Сделай Сам Свою Работу на 5

Внешняя политика СССР при Андропове и Черненко





Андропов пришел к власти в обстановке резкого ухудшения советско-американских отношений. В 1980 г. президентом США был избран Рональд Рейган, которого называли «носителем воинствующего антикоммунизма». В 1983 г. он публично назвал СССР «империей зла».
США вступили в активное противостояние с Советским Союзом в третьем мире, поддерживая антикоммунистические группировки в Афганистане, Анголе, Эфиопии, Никарагуа. На вооружение американской армии был принят стратегический бомбардировщик В-1, началось развертывание межконтинентальных ракет нового поколения — МХ.
Советское руководство особенно опасалось размещения в Европе новых американских ракет средней дальности. В 1982 г. Советский Союз предложил в случае отказа США от размещения «Першингов» сократить число своих ракет СС-20 в Европе до суммарного количества аналогичных ракет Англии и Франции (162 единицы), а остальные вывести в Сибирь. Однако американцы отвергли этот вариант, считая, что в случае необходимости вернуть ракеты из-за Урала будет гораздо проще, чем доставить их из-за океана. К тому же появление советских ракет в Азии, с точки зрения американцев, могло угрожать Японии и подтолкнуть к усиленному вооружению Китай.
СССР безуспешно пытался оказать давление на союзников США. Так, летом 1983 г. Андропов предупреждал канцлера ФРГ Гельмута Коля, что из-за «Першингов» «военная угроза для Западной Германии возрастет многократно, отношения между нашими двумя странами также обязательно претерпят серьезные осложнения. Что же касается немцев в Федеративной Республике Германии и в Германской Демократической Республике, им придется глядеть друг на друга через плотный частокол ракет».
В августе 1983 г. Москва предложила НАТО так называемый нулевой вариант, согласившись ликвидировать все свои ракеты сверх 162. Возможно, это открыло бы новые перспективы на переговорах, но случилось непредвиденное.
1 сентября советский истребитель сбил вторгшийся в воздушное пространство СССР южнокорейский пассажирский лайнер. Погибли 269 пассажиров. Летчик, по-видимому, принял Боинг-747 за американский самолет-разведчик, но санкцию на поражение цели дали из Москвы. Разразился колоссальный международный скандал. Американцы обвинили Кремль в сознательном расстреле пассажирского самолета. Советская сторона поначалу вовсе отрицала свою причастность к гибели лайнера…
В заявлении ТАСС от 2 сентября утверждалось, что «самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал и продолжал полет в сторону Японского моря». Лишь 7 сентября правительство СССР официально признало, что «Боинг» был сбит, но утверждало, что он нарушил воздушную границу СССР не случайно, а по заданию американской разведки.
Андропов обвинил администрацию США в том, что она провокационно использует инцидент с южнокорейским самолетом для организации беспрецедентной гонки вооружений. В ноябре 1983 г., после того как США реально приступили к размещению «Першингов» и крылатых ракет в Европе, СССР прервал переговоры и объявил о размещении в Европе дополнительных ракет СС-20 и отправке в океан советских подводных лодок с ядерным оружием на борту.
В свою очередь, Рейган принял решение о форсировании работ над стратегической оборонной инициативой (СОИ), известной также как программа «звездных войн». Речь шла о размещении в космосе противоракетного щита, который сделал бы Америку неуязвимой для советского ядерного оружия. Впоследствии специалисты установили, что технические возможности осуществления СОИ были, мягко говоря, сомнительными. Но в СССР эту идею восприняли тем более болезненно, что советская промышленность была не в силах создать что-либо подобное.
Г.Киссинджер писал: «Как минимум, провозглашение Рейганом программы СОИ уведомило советское руководство, что гонка вооружений, которую они столь отчаянно начали в 1960-е гг., либо полностью поглотит их ресурсы, либо приведет к американскому стратегическому прорыву».
Отношения между Западом и Востоком накалились до предела.
В 1984 г. СССР, а вслед за ним и другие социалистические страны бойкотировали проходившие в Лос-Анжелесе Олимпийские игры, ответив тем самым на американский бойкот предыдущей московской Олимпиады.







  1. Противоречивость духовной жизни общества. Идейный догматизм. Правозащитное движение. Диссиденты.

