Сделай Сам Свою Работу на 5

Рассмотрена методической комиссией факультета экономики, управления и бизнеса 30 августа 2011 г протокол № 2





УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета экономики, управления и бизнеса

профессор М.Б. Щепакин

 

«____» ______________ 2011 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(3-е поколение)

дисциплины Б.3.09 «МАРКЕТИНГ»

для направления 080100.62 «Экономика», квалификация бакалавр

факультетэкономики, управления и бизнеса

кафедра-разработчик рекламы и маркетинга

 

 

Вид учебной работы и формы контроля Дневная форма Заочная форма
всего часов курс, семестр всего часов курс, семестр
Общая трудоемкость дисциплины: - в зачетных единицах - в часах       2,3    
Аудиторные занятия: - лекции - практические (ПЗ) - семинарские (СЗ)     2,3 2,3    
Самостоятельная работа: - курсовая работа - прочие виды     2,3    
Зачет        
Экзамен   2,3    

Краснодар

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта ВПО направления 080100.62 «Экономика», степень (квалификация) – бакалавр (Приказ Министерства образования и науки РФ № 747 от 21.12.2009) и утверждена на ученом совете КубГТУ (протокол № 4 от 28.06.2011 г.)



 

Составители: д.э.н., профессор М.Б.Щепакин,

ст. преп. Е.В. Каменецкая

 

Рецензент кафедры-разработчика – к.х.н., доцент кафедры РиМ О.А. Кузнецова

Рецензент выпускающей кафедры – доцент Э.М. Баданин

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономики и финансового менеджмента _________________ 2011 г протокол № ____

 

Заведующий кафедрой рекламы и маркетинга

профессор М.Б. Щепакин

 

Заведующий выпускающей кафедрой,

профессор Н.Ю. Сухина

Рассмотрена методической комиссией факультета экономики, управления и бизнеса 30 августа 2011 г протокол № 2

 

 

Председатель методической комиссии факультета

экономики, управления и бизнеса,

профессор М.Б. Щепакин

 

1 Цели и задачи дисциплины

 

На сегодняшний день наиболее важным направлением функционирования любого предприятия в структуре менеджмента является маркетинг как комплексная система управления, направленная на изучение рыночной среды и запросов потребителей с целью их удовлетворения.



Маркетинг необходимость точного знания потребностей и спроса, трудовых, сырьевых и других возможностей для развития предприятий. Поэтому цель преподавания данной дисциплины сводится к следующему:

1) научить студентов на основе современных научных подходов решать проблемы организации, управления и контроля маркетинговой деятельности, способствующей эффективному функционированию предприятий в условиях современного рынка и обострения конкуренции; опираться на применение маркетингового инструментария при формировании стратегии предприятия и принятии управленческих решений;

2) познакомить студентов с принципами, технологиями и методами маркетинга, необходимыми при анализе, оценке и решении конкретных рыночных проблем и практических ситуаций;

3) способствовать получению тех знаний, которые необходимы будущим специалистам для выполнения должностных функций, связанных с выбранной профессией;

4) использовать информацион­ные технологии для решения задач в области маркетинга;

6) использовать необходимый инструментарий для оцен­ки и планирования рыночного спроса и предложения;

7) использовать маркетинговые приемы при построении ценовой, товарной политики, а также политики распределения и продвижения.

Итак, цель преподавания дисциплины «Маркетинг» состоит в фор­мировании умений и навыков самостоятельно при­нимать маркетинговые управленческие решения в структуре менеджмента на основе анализа рыночной среды и результатов маркетинговых исследований.

Предмет преподаваниядисциплины «Маркетинг» представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых по своему содержанию тем, отражающих экономические и организационные вопросы функционирования участников маркетинговой деятельности.



Составные части изучаемой дисциплины в общем случае относятся к организационной стороне деятельности участников маркетингового процесса и отражают характер той экономической, политической и нравственно-этической ситуации, которая сложилась в России.

Маркетинг правомерно стал предметом изучения в системе управления предприятием. Его исходной идеей является ориентация на потребителя, а прикладной характер определяется реализацией комплекса мер по решению вопросов в структуре менеджмента.

