"c1 не должна быть более 1,6 Тл, а на участке спинки якоря В"с2— более 1,7 Тл; ширину полюсного наконечника bн.д (с учетом «распушения» магнитного поля) примерно равной bз.к—(1,5¸3) ; коэффициент kз.к не выходящий за пределы, указанные в § 10-11.

Улучшению условий коммутации машин содействует уменьшение проводимости рассеяния паза путем допустимого снижения высоты и увеличения ширины паза якоря, а также уменьшение wc2 в машинах со всыпной обмоткой путем допустимого увеличения количества коллекторных пластин.

Проводимость рассеяния овального полузакрытого паза (см. рис. 10-20)

(10-250)

прямоугольного открытого паза (см. рис. 10-23)

(10-251)

Приведенные формулы приближенные, так как они не учитывают влияния укорочения шага обмотки, перекрытия щеткой коллекторных делений, материала бандажей лобовых частей обмотки. Для больших машин (h>355 мм), если они работают при напряженных условиях коммутации, может быть применена уточненная, но более сложная методика расчета Ep и dд, в которой находят свое отражение неучтенные факторы.

При расчете МДС воздушного зазора между якорем и добавочным полюсом следует иметь в виду, что магнитное сопротивление зазора изменяется из-за зубчатого строения сердечника якоря, наличия бандажных канавок на сердечнике якоря и радиальных каналов. Это изменение учитывается соответствующими поправочными коэффициентами kdд2, kб.д и kк.д, рассчитываемыми по (10-166) – (10-168) с подстановкой в эти уравнения вместо d предварительного значения из рис. 10-16. Если зазор , уточненный в (10-254), будет отличаться от предварительно принятого значения более чем на 5%, то повторяют расчет kdд с новым значением . Коэффициент магнитного рассеяния добавочных полюсов sд может быть принят равным 2 при 2рд=1; 3¸3,5 при 2рд=2р и отсутствии компенсационной обмотки; 2 – у машины с компенсационной обмоткой. Дальнейший расчет коммутационных параметров производят в такой последовательности.

 

 

Среднее значение магнитной индукции в зазоре под добавочным полюсом (Тл)   (10-252)  
Коэффициент, учитывающий увеличе- ние магнитного сопротивления воздушного зазора вследствие зубчатого строения якоря kdд2 – по (10-166)      
То же, бандажных канавок сердечника якоря kб.д – по (10-167)      
Коэффициент, учитывающий уменьше- ние магнитного сопротивления воздущного зазора при наличии радиальных каналов в сердечнике якоря kк.д – по (10-168)      
Общий коэффициент воздушного зазора (10-253)
Необходимый зазор под добавочным полюсом (мм)   (10-254)  
Магнитный поток в зазоре под добавочным полюсом при номинальной нагрузке (Вб)     (10-255)    
То же, при перегрузке (10-255a)
Магнитный поток в сердечнике добавочного полюса при номинальной нагрузке (Вб)     (10-256)    
То же, при перегрузке (10-257)
Площадь поперечного сечения сердечника добавочного полюса (мм2)   (10-258)  
Магнитная индукция в сердечнике добавочного полюса при перегрузке (Тл)   (10-259)  
Расчетная магнитная индукция на участках станины, в которых суммируются магнитные потоки главных и добавочных полюсов (Тл)   (10-260)  
Расчетная магнитная индукция на участках спинки якоря, в которых суммируются магнитные потоки главных и добавочных полюсов (Тл)   (10-261)  

 

Примеры расчета машин

Коммутационные параметры

Последователь-ность расчета Условные обозначения Источник Двигатель № 1 Двигатель № 2
lп2 (10-250) ¾
lп2 (10-251) ¾
v2 max, м/с (10-19а) p×160×3000/60000=25,1 p×290×2000/60000=30,4
Ер, В (10-249) 2×3×155×154,8×25,1×5,34×10-7=1,9 2×1×300×405,4×30,4×3,47×10-7=2,6
Bdд, Тл (10-252) 5,34×154,8×10-4=0,08 3,47×405,4×10-4=0,14
kdд2 (10-166)
kб.д (10-167) ¾
kdд (10-253) 1,02 1,14×1,08=1,23
dд, мм (10-254)
kdд2 (10-166)
kб.д (10-167) ¾
kdд (10-253) 1,02 1,12×1,06=1,19
dд, мм (10-254)
dд, Вб (10-255) 31,5×155×0,08×10-6=0,39×10-3 48×300×0,14×10-6=2,2×10-3
275а dд, Вб (10-255а) 1,5×0,39×10-3=0,585×10-3 1,5×2,2×10-3=3,3×10-3
д, Вб (10-256) 3×0,39×10-3=1,17×10-3 3×2,2×10-3=6,6×10-3
'д, Вб (10-257) 1,5×1,17×10-3=1,75×10-3 1,5×6,6×10-3=9,9×10-3
Sд, мм2 (10-258) 19×145×0,98=2700 35×300×0,98=10290
Bд, Тл (10-259)
B''с1, Тл (10-260)
B''с1, Тл §10-12 1,6 1,6
B''с2, Тл (10-261)
B''с2, Тл §10-12 1,7 1,7

 

 

Номинальный режим

Уточним основные параметры машин, относящиеся к номинальному режиму работы: у двигателей – КПД, ток, магнитный поток, необходимая МДС параллельной или независимой обмотки возбуждения, а у генераторов — КПД. Уточнение значения КПД (предварительно принятого в § 10-3) начинают с расчета потерь с учетом гл. 4.

