Сделай Сам Свою Работу на 5

Несовместимые души и тела





Мы должны отметить существенный факт, касающийся важного во всех отношениях вопроса связи между нервной организацией и сознанием. Когда человеческое сознание еще не развилось выше состояния позднего лемурийского или раннего атлантического, но вселяется в тело пятой Расы, оно представляет собой любопытный и интересный предмет для изучения. (У нас нет возможности детально рассматривать причины такого воплощения. Если говорить кратко, то когда более развитые Расы, завоевывая территории, заселенные слаборазвитыми племенами, прямо или косвенно их истребляют, то люди, преждевременно выселенные таким образом из своих тел, должны найти себе новые вместилища. Подходящие первобытные условия при все растущем распространении высших рас становится все более редким; и людям приходится возрождаться в самой вульгарной из имеющихся в наличии обстановке, такой как трущобы больших городов, семьи криминального типа. Они вовлекаются в господствующую нацию по кармической необходимости.) Такие люди воплощаются в тела пятой Расы из наихудшего имеющегося в наличии материала. Затем они проявляют в этих телах пятой Расы свойства, относящиеся к телам предшествующих — четвертой или третьей. И хотя они имеют внешнюю физическую нервную организацию, в их нервной материи нет внутренней дифференциации, которая приходит лишь с действием на физическую материю энергий, идущих с астрального и ментального планов. Мы наблюдаем в них отсутствие реакции на воздействие извне, если эти воздействия не сильнейшего порядка. Это отмечает низкую степень развития индивидуального сознания. Мы наблюдаем впадение этих людей в бездействие, когда отсутствуют сильные физические раздражители; повторяющееся страстное желание таких сильных раздражителей, когда физические нужды побуждают их к активности, слабое пробуждение умственной деятельности при интенсивных воздействиях на органы чувств и пустоту, когда органы чувств в бездействии; полное отсутствие реакции на мысль или высокие эмоции, не неприятие их, а просто неосознание. Возбуждение или жестокость у такого человека, как правило, вызывается внешними факторами — чем-то, возникающим перед ним физически, и что его пробуждающийся мозг ассоциирует с удовлетворением какой-нибудь страсти, о которой он помнит и хочет ощутить снова. Такой человек может быть не намерен совершать грабеж или убийство, а быть побужден к ним лишь видом хорошо одетого прохожего, вполне вероятно имеющего деньги, которые означают удовлетворение потребностей в пище, алкоголе или сексе. Сразу же появляется побудительная причина к нападению на прохожего, за которой тут же последует действие, если оно не сдерживается явной физической опасностью, например, присутствием полицейского. Идею совершения преступления обусловливает воплощенное физическое искушение. Человек, который планирует преступление заранее, более высокоразвит. Простой дикарь совершает преступление под влиянием момента, если перед ним не оказывается другого физического воплощения, воплощения силы, которой он боится. И когда преступление уже совершено, он оказывается глух ко всем взываниям к стыду или совести, он восприимчив лишь к страху.





Эти наблюдения, конечно же, не относятся к умному преступнику, а лишь к прирожденному, грубому и животному его типу, к дикарю третьей или четвертой Расы в теле пятой Расы.

С течением того, как истины Древней Мудрости все более и более окрашивают современное мировоззрение, они кроме всего прочего, неизбежно приведут к изменению обращения с преступниками. Такие преступники, о которых мы только что говорили, не будут жестоко наказываться, а будут постоянно содержаться в условиях строгой дисциплины, и настолько, насколько это осуществимо, им будет оказываться содействие в более быстром развитии, чем это было бы возможно в условиях дикой жизни. Но дальнейшее исследование этого вопроса уведет нас слишком далеко от нашей основной темы, и поэтому мы должны вернуться к работе сознания на астральном плане и к тому, как она проявляется у высших животных и у низших представителей человечества.



