Сделай Сам Свою Работу на 5

Исходные понятия делопроизводства. Реквизиты и бланки документов





Предисловие

Предлагаемый учебник по дисциплине «Делопроизвод­ство» предназначен для реализации требований к миниму­му содержания и уровню подготовки студентов-выпускни­ков в этой важной сфере управленческой деятельности по специальностям 0601 «Экономика, бухгалтерский учет и контроль», 0602 «Менеджмент», 0607 «Маркетинг» и дру­гим экономическим специальностям среднего профессио­нального образования.

Учебник опирается на действующую нормативно-пра­вовую базу, обобщает опыт преподавания дисциплины в средних образовательных учреждениях, объединяет мате­риалы разрозненных изданий и наиболее полно отражает опыт документационного обеспечения управленческой де­ятельности в организациях всех форм собственности.

Значение делового документа велико. В документах за­крепляются государственное устройство и взаимоотноше­ния между государствами, документы служат средством связи организаций между собой, предприятий и организа­ций с гражданами.

Опыт, практика показывают, что правильно организо­ванное делопроизводство предоставляет возможность полу­чения реальной картины деятельности любой организации, способствует более эффективному ее управлению. Данное утверждение в настоящее время характеризуется рядом су­щественных особенностей. К наиболее важным из них от­носятся происходящие в последние десятилетия револю­ционные изменения в области средств общения между людь­ми и внедрение в производство новых информационных тех­нологий. В связи с этим многократно возросший объем ин-




Делопроизводство

формации в целях анализа и сохранения для последующего использования требует своего документирования.

В управленческой деятельности документ выступает и как предмет труда и как его результат. Поэтому эффектив­ная деятельность аппарата управления неразрывно связана с правильной организацией работы с документами. Практи­чески ни одна функция управления, связанная с источника­ми информации, подготовкой и принятием решений, не об­ходится без документирования — процесса разработки и оформления документов. В частности, переписка в объеме деловой документации организаций занимает до 80 %.



С документированием связана деятельность всех работников аппарата управления — от исполнителей до руководителей всех уровней. С каждым деловым докумен­том в аппарате управления проводится трудоемкая работа по составлению, перепечатке, считке, учету (регистрации), хранению, поиску, переработке содержащейся информации (различные виды вычислений и т. п.). Кроме того, при не­обходимости производятся копирование документов, их транспортировка как внутри организации, так и вне ее.

Рекомендации и многочисленные образцы документов, приведенные в учебнике, могут быть использованы прак­тическими работниками организаций, а также слушателя­ми курсов делопроизводителей, секретарей, секретарей-ре­ферентов.


Глава 1

ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА. РЕКВИЗИТЫ

И БЛАНКИ ДОКУМЕНТОВ

В главе 1 представлена информация об этапах развития и формирования нормативно-правовой базы отечественно­го делопроизводства; даны основные понятия и определе­ния делопроизводства, приведены состав реквизитов орга­низационно-распорядительной документации (ОРД), основ­ные части делового документа, способы фиксации инфор­мации на различных носителях.

В результате изучения данной главы студенты должны:

• знать этапы развития отечественного делопроизводства; основные положения Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ); состав унифициро­ванных систем документации; основные понятия и определе­ния делопроизводства, состав реквизитов ОРД, основных час­тей делового документа, способы фиксации информации на различных носителях;



• уметь пользоваться нормативно-методическими ак­тами при составлении документов.


Делопроизводство

1.1. Отечественные традиции в практике составления деловых документов

1.1.1. Оформление документов в Древней Руси

Практика составления деловых документов восходит к далекой древности. Виды официальной коррес­понденции, формуляры, способы оформления и работы с ней создавались и шлифовались веками.

Уже в далекие времена письменный документ слу­жил гарантией выполнения обязательств и ему придава­лось важное значение. Так, в договоре с Византией 944 г. читаем: «...Отныне же да приходят с грамотой от князя русского, в которой будет засвидетельствовано их мир­ное намерение... Если же придут без грамоты, да содер­жатся под стражею, доколе известим о них князя рус­ского».