В машинах постоянного тока различают следующие основные потери: электрические в обмотке якоря, компенсационной обмотке, обмотке добавочных полюсов, в цепи возбуждения главных полюсов, в переходных контактах щеток; магнитные потери в сердечнике якоря; механические потери на трение щеток о коллектор, на трение подшипников и якоря о воздух, на вентиляцию. Кроме того, в машине возникают добавочные потери.

Электрические потери в обмотках якорной цепи определяют с учетом приведения сопротивления к стандартной рабочей температуре.

Потери в обмотке возбуждения главных полюсов генератора определяют при , т. е. при самых неблагоприятных условиях, когда используется весь запас МДС обмотки. Аналогично определение тока двигателя производят с учетом .

Магнитные потери в стали при стационарном режиме возникают только (см. § 4-1) в сердечнике (в зубцах и в спинке) якоря, который при вращении подвергается перемагничиванию. В полюсах и в станине направление и величина магнитного потока сохраняются, следовательно, магнитных потерь в них не возникает (за исключением небольших потерь в полюсных наконечниках, относимых к категории добавочных потерь).

Уравнение (10-268) для определения потерь на трение о коллектор соответствует удельному нажатию на щетку 2×104 Па и коэффициенту трения, равному 0,25.

Определение расчетным путем КПД генераторов не представляет затруднений, поскольку известна полезная мощность. При определении КПД двигателей, особенно меньших мощностей, возникает необходимость дополнительных расчетов с последовательным приближением к действительной величине КПД, так как предварительно принятый ток может не соответствовать заданной полезной мощности.

При номинальном режиме работы КПД и другие технические показатели определяют в такой последовательности.

Масса стали зубцов якоря с овальными полузакрытыми пазами (кг)   (10-262)  
То же, с прямоугольными открытыми пазами   (10-263)  
Магнитные потери в зубцах (Вт) (10-264)
Масса стали спинки якоря (кг) (10-265)
Магнитные потери в спинке якоря (ВТ) (10-266)
Суммарные магнитные потери в стали (Вт)   (10-267)  
Потери на трение щеток о коллектор (Вт)   (10-268)  
Потери на трение подшипников, трение о воздух и на вентиляцию машин со степенью защиты IP22 и способом охлаждения IC01 (Вт)     (10-269)    
То же, для IP22 или IP44, IС17 или IC37 Рт.пвен=3,85D4н2(n/1500)2×10-9 (10-270) (10-270)
То же, для IP44, IC0141 (10-271)
То же, для IP44, IC0041 (10-272)
Суммарные механические потери (Вт) (10-273)
Двигатель  
Добавочные потери у некомпенсированного двигателя (Вт)   (10-274)  
То же, у компенсированного двигателя   (10-275)  
Электромагнитная мощность двигателя (Вт) (10-276)
ЭДС якоря двигателя (В) (10-277)
Ток якоря двигателя (А) (10-278)
Уточненный ток двигателя (А) (10-279)
Подводимая мощность двигателя (Вт) (10-280)
Суммарные потери в двигателе (Вт) (10-281)
Уточненный КПД двигателя (о. е.) - по (4-2)  
Магнитный поток двигателя (Вб) —по (10-162)  
МДС магнитной цепи двигателя (A)   – по характеристике намагничивания машины (10-282)
Размагничивающее действие МДС якоря двигателя (А) p2 — по (10-221) и рис. 10-29    
МДС последовательной стабилизирующей обмотки двигателя (А) noc — по (10-153)  
Необходимая МДС параллельной или независимой обмотки главных полюсов двигателя (А)     (10-283)    
Момент вращения на валу двигателя (Н∙м) (10-284)
Генератор
Электрические потери в обмотках якорной цепи генератора (Вт)   (10-285)  
То же, в обмотке возбуждения генератора   (10-286)  
То же, в контактах щеток генератора (10-287)
Добавочные потери у некомпенсированного генератора (Вт)   (10-288)  
То же, у компенсированного генератора   (10-289)  
Подводимая мощность генератора (Вт) (10-290)
Уточненный КПД генератора (о. е) по (4-2)  
         

