Сделай Сам Свою Работу на 5

Есть ли воля Божия на мой брак?





В наше время среди христиан считается само собой разумеющимся, что молодой мужчина, достигнув определенного возраста, вступает в брак. Если же он, приблизившись к тридцати годам, даже еще не помолвлен, то ему придется считаться с тем, что за его спиной начнут шушукаться или же определенные заботливые сестры начнут тайком строить планы, как ему помочь.

До сих пор мне еще никогда не приходилось слышать проповеди на седьмую главу Первого послания к Коринфянам или на тему "Преимущества безбрачия". Это уже стало само собой разумеющимся, что при достижении определенного возраста юноши начинают засматриваться на девушек и ломать голову, которая же из них подходит более всего.

Но если мы относимся к следованию за Иисусом серьезно, то так же серьезно мы должны искать ясности в вопросе, есть ли на то воля Божия, чтобы мы вступали в брак.

В 1Кор.7 ясно сказано, что брак - дело хорошее и верное. Для безбрачия существует лишь одна причина. "Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу" (1Кор.7:32). В стихе 35 Павел говорит о "безраздельной преданности Господу". Именно об этом и идет речь. Неженатый может безраздельно посвящать все свое время и силы Господу и делу Господню, в то время как женатый часть своего времени должен уделять семье.



Итак, здесь говориться не о том, чтобы молодой человек решил оставаться неженатым из - за каких-то эгоистических побуждений, желая избежать ответственности и получить неограниченные возможности для того, чтобы жить для себя. Нет, здесь речь идет о безраздельной отдаче себя Господу.

Этот вопрос нужно рассматривать сточки зрения недолговечности нашей жизни и близкого прихода нашего Господа. Ввиду таких серьезных фактов вопрос вступления в брак следует решать в молитве пред Господом. В этом послании четко названы предпосылки отказа от брака: "Но кто твердо непоколебим в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но, будучи властен в своей воле, решился в сердце своем…"

Итак, научившимся в школе Божьей воздержанию и самообладанию следует взвесить пред Господом, действительно ли есть основательная воля Божия на их вступление в брак или же им лучше ради Господа оставаться безбрачными.



Обращаясь ко всем другим, Писание говорит весьма трезво: "Лучше вступить в брак, нежели разжигаться". И дальше: "Во избежание блуда, каждый имей свою жену".

Конечно, в наше время совсем не просто жить в безбрачии ради Господа, к тому же есть в деле Господнем такие задачи, которые лучше бы выполнять состоящим в браке. И все же история Церкви изобилует примерами мужчин и женщин, которые сознательно отказались вступить в брак, чтобы иметь возможность безраздельно служить Господу.

Это такие мужи, как Уильям Макдональд, Самуил Хебих, Сьерен Киркегаард, Джон Нельсон Дарби. Этот список можно было бы продолжить. Они поступили так потому, что в этом увидели для себя Божий путь. С нашей точки зрения, то, что свершил в своей жизни, например, Дарби, не смог бы свершить отец семейства.

Каждый раз, когда я встречаю сестер, стремящихся любой ценой выйти замуж, у меня возникает чувство подавленности. Чтобы достичь этой цели, некоторые из них не бояться даже давать объявления в соответствующих журналах. Часто их усилия увенчиваются успехом. Они получают то, что хотели, но не раз, таким образом, обменивают свое одиночество на "земной ад".

Это даже странно: многие замужние сестры завидуют незамужним и стонут: "Если бы я была не замужем, то смогла бы больше трудиться для Господа, изучать Библию, читать книги, посещать больных, а так мне приходиться тратить все свои силы на земные заботы и обязанности".

Незамужние сестры, напротив, видят себя обделенными, людьми второго сорта, растрачивая все свои силы на зависть и жалость к самим себе вместо того, чтобы безраздельно посвятить их Господу. Сколько есть миссионерских задач, сколько возможностей в различных сферах жизни для служения Господу.



Каким благословением была служанка Цинцендорфов, одноглазая Анна-Елена. Цинцендорф, говоря о ней признавался: "Она приобрела для Господа столько душ среди женщин, что в это трудно поверить. Когда кто-то входил в дом, то его считали уже спасенным". Эта простая женщина, жившая по Слову Божию, стала душеспасительницей первозданной силы и свежести, потому что она пошла по пути Божиему, не став спорить со своим Призванием.

