Сделай Сам Свою Работу на 5

Гипостимуляционные методы





 

К гипостимуляционным методам мы можем отнести огромное поле психотехник, в которых ИСС разной глубины вызывается или монотонией, или частичной сенсорной депривацией.

Индукция ИСС при помощи гипостимуляционных методов была неотъемлемой частью шаманизма, ритуалов перехода и других церемоний архаических культур. Они представляли собой ключевой элемент древних мистерий смерти и возрождения, которые проводились в разных концах света и особенно процветали в Средиземноморье.

Столь же важную роль гипостимуляционные методы сыграли в мистических ветвях великих мировых религий. Эти эзотерические традиции разработали специфические методы индуцирования ИСС при помощи монотонии и сенсорной депривации. Сюда относятся различные формы йоги, кружение дервишей, буддийская медитация и сосредоточение, многоголосое монотонное пение, христианский исихазм, или «Иисусова молитва», и многие другие.

К этим методам также относятся ритуальные трансовые танцы, основанные на индукции ИСС через монотонные двигательные паттерны. Трансовые танцы были в ходу у древних славян. А, например, бушмены Калахари широко используют трансовые танцы и в наши дни.



С психологической точки зрения, процесс входа в ИСС при помощи гипостимуляционных методов представляет собой процесс отключения сенсорных систем и внутренней речи, являющихся источниками шума относительно объекта фокусировки сознания.

В качестве объекта сосредоточения могут выступать как внутренние, так и внешние объекты.

В качестве внутреннего объекта может выступать какая-либо мышца или группа мышц, которые мы хотим расслабить, или образ (при направленных визуализациях), символ (медитация на чакры), знак (размышление над коаном). При сосредоточении на телесное ощущение должны быть отключены зрение, слух, тактильные, обонятельные и вкусовые рецепторы, а все внимание сконцентрировано на кинестетической системе. В остальных случаях сознание должно быть отключено и от кинестетической системы, но сконцентрировано на объекте сосредоточения медитации. Внутренняя речь должна быть остановлена.

В качестве внешних объектов могут выступать как природные (луна, дерево, цветок, поток воды и др.), так и различные искусственные объекты (янтры, мандалы, изображения богов и др.).



Песнопение как звуковибрационный гипостимуляционный метод выступает самостоятельно в качестве метода достижения измененных состояний сознания. Таковы, например, молитвенные песни балийских монахов (кенджак), эскимосские и тибетские горловые многоголосые пения, суфийские молитвенные песнопения (киршанс, бхаджанс), песни-плачи в русском фольклоре. Монотонное пение (мантр, молитв, произношение различных других звукоформ, не имеющих смысловой нагрузки), на ряду с ритмичными танцами (имеющими характер ритуальных двигательных паттернов) являются наиболее древними способами изменения сознания.

Гипостимуляционные методы могут также включать длительную изоляцию от общества, сенсорную изоляцию, пост, лишение сна. Эти приемы изменения сознания сыграли важную роль в обрядовой и духовной истории человечества. Депривация сна, как метод достижения ИСС, была распространена во всех духовных традициях. Преодоление сна использовалось во многих ритуалах (шаманские ритуалы перехода, бдение в христианских, дзэн-буддийских традициях), включая визионерские поиски индейцев прерий.

Самым популярным из лабораторных методов вызова ИСС стала сенсорная изоляция – прием, основанный на лишении человека в той или иной степени сенсорных стимулов. Другим известным методом является биологическая обратная связь, позволяющая использовать информацию об изменениях электрических мозговых волн в качестве сигнала, направляющего к особым состояниям сознания.



Более интеллектуализированным гипостимуляционным способом вхождения в ИСС является медитация. Можно добавить, что молитвы, которые во многих современных религиях занимают центральное место в ритуальном пространстве, являются особой формой медитации. Молитвы составляли неизменную принадлежность всякого религиозного культа и играли весьма важную роль при всех выдающихся событиях частной и общественной жизни у древних индусов, греков и римлян. Медитация в восьмеричном пути йоги – это совокупность трех последних ступеней: дхараны, дхьяны, самадхи, – в расширенном понимании, и предпоследняя ступень, дхьяна, – в узком смысле. Предыдущие три ступени: асана, пранаяма, пратьяхара, – считаются подготовительными и рассматриваются как вход в медитацию. Медитация как гипостимуляционная практика – это слитный процесс применения техник, изучаемых на всех ступенях пути, включающий вход в медитативное созерцательное состояние и собственно медитацию – длительное поддержание концентрированного внимания на объекте медитации внешнего или внутреннего содержания.

