Сделай Сам Свою Работу на 5

Закон диалектической противоречивости





 

Данный закон принято называть несколько иначе — «закон единства и борьбы противоположностей». Он всеобщ. Положение о его всеобщности стало стандартным; в положение о его всеобщности перестали вдумываться, оно воспринимается как малоинформативное, иногда «пустое». При ответе на вопрос: «Как вы понимаете всеобщность этого закона?» — некоторые сту­денты, подготовившись к семинару, приводят примеры: «правая и левая сто­роны дома», «верх и низ стола», «черное и белое» и т.п. Кажется, что все­общность означает существование везде и во всем. Приходится вспомнить, что в начале 30-х гг в нашей стране, а также в период «культурной револю­ции» в КНР были публикации на тему о действии закона единства и борьбы противоположностей в рыбном хозяйстве, в продаже арбузов и т.п. И дело не в том, что в приводимых примерах вообще нет противоречий, а в том, что при этом механически соединялись произвольно вычлененные моменты и выдавались за проявление «противоречий» и доказательство силы диалек­тики. К сожалению, в отдельных наших учебных пособиях также встреча­ются недостаточно четкие положения, дающие основание для подобных трактовок. В одном из них, например, говорится: «Все без исключения под­чиняется этому закону, поскольку все состоит из противоположностей, вза­имно связанных между собой. Примерами противоположностей могут слу­жить верх и низ, внешнее и внутреннее, темное и светлое, Северный и Юж­ный полюсы, сложение и вычитание, отрицательное и положительное элек­тричество, электронная оболочка и ядро в атоме, ассоциация и диссоциация атомов... наследственность и изменчивость, среда и организм...» (Диалекти­ческий материализм. М., 1974. С. 281). Если бы после этого рассуждения было пояснено, что приведенные примеры являются примерами только про­тивоположностей, но что не все из них демонстрируют действие закона про­тиворечивости, то все сказанное можно было бы принять. Однако примеры эти даны под положением, в котором упоминается данный закон, да и в по­следующем тексте сказанное не уточнено. Между тем именно приведенные примеры нуждаются в более внимательном к ним отношении. Даже если со­гласиться, что данный закон действует не только в развитии, но и в «просто движении» (т.е. в механическом движении), как на это указывается далее в том же учебном пособии, то не все приведенные примеры будут характери­зовать движение, относясь лишь к статике.[555]





Студент, ответивший на вопрос о всеобщности противоречий в духе формальной всеобщности, заходит в тупик, когда его затем спрашивают: «Где же в ваших примерах развитие? Ведь закон единства и борьбы противо­положностей есть источник развития, не так ли?» При всем желании, однако, не удается узнать, как противоположности правого и левого детерминируют «развитие дома», а верх и низ — «развитие стола».

«Пока мы рассматриваем вещи как покоящиеся и безжизненные, каж­дую в отдельности, одну рядом с другой и одну вслед за другой, — отмечал Ф. Энгельс, — мы действительно не наталкиваемся ни на какие противоречия в них. Мы находим здесь определенные свойства, которые частью общи, ча­стью различны или даже противоречат друг другу, но в этом последнем слу­чае они распределены между различными вещами и, следовательно, не со­держат в себе никакого противоречия... Но совсем иначе обстоит дело, когда мы начинаем рассматривать вещи в их движении, в их изменении, в их жизни, в их взаимном воздействии друг на друга. Здесь мы сразу наталкива­емся на противоречия» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 123). Если брать не «верх» и «низ», а тот же стол, но в его изменениях физико-химического характера, в течение определенного времени, от момента создания до разру­шения, то, очевидно, мы обнаружим в этом предмете тенденцию к устойчи­вости и тенденцию к изменчивости как взаимопроникающие противополож­ности, обусловливающие те или иные его состояния, его «движение». Озна­чает ли это, что статичное состояние каких-либо систем (а эта устойчивость статики может быть только относительной) находится за пределами диалек­тики? Вовсе нет. Та или иная форма, внешняя или внутренняя (в том числе «правое» и «левое» и т.п.), тоже связана с законом единства и борьбы проти­воположностей (не говоря уже о взаимосвязи качества и количества, формы и содержания и т.п.), но выступает или как результат его действия, или как ус­ловие его развертывания. Если бы на поставленный вопрос о всеобщности закона был дан ответ в таком плане, то это можно было бы считать по край­ней мере частичным объяснением ситуации.



Не всякие противоположности, находящиеся в единстве, оставляют противоречие. Для того чтобы противоположности образовали противоречие, они должны находиться во взаимодействии (проникать и отрицать друг друга). В противоречиях — и единство, и борьба.

Сама формулировка «закон единства и борьбы противоположностей» провоцирует на упрошенное понимание сути этого закона, механическое со­единение противоположных сторон. В этом отношении (хотя бы в чисто ме­тодическом плане) предпочтительней название «закон диалектической про­тиворечивости».[556]

Противоречие неотрывно от развития, движения, как и развитие от противоречия. Механическое движение противоречиво постольку, поскольку оказывается включенным в развивающуюся систему или имеет внутри себя (как в случае движения планет) развивающиеся стороны. Всеобщность за­кона диалектической противоречивости идентична всеобщности развития, самодвижения. Диалектические противоречия есть только там, где есть развитие, самодвижение. Этот момент включается в само определение противоречия. «Диалектическое противоречие есть взаимодействие проти­воположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, высту­пая источником самодвижения и развития» (Философский энциклопедиче­ский словарь. М., 1983. С. 545).

Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития. Меняются лишь состояния, количественные па­раметры, характер противоречий, значимость их в системе.

Сами противоположности находятся в изменении, движении. Их взаи­модействие связано с обменом веществом, энергией, информацией, влияю­щими на их изменения и на изменения общей их системы. Количественное и качественное преобладание ведущей противоположности задает направление движения (функционирования) и развития системы; это преобладание вна­чале бывает скрытым, потенциальным, затем — актуальным. Изменяется степень интенсивности, остроты и зрелости противоречия как такового, сте­пень его близости к моменту своего разрешения.

Проблема этапности развития самих противоречий недостаточно ис­следована. Иногда ограничиваются приведением мыслей Гегеля о прохожде­нии противоречием стадий тождества, различия, противоположности и про­тиворечия. При этом упускается из виду, что в данном случае Гегель имел в виду либо процесс возникновения, либо процесс познания противоречий, а не развитие предметно-материального, уже установившегося противоречия системы.

В развитии противоречий можно выделить следующие этапы, или со­стояния: 1) гармонию, 2) дисгармонию, 3) конфликт. Уже Гераклитом было замечено, что «из расходящихся — прекраснейшая гармония», что гармония состоит из противоположностей. Связывая представление о противоречиях с гармонией, он подчеркивал также, что «скрытая гармония лучше явной» (Материалисты Древней Греции. М., 1965. С. 42, 46). По Аристотелю, «все гармонично устроенное возникало из неустроенного» (Физика. М., 1936. С. 14). «Гармония вообще возникает из противоположностей... Гармония есть... согласие разногласного» (цит. по: Мако[557]вельский А. Досократики. Казань, 1919. Ч. III. С. 35). Традиции античной философской мысли богаты своими «выходами» в современную проблематику теории развития.

Разрабатываемое в последние десятилетия преимущественно в эстетике понятие гармонии начинает все в большей степени привлекать внимание специалистов по философии бытия.

Среди социальных структур гармоничными будут те, у которых обна­ружится единство целей, установок («гармония» — «слаженность», «лад», «равнозвучие»). Гармонична та структура, которая отличается, несмотря на различия, взаимным соответствием коренных интересов и принципов дейст­вия. Единству и борьбе противоположностей в состоянии гармонии свойст­венно взаимоукрепление: при разнонаправленности противоположностей каждая из сторон также содействует более полному раскрытию возможно­стей другой стороны и системы в целом. При гармоничном развитии един­ство системы непрерывно укрепляется, наращиваются темпы позитивных изменений, увеличивается динамизм, пластичность системы в ее взаимоот­ношении с окружающими системами, ее устойчивость, надежность.

Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной стороны за счет другой. Она характеризуется появлением, углубле­нием и обострением взаимоотношений между противоположностями, преоб­ладанием разнонаправленности и взаимоотрицания. «Коллизия, — писал Ге­гель, — нарушает... гармонию истинно действительного... и заставляет еди­ный в себе идеал перейти в состояние разлада и антагонизма» (Соч. Т. XII. М., 1938. С. 209). При конфликте (от лат. conflictus — «столкновение») такое состояние достигает предела, что ставит под вопрос само существование раз­вивающейся материальной системы.

Возьмём простой житейский пример. Семья, состоящая из мужчины и женщины, – в состоянии гармонии (I). Эта гармония может нарушиться му­жем (или женой), перейти в дисгармонию (II), за которым может последовать конфликт (III). Но это не фатальное направление изменения состояний: воз­можен переход от[558] дисгармонии вновь к гармонии и от конфликтного со­стояния к дисгармонии или гармонии.

Итак, состояние противоречий не является неизменным при развитии систем. Оно может быть гармоничным, но может быть и дисгармоничным и даже конфликтным. Гармония может перерастать в дисгармонию, а послед­няя преобразовываться в гармонию или переходить в конфликтное состоя­ние. Для разных систем существует своя мера возможностей преодоления противоречий, в том числе только при гармоничном развитии, минуя состоя­ние дисгармонии. Гармония, чтобы остаться таковой и не обрести черты иного состояния, должна постоянно воспроизводить свои, а не другие пред­посылки развития.

Таковы моменты, характеризующие всеобщность противоречий.

Далее. Противоречие есть процесс. Во-первых, само диалектическое противоречие и его стороны непрерывно меняются. Во-вторых, противоре­чия преодолеваются, для чего требуются затраты вещества, энергии, инфо­рамции, связанные с дополнительным движением.

Сами по себе противоречия еще не обеспечивают переход к новому ка­честву, т.е. развитие. Противоречия могут быть налицо, но развитие на этом уровне не будет иметь места (это положение не исключает признания разви­тия подсистем, элементов, других компонентов системы, т.е. означает ста­тичность всего, что имеется при этом в материальной системе). В данном от­ношении всеобщность противоречий не идентична всеобщности развития. Чтобы быть источником развития, противоречия должны разрешаться. В строгом смысле слова понятие противоречия включает в себя представление о преодолении противоречия, вследствие чего можно утверждать, что разви­тие есть там, где есть противоречия и их преодоление. Общая теория диа­лектического противоречия фиксирует в качестве основных форм разреше­ния противоречий действительности: а) переход противоположностей друг в друга, соответственно в более высокие формы; б) «победу» одной из проти­воположностей; в) исчезновение (гибель) обеих противоположностей при ко­ренном преобразовании системы и др.; любое разрешение противоречия есть существенное качественное изменение в бытии, т.е. отрицание. В то же время могут быть противоречия, окончательно не разрешаемые. Касаясь противо­речий в жизни индивида, Ю.А. Харин отмечает: одни противоречия, будучи противоречиями его собственной жизни, и возникают, и решаются без его участия; другие возникают помимо него, но могут быть решены только им самим, третьи и вызваны и разрешаются субъектом; некоторые противоречия вообще не могут быть сняты,[559] будучи характеристикой развития индиви­дуальной жизнедеятельности в ее качественной определенности.

Процесс преодоления противоречия представляет собой скачок, кото­рый, в свою очередь, складывается из противоречий.

Необходимость преодолеть противоречие выступает для социальной системы как цель. Достигнутая цель становится средством достижения новой цели. Диалектика цели и средства — одна из сторон процесса развития. Одно и то же явление может быть целью в одном отношении, средством в другом.

Уточним понятия «противоположность», «единство» и «борьба», по­средством которых противоречия отражаются в познании.

Стороны, или элементы, части системы, имеющие противоположные тенденции изменений, называются противоположностями. В самом общем плане (и преимущественно) противоположностями являются тенденция к ус­тойчивости и тенденция к изменчивости. В неорганических системах они проявляются в форме разнонаправленных сил притяжения и отталкивания, в эволюции видов — в форме наследственности и изменчивости и т.п. Таким образом, противоречие образуют противоположно направленные тенденции, взаимосвязанные в рамках единой системы.

В «расширенной» формулировке рассматриваемого закона понятие «борьба» имеет специфическое значение. В прямом смысле слово «борьба» относится к обществу, отчасти к органической природе. Применительно же к неорганической природе и к некоторым биологическим явлениям точнее го­ворить о взаимодействии противоположностей (что включает представление об их взаимоотвержении и взаимоотрицании). Иногда этот закон формулиру­ется как закон взаимного проникновения противоположностей. Поскольку имеют место противоположности, их взаимное проникновение связано с их противоборством, столкновением. Столкновение тенденций означает, что одна их них стремится вытеснить, преодолеть другую, т.е. имеет место их взаимоотрицание.

«Единство» противоположностей разноаспектно. Таких аспектов по крайней мере четыре: 1) единство как взаимодополняемость, связь в составе целостной материальной системы; 2) единство как равновесие, равнодейст­вие противоположных сторон; 3) единство как возможность перехода одной противоположности в другую (в смысле изменения положения в системе) и 4) единство как возможность временного объединения, «союза» в условиях разнонаправленности (в состоянии полярности и конфликтности). Качест­венная сторона единства противоположностей выражается в первом, третьем и четвертом аспектах, количественная сторона — во втором.

Единство и борьба противоположностей являются источником и глав­ной движущей силой развития. В их научном конкретном[560] познании — ключ к практическому использованию противоречий, к управлению процес­сами развития.

Существуют множество различных противоречий и разные основания их классификации. Исходным, наиболее фундаментальным подразделением противоречий является их деление по степени охвата действительности. Вы­деляются следующие два типа: общедиалектические, охватывающие матери­альную и духовную действительность, и специфически-диалектические, раз­деляемые, в свою очередь, на два подтипа: а) противоречия материальных систем (предметные противоречия) и б) диалектические противоречия по­знания.

Общедиалектические противоречия классифицируют по видам на ос­новании того, в каких всеобщих сторонах действительности они функциони­руют. По тому, действуют ли они в области явлений (проявлений) или сущ­ности, противоречия образуют два вида: феноменологические и эссенциали­стские (их мы касались при рассмотрении вопроса о сущности и явлении). Если берется форма и содержание, то выделяются противоречия формы и противоречия содержания. Выделяются также противоречия внешние и внутренние, необходимые и случайные, действительные и возможные и т.п. Рассмотрим внешние и внутренние противоречия.

Внутреннее противоречие — это такое, которое находится внутри сис­темы, ограничено рамками конкретной целостности. Внешнее — это проти­воречие между данной системой и другой, находящейся вне ее. Внешнее и внутреннее относительны. Одно и то же явления (противоречие) есть одно­временно и внутреннее, и внешнее: в одном отношении внутреннее, в другом — внешнее.

Поставим вопрос: какое из противоречий — внутреннее или внешнее — является источником развития? Кажется интуитивно ясным, что на этот вопрос нужно ответить либо в пользу внутреннего, либо в пользу внешнего противоречия. Но, во-первых, к материи, к миру в целом эти понятия вообще не применимы; отвечая «внутреннее», мы тем самым признаем наличие чего-то внешнего по отношению к материальному миру. Во-вторых, примени­тельно к конкретным материальным системам не может быть только внут­реннего или только внешнего противоречия (в этом случае мы видим, что вопрос сформулирован неточно, союз «или» ориентирует на выбор лишь од­ного вида противоречий). Перечень примеров, где внутреннее противоречие является «источником» развития, столь же значителен, как и перечень фактов в пользу внешнего. Экстенсивный путь здесь малопродуктивен.

Представляется, например, верным такое понимание перехода к новому виду в органической природе. Исходный вид (I) приспособлен к среде. Изме­нение среды ведет к появлению несоответст[561]вия вида и среды, т.е. такого внешнего противоречия, которое вынуждает живую систему изменять свое основное качество; в ней появляется тенденция к изменчивости, которая во взаимодействии с тенденцией к устойчивости (наследственность) определяет дальнейшее движение, в результате чего образуются неоднозначные следст­вия: одни системы оказываются приспособленными к внешней среде, другие — не приспособленными; действие естественного отбора ликвидирует по­следние, оставляя жизнеспособную форму (вид II). Такое понимание на пер­вый взгляд кажется достаточно полным, во всяком случае, убедительным. Однако в нем не учитывается самодвижение системы, и это ведет к механи­цизму.

В эволюционной теории, в генетике (да и в философии) уже давно ос­мысливаются факты, говорящие о наличии внутренних противоречий. Инди­видуальные формы подвержены мутациям, одни из них — под явным воз­действием внешних для них факторов, другие — под влиянием изменений в клеточной, физико-химической среде, непосредственно действующей на хромосомы и вызывающей точечные и другие мутации. Для вида, а тем более популяции такие мутации будут результатом внутренних противоречий. Сами импульсы к развитию заключены внутри системы, да и направления возможных изменений качества, границы возможной изменчивости преиму­щественно определяются природой исходной популяции.

С учетом всего этого роль внешних противоречий, т.е. противоречий живых форм со средой, тоже важна: они могут вызывать изменчивость, вы­полняя роль искры или толчка; внешние факторы могут существенным обра­зом определять направление изменчивости (отсюда установка медицинской генетики на поиски химических веществ, способных направленно воздейст­вовать на наследственные болезни); внешняя среда выступает также важ­нейшим моментом естественного отбора, определяющего филогенетическое развитие живой природы.

Итак, мы видим, что развитие определяется и внутренними и внеш­ними противоречиями. Удельный вес каждого из них в детерминации кон­кретных изменений устанавливается в каждом случае конкретно. Но в общей форме обнаруживается неразрывность внешних и внутренних противоречий.

Поскольку вся материя системна и одни системы взаимодействуют с другими, а меньшая система включается в бóльшую по своим масштабам, постольку бытие конкретных материальный и духовных систем определено и внутренними и внешними детерминантами. Ни одно существование с его развитием не базируется только на внешнем или только на внутреннем, но на взаимосвязи внешнего и внутреннего. В этом[562] единстве внутреннее не рав­нозначно внешнему: развитие сложноорганизованной системы есть прежде всего самодвижение — основные его импульсы заключены во внутренних противоположных тенденциях, их взаимодействии.

Преувеличение внешних противоречий в развитии, их противопостав­ление внутренним, недооценка внутренних есть механистическая односто­ронность (эктогенез); равно метафизична и точка зрения, считающая единст­венным источником развития внутренние противоречия (автогенез). Источ­ником развития являются внутренние и внешние противоречия системы при ведущей роли в формировании качественной основы системы внутренних противоречий.

В подтипе специфически-диалектических предметных противоречий выделяются виды противоречий по формам движения материи и по струк­турным уровням ее организации. Возможны другие основания деления.

В обществе, как и в других сферах материальной действительности, действуют разные противоречия (в области экономики, науки, культуры и т.п.). Существуют противоречия отдельных этапов, стадий развития общест­венно-экономических формаций и этих формаций в целом, имеются также противоречия, так сказать, глобального порядка, функционирующие во всех общественно-экономических формациях (основным из них является проти­воречие между производительными силами и производственными отноше­ниями); последние принято называть обшесоциологическими противоре­чиями. Они специфируются в каждой формации.

Под антагонистическими противоречиями понимаются противоречия между социальными силами (социальными группами, классами), интересы которых в корне противоположны и обусловлены различным отношением к частной собственности на средства производства. Неантагонистические противоречия — противоречия между индивидами, социальными группами (включая классы) и странами, предполагающие общность их коренных соци­альных интересов.

Существуют противоречия конструктивные и деструктивные. Дест­руктивные противоречия могут обретать черты антагонистических противо­речий. Эти противоречия для своего преодоления нуждаются в их разруше­нии. Все это и укладывается в понятие «деструкция». Не изжито представле­ние, будто наличие противоречия у предмета пагубно для него. Гегель писал: «Если в той или иной вещи можно обнаружить противоречие, то это само по себе еще не есть, так сказать, изъян, недостаток или погрешность этой вещи» (Наука логики. Т. 2. М., 1971. С. 68). Противоречия неизбежны, без них нет развивающихся систем.[563]

Научное познание противоречий социальной действительности и соци­альной практики необходимо как для управления уже имеющимися противо­речиями в интересах прогресса цивилизации, так и для формирования прин­ципиально новых противоречий.

 

 

Рассмотренные выше законы диалектики с трех различных сторон ха­рактеризуют развитие: закон диалектической противоречивости — источник, импульс развития; закон перехода количества в качество — механизм воз­никновения новых качеств; закон диалектического синтеза — характер и форму прогрессивно направленных изменений. Первый закон дает ответ на вопрос: почему совершается развитие? Второй — на вопрос: как происходит развитие? Третий — на вопрос: каков характер поступательного развития? В итоге взаимодействия трех отмеченных законов диалектики возникает единая система диалектических связей и переходов, в которой каждый элемент вы­полняет свою особую функцию, охватывая совокупным действием всю дей­ствительность. Закон диалектической противоречивости обнаруживает свое определяющее воздействие в каждом пункте развития, его проявления имеют место в любом масштабе и на любой стадии существования и развития пред­мета. Закон перехода количества в качество наиболее явно обнаруживает свое действие при переходе к каждому новому этапу развития, т.е. не на каж­дой отдельно взятой стадии существования предмета, а по меньшей мере в соотношении двух стадий. Действие закона диалектического синтеза прояв­ляется лишь в процессе взаимодействия по крайней мере трех этапов разви­тия.

Обладая специфичностью и несводимостью друг к другу, эти законы в то же время взаимосвязаны и проникают друг в друга, вплоть до полного слияния. Их единство многогранно, многоуровнево. Основа этого — взаимо­дополнение в развитии. Одним из общих звеньев законов диалектики явля­ется скачок, т.е. момент, или стадия качественного преобразования разви­вающейся системы (подсистемы): будучи фокусом закона перехода количе­ства в качество, скачок выступает для закона отрицания отрицания отрица­нием-снятием, для закона единства и борьбы противоположностей — разре­шением противоречия (скачки происходят не только на этапе конфликта, или в состоянии дисгармонии, но и в процессе гармоничного развития системы), в особенности когда противоречия достигают полной меры.[564]

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.