Почему применяют неслучайный отбор?
1. Невозможность проведения случайного отбора вследствие:
· ограниченности ресурсов (в широком смысле: ограниченность денежных средств, ограниченность времени, отведенного на проведение исследования, отсутствие списков единиц генеральной совокупности и т.д.);
· этических проблем (мы не можем заставить респондента отвечать, если он отказывается).
2. Отсутствие необходимости проведения случайного отбора.
Классификация методов неслучайного отбора.
Классификация, которой мы будем придерживаться в данном докладе, строится на основе критериев, предложенных В.Э. Шляпентохом. Хотя эта классификация не является абсолютно строгой, и часто трудно провести границу между двумя методами, она отражает основные отличия методов и позволяет их некоторым образом структурировать. Основными факторами, определяющими природу неслучайного отбора, являются:
1. Фактор доступности (насколько включение в выборку зависит от респондента). Этот фактор отражает искажение случайности, идущее со стороны респондентов.
2. Фактор целенаправленности (насколько состав выборки контролируется исследователем). Этот фактор определяет искажение случайности, идущее от исследователя.
Классификация методов неслучайного отбора на основе названных факторов представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Классификация методов неслучайного отбора.
Факторы, определяющие природу неслучайного отбора
| Целенаправленность: контроль выборки исследователем:
| минимальный
| на среднем уровне
| максимальный
| Доступность: включение в выборку от респондента:
| не зависит
| А
| С
| E
| зависит
| В
| D
| X
| Рассмотрим подробнее каждый из типов неслучайного отбора.
Доступная выборка
Как следует из названия, в этом случае проводится отбор доступных единиц. Одним из плюсов этого метода являются сравнительно низкие издержки на поиск респондентов.
А: доступные респонденты выделены заранее;
В: респонденты выявляются в процессе опроса, поэтому действительное число доступных объектов определяется апостериори.
Сферы применения доступной выборки:
1) тестирование анкет
2) отработка процедур опроса
3) изучение интимных сторон жизни людей
4) изучение здоровья населения на основе данных об обращениях в больничные учреждения
5) монографические обследования.
С – соответствует принципам случайного отбора.
Этот тип выборки был подробно рассмотрен в предыдущих докладах.
Стихийная выборка.
Исследователь при применении данного метода в некоторой степени контролирует выборку (например, публикуя анкету в журнале, он обращается только к читателям этого журнала), но решение о включении в выборку принимает сам респондент.
Сферы применения стихийной выборки:
1) анкеты, публикуемые в периодическом издании
2) почтовые опросы.
Направленный отбор.
Можно выделить три основных метода направленного отбора:
1) метод типичных единиц (Е)
2) целевая выборка (Х)
3) квотный отбор (Х).
Остановимся на каждом из этих методов.
Метод типичных единиц.
При использовании данного метода отбираются единицы генеральной совокупности, обладающие средним (или типичным) значением признака. Однако в таком случае встает проблема выбора признака и определения его типичного значения. Субъективный характер оценки вполне может привести к систематической ошибке. Данный метод целесообразно применять для изучения таких объектов, о которых мы уже обладаем некоторой информацией, например, территориальных общностей, предприятий, учреждений и т.п.
Целевая выборка.
Сферы применения целевой выборки:
1) формирование состава участников эксперимента (например, формирование контрольных групп точечным методом, когда для каждого участника основной группы подбирается участник контрольной группы, обладающий сходными признаками). Это один из тех редких случаев, когда нет необходимости в проведении случайного отбора.
2) отбор экспертов, который может проводиться на основе следующих критериев:
· объективные характеристики экспертов, содержащиеся в документах
· тестирование кандидатов в эксперты
· взаимный отбор
· самооценка кандидатов в эксперты.
Квотный отбор.
Остановимся на описании этого метода более подробно, т.к. это один из самых распространенных методов неслучайного отбора.
При использовании данного метода отбирают один или несколько признаков, по которым будет контролироваться выборка. Количество единиц в выборке, обладающих определенными характеристиками, должно быть пропорционально количеству таких единиц в генеральной совокупности.
Виды квотного отбора.
Можно выделить две разновидности метода квот:
1) априорный отбор
2) апостериорный отбор.
Априорный отбор осуществляется интервьюером на стадии сбора первичной информации.
Апостериорный отбор проводится для корректировки выборки. Например, когда в газету приходят письма с заполненными читателями анкетами, часто среди ответивших имеется перекос по некоторым важным параметрам (возраст, пол и т.п.). В таком случае можно взвесить полученные результаты, а можно провести выборку из выборки квотным методом.
Почему используют квотный отбор?
1) отсутствие необходимости в повторных посещениях
2) достижение заданной точности результатов при меньшем объеме выборки.
Объем выборки при квотном отборе.
Считается, что при использовании метода квот можно делать выборку меньшего объема, чем при случайном отборе, так как квотный отбор дает почти полное совпадение выборочной и генеральной совокупностей по заданным параметрам. Однако это утверждение невозможно подтвердить при помощи математических методов. Единственный способ проверить его справедливость – провести эксперимент.
Такой эксперимент, например, поставил Ф.Э. Шереги. Сначала он случайным методом отобрал 300 рабочих текстильной фабрики в Узбекистане и доказал высокую репрезентативность выборки. Затем он произвел квотным методом выборку из этих 300 человек. Контролировалось два параметра: возраст и национальность. Сначала были отобраны 200 человек, затем – 100. Оказалось, что в выборке 200 человек около 80% всех параметров имели относительную ошибку не более 3%. В выборке 100 человек такую ошибку имели 55% параметров. В выборке 200 человек 6% параметров имели ошибку более 5%, а в выборке 100 человек такую ошибку имели 25% показателей [5, с.126].
Выбор признаков.
Во-первых, выбранные признаки должны быть тесно связаны с изучаемыми характеристиками, иначе полученные результаты могут оказаться сильно искаженными.
Во-вторых, признаки должны быть независимыми, иначе расход средств на их контроль будет нерациональным.
Требования к выборке могут быть жесткими и пониженными. Жесткие требования означают совпадение пропорций генеральной и выборочной совокупностей по сочетаниям признаков. В этом случае структура выборочной и генеральной совокупностей по заданным параметрам точно совпадают. При использовании пониженных требований контролируют лишь совпадение пропорций по каждому параметру отдельно.
Например, если исследователи решили контролировать выборку по четырем параметрам: пол (2 градации), возраст (7 градаций), образование (6 градаций) и род занятий (12 градаций), то при предъявлении пониженных требований они получат 2+6+7+12=27 групп, а при предъявлении жестких требований они получат 2*6*7*12=1008 групп.
Обычно к выборке предъявляют пониженные требования, так как в обратном случае теряется основное преимущество квотного отбора – малый объем выборки, и увеличиваются затраты на поиск респондентов, обладающих определенными характеристиками.
Чаще всего используются социально – демографические признаки, так как:
· они часто носят ключевой характер
· легко получить информацию о распределении по этим признакам единиц в генеральной совокупности.
Обычно используют не более трех – четырех признаков, так как при увеличении их числа растет число ограничений и, соответственно, растут затраты на поиск респондентов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|