Рассмотрена методической комиссией факультета экономики, управления и бизнеса 30 августа 2011 г протокол № 2
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета экономики, управления и бизнеса
профессор М.Б. Щепакин
«____» ______________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(3-е поколение)
дисциплины Б.3.09 «МАРКЕТИНГ»
для направления 080100.62 «Экономика», квалификация бакалавр
факультетэкономики, управления и бизнеса
кафедра-разработчик рекламы и маркетинга
Вид учебной работы и
формы контроля
| Дневная форма
| Заочная форма
| всего
часов
| курс,
семестр
| всего
часов
| курс,
семестр
| Общая трудоемкость
дисциплины:
- в зачетных единицах
- в часах
|
|
2,3
|
|
| Аудиторные занятия:
- лекции
- практические (ПЗ)
- семинарские (СЗ)
|
|
2,3
2,3
|
|
| Самостоятельная работа:
- курсовая работа
- прочие виды
|
|
2,3
|
|
| Зачет
|
|
|
|
| Экзамен
|
| 2,3
|
|
|
Краснодар
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта ВПО направления 080100.62 «Экономика», степень (квалификация) – бакалавр (Приказ Министерства образования и науки РФ № 747 от 21.12.2009) и утверждена на ученом совете КубГТУ (протокол № 4 от 28.06.2011 г.)
Составители: д.э.н., профессор М.Б.Щепакин,
ст. преп. Е.В. Каменецкая
Рецензент кафедры-разработчика – к.х.н., доцент кафедры РиМ О.А. Кузнецова
Рецензент выпускающей кафедры – доцент Э.М. Баданин
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономики и финансового менеджмента _________________ 2011 г протокол № ____
Заведующий кафедрой рекламы и маркетинга
профессор М.Б. Щепакин
Заведующий выпускающей кафедрой,
профессор Н.Ю. Сухина
Рассмотрена методической комиссией факультета экономики, управления и бизнеса 30 августа 2011 г протокол № 2
Председатель методической комиссии факультета
экономики, управления и бизнеса,
профессор М.Б. Щепакин
1 Цели и задачи дисциплины
На сегодняшний день наиболее важным направлением функционирования любого предприятия в структуре менеджмента является маркетинг как комплексная система управления, направленная на изучение рыночной среды и запросов потребителей с целью их удовлетворения.
Маркетинг – необходимость точного знания потребностей и спроса, трудовых, сырьевых и других возможностей для развития предприятий. Поэтому цель преподавания данной дисциплины сводится к следующему:
1) научить студентов на основе современных научных подходов решать проблемы организации, управления и контроля маркетинговой деятельности, способствующей эффективному функционированию предприятий в условиях современного рынка и обострения конкуренции; опираться на применение маркетингового инструментария при формировании стратегии предприятия и принятии управленческих решений;
2) познакомить студентов с принципами, технологиями и методами маркетинга, необходимыми при анализе, оценке и решении конкретных рыночных проблем и практических ситуаций;
3) способствовать получению тех знаний, которые необходимы будущим специалистам для выполнения должностных функций, связанных с выбранной профессией;
4) использовать информационные технологии для решения задач в области маркетинга;
6) использовать необходимый инструментарий для оценки и планирования рыночного спроса и предложения;
7) использовать маркетинговые приемы при построении ценовой, товарной политики, а также политики распределения и продвижения.
Итак, цель преподавания дисциплины «Маркетинг» состоит в формировании умений и навыков самостоятельно принимать маркетинговые управленческие решения в структуре менеджмента на основе анализа рыночной среды и результатов маркетинговых исследований.
Предмет преподаваниядисциплины «Маркетинг» представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых по своему содержанию тем, отражающих экономические и организационные вопросы функционирования участников маркетинговой деятельности.
Составные части изучаемой дисциплины в общем случае относятся к организационной стороне деятельности участников маркетингового процесса и отражают характер той экономической, политической и нравственно-этической ситуации, которая сложилась в России.
Маркетинг правомерно стал предметом изучения в системе управления предприятием. Его исходной идеей является ориентация на потребителя, а прикладной характер определяется реализацией комплекса мер по решению вопросов в структуре менеджмента.
