Сделай Сам Свою Работу на 5

Место и роль лидерства в происхождении менеджмента





 

 

Как было установлено в первом параграфе настоящей монографии исторический анализ содержания самого широкого спектра археологических артефактов неоспоримо свидетельствует о том, что феномен лидерства, в том или ином виде, проявился, сформировался и развивается с момента появления «homo sapiens» - «человека мыслящего». Вместе с тем, самые креативные исследователи выделяют некоторые признаки возникновения и становления аналогичных систем и процессов в животном мире: «иерархия прайда», «вожак стаи», что обусловливает необходимость серьезного научного изучения и представления возникновения, становления и развития менеджмента. Это важно также и потому, что наиболее ярко и многогранно место и роль менеджмента раскрывается именно в процессе зарождения и формирования его основных составляющих, сущности и содержания, как в историческом развитии, так и в современном мире.

Появление человека, формирование общественных отношений, развитие цивилизации необходимо обусловили создание первых социальных организаций. Они во многом определялись складывавшимся в них целенаправленным взаимодействием, основой построения которого, в том или ином виде, неизбежно становилась иерархия в форме подчинения одних участников другим. В начале, такое разделение лишь закрепляло физическое неравенство или физиологически распределенные в общине роли, но со временем оно все чаще приводило к разграничению участия в выполнении материальных и интеллектуальных функций, становясь основой формирования статуса лидера, определения его полномочий, обеспечения подчинения ему окружающих.



Первые лидеры проявлялись, выдвигались и закреплялись, прежде всего, в борьбе за выживание, как их самих, так и их сторонников, а в последующем и организации в целом. Их полномочия определялись общими принципами конкуренции, сложившимися отношениями, конкретными условиями и предполагали весьма ограниченное участие в жизни организации. В этих условиях постепенно выделилось два основных вида лидерства: политическое и организационное, которые в той или иной форме сохранившиеся и по настоящее время. Они обусловили формирование и развитие соответственно публичного и административного направлений специализации позиционирования и деятельности лидера, что во многом определило построение действующей в обществе и по сей день системы управления.



В качестве публичного лидера, как правило, выделялась выделяющаяся, привлекающая внимание, харизматическая личность, обладавшая от природы способностью психологического воздействия на людей (или осваивавшая эту способность целенаправленно). Чаще всего, такими лидерами становились влиятельные религиозные деятели, талантливые военачальники, умудренные опытом и потому уважаемые главы различных социальных групп. Им были присущи основанная на накопленном опыте дальновидность, политическое чутье, психологическая интуиция, позволявшие эффективно влиять на окружающих силой собственного авторитета или поддержкой ранее подчиненных соратников. Главной задачей политического лидерства всегда было и остается создание и укрепление иерархии власти, обеспечивающей осуществление любых задуманных действий.

Но, вместе с обще политическими, лидеры неизбежно принимали на себя целый комплекс самых разнообразных обязательств по достижению условий и целей функционирования организации. Обеспечение их выполнения требовало не только привлечения ресурсов, чем отчасти занимались и занимаются сегодня политические руководители, но и решения все более усложнявшихся задач по их воспроизводству и обращению. Причем, реализация подобных решений требовали уже таких принципиально новых качеств знаний, умений и навыков, как:



· комплектование, построение и руководство командой,

· оформление, позиционирование, регистрация организации,

· распределение прав, обязанностей и ответственности подчиненных,

· заключение и выполнение договоров, контрактов, соглашений и сделок,

· обеспечение структурных взаимосвязей и процедурных взаимодействий,

· планирование, координация, оценка и стимулирование исполнителей,

· осуществление выработки, принятия и реализации решений,

· организация документооборота и делопроизводства,

· анализа содержания и эффективности действий,

· прогнозирование развития организации,

то есть основ планирования, обоснования, проектирования, разработки, построения и осуществления процесса, называемого сегодня деловым администрированием.