 

4. Пробуждение сознания на астральном плане

Мы видели, что астральная организация предшествует и формирует физическую нервную систему, и теперь мы должны рассмотреть, как это сказывается на работе сознания. Следует ожидать, что сознание на астральном плане будет смутно и нечетко воспринимать воздействия на его астральную оболочку, точно также как у минералов, растений и низших животных оно осознает воздействия на свое физическое тело. Осознанность астральных воздействий намного предшествует какой-либо определенной организации в астральной оболочке, мостику между ментальным и физическим планами. Она постепенно разовьет эту оболочку в астральное тело, отдельное вместилище для сознания на астральном плане. И, как мы видели, первая организация в астральной оболочке является ответом на воздействия, получаемые через физическое тело, и в своем развитии связана с физическим телом. Эта организация не имеет прямого отношения к приему, координации и пониманию астральных воздействий, а реагирует на влияния со стороны физической нервной системы. Повсюду Сознание предшествует Самосознанию, и эволюция на астральном плане проходит одновременно с эволюцией Самосознания (о чем мы сейчас поговорим) на физическом.

Воздействия на астральную оболочку с астрального плана вызывают колебательные волны во всей астральной оболочке, и заключенное в нее сознание постепенно начинает смутно осознавать эти пульсации, не соотнося их ни с какой внешней причиной. Оно ищет более сильных физических раздражителей, и та способность к концентрации внимания, которая в нем развилась, обращена на них. Агрегации астральной материи, связанные с физическими нервными системами, разумеется также воспринимают общую пульсацию астральной оболочки; и колебания, вызываемые этой пульсацией сливаются с таковыми от физического тела, и также оказывают свое влияние на колебания, посылаемые ему сознанием через эти агрегации. Так устанавливается связь между астральными воздействиями и симпатической системой, и они играют значительную роль в эволюции. Когда сознание, функционирующее в физическом теле, начинает медленно воспринимать окружающий мир, эти астральные воздействия — постепенно относимые к пяти чувствам, как и физические — сливаются с таковыми физического плана и не отделяются от них по происхождению. Это осознание является низшим ясновидением, которое предшествует великой эволюции мозга. Пока симпатическая система будет функционировать как доминирующий аппарат сознания, до тех пор происхождение астрального и физических воздействий будет оставаться для сознания одним и тем же. Даже высшие животные — у которых хорошо развита цереброспинальная система, но у которых она пока еще, за исключением центров органов чувств, не стала основным механизмом сознания — не различают физические и астральные образы, звуки и т.п. Лошадь перепрыгивает через астральное тело так, как если бы оно было бы физическим; кот потрется о ноги астральной фигуры; собака на нее зарычит. В собаке и лошади наблюдается пробуждающееся тревожное ощущение определенного отличия, которое видно в страхе, часто проявляемом собакой при таких появлениях и в робости лошади. Нервозность лошади — несмотря на то, что она может быть приучена к опасностям поля сражения и даже выдрессирована, как в случае арабских жеребцов, подбирать и выносить своего упавшего всадника, невзирая на все тревожащее окружение — похоже, главным образом обусловлена смятением и замешательством в отношении ее окружения и неспособностью различать то, что она позднее научиться относить к "объективным реальностям", которые могут являться причиной повреждений её тела, и "иллюзии" или "галлюцинации", сквозь которые её тело может пройти невредимым. Для нее все является "реальным" и различия в нем тревожат ее. В случае исключительно смышленых лошадей эта нервозность часто более выражена, так как с развитием пробуждающегося ощущения различия самих явлений и первоначальным непониманием этого развития увеличивается и обеспокоенность.

Дикарь, в большей степени живущий своей цереброспинальной системой, различает физические и астральные явления, хотя последние являются для него такими же "реальными", как и "физические". Он связывает их с другим миром, с тем, к котором он относит все, что ведет себя не тем образом, что он считает нормальным. Он не понимает, что осознает их посредством симпатической, а не церебноспинальной системы. Он их просто воспринимает — и больше ничего. Лемурийцы и ранние атланты почти в равной степени осознавали астральное и физическое. Астральные воздействия, ввергающие в колебания все астральную оболочку и проходящие через астральные центры органов чувств к симпатическим центрам физического тела, ясно ими воспринимались. В их жизнях больше властвовали ощущения и страсти, чем интеллект; особый аппарат астральной оболочки, симпатическая система, был доминирующим механизмом сознания.