Основные задачи преподавания дисциплины «Маркетинга» сводятся к следующему:
1) сформировать у студентов четкое представление о маркетинге как о концепции внутрифирменного управления и целостной системе организации предпринимательской деятельности, направленной решение задач фирмы (предприятия) по организации производства и предложения на рынке товаров и услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности активных и потенциальных покупателей;
2) привить практические навыки в создании маркетинговых структур на предприятиях различных сфер деятельности и проведении маркетинговых исследований;
3) вооружить студентов различными практическими методиками комплексного исследования товарного рынка, прогнозирования потребности предприятия в товаре и поведения потребителей;
4) научить студентов разработке предложений по товарной политике фирмы и планированию ассортимента продукции, стратегий установления цен на протяжении жизненного цикла продукта;
5) ознакомить с оценкой эффективности коммуникационной и дистрибутивной политики предприятий, обоснованием предложений по их улучшению;
6) научить анализировать маркетинговую деятельность в разных аспектах и разрабатывать соответствующие мероприятия, направленные на повышение эффективности функционирования предпринимательских структур.
По окончании изучения данной дисциплины студент должен:
1) иметь системное представление о базовых положениях организации, управления и контроля маркетинговой деятельности при формировании стратегии предприятия и принятия управленческих решений;
2) получить практические навыки в области комплексного исследования рынка на основе современных научных методов, анализа организационных факторов маркетинговой деятельности, исследования особенностей жизненного цикла товара (услуг) в производственной сфере, разработки товаров, выбора каналов распределения и товародвижения, разработки комплекса маркетинга, планирования и управления маркетинговой деятельностью в системе управления предприятия;
3) уметь анализировать маркетинговую деятельность и разрабатывать соответствующие меры, направленные на повышение результативности функционирования управленческих структур предприятия;
4) систематизировать и обобщать информацию по вопросам маркетинговой деятельности и использовать информационные технологии для решения задач в области управления маркетингом;
5) использовать необходимый инструментарий для оценки и планирования рыночного спроса и предложения;
6) владеть навыками профессиональной аргументации при построении структуры управления маркетинга на предприятии в системе менеджмента;
7) использовать маркетинговые приемы при построение кадровой политики, ценовой политики, товарной и политики распределения и продвижения.
2 Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
Усвоение этой дисциплины студентами предполагает приобретение ими реальных знаний, полученных в результате изучения общих подходов к маркетингу. Темы других дисциплин, усвоение которых необходимо для освоения данной дисциплины, указаны в таблице.
Перечень дисциплин и тем, обеспечивающих усвоение дисциплины
"Маркетинг"
Наименование дисциплины
| Наименование раздела, темы
| Социология
| В объеме дисциплины
| Психология
| В объеме дисциплины
| Макро- и микроэкономика
| Закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне
| Маркетинговые исследования
| Разделы касающиеся качественных и количественных исследований, выборки, составления вопросников
| Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями по дисциплине «Маркетинг»:
– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
– способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
– умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
– способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
– способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
– способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
– владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по дисциплине «Маркетинг»:
– способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
– способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
– способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
– способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
– способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
– способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
– способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
– способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
– способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
– способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
– способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).
3 Содержание дисциплины
3.1 Тематический план дисциплины
№ раздела дисцип-лины
| Наименование
раздела дисциплины
| Лекции
| Практические (семинарские занятия)
|
|
|
|
| 1.
| Маркетинг в системе управления фирмой. Этапы развития маркетинга
| +
| +
| 2.
| Виды маркетинга. Концепции управления маркетингом
| +
| +
| 3.
| Рынок и его роль в экономике. Классификации и типы рынков
| +
| +
| 4.
| Маркетинговая среда. Комплекс маркетинга
| +
| +
| 5.
| Маркетинговые исследования. Изучение и анализ товарного рынка
| +
| +
| 6.
| Товарная политика и рыночные стратегии
| +
| +
| 7.
| Жизненный цикл товара и решения о разработке нового продукта
| +
| +
| 8.
| Потребности, приоритеты потребителей и их покупательское поведение
| +
| +
| 9.
| Сегментация рынка и позиционирование товара
| +
| +
| 10.
| Конкуренция, конкурентные силы и конкурентоспособность
| +
| +
| 11.
| Ценовая политика. Стратегии ценообразования
| +
| +
| 12.
| Сбытовая политика. Товародвижение и распределение товара
| +
| +
| 13.
| Коммуникационная политика.
| +
| +
| 14.
| Организация деятельности маркетинговой службы. Управление и контроль. Бюджет маркетинга
| +
| +
| 15.
| Планирование маркетинговой деятельности. Система маркетинговых планов
| +
| +
| 16.
| Стратегический маркетинг. Виды маркетинговых стратегий
| +
| +
| 17.
| Экономическая эффективность маркетинговой деятельности фирмы
| +
| +
| 18.