Объединение людей в первые организации, выдвижение лидеров, разделение их на «идеологов» и «практиков», осуществление последними на постоянной основе программ целенаправленных и последовательных действий характеризуют основные появления возникновения менеджмента. Лидеры не только необходимо обеспечивали, но и практически реализовывали естественные тенденции формирования социальной иерархии, линейного распределения по ней прав, обязанностей и ответственности. При этом не только окончательно разграничивались, сформировывались и закреплялись статусы и соподчиненность руководителя и подчиненного в рамках одной организации, но и четко определялся характер и содержание их возможного взаимодействия в ней.

Исторически здесь также складывались и развивались две основных модели формирования и осуществления взаимодействия как руководителя с подчиненными, так и собственно между самими подчиненными. Первоначально превалировала тоталитарная модель, предполагающая полное и всестороннее подчинение руководителю. Она исключала не только сотрудничество, но порой даже простое неформальное общение между подчиненными. Обеспечивая беспрекословное подчинение, такая модель не была рассчитана ни на инициативу, ни на предприимчивость исполнителей, что существенно снижало эффективность работы организации. Причем, тоталитарной моделью исключались условия для становления и поддержания в организации конкурентной среды, как формы конструктивной активизации действий исполнителей.

Прежде всего, эти и ряд других ресурсов мобилизовала либеральная модель, формировавшаяся и развивавшаяся в качестве альтернативы тоталитарной организации. Ее возможности разносторонне раскрывались и многократно расширялись за счет стимулирования руководством творческого подхода к осуществлению взаимодействия подчиненных в организации. Вместе с тем, в таких организациях, как правило, снижались оперативность руководства, уровни исполнительской дисциплины и корпоративной ответственности. Все это привело к тому, что большинство организаций сформировалось на основе объединения этих двух подходов, различающихся соотношением их удельного веса. Причем, это соотношение, в процессе формирования и, тем более, функционирования организации, может существенно меняться ее руководством в зависимости от множества условий и факторов.

Обретя статус, оценивая реальный объем, функциональную специализацию, совокупную трудоемкость предстоящих работ, необходимость адаптации решений к конкретным условиям, руководители начинают формировать и готовить состав своих ближайших помощников, команду профессионалов, аппарат управленцев. Действуя на основе принципа разделения и кооперации труда, они разделяют, распределяют, обеспечивают выполнение определенных ими работ силами своих подчиненных. При этом руководитель не только рассчитывает на интеллектуальный потенциал подчиненных, пополняет свои ресурсы их профессиональными знаниями и навыками, но и кооперирует их деятельность между собой, собственно и создавая тем самым организацию, как условие достижения эффекта превышения ее потенциала, над совокупностью потенциалов ее составляющих, названного синергией.

Именно этой целью было обусловлено создание в организациях первых рабочих групп, комиссий, постоянно действующих формирований и, наконец, специализированных на различных видах деятельности управленческих подразделений, объединившихся, в конечном счете, в управляющую систему. Причем, вне зависимости от того, как называлось это формирование (аппарат, управление или администрация), фактически оно уже позиционировало новый, функциональный тип подчиненных, интегрально обеспечивающих разработку и осуществление содержания линейных воздействий руководителя. Такая функциональная основа разделения и специализации труда подчиненных со временем обусловила объединение их в соответствующие подразделения под общим линейным руководством.

Разделение и распределение труда между подчиненными изначально функционально по своей природе, даже тогда, когда вышестоящий руководитель назначает из них заместителей, возглавляющих соответствующие группы, или ответственных. При этом они воспринимаются руководителем как представители исполнителей тех или иных функций, что, в случае подчинения им специализирующихся работников, обусловливает выделение статуса функционального руководителя. Взаимодействие линейных и функциональных руководителей исторически формировалось и развивалось в качестве основного направления специализации труда менеджера и представляет собой достаточно утвердившуюся систему. Показательным в этой связи является сравнение наименований должностей линейных и функциональных руководителей, представленное в таблице 1.1 следующим образом:

 

Таблица 1.1. Эволюция наименований руководителей

 

Должность линейного руководителя Должность функционального руководителя
Вожак Шаман
Голова Визирь
Сотник Подручный
Старейшина Приказчик
Старший Советник
Председатель Главный
Управляющий Заместитель
Директор Заведующий
Начальник Ведущий
Распорядитель Ответственный
…………………… ………………….

