Сделай Сам Свою Работу на 5

Разработка основополагающих концепций менеджмента





Разделение лидеров организации на «идеологов» и «практиков» не только заложило основы разграничения законодательной и исполнительной власти, но и обусловило наполнение содержания последней совокупностью разнообразных функций. Первоначально «практики» только поддерживали и обеспечивали власть «идеологов». Со временем они стали самостоятельно осуществлять все большую часть реальных полномочий, практически реализуя становление института современного менеджмента. Причем, значительная часть политических лидеров не только с этим согласилась, но и последовательно делегировала все больше юридических прав, а главное, административных полномочий, обязанностей и ответственности непосредственно профессиональному менеджеру.

Анализ широкого спектра исторических материалов позволяет сделать убедительный вывод о необходимости и естественности возникновения и становления менеджмента, как профессионального института любой организации: государственной, коммерческой, общественной [2, 5, 20]. Прежде всего, становлением этих начал обосновывается выделение функций управления из общего трудового процесса и специализация выдвинувшихся руководителей на исполнении функций руководства. Увеличение числа и разнообразия организаций, рассредоточение месторасположения, закрепление объектов и предметов труда привело к разделению подчиненных руководителя на подразделения, во главе которых он ставит своих (линейных) представителей. Увеличивающийся объем и усложняющееся содержание исполнения этих функций обусловили необходимость формирования группы помощников руководителя, постепенно специализирующихся на исполнении специальных (функциональных) обязанностей.



Именно руководитель, делегируя обязанности своим линейным и функциональным представителям, определял правила, формировал структуры, устанавливал процедуры прообраза современного менеджмента. На практике это проявлялось в определении состава и освоении содержания делегируемых руководителем функций, установления взаимосвязи и обеспечения взаимодействия между теми или иными формированиями его подчиненных. Со специализацией и закреплением выполнения этих обязанностей за определенными исполнителями на постоянной основе, при руководителе формировалась администрация. Она представляла собой функционально специализирующийся аппарат разработчиков и исполнителей строго определенного и делегированного руководителем состава управленческих функций.



Комплекс наиболее эффективных правил и норм руководства складывался и вырабатывался на протяжении многих веков. Это обусловило необходимость и возможность формализации и закрепления универсальных основ становления, функционирования и развития самых разнообразных организаций. Их определение и формулирование, последовательное совершенствование и прикладная модификация обеспечивали решение постоянно расширявшегося круга все новых и новых задач, раскрывая и конкретизируя содержание современного менеджмента. Формирование основных этапов процесса становления современного менеджмента можно проследить по анализу материалов литературных источников, частично представленных в таблице 2.1 следующим образом:

 

Таблица 2.1. Становление начал менеджмента в исторических источниках

 

Время и место Источник и автор Нововведения и основные положения
21 век до н. э. Вавилон «Кодекс Хаммурапи» 282 закона о власти, полномочиях, регистрации, минимальной оплате труда, контроле исполнения
18 век до н. э. Египет «Предложения Ипусера» Положения о власти первых профессиональных менеджеров - визиря, десятников, сотников и т. д.
12 век до н. э. Китай «Конституция Чжоу» Выделение функций организации, специализации, кооперации, контроля, оценка эффективности.
5 век до н. э. Греция «Домострой» Сократ, Ксенофонт Экономика, хозяйствование, рационализация, потребление и накопление, подчинение хозяину
4 век до н. э. Индия «Артхашастра» Каутилья Установление порядка, основы администрации, структуризация общества, привилегии и санкции
2 век до н. э. Рим «Земледелие» Катон Приоритет рабочей силы, интенсивность труда, задание, нормирование, дисциплина, принуждение
Около 1015 г. Русь «Правда Ярослава» «Устав Мостников» Основы феодального права пользования, владения, распоряжения, судебные решения и штрафы
Около 1122 г. Киев «Поучение» Владимир Мономах Свод требований по руководству подчиненными, профессиональной подготовке и ответственности
Около 1377 г. Суздаль «Лаврентьевский кодекс» Договорное право, причинно следственный учет и анализ выработки, принятия и реализации решений
1426 г. Генуя-Венеция «Книги учета семьи Соранцо» Информационное обеспечение менеджмента, двойная запись, система балансов, ревизия, оценка
1513 г. Флоренция «Государь» Макиавелли Государственное устройство, обеспечение власти, принципы вертикально интегрированных структур
1767 г. Англия «Принципы полит. науки» Д.Стюарт Обоснование выделения административно управленческого персонала организации
1801 г. Россия «Александру 1» В.Н. Каразин Целевая программа реформ системы управления экономикой по принципу «сверху-вниз»
1850 г. Англия «Опыт фабричного управления» Р.Оуэн Основы современного менеджмента, руководство персоналом, единоначалие, администрирование
1903 г. США «Цеховой менеджмент» Ф.Тейлор Концепция, принципы, философия менеджмента, универсальность функционального начальника
1916 г. Франция «Общее и промышлен-ное управление» А.Файоль Функциональная декомпозиция менеджмента, администрирование, распоряжение, операционный подход

