Сделай Сам Свою Работу на 5

В 80—90-е годы XIX в. за помол 500 пудов зерна в год крестьянская семья платила мельнику от 8 до 10 руб. или деньгами, или зерном.





ПОВИТУХИ и ЗНАХАРИ, КОЛЕСНИКИ и ЛОЖКАРИ, БОНДАРИ и ПИМОКАТЫ, ОХОТНИКИ и ДЕГТЯРИ, СМОЛОКУРЫ и УГЛЕЖОГИ, КОНОВАЛЫ и СТОЛЯРЫ, ЛОДОЧНИКИ и ПОРТНЫЕ - это далеко не полный перечень профессий деревенских мастеров и умельцев. Они могли зани­маться своим ремеслом как одновременно с земледелием, так и специали­зируясь на определенном занятии. Главное, чтобы мастерство приносило пользу и удовлетво­рение от работы, как самому мастеру, так и людям.

КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ

ОДЕЖДА РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ СИБИРИ

ОДЕЖДА КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ. Русское старожилое население Сибири, включавшее потомков переселенцев раз­личных районов и субэтнических групп Европейской России, принесло с собой традици­онную одежду. Она определялась как общерусскими формами, так и особен­ностями видов одежды и элементов исходного района переселения. Исход­ными для сибиряков, необходимо считать и национальные виды одеж­ды представителей различных этнических групп, принявших участие в ста­новление старожильческого субэтноса. Многое сохранялось неизменным, как в целом в одежде, так и в виде включений отдельных элементов и частей в сибирскую одежду.



Одежда во все времена была важнейшим адаптивным элементом, наиболее успешно помогавшим оуспешно осваиваться в новых условиях. В силу специфических условий природы, климата, исто­рии, контактов групп «засольщиков» между собой и с местным населени­ем, в Сибири образовались этнографически сложные комплексы одежды, обуви, головных уборов. Определенное влияние на данный процесс оказала территориальная отдаленность, замкнутость и взаимосвязь с сопредельны­ми с Россией государствами. Важно отметить, что из воздействующих факторов на первое место необходимо поставить природно-климатический.

Требования к одежде, обуви и головному убору в Сибири были до­вольно высоки. Суровость климата предопределяла выбор теплой и при этом легкой одежды, не стеснявшей движений. Одежда должна была хорошо за­щищать человека от ветра, попадания снега за ворот, но при этом не вызы­вать усиленного потоотделения Особое внимание сибиряки обращали на обувь и рукавицы. Очень рано у русских сибиряков появляется зимняя шап­ка с вислыми «ушами». Многообразие в одежде дополняется различными ее видами, связанными с профессиональной деятельностью сибиряков: например, «даха» («доха») - у ямщиков, «лузаны» - у охотников.



Высокий уровень жизни сибиряков, будь—то горожан или крестьян, свобода и самостоятельность определили рождение нового, необычного для рядового жителя Европейской России внешнего вида старожилов. В основе его были опрятность, чистота, достаток, обязательное наличие празднич­ной «покупной» одежды у каждого человека. Особенно это касалось сибиря­чек. Они позволяли себе носить то, что обычно было достоянием «высоких» сословий горожанок Европейской России.

Будучи по сути консервативным элементом национальной культуры, одежда в Сибири во многом сохранила названия, технологию пошива и украшений, но многое со временем изменялось, заменялось на более раци­ональное. Если при характеристике субэтноса казаков обращается особое внимание на их одежду, воинскую амуницию и выправку, как на внешний отличительный признак. Также и сибирская одежда не менее влияла на облик, поведение, походку, самодостаточность старожила. В частности, применительно к зимней одежде сиби­ряки говорили: «Сибиряк не тот, кто мороза не боится, а кто умеет мороза «хорониться».

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА обычно состояла из рубахи и штанов-портов. В отдельных местах штаны назывались «чембары». Рубахи были длинными, до колен, и подвязывались поясом. При шитье рубахи бралось прямое полот­нище, перегибалось пополам, вырезался ворот. Затем по прямой кромке вшивались рукава, а от рукава до подола вшивалась прямая вставка. Боковая вставка делалась потому, что ширина «самотканого» полотна была недоста­точна для рубахи на взрослого человека. Рубахи позднего времени уже ши­лись без вставок.