 

Из сравнения состава и функционального содержания профессиональной деятельности работников, представленных в таблице 1.1 должностей и его вероятного продолжения можно сделать достаточно убедительный вывод о том, что в действительности исторически сложилась и адекватно воспринимается устоявшаяся система линейного и функционального руководства, во многом определяющая не только первоначальный, но и сегодняшний менеджмент.

В ряде научных направлений и учебных дисциплин [12,13,16] с самых различных позиций более подробно рассматривать место и роль руководителя и его подчиненных в процессах менеджмента и системах управления. Вместе с тем, уже проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что возникновение менеджмента обусловливается появлением организации, иерархии, руководителя, становлением системы линейного и функционального руководства. Понятно, что все это стало возможным только в условиях формирования и функционирования иерархических организаций, разделения их состава на подчиненных и руководителей, закрепляемого соответствующими структурой и статусом. Наконец, все участники этих организаций сознательно объединились в них для совместной, целенаправленной деятельности, обеспечивающей постановку и достижение личных, корпоративных и общественных целей.

Возникновение менеджмента, в этом смысле, стало необходимым инструментом и конструктивной формой обеспечения эффективного функционирования организации, основой осуществления ее построения, этапом общественного развития, отражающим как объективные, так субъективные и смешанные начала. Это прямо указывает на смешанную, субъективно-объективную природу менеджмента, очевидную необходимость и осознанный характер его возникновения, социальные условия и иерархические формы его представления. Проведенный анализ позволяет определить феномен возникновения менеджмента, связав его с формированием первых социальных организаций, построением их иерархии, разделением труда, выделением управленческих функций и закреплением их за профессионально действующими руководителями.

 

Понятия “управление” и “менеджмент” традиционно воспринимаются как синонимы, что отражает общую природу, субъектно-объектное единство, однородность сущности и содержания подразумеваемого воздействия. В широком смысле такой подход не только возможен, но и необходим, поскольку обеспечивает простоту обозначения и единую основу восприятия социально-экономических процессов. Но детерминированное, профессиональное применение этих терминов обуславливает необходимость четкого обоснования и уточнения как научного определения их дефиниций, так и конкретного применения, контекста и специализации их практического использования. Особое, прикладное значение это приобретает в такой конкретной сфере деятельности как администрирование, предметно раскрывающей и детально конкретизирующей состав и содержание структур и процедур современных социально-экономических организаций и их систем управления.

Однородность первичного восприятия их понимания и содержания основывается на универсальном переводе англоязычного термина “to manage”, как «управлять». Более тщательный, контекстно-ориентированный, развернуто-инвариантный перевод конкретизирует значение этого термина такими дополнительными определениями, как «уметь», «добиваться», «ухитряться», «искусно управлять». Итальянское понятие «managgiare» дословно означает «править лошадью», но ассоциативно применяется при обозначении любых форм жесткого господства, правления, основанного на овладении искусством достижения цели. Смысловое понимание французского термина “menager“ раскрывается значениями «беречь», «устраивать», «хозяйствовать». При этом его практическое применение традиционно наполняется содержанием франкоязычного термина «gestion», как правило, раскрывающего, детализирующего и, в конечном счете, заменяющего в прикладном употреблении термин «управление» понятием «администрирование». Продолжая лингвистический анализ, мы, рано или поздно, приходим к латинским корням понятия менеджмент, основанного на термине “manus”, дословно означающем руку, но широко применявшимся в обиходе для обозначения насилия, господства, власти, активного действия. Общая для всех этих понятий составляющая, определяющая значение, очищенное от древне-вековой жесткости его применения, позволяет сегодня достаточно обоснованно определить менеджмент, прежде всего, как руководство.