Вместе с тем, как церебноспинальная система усложняется и все прочнее занимает свою позицию в качестве главного аппарата сознания на физическом плане, внимание сознания все больше и больше фиксируется на окружающем физическом мире; и все сильнее и сильнее выделяется тот аспект его активности, который выступает в качестве конкретного разума. Симпатическая система становится подчиненной. Предоставляемым ею данным уделяется все меньше и меньше внимания. Они оказываются погруженными в поток более грубых и сильных физических раздражителей извне. Этим и обуславливается снижение астрального сознания и увеличение интеллекта, хотя почти у каждого все еще остается смутное ощущение непонимания время от времени воспринимаемых впечатлений.

На данной стадии эволюции эта низшая форма ясновидения все еще встречается у людей, но только у индивидов в очень ограниченным интеллектом. Они имеют незначительное представление в отношении его причины и обладают незначительным контролем его использования. Попытки усилить его способны вызывать нервные расстройства, трудно поддающиеся лечению; эти попытки противоречат закону эволюции, которая постоянно продвигается вперед, к более высокой цели и никогда не идет в обратном направлении. Так как закон изменить нельзя, то попытки действия, направленного против него, влекут за собой лишь расстройство и заболевание. Мы не можем вернуться в то состояние, когда симпатическая система была доминирующей, иначе, кроме как ценой своего здоровья и высшей интеллектуальной эволюции. Отсюда и серьезная опасность следования многим широко публикуемым сейчас рекомендациям по медитации над солнечным сплетением и другими симпатическими центрами.

Такие техники, некоторые дошли и до Запада, в Индии систематизированы в хатха-йоге. Возобновляется контроль над непроизвольными мышцами, так что человек может менять направление перистальтического движения, подавлять сердцебиение, произвольно вызывать рвоту и так далее. Много времени и усилий должно быть затрачено, прежде чем свершение таких подвигов становится возможным, а в конечном итоге человек лишь возвращает своей воле контроль над мышцами, который уже давно был передан его же симпатической системе. Ранее эта передача осуществлялась постепенным отвлечением внимания от этих мышц, теперь же внимание на них концентрируется вновь, и таким образом ранее достигнутое возвращается к исходной точке. Так как такие действия производят сильное впечатление на несведущих, принимающих их на свидетельство духовного величия, то они часто практикуются людьми, жаждущими власти, но неспособными ее получить более законным путем. Более того, эти действия являются самой легкой частью Хатха-Йоги, проще всего осваиваются и требуют намного меньше страданий, чем удерживание руки в вытянутом положении до тех пор, пока она не ослабеет, или лежание на гвоздях.

Когда цереброспинальная система временно оказывается в бездействии, то сознание через симпатическую систему начинает воспринимать импульсы, идущие от астральной оболочки. Этим обусловлена "ясность" в навязанном или самопроизвольно вызванном трансе, способность толкования астрального с использованием кристаллов и другие подобные приемы. Частичная или полная приостановка действия сознания в высшей оболочке заставляет его направить свое внимание на низшую.

Для предотвращения неправильного понимания здесь следует добавить, что высшее ясновидение не предшествует, а следует за ростом разума и не может появиться до тех пор, пока организация астрального тела, в отличие от астральной оболочки, не достигнет значительного плана. Когда благодаря действию интеллекта и совершенствованию физического интеллектуального аппарата это происходит, тогда постепенно развиваются вышеупомянутые истинные астральные чувства, называемые чакрами, или колесами, из-за своего вращающегося внешнего вида. Они развиваются на астральном плане как астральные чувства и органы и строятся и контролируются с ментального плана, также как центры головного мозга — с астрального. В это время сознание функционирует на ментальном плане и строит свой астральный механизм также как ранее, функционируя на астральном, оно строило свой физический механизм. Но теперь оно работает со значительно большей силой и пониманием, уже развернув к этому времени значительную часть своих способностей. Далее оно организовывает центры симпатической и цереброспинальной системы физического тела, так чтобы они выступали в качестве аппарата физического плана для донесения колебания с высших планов к сознанию мозга. Когда эти центры оживают, "прорываются" знания, т.е. они становятся доступными для использования сознанием, функционирующим в физической нервной системе. Это, как говорится, является высшим ясновидением: разумным и по своей воле контролируемым использованием способностей сознания в астральном теле.