Вырезные вороты были округлыми или прямоугольными; воротники появились только в последней четверти XIX в. Более ранними считаются вырезы ворота по середине груди, более поздними — сбоку. Ворот соеди­нялся тесемками или металлическими застежками — «схватцами». Значи­тельно позднее вошли в употребление бронзовые, медные, костяные пуго­вицы с «воздушными» петлями.

В верхней части рубахи, с изнанки, для прочности подшивали ткань — «подоплеку». С этой же целью под рукава подшивали «ластовицы».

По подолам, рукавам и вороту рубахи украшались вышивками. Это было не только украшением, но и магическим «оберегом» от зла, болез­ней, «нечистой силы». Украшения обычно располагались там, где откры­вался свободный доступ к телу. Наряду с вышивкой, сибиряки применяли для обшивания повседневной одежды цветную кайму.

Мужские «порты» шились на поясе — «гашнике», неширокие, из бе­лого грубого полотна или, чаще всего, из «крашенины», полосатой пестря­ди. Зимние штаны шились из сукна, стеженного ветошью полотна, а иногда даже из овчины.

Порты заправлялись в сапоги. По документам, в XVII—XIX вв. сапоги делили на телятинные, конинные, бараньи, сафьяновые. Были еще коты телятинные, конинные; башмаки телятинные, ичетоги кожаные, ступни и пр. Если для крестьян Европейской России основной обувью были лапти из лыка, конопли или бересты, то сибиряки носили кожаную обувь. Видов ее было множество: неговани, бродни, чижи, бутылы, чарки (чирки), бахи­лы, торбоза (торбаса), поршни и пр. Самыми простыми по изготовлению и наиболее распространенными видами как мужской, так и женской обуви, были чирки и поршни. Изготавливались они из цельного куска кожи, по верхней кромке был продет стяжной сыромятный ремешок.

В зависимости от времени года и характере работ на рубаху сверху надевали одежду из холста, сукна, овчины и т. д. В летнее время сибиряки носили «однорядки», т.е. одежду из сермяжного сукна без подкладки в один ряд. Кроме этого перечислим: «охабень» — длинная, широкая, распашная и слегка раскошенная, с глубоким запахом, носимая с опояской одежда, «азям» шился из верблюжьего сукна; «армяк» — верхняя одежда из толстого холста, понитчины; «ферязь», в отличие от перечисленных видов одежды, имела застежку, шилась из шерсти, сукна, хлопчатой ткани.

Во время летних работ в прохладную погоду или в ночное время мужчины чаще всего носили шабуры, камарники, зипуны, серьмяги, полукафтаны и пр. Они были как из холста, так и из сукна, укороченные и более удобные в движении. При наступлении первых холодов одевали шойданики, теплушки, чекмени, куртачки («куртачок», «куртак»; от этого слова пошли ныне куртки) и др. Они шились из более толстого, часто домашнего сукна или сукна, крытого холстом. Повсеместно были распространены балахоны — одежда широкая, часто большого размера, наде­вавшаяся поверх всего в сырую и дождливую погоду. Шились балахоны из самого грубого плотного холста-«хряща».

С наступлением зимы мужчины носили разнообразную одежду из ов-чины, телятины, толстого сукна. Кафтаны, шубы, полушубки, тулупы были как «нагольные», так и «крытые». «Нагольными» называли шубы и кафта­ны, не покрытые материалом. Кафтан, в отличие от других одежд, плотно прилегал к телу и имел расширяющийся подол. Зимние виды одежды име­ли большой ворот и большую длину. Многие носили в морозы «снизку» — сшитые вместе две верхние одежды.

Но все же наиболее оригинальной и теплой была «даха» (доха). Ши­лась она чаще всего из шкур собак или диких коз, длиной до пят и более, с объемным воротом, длинными рукавами и широким запахом. По докумен­там XVIII—XIX вв., отмечены довольно редкие случаи гибели сибиряков от морозов в дороге, во время «ямшины», в лесу. Это объясняется, естествен­но, тем, что старожилы-сибиряки тепло одевались, заранее просчитывали свои возможности в пути, думали о дополнительных гарантиях выживания в самых суровых условиях.