Как показывает анализ содержания таблицы 2.1 функциональная специализация самым непосредственным образом обеспечила становление менеджмента как самостоятельного вида деятельности в организации. В свою очередь, становление менеджмента окончательно выделило руководителя-менеджера из управленческого персонала организации, определило иерархию его отношений с ним, установило и закрепило распределение полномочий. Именно оно структурно, процессуально, организационно обеспечило формирование и становление менеджера, определило и закрепило его руководящий статус в организации. Установив иерархию системы управления, закрепив полномочия и ответственность, регламентировав содержание деятельности аппарата, становление менеджмента фактически определило самого менеджера как профессионально действующего руководителя организации.



Обеспечивающее профессиональное руководство администрирование не только явилось конструктивной основой, но и стало совершенно необходимым условием выделения менеджмента из всей совокупности систем и процессов управления. По сути, становление профессиональности руководителя стало возможным постольку, поскольку те или иные формы его администрации необходимо обеспечивали постановку и достижение им целей организации. Они выполняли совершенно необходимые для осуществления эффективного руководства организацией административные задачи:

· реализации статуса руководителя,

· стабилизации структур организации,

· кооперации труда персонала управления,

· сопровождения процессов функционирования,

· обеспечения исполнительской дисциплины,

· осуществления документооборота

· регистрации и оформления отчетности.

Выделенные здесь задачи укрупненно характеризуют состав и содержание деятельности администрации по практическому обеспечению руководства организацией. Они формируют основные направления администрирования и определяют его палитру самыми разнообразными составляющими обеспечения деятельности руководителя. Формы и содержание практической реализации этого процесса исторически складывались, развивались и адаптировались применительно к конкретным организациям и условиям их функционирования исключительно разнообразно. При этом сущность содержательного подхода к обеспечению менеджмента оставалась постоянной, определяя его как процесс осуществления менеджером постановки и достижения целей организации.

Выше приведенный анализ позволяет сделать ряд существенных выводов, характеризующих основное содержание и результаты становления менеджмента:

1. Формирование института менеджмента обусловлено выделением комплекса управленческих функций из общего трудового процесса, осуществляемого в организации;

2. Проявления менеджмента заключаются в разработке и реализации профессионального подхода к руководству подчиненными и управлению организацией;

3. Становление менеджмента в организации осуществляется выдвижением руководителя, формированием аппарата управления и обеспечивается профессиональным обучением;

4. Позиционирование менеджера в организации соответствует статусу руководителя, разрабатывающего и осуществляющего процесс постановки и достижения целей организации руководством деятельностью подчиненных;

5. Потенциал менеджмента организации определяется комплексом профессиональных знаний, умений и навыков персонала и эффективностью их практической реализации.

Эти и сопутствующие им выводы будут подробно анализироваться и использоваться Вами в последующем, в ходе определения и представления понятия и содержания менеджмента. Здесь же необходимо отметить, что становление менеджмента как области научных знаний, системы прикладных навыков и сферы профессиональной практической деятельности в различных социально-экономических условиях осуществлялось по-разному, что обусловило и разные результаты. Переход к рыночным отношениям существенно интенсифицировал эти процессы в отечественных условиях, но далеко не все вопросы здесь успешно и полностью разрешены. Так, значительная часть ученых и практиков, как правило, идентифицирует понятия менеджмента и управления, объясняя использование термина «менеджмент» модным иностранным веянием.

