Сделай Сам Свою Работу на 5

Пугачевщина, ее влияние на развитие России.





В 60-70 гг. XVIII в. по стране прокатилась волна антифеодальных восстаний крестьян, казаков, приписного и работного люда. Основной причиной выступлений стал рост недовольства народа деятельностью верховной власти. Серия указов 60-х г. превратила крестьян в бесправных рабов (усиление барщины, рост денежного оброка). В августе 1773 г. – донской казак Пугачев объявил лидерам яицких казаков, что он – уцелевший император Петр III. 17 сентября 1773 г. манифест, жалующий казаков землями, лугами, беспошлинной рыбной ловлей, деньгами и пр.

На первом этапе (сентябрь 1773 – март 1774) казацкое восстание переросло в крестьянскую войну: отряд из 200 человек стал 30-50-тысячной армией с артиллерией. На этом этапе более 20 крепостей перешли на сторону восставших. В начале октября началась 6-месячная осада Оренбурга. В сражение под Татищевой крепостью 22марта 1774 г. восставшие потерпели поражение.

Второй этап (апрель – июль 1774 г.) после ряда боев на Среднем Урале восставшие двинулись по Каме на Казань. В начале июля 1774 г. подступили к Казани и овладели ею. Но в разгар боя к городу подошли гос. войска. Сражение закончилось поражением восставших. Третий период начался после поражения под Казанью и перехода Волги (июль 1774 – 1775). Война охватила все Поволжье. Под напором правительственных войск Пугачев отошел на юг. Под Царицыным восставшие были разгромлены, их предводитель попытался прорваться на Яик, но был схвачен яицкими казаками и передан властям. 10 января 1775 г. Е.И. Пугачев был казнен на Болотной площади в Москве.



Пугачевщина способствовала ряду реформ: был создан Кабинет министров, резко увеличилось количество губерний. Дана жалованная грамота дворянству. Дана жалованная грамота городам. Реформы укрепили абсолютизм в России.

  1. Александр 1. Попытки преобразований.