Иногда медитация представляет из себя синтез монотонии и депривации (например, коленопреклонная молитва в исихазме или мулатантра в правой тантре)

Следующим способом вхождения в ИСС, который был известен с древнейших времен, является голодание, или депривация пищи. Как известно, почти все основатели мировых религий прошли этот способ аскезы. Иисус Христос постился почти 40 дней, почти столько же продолжался пост Будды Шакьямуни. Святость многих пророков и чудотворцев испытывалась постом или в пустыне, или в горах, или в лесах. Американские индейцы совершали в таком состоянии визионерские поиски.

Среди искусственных гипостимуляционных методов известен гипноз – временное измененное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержание внушения, что связано с изменением функций индивидуального контроля и самосознания. Гипноз вызывается и развивается в тех же условиях и по тем же законам, что и нормальный сон, но индуктором ИСС при гипнозе всегда является монотонная стимуляция (голос, звук метронома, блеск молоточка и др.).

 

Заканчивая описание пространства измененных состояний сознания, хочется отметить тот факт, что каждый способ вхождения в ИСС имеет свой паттерн, свой рисунок в координатной сетке «Глубина-Время». Рассмотрим только несколько способов: применение психоделиков, дыхание, медитации.

Согласно исследованиям С. Грофа, использование психоделиков имеет следующие особенности:

· быстрое и неотвратимое вхождение в глубину измененности сознания за малый промежуток времени (от нескольких секунд до нескольких десятков минут в зависимости от дозы и способа введения вещества);

· необходимость достаточно длительного промежутка времени для выхода и полного физического и психического восстановления (от нескольких часов до нескольких суток).

Однако существуют важные ограничения и факторы, выступающие против психоделиков:

1. Употребление психоделиков может вызвать значимый психологический или психодуховный кризис с полной дезинтеграцией личности, если она не готова к опыту высокой интенсивности трансперсонального характера.

2. Необходимы табу использования психоделиков в групповой форме, так как это способствует взаимной индукции психических состояний, а также индукции наиболее мощных эмоциональных состояний одним из участников на других, что является негигиеничным в психологическом отношении. Участникам тренингов личностного роста давно пора привыкнуть к идее, что нужно иметь не только зубную щетку индивидуального пользования, но и трепетно относиться к своему личностному пространству.

3. Нужны абсолютные запреты использования психоделической терапии в отношении нижней возрастной границы. Психоделики являются методом прорыва зрелой и взрослой личности за пределы своего Эго в поисках ответов на вечные вопросы человеческого существования. Именно надежная укорененность Эго в социуме, в человеческих взаимоотношениях, материальных и духовных ценностях является гарантом интеграции трансперсонального опыта в канву обыденной жизни. Когда Эго незрело – этой гарантии нет.

4. Для проведения психоделических сессий всегда нужен надежный гид – проводник в трансперсональные области психического. Он должен не только обладать знаниями о картографии человеческого бессознательного, но и иметь хороший опыт путешествий по территории психической реальности. Кроме того, в нем должна быть хорошо развита чувствительность по отношению к тому, что происходит с клиентом психоделической терапии. Более того, он должен в совершенстве владеть навыками экстремальной и адекватной помощи. Гиды такого качества встречаются чрезвычайно редко.

 

Мы считаем, что психоделическое состояние достижимо более естественными путями, чем применение психоделиков. Но и при этом также должны соблюдаться все те условия, которые мы перечислили выше.

Вы можете соглашаться с ними или не соглашаться, но опыт подсказывает нам, что надежность, эффективность и психогигиеничность предельного изменения сознания обусловлены именно этими четырьмя основными предпосылками.

 

Отметим следующие особенности достижения ИСС с помощью дыхательных психотехник:

· плавность входа в ИСС и выхода;

· возможность выхода из ИСС в любой момент при волевом усилии.