Исторически сформировавшиеся, целенаправленно и последовательно совершенствовавшиеся основы становления менеджмента получили исключительно богатое и разнообразное развитие в теоретических исследованиях и практической деятельности. В научной и учебной литературе приводится достаточно широкий круг авторитетных исследователей и разработчиков актуальных сегодня идей и совершенных концепций менеджмента, оказавших существенное влияние на его историческое позиционирование и современное представление [2, 4,17]. Не повторяя состав и содержание предложенных теорий, обратим внимание только на самые значимые имена и осуществленные ими инновации, определившие основные направления и содержание развития менеджмента.

Прежде всего, необходимо выделить практические эксперименты утопического социалиста (но весьма успешного фабричного менеджера) Роберта Оуэна по организации труда и восстановлению трудового потенциала работников путем мобилизации ресурсов человеческого фактора. Им впервые были разработаны, адаптированы и практически применены инструменты мотивации и стимулирования труда подчиненных, повышения его производительности и качества. По словам Питера Друкера, именно с помощью Р. Оуэна уже в начале 19 века менеджер становится реальной фигурой на исторической сцене, а не позиционируемой абстракцией. Самым серьезным образом Р. Оуэн исследовал взаимоотношения работника и работодателя, экспериментировал в построении взаимодействий в малых группах, внедрял новые подходы к развитию социальных отношений в организации. Не случайно все эти проблемы сегодня стали актуальными направлениями специализации и совершенствования современного менеджмента.

Личный карьерный путь акционера ряда крупных компаний, выпускника Стивенсовского института Фредерика Тейлора (от рабочего до топ-менеджера), показал самые серьезные перспективы развития научно обоснованного, профессионально подготовленного подхода к менеджменту. Такой подход позволил ему успешно решать проблемы корпоративной динамики и взаимодействия, стимулирования оптимизации нагрузки, производительности и организации труда подчиненных, преодоления группового эгоизма. Ф. Тейлор явился непосредственным родоначальником научного направления и практической системы действий по обеспечению рациональной (позднее «научной») организации труда. Им были разработаны и успешно применялись методика распределения работ, комплекс инструкционных карт, система функционального обогащения труда, механизм оценки и дифференцирования оплаты работника, программа «достигающего исполнителя».

Ф.Тейлор на практике разработал, адаптировал и реализовал систему функционального администрирования в качестве организационно- обеспечивающей основы менеджмента. Она предполагала подготовку, расстановку и кооперацию деятельности компетентных специалистов руководителем соответствующего функционального подразделения, поставленным над ними. В непосредственные обязанности менеджера были официально включены подбор, подготовка и расстановка персонала, формирование стиля взаимоотношений руководителя и его подчиненных, конструктивного морально-психологического климата в организации. В последующем ряд этих функций Ф. Тейлор закрепляет и за специально создаваемым в качестве подразделения администрации «отделением личного состава» организации, прообразом современной службы персонала.

Именно руководство подчиненными Ф. Тейлор и выделил в качестве основы всей организации, определяя его, с одной стороны, как общественную науку, а с другой, как личное искусство, выражающееся в сущности и содержании труда менеджера. Такие важные составляющие обеспечения успеха руководства подчиненными, как законы, принципы, методы организации и управления, определялись Ф. Тейлором в качестве основ построения администрирования. В последующих разделах настоящего учебника будут подробно исследованы и представлены современные примеры реализации такого подхода к построению и применению состава и содержания менеджмента организации.