Вариант 1

Предпосылки и трудности реформ. Принимая в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. власть над огромной державой, новый царь ясно понимал, что она нуждается в преобразованиях. Два ключевых вопроса, которые России предстояло решать в XIX в., были поставлены в повестку дня уже в начале столетия, — о крепостном праве и о самодержавии. Молодой А. С. Пушкин («увижу ль, о друзья! народ неугнетенный и рабство, падшее по манию царя, и над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец прекрасная заря?»), в сущности, шел по стопам молодого Александра: «Есть только абсолютная власть, которая творит все без разбора... Хлебопашец унижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены». Крепостничество и самодержавие («барство дикое» и «деспотизм») казались императору, воспитанному на идеях Просвещения, опасным и вредным анахронизмом. Он говорил о конституции, даровании свободы крестьянам, просвещении народа и — при всей неискренности, свойственной его натуре, — скорее всего, говорил искренно.
Но был ли Александр I готов к осуществлению этих планов? Готово ли было общество? Большинство историков на эти вопросы отвечают отрицательно. Личные качества царя — осторожность, усиливавшийся с годами мистицизм, склонность к актерству, равнодушие к судьбам сподвижников — плохо соответствовали требованиям, которые история предъявляет к монарху-реформатору. Что касается общества, то Александру I не раз приходилось отступать под давлением преобладавших консервативных настроений. Он получил престол в результате дворцового переворота, о котором он знал и жертвой которого стал его отец — император Павел I. Убит заговорщиками был и его дед император Петр III. Знаменитая фраза французской писательницы Ж. де Сталь о форме правления в России как о «самовластии, ограниченном удавкой», не казалась Александру I нелепой абстракцией или злобным преувеличением. Он знал, что конституционные замыслы, планы освобождения крестьян воспринимаются дворянской массой как намерение «возжечь бунт», «вручить оружие на истребление дворян». Императору докладывали о едва ли не всеобщем ликовании по поводу отставки его ближайшего помощника М. М. Сперанского: «Как не сделать примерного наказания — Сперанского не повесить?! О, изверг! Чудовище! Неблагодарная, подлая тварь!» — и он отступал. Реформы шли рывками, то ускоряясь, то замирая — в зависимости от настроения царя, разрывавшегося между желанием что-то изменить и стремлением сохранить сложившееся положение между Сперанским и Аракчеевым. Но трудности были связаны не только и не столько с личными особенностями Александра I. Существовали объективные противоречия: между намерением ограничить самодержавие и необходимостью сделать это при помощи самодержавного государства; между желанием освободить крестьян и невозможностью задеть при этом интересы дворянства; между потребностью в реформах и опасностью социального взрыва, вызванного реформами.
В преобразованиях царствования Александра I выделяют несколько этапов.
1801—1803гг. Этот этап связан с деятельностью Негласного комитета, не имевшего официального статуса кружка молодых друзей царя П. А. Строганова, Н. Н. Новосильцева, В. П. Кочубея и А. Чарто-рыйского. Обсуждались три вопроса — крестьянский, о реформах государственного аппарата и о мерах в области просвещения:
— указ о «вольных хлебопашцах» (1803) разрешил помещикам отпускать на волю крестьян с землей и за выкуп (этим указом смогли воспользоваться не более 0,5% крепостных);
— в 1802 г. вместо коллегий были учреждены восемь (позднее двенадцать) министерств. Министров назначал царь, вводился принцип единоначалия, призванный повысить эффективность центральных органов управления;
— указом 1803 г. вводилась единая система учреждений образования: одноклассные сельские училища, трехклассные уездные училища, шестиклассные губернские гимназии, университеты. Устав 1804 г. давал университетам широкую автономию, запрещал властям и полиции вмешиваться в дела университетов;
— в 1804 г. был принят самый либеральный в истории России цензурный устав.