В этом восхождении вверх вначале пробуждаются силы сознания на физическом плане, а затем соответственно его способности пробуждаются на астральном и ментальном планах. Астральная и ментальная оболочки должны быть высокоразвиты, прежде чем они смогут развиться дальше в тонкое ненасыщенное тело, независимо функционирующее на высших планах и строящее затем для себя необходимый аппарат для использования этих высших способностей в физическом мире. И даже здесь, когда аппарат готов, построенный чистой мыслью и с чистым желанием, оно должно быть оживлено на физическом плане огнем Кундалини, пробуждено и направлено сознанием, функционирующем в физическом мозге.

 

Глава IX
СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

Сознание

В течение огромного периода времени — на протяжении поздней растительной и животной эволюции и эволюции нормального человечества по настоящее время — астральная оболочка, или оболочка желания, является, как мы видели, подчиненной по отношению к физической в той степени, насколько это касается работы сознания. Теперь мы должны проследить развертывание сознания, то, как жизнь начинает осознавать свое окружение. В то время, как нервная система, как верно сказано, создается из астрального плана, она тем не менее строится для выражения сознания на физическом плане и для его эффективной работы на нем. Именно здесь сознание впервые становится самосознанием.

Когда колебания внешнего мира воздействуют на физическую оболочку закутанного младенческого Я, Дживатмы, Луча Монады, они поначалу вызывают ответные вибрации внутри Я, ощущение не относимое Я к чему-либо наружному, хотя и вызванное раздражителями извне. Изменения снаружи пленки, окружающей облаченное в оболочки более плотной материи Я, вызывают изменения внутри этой обертки, а они, в свою очередь, вызывают действия сознания — осознание перемены, изменившейся обстановки. Это может быть притяжение, вытягивание по направлению к внешнему объекту, вызванное действием этого объекта на оболочки, достигшим обертки Я и вызывающим незначительное ее вытягивание, за которым следует вытягивание оболочек, направленное к притягивающему объекту. Это вытягивание является переменной состояния; и оно вызывает ощущение, действие сознания. Или это может быть отталкивание, отодвигание, опять же вызванное действием внешнего объекта на оболочки, достигающим обертки Я и вызывающим легкое сокращение этой обертки с последующим отступлением оболочек от отталкивающего объекта. И это оттягивание также является изменением состояния и вызывает соответствующие изменения в сознании.

Если мы рассмотрим состояния окружающих оболочек в условиях притяжения и отталкивания, то обнаружим, что они совершенно различны. Когда раздражитель внешнего мира вызывает в этих оболочках ритмические колебания — (когда материалы, из которых они состоят, выстраиваются в волнообразные правильные линии разрежения и уплотнения), то такое расположение окружающей материи позволяет осуществляться взаимообмену жизнью между двумя объектами, вступившими в контакт, и полнота такого взаимообмена зависит от степени соответствия между их разрежениями и уплотнениями. Этот взаимообмен, частичное объединение двух обособленных Жизней через разделяющие оболочки материи является "удовольствием", а продвижение Жизней по направлению друг к другу является "притяжением". Каким бы сложным ни было удовольствие, в этом заключается его сущность. Это ощущение "добавочности", выросшей и увеличившейся Жизни. Чем больше развита Жизнь, тем больше удовольствие в осознании этой добавочности, этого расширения в другую жизнь. Объединяясь таким образом, каждая из Жизней этим объединением друг с другом приобретает добавочность. Когда ритмические колебания и соответствующие разрежения и уплотнения делают такой взаимсобмен жизней возможным, верно говорится, что "гармонические колебания приятны". И напротив, когда воздействие внешнего объекта вызывает в оболочках объекта воздействия диссонансные колебания — то есть когда материалы, составляющие эти оболочки, выстраиваются беспорядочно, располагаясь в несовпадающих, пересекающихся друг с другом направлениях — содержащаяся внутри Жизнь запирается, изолируется, ее обычные исходящие лучи задерживаются и останавливаются и даже поворачиваются обратно на самих себя. Это затормаживание нормальной активности является "болью", усиливающейся вместе с энергией заточения. Результатом этого процесса заточения является "отталкивание". Чем больше развита Жизнь, тем сильнее боль от этого насильственного изменения направления нормальной активности на обратное, и чувство расстройства, сопровождающее это изменение. И отсюда опять же "негармонические колебания являются болезненными". Следует отметить, что это оказывается верным в отношении всех оболочек, хотя астральная оболочка становится специализированной как реципиент того класса ощущений, которые позже будут называться приятными и болезненными. Таким образом, в ходе эволюции общая жизненная функция постоянно специализируется, и обычно для ее выполнения используется определенный орган Так как астральное тело является оболочкой желаний, то необходимость ее особой восприимчивости к удовольствию и боли является очевидной.