Фундаментальный вклад в формирование и развитие социальных, психологических, организационных основ построения и применения инструментария современного менеджмента внес представитель европейской классической научной школы Макс Вебер. Исследуя социальные основы организации, ее иерархию, структуризацию и управление, разрабатывая теорию бюрократии, он существенным образом повлиял на определение нового отношения общества в целом и формирующегося менеджмента в частности, к бюрократической организации. М. Вебер предложил «идеальный тип» административной бюрократии, основанный на пяти составляющих: разделение труда, иерархия власти, правила организации, формализация и стандартизация, профессиональная компетентность. Им впервые были четко сформулированы и такие основополагающие принципы бюрократической организации управления, как должностное закрепление, номенклатурное продвижение, корпоративная дисциплина, исполнительский педантизм, личная аккуратность.

Многие из этих принципов не только (как это совершенно необоснованно принято считать в бытовом отношении к бюрократии) не являются излишними сегодня, но, в значительной степени, обуславливают и определяют эффективность формирования и функционирования административного механизма организации. М. Вебер однозначно квалифицировал бюрократию организации как идеальный тип обеспечения легитимного господства и достижения формальной рациональности. Его механистический подход к осуществлению четкого и безошибочного функционирования составляющих организации лег в основу разработки, построения и применения многих современных систем и процессов администрирования. При этом М. Вебер, как профессиональный социолог и последовательный сторонник классического менеджмента, всегда проецировал администрирование на собственную модель трех идеальных видов власти: традиционного, рационального и харизматического.

Основоположником всеобъемлющей классической административной теории стал генеральный менеджер крупной и процветавшей французской горно-металлургической компании, удачливый предприниматель и серьезный исследователь Анри Файоль. Он сознательно, последовательно и настойчиво вводит терминологию администрирования в исследование и представление систем и процессов управления, подчеркивая фундаментальность его организационных основ. В этом плане А. Файоль конструктивно объединяет бюрократию и администрирование на общей организационной основе.

Предложенная А. Файолем структуризация функционального содержания менеджмента стала основой построения и осуществления деятельности подавляющего большинства администраций самых разнообразных организаций. Им впервые обосновывается обязательный статус функции, как целенаправленно выделяемого, органично необходимого, последовательно осуществляемого и неотъемлемого вида управленческой деятельности. Функциональные основы построения структур и осуществления процедур в организации со времени опубликования концепций А. Файоля уже никем больше не ставятся под сомнение. И сегодня в самых разнообразных, специализированных и даже эксклюзивных классификациях функций менеджмента ясно выделяется и используется функциональный подход к структуризации, разработанный этим великим ученым и практиком.

Содержательный аспект администрирования А. Файоль раскрывал и представлял развернутой, лаконичной и исключительно своеобразной системой 14-ти основополагающих принципов менеджмента. На самом деле, они представляли собой некий адаптированный симбиоз, с одной стороны, принципов как правил, с другой стороны, методов как способов действий менеджера. От такого (пусть и специфического, но содержательно обоснованного сочетания или даже соединения) их значение ни в коем случае не снижается. Более того, позднее подобная интеграция обусловила универсальное и органичное представление всей системы понятий и категорий менеджмента, их причинно-следственной зависимости и конструктивной взаимосвязи в рамках общей и всесторонней концепции.

Теоретической основой ее построения стал фундаментальный двухтомный научный труд российского ученого А. Богданова: «Тектология. Всеобщая организационная наука», изданный в 1912 году и в последующем переведенный на многие языки. Заложив основы классической теории организации, он впервые определил организационные проявления и составляющие, обосновал законы организации, раскрыл фундаментальные организационные принципы, вскрыл и показал наиболее существенные свойства, представил место и роль социальной организации в жизни общества. Фундаментальная теория А. Богданова и дальнейшие исследования его многочисленных последователей стали необходимой основой формирования, развития, адаптации и применения большинства современных моделей администрирования.

В отечественной практике совершенствования и развития менеджмента изучению, адаптации и применению важнейших положений администрирования уделили особое внимание крупные ученые Алексей Гастев и Платон Керженцев. Возглавляя в Москве Центральный институт труда (ЦИТ) с 1921 по 1938 год, А. Гастев последовательно пропагандировал и распространял инновационные принципы и методы организации труда, разработанные на основе последних достижений таких наук, как общая теория систем, эргономика, социология и психология. Обращая особое внимание на обеспечение исполнительской культуры, умение подчиняться, строгое соблюдение должностных обязанностей, он внес существенный вклад в адаптацию и развитие административного подхода в условиях управления реальной российской организацией. Четкие, содержательно емкие и хорошо запоминающиеся слоганы ЦИТ (например, «Кто хочет работать ищет средства, кто не хочет работать – причины») можно и сегодня встретить в кабинетах различных администраций.