Что бы стало с Евой фон Тиле-Виклер, если бы она вышла замуж или поместила объявление в газетной рубрике "Ищу Тебя"?

Для меня было очень интересно исследовать с этой точки зрения движение духовного пробуждения в Англии 18-го столетия. Тогда Бог чудным образом использовал в деле Своем прежде всего трех мужей: Джорджа Уайтфилда, Джона Весли и его брата Чарльза Весли. Чарльз был эмоциональным, музыкально одаренным проповедником, в то время как Джон, унаследовавший от своей несравненной матушки Сюзанны острый ум, мыслил и проповедовал больше логически. В Уайтфилде чудесным образом соединились черты, присущие обоим братьям, к тому же он был необыкновенно одаренным оратором. Его исполненные силы, потрясающие слушателей проповеди собирали под открытым небом до 100 тыс. человек.

Когда пробуждение достигло кульминации Чарльз женился на милой, очень одаренной музыкально Салли Гвинн, и с тех пор на поприще подвизания за Евангелие его почти не было видно. Если до того о нем говорили, что он "горит святой любовью и музыкой и не обращает внимания ни на какие тяготы, печали, опасности и преследования, то после женитьбы он превратился в домоседа, славного семьянина, хоть еще и сочинявшего прекрасные песни, но обычно уже предпочитавшего домашний уют уличным бурям".

Джон Весли, напротив, был того мнения, что "немногие счастливцы, возимевшие в себе силы отказаться от брака, освободились от тысяч безымянных домашних экзаменов и особенно от самой сильной из привязанностей, а именно: любить одно создание больше всех других".

В 1751 году он, правда, записал в дневнике: "Годами я пребывал в безбрачии, полагая, что так смогу служить Богу лучше, и я возношу хвалу Богу за то, что Он сделал меня способным на это. Но сейчас весьма определенно считаю, что в качестве женатого человека я смогу служить Господу лучше. Исходя из этого ясного убеждения и следуя совету моих друзей, я вступил в брак несколько дней тому назад".

Он женился на одной богатой вдове-купчихе, которая впоследствии войдет в историю Церкви под кличкой "Хорек" и сделает все возможное, чтобы превратить жизнь своего мужа в сплошную муку.

Она, например, тягала его за волосы по комнате и из ревности, чтобы повредить его славе, опубликовала его личную переписку. Когда 20 лет спустя, она покинула своего мужа, тот записал в дневнике:

"До сего дня мне не понятно, по какой причине она меня оставила, чтобы больше никогда не вернуться. Non eam reliqi, non dimisi, non revokabo (я не оставлял ее, я ее не прогонял, я не буду и возвращать ее)".

Этот человек избавил бы себя от многих мук и затруднений, если бы не прислушивался к советам друзей. Но все же жена невольно посодействовала тому, что ее муж, не выдерживая длительного пребывания дома, за свои 50 лет произнес около 50 тыс. проповедей, проскакав верхом на лошади почти 380 тыс. километров.

Джорджу Уайтфилду, который писал в письме от 4. 04. 1740: "Я благодарю Бога за то (если я понимаю хоть немного собственное сердце), что я свободен от той дурной страсти, называемой в мире любовью", тоже было бы лучше не вступать в брак. Его неустанное служение на двух континентах не давало права на семейное счастье.

После женитьбы в письме своему другу Гилберту он сообщал: "Со страхом Божиим, приблизительно одиннадцать недель тому назад я женился на одной недавно овдовевшей женщине лет тридцати шести, бывшей долгое время домоуправительницей. Она не благословлена ни по части земных благ, ни в отношении красоты, но, надеюсь, она - истинное дитя Божие и, полагаю, не будет пытаться восприпятствовать мне в труде для Господа. В этом отношении, я остаюсь таким же, что и до женитьбы. Надеюсь, Бог никогда мне не позволит сказать: "Я женился и потому не могу придти".

Историк, пожалуй, не так уж и не прав, когда замечает, описывая эту эпоху: "Женитьба полностью связала бедного Чарльза. Джон Весли и Джордж Уайтфилд тоже бы испортились, если бы мудрый Учитель не послал им по милости Своей парочку настоящих "домашних драконов".