Мы предполагаем, что в случае медитации глубина вхождения в ИСС зависит от нескольких переменных:

· тренированность, уровень организованности внимания-осознания. Мы думаем, что клиенты, прошедшие многомесячный курс по випассане или «Тренинг осознания», могут намеренно и достаточно плавно продвигаться в пространстве измененных состояний сознания независимо от способа вхождения, то есть спонтанные, неуправляемые, неосознанные, аффективные проявления будут сведены к минимуму;

· «освоенность «территорий ИСС». Знание возможных переживаний, ощущений, состояний в разных глубинах ИСС позволяет сохранить «беспристрастность» внимания-осознания;

· физическое, психическое состояние и личностные особенности клиента;

· уровень психологической готовности и сформированность установок к изменению сознания;

· степень психологической открытости, доверия пространствам ИСС и способность к релаксации;

· социокультурные установки, ценности и табу по отношению к измененным состояниям сознания;

· распространенность психотехник, методов и способов изменения состояния сознания в социальной среде.

 

В шаманском камлании не рекомендуется использование различных химических веществ психоделического или галлюциногенного характера. Дело в том, что использование химических стимуляторов при камлании говорит о ситуации упадка в современном шаманстве. Многие еще оставшиеся шаманы имеют серьезные проблемы с алкогольным привыканием. Некоторые не представляют себе камлание без использования грибных или кактусовых культур. Вполне возможно, что это свидетельствует об утрате шаманом личной силы, из-за чего ему приходится прибегать к помощи внешней силы химических препаратов. Чем это плохо? Тем, что помощь извне никогда не бывает бескорыстной. Кроме того, что воздействие внешней силы при проходе в шаманские состояния неконтролируемо, оно еще и не экологично. Это загрязняет ум и восприятие. Любой химический препарат что-то забирает у камлающего. И, честно говоря, всегда забирает больше, чем дает.

Как уже было сказано, в шаманизме, все методы вхождения в измененные (шаманские) состояния сознания обозначаются одним термином – камлание.

Для того что бы лучше понять о чем идет речь, давайте рассмотрим структуру процесса камлания на примере тунгусо-маньчжурского шаманизма, описанного известным этнологом С. М. Широкогоровым (235).

Камлание у тунгусо-маньчжуров включает в себя три этапа: жертвоприношение (лося, козла или ягненка), собственно камлание, или экстатическое путешествие, шамана и благодарственное обращение к духам-помощникам. Камлания, предполагающие нисхождение в нижний мир, совершаются для жертвоприношений предкам, поиска души пациента и ее возвращения или для сопровождения души умершего.

Перед камланием шаман подготавливает свой технический арсенал: ритуальное облачение, маску, различные символические изображения, призванные облегчить ему путешествие и дать защиту, фигурки духов-помощников и т.п., а также бубен, колотушку, трещотки и другие музыкальные инструменты. После жертвоприношения, шаман созывает своих духов-помощников на пир. Затем шаман курит табак, выпивает бутылку водки и начинает шаманский танец до изнеможения. Так проходит несколько часов. Постепенно, он впадает в транс, завершающийся потерей сознания и каталепсией. Шамана откачивают присутствующие при камлании зрители. В лицо ему брызгают три раза жертвенной кровью и приводят в чувство. Шаман начинает говорить чужими голосами, выкрикивать на манер разных животных или птиц, и отвечает на вопросы. Если в него вселяется дух-животное, то он двигается и разговаривает так, как будто этим животным является. Считается, что это разговаривают духи, пришедшие в тело шамана, а сам шаман в это время уходит в путешествие в верхние или, чаще в нижние миры. Спустя некоторое количество времени, шаман приходит в себя, возвращается в свое тело и отвечает зрителям на вопросы о том, где он был. Обычно, эта часть камлания занимает от одного до четырех часов. Затем устраивается перерыв в 2-3 часа. Затем шаман выражает благодарность духам сопутствующим и помогающим в его путешествии.