Коллега А. Гастева, первоначально оппонировавший административному подходу, руководитель РОСТА П. Керженцев отстаивал концепцию широкого вовлечения персонала в разработку и реализацию практических мер по научной организации труда [4]. Основывая свои предложения на всестороннем развитии инициативы работника, он предлагал использовать его индивидуальность, развивать предприимчивость, что нашло удивительно точное воплощение много позже, в конце ХХ века, при переходе отечественной экономики к рыночным отношениям. Работы П. Керженцева «Борьба за время», «НОТ», «Памятка организатора», «Принципы организации» внесли большой вклад в разработку и адаптацию основ администрирования [5]. В них он, уже соглашаясь с А. Гастевым, обосновывает и приводит широкий комплекс целей, задач, подходов, правил, норм, типов, схем организационно-методического и административного сопровождения и обеспечения менеджмента.

Совершенно особое, практическое влияние на развитие менеджмента оказали так называемые «великие организаторы», чьи действия были, прежде всего, направлены на совершенствование и администрирование организации. К их числу относят директоров крупных предприятий, президентов компаний, исследователей прикладной организации, которые описали, систематизировали и представили обоснованную, стройную и адаптированную концепцию эффективного менеджмента. В США среди них выделяют Генри Форда, Эндрю Карнеги, Джеймса Муни и других преуспевших топ-менеджеров, обобщивших свой собственный опыт и наблюдения за коллегами в целостную систему взглядов на администрирование. Наиболее полно и обоснованно она изложена в изданном Д. Муни и А. Рейли в 1939 году в Нью-Йорке труде «Принципы организации». В нем предлагается система строго формализованных принципов менеджмента, предметно адаптируемая и адекватно применяемая модель не противоречащих правил и положений администрирования.

Развитие отечественного менеджмента в 30-е – 40-е годы ХХ века выдвигает большую плеяду деятельных руководителей, чей практический опыт, его распространение и обобщение соратниками и учениками, во многом определили экономические основы разгрома фашистской Германии, восстановления хозяйственного комплекса страны, подъема стратегических отраслей производства, прорыва в освоении космоса. Среди них необходимо выделить Б. Ванникова, П. Дементьева, И. Лихачева, С. Королева, А. Косыгина и многих других. Их исключительно высокий авторитет и основывавшийся на нем авторитарный, в отличие от автократического стиля руководства обеспечивали четкую и совершенную работу административного аппарата. Используя единоначалие, требовательность, дисциплину, ответственность в качестве принципов администрирования, эти менеджеры четко уловили специфику профессионального руководства подчиненными в условиях сложной и противоречивой социально-экономической модели хозяйствования.

Необходимость и конструктивность организации согласования, обеспечивающей не только устранение, но, что особенно важно, недопущение большинства возможных административных противоречий, являлось одним из важнейших требований «великих организаторов», активно подхваченных европейским менеджментом. Развивая это требование, директор Женевского международного института управления Линделл Урвик выпускает научный труд «Элементы администрации», объединивший классические подходы и практические рекомендации своих предшественников. Основные результаты своих многолетних и плодотворных исследований он представляет в 1955 году в совместном с Л. Гьюликом докладе: «Менеджмент как система мышления». Именно в нем администрирование окончательно предстает в виде совершенно необходимой основы, конкретного инструментария и практического механизма построения и осуществления эффективного менеджмента.

В дальнейшем, изучая историю менеджмента Вы подробнее познакомитесь с этими и другими исследованиями. Современные продолжатели исследований менеджмента последовательно совершенствуют и развивают его содержание. Их стараниями менеджмент, его организационно-методическое обеспечение утверждают свое основополагающее место в системе профессиональных знаний, прикладных умений и практических навыков современного менеджера.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.