Совершенно иной была история помолвки Джона Нельсона Дарби, жившего на столетие позже. Когда он вознамерился обручиться с достойной леди Пауэрскорт, братья Дублина стали молиться, чтобы Господь предотвратил этот брак. Видя то, как сильно Бог использует Дж. Н. Дарби в Своем деле, они опасались, что женщина станет ему помехой в его служении. Вскоре помолвка была расторгнута по взаимному согласию. Нельзя читать без волнения строки Дарби, написанные им в возрасте 81 года и адресованные одному молодожену: "Ты теперь имеешь помощь, а я прошел весь путь в одиночку. Однако все это забыто при взгляде на Его благодать и верность".

Из следующего письма можно сделать вывод, что инициатива помолвки, кажется, принадлежала леди Пауэрскорт: "Я полагаю, что это одно из самых болезненных воздействий Господа на нас, грешных, - когда ты становишься средством огорчения того, кто любит тебя, когда счастье или несчастье дорогого тебе человека зависит от твоего "да" или "нет", и ты должен произнести "нет", оставив тем самым после себя впечатление неблагодарности и бездушности, когда ты знаешь о человеке, живущем в этой пустыне, что он несчастен из-за тебя, и ты не в состоянии даже попытаться утешить его. Это очень болезненно, особенно если вдобавок к этому произнесено еще и бесконечное "никогда".

Оба они жили в достаточной близости к Господу, чтобы знать, что для них существует иной путь, на котором они могут принести Богу больше пользы, даже если этот путь для них самих и будет весьма болезненным. Они искали прежде всего Царствия Божия и были щедро вознаграждены за все, от чего в жизни они отказались ради Господа.

С другой стороны, в истории Церкви есть многочисленные примеры того, что не обязательно активность в труде для Господа уменьшается после заключения брака. Жизнь Хадсона и Марии Тейлор, Чарльза и Марии Стадд, Джорджа и Марии Мюллер и многих других служит доказательством того, что счастливый брак - не помеха в деле Господнем, а, наоборот, большое подспорье.

Приведенные примеры должны лишь объяснить необходимость верного решения этой жизненно важной проблемы и именно в этой сфере нашей жизни побудить к тому, чтобы через серьезную и искреннюю молитву узнать, какова воля Божия относительно нас в этом деле.

Выбор спутника жизни

Всю важность этого выбора осознают лишь немногие христиане, и то очень приблизительно. Меня не перестает удивлять то легкомыслие и бездумность, с которой молодые люди вступают в эту решающую для их жизни связь. Здесь же, в конце концов, речь идет о таком решении, которое будет иметь несравнимо большие последствия, чем выбор автомобиля, который через несколько месяцев можно будет поменять, если он нам вдруг перестанет нравиться. Речь идет о союзе с человеком на всю жизнь, расторгнуть которого я уже не буду иметь права. Этот человек станет для меня или благословенной помощью и дополнением в жизни, или мучением на всю жизнь. Конечно, молодому человеку трудно предвидеть всю тяжесть последствий такого решения. И поэтому он хорошо поступит, если в столь важном вопросе будет следовать не только своим чувствам, но прежде всего попросит совета и указания у Бога.

Критерии, по которым человек выбирает себе спутницу жизни, в определенной мере указывают на его собственное духовное состояние. Повлияет ли на его выбор решающим образом внешность, или здесь сыграют роль черты характера и душевные склонности, или же все решат духовные убеждения? Естественно, что ни одному молодому человеку не может быть безразличной внешность его избранницы, но он проявит в высшей степени близорукость, если его выбор будет зависеть именно от этого.

Царь Лемуил прав, когда пишет: "Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы" (Пр.3:30)

Предлагая следующие три "сита", которые могут пригодиться при выборе спутника жизни, я предполагаю, что молодой человек, томящийся муками выбора, уже стал сознательным последователем Иисуса Христа.

"Сито" первое: Обращена?

По сути, такой вопрос должен бы быть излишним по отношению к детям Божиим, но, к сожалению, то и дело встречаются молодые христиане, связавшие свою жизнь с неверующим человеком. Библия в этом вопросе столь однозначна, что я с абсолютной уверенностью могу сказать, что НИКОГДА не может быть воли Божией на то, чтобы мы рассматривали возможность вступления в брак с неверующим человеком.

В первый день творения Бог отделил свет от тьмы, и этот основополагающий принцип нам следует принять к руководству при решении всех жизненных вопросов. Что Бог связал, человек не должен разлучать, но что Бог разделил, человек не должен связывать.