ДИССИДЕ́НТЫ в СССР, термин, применявшийся по отношению к советским гражданам, открыто противостоявшим действиям властей или проявлявшим иную общественную активность, не санкционированную властью.

Историю диссидентской активности принято вести от «дела» А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля. Арест в 1965 двух московских литераторов за публикацию на Западе своих произведений вызвал первую широкую кампанию общественного протеста. Еще до процесса, 5 декабря 1965, на Пушкинской площади в Москве прошел первый в советской истории правозащитный митинг с требованием гласности суда над ними. Суд, состоявшийся в феврале 1966, поднял новую волну протеста — на этот раз в виде индивидуальных или коллективных петиций, направленных в советские партийные, государственные и судебные органы. Молодой журналист А. И. Гинзбург составил документальный сборник, посвященный делу Синявского и Даниэля, который вскоре был опубликован за границей; последовал арест самого Гинзбурга и еще трех диссидентов. Протесты против арестов привели к новым репрессиям, но одновременно и к новому всплеску диссидентской активности.

С 1968 петиционные кампании перешли в новое качество: протестующие апеллировали уже не только к советским официальным органам, но и к общественному мнению, требуя соблюдения прав человека, гарантированных Конституцией СССР. К московским активистам протестного движения хлынул поток сообщений о самых разнообразных случаях нарушения этих прав. По этим материалам начал издаваться специальный машинописный информационный бюллетень — «Хроника текущих событий» (1-й выпуск «Хроники» датирован 30 апреля 1968, последний, 64-й — октябрем 1983). С возникновением «Хроники» акции протеста быстро приобрели черты общественного правозащитного движения.

Тематика правозащитных выступлений постоянно расширялась. Уже в 1967-1972 московские правозащитники освещают такие проблемы, как положение политических заключенных в СССР; борьба «репрессированных народов» за свои права; гонения на верующих; преследования за попытки политической деятельности; свобода эмиграции из СССР. Московские правозащитники установили тесные информационные связи с активистами национальных движений на Украине, в Литве, Латвии, Эстонии, Армении, Грузии. Не осталась за рамками их внимания и внешняя политика: одно из самых ярких выступлений правозащитников — «демонстрация семерых» — на Красной площади 25 августа 1968, сразу после вторжения войск стран Варшавского договора в Чехословакию.


Формы и методы правозащитного движения

Правозащитники не оформились в политическое движение, т. к. среди них были люди самых различных и даже противоположных взглядов. Однако некоторые из них объединялись в неполитические правозащитные ассоциации. Первой такой ассоциацией была Инициативная группа защиты прав человека в СССР, созданная 20 мая 1969. Правозащитное движение и его структуры стали своего рода информационным центром для целой совокупности общественных инициатив (национальных, религиозных, социально-политических и пр.), а также индивидуальных поступков, разнородных и разнонаправленных по своим целям и задачам. Общими рамками для них оставались некоторые принципиальные установки (ненасилие, гласность, апелляция к закону, реализация основных прав и свобод «явочным порядком»), а также используемые методы (петиции, адресованные в советские официальные инстанции; «открытые письма», обращенные к общественному мнению; неподцензурные периодические издания; распространение информации через самиздат и западные средства массовой информации; изредка — публичные акции). С конца 1960-х и до начала 1980-х гг. диссидентские формы независимой общественности абсолютно доминируют, оттесняя на периферию иные (например, подпольные) проявления оппозиционности.

Власти предпринимали серьезные усилия, чтобы прекратить рост диссидентской активности в стране. Сотни людей были подвергнуты разнообразным формам внесудебного давления (исключение из партии или комсомола, увольнение с работы и т. п.). Наиболее активных диссидентов арестовывали и приговаривали к различным срокам заключения; некоторые были отправлены на неопределенный срок в специальные психиатрические больницы. Активные диссиденты вынуждены были эмигрировать из СССР.

Вскоре после подписания Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе физик Ю. Ф. Орлов организует Общественную группу содействия выполнению хельсинкских соглашений в СССР (Московская хельсинкская группа, май 1976), положив начало новому этапу правозащитного движения. Вопрос о нарушениях прав человека в Советском Союзе приобретает международный резонанс и оказывает значительное влияние на политику «разрядки».