Прерывая это краткое отступление о состоянии оболочек и возвращаясь к зародышу самого сознания, важно отметить, что в нем нет "осознания" внешнего мира, никакого осознания, обычно понимаемого под этим словом. Сознанию пока еще ничего не известно о внешнем и внутреннем, об объекте и субъекте; божественный зародыш только начинает осознавать. Он становится сознанием с этим изменением состояния, с этим движением своих оболочек, с этим сокращением и расширением, ибо сознание существует только в перемене и благодаря ей. Здесь, в отделившемся божественном зародыше мы наблюдаем рождение сознания: оно рождается из перемены, из движения, сознание этого отделившегося зародыша рождается там и тогда, где впервые происходит это изменение.

Эти первые слабые изменения в зародыше, являющиеся рождением сознания, вызываются простым облачением его последовательными оболочками материи на идущих один за другим планах. Никто из нас не может считать века, минующие входе того, как эти изменения становятся более определенными, а оболочки, вследствие бесчисленных внешних воздействий и таких же бесчисленных ответных внутренних вибраций, приобретают все более отчетливую форму. Состояние сознания на этой стадии может быть описано как состояние "ощущения", которое медленно становится все более определенным и принимает две фазы — удовольствие и боль — удовольствие при расширении и боль при сжатии. Следует отметить, что в этом первичном состоянии сознания три уже известных нам аспекта Воли, Мудрости и Активности не проявляются даже в самой зачаточной стадии; им предшествует "ощущение", которое относится к сознанию в целом, хотя на более поздних стадиях эволюции оно оказывается настолько близко связанным с аспектом Воли-Желания, что чуть ли не отождествляется с ним: во множественном числе, как ощущения, они действительно относятся к этому аспекту, который первый появляется с проходящей внутри сознания дифференциацией.

По мере того, как состояние удовольствия и боли становится все более определенно выраженными в сознании. они дают начало трем аспектам: с постепенным исчезновением удовольствия в сознании остается тяготение к нему, память, которая превращается в смутный поиск его, неясное стремление к исчезающему ощущению, действие — слишком неопределенное, чтобы назвать его усилием, — направленное на его удержание и продление; точно также и при затихании боли в сознании остается отвращение, память, которая становится таким же смутным стремлением избежать боль. Эти состояния дают начало: памяти о прошлом удовольствии и боли, что указывает на зарождение аспекта Мысли; стремлению снова испытать удовольствие или избежать боль, что указывает на зарождение аспекта Желания: все это побуждает к действию и указывает на зарождение аспекта Активности. Таким образом, сознание из своего первичного единства Ощущения дифференцируется на три аспекта, повторяя в миниатюре космический процесс, в котором тройственная Божественность постоянно возникает из Одной Сущности. Вновь подтверждается магическая аксиома: "Как наверху, так и внизу"

 