Подобным путешествию в нижний мир, является и камлание, совершаемое для восхождения на небеса. Для подъема в небо, шаман использует несколько древесных стволов, символизирующих опоры мироздания и стороны света, с центральным древом, ориентированным на Полярную звезду. Полярная звезда играет важную роль во многих шаманских культурах. Она ассоциируется с мировой Осью. Считается, что через нее можно попасть в верхние миры. После жертвоприношения шаман приводит себя в экстатическое состояние пением, ударами в бубен и пляской. В момент потери им сознания начинается полет его души в небесный мир. Такие камлания совершаются и в дневное, и в ночное время. Широкогоров считает, что камлание ради полета на небо заимствовано тунгусским народом от бурят.

Психотехнический транс играет огромную роль в тунгусском шаманизме; основные методы его достижения – трансовые танцы и певческие монотонии. Детали камлания близки к деталям сеансов других сибирских народов: слышны издаваемые шаманом «голоса духов», шаман приобретает легкость и пациент не чувствует его веса, когда шаман в своем почти двухпудовом (шаманы используют огромное количество металлических деталей в своем костюме) облачении вскакивает на него. Во время транса шаман ощущает сильный жар, он приобретает нечувствительность к огню, режущим предметам и т.д.

Приведенное описание тунгусо-маньчжурской практики ритуала камлания в целом, может восприниматься как некая обобщенная версия структуры шаманского психотехнического ритуала. Однако, надо сказать, что в разных шаманских традициях мира, способы и ритуалы камлания разняться весьма значительно. Если вы собираетесь заниматься практикой камлания, вам предстоит выработать свои навыки и способы вхождения в измененные состояния сознания, а так же свою атрибутику и приемы проведения ритуала.

Заниматься подобными практиками при зрителях не очень удобно, хотя это и не влияет на эффективность, но мешает чистоте переживаний. В отрыве от этнической целостности традиционного шамана, зрители на сеансе камлания представляют собой неоднородную массу переживаний, мыслей и представлений о реальности. Все это не помогает настройке на лес, природу и духов стихий. Удобно камлать в одиночестве или с небольшой командой единомышленников. Предпочтительно уехать в лес на несколько дней. Желательно не есть тяжелую пищу или не есть вовсе. Лучше всего камлать на рассвете и в сумерках, но можно это делать и днем, и глубокой ночью. Для камлания необходимо найти дикое место в лесу, где вы могли бы быть уверены, что вас никто не потревожит.

К любому камланию нужно подготовиться. Прежде всего, проводится очищение места для камлания. Площадка для камлания окуривается дымом. Приносятся жертвы духам-помощникам и т.д. Например, тувинский шаман перед сеансом готовил курильницу. Для этого он, на плоском камне, рассыпал золу, горячие угли и горсть сушеного можжевельника. Затем добавлял немного муки, очищенного от шелухи и поджаренного проса, масла и сала. Потом шаман окуривал бубен, свой ритуальный наряд и прочие атрибуты (92, 121). Для подготовки к сеансу, главное – набрать концентрацию и вызвать необходимый настрой. То, как вы это будете делать, на самом деле, сугубо индивидуально.

Главным способом вхождения в ИСС является звуковая монотония биения бубна. Шаман бьет в бубен на протяжении практически всего процесса. Также могут использоваться трансовые танцы, дыхательные практики, песни Силы и т.д. В дальнейшем, мы подробно рассмотрим большое количество подобных психотехник.

Перед камланием, шаман сидит у костра и не только прогревает бубен, но и созерцает дым. Для этого в огонь специально подкладывают мокрые ветки или хвою. Подниматься дым должен медленно, поэтому разжигают небольшой костер, или шаман рассматривает большой костер издали, и его внимание при этом обращено на верхнюю часть дыма, которая остыла и совершает медленные движения. Дым образует фигуры, и шаман старается эти фигуры распознать: кто и что всплывает к небу. В начале этой работы, фигуры в облачках дыма распознаются с трудом, но через какое-то время, они начинают читаться легко и без особого напряжения, как бы сами. Если чтение фигур более не вызывает сложностей, по ним можно гадать и можно приступать к камланию. Это значит, сознание должным образом подготовлено. С такой же целью могут рассматриваться и облака.

 

Упражнение 6

Выехав на природу, погуляйте по лесу. Бродите по лесу бесцельно, ни на чем особенно не сосредотачиваясь. Может быть, в процессе прогулки, ваше внимание привлечет какой-то предмет, отличающийся от всего остального пейзажа.