На Украине, в Литве, Грузии и Армении возникают собственные Хельсинкские группы. В Москве создаются новые правозащитные организации — Фонд помощи политзаключенным и их семьям (1974), Рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях (1977), Христианский комитет защиты прав верующих (1976) и др. Все более выраженный «диссидентский» оттенок приобретают различные проявления «второй культуры» (неофициальной культуры). Выходят независимые литературные, религиозные, философские, исторические, социально-политические журналы, альманахи, сборники. Широкое распространение в литературной среде получает практика публикаций на Западе («тамиздат»).

К началу 1980-х диссидентская активность, равно как и общественный интерес к диссидентам, заметно снизились. Приток новых активистов уже не мог компенсировать их убыли из-за продолжающихся репрессий, эмиграции и отхода от систематической правозащитной работы. В январе 1980 академик А. Д. Сахаров был без суда сослан в г. Горький. Осенью 1982 оставшиеся на свободе три члена Московской хельсинкской группы объявили о самороспуске; осенью 1983 было прекращено издание «Хроники текущих событий»; в 1984 был вынужден отказаться от открытых форм деятельности Фонд помощи политзаключенным. Большинство других диссидентских ассоциаций, а также редакций самиздатских журналов к этому моменту уже было разгромлено или свернуло свою деятельность. В 1986-1987 гг. в условиях перестройки началось освобождение политических заключенных. Деятельность советских диссидентов сыграла огромную роль в демократизации общества.

  1. Нарастание застойных явлений в экономике СССР во второй половине 70-х – начале 80-х годов.

Реформы А. Н. Косыгина не были формально прекращены, но уже во второй половине 70-х гг. мало что в экономике СССР соответствовало провозглашенным в сентябре 1965 г. принципам социалистического хозрасчета. Хотя Косыгин по-прежнему оставался вплоть до октября 1980 г. председателем Совмина, он уже не определял направление экономического развития СССР. Ряд внешнеполитических и внутриэкономических обстоятельств позволил консервативному большинству в Политбюро отказаться от реформ, которые к этому времени буксовали в силу отсутствия политических преобразований.

В 1960 г. на таежной реке Конде, недалеко от деревни Ушья была обнаружена нефть. 22 июня 1960 г. мощный фонтан обозначил появление Шаимского месторождения. В 1964 г. было принято решение о его эксплуатации, что стало отправной точкой в промышленной добыче нефти в Тюменской области. В 1980 г. она составила в Западной Сибири уже 315 млн т, т.е. более 50% от всего производства нефти в СССР. Эксплуатация новых богатейших нефтяных месторождений в СССР совпала с мировым энергетическим кризисом 70-х гг. Обострившаяся обстановка на Ближнем Востоке вследствие арабо-израильской войны 1973 г. привела к скачку цен на нефть. Советский Союз получил возможность увеличить экспорт своей нефти в обмен на твердую валюту. Если в 1960 г. доля нефти и нефтепродуктов в советском экспорте составляла 11-12%, то в 1975 г. уже 24,6%, а в 1981 г. - 37,9%. Нефтедоллары позволяли решить многие из социальных проблем, стоявших перед страной, не прибегая к радикальным экономическим и политическим реформам.

В указанный период определенное значение также имел экспорт якутских алмазов, месторождения которых были разведаны еще в 50-е гг., а промышленная добыча началась на рубеже 60-70-х гг.

События в Чехословакии в 1968 г. побудили советское руководство усилить контроль над проводившимися экономическими реформами в СССР. В новых условиях возможным становился и сам отказ от реформ.