Самосознание

Зародившееся желание стремится к удовольствию, но все еще не к объекту, дающему его; ибо сознание пока ограничено своей сферой и осознает только то, что внутри него, только те перемены, что происходят внутри. Оно еще не обратило свое внимание вовне, даже не осознает, что это вне существует. А тем временем это неосознанное вне постоянно воздействует на оболочки сознания и сильнее всего на физическую — оболочку, на которую легче всего воздействовать снаружи и труднее всего изнутри. Постепенно настойчивые и сильные удары извне привлекают внимание сознания: их беспорядочность, неожиданность, постоянные атаки, несвязанность с замедленными движениями сознания, необъяснимые появления и исчезновения противостоят его смутному ощущению размеренности, постоянства существования, медленным волнам перемены, поднимающимся и опускающимся в том, что пока не является для него "я"; у него появляется сознание различия, которое вырастает в ощущение чего-то, остающегося в рамках изменяющейся сумятицы, ощущение "внутри" и "снаружи" или, если говорить более точно, "снаружи" и "внутри", так как именно воздействие извне обусловливает рождение в сознании этого различия между "снаружи" и "внутри". "Снаружи" появляется раньше "внутри", хотя бы и на какую-то долю секунды, так как лишь его осознание делает возможным и неизбежным осознание "внутри". Пока нет ничего другого, мы не можем говорить о "внутри". Но когда начинается воздействие "извне" на сознание, то возникает "внутри" как его неизбежная противоположность. Это ощущение "извне" непременно возникает в точках соприкосновения сознания, остающегося в прежнем состоянии, и меняющихся воздействий; то есть в его физической оболочке, его физическом теле. В дальнейшем медленно развивается осознание "других", и с укреплением осознания этих "других" появляется также осознание "я", стоящего против них. Вместо осознания одних лишь изменений приходит осознание вещей, находящихся снаружи, а затем приходит осознание того, что изменения происходят внутри "я" и что существуют вещи вне "я". Рождается самосознание.

Этот процесс постижения объектов является сложным. Необходимо помнить, что объекты контактируют с телом различным образом, и что тело принимает некоторые из их колебаний теми своими частями, которые дифференцировались для принятия таких колебаний. Глаз, ухо, кожа, язык, нос принимают различные колебательные волны, а определенные клетки органа, подвергающегося воздействию, начинают в ответ колебаться сходным образом. Вызванные волны достигают центров органов чувств мозга, а оттуда идут к органам познания в астральной оболочке, здесь в сознании они подвергаются соответствующему изменению, как это описано в главе II, и в такой измененной форме, все еще как обособленные ощущения цвета, звука вкуса, восприятия контура и формы, они отсылаются в сознание, функционирующее в ментальной оболочке, где объединяются им в единый образ, цельное восприятие объекта. Это слияние различных потоков в один, синтез ощущений, является функцией ума. Поэтому в индусской психологии ум часто называется "шестым чувством", "чувства, из которых ум является шестым".*

__________
* Бхагавад-гита, XV, 7.

Если мы рассмотрим пять действующих органов чувств по отношению к уму, то обнаружим наличие противоположного процесса; ум рисует определенное действие в целом и тем самым вызывает соответствующий ряд колебаний ментальной оболочки; эти колебания воспроизводятся в моторных центрах астральной оболочки; они их анализируют и раскладывают на составляющие части, это сопровождается колебаниями материи моторных центров, которые, в свою очередь, повторяются в моторных центрах мозга как отдельные волны; моторные центры отсылают эти волны по нервной системе к различным мышцам, которые должны взаимодействовать при выполнении действия. Рассматриваемый в этом двойственном отношении ум становится одиннадцатым чувством, "Десятью чувствами и еще одним".*

__________
* Бхагавад-гита, XIII, 5.

 