| Особенности международного маркетинга
| +
| +
|
Содержание лекций
№ разде-ла дис-цип-лины
| Наименование раздела, подраздела, их
содержание
| Количество часов
| дневная форма обучения
| заочная форма обучения
|
|
|
|
| | | | |
| Маркетинг в системе управления фирмой. Этапы развития маркетинга
|
| | 1.1
| Место маркетинга в системе управления фирмой
| | | 1.2
| Этапы развития маркетинга
| | | 1.3
| Задачи, цели, функции и основные принципы маркетинга
| | | 1.4
| Основные понятия в маркетинге: нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок
| | | |
| | |
| Виды маркетинга. Концепции управления маркетингом
|
| | 2.1
| Основные виды маркетинга
| | | 2.2
| Характеристика основных концепций управления маркетингом
| | | 2.3
| Концепции управления маркетингом 21 века
| | | |
| | |
| Рынок и его роль в экономике. Классификации и типы рынков
|
| | 3.1
| Основные понятия рынка
| | | 3.2
| Классификация и типы рынков
| | | |
| | |
| Маркетинговая среда. Комплекс маркетинга
|
| | 4.1
| Комплекс маркетинга
| | | 4.2
| Маркетинговая среда и ее структура (микро- и макросреда маркетинга)
| | | 4.3
| Методы оценки факторов микро- и макросреды предприятия
| | | |
| | |
| Маркетинговая информационная система. Маркетинговые исследования
|
| | 5.1
| Сущность маркетинговой информационной среды и маркетинговой информационной системы
| | | 5.2
| Принципы и концептуальные подходы к проведению маркетинговых исследований
| | | 5.3
| Методы, объекты и основные этапы проведения маркетинговых исследований
| | | |
| | |
| Товарная политика и рыночные стратегии
|
| | 6.1
| Товар в рыночной среде
| | | 6.2
| Товарный знак и его применение
| | | 6.3
| Осуществление товарной политики
| | |
|
|
|
| 6.4
| Упаковка и маркировка
| | | | | | |
| Жизненный цикл товара и решения о разработке нового продукта
|
| | 7.1
| ЖЗТ и его практические аспекты
| | | 7.2
| Общая схема разработки нового товара
| | | 7.3
| Разработка концепции нового товара
| | | | | | |
| Потребности, приоритеты потребителей и их покупательское поведение
|
| | 8.1
| Понятие и общая характеристика потребностей
| | | 8.2
| Модели потребительского поведения на рынках.
| | | 8.3
| Методы исследования изучения потребностей в товаре фирмы
| | | | | | |
| Сегментация рынка и позиционирование товара
|
| | 9.1
| Критерии и принципы сегментации рынка
| | | 9.2
| Методы рыночной сегментации
| | | 9.3
| Сегментирование потребительских рынков
| | | 9.4
| Сегментирование рынка товаров промышленного назначения
| | | 9.5
| Позиционирование товара. Стратегии позиционирования
| | | | | | |
| Конкуренция, конкурентные силы и конкурентоспособность
|
| | 10.1
| Понятие и сущность конкуренции, конкурентоспособности фирмы и товара
| | | 10.2
| Характеристика конкурентных сил по М.Портеру
| | | 10.3
| Уровни конкурентоспособности
| | | 10.4
| Оценка собственной конкурентной позиции фирмы на рынке
| | | | | | |
| Ценовая политика. Стратегии ценообразования
|
| | 11.1
| Сущность ценовой политики
| | | 11.2
| Стратегия и тактика ценообразования
| | | 11.3
| Разработка ценовой стратегии
| | | | | | |
| Сбытовая политика. Товародвижение и распределение товара
|
| | 12.1
| Понятие сбытовой политики
| | | 12.2
| Товародвижение и распределение товара
|
|
| 12.1
| Оптовая торговля: функции и классификация организаций
| | | 12.2
| Розничная торговля: функции и классификация организаций
| | |
|
|
|
| | | | |
| Коммуникационная политика
|
| | 13.1
| Сущность маркетинговых коммуникаций
| | | 13.2
| Средства маркетинговых коммуникаций: реклама, стимулирование сбыта, личные продажи, PR
| | | | | | |
| Организация деятельности маркетинговой службы. Управление и контроль. Бюджет маркетинга
|
| | 14.1
| Организационное построение службы маркетинга
| | | 14.2
| Бюджет маркетинга
| | | 14.3
| Контроль в маркетинге
| | | | | | |
| Планирование маркетинговой деятельности. Система маркетинговых планов
|
| | | | | |
| Стратегический маркетинг. Виды маркетинговых стратегий
| | | |
| | |
| Экономическая эффективность маркетинговой деятельности фирмы
|
| | | | | |
| Особенности международного маркетинга
|
| | | | | | | Итого
|
| |
Лабораторный практикум
Лабораторные работы по учебному плану не предусмотрены
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|