"Никогда не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?" (1Кор.6:14-15).

Обычно приводят следующий контраргумент: "Но может быть, Господь желает, чтобы другой человек стал христианином с моей помощью?" Из-за этой оговорки в капкан сатаны попало немало молодых христиан. Связь такого рода не может иметь обетований Божиих на своей стороне и, следовательно, не может находиться под Божиим благословением.

Но, несмотря на ясные предостережения Библии, нужно и себя самого спросить, сможем ли мы осчастливить другого человека, когда у нас, как у христиан, совершенно иные жизненные цели и вообще другой смысл жизни: "Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?" (Ам.3:3)

Один будет находиться на дороге в небо, другой - на дороге в вечное проклятие. Один должен будет жить для Христа, а другой будет хотеть жить для себя. Один будет видеть во всем, что предлагает мир, искушение и соблазн, другой же - желание удовлетворения. Что в действительности побуждает меня входить в самое тесное, как только возможно, общение с человеком, чувства и стремления которого направлены в совершенно другую сторону?

Почти во всех известных мне подобных случаях решающей причиной подобных связей на самом деле были сексуальные или материальные интересы. Сперджен рассказывал об одной сестре пришедшей к нему и сообщившей о своей помолвке с неверующим. Она думала, что Господь поручил ей стать для этого человека проводником к Христу.

Мудрый пастырь попросил сестру забраться на стол. Затем, протянув руку, попросил ее, что бы она попыталась вытянуть его на стол. Она тянула его изо всех сил, но, конечно, безуспешно. После нескольких напрасных попыток Сперджен сказал ей: "Хорошо, теперь я попытаюсь стянуть тебя со стола". Стоило ему приложить небольшое усилие, как сестра очутилась на полу. Таким простым наглядным примером он объяснил ей, что в подобных связях всегда побеждает закон тяготения.

В последние годы мне приходилось не раз наблюдать, как христиане, связавшие свою судьбу с неверующими, теряли свой духовный уровень.

Существуют лишь немногие исключения, когда Бог в милосердии Своем разрешает подобные ситуации по-другому. Но эти исключения только подтверждают правило, гласящее, что, делая такой выбор, мы не можем рассчитывать на получение Божия благословения.

"Сито" второе: Показала ли себя в деле?

Желающий жить для Господа не может удовлетвориться только своей убежденностью в том, что другой человек признает свое рождение свыше. Должны быть видны также и плоды этой новой жизни, а не только традиционное христианство - привычка.

Идет ли здесь речь о человеке, у которого заметна любовь к Господу, любовь к Слову Божию, любовь к верующим и погибающим, самоотверженность и самоотдача?

В первом стихе второй книги Исход мы читаем: "Некто из племени Левиина пошел, и взял себе жену из того же племени".

Левий значит "зависимый". Это напоминает нам о нашей преданности и верности Христу. Позже потомкам Левия было дано поручение на всю жизнь - служить в святилище. Это указывает на готовность предоставить все свои силы и талант на служение Господу и Его народу.

В родителях Моисея мы также видим двух людей из народа Божия, проникнутых одним желанием служить Господу и быть послушным Ему и в тяжелые времена.

Известный миссионер, трудившийся в Африке, Чарльз Т. Стадд писал 25. 07. 1887 года Присцилле Стюарт, впоследствии ставшей его женой: "Жизнь, которую я могу Вам предложить, не будет ни легкой, ни уютной. Это будет жизнь полная забот и тягот. Право, если бы я не знал, что Вы являетесь дитем Божиим, я даже и в мечтах не помыслил бы о том, чтобы просить Вашей руки. Речь идет о том, чтобы стать соратником в армии Божией, проводить жизнь веры в Бога, подвизаясь за Него и помня о той истине, что мы не имеем здесь ни постоянного места жительства, ни надежного жилища, но ищем вечной Отчизны там, в горнем доме Отца. Вот это все бы и стало содержанием нашей жизни. Пусть же один лишь Господь руководит Вами!"