С осени 1803 г. значение Негласного комитета стало падать, в 1805—1807 гг. внимание царя занимали главным образом внешнеполитические проблемы (войны с Наполеоном).
1809—1812 гг. Этот этап связан с деятельностью Сперанского, занявшего должность статс-секретаря и своим возвышением обязанного лично монарху (в отличие от «молодых друзей» начала царствования, Сперанский, происходивший из семьи сельского священника, не имел никаких связей в высшем свете). По проекту Сперанского, которого лицейский однокашник Пушкина М. А. Корф назвал «светилом русской администрации», предполагалось:
— осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
— создать систему представительных учреждений — выборных волостных, окружных, губернских дум, которую венчала бы Государственная дума, высший законодательный орган страны;
— функции высшей судебной инстанции передать Сенату;
— уточнить функции и порядок деятельности министерств, усилить их ответственность как высших органов исполнительной власти;
— учредить Государственный совет — совещательный орган при императоре, связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи;
— у императора оставалась вся полнота исполнительной власти, он обладал исключительным правом законодательной инициативы, мог распускать Государственную думу, назначал членов Государственного совета;
— разделить все население России на три сословия — дворянство, «среднее состояние» (купцы, горожане, государственные крестьяне), «народ рабочий» (крепостные крестьяне, прислуга, мастеровые). Все сословия обретали гражданские права, а первые два — политические права (в частности, избирательное право).
Вопрос об отмене крепостного права не рассматривался, реформу предполагалось завершить к 1811г. Из предложенных Сперанским мер осуществлена была одна — в 1810 г. создан Государственный совет. Сам Сперанский в начале 1812 г. был сослан в Нижний Новгород. Сопротивление дворянства и чиновничества проектам «выскочки-поповича» было действительно ожесточенным. Сыграла роль и «Записка о древней и новой России», поданная историком Н. М. Карамзиным сестре императора Екатерине Павловне: «Всякая новость в государственном порядке есть зло...» — говорилось в ней.
1818—1820 гг. Это были последние попытки обсуждения крестьянского вопроса и вопроса о государственном правлении:
— в 1818 г. царь поручил Н. Н. Новосильцеву разработать конституцию для введения ее в России. К 1820 г. была готова Уставная грамота Российской империи. Согласно этому проекту, Россия становилась федерацией, вводились гражданские права и свободы и ограниченное народное представительство. Учреждалась конституционная монархия;
— в 1818 г. Александру I был подан подготовленный по его поручению проект отмены крепостного права. Его разработал ближайший сподвижник последнего десятилетия его царствования А. А. Аракчеев.
Оба проекта остались секретными, к их реализации Александр I даже не приступил. •_ В 1820— 1821 гг. восторжествовал реакционный курс, обычно называемый аракчеевщиной. С планами реформ было покончено. Помещикам подтвердили право ссылать крестьян в Сибирь. Расширялись военные поселения, созданные в 1815—1819гг. Поселяне должны были соединять военную службу с земледельческим трудом. Муштра на плацу дополнялась мелочным надзором начальников, следивших за пахотой и севом. Военные поселения стали своеобразным символом последнего периода царствования Александра I, все более замыкавшегося в себе, отдалившегося от повседневных забот, «подернутого каким-то нравственным туманом». 19 ноября 1825 г. царь умер.
25 декабря члены Северного тайного общества привели солдат на Сенатскую площадь, требуя конституцию, представительное правление, гражданские свободы, — то, о чем мечтал при вступлении на престол Александр I. Это совпадение не случайно. Среди важнейших предпосылок возникновения тайных обществ реформаторские замыслы власти занимали далеко не последнее место. «Не мне их судить», — будто бы произнес Александр I, получив информацию об антиправительственном заговоре. Отказ от преобразований породил раскол между передовым обществом и властью — раскол, ставший одним из важных факторов российской истории XIX и XX вв.