Основные задачи преподавания дисциплины «Маркетинга» сводятся к следующему:

1) сформировать у студентов четкое представление о маркетинге как о концепции внутрифирменного управления и целостной системе организации предпринимательской деятельности, направленной решение задач фирмы (предприятия) по организации производства и предложения на рынке товаров и услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности активных и потенциальных покупателей;

2) привить практические навыки в создании маркетинговых структур на предприятиях различных сфер деятельности и проведении маркетинговых исследований;

3) вооружить студентов различными практическими методиками комплексного исследования товарного рынка, прогнозирования потребности предприятия в товаре и поведения потребителей;

4) научить студентов разработке предложений по товарной политике фирмы и планированию ассортимента продукции, стратегий установления цен на протяжении жизненного цикла продукта;

5) ознакомить с оценкой эффективности коммуникационной и дистрибутивной политики предприятий, обоснованием предложений по их улучшению;

6) научить анализировать маркетинговую деятельность в разных аспектах и разрабатывать соответствующие мероприятия, направленные на повышение эффективности функционирования предпринимательских структур.

По окончании изучения данной дисциплины студент должен:

1) иметь системное представление о базовых положениях организации, управления и контроля маркетинговой деятельности при формировании стратегии предприятия и принятия управленческих решений;

 
2) получить практические навыки в области комплексного исследования рынка на основе современных научных методов, анализа организационных факторов маркетинговой деятельности, исследования особенностей жизненного цикла товара (услуг) в производственной сфере, разработки товаров, выбора каналов распределения и товародвижения, разработки комплекса маркетинга, планирования и управления маркетинговой деятельностью в системе управления предприятия;

3) уметь анализировать маркетинговую деятельность и разрабатывать соответствующие меры, направленные на повышение результативности функционирования управленческих структур предприятия;

4) систематизировать и обобщать информацию по вопро­сам маркетинговой деятельности и использовать информацион­ные технологии для решения задач в области управления маркетингом;

5) использовать необходимый инструментарий для оцен­ки и планирования рыночного спроса и предложения;

6) владеть навыками профессиональной аргументации при построении структуры управления маркетинга на предприятии в системе менеджмента;

7) использовать маркетинговые приемы при построение кадровой политики, ценовой политики, товарной и политики распределения и продвижения.

 

2 Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Усвоение этой дисциплины студентами предполагает приобретение ими реальных знаний, полученных в результате изучения общих подходов к маркетингу. Темы других дисциплин, усвоение которых необходимо для освоения данной дисциплины, указаны в таблице.

Перечень дисциплин и тем, обеспечивающих усвоение дисциплины

"Маркетинг"

Наименование дисциплины Наименование раздела, темы
Социология В объеме дисциплины
Психология В объеме дисциплины
Макро- и микроэкономика Закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне
Маркетинговые исследования Разделы касающиеся качественных и количественных исследований, выборки, составления вопросников

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями по дисциплине «Маркетинг»:

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

– умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

– способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

– способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

– способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

– владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по дисциплине «Маркетинг»:

– способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

– способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

– способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

– способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

– способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

– способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

– способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

– способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

– способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

– способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

– способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).

 

 

3 Содержание дисциплины

3.1 Тематический план дисциплины

№ раздела дисцип-лины Наименование раздела дисциплины Лекции Практические (семинарские занятия)
1.   Маркетинг в системе управления фирмой. Этапы развития маркетинга + +
2. Виды маркетинга. Концепции управления маркетингом + +
3. Рынок и его роль в экономике. Классификации и типы рынков + +
4. Маркетинговая среда. Комплекс маркетинга + +
5. Маркетинговые исследования. Изучение и анализ товарного рынка + +
6. Товарная политика и рыночные стратегии + +
7. Жизненный цикл товара и решения о разработке нового продукта + +
8. Потребности, приоритеты потребителей и их покупательское поведение + +
9. Сегментация рынка и позиционирование товара + +
10. Конкуренция, конкурентные силы и конкурентоспособность + +
11. Ценовая политика. Стратегии ценообразования + +
12. Сбытовая политика. Товародвижение и распределение товара + +
13. Коммуникационная политика. + +
14. Организация деятельности маркетинговой службы. Управление и контроль. Бюджет маркетинга + +
15. Планирование маркетинговой деятельности. Система маркетинговых планов + +
16. Стратегический маркетинг. Виды маркетинговых стратегий + +
17. Экономическая эффективность маркетинговой деятельности фирмы + +
18. Особенности международного маркетинга   + +