Подобное определение возвращает нас к сопоставлению профессионального применения таких привычно близких в русском языке понятий, как “руководство” и “управление”. Их также объединяет уже рассматривавшееся понятие «править», подразумевающее деятельность руководителя по организации и осуществлению управления подчиненными. С развитием отечественных исследований теории и практики управления эти понятия все больше уточнялись, получая не только конкретное, смысловое различие, но и четко дифференцированное применение. В результате этого, сегодня мы привычно и однозначно разделяем руководителя и аппарат управления, руководство и процесс управления, стили руководства и управления и т. д. Вместе с тем, руководство нередко воспринимается, как составляющая управления, а прикладное понимание термина “менеджмент” выходит за рамки этого значения. Все это требует детального и предметного анализа различий в их понимании и применении.

С одной стороны, в сегодняшнем русскоязычном, прикладном употреблении, термин «менеджмент» обозначает не только вид профессиональной деятельности, но и непосредственно осуществляющего ее субъекта. В обиходе его нередко определяют и как «руководство», что еще раз прямо указывает на однозначность практического употребления его значения с применением понятия «менеджмент». Такая однозначность основывается на едином, официально и профессионально закрепляемом статусе группы первых лиц организации, одинаково привычно и адекватно называемых сегодня как ее руководством, так и менеджментом. При этом необходимо четко понимать, что собственно к составу менеджмента организации относятся далеко не все участники такой деятельности, а только те, у кого есть подчиненные им специалисты или исполнители, и те, кто наделен правом постановки цели их деятельности, то есть статусом руководителя.

Такое понимание исключительно важно сегодня, когда (как это традиционно происходит у нас в период перемен) новым модным термином называют слишком широкий круг субъектов. Сегодня не только в бытовом употреблении, но и в официальных документах организаций часто можно встретить такие наименования должностей, как «менеджер по продажам», «менеджер по снабжению», «менеджер расчетно-кассового узла». В большинстве случаев эти работники не имеют собственных подчиненных, хотя, в той или иной степени, управляют или могут управлять предметами или процессами. Их деятельность полностью соответствует рассмотренному выше управлению первого рода, но они сами ни в коем случае не являются руководителями. Вот почему наиболее убедительным, в отличие от термина «руководитель», представляется употребление термина “менеджер” или “менеджмент”. Такое употребление слов происходит при обозначении субъектов или собственно процессов руководства, что достаточно полно обосновывается проведенными выше сравнениями.

С другой стороны, одна из наиболее образных, распространенных, классических дефиниций понятия “менеджмент” определяет его сущность как “искусство постановки и достижения цели”. Сравнение этого определения с общепринятым пониманием термина “управление”, обозначаемого как “процесс выработки, принятия и реализации решения”, указывает на содержательный акцент различий в представлении и применении этих понятий. Если в менеджменте ключевым звеном позиционируется цель, прямо указывающая на его приоритетно стратегическую ориентацию, то в управлении во главу угла ставится решение, подчеркивающее актуальность, адаптивность и адекватность для объекта. Такое акцентное различие обуславливает самостоятельную ориентацию построения и осуществления менеджмента и управления, не разделяя внутреннего содержания осуществляемых процессов.

Место и роль решения в управлении обусловливает, прежде всего, его прикладной, практический и только, в конечном счете, теоретический, интеллектуальный аспект в обычном для большинства из нас представлении. Такое положение особенно характерно для “ситуационного подхода”, традиционно широко и разнообразно применяемого в отечественной практике управления. К сожалению, частым проявлением такого подхода становятся волюнтаризм решений руководителя при обязательности их исполнения персоналом управления. Этот негативный пример очень образно подчеркивает, что правом принятия решения обладает далеко не каждый участвующий в нем управленец, а только руководитель, наделенный соответствующими полномочиями.

Собственно само понятие “управление” классически определяется как: “целенаправленное воздействие”, что прямо указывает на уже имеющуюся или ставящуюся «сверху» цель, достигаемую в процессе выработки и осуществления решение. Это достаточно четко отражает сложившееся соотношение, определяющее первичность менеджмента и производность управления, реализуемое в рамках одной организации. Они проявляются в единстве цели, общности организации, преемственности менеджмента и управления, их последовательности, кооперации и взаимодействия. Все это позволяет сделать вывод о том, что, основное содержание менеджмента и управления представляет собой, в значительной степени общую совокупность деятельности руководителей, специалистов и исполнителей организации по постановки и достижению ее целей путем выработки, принятия и реализации решения.