Примеры расчета машин

Номинальный режим

Последователь-ность расчета Условные обозначения Источник Двигатель № 1 Двигатель № 2
mз2, кг (10-262) ¾
mз2, кг (10-263) ¾ 7,8×33×12,85×34×285×10-6=32,05
Рз2, Вт (10-264) 2,3×2,5(50/50)1,5×1,722×4,6=78 2,3×1,75(33,3/50)1,4×1,58²×32,05=180
mс2, кг (10-265)
Рс2, Вт (10-266) 2,3×2,5(50/50)1,5×0,88²×8,7=39 2,3×1,75(33,3/50)1,4×1,012×60=139
РсS, Вт (10-267) 78+39=117 180+139=319
Рт.щ, Вт (10-268) 5×1000×9,8×10-3=49 5×9600×10,47×10-3=503
Рт.п+Рвен, Вт (10-271) 2200×1603,6(1500/1500)2×10-9=189 ¾
Рт.п+Рвен, Вт (10-269) ¾ 780×2903,6(1000/1500)1,5×10-9=275
РмхS, Вт (10-273) 49+189=238 503+275=778
Рд, Вт (10-274) 0,01×5500/0,82=67 0,01×75000/0,905=829
Рэм, Вт (10-276) 5500+117+238+67=5922 75000+319+778+829=76926
Е2, В (10-277)
2, А (10-278) 5922/202,3=29,3 76926/206,1=373,3
, А (10-279) 29,3+1,05=30,35 373,3+5,46=378,76
Р1, Вт (10-280) 220×30,35=6677 220×378,76=83327
РS, Вт (10-281) 6677-5500=1177 83327-75000=8327
, о.е. (4-2) 1-1177/6677=0,824 1-8327/83327=0,90
, Вб (10-162)
FS, А (10-282)
Fр2, А (10-221)
Fпос, А (10-153) 5×29,3=146 2×373,3=747
Fп, А (10-283) 1330+105 -146=1289 3087+877-747=3217
М2, Н×м (10-284) 9,55×5500/1500=35,02 9,55×75000/1000=716,25

 

При отсутствии аксиальных каналов в якоре второй член в фигурных скобках (10-265) равен нулю; значения P1,0/50 и приведены в § 4-1.

Рабочие характеристики

 

Уточненные в § 10-13 параметры машины при номинальном режиме работы используют для расчета соответствующих параметров при нагрузках, отличающихся от номинальной, в результате чего могут быть построены рабочие характеристики машин. К основным рабочим характеристикам двигателей относятся зависимости n, М2, h, , у генераторов – U, .

Характеристики двигателей рассчитывают при номинальных напряжении на зажимах цепи якоря и токе возбуждения, а характеристики генераторов — при неизменных частоте вращения и токе возбуждения, если оно независимое, или величине регулируемого сопротивления в цепи возбуждения, если генератор с параллельным возбуждением.

Для упрощения расчета характеристик двигателей и генераторов принимают (индексом «н» здесь и далее в этом параграфе обозначаются параметры при номинальном режиме работы). При расчете характеристик, учитывая незначительное влияние изменения нагрузки на и n, принимают PcS и РмхS такими же, как при номинальном режиме работы.

Рассчитывают рабочие характеристики двигателей в такой последовательности. Задаются коэффициентами нагрузки k=0,1; 0,25; 0,5; 0,75; 1,25 и вычисляют для этих нагрузок ток . Затем для каждого значения тока определяют Е2 по (10-159), Fp2=kFp, Fпoc=kFпoc, FS=Fп+FпосFp2, – по характеристике намагничивания машины, пo (10-279), P1 по (10-280), Pэм=E2 2, Рд=k2Рд.н, Р2=РэмРсSРмхSРд, PS=P1–P2, h по (4-2), M2 пo (10-284). После расчета строят на графиках зависимости n, М2, h, .

Расчет рабочих характеристик генераторов с параллельным возбуждением (без автоматического или ручного поддержания U=const) проводится в следующем порядке. Задаются коэффициентами , равными 0,3; 0,5; 0,8; 1,0; 1,1, и вычисляют для этих коэффициентов . Затем для каждого значения Е2 определяют Ф по (10-162), FS по характеристике намагничивания машины. Ток в якоре (А)

(10-291)

 

где k1=Fp2H/ 2H; k2=Uн/Fп.н.

Напряжение генератора (В)

. (10-292)

При к. з. (U=0) и наличии остаточной ЭДС Е2ост=0,05Uн ток (А)

. (10-293)

Ток в параллельной обмотке генератора (А)

. (10-294)

Ток генератора (А)

. (10-295)

Мощность генератора (Вт)

. (10-296)

Затем определяют РмS= ; Рк.щ=2 2; Рм.п по (10-286); РсS=РсSн(Ф/Фн)2; Рд=Рд.н( )2; РS=PмS+Рк.щ+Pм.п+PмхS+РсS+Рд; P1=P2+РS; h по (4-2). После расчета строят на графиках зависимости U, h=f(P2).

Примеры расчета машин

Рабочие характеристики

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.