Сделай Сам Свою Работу на 5

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКИХ СИБИРЯКОВ





ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

Народное творчество Сибири отличалось прагматичностью, неравно­мерностью развития отдельных направлений. Более всего были развиты декора­тивное искусство, фольклор, игровые виды, праздничная обрядность; ме­нее — песенные жанры, музыкальное искусство.

Декоративное искусство отличалось сдержанностью, определенной скупостью в размерах и красочности изображений, строгостью линий. Си­биряки не любили украшать предмет или сооружение целиком, а ограни­чивались украшением основной части, отдельных элементов: украшали кар­низы домов, углы стен, наличники окон, ставни, могли провести вокруг дома ажурный резной пояс. Особо украшались ворота, но не все полотно, а столбы, карниз крыши ворот, «жуковина» с кольцом. Крыльцо имело рез­ные столбы, ограждения — перильца, точеные «балясины», резную арку входа. Из надворных построек украшались, пожалуй, только амбары. В целом для творчества сибиряков характерны следующие особеннос­ти:

Ясность и уравновешенность композиции. Сибиряки любили украшения — элементы в виде ромба, креста, квадрата, пересекающиеся или расположенные рядами, а также изображенные один в другом.



2. На народное искусство сибиряков огромное влияние оказывало искус­ство местных народов: геометрические, растительные орнаменты.

Излюбленными цветами были красный, синий, реже — черный, темно-коричневый. Из других цветов любили зеленый и желтый.

4. При вышивании, фигурки вышивали красной нитью. Часто применялось шитье фигурных композиций из кривых, изгибающихся и пересекаю­щихся друг с другом линий.

Более всего сибиряки любили резьбу по дереву. Сквозная резьба доходила до кружевной тонкости. Украшения наличников окон были как «прорезные», так и «накладные»

6. Иконы сибирского письма отличались, по описанию, «извилистым орнаментом на фоне и строгим симметричным построением компози­ции изображения».

 

Сибирское искусство стало местом встречи искусства Украины и Прибалтики, Поволжья и Польши. Белоруссии и Русского Севера. Так, украинцы принесли украшение «заборок» кути, стен. Часто встречались, стены и печи, расписанные гроздьями винограда, гирляндами пышных цветов, сценами охоты, изображениями фантас­тических деревьев с цветами и плодами.



«Народное искусство Сибири — последнее звено в цепи евразийских художественных культур», — писал исследователь народного искусства Д. А. Болдырев—Казарин в начале XX

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

МОЛИТВА СИБИРЯКА

Благослови, Господь, мои страданья

И дай утеху мне и сладость упованья!

И дай мне силу воли и терпенье,

Дай зреть моих ошибок исправленье!

Сподобь меня вкусить плодов приятных,

Моих стремлений и трудов,

С честию согласных.

Пошли мне дух трудолюбия и чести,

Дух покоя, мира, совести душевной!

Да бежит меня дух коварной лести

С его соблазнами и участью плачевной!

Да буду я одним из верных Родины моей сынов —

Одним из тех поборников скромных любви и добра,

Что приносят пользу краю,

Что имя носят славное бойцов —

За честь родной страны,

За все, чем жизнь ея красна.

(«Сибирский архив». 1913, N 1).

СИБИРСКИЕ АФОРИЗМЫ: ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Чалдоны – крылечки скоблены.

Русь навалила, — весь наш край задавила.

Родная деревня краше Москвы.

На чужой стороне и весна не красна.

В, Сибири 100 рублей не деньги, 100 верст не расстояние. Человека убить —

Дальше Сибири не быть.

Сибирь — золотое дно.

Поселенец что младенец — на что взглянет, то и стянет.

Золото веско, а кверху тянет.

Драчливый петух жирен не бывает.

Накормишь калачом — не бей в спину кирпичом.



Мужик робит не покладая рук, пока Бог не пошлет по душу.

Правду блюсти по совести.

Горькому Кузеньке — горькие песни.

Это не в селе, а в себе.

Порука — наука.

Хитер: первый тащит мясо из горшка.

При худе-то худо, а без худа, и того хуже.

Осудила чурка палку.

Кто на приисках не бывал, — горя не видал.

У него правды, как у змеи ног не найдешь.

Чудно дядино гумно: семь лет урожая нет, а мыши водятся.

В копнах - не сено, в долгах - не деньги, в гребях - не хлеб.

Кыска скребет на свой хребет.

Кто любит кислое да соленое, а кто — красное да зеленое.

Стужа да нужа, нет ее хуже.

Што город — то Бог, што деревня — то черт.

Съел не худа, всего полпуда, осталось фунтов семь — завтра съем.

Митяй сидя спит и лежа работает.

То, что грязно изнутри, не сделаешь чистым снаружи.

Гнилой веревкой лошадь не ловят.

Была бы пища — мыши найдутся.

Пустая дума — лишняя тяжесть.

Как ручки сделают, так и плечики износят.

Вот теперь я поправлюсь! — сказал отец дьякон, выпивши

Восемнадцатую рюмку водки.

СИБИРСКИЕ ЗАГАДКИ

Два убегают, два догоняют, а отдыхают вместе. (Четыре колеса у телеги).

Кину с блошку, — выну с кошку. (Редька).

Мокрый теленок в подполье живет. (Язык).

Не жива, а сдышит. (Квашня).

По сеням ходит, а в избу не является. (Дверь).

Сам худ, а голова с пуд. (Безмен).

На скате горы косые унты. (Уши).

Станет — выше коня, а ляжет — ниже кота. (Дуга).

Рыжий, а не конь, с рогами, а не бык, шестиногий, без копыт. (Таракан).

(Загадки записаны в д. Торгашиной и д. Дрокиной в 1913 г.).

ЧАСТУШКИ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ начала XX в.

Ты, извозчик, подай клячу Красноярск — город славный,

Увези меня на Качу. На реке стоит большой;

Милай мой по Каче плавал, В нем живет народ богатый-

Утонул паршивый дьявол Настоящий, продубной.

Как на Каче грязь и тина, На Маганска девки модны —

Там девчонки, как картина. По три дня сидят голодны,

Как на Каче грязь и кочки — Золотые серьги носят,

Там девчонки, как цветочки. Под окошком хлеба просят.

Как Батойские ребята, Не ходила, не пойду

Одним словом, молодцы; В лес я за грибами,

Ногой топчут, брюки лопнут, Напугал меня чалдон

Все заплатки отлетят. Синими штанами.

Не хочу я первачу, Золото мое колечко

Хочу второго сорта. Хуже оловянного,

Я чалдона не люблю. Надоели мне чалдоны

Посылаю к черту. Хуже окаянного.

Милый мой такой баской. Милый мой, пойдем домой,

Из деревни из Гарской. Пойдем, моя кровиночка.

Из деревни из Гарской Тебя угонят в Порт-Артур —

Истомил меня тоской Останусь сиротиночка!

Пароход баржу везет — Рыбочка на вилочке —

Баржа семечки грызет. Миленок на заимочке.

Стою плачу у телеги — Миленок на заимочке,

Слезы льются колесом. Шьет милой ботиночку.

ПРИМЕТЫ – ПОВЕРЬЯ СИБИРЯКОВ-СТОРОЖИЛОВ

V кого пальцы длинны — невеста маленькая будет.

Кто на кошку наступил, — жениться захотел.

Из новой муки в первый раз нельзя печь хлеб, а нужно печь ситники,

Иначе хлеб не будет родиться.

Если корова понюхает дойник, то парное молоко станет кислым;

Если же дать понюхать это подойник быку, то этим дело поправиться.

Нельзя сор на ноги мести — свекровь лихая будет.

Чтобы девушке уметь тонко прясть, нужно жилы есть.

Девушке нужно есть селезенку — косы хорошие будут.

Парню нельзя есть селезенку — верхом не будет уметь ездить.

Когда ешь, то нужно облизывать ложку, а то жених или невеста рябые будут.

На квашню нельзя садиться — обжора будешь.

На ушат нельзя садиться — пьяница будешь.

Засуха бывает от того, что кем-то оставлены в овине не обмолоченные сно­пы.

Если в реку ранней весной бросить кусочки хлеба, то ее, матушку, проне­сет ото льда легко.

Сорока на дворе застрекочет — то к несчастью в доме.

СИБИРСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«ПТИЧКА-НОСОК КАК СПИЧКА

Жил старик со старухой, жили они бедно. Старуха отправила своего старика рубить дрова. Вот он подходит к пню, и стал дрова рубить. Оттуда вылетает птичка-носок как спичка и спрашивает старика: «Чево тебе, дедушка, нужно»? Он говорит: «Дров». Она ему говорит: «Иди домой, завтра все будет готово». Наутро они встают, дров у них полон двор.

Утром встала старуха, опять посылает старика просить у птички хлеба. Старик опять так же приходит, стукнул о пенек, оттуда вылетает птичка-носок как спичка и спрашивает, что ему нужно. Он ей опять говорит, что хлеба. Она опять отправила домой и сказала, что завтра все будет готово. Старуха утром встала, пошла в анбар — анбар полон муки.

Старуха тогда опять послала старика, чтобы он попросил птичку сделать ее барыней, а его барином. На другой день послала старика к птичке, чтобы она сделала ее царицей, а его барином.

Когда они проснулись, то увидели, что старуха сделалась кыской, а старик кошаком. Оба голодные и мявкают.

БЫЛИЧКИ

Быличка — форма произведения устного народного творчества, бы­товавшего в прошлом на Урале и в Сибири. Традиционные мифологические сюжеты о «нечистой силе», сказочных существах, домовых и прочих персо­нажах русских сказок сибиряки, будучи более рациональны и менее рели­гиозны, облекали в сказания-былички, якобы имевшие место в жизни кон­кретных людей. Былички рассказывались обязательно со ссылкой на кого-либо.

***

«Вот еще чего сказывал Федча Таразан. Он сказывал, что в Байкале — море водятся фараоны. Однажды ефти фараоны разыгрались и утопили судно; вот жители ефтова места догадались — закинули невод и вытащили ефтих фараонов до пятидесяти: человек совсем, голова, руки и все человечье... ноги только, где лапы тут, срослись и хвост рыбий; вот ефти жители навя­зали прутьев и всех фараонов простегали и побросали в море; опосля как рукой сняло, фараонов не стало, ушли в другое место. Как ефтому верить?»

(Рассказ тобольского крестьянина. Записан в 1848 г. См.: Миненко Н.А. Живая старина: будни и праздники сибирской деревни в XVIII – первой половине XIX в. – Новосибирск. 1989.).

В данном случае рассказы жителей Байкала о тюленях обросли попут­но в процессе передачи информации мифологическими добавлениями из сказаний более древних языческих времен.

***

За селом Бугуртак, (недалеко от Курагино) у подножья горы есть небольшое озеро, посреди которого стоит камень (скала), поросший деревьями. Дно у этого озера очень глубокое. Мне рассказывала 82-летняя бабушка жены; зовут ее Кронцова Марина Корнеевна. Эту историю ей рассказала ее бабушка. То было давнее время, когда Бугуртака еще не было.

В огромном камне, находившемся на вершине горы, была пустота, пещера. В ней жил двуглавый крылатый змей. Кто из людей видел его, - говорил, что от него идут искры. Ночью, после захода солнца, он выходил на свою охоту. Курагинские крестьяне, у которых там были покосы, к тому времени старались убраться из тех мест. Змей хватал все живое, будь-то человек или лошадь.

Однажды ночью разразилась страшная гроза. Беспрерывно сверкали молнии, гремел гром. Одна из молний угодила в камень, в котором обитал змей. Камень сорвался с утеса и похоронил змея под собой. А в том месте, где камень пробил землю, образовалось озеро. Сказка, можно сказать, но на юго-востоке горы есть большая каменная россыпь, и уже упомянутое озеро с камнем посередине. Не так давно на этой скале не было деревьев.

(Рассказ записан мною летом 2000 г. от Баландина Андрея Викторовича жителя с. Имисское Курагинского района Красноярского края. - Б.А.)

В данном рассказе присутствуют все элементы сибирской былички: ссылка на подлинность происходивших событий, указание времени события, подробное перечисление всех рассказчиков и ссылка на них. В быличке есть и попытка доказательства на основе современных данных.

10. ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ, ПОВЕРЬЯ

Савельев А.А. (1874—1942).Записи примет, обычаев, поверий, ритуалов крестьян-старожилов Пинчугской волости Енисейского уезда Енисейской губернии. (Начало ХХ в.)

НА ПРОМЫСЛЕ И НА ПАШНЕ. Старик-хозяин ладит «вентерь» (вентель) «на весну рыбу идти промушлять». Чтобы пройти в избу, приходится перешагнуть через разложенную по полу рыболовную снасть. — «Не, паря, этова не надо; никовда не надо. Не шагай через. Через это рыба в него не пойдет. Испортить вентерь можно».

При первом весеннем лове … первую же пойманную более или менее крупную рыбу бьют палкой и при этом приговаривают, ударяя по рыбе, — «попала, да не та, посылай мать да отца, бабушку да дедушку».

Желательно в день посева украсть у кого-нибудь что-нибудь, хотя бы, например, серянку [спичку]. Урожай и сев будут удачны.
Во время посадки [клубней] картофеля нельзя их есть, а то крот будет их уносить и портить.

О ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЯХ. Как же, как же, паря, это верно — пожар от грозы, это уж как не «Божья милось». Так и говорят — «гореть Божею милосью». Нет, водой тушить такой пожар никак нельзя. Потом уж разгрести [золу] можно.

При граде и при грозе выбрасывают на улицу через окошко (д. Ярки) или через ворота (с. Богучаны, д. Карабула) на улицу же лопату, которой садят хлеб в печь … или печную клюку, чтоб скорее прекратилось то и другое.
Весной при вскрытии реки все спешат умыться свежей водой — чтоб здоровым быть.

О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ. Бывает, что собака теряет аппетит. В д. Пинчуге, чтоб она ела, рубят ей кончик хвоста, а в с. Богучанах одевают ей на шею ободок из черемухового прутика, обмазанного дегтем, или же просто «дехтяну веревочку».

Коров выпускают на волю вскоре после Пасхи. Старший член семьи выходит во двор и там обмазывает смолой наподобие креста двери хлевов, стаек и ворот, произнося при этом молитву. Вдоль тех ворот, через которые выпускаются коровы, на земле он расстилает поясок, снимаемый с себя. Положив поясок и снова сотворив молитву, он делает несколько полупоклонов. Затем, став перед воротами, он «три раз» перегородит (перекрестит) их. Тогда хозяйка [берет] в руки ковригу хлеба, выходит за ворота и, отламывая кусок за куском, манит корову — «тпруси, тпруси, молена, тпруси, Ивановна, тпруси» и т.д. Мимо-идущей корове она дает кусок хлеба. Так переходят все коровы одна за другой, переступая поясок, который расстилается для того, чтоб они знали свой дом, свои ворота. А хозяин вслед за уходящими коровами шепчет: «Христос с вами, Христос с вами!» — и крестит одну за другой. День этот считается полупраздником и в течение его не полагается ругаться.

ПРИ ПОСТРОЙКЕ НОВОГО ДОМА. При выборе места постройки кидают жеребий. Хозяйка из ржаной муки печет 3 небольших «колобушка» хлебца. Эти последние выпекаются раньше всей остальной стряпни. На следующий день, до восхода солнца, хозяин берет эти хлебцы и кладет их за пазуху, предварительно подпоясавшись. Придя на намеченное место, хозяин … читает молитву; затем распоясывается и следит за количеством выпавших из-за пазухи хлебцев. Если выпадут все три хлебца, место считается удачным и счастливым для поселья; если два выпадут — то «так-сяк», а один — вовсе плохо — селиться не следует.

Когда подымают «матицу» на только что возведенные стены строящегося дома, то поступают так. На «матицу», которая одним концом лежит на стене, кладут ковригу хлеба, немного соли и иконку; всё привязывают к матице новым рукотерником [полотенцем]. По поднятии матицы остаток дня считается праздничным.

В старину при постройке избы под окладку [нижний венец бревенчатых стен] всегда клали деньги в небольшом количестве, а под матню [матицу] третью часть того, что кладут под окладку.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.