Содержание лекций

 

№ разде-ла дис-цип-лины Наименование раздела, подраздела, их содержание Количество часов
дневная форма обучения заочная форма обучения
       
  Маркетинг в системе управления фирмой. Этапы развития маркетинга  
1.1 Место маркетинга в системе управления фирмой    
1.2 Этапы развития маркетинга    
1.3 Задачи, цели, функции и основные принципы маркетинга    
1.4 Основные понятия в маркетинге: нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок    
       
Виды маркетинга. Концепции управления маркетингом  
2.1 Основные виды маркетинга    
2.2 Характеристика основных концепций управления маркетингом    
2.3 Концепции управления маркетингом 21 века    
       
Рынок и его роль в экономике. Классификации и типы рынков  
3.1 Основные понятия рынка    
3.2 Классификация и типы рынков    
       
Маркетинговая среда. Комплекс маркетинга  
4.1 Комплекс маркетинга    
4.2 Маркетинговая среда и ее структура (микро- и макросреда маркетинга)    
4.3 Методы оценки факторов микро- и макросреды предприятия    
       
Маркетинговая информационная система. Маркетинговые исследования  
5.1 Сущность маркетинговой информационной среды и маркетинговой информационной системы    
5.2 Принципы и концептуальные подходы к проведению маркетинговых исследований    
5.3 Методы, объекты и основные этапы проведения маркетинговых исследований    
       
Товарная политика и рыночные стратегии  
6.1 Товар в рыночной среде    
6.2 Товарный знак и его применение    
6.3 Осуществление товарной политики    
6.4 Упаковка и маркировка    
       
Жизненный цикл товара и решения о разработке нового продукта  
7.1 ЖЗТ и его практические аспекты    
7.2 Общая схема разработки нового товара    
7.3 Разработка концепции нового товара    
       
Потребности, приоритеты потребителей и их покупательское поведение  
8.1 Понятие и общая характеристика потребностей    
8.2 Модели потребительского поведения на рынках.    
8.3 Методы исследования изучения потребностей в товаре фирмы    
       
Сегментация рынка и позиционирование товара  
9.1 Критерии и принципы сегментации рынка    
9.2 Методы рыночной сегментации    
9.3 Сегментирование потребительских рынков    
9.4 Сегментирование рынка товаров промышленного назначения    
9.5 Позиционирование товара. Стратегии позиционирования    
       
Конкуренция, конкурентные силы и конкурентоспособность  
10.1 Понятие и сущность конкуренции, конкурентоспособности фирмы и товара    
10.2 Характеристика конкурентных сил по М.Портеру    
10.3 Уровни конкурентоспособности    
10.4 Оценка собственной конкурентной позиции фирмы на рынке    
       
Ценовая политика. Стратегии ценообразования  
11.1 Сущность ценовой политики    
11.2 Стратегия и тактика ценообразования    
11.3 Разработка ценовой стратегии    
       
Сбытовая политика. Товародвижение и распределение товара  
12.1 Понятие сбытовой политики    
12.2 Товародвижение и распределение товара      
12.1 Оптовая торговля: функции и классификация организаций    
12.2 Розничная торговля: функции и классификация организаций    
       
Коммуникационная политика  
13.1 Сущность маркетинговых коммуникаций    
13.2 Средства маркетинговых коммуникаций: реклама, стимулирование сбыта, личные продажи, PR    
       
Организация деятельности маркетинговой службы. Управление и контроль. Бюджет маркетинга  
14.1 Организационное построение службы маркетинга    
14.2 Бюджет маркетинга    
14.3 Контроль в маркетинге    
       
Планирование маркетинговой деятельности. Система маркетинговых планов  
       
Стратегический маркетинг. Виды маркетинговых стратегий    
       
Экономическая эффективность маркетинговой деятельности фирмы  
       
Особенности международного маркетинга  
       
  Итого  

Лабораторный практикум

Лабораторные работы по учебному плану не предусмотрены

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.