В промышленности в 70-е гг. акцент переносится на освоение и развитие территориально-производственных комплексов (ТПК): Западно-Сибирского по добыче и переработке нефти, Павлодар-ско-Экибастузского и Канско-Ачинского по добыче угля, Саяно-Шушенского и Братско-Усть-Илимского по обработке алюминия и цветных металлов и др. Летом 1974 г. ЦК КПСС принял постановление "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". Трасса БАМа протяженностью около 3200 км связала в 1974-1984 гг. ТПК Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Ускоренными темпами развивалась энергетика СССР. В строй были введены новые мощности Чернобыльской, Курской, Белоярской, Армянской, Билибинской АЭС, построено несколько новых атомных станций. За десятую пятилетку выработка электроэнергии атомными электростанциями увеличилась в 3,6 раза. При этом ввод новых реакторов опережал разработку защитных систем (Чернобыль), а решение о строительстве АЭС принималось без учета сейсмологических особенностей местности (Армения, позднее Крым). Значительное увеличение производства электроэнергии пришлось на гидро-электростанции. Единая энергетическая система объединила каскады гидроэлектростанций на Днепре, Волге, Каме, Ангаре и Енисее. В энергетике, как и в топливно-сырьевом комплексе, была сделана ставка на экстенсивный путь развития. Доля топливно-сырьево-го экспорта из СССР поднялась за 1960-1985 гг. с 16,2 до 54,4%.

Валютные поступления позволяли снизить социальную напряженность в обществе, сгладить последствия кризиса в легкой промышленности. В 1976 г. XXV съезд КПСС окончательно закрепил приоритетное положение оборонной промышленности, энергетики и сельского хозяйства в дотационных программах экономического развития страны. На долю остальных отраслей приходилось значительно меньше инвестиции, и выход из кризиса предполагался с помощью отраслевых реформ. В 1973 г. была произведена реорганизация "среднего звена" управления промышленности. Согласно постановлению 2 марта 1973 г. СМ СССР и ЦК КПСС "О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленности" основным звеном управления стали производственные и научно-производственные объединения (НПО), а средним звеном - промышленные объединения. К 1980 г. в промышленности действовало около 4 тыс. НПО. Они выпускали 46% всей продукции и объединяли 18 тыс. производств и предприятий. В рамках НПО реализовалась техническая цепочка "исследование-освоение-производство".

Наиболее успешно эта программа была реализована в Ленинграде. Первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Г. В. Романов в 1970-х гг. даже назывался в качестве возможного "наследника" перенесшего инсульт Л. И. Брежнева. Ленинградская область стала образцово-показательной также и в других реализовавшихся в это время реформах отраслевого управления. В первую очередь следует упомянуть реформы в сельском хозяйстве, где по примеру промышленности стали формироваться аграрно-промышленные объединения (АЛО). В результате к началу 1980-х гг. Ленинградская область полно-стью обеспечивала себя куриным мясом, молоком и молочными продуктами, яйцами, при этом уровень производительности труда (надои молока и т. д.) был сопоставим с западноевропейским. Также в этот период в Ленинграде была реализована программа реформы профессионально-технического обучения, согласно которой формировалась устойчивая цепочка ПТУ-завод, обеспечивающая постоянный приток квалифицированных кадров в ленинградскую промышленность. К сожалению, опыт наиболее последовательных преобразований в Ленинградской области не был реализован в масштабах всей страны, а сам Г. В. Романов скоро увяз в партийно-номенклатурной борьбе за руководящее положение в партии.

Вместе с тем в СССР в 70-е гг. были сделаны еще несколько попыток отраслевых реформ. В строительной промышленности наибольшую известность получили новые формы организации труда, предложенные Николаем Злобиньш. Его бригада внедрила в практику хозяйственный расчет, получивший название бригадного расчета в строительстве. Он заключался в сокращении сроков строительства, что уменьшало себестоимость работ и повышало прибыль, которая частично распределялась строите-лям. В конце 70-х гг. около 1/3 строительных и монтажных работ производилось на основе бригадного расчета. Схожие варианты хозрасчета и бригадного подряда были реализованы в других отраслях народного хозяйства. Вместе с тем рост производительности, наблюдавшийся в тех отраслях, где осуществлялся эксперимент, тормозился из-за несоответствия между высокой зарплатой и реальной покупательной способностью заработанных средств. Зачастую возросшие денежные доходы оседали на счетах сберегательных касс, не воплощаясь в реализованные потребности. Возможности приобретения индивидуальной машины на трудовые доходы или же кооперативной квартиры, мебели и других продуктов потребления 'были ограничены. Это приводило в конечном счете к падению заинтересованности в результатах труда и, следовательно, к снижению темпов роста уровня производительности труда. Застойные явления в промышленности становятся преобладающими.