Расположитесь поудобнее, никуда не торопясь. Потрогайте этой предмет или, если он не большой, то положите его на ладонь. Важен физический контакт с предметом.

Закройте глаза и сделайте 49 глубоких вдохов и выдохов. Перестаньте думать и войдите в расслабленное, полудремотное состояние. Важно не включать намеренную фантазию и никак не «подстегивать» воображение. Здесь будет довольно точным словосочетание «не утруждать себя образами». Вы должны как бы лениться что-то представлять себе. Все образы и ощущения, которые появятся, должны возникнуть без какого-то сознательного усилия. Единственное, о чем вы в этом расслабленном состоянии не должны забывать, это о своем контакте с найденным предметом.

Попросите его раскрыться, задайте ему один, два вопроса, и ждите ответа. Ответы придут.

Ожидание ответа от неживого предмета или растения в расслабленном и полудремотном состоянии, является универсальной техникой считывания информации, которая может применяться очень широко.

Задав вопрос, следует подождать. Через некоторое время возникнет поток переживаний. Это могут быть очень странные видения и переживания. Если этот предмет был в контакте с человеком, то это могут быть какие-то фиксирующие точки осознания людей, которые с этим предметом контактировали. Если эта вещь никогда с людьми не имела дела, то вам предстоит выяснить все самостоятельно.

Удачность подобных «проникновений» зависит от времени суток. Более успешными могут оказаться ранее утро или сумерки. При этом важно не сковывать свой поток мыслей скепсисом или недоверием. В чем-то ваши образы могут оказаться не достоверными. Что-то перекомпонуется в своей исторической последовательности. Но если вами поставлена цель получить общее знание об эпохе, то найденные таким путем образы, безусловно, обогатят ваше знание.

 

Упражнение 7

Дождитесь того прекрасного часа, когда на улице будет синее небо. Выберитесь на природу. Лягте на спину и всмотритесь в небо. Через некоторое время, вы обнаружите, что небо лежит как бы слоями – чем больше вы в него вглядываетесь, тем более глубокие слои вам открываются. Постараться увидеть как можно более высокие слои воздуха, вплоть до космоса. При этом вы можете почувствовать себя в полете. Не концентрируйтесь на осознании этого факта – просто летите. Ваше внимание должно быть спокойно и безмятежно, но при этом собранно и сконцентрировано на небе.

 

Упражнение 8

Летом, дождитесь синего неба и выберитесь на природу с ночевкой. Ночью, когда окончательно стемнеет, лягте удобно на спину и всмотритесь в небо полное звезд. Бесцельно и праздно перемещайтесь от звезды к звезде до тех пор, пока звездный ковер не станет объемным. Это похоже на то, как если бы звезды были подвешены к небосводу на ниточках разной длины. Постарайтесь окунуться в объемный космос полный звезд. Положитесь на интуицию и откройте для себя секреты…

 

1.6 Шаманский бубен

 

Важнейшим инструментом в шаманских практиках является бубен. В средние века, бубен считался орудием дьявола и запрещался к использованию, как в Западной, так и в Восточной Европе. За то, что вы имели барабан или бубен, вас могли посадить в тюрьму. Только армия и палачи имели право пользоваться барабанами. К началу 20 в., у ряда народов Сибири отмечается исчезновение бубнов под влиянием усиленной пропаганды христианства и ламаизма. Очень в этом процессе «помогла» советская власть. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла перед народами Сибири «светлый путь» к построению новой жизни. В этом мире не было места «кулакам», «капиталистам» и «шаманам». Массовое наступление советской идеологии на беззащитное сознание народов Севера, коллективизация, электрификация и индустриализация, привели к перестройке общественного уклада многих народов, к нивелированию культурных ценностей и исчезновению шаманской культуры. Шаманство исчезает, а с ним и все его атрибуты. Бубен кое-где сохранился как народный музыкальный инструмент. Например, у народов Северо-востока Сибири бытуют ансамбли бубнов, под аккомпанемент которых выполняются массовые народные пляски. У чукчей шаманизм выродился в семейные праздники, на которых члены семьи бьют в бубны, танцуют и поют, имитируя сессию шаманского камлания.

