Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие развития. Модели развития





 

Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития при­роды, общества и мышления. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития дает возможность управлять процес­сами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и по­требностями человеческой цивилизации.

Важное значение имеет, конечно, исходное определение самого поня­тия развития.

Развитие не есть развитие «вообще», «всего», «всей материи», «Все­ленной в целом», «всего и вся в предмете». Развитие связано только с кон­кретными материальными или духовными системами: развивающейся систе­мой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т.п. Вне конкретных систем нет никакого развития. О развитии материи («Вселенной в целом») можно говорить, подразумевая под этим бесконечное множество развивающихся конкретных систем и реализацию бесконечного множества возможностей к новообразованиям, заключенным в материи. Даже признание в качестве конкретной системы форм движения материи или Метагалактики не может дать достаточного основания для заключения о бес­конечном прогрессивном развитии материи, поскольку в первом случае даже учет возможности еще одной какой-то более высокой гипотетической формы движения материи по сравнению с социальной не означает ведь доказанности их бесконечного ряда; во втором же случае произойдет подмена частного всеобщим и конструирование картины мира с бесконечно большими физиче­скими силами и скоростями, представление о которых приходит в противо­речие с уже установленными законами природы. Материя конкретна через свою системность.



Признание же положения о том, что развитие реализуется через кон­кретные целостные системы (суммативные лишены саморазвития), требует бóльшей четкости, представления о том, что развитие есть порождение цело­стностью новой целостности. В этом отношении нужно уточнить, о чем идет речь, когда говорится об изменениях качеств при развитии. Вполне воз­можно, что происходит смешение «систем отсчета»: при анализе одной и той же системы за «целое» принимаются лишь элементы или подсис[521]тема и их преобразование при некотором изменении самой основы системы.



Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Но несомнен­ным должно быть исключение из развития момента возникновения самой системы и момента ее распада, ликвидации, прекращения существования. Возникновение целостной органичной системы, ее исходной формы хотя и связано с развитием, однако не есть еще собственно развитие; оно представ­ляет собой взаимодействие элементов, рождающих новую структуру, пола­гающее начало развитию. Возникновение связано с прехождением и вместе с ним дает становление. Становление представляет собой, как отмечал Гегель, среднее состояние между ничто и бытием, вернее, единства бытия и ничто (см.: Наука логики. Т. 1. М., 1970. С. 140—169). «Из становления возникает наличное бытие... Его опосредование, становление, находится позади него; это опосредование сняло себя, и наличное бытие предстает поэтому как не­кое первое, из которого исходят» (там же. С. 170). Становление — это и от­сутствие качества (наличного бытия) и в то же время существование и фор­мирование предпосылок именно данного, а не какого-то другого качества. Наличное же бытие системы есть уже определенное качество, впоследствии (после возникновения) изменяемое, но сохраняемое на всем потяжении ее существования. Справедливо поэтому подчеркивается, что развитие «есть та­кое изменение состояний, которое происходит при условии сохранения их основы, т.е. некоего исходного состояния, порождающего новые состояния. Сохранение исходного состояния или основы... только и делает возможным осуществление закономерностей развития» (Свидерский В.И. О некоторых особенностях развития // Вопросы философии. 1985. № 7. С. 27—28). У кон­кретной целостной системы одна природа, одно интегративное качество, иначе она перестает быть данной системой. Когда говорится о развитии, вы­ражение «изменение качества» надо понимать не в смысле исчезновения у системы ее основного, собственного качества. Необходимо изменение ра­курса рассмотрения, вернее — разграничение, с одной стороны, интегратив­ной основы той или иной конкретной целостной системы и, с другой — ее подсистем (сложноорганизованных комплексов элементов, в том числе со­стояний, стадий).



Теперь посмотрим, какие могут быть простые и вместе с тем фунда­ментальные черты развития.