Сложная ситуация сложилась в сельском хозяйстве, которое становилось все более дотационным. За исключением ряда черноземных районов, Белоруссии и отчасти территорий, примыкавших к городам-гигантам, для сельского хозяйства было характерным кризисное состояние. В конце 60-х - на-чале 80-х гг. в СССР было 8 неурожаев (1969, 1972, 1974, 1975, 1979, 1980, 1981 и 1984), усугубленных потерями при перевозке и хранении. Кадровые перемены и частичные реформы не решали стоявших перед аграрным сектором проблем. При курировавшем сельское хозяйство с 1978 г. М. С. Горбачеве производство зерна уменьшилось с 237 млн т до 173 млн т в 1984 г.

Эффективность сельского хозяйства неуклонно падала, и правительство шло на увеличение импорта. В 1979 - 1984 гг. в страну ввозилось около 40 млн т продовольствия ежегодно. Ситуацию усугубляли претенциозные программы выращивания риса на Кубани (секретарь обкома КПСС Медунов) и хлопка в Узбекистане (секретарь узбекской компартии Рашидов), ликвидации неперспективных деревень. Увеличение капиталовложений в сельское хозяйство в 70-е гг. не давало видимого эффекта. Большинство дотаций были безадресны и доставались часто по протекции, как это произошло со Свердловской областью, зачисленной благодаря первому секретарю Свердловского обкома Б. Н. Ель-цину в зону Нечерноземья России.

Многочисленные провозглашенные реформы и программы так и остались лишь декларативными документами. Не смогла изменить ситуацию и широко освещавшаяся "Продовольственная программа-82", принятая в 1982 г. Все, как и раньше, сводилось к увеличению дотаций, списыванию долгов, к поставкам машин и тракторов.

Кризисное состояние сельского хозяйства и большинства отраслей легкой промышленности вело к усилению теневой экономики. Этому же способствовало увеличение потока импортных товаров в ус-ловиях сохранения централизованной распределительной системы. Магазины "Березка", "Внешпосыл-торг" стали символами конца 70-х гг. При этом значительная часть товаров проходила мимо этих и других, спецмагазинов, так как товары превышенного спроса являлись предметом злоупотреблений и спекуляций.

Широкомасштабная спекуляция требовала определенных гарантий, прикрытия нелегальной деятельности, что приводило к сращиванию государственных структур и спекулятивного капитала, к коррупции. Одновременно значительная часть населения по-прежнему довольствовалась товарами отечественного производства, зачастую при покупке отстаивая значительные очереди или же приезжая из-за них в Москву и другие крупные города. Символом продовольственного дефицита в конце 70-х гп стали так называемые "колбасные поезда". Люди из соседних с Москвой областей для покупки колбасы и других мясопродуктов были вынуждены выезжать в столицу, переполняя вагоны пригородных электричек. Подобная ситуация наглядно демонстрировала состояние как сельского хозяйства, так и в целом советской экономики (в том числе торговой сети) на рубеже 70-80-х гг.

  1. Попытки реформирования советской экономики в середине 60-х годов, причины неудачи.
  1. Реформаторская деятельность Н.С. Хрущева, причины краха его политической карьеры.
  2. Меры по преодолению культа личности Сталина.
  3. Начало десталинизации советского общества.Линия Г,М, Маленкова на изменение приоритетов в экономической и политической жизни страны.
  4. Общество и власть после Великой Отечественной войны.
  5. Восстановление народного хозяйства СССП в послевоенный период: достижения, трудности, противоречия.
  6. Изменение геополитического положения в мире после второй мировой войны. Развитие и противостояние двух политических систем.
  7. Факторы победы советского народы в Великой Отечественной войне.
  8. Изменение социально-экономической и политической ситуации в стране в годы ВОВ.
  9. Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Неудачи Красной армии в начальный период и их причины.

22 июня 1941 г. фашистская Германия со своими союзниками обрушила на Советский Союз тщательно подготовленный удар. Мирный труд советских людей был прерван. Наступил новый период в жизни советского государства - период Великой Отечественной войны.

Цели и характер Великой Отечественной войны.