Вариант 2.

Александр I, сменивший на российском престоле отца, считается одним из самых загадочных представителей династии Романовых. Даже сама смерть его окутана тайной. Современники и потомки по-разному оценивали личность Александра I . Одни были склонны видеть в нём реформатора, победителя Наполеона, странника, раскаивающегося христианина, либерала. Другие - солдафона, пустого мечтателя, отцеубийцу. Начало царствования Александра не могло не казаться прекрасным. Молодой царь был преисполнен любви к возвышенным идеалам свободы, равенства и братства. Его первыми действиями была отмена наиболее одиозных распоряжений Павла I, амнистия осужденным, возвращение опальных вельмож и чиновников, восстановление в полном объеме Жалованной грамоты дворянству, ликвидация запретов на ввоз иностранных книг и на выездза границу. В области внешней политики России вновь произошел крутой поворот - восстановлен союз с Англией, что автоматически привело к обострению отношений с Францией. Но особый вес получил созданный в июне 1801 г. Негласный комитет. На заседаниях Негласного комитета обсуждались проблемы, связанные с социально политическими преобразованиями в стране. В 1802-1811 гг. была проведена подготовленная Не- гласным комитетом министерская реформа. Коллегиальное управление сменилось единовластием министров, руководивших ведомствами через свои канцелярии. Больших успехов достигло в эти годы правительство на попритце народного просвещения. К 1812 г. в России было 47 гимназий, 210 уездных и 671 приходское училище. В правление Александра I были основаны почти все дореволюционные университеты, созданы привилегированные средние учебные заведения-лицеи: в 1811 г. -Царскосельский, в 1817 г. - Ришельевский (позднее Одесский университет), в 1820г. — Нежинский. Устав 1804 г. давал университетам широкую автономию (выборность ректора и профессуры, невмешательство администрации в дела университетов и др.). В 1804 г. был издан и первый цензурный устав. В нем говорилось, что цензура вводится "не для стеснения свободы мыслить и писать, а ... для принятия пристойных мер против злоупотребления оною". Проводя осторожную политику лавирования, Александр I оставался непреклонным в осуществлении своих целей. Его не оставляло желание продолжать преобразовательскую деятельность. Стремясь найти надежных помощников, Александр I бросил вызов аристократическим кругам приблизив к себе двух незнатных, но разделявших его политические взгляды чиновников. Первым был А.А. Аракчеев, ставший в 1808 г. военным министром, вторым — М.М. Сперанский. В конце 1808 г. Александр поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования. План Сперанского (законченный в октябре 1809 г.) предусматривал при сохранении самодержавия преобразовать государственное устройство на основе принципа разделения властей. Вся полнота власти должна была принадлежать императору. При нем предполагалось создать совещательный орган - Государственный совет из назначаемых царем лиц. Высшим представительным органом предполагалось стать избираемой Государственной думе, наделенной правом законодательной инициативы Высшую исполнительную власть должны были осуществлять министерства, назначаемые царем. Сенат, из назначаемых императором лиц, предполагался как высшая судебная инстанция. Александр I признал проект Сперанского, однако он встретил упорное сопротивление сенаторов, министров, высших чиновников, считавших проект слишком радикальным и опасным. Царь пошел навстречу правящим кругам - проект не был реализован. Единственным мероприятием, связанным с планом Сперанского, явилось упреждение 1 января 1810 г. Государственного совета. Другим проектам Сперанского повезло больше. В апреле 1809 г. был принят указ, согласно которому всем придворным, не состоявшим на службе, предлагалось в двухмесячный срок вступить в нее. В августе 1809 г. грянул гром для российского чиновничества. Согласно нового указа, предложенного Сперанским, чин коллежского асессора могли получить только те чиновники, которые имели университетский диплом или сдали экзамен на знание русского и одного из иностранных языков, римского. Гражданского и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономии, арифметики, геометрии, физики, географии и статистики России. Ненависть к Сперанскому охватила на этот раз необъятную армию русского чиновничества. Чтобы погасить растущее недовольство в марте 1812 г. Александр I уволил Сперанского со службы и сослал в Пермь. Отечественная война 1812 г. и усилившаяся, после разгрома наполеоновский войск, реакция в Европе, оказали влияние на Александра I, но не до конца погасили в нем стремление к реформаторству. В 1815 г. он подписал конституцию образованного в составе Российской империи Царства Польского. В 1820 г. произошли события, означавшие конец периода конституционных колебаний Александра: в Европе это были революции в Италии и Испании, а в России волнения в Семеновском полку. После 1820 г. Александр окончательно расстался с конституционными мечтами своей юности и Россия вступила в полосу правительственной реакции. Главным сотрудником Александра в течение второй половины царствования стал Аракчеев. Всесильный временщик Аракчеев стремился всю Россию превратить в казарму и сковать общество рамками военный уставов. Аракчеев воплотил в себе все те отвратительные качества, которые были свойственны царским чиновникам того времени, - грубость, жестокость, самодурство и невежество. Не случайно весь период 1815-1825 гг. остался в памяти народа как черная пора "аракчеевщины". Так, в 1815 г. был издан указ запрещающий крестьянам "отыскивать вольность", т.е. искать документы, которые могли бы освободить их от крепостной зависимости. В 1822 г. последовал указ о предоставлении помещикам права ссылать своих крепостных в Сибирь за "дурные поступки". Но самым уродливым порождением «аракчеевщины» были военные поселения. Содержать большую армию было дорого. Поэтому военные поселяне обязаны были совмещать выполнение сельскохозяйственных работ со строевым обучением, неся службу наравне с солдатами и подчиняясь армейской дисциплине и казарменному распорядку. Каждый шаг их регламентировался уставом. За малейшее нарушение их подвергали жестокому наказанию. По сигналу поселяне вставали, топили печь, выходили на полевые работы, шагали в строю на учения, по сигналу обедали, ложились спать. Детей у них отбирали, сдавая их в особые школы для подготовки младших командиров. Смертность детей в этих школах была ужасающей. Антидемократические законы Александра I коснулись и общественной жизни. В 1817г. были введены более строгие правила выдачи паспортов для выезда за границу, усилена цензура печати. Так при всеобщем недовольстве и полном отчуждении интеллигентного общества от царя заканчивалось царствование Александра I, возбудившего вначале такие светлые надежды у всех.

  1. Империя в годы царствования Николая 1.