Развитие характеризуется прежде всего своей неотрывностью от дви­жения, изменения. Но это не отдельные изменения, а множество, комплекс, система изменений в составе элементов, в структуре, т.е. в рамках качества подсистем данной материальной системы. Важное значение при этом имеют развертывающие[522]ся в системах процессы дифференциации, которые неко­торыми авторами оцениваются как условия развития вообще. Замечено также, что возникающие в результате дифференциации подсистемы неравны между собой по субстратно-вещественным и актуально-энергетическим па­раметрам, взятым в отдельности, в то время как эти же параметры, взятые в их единстве, распределяются более или менее равномерно. Поэтому целесо­образно считать закон компенсирующего деления, выражающий данный фе­номен, одним из критериев развития (см.: Исаев И.Т. Диалектика и проблема развития. М., 1979. С. 154—159, 167—171). Это предложение заслуживает серьезного внимания и обсуждения. Если отмеченная регулярность окажется общей для материальных систем (а она пока установлена лишь в некоторых областях материальной действительности), то и в этом случае, как нам пред­ставляется, она все-таки не будет всеобщей, так как не охватит область ду­ховного развития. Тем не менее она будет одним из критериев, специфици­рующим всеобщие критерии применительно к развитию материальных сис­тем. Системный характер изменений означает, что меняется качество (в ого­воренном значении этого термина). Поэтому необходимо фиксировать при­знак «качественное изменение» в определении развития.

Помимо этого, развитие характеризуется не единственным, не разовым качественным преобразованием, а некоторым комплексом, связью ряда таких преобразований. В этом плане развитие есть связь качественных преобразо­ваний системы. Для этой связи характерна прежде всего необратимость. Про­тивоположное этому понятие обратимости связано с круговоротами и функ­ционированием, представляющими собой изменения качеств с возвратом к прежним состояниям в своих главных структурах. В отличие от метафизики (как метода), трактующей обратимость ка «чистое» круговращение, как воз­врат к старому, диалектика понимает круговороты как не имеющие абсо­лютно замкнутого характера и в этом смысле обладающие моментом обра­тимости; абсолютной обратимости нет, как нет и чистой необратимости. Если круговороты и функционирование в основном обратимы, то развитие — в основном необратимый процесс. Необратимость изменений понимается как возникновение качественно новых возможностей, не существовавших раньше.

Изменения типа развития наиболее близки к изменениям типа функ­ционирования. Связи развития можно рассматривать под определенным уг­лом зрения как модификацию функциональных связей состояний.

Это особого рода связь состояний. Эта связь тоже не беспорядочна; если хаотичность на уровне первичных изменений «преодолевается» в цело­стности изменений, в одном каком-либо каче[523]ственном преобразовании подсистемы, то на уровне всей системы этим преобразованиям может и не быть присуща внутренняя связность; на этом уровне они могут оказаться беспорядочными изменениями, и тогда не будет развития. Развитие же, на­против, показывает наличие преемственности между качественными измене­ниями на уровне системы, аккумулятивную связь последующего с предыду­щим, определённую тенденцию в изменениях (в этом отношении их извест­ную организованность) и именно на этой основе появление у системы новых возможностей. Иначе говоря, развитие соотносится с направленными преоб­разованиями. Направленность – третий критериальный признак развития.

Таковы сновные признаки развития: 1) качественный характер измене­ний; 2) их необратимость; 3) направленность. Ни один из этих признаков не является, как мы видели, достаточным для определения развития. Недоста­точны и какие-либо два из них.

Отмеченные признаки развития необходимы и достаточны для отгра­ничения данного типа изменений одновременно от хаотических изменений, механических движений, круговоротов и функционирования. Указание на эти три признака и должно составлять исходное определение понятия разви­тия. Критерий развития — комплексный.

Исходное определение данного понятия следующее: развитиеэто направленные, необратимые качественные изменения системы. Данное оп­ределение достаточно, чтобы вычленять любые развивающиеся системы. При необходимости же учесть специфику диалектической концепции развития это определение может быть расширено посредством указания на внутрен­ний механизм развития. В таком случае развитие — это качественные, необ­ратимые, направленные изменения, обусловленные противоречиями сис­темы.

 

 

Развитие есть объективное явление, феномен материальной и духовной реальности. Оно в известном отношении не зависит от субъекта познания, субъект же познает и оценивает этот процесс. Сложность развития и другие причины обусловливают неоднозначность его трактовок, разнообразие его интерпретаций.

Остановимся на рассмотрении некоторых основных концепций разви­тия («моделей диалектики»).