Три месяца спустя после того, как Присцилла ответила ему "да", Стадд писал ей: "Я люблю тебя за твою любовь к Иисусу, я люблю тебя за твое усердие в труде для Него. Я люблю тебя за твою любовь к тем, кого ты ищешь, для того чтобы спасти, я люблю тебя за твою любовь ко мне, я люблю тебя ради тебя самой, я люблю тебя, потому что тебя дал мне Иисус, чтобы благословить меня и воспламенить мою душу для Себя. О, Господь, как мне достойно отблагодарить тебя за все то, чем ты меня одарил, даруя это!"

Присцилла была молодой, одаренной, стремившейся своей жизнью прославить Бога миссионеркой. После тщательной самопроверки она согласилась, что брак с Чарльзом для нее - Божий путь. Некоторое время спустя, на свадьбе, она была одета в подвенечное платье с шарфом, на котором были вышиты слова: "Совместно подвизаясь за Иисуса".

Каким благословением для многих душ стала эта супружеская пара двух возрожденных людей, любивших друг друга, но прежде всего желавших служить Богу и прославлять Его. Это очень счастливый брак выстоял в весьма тяжелых испытаниях, когда в последние 15 лет их супружеской жизни им пришлось жить раздельно, так как состояние здоровья Присциллы не позволяло ей жить в Конго. За эти 15 лет они виделись всего лишь однажды, когда где-то за год до своей кончины Присцилла навестила своего возлюбленного мужа. Прощаясь, они сознавали, что, может быть, им уже не придется увидеться здесь, на земле. В начале своей совместной жизни они пожертвовали карьерой и имуществом, теперь пришел черед здоровья, домашнего очага, семейной жизни и друг друга. Можно поверить исполненным глубокого смысла словам Ч. Т. Стадда, повторить которые за ним, отважиться не каждый: "Я исследовал всю свою жизнь и не нашел в ней больше ничего, чем еще я бы мог пожертвовать ради Господа Иисуса".

Что бы стало с этим миссионером, если в выборе своей спутницы жизни он стал бы руководствоваться какими-то легкомысленными принципами?

Как же может сегодня молодой христианин узнать, что его избранница не только обращена, но и уже утверждена в вере?

Морские пляжи, концертные залы или парки отдыха - вряд ли подходящие места для таких наблюдений. Вопрос заключается в том, где происходит знакомство молодых людей. Очень хорошо, что верующие семьи открывают молодежи двери своих домов, и что церкви заботятся о том, чтобы молодые христиане росли в здоровой духовной атмосфере и могли познакомиться друг с другом в непринужденной обстановке. В труде евангелизации или в чисто практических делах можно увидеть, какого духа молодой христианин. Утвержденность в вере легче можно заметить, прежде всего, в кругу семьи, где напускное благочестие сходит прежде всего. Готовность помочь, предупредительность, скромность и истинная самопожертвенность сразу станут заметны на практике.

Я должен признаться, что после моего обращения мои сестры часто сердито называли меня "уличным ангелочком и домашним бесенком".

К знакомым людям я мог быть любезным и готовым помочь, тогда как в кругу семьи истинного, практического благочестия во мне было очень немного. Чтобы приводить к Христу молодых ребят, ни один путь не казался слишком длинным, но проявить хоть немного любви и любезности к своим домашним - это было для меня делом нелегким.

Пожалуй, здесь я и позволю себе еще немного рассказать о своей личной жизни. Когда я вспоминаю, при каких обстоятельствах я впервые заметил свою будущую жену, то помню, что это случилось в одной примерной верующей семье, дверь дома которой были всегда открыты для всех молодых людей, любящих Господа. Тогда у меня еще и мысли о женитьбе не было, но Урсула привлекла мое внимание той радостью и естественностью, с которой она бралась за дело, когда надо было что-то постирать, почистить, помыть посуду или убрать в доме. И по сей день, эта работа осталась частью ее основных, жизненных забот. С радостью она следит, чтобы в доме не было грязи и беспорядка, которые оставляют за собой то какой-то не совсем аккуратный человек, то семеро наших детей, то множество молодых людей, входящих и выходящих из нашего дома. По ее поведению я смог увидеть, что ее христианство состоит не из одних только слов.