Особое значение приобретает анализ прикладной ориентации применения рассматриваемых понятий, выделяющий значительно большее разнообразие объектов управления, чем субъектов. И действительно, управлять мы можем или пытаемся исключительно широким спектром реальных объектов, например: автомобилем, ростом растений, человеком. Это послужило основанием для выделения, в классической теории понятий процессов управления неживой природой (первого рода), живой природой (второго рода) и человеческим обществом (третьего рода), соответственно. И хотя, в социально-экономических системах рассматривается, прежде всего, управление третьего рода, технические, эргономические, селекционные и многие другие, осуществляемые ими процессы, также, в той или иной степени нуждаются в управлении.

В отличие от такого универсального подхода, понятие менеджмент как руководство, наиболее обоснованно употребляется применительно к подчиненному работнику, группе работников, организации. В этой связи, необходимо понимать, что обязательным условием менеджмента становится создание определенной организации, распределение полномочий, построение конкретной иерархии, что не всегда необходимо в управлении, например: первого и второго рода. Соответственно менеджмент обязательно включает в себя решение организационных, структурных, иерархических задач путем осуществления программы комплексного администрирования. В менеджменте, как и в управлении организацией конструктивная административная составляющая является не только ведущей, но и обязательной, в отличие от всех других родов и видов управления, где ее место может занимать технология, селекция и пр.

Административный подход строго определяет профессиональную природу и официальный статус менеджмента в отличие от универсального спектра проявления управления, которое, наряду с такими составляющими, допускает и более свободные сочетания и вариации, например, “общественного самоуправления” или «управление качеством». Особенно часто это проявляется на нижних уровнях структуры организации, где значительное число обязанностей, функций, видов деятельности специалистов и исполнителей может осуществляться неформально или даже на общественных началах. Впрочем, вся совокупность таких действий в организации, вне зависимости от официального или общественного характера осуществления, выходит за рамки непосредственного понятия менеджмента, оставаясь по существу тем или иным формированием управления.

Проведенный в настоящем параграфе сравнительный анализ позволяет представить достаточно широкий спектр различий понятий управления и менеджмента (см. таблицу 1.2). Сопоставление их наиболее контрастных проявлений, раскрывающих весь спектр возможного разнообразия, представляется следующим образом:

 

Таблица 1.2. Сравнительный анализ управления и менеджмента

Критерий Управление Менеджмент
Субъект Персонал управления Руководитель
Объект Составляющие организации Подчиненный
Ориентация Актуальная Перспективная
Приоритет Задача Стратегия
Доминанта Решение Цель
Подход Объектный Процедурный
Ресурсы Комплексные Социально-экономические
Основа Универсальная Профессиональная

 

Приведенные в таблице 1.2 различия относительны и в различных организациях проявляются по-разному в зависимости от конкретных условий. Вместе с тем, такое сравнение позволяет достаточно четко определить природу и понимание современного менеджмента, основной состав и содержание его отличий и связей с управлением. Наиболее полно и всесторонне они раскрываются в процессе и результатах анализа формирования и развития взаимодействий менеджмента и управления, представленных в следующем параграфе настоящего учебного пособия. Здесь же следует отметить, что проведенные выше исследования и обоснования, представленные результаты сравнительного факторного анализа позволяют наиболее полно определить понятие менеджмента, как: профессиональное руководство деятельностью подчиненных в организации.

Такое определение предполагает, что профессиональное содержание менеджмента, основанное на официальном администрировании, представляет постановку и достижение целей организации посредством воздействия на подчиненных. Вместе с приведенными выше определениями такая формулировка в комплексе представляет сущность и содержание менеджмента, как самостоятельного вида профессиональной деятельности, тесно переплетающегося и непосредственно взаимодействующего с комплексом мер по управлению организацией.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.