Одной из первых в истории философии была классическая модель диа­лектики, представленная трудами немецких философов XVIII—XIX вв. — Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Это была рационалистическая, логико-гно­сеологическая модель диалектики.[524]

Вызревание идей диалектики внутри естественных наук в первой поло­вине XIX в. создало основные теоретические предпосылки для появления сразу нескольких концепций развития: диалектико-матери-алистической, градуалистской и натуралистской (или «сциентистской»).

Наиболее видным представителем градуалистской модели развития, оказавшим большое влияние на европейскую философию второй половины XIX — начала XX в., был английский философ Герберт Спенсер (1820—1903).

В 1852 г. Г. Спенсер выступил со статьей «Гипотеза развития»; эта ста­тья послужила в дальнейшем основой для более детального развертывания его идеи, существо которой сводилось к следующему. В нашем опыте нет яв­ных доказательств превращения видов животных и растений. Но нет фактов в пользу гипотезы сотворения видов (под влиянием материальных или идеаль­ных факторов). Однако гипотеза превращения видов более согласуется со здравым смыслом, чем гипотеза творения: постоянно наблюдаются некото­рые изменения растений и животных. Семя, например, превращается в де­рево, причем с такой постепенностью, что нет момента, когда можно было бы сказать: теперь семя прекратило свое существование, и мы имеем перед собой уже дерево. «Рассматривая вещи всегда скорее с точки зрения статиче­ской, чем динамической, люди обыкновенно не могут себе представить, чтобы путем малых приращений и изменений могло произойти с течением времени любое превращение... Тем не менее, мы имеем много примеров тому, как путем совершенно незаметных градаций можно перейти от одной формы к форме, коренным образом от нее отличающейся» (Гипотеза разви­тия // Теория развития. СПб., 1904. С. 46). Сопоставляя гипотезу сотворения видов и гипотезу развития, Г. Спенсер спрашивал: «Более ли вероятно, что мы должны допустить десять миллионов специальных творческих актов, или же мы должны принять, что десять миллионов разновидностей произошли путем непрерывного изменения благодаря изменениям во внешних условиях, тем более что разновидности, несомненно, и теперь возникают?» (там же. С. 44). Используя в дальнейшем дарвиновскую теорию естественного отбора, он дополнял ее новыми соображениями.

Г. Спенсер провозглашал и обосновывал положение о всеобщей посте­пенной эволюции всей природы. С его точки зрения, в основе всеобщей эво­люции лежит процесс механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет в направлении от однородности к разнородности, от раз­нородности к еще большей разнородности. «Формула эволюции», по его мнению, такова: дифференциация и интеграция материи и движения, про[525]исходящие согласно механическим законам направления движения по линии наименьшего сопротивления и группировки.

Составными частями спенсеровской трактовки развития были идея сводимости высших форм движения материи к низшим (социальной — к биологической, биологической — к физической и химической), а также тео­рия равновесия. Главные недостатки понимания Г. Спенсером всеобщего развития: исключительно постепенный характер эволюции и внешний источ­ник изменения и развития материальных систем.

В современной литературе порой неточно оценивается эта концепция развития. Утверждается, будто основной ее недостаток — отрицание скач­ков. В некоторых учебниках по философии, например, говорится, что в этой концепции отрицаются качественные скачки и переходы, признаются только количественные изменения, движение рассматривается как простое повторе­ние пройденного. Но, как видно из приведенных суждений Г. Спенсера, он не отвергал переходов «от одной формы к форме, коренным образом от нее от­личающейся». В противном случае это не была бы концепция развития, включающего в себя (как неотъемлемую часть) связи, переходы качеств.

Уяснению этого вопроса помогает сопоставление взглядов Г. Спенсера и Ч. Дарвина. Ч. Дарвин, как и Г. Спенсер, заявлял, что «natura non facit saltus», т.е. «природа скачков не делает». Мы же отводим упрек в плоском эволюционизме в адрес Ч. Дарвина, поскольку у него один вид переходит в другой, одно качество — в другое; поскольку такой переход им признавался, постольку по определению понятия скачка в диалектике (как перехода од­ного качества в другое независимо от того, постепенно или взрывообразно он совершается) его концепция фактически, а не на словах, оказывается совмес­тимой с признанием скачков.