Время правления Николая I было эпохой резких противоречий в русской жизни. Веками сложившийся строй государственных и общественных отношений господствует по-прежнему. А экономическая, политическая, духовная жизнь страны бьется в этих старых рамках, которые становились все более тесными. Оснований для подобного вывода предостаточно. Жестокая расправа над декабристами. Основная масса людей была наказана не за поступки, а за помыслы. Император решительно искоренял инакомыслие. Особенно это проявилось в сфере просвещения. В 1828 г. был принят школьный устав, ликвидировавший преемственность между ступенями образования, а также закрепивший его сословный принцип. В 1827 г. было запрещено принимать в гимназию детей крепостных крестьян. В 1835 г. был принят университетский устав, фактически ликвидировавший автономию университетов. Быт студентов был устроен по образцу военно-учебных заведений. В 1826 г. был введен цензурный устав, резко огранивающий свободу печати. В 1848 г. создан постоянный цензурный комитет. Цензура еще более ожесточилась. Университетская автономия была полностью ликвидирована, повышена плата за обучение. 3 июля 1826 г. был создано III отделение собственной его императорского величества канцелярии. Задачи III отделения были многообразны: осуществление сыска и следствия по политическим делам, наблюдение за литературой, театром, за раскольниками и сектантами, за иностранцами, прибывшими в Россию, выявление причин крестьянских волнений. В период правления Николая I резко возрастает значение и численность чиновников. Многочисленный бюрократический аппарат позволял регулировать и держать под контролем жизнь общества. Общей тенденцией перестройки государственного управления при Николае I была военизация государственного аппарата. Для решения крестьянского вопроса, еще при Александре I стали созываться секретные комитеты. Подобная практика получила широкое распространение при Николае I. Такое реформаторство Николай I называл "келейным". При Николае I было создано 9 секретных комитетов 'по крестьянскому вопросу. Сам факт обращения к этому вопросу свидетельствует о том, что император понимал необходимость принятия в этом направлении кардинальных мер. В 1835 г. секретный комитет принял его идею о проведении двухэтапной реформы сначала в отношении государственных крестьян, а затем и помещичьих. Государственные крестьяне были организованы в сельские общества. Из нескольких сельских обществ составлялась волость. Как сельские общества, так и волости получили самоуправление, имели свои "сходы", избирали для управления делами "голов", "старшин". Крестьян учили лучшим способам хозяйствования, обеспечивали зерном в неурожайные годы, строились школы и больницы, проводилось переселение крестьян на окраины. В 1839 г. был создан новый секретный комитет, который, по мысли Николая I, должен был заложить основы реформы помещичьей деревни. Единственное поставленное условие — неприкосновенность земельной собственности дворян. В марте 1842 г. он официально заявил, что крепостное право очевидное зло, но прикасаться к нему сейчас было делом более гибельным, ибо будет преступным посягательством на общественное спокойствие и благо государства. Единственным практическим результатом явилось издание Указа от 2 апреля 1842 г. об обязанных крестьянах, согласно которому помещик получил право освобождать крестьян от крепостной зависимости, давая им земельный надел в наследственное пользование на условиях, определяемых в соглашении. Николаю I удалось ослабить некоторые проявления крепостного права, регламентировать взаимоотношения крестьян и помещиков при усилении бюрократической правительственной опеки. В 1827 г. было запрещено отдавать крепостных в аренду. В 1828 г. были ограничены права помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1833 г. последовало запрещение продавать крестьян с публичного торга, дарить их, платить ими частные долги. В 1841 г. беспоместные дворяне лишились права покупать крестьян без земли. Более значительных успехов Николай I добился в кодификации законодательства и стабилизации финансов. Одним из первых мероприятий Николая I стала организация работ в области кодификации. К 1830г. подготовка Полного собрания законов Российской империи завершилась. Издание состояло из 45 томов, куда вошло более 30 тыс. законодательных актов с 1649 г. по 3 декабря 1825 г. Вместе с тем, следует признать, что избранный Николаем I "келейно-бюрократический" путь преобразований не принес положительных результатов. Отсутствие гласности при обсуждении важнейших проблем страны не давало возможности привлечь к проведению реформ широкие слои общественности. Бюрократический аппарат, на который хотел опереться император, делал все возможное, чтобы не допустить преобразований. Надо отдать должное императору: он стремился наладить работу государственных учреждений. Одобрение вызывали попытки правительства бороться со взяточничеством и служебной волокитой.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.