С древних времен существовали процессуальные нор­мы, сохранившиеся до наших дней: «...Сии условия на­писаны на двух хартиях: одна будет у царей греческих; другую, ими написанную, доставят великому князю рус­скому Игорю...»

Документы хранились в сокровищницах вместе с драгоценностями, а также в церквях и монастырях. Из-за пожаров, княжеских междоусобиц, татаро-монголь­ских набегов письменные документы эпохи Киевской Руси не сохранились. Сведения о них дошли до нас в более поздних списках.

Благодаря летописанию до наших дней дошли такие бесценные материалы, как «Повесть временных лет», юридический памятник «Русская Правда», известные меж­дународные акты — договоры Руси с Византией (X в.),


Исходные понятия делопроизводства. Реквизиты и бланки документов

которые являются первыми международными договора­ми Древней Руси.

В Пскове письменные документы хранились при Тро­ицком соборе в ларях-сундуках. Государственные или церковные акты, которые утверждались на вече, поме­щали в «Ларь святой Троицы», придавая им тем самым юридическую силу. После того как акт терял свое значе­ние, по постановлению вече его извлекали из ларя и унич­тожали. Псковский ларь был не только архивом, но и своеобразной канцелярией.

В Новгородской республике решения вече оформля­лись в особой канцелярии — «вечевой избе», возглавляе­мой вечевым дьяком. Здесь же находилась и печать «вели­кого Новгорода».

До XV в. деловым письмом при князьях занимались дьяки, а при наместниках и волостных правлениях — пис­цы и подьячие.

В XVI—XVII вв. в Русском государстве действовала система приказов — центральных государственных уч­реждений, которые подчинялись царю и Боярской думе. Приказов насчитывалось около 80, в каждом из них было от 3 до 7, а в отдельных — более 400 «приказных людей» (дьяки, подьячие, писцы, переписчики).

Таким образом, уже в период XV—XVII вв. сложил­ся штат людей, непосредственно занимавшихся состав­лением документов или причастных к этому. Делопро­изводство этого периода времени ученые-документоведы называют «приказным делопроизводством».

Следует отметить, что уже на раннем этапе деятель­ности русской канцелярии документ являлся плодом кол­лективного творчества; с середины XVI в. имеются пря­мые указания на необходимость коллективного состав­ления ряда документов. В делопроизводстве этой эпохи


Делопроизводство

отчетливо различались функции администраторов и ис­полнителей документов.

В составлении деловой бумаги участвовали как ми­нимум два лица: один сочинял текст, был ответствен­ным за его содержание, другой являлся непосредствен­ным исполнителем, отвечал за точность передачи тек­ста. Это видно из отметок в конце документа: один «справлял», другой «скреплял», «закреплял» «справлен­ный» (написанный и выправленный) текст.

Русская канцелярия четко различала тексты лицевой и оборотной стороны листа. Для разного рода пометок обыч­но использовалась оборотная сторона. Лицевая сторона документа так и называлась «лицо»:

Площадь листа, на котором размещался основной текст документа, также имела свои названия. Так, верх листа и помещенная на нем часть текста документа называлась «головой»; часть листа под основным текстом с лицевой или оборотной стороны называлась «исподом» (на этой площади обычно размещались отдельные отметки офор­мляющей части документа). Окончательно подготовлен­ный, вступивший в документооборот беловой вариант до­кумента назывался «матица». При составлении копии до­кумента обязательно указывались отличительные особен­ности его матицы как подлинника, иногда сообщалось мес­то ее хранения.

С созданием приказов в Русском государстве сложилось обширное бумажное делопроизводство. В деятельности приказов появились прямые предписания по содержатель­ной и оформляющей частям документов, порядок их офор­мления (рис. 1.1) и движения как внутри приказа, так и между приказами. Делопроизводство требовало определен­ных навыков и опыта, которых часто не имел начальник приказа — судья, поэтому в помощники судьям в приказы назначались дьяки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.