Германия в этой войне преследовала следующие цели:

- классовые - уничтожение СССР, как государства, и, коммунизма, как идеологии;

- империалистические - достижение мирового господства;

- экономические - ограбление национальных богатств СССР;

- расистские, человеконенавистнические - уничтожение большей части советского народа и превращение оставшихся в рабов.

Целями Великой Отечественной войны СССР были:

- защита Отечества, свободы и независимости Родины;

- оказание помощи народам мира в освобождении от фашистского ига;

- ликвидация фашизма и создание условий, исключающих возможность агрессии с немецкой земли в будущем.

Из целей войны закономерно вытекал ее характер. Со стороны Германии это была война несправедливая, захватническая и преступная. Со стороны СССР - освободительная и справедливая.

Периодизация Великой Отечественной войны.

Июнь 1941 г. - ноябрь 1942 г. - период мобилизации всех сил и средств на отпор врагу.

Ноябрь 1942 г. - декабрь 1943 г. - период коренного перелома в войне.

Январь 1944 г. - май 1945 г. - период победоносного завершения войны в Европе.

С 8 августа по 2 сентября 1945 г. - период разгрома милитаристской Японии.

Причины поражений Красной Армии в первый период войны:

- грубые просчеты руководства страны в оценке реальной военной обстановки;

- недостаточная профессиональная подготовка значительной части командных кадров Красной Армии;

- ослабление обороноспособности страны и боеспособности Красной Армии необоснованными репрессиями против руководящих кадров вооруженных сил страны;

- просчеты военно-стратегического характера;

- преимущество Германии перед СССР в экономическом потенциале;

- существенный перевес Германии в собственно военном отношении. Ее армия была полностью отмобилизована и развернута, оснащена современными средствами борьбы, имела двухлетний опыт ведения боевых действий. Вместе с тем, в Советской армии не закончилась работа по ее техническому оснащению. Соотношение сил накануне войны.

Германия и ее союзники: 190 дивизий (153+37)=5,5 млн. чел., 4300 танков, 4500 самолетов, 47 тыс. орудий и минометов и 192 корабля основных классов. Союзники Германии: Венгрия, Румыния, Финляндия, Италия, Словакия. СССР: 179 дивизий=3 млн. чел., 8800 танков, 8700 самолетов, 38 тыс. орудий и минометов. Флоты Советских вооруженных сил насчитывали в своем составе 182 корабля основных классов и 1400 боевых самолетов.

И хотя в танках и авиации Советские войска имели превосходство, в качественном отношении все-таки уступали противнику.

Стратегия германского наступления.

В соответствии со стратегией «молниеносной» войны предусматривалось вторжением мощных группировок танковых соединений и авиации, во взаимодействии с сухопутными войсками, наступая в направлении Ленинграда, Москвы и Киева, окружить и уничтожить основные силы советских войск приграничных округов, в течение 3-5 месяцев выйти на линию Архангельск - р. Волга - Астрахань. Для решения этой задачи были созданы несколько армейских групп. Группа армий «Север» наступала в направлении Прибалтики, Пскова и Ленинграда. Командующий - фельдмаршал В. фон Лееб. Группа армий «Центр» действовала по линии Белосток, Минск, Смоленск, Москва. Командующий - фельдмаршал Ф. фон Бок. Группа армий «Юг» наносит удар по Западной Украине, захватывает Киев, затем наступала на Харьков, Донбасс, Крым. Командующий - фельдмаршал Г. фон Рунштедт. Немецкая армия Норвегия действовала в направлении Мурманска. В боевые действия включились также две румынские армии и венгерский армейский корпус.

Мобилизационные мероприятия.

А) Создание высших органов управления обороной страны.

23 июня 1941 г. - создана Ставка Главного Командования, которая 8 августа преобразовывается в Ставку Верховного Командования. В ее состав вошли нарком обороны Тимошенко (председатель), начальник генштаба Жуков, Сталин, Молотов, Ворошилов, Буденный, Кузнецов. В стране объявлена всеобщая мобилизация, на всей европейской части было введено военное положение.

30 июня 1941 г. - образован Государственный Комитет Обороны (ГКО), наделенный всей полнотой государственной, военной и партийной власти. В него вошли Молотов, Ворошилов, Маленков, Берия, Каганович, позднее введены Вознесенский, Микоян, Булганин. Председателем ГКО стал Сталин. Кроме того, 19.07 он занял пост наркома обороны, а 8.08 принял должность Верховного Главнокомандующего РККА и ВМФ.