Отличие позиции Ч. Дарвина от концепции Г. Спенсера в другом. Пре­жде всего, Ч. Дарвин не отрицал наличия изменений, названных позже мута­циями; он лишь отводил им незначительное место в эволюции живых форм. Г. Спенсер же не признавал их в органическом мире, более того, абсолюти­зировал частнонаучное представление, утверждая плоский эволюционизм (градуализм) как общее понимание мира. Но более существенно то, что в противоположность Г. Спенсеру Ч. Дарвин видел главный источник развития живых форм во внутренних противоречиях, в естественном отборе, в дина­мике противоположных сторон — наследственности и изменчивости. Этот аспект дарвиновского учения потенциально содержал в себе ключ к понима­нию и постепенных, и быстрых новообразований; концепция же Г. Спенсера ограничивалась признанием приспособляемости живых форм к внешним факторам, изменения которых считались только постепенными.[526]

Основной недостаток такой концепции — не в отрицании скачков во­обще, а в отрицании скачков взрывообразного типа, каковыми являются в живой природе мутации, а в социальной действительности — политические революции. Лишь в этом смысле спенсеровская концепция разрывала пред­ставление о развитии как единстве непрерывного и прерывного, «количест­венного» и «качественного». Точнее же говорить о «плоскоэволюционист­ском», градуалистском подходе к развитию, о «постепеновщине» в трактовке развития. [Вл. Даль следующим образом поясняет слово «постепенный»: «Постепенный — идущий степенями, по степеням, вверх и вниз; исподволь­ный; мало-помалу, помаленьку: порядком, мерно, одно за другим, без пере­скоку. Противоположность: вдруг, внезапно, сразу; прыжком; отрывочно, беспорядочно. Постепеновцы, постепенщина — не желающие никаких пере­воротов в обществе, управлении, а постепенных улучшений» (Толковый сло­варь живого великорусского языка. М., 1980. Т. III. С. 344)].

Отмеченные два недостатка спенсеровской концепции были присущи взглядам многих других защитников идеи развития второй половины XIX — начала XX в., хотя многие из них включали своеобразные положения. Ф. ле Дантек (1869—1917), к примеру, признавал борьбу противоположностей од­ним из ведущих принципов объяснения мира. Однако источник движения у него составляли внешние противоречия.

Градуалистская трактовка развития стала приходить в более резкие противоречия с действительностью в первой четверти нашего столетия. Раз­вертывалась научная революция в физике, еще с конца прошлого века зая­вившая о себе открытием рентгеновых лучей и явления радиоактивности. Важное значение для понимания характера движения имела разработка кван­товой теории. Был обнаружен качественно новый уровень материи, вернее, ряд структурных уровней, образующих особую область — микромир, суще­ственно отличающуюся по своей внутренней природе и закономерностям от макромира. В биологии было открыто явление естественного мутагенеза (1907), а затем и явление искусственного мутагенеза (вторая половина 20-х гг.). Все это свидетельствовало о нередко взрывном характере развития при­роды, о недостаточности его плоскоэволюционистского понимания. Сама действительность все больше говорила в пользу диалектической концепции, главные принципы которой были угаданы еще Гегелем.

В западно-европейской философии сформировалась еще одна концеп­ция, называемая творческий эволюционизм, или эмерджентизм.

В литературе отмечаются следующие главные идеи этого течения. Во-первых, творческая эволюция строится на основе признания факта возникно­вения нового качества, несводимого к исходно[527]му; признается «взрывооб­разный», быстрый скачок. Во-вторых, новое качество выступает результатом внутренней «творческой силы», по-разному называемой и по-разному истол­ковываемой. В-третьих, несводимые друг к другу более высокие ступени не могут быть предсказаны исходя из начальных качеств. В-четвертых, благо­даря творческой эволюции в действительности образуется система уровней эволюции, сформировавшихся в итоге внезапных скачков.

В книге «Эмерджентная эволюция» Л. Моргана, изданной в 1922 г., различались (как и в некоторых других работах эмерджентистов) два понятия — «результант» и «эмерджент». Результант соотносился с суммативным ти­пом изменений, определяемым арифметическим сложением исходных эле­ментов, эмерджент — с интегративным изменением, несводимым к исход­ным. Свойства первого могут быть предсказаны априорно: общий вес двух предