Сделай Сам Свою Работу на 5

МОДЕСТ НИКОЛАЕВИЧ БОГДАНОВ





Раннее зимнее утро в сельце Каменке недалеко от Сызрани «в новом домике, построенном около прадедушкина сада», от голоса отца: «Зима пришла!» проснулся мальчик.

«Пинь, пинь, таррарах! — звонко раздалось за окошком.

Прямо против окна были сложены дрова. Быстро поверты­вая хвостиком, встряхивая крылышками, на дровах вертелась прехорошенькая птичка. Все движения ее были порывисты, бы­стры, неожиданны. То она юркнет между поленьев, то вскочит наверх, взмахнув крылышками, повернется из стороны в сторону; порхнет неожиданно вниз; клюнет раз, другой щепочку; гля­дишь, снова на поленнице, повернулась, подпрыгнула и уже на заборе; а там порхнула и след ее простыл.

Ждать-пождать — нет птички. Я бегом к отцу. Рассказываю ему о диковинной птичке.

— Какая же она собой?

— Брюшко, говорю, желтенькое, а посередине черный ремень до горлышка. Щеки белые. На головке черная шапочка. Спинка зелененькая.


— Эка невидаль. Это простая, обыкновенная синичка. Такие ли есть в лесу».

В тот же день мальчик — М. Н. Богданов — получил от плот­ника Михаилы в подарок простую деревянную ловушку для птиц — слопцы. «Прошло много лет с тех пор, но и теперь я с благодарностью вспоминаю Михаилу за его незатейливый пода­рок. Много после того я получал подарков, и дорогих и дешевых, но ни один из них не имел такого значения, как слопцы, под­несенные мне Михайлой»... Эти слопцы сделали из мальчика птицелова.



Вскоре мальчик переехал к бабушке в Симбирск. В Сим­бирске он познакомился с птицеловом Парфенычем — «пти­целовство было для него, действительно, искусством». У Пар-феныча мальчик научился азбуке ловли птиц, но искусству ловли можно научиться только если за птичкой «следить целые дни, потерпеть не раз неудачу, а все-таки поймать!». «Читайте и на­блюдайте, а наблюдая птиц, думайте да гадайте, как лучше ловить их»... И Богданов постиг эту науку. «Много видел я птиц, много ловил их... много собрал сведений об их житье-бытье на широком просторе земли русской и в чужих странах; но никак не могу оторваться от этого дела». И все это он изучил само­стоятельно, «не тот мастер, кого выучили, а тот кто сам вы­учился».

Прошло 2—3 года. Богданов учится в Симбирской гимназии. Но основное занятие, которому отдает он все свои помыслы, весь свой досуг — ловля птиц в симбирских фруктовых садах, растущих на высоком берегу Волги. Эти ловли — самые яркие воспоминания отрочества. Постепенно ловля птиц для него ста­новится не только развлечением. Наука о птицах — серьезная, нужная и любимая наука, и ей он собирается посвятить всю свою жизнь. «В жизни птиц столько интересного, что они будут привлекать к себе ученых, пока существуют на земле люди и птицы». Не только одна ловля птиц воспитывала зоолога-нату­ралиста, скоро дополнять ее начинает и охота. Гимназия окон­чена. Модест Николаевич — студент-естественник Казанского уни­верситета, он много работает, много наблюдает, изучая птиц Средней Волги.



...Годы, не останавливаясь ни на секунду, идут чередой. Уже окончен университет и изучена жизнь птиц Поволжья, Богда­нов — сформировавшийся ученый-натуралист, имеющий ученую степень, его ценят собратья-зоологи, его любит молодежь. Но новая дума гнетет пытливый ум. Кавказ изучен в отношении птичьего населения недостаточно. Богданов едет туда. Он соби­рает животных, коллекционирует птиц, наблюдает природу чу­десной и разнообразной страны, постоянно в разъездах, верхом и в кибитках, молодой натуралист хочет побольше увидеть и узнать... Но «погибельный Кавказ» не хочет отдать чужаку-


волжанину своих тайн. «Я налегке отправился в научную ре­когносцировку на Черноморское побережье... берегом, делая по пути боковые экскурсии в ущельях, достиг Вардане. Воз­вращаясь тем же путем, на перевале, я схватил жестокую ли­хорадку. Почти в беспамятстве довезли меня казаки, поддержи­вая на седле, как мешок, до Даховской. Здесь хина и уход Сайфуллы скоро прекратили лихорадку; но увы! вся коллекция, собранная на Черноморском берегу, была где-то забыта каза­ками; даже записная книжка потерялась»... Не вполне оправив­шись от малярии ученый переехал для работы теперь уже к Каспийскому морю, в село Тарумовку. «Недолго мне пришлось поработать тут: ночная сиденка на рисовом поле, ради кабанов, вернула мне лихорадку», и ученому пришлось покинуть Кавказ. Неудача не останавливает Богданова. Через 2 года он едет в мало изученные арало-каспийские степи.



Ученый, всю свою жизнь посвятивший изучению природы птиц России, одним из первых биологов связавший среду оби­тания с животными, не мог остаться незамеченным: его при­глашают в Петербургский университет.

«Он принес в университетскую аудиторию свою неизменную любовь к природе и к ее исследованию. Жизнь зверей и птиц, а в особенности жизнь птиц со всеми ее природными условия­ми, раскрылась перед его молодыми слушателями во всей теп­лоте искренней и глубокой привязанности, и эта привязанность не могла не увлечь жаждущих знаний и жизни сердец. Они жадно ловили горячее, красивое слово профессора, и вскоре он стал их любимым учителем и товарищем»,— пишет об этом пе­риоде жизни Богданова проф. Н. П. Вагнер.

Чтение лекций, обработка материалов, занятия капитальной монографией по орнитологии России, камеральная работа не могли полностью поглотить кипучую энергию ученого. По-преж­нему, страстный птицелов и охотник, он в короткие месяцы отдыха у своих родных все время посвящает исследованиям природы.

Встречаясь во время своих путешествий с многими людьми, преподавая в университете, Богданов увидел, что молодежь со­всем не знает природы. Ученые сочинения непонятны массовому читателю, недоступны детям, и часто русские дети «гораздо больше знают об иностранных зверях, чем о нашей домашней мыши». Детская литература о животных в России исключи­тельно переводная. «Переводные рассказы могут быть хороши, научны, точны, но... в них чего-то недостает. А недостает вот чего, у каждого народа своя культура, свои взгляды на при­роду, в каждой стране свой склад жизни, свои особые отно­шения между человеком и животными. Все это неизбежно от­ражается в рассказах о природе и животных». Он решает воспол­нить этот пробел.


Сперва в детских журналах, а потом и отдельными книж­ками, он выпускает свои замечательные очерки «Мирские захре­бетники» и «Из жизни русской природы». В этих очерках глав­ное место принадлежит птицам, но птицы у Богданова везде и всюду рисуются на фоне русской природы, которую он так понимал и так любил! «Я не художник по ремеслу. Но та же природа научила меня уважать искусство, потому что я видел искусство там, где трудно его допустить».

Его описание русской природы, ее сезонных изменений, ее примет вряд ли может кем-либо быть превзойдено. Эти описания, по моему мнению, одни из лучших имеющихся в нашей худо­жественной литературе: «Отлогие склоны поросли мелколесьем; зеленый луг расстилался по дну долины, а посреди его при­хотливо вилась маленькая, но быстрая речушка; ивы и ольхи теснились по ее берегам; кое-где по луговине засели рощицами заросли тех же ольх, ив и тополей, словно садики. Синели местами озерки, обросшие по берегам тростником и кугой; кое-где полосками тянулись различные болотинки — сухие, коч­коватые, водянистые.

Такие долины производят чарующее впечатление на каждого. Вид сжатых полей утомляет глаз однообразием, а тут зелень, вода, лес и кипучая жизнь: на лугах, на болотах и озерках, по берегам речки, в кустах и в лесочках сновали различные птицы — утки, кулики, гагары, скворцы и много, много других».

Усиленная работа, постоянное напряжение подорвали организм Модеста Николаевича. «Организм не вынес постоянных трудов, тяжелых степных путей и жестокой кавказской лихорадки, ко­торая чаще и чаще стала приходить по знакомому пути. Реже стал являться Богданов в любимой и любившей его аудитории, слабее, тише и тише раздавался в ней его когда-то сильный и звучный голос» (Н. П. Вагнер). Болезнь прогрессировала, и в 47 лет оборвалась жизнь замечательного ученого-птицелова! Он мог умереть спокойно и без всяких угрызений совести взгля­нуть перед своим концом на прожитую короткую жизнь! «Уче­ный — это такой человек, который ищет истину!». И только истину в течение всей жизни честно искал Модест Николаевич!

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.