Во многих народностях, шаманы сознательно консервировали и передавали из поколения в поколение неизменные традиции устройства и оформления своих бубнов. Бубен делали шаману такой же, какой имел его дед и прадед. Однако в ходе исторического развития народов Сибири, в процессе слияния различных этнических групп и культур бубны все же менялись. Таким образом, бубен является своеобразным историческим памятником, изучение которого может пролить свет на прошлое народов Сибири.

Нельзя не отметить факт присутствия ударных инструментов во всех шаманских культурах. Бубны встречаются у индейцев Северной Америки повсеместно. Необычайно развита технология изготовления барабанов в Африке и Индии, в Южной Америке. В Австралии, Африке, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке для этих целей используют всевозможные ксилофоны – музыкальные инструменты, состоящие из ряда деревянных брусочков различной длины. Также используются такие музыкальные инструменты, как: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф, белорусские и украинские ударные инструменты, бубны и другие инструменты, соответствующие культуре данных народностей

У всех народов Приамурья бубны были овальные, узкоободные. Шаманские бубны у народов Сибири имели широкий обод и другие отличительные черты (188). Маньчжурские бубны в отличие от нанайских и ульчских (ульчи – небольшой народ, живущий в низовьях Амура, в районе Хабаровского края), судя по данным С.М. Ширкогорова, имели меньшую величину, более широкую обечайку (впрочем, по этому поводу данные противоречивы) и иной характер изображений на наружной части (бабочки, птицы). Маньчжурские шаманы использовали также небольшие барабаны и «кастаньеты». Бубны, сходные по форме с нижнеамурскими (но широкоободные), бытовали у забайкальских тунгусов и амурских бираров (165, 167, 170, 171, 181, 235, 241).

Почти у всех народов Сибири, свой первый бубен, шаман никогда не делал себе сам (4). Его изготавливали, «выдавали» ему сородичи. При этом часть работы выполняли женщины: они выделывали шкуру, натягивали и пришивали ее на деревянный обруч, украшали бисером, если этого требовала традиция. Мужчины заготавливали деревянные части бубна, вытесывали и выгибали обруч, выковывали железные подвески, рисовали установленные традицией рисунки. Сегодня, вы вполне можете купить себе бубен в магазине музыкальных инструментов или заказать по интернету. Для начала, вам этого будет вполне достаточно. Когда вы освоитесь и поймете, что к чему, вы сделаете для себя такой бубен, какой вам будет нужен.

Тем не менее, бубен, купленный в магазине, – это инструмент только на первое время. Любой шаман, набравшись опыта, делает себе бубен сам, в соответствии с личными особенностями и приоритетами. Если вы хотите сделать себе бубен, то ниже приводятся некоторые вспомогательные рекомендации.

Изготовление бубна можно разделить на две части: изготовление обода и крепление шкуры. Далеко не все шаманы использовали кожу своего тотемного животного или союзника для изготовления бубна. Чаще всего это была шкура дикого (реже домашнего) оленя, лося, марала, медведя, иногда коня и т.д. По-видимому, установившаяся традиция в выборе шкуры того или иного животного соответствовала древнему хозяйственному укладу каждого конкретного народа. Некоторые народы употребляли для обтяжки женских и мужских бубнов разный материал. Обычно на мужской бубен брали шкуру самца, на женский – самки животного (170). Выделывали шкуры с разной степенью тщательности. Одни народы брали невыделанную сырую шкуру, лишь состригая с нее шерсть; другие – выделывали ее до тонкой светлой кожи; некоторые – продымливали шкуру, коптили ее над костром. Способы прикрепления кожи к ободу тоже были неодинаковы. Так, чукчи и эскимосы кожу олененка или кожу желудка моржа привязывали к ободу, а иногда приклеивали ее; амурские народы (нивхи), айны, а также буряты и маньчжуры только приклеивали; ханты, манси, ненцы продергивали в край обтяжки жильную нить и в нескольких местах прикрепляли кожу к ободу деревянными гвоздями или пришивали ее; алтайцы, якуты, эвенки, кеты, селькупы и другие народы пришивали кожу к краю, оставляя при этом довольно широкую часть свободной, собирая ее на жильную нить (165).