Известный уличный проповедник и евангелист Вольфганг Дик познакомился со своей будущей женою чисто "случайно" во время одной из евангелизаций. После собрания он искал, кто бы мог подвести его домой. Свободным оказалось место лишь в одном автомобиле. Туда он и сел. И так получилось, что он оказался рядом с Анной-Лорой, немного позже ставшей его женой. Об этом жизненном эпизоде Дик обычно говорил с улыбкой: "Так, по дороге со служения, я получил свою жену. Я даже и мечтать не мог о том, что я, бывший зек, однажды женюсь. И для этого мне не пришлось идти в какой-то там танцевальный бар. Танцевать я не умею, в тюрьме нас этому не учили. Все, что я имею, досталось мне по обетованию Божию: "Ищите прежде Царства Божия и правды Его, остальное все приложится вам".

Такие евангелизационные мероприятия, различные формы совместного досуга, библейские конференции - это хорошие поводы для непринужденного знакомства молодых христиан в здоровой среде.

В наши дни, когда даже в хранящих верность Слову Божию кругах, встречается больше притворного, чем истинного, молодому человеку не следует делать поспешных выводов, а исследовать с молитвой, показала ли та или иная сестра себя ученицею Христа на деле, заметны ли в ее жизни черты нашего Господа Иисуса.

"Сито" третье: Подходит ли?

После того, как мы выяснили, что наша избранница является обращенной христианкой, обращение которое уже приносит практические плоды, остается еще ответить на вопрос о соответствии друг другу.

Здесь я хотел бы быть предельно осторожным, ибо мы, люди, судить относительно того, подходит кто кому или нет, способны очень плохо. Под словом "подходить" я имею в виду не такое соответствие, например, что оба должны быть музыкально одаренными или любить зверушек, или там питать одинаковую любовь к порядку. Из собственного опыта я могу засвидетельствовать, что в этом отношении противоположные натуры могут стать друг для друга большим благословением.

Я говорю о таком соответствии, о котором сообщается в Книге Бытие 2:18: "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему".

Один Бог знал, чего не доставало Адаму, и Он позаботился о соответствующем дополнении. Итак, в этом вопросе мы особенно должны предоставлять все Богу, который нас знает лучше, чем мы сами себя, и, следовательно, знает, в каком дополнении нуждается каждый из нас.

Но все же существуют и такие вещи, о которых здоровый человеческий ум способен судить. Когда, например, молодой человек двадцати пяти лет хочет жениться на женщине на двадцать лет старше его, то его следует настоятельно призывать к осторожности. Конечно, возможны и счастливые исключения, но, как правило, давать совет молодым людям вступать в такой брак никак нельзя.

Другой пример крайности: девушка с высшим образованием, а молодой человек едва может написать собственную фамилию. Очень сомневаюсь, что Бог благословит такой брак.

Обычно мужчина должен быть для женщины опорой, а она для него - помощью и дополнением, но ни в коем случае - не эрзац-мамой. Я полагаю, что всем нам хорошо известны беды таких супружеских пар, где жена доминирует и ее приходится принимать все решения в семье, тогда как муж годен, только, чистит картошку и мыть посуду.

Я вспоминаю об одном молодом человеке, который очень активно подвизался на поприще Евангелия. Каждый, кто был с ним знаком, мог предположить, что тот подыщет себе жену такую же общительную и предприимчивую, как и он сам. Каково же было наше удивление. Когда он однажды представил нам свою невесту: девушку тихую и скромную, но выделявшуюся одним качеством, которое Библия называет драгоценным. Она была "кроткого и молчаливого духа". Он обосновал свой выбор так: "Я хочу жениться не на моднице, а на молитвеннице, готовой стоять на коленях, когда я буду в борьбе стоять во весь рост". Этот брат проявил в выборе спутницы жизни по крайней мере рассудительность и получил в жене соответствующую ему помощь.

Именно при решении такого вопроса следует очень много молиться, чтобы в общении с Господом получить и познать Его указание. Как я Ему благодарен за то, что Он дал мне возможность стать свидетелем того, как двое молодых христиан, желавших жить для Господа, на протяжении нескольких месяцев взывали к Нему о получении ясности и водительства Его, не зная, о чувствах и молитвах друг друга. Из своих собственных наблюдений я могу сказать, что браки, заключенные после длительных молитв, почти всегда бывают счастливыми и благословенными. Я также полагаю, что будет очень полезно, если молодой христианин обдумает этот сложный вопрос совместно со своими родителями, духовным наставником или с другом. Когда родители - христиане, утвержденные в вере, заботящиеся о здоровом духовном развитии своих детей, их совет будет особенно полезен. Часто именно в таких случаях, когда человек ослеплен любовью, другие люди со стороны лучше и более трезво способны судить о предмете его любви, чем сам влюбленный.