Б) Директивное письмо СНК и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 г. Письмо предписывало порядок:

- обеспечения работы тыла для фронта;

- организацию сопротивления на оккупированной территории.

3 июля 1941 г. - обращение Сталина к народу по радио, где впервые было открыто заявлено о смертельной угрозе, нависшей над страной, и содержался призыв ко всем гражданам страны спасти Отечество.

В трудной обстановке вынужденного отхода наших войск, политбюро ЦК ВКП(б) и Ставка Верховного Главнокомандования выдвинули главную задачу - организовать стратегическую оборону, чтобы измотать и остановить фашистские войска, провести эвакуацию населения и промышленности в глубь страны, подготовить условия для перелома в ходе войны.

  1. Экономика СССР в предвоенный период. Меры советского государства по укреплению обороны страны: достижения и просчеты.

"Великий перелом" конца 20-начала 30-х гг. привел к формированию в СССР особой социально-экономической системы, получившей название "государственного социализма".

Характерные черты экономики “государственного социализма”:

формальное обобществление труда и производства;

полное огосударствление производства;

ликвидация частной собственности;

тоталитарный характер государства;

однопартийная система.

Экономика "государственного социализма" со свойственной ей административно-командной системой управления способствовала становлению своеобразного типа воспроизводства. Его главная задача – форсированная индустриализация народного хозяйства – решалась ускоренным развитием промышленных средств производства за счет всех остальных сфер экономики. Производство средств производства, в свою очередь, было направлено прежде всего на развитие военного потенциала, необходимого для "выживания" нового строя, его противостояния капиталистическому окружению, а также для оказания помощи возможным революционным выступлениям рабочего класса Запада. Такая ориентация вполне соответствовала традиционному для страны мобилизационному типу экономического роста со всеми присущими ему признаками, а именно – преобладанием политических факторов над экономическими, увеличением бюрократического аппарата, усилением эксплуатации собственного народа, существованием системы компенсаций.

В 30-е гг. принципы директивности и централизма в планировании стали преобладающими. Вместо 50 отраслей (как в годы первой пятилетки) на 1933-1937 гг. детальные планы получили 120 отраслей промышленности. Другой отличительной чертой этого периода стало снижение темпов индустриализации, среднегодовые темпы прироста промышленной продукции определялись в 13-14 % при опережающих темпах роста производства предметов потребления. Кроме этого началась разработка заданий по освоению новой техники и технологий. В плане появился раздел технико-экономических показателей. Планировалось расширение сети научно-исследовательских институтов, подготовки научных кадров. Вместе с тем второй пятилетний план закреплял практику хозяйствования, сложившуюся в годы первой пятилетки. Он ориентировал экономику на количественный рост, не уравновешивая материальные и денежные потоки. Финансовый баланс страны, разработанный Госпланом, представлял собой не государственное задание народному хозяйству по объему и скорости оборота денежных ресурсов, а "обсчет" в денежном выражении уже сформированных расходов на капиталовложения, рост оборотных средств и т.д. Вторая пятилетка отличалась от первой более высоким уровнем выполнения плановых заданий, хотя по натуральным показателям и этот пятилетний план не был выполнен. Национальный доход увеличился в 2,1 раза, валовая продукция промышленности – в 2,2; сельского хозяйства – в 1,5 раза. Более 80 % промышленной продукции в 1937 г. было получено с новых или полностью реконструированных предприятий.

Третий пятилетний план продолжал линию на детализацию и конкретизацию планирования, дальнейшее расширение его объектов. Возрос масштаб работ по составлению материальных балансов, причем их разработка велась методом многовариантного планирования. На 1941 г. впервые был составлен подробный технический план, предусматривавший конкретные мероприятия по ускорению технического прогресса в ведущих отраслях промышленности. Объектом плановой работы становилась деятельность научных учреждений. В этом пятилетнем плане намечалось значительное повышение производства на душу населения, рост технической вооруженности народного хозяйства и производительности труда, соблюдение эффективной пропорциональности в экономике. В соответствии с международной обстановкой значительные средства планировались на укрепление оборонной мощи страны. За три года пятилетки удельный вес расходов на оборону в государственном бюджете вырос с 18,6 % до 32,6 %. Третий пятилетний план вновь предусматривал первоочередное развитие тяжелой промышленности. Особое значение получала химическая промышленность, не случайно сама пятилетка получила название пятилетки химии и специальных сталей. Однако выполнение третьей пятилетки грубо нарушалось, а начало войны оборвало ее реализацию.

Главным итогом предвоенного развития СССР стало его превращение из крестьянской страны в мощную индустриальную державу, занявшую второе место в мире после США по объему национального дохода и выпуску промышленной продукции. Бесспорно, что в мобилизации материальных и трудовых ресурсов на коренное преобразование экономики огромную роль сыграло планирование. Но, как показала практика, пятилетний план так и не стал основным звеном в системе планирования, поскольку объективная логика развития народного хозяйства оказывалась в противоречии с установками партии в каждый конкретный период. Экономика страны продолжала испытывать объективно существующие циклы и колебания. А это не соответствовало стремлению руководителей страны заложить в пятилетние планы принцип постоянного и неуклонного роста производства, якобы присущего только социалистической экономике, что приводило к неизбежному волюнтаризму при решении хозяйственных задач.

Опережение реальных условий экономического роста в угоду политическим интересам требовало поиска дополнительных источников финансирования.

Источники финансирования индустриализации СССР:

Традиционные:

доходы от лёгкой промышленности;

экспорт сырья и продовольствия;

доходы от сельского хозяйства.

Нетрадиционные:

энтузиазм трудящихся (стахановское движение);

конфискационное налогообложение частных предпринимателей;

ограничение потребления (рост цен, принудительные займы);

труд заключённых (система ГУЛАГа).

Действие мобилизационной системы проявилось и в попытках государственного контроля жизни всего населения. В конце 1932 г. была введена система внутренних паспортов и прописки, ограничивающая свободу передвижения людей. Было объявлено о запрете на увольнение рабочих по собственному желанию, принят ряд законов, направленных на укрепление трудовой дисциплины. С августа 1929 г. вводилась так называемая "непрерывка" – четыре дня рабочих, а пятый – выходной, который приходился на любой день недели. Отменена она была лишь в 1940 г. Практически все население было вовлечено в идеологизированную систему, находящуюся под контролем партийно-государственной номенклатуры.

Ускоренное индустриальное развитие, а также присоединение в 1939 г. Западной Украины и Западной Белоруссии, а в 1940 г. – прибалтийских государств, Бессарабии и Северной Буковины содействовали значительным изменениям в структуре экономики. В стране было создано мощное угольно-металлургическое производство на Урале и в Кузбассе, начал осваиваться новый нефтедобывающий район между Волгой и Уралом ("Второе Баку"), были проложены новые железнодорожные магистрали, на присоединенных территориях создавались крупные промышленные и земледельческие хозяйства. Начавшаяся война в Европе выдвинула на первый план проблему вооруженных сил. Однако в ее решении были допущены серьезные ошибки, связанные в том числе с советско-германскими отношениями, с кадровой перестройкой в армии и с ее техническим оснащением, которые привели к просчетам, особенно в начальный период войны.

  1. Внешняя политика советского государства в предвоенный период. Оценка Советско-германских переговоров в 1939 году.

1923 — создан Главный концессионный комитет

1924 — дипломатические отношения с Великобританией. Письмо Зиновьева

Пекинский договор (1925)

Берлинский договор (1926)

Коминтерн

1929 — Хабаровский протокол

1932 — Договор о ненападении между Польшей и Советским Союзом, Советско-французский пакт о ненападении

1933 — дипломатические отношения с США.

1934 — вступление в Лигу Наций.

1935 — присоединение к Шпицбергенскому трактату, франко-советский договор о взаимопомощи

1936 — Конвенция Монтрё о статусе проливов; против СССР заключён Антикоминтерновский пакт

Хасанские бои (1938)

1939 — Бои на Халхин-Голе, Советско-германские договоры 1939, Польский поход РККА

1939—1940 — Советско-финская война, исключение из Лиги Наций

1940 — Присоединение Прибалтики к СССР, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.