В наше время, совсем не обязательно идти в лес и убивать там какое-нибудь несчастное животное, которое вам ничего не сделало. Кожу для бубна лучше купить. Вы можете приобрести ее у владельцев коз, либо на скотобойне, а также на рынке или в музыкальном магазине. Кожа должна быть не дубленая. Некоторые предпочитают натягивать ее на бубен прямо с мехом, некоторые мех лишь подстригают, но, в большинстве случаев, чем меньше меха, тем лучше звучание. Шкура должна быть хорошо снята, иметь одинаковую толщину (около 1мм) и ровную ворсистость. Необработанная кожа (особенно козлиная) может неприятно пахнуть. Тогда ее нужно несколько раз замочить и постирать с порошком или шампунем, но, ни в коем случае не в горячей воде. Подкожную плеву снимают скребком, но нужно быть осторожным – вместе с этой плевой может расслаиваться и сама кожа. Впоследствии плева плотно прилипает к высохшей коже. Поэтому, важно не допустить, чтобы плева создала неравномерность толщины кожи.

Обод бубна или «обечайка» может делаться из разных пород деревьев. Лучше всего подходят лиственные. У некоторых шаманов, обруч делается из личного или тотемного древа, но бывают и исключения. Например, селькутский или остяко-самоедский шаман входил в лес с закрытыми глазами и наугад назначал дерево, предназначенное для бубна (171). У алтайцев, шаман непосредственно от духов получал указания относительно леса и места, где растет то дерево, и посылал своих помощников, чтобы они его нашли и добыли из него древесину на бубен. В других регионах Северной Азии шаманы сами собирают все щепки дерева. В некоторых местах дереву приносятся жертвы – его смазывают кровью и водкой (170). Некоторые якутские шаманы изготавливают бубны из дерева, в которое ударила молния (34) и т.д. В конце концов, для нас с вами более важно, чтобы бубен был прочным и мог, если понадобиться, выдерживать даже некоторую часть веса человека (при падении и т.п.). Из свежего лиственного дерева вырезают длинную полосу. Полоса должна быть несколько длиннее, чем диаметр бубна и закрепляется «внахлест». Ширина обода варьируется в разных традициях от 2,5 до 20см.

Толщина полосы обычно бывает около 1см, но может быть толще или тоньше. На протяжении всей полосы не должно быть каких-то изъянов, сучков или сгибов. Полосу распаривают в воде. Для этого из жести делается длинный желоб, в который наливается вода и кладется полоса для бубна. Дерево запаривается на костре в течение часа. Полоса не должна плавать на поверхности кипящей воды, либо желоб должен иметь плотную крышку.

Для сгиба полосы необходимо какое-либо дополнительное приспособление. Например, можно найти подходящее дерево поблизости и попробовать загнуть полосу вокруг него, но это не самый удачный способ – полоса может надломиться. Лучше использовать жесткое углубление заданной формы. Полоса должна быть изогнута моментально, по извлечению ее из воды. Гнуть полосу следует медленно и равномерно, во избежание сломов и острых углов. Нагрузка при сгибании должна равномерно распределяться по длине всей полосы. Если все сделать правильно, вы получите ровную округлую форму. Советуем Вам предварительно потренироваться на каком-нибудь небольшом прутике или кусочке дерева. Сторона, на которую натягивается кожа, должна быть ровной.

В Сибири, концы обечайки сшивали при помощи тонких корней кедра или черемухового лыка. На внешней стороне устраивались ряды столбиков, выточенных из березового дерева, кости, березовой губы, на которые натягивали по длине всей окружности обечайки жильные нити, тонкие ремешки, шнурки и т.д. На некоторых бубнах по краям обода прикрепляли узкие сагровые полосы (черемуховое лыко). При таком устройстве кожа, натягивающаяся на бубен, не прилегала плотно к обечайке, между ободом и кожей образовывались полости-резонаторы. Иногда в обечайке делали прорези-щели, посредством которых указанные полости сообщались с внутренней полостью бубна. Однако бубны большинства народов таких прорезей не имели. Резонаторные столбики были различной формы (111). Встречались бубны, имевшие столбики четырех различных форм (у якутов) (34). Иногда выступы на внешней стороне обода, образованные столбиками, прикрывались железными круглыми «шапочками», предохранявшими кожу бубна от разрывов. На внутренней стороне обечайки прикрепляли рукоять, за которую держали бубен, и скобки с подвесками; исключение составляли чукчи и эскимосы, у которых рукоять прикреплялась к внешней стороне бубна, снизу. Материалом для изготовления рукояти служило дерево (почти всегда береза), олений рог, моржовый клык, железо и иногда ремни. По форме рукояти представляли собой либо вертикальную пластину, либо крестовину (4).