Я был удивлен, узнав, сколь часто оказывались счастливыми браки херрнхуртских миссионеров, заключавшиеся 200 лет тому назад немного странным образом. Когда неженатый миссионер, трудившийся в Индии или на Вест - Индийских островах, сигнализировал о том, что он нуждается в "помощи", братья в Херрнхуте собирались вместе и обдумывали, которая из незамужних сестер может стать необходимой помощью для этого одинокого брата. Они много молились, иногда бросали жребий (применение его, конечно, следует подвергнуть отдельному рассмотрению) и, наконец, спрашивали сестру ее согласия. Если она отвечала утвердительно, миссионеру "икс" сообщали, что сестра "игрек" в качестве его будущей жены готовиться к отъезду. Можно себе представить волнение обоих молодых людей, еще никогда до того не видевших друг друга, но уверенных в водительстве Божием и готовых к такому шагу веры. Начать снова применять подобную практику, в наше время было бы безрассудно, но большое количество несчастных и дисгармоничных браков между христианами должно бы побудить всех, стоящих перед выбором спутника жизни, к самокритичности и к поискам ясного водительства Божия, не пренебрегая при этом и советом духовно зрелых христиан.

Некоторых читателей, наверно, заинтересует отчет графа Цинцендорфа, основателя херрнхутской братской общины, составленный им в 1772 году, перед его помолвкой с Эодмутой Ройс, и состоящей из тринадцати пунктов. До того Цинцендорфу уже довелось несколько раз получить от ворот поворот, поэтому теперь он обдумывал все побудительные причины своего выбора особенно осторожно и обстоятельно:

1. Его намерение ни в коем случае не плотское, так как слабое телесное сложение невесты при таких обстоятельствах скорее удержало бы его от женитьбы, чем побудило к ней.

2. Хотя и существует надежда, что невеста со временем получит в наследство 20000 гульденов, все же эта надежда совершенно неопределенная и, следовательно, в алчности его упрекнуть никак нельзя.

3. Установлено, что и невеста не питает особых надежд на богатство.

4. Он безоговорочно признает. Что такой шаг - следствие не одного только любовного порыва, но, по крайней мере, в той же степени - следствие разумных соображений.

5. Именно эти соображения и представляют особую ценность, так как они не принимают в расчет ни семью, ни карьеру, ни благосостояние.

6. Невеста умна, добра, но ни в коей мере не суетлива и обладает намного лучшим характером, нежели он сам, добивающийся ее руки, с которым она должна будет впредь жить вместе.

7. Хотя Бог и обещал, Своим детям, что они не будут испытывать на земле ни в чем нужды, все же было бы недопустимым распространять это обетование на принадлежность к высшему сословию, наличие придворных и прислуги.

8. Двух людей только тогда можно назвать счастливыми. Если они сохранили свою сплоченность после серьезных испытаний, если они не требовательны в своих отношениях и готовы помогать друг другу, а свой смертный час они уже сейчас постоянно воспринимают как час радости и утешения.

9. Брак, заключенный таким образом, не может быть несчастным; во всяком случае, у такой общности есть преимущество перед одиночеством.

10. Можно констатировать, что мать согласна со всем, а что касается бабушки, то она ни за, ни против.

11. Он непоколебимо уверен, что этот супружеский союз уже одобрен "Советом Бодрствующих" (см. Дан.4:14-прим. переводчика).

12. Можно было бы еще поднять вопрос относительно того, предназначен ли он для семейной или холостой жизни. Но он считает, что этот вопрос, несмотря на все благонамеренные советы, каждый должен решать лично с Богом.

13. При всем том, что все складывается как нельзя лучше, можно было бы сказать, что для вступления в такую связь еще не настало время. Но и в этом случае он предоставляет принятие окончательного решения Богу, Которому в конечном счете не возбраняется в последний момент, Своим всемогуществом воспрепятствовать этой женитьбе.

Эрдмута стала для гениального графа доброй и мудрой супругой, которая смогла справиться с тяжелой и ответственной задачей, потому что она всем сердцем разделяла стремления своего мужа - инертных христиан приводить к истинной вере, противящихся - обращать к Господу, а всех детей Божиих - объединять в любви.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.