Головные уборы сибиряков были также многообразны и рассчитаны как на «свою» погоду, время года, так и определенные занятия людей. Ле­том носили картузы, катанушки — шерстяные шляпы, малахаи из сукна, самокатки -катаные из шерсти шляпы, татарки — четырехклинные ткане­вые шляпы, суконные фуражки и др. Зимой носили меховые головные убо­ры — барловы, бобровые шапки, малахаи из меха, «монгольские» меховые шапки, папахи, татарки, прошитые мехом, треухи меховые, чебаны с ме­ховой опушкой, шапки «стяжные» и «верверетовые».

Особенным видам головных уборов мужчин-сибиряков были колпак из оленьего меха, лесовица (лесовушка), накухтарница, нашейник. Данные уборы были более промысловыми, изготавливались из сукна, самокатан­ной шерсти, меха. Для защиты от снега сзади часто пришивали холщовую лопасть. Летом во время сенокоса мужчины повязывали головы платками или куском холста. Важнейшим элементов головного убора в Приенисейском крае были личинки (из холста и конского волоса), сетошники (сетки), служившие для защиты от мошки и комаров.

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА. Женщины носили длинную рубаху. Рубаха по­вседневная была более простой, без лишних элементов, украшений и от­делки. По вырезу горловину и, часто, по обшлагам рукавов рубаху украша­ли вышивкой.

Поверх рубахи надевали сарафан (термин «сарафан» появился на Руси в XIV в.) Были сарафаны двух типов: застегивающиеся сверху вниз спереди и сшитые с длинной полоской — украшением. Сарафаны украшались лента­ми, вышивкой, пояском, пуговицами. Иногда их шили из полотна различ­ных цветов. Часто верхняя часть рубахи и сарафана шилась из тонкого при­возного полотна, а нижняя — из домотканого, более грубого и дешевого.

Поверх рубахи сибирячки надевали поневу — своеобразную юбку, состоящую из двух-трех полотен, не сшитых, а укрепленных на поясе. Об­щераспространенной были телогрея — длинная, распашная, с широкими косыми клиньями в подоле верхняя одежда. Телогрея имела длинные рукава и множество оловянных или медных пуговиц и, по всей видимости, про­изошла от распашного варианта старинного сарафана. Из-за довольно про­хладного климата женщины носили поверх рубахи «душегрею» — короткую одежду на лямках, раскошенную, со складками. Вариантов кроя и цвета душегрей было великое множество.

На голову сибирячки чаще всего повязывали платки. При этом платки были как треугольные, так и четырехугольные: косынки из шелка или ситца, кокетки — шелковые шейные платки. Множество видов платков вязали из шерсти: файшонка — вязанная косынка, подшалок — платок из «гарус­ной шерсти», шаль шейная шерстяная, шаль, шаленка и др. В зависимости от сезона шали и шаленки носили шерстяные, ситцевые, шелковые, хол­щовые. Платок часто повязывали, складывая его полосой: такие уборы на­зывались безументом, или подвязальником.

Существовало и множество других уборов: капор — шелковый убор, на меху, красота — полоса шелка на каркасе, кругляш, малахай — повседневная меховая шапка, наколка — убор из шелка на каркасе, чебак — парчовая шапочка на меху и др. Неко­торые головные уборы вязались из нитей ажурной вязкой: колпак «белевый», сетка — убор, из цветных ниток, назатыльник и др. По свидетельству Е.А. Авдеевой, многие, сибирячки покрывали голову «наметкой» — куском полотна из дорогой, завозной ткани, украшенной цветным шитьем. Девуш­ки во многих местах носили праздничное украшение — «ленты», этот убор состоял он из пучка 20—30 разноцветных лент.

Конечно, женщины в Сибири, придерживаясь традиций, принесен­ных в Сибирь, изредка носили и русские старинные головные уборы — кички, кокошники, повойники. Кички и кокошники надевались более на свадеб­ные торжества, иногда по праздникам. Часто упоминаемые в документах XVIII—XVIII вв., к середине XIX в. они выходят «из моды». Сохраняются повсеместно в повседневной носке только повойники — своеобразные чеп­цы из холста и шелка. Праздничные повойники шились из дорогой ткани и богато украшались.

Нельзя забывать, что женщина заплетала волосы в две косы и укла­дывала их на затылке. Невозможно было представить себе женщину без го­ловного убора, с непокрытыми волосами — это считалось позором и вер­хом неприличия (Аналогия: «распущенные волосы - распутная женщина»).

Как женщины, так и мужчины носили чулки суконные, шерстяные, сермяжные. В зимнее время не обходились без меховых чулок: «кулемишки» — чулки из собачьей шкуры, «лосинки» — промысловые лосиные чулки, «пупыри» — чулки из телячьей или овечьей шкуры.

В суровых условиях человек, конечно, не мог обойтись без рукавиц. Их было множество видов: вареги, верхницы, верхоньки, волосянки, вязан­ки, высподки, голицы, исподки, лохматей, шубенки. Шились и вязались рукавицы из шерсти, шкур лося, собаки, изюбря, конской кожи, овчины и т. д. Меховые рукавицы делались как мехом внутрь, так и наружу. Сибир­ские мастерицы искусно вязали из льняной, шерстяной и хлопчатой пряжи «перстятки», «персцятки».

На комплекс сибирской одежды оказали влияние заимствования из одежды местных народностей. На Севере русские носили одежду «гусь», подобную «малице»; на Колыме — «кухлянку» из меха оленя. Общераспро­страненными у сибиряков стали различные виды меховой обуви — «торбоза», «унты», тяжи, кожаные и меховые штаны, меховые шапки местного покроя. Охотники носили «лузаны», «камлеи», «камлейки». Все сибирское население без исключения, взрослые и дети, мужчины и женщины, носи­ли валенки, по-сибирски — «пимы», «катанки».

Со второй половины XIX в. сибиряки — мужчины начинают носить рубахи-косоворотки, пиджаки, а в конце века женщины — «парочки» — юбки с кофтой, модные «калоши». А. П. Щапов писал: «Мода всецело гос­подствует в Сибири и покоряет население. Пиджаки, жилеты, фуражки со­ставляют принадлежность костюма сельской молодежи. Сибирский кресть­янин никогда не знал лаптей, и сапоги для него — постоянная обувь. У женщин сарафан — рабочий костюм. А носят блузы и шерстяные платья, чулки, ботинки. Особый шик — лакированные галоши!»

Все без исключения современники отмечали, что в Сибири повсеместно употребляют для шитья одежды различные привозные ткани и поку­пают привозные одежды. Что же означали те или иные названия этих тка­ней?

Кумач — хлопчатобумажная восточная гладкокрашеная ткань красно­го цвета;

Киндяк — подобная же ткань, но синего, лимонного, кирпичного, зеленого цветов;

Камка — шелковая однотонная легкая ткань из Персии или Италии;

Объярь — плотная шелковая узорно тканая ткань;

Атлас — шелко­вая глянцевитая ткань, однотонная или с узором;

Бархат — шелковая ткань, ворсистая с лицевой стороны;

Бархат рытый — подобная же ткань, но с вытесненным узором по ворсу;

Тафта — мягкая шелковая или полушелко­вая ткань.

Хлопчатобумажные ткани: бязь, бумазея, кисея, миткаль;

Крестьянские ткани — холсты различной выработки: пониточина, сук­но, шиптуха, яренга, пестрядь и др.

Привозные ткани были из Бухары, Китая, Персии, из городов Евро­пейской России. Еще в XVII в. в Тобольск завозили товары из 55 городов России! Наряду с тканями и готовой одеждой в Сибирь поступали и раз­личные украшения.

Важное место в анализе одежды сибиряков занимает отношение к одежде рабочей и праздничной. Труд как начало, «творящее мир», подкреплялось традиционными правилами ношения специальной рабочей одежды, в большинстве случаев «домодельной». Изготовленная из своего сырья, своими руками одежда была частью ритуальности, обеспечивающей достижение высоких результатов в труде. «Священность» домотканой одежды подтверждается традицией старожилов Приенисейского края одевать в ХIХ в. умершего человека в «смертную» одежду только изо льна и конопли («поскони»).

Праздничная одежда, наоборот, отражала степень пользования результатами труда, наличие средств на приобретение «покупных» вещей. Это выражалось в приобретении дорогостоящей и оригинальной одежды. Для изготовления выходной одежды, головных уборов, поясов сибиряками употреблялись в основном ткани фабричного производства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.