Форма обечайки далеко не всегда бывает круглая. Как ни странно, у большинства народов бубны каплевидные. Это позволяет расширить диапазон звучания, но при этом усложняется процесс изготовления и эксплуатации. Круглый бубен прогревается равномернее и служит дольше. Овальный бубен звучит интереснее. Выбирайте сами.

Прежде чем натягивать на обод кожу, ее нужно замочить. Если не устраивать резонаторов, то можно натянуть кожу просто на обруч. В таком случае, вырезается круг или овал дублирующий форму обруча, но на 3-5см больше. По краям кожи делаются дырки, через которые протягиваются сырые ремни. Ремни равномерно перевязываются с обратной стороны бубна, образуя своеобразный каркас, который иногда используется как держатель. Когда все высыхает, кожа сжимается и сдавливает конструкцию, добавляя ей прочности.

Другой вариант – закрепить кожу гвоздями или скобами строительного степлера. Преимущество ремней в том, что при нагреве бубна над костром, ремни натягивают кожу сильнее и звук получается звонче. Однако без ремней пользоваться бубном удобнее. Можно закрепить кожу канцелярскими кнопками, через которые потом пробиваются гвоздики.

Важную роль играют изображения, наносимые на поверхность бубна. Очень часто бубен разрисовывают разными символами и изображениями, но не обязательно. В некоторых регионах Сибири, при изготовлении первого бубна, по указаниям шамана, его помощники наносили рисунки, передававшиеся по традиции от предков шамана; рисунки были строго определенны для каждого народа (111). Они были разной сложности: от простых кругов, повторявших форму бубна, до сложнейших композиций (алтайские и хакасские бубны) с большим количеством антропоморфных и зооморфных изображений, рисунков деревьев, небесных светил и т.д. Эти рисунки вскрывают одно из важнейших значений бубна как символа Вселенной. Мы видим среди них изображение плоской земли, окаймленной горами и морями, опрокинутого над ней куполообразного неба, упирающегося в края земли, и другие изображения, отражающие представления о Вселенной, о которых рассказывают устные мифы сибирских народов (алтайцы, кеты, селькупы) (165,170). Многие рисунки отражают значение бубна как символа ездового животного; обычно на обтяжке изображалось в этом случае животное (олень) или только его голова (111).

Тем не менее, в некоторых культурах бубны не разукрашивают (241). Раз и навсегда принятого для всех рисунка нет и каждый бубен индивидуален. Наносимые на него знаки варьируются от шамана к шаману (даже внутри одного рода). Скажем, алтайские шаманы рисуют на бубне изображение коня, а якуты – таинственные знаки, людей, богов и животных (241).

Наносить рисунок стоит только тогда, когда вы точно знаете, что должно быть на бубне зафиксировано. В большинстве случаев, это карта миров и областей, по которой путешествует шаман. Это его своеобразный компас и навигатор его путешествий. Кроме того, некоторые шаманы считают бубен самостоятельным живым существом и наносят на него символы, атрибуты и изображения этого существа (111).

Кеты считали фигуру, нарисованную на обтяжке бубнов, изображением шамана-предка, от которого владелец бубна унаследовал свой дар, а также отождествляли его с первым шаманом по имени Бангдэхып (Сын земли), женившимся на дочери небесного бога Еся (241).

Ненцы вырезали на рукоятках бубнов семь личин шаманских духов-предков, а ханты – глаза и рот духа бубна. У эвенков сам бубен символизировал голову: верхняя его часть называлась «макушка», нижняя – «подбородок», а резонаторы или отверстия под ними – «уши учителя шамана» (241).

Разрисовывать кожу бубна или покрывать резьбой ручку имеет смысл лишь настолько, насколько это для вас отражает волшебную картину мира. В рисунке каждый элемент, каждая линия должны иметь смысл.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.