Реальное и нереальное

С превращением сознания в Самосознание приходит понимание различия, которое позднее, в более развитом Самосознании, становится различием между объективным или "реальным" — в обычном, принятом на Западе смысле этого слова — и субъективным или "нереальным" и "воображаемым". Для медузы, актинии, гидры волны и течения, солнечный свет и порыв ветра, пища и песок, касающиеся поверхности тела или щупалец, не являются "реальными", они отмечаются только как изменения в сознании, каковыми в действительности они являются и для тела человеческого младенца. Я говорю отмечаются, а не осознаются, так как на низших стадиях эволюции не возможно никакое мысленное наблюдение, анализ и оценка. Эти существа еще недостаточно осознают "других", чтобы осознавать "самих себя"; они просто ощущают изменения лишь как происходящие в рамках их собственного, нечетко определенного сознания. Внешний мир становится "реальностью", когда сознание, отделяясь от него, начинает осознавать свою собственную обособленность, превращается из неопределенного "есть" в четкое "я есть".

Вместе с тем, как это осознающее себя "я" постепенно приобретает отчетливость самоотождествления и обособленности и начинает отличать изменения внутри себя от воздействия внешних объектов, оно готово сделать следующий шаг, заключающийся в связывании внутренних изменений с различными воздействиями снаружи. Затем следует развитие желания удовольствия в определенное желание объектов, дающих это удовольствие, за которым следуют мысли в отношении того, как их получить; эти мысли ведут к усилиям, направленным на следование за такими объектами, если они в поле зрения, и на их поиск, если они отсутствуют, что обуславливает медленную эволюцию внешней оболочки в тело, хорошо приспособленное к движению, преследованию и захвату. Желание отсутствующего; поиск, успех или неудача — все это усиливает в развивающемся сознании различие между его желаниями и мыслями, которые составляют его или могут составлять, и внешними объектами, которые появляются и исчезают безо всякой связи с ним и с обескураживающей безотносительностью к его ощущениям. Оно различает их как "реальные", над существованием которых оно не имеет никакого контроля, и которые воздействуют на него, не принимая во внимание никакие его симпатии или возражения. Это чувство реальности впервые развивается в физическом мире, где контакты между "другими" и "я" впервые осознаются сознанием. Самосознание начинает свою эволюцию в физическом теле и через его посредство, его самый первый центр располагается в мозге.

Обычный человек на нынешней стадии эволюции все еще отождествляет себя с этим мозговым центром Самосознания и поэтому ограничен бодрствующим сознанием, или сознанием, функционирующим в цереброспинальной системе, четко и последовательно осознавая себя как "я" только на физическом плане, то есть в бодрствующем состоянии. На этом плане он четко сознает себя, без колебаний отличает себя от внешнего мира, свои мысли от внешних проявлений; поэтому на этом и только на этом плане внешние вещи для него являются "реальными", "объективными", "вне его".

На других планах, астральном и ментальном, он пока еще просто осознает, но не самого себя: он видит изменения внутри себя, но не разделяет их на родившиеся в нем самом и вызванные воздействиями его астральной и ментальной оболочек. Для него все они являются изменениями внутри него самого. Поэтому все проявления сознания, происходящие на сверхфизических планах — планах, где Самосознание еще четко не определилось — нормальный средний человек называет "нереальными", "субъективными", "происходящими внутри него" — также как назвала бы медуза, если бы была философом, явления на физическом плане. Он считает астральные или ментальные явления плодами своего "воображения", то есть формами, созданными им самим, а не результатом воздействий на его астральную или ментальную оболочку из внешних миров, действительно менее плотных, но таких же "реальных" и "объективных", как и внешний физический мир. То есть он еще недостаточно развит, для того чтобы достичь самоосознания на этих планах и обрести способность объективизировать на них окружающие миры. Он осознает на этих планах только изменения, происходящие внутри него, изменения в сознании, и вследствие этого внешний мир является для него просто игрой желаний и мыслей. Фактически на астральном и ментальном планах он остается младенцем.

 

Глава X
СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

[Большое количество материалов относительно этих состояний можно найти в опубликованных лекциях автора "Theosophy and the New Psychology" (Теософия и новая психология).]

 

Подсознательное

Мы уже отмечали, что многие виды деятельности сознания, которые ранее были намеренными, стали автоматическими и постепенно опустились за "порог сознания". Процессы жизнеобеспечения тела — такие как биение сердца, сокращение и расслабление сердца, процесс пищеварения и т. д. — ушли в ту область сознания, на которой внимание сознания уже не фиксируется. Существует множество явлений, непосредственно не связанных с поддержанием жизни тела, которые также относятся к этой туманной области. Симпатическая система является хранилищем отпечатков, оставленных давно минувшими событиями — событиями, не имеющими никакого отношения к нашей теперешней жизни, событиями, произошедшими сотни веков тому назад в наших прошлых жизнях, когда Дживатма, являющаяся нашим "я", обитала в телах первобытных дикарей и даже в телах животных. Множество беспричинных ужасов, полуночных страхов, приступов яростного гнева, порывов мстительной жестокости, наплывов необузданной мести поднимаются из глубин этого темного моря подсознательного, которое плещется внутри нас, скрывая множество обломков и горьких напоминаний из нашего прошлого. Они были переданы астральным сознанием того времени своему физическому инструменту для осуществления действия, и неизменно чувствительная фотопластинка постоянного атома ловила и фиксировала их, таким образом накапливая их жизнь за жизнью в тайниках нервной системы. Сознание оказывается застигнутым врасплох; или сильное колебание другого оказывает влияние на нас, или какое-то событие воспроизводит обстоятельства, обуславливающие соответствующие колебания — тем или иным образом дремлющие вероятности пробуждаются, и появляется давно забытая страсть, устремляясь к дневному свету. Здесь также скрываются инстинкты, которые часто одерживают верх над разумом, инстинкты, ранее представлявшие собой усилия, направленные на сохранение жизни; или результаты тех обстоятельств, при которых в те времена погибло наше тело, и которые душа зафиксировала для будущего руководства. Инстинкты любви к противоположному полу и последствия бесчисленных союзов. Инстинкты родительской и материнской любви, накопившиеся в течение множества поколений. Инстинкты самозащиты, выработанные в бесчисленных сражениях. Инстинкты использования неправомерного преимущества, являющиеся результатом многочисленных обманов и интриг. Но кроме всего прочего там скрываются и многие колебания, относящиеся к событиям, ощущениям, желаниям и мыслям нашей теперешней жизни, пережитым и забытым, но находящимся у поверхности и готовым быть вызванными в сознание. Не хватит времени перечислить содержимое этого хранилища следов древнего прошлого, старых останков, годных лишь для мусорной корзины, расположенных бок о бок с интересными моментами наших первых дней, с инструментами, все еще пригодными для наших теперешних потребностей. На двери этого хранилища обломков начертано: "Фрагменты прошлого", ибо подсознательное относится к Прошлому, бодрствующее сознание — к Настоящему, а сверхсознание — к Будущему.

Другая часть нашего подсознательного состоит из содержимого всех сознаний, использующих наши тела в качестве поля эволюции — атомов, молекул и клеток многих рангов. Некоторые странные видения и грациозные образы, выплывающие из нашего подсознательного, не имеют к нам никакого отношения, а являются неуверенными исканиями, нелепыми страхами и привлекательными фантазиями Единиц сознания, находящихся на более низких стадиях эволюции, чем наше собственное, и являющихся нашими гостями, населяющими наше тело как жилой дом.

В этой части подсознательного идут войны, ведущиеся в нашей крови одной группой созданий против другой, которые не доходят до нашего сознания, за исключением тех случаев. когда их результат проявляется как заболевание.

Таким образом, подсознательное человека состоит из отличных друг от друга элементов, и поэтому необходимо проанализировать и понять их, для того, чтобы различить его деятельность от деятельности истинного человеческого сверхсознания, которое своими неожиданными вторжениями в сознание напоминает инстинкты, но полностью отличается от них по своей природе и месту, занимаемому в эволюции, так как относится к будущему, в то время как инстинкты принадлежат прошлому. Они отличаются друг от друга точно также как и атрофированные остаточные органы, запечатлевающие историю прошлого, отличаются от зарождающихся зачаточных органов, указывающих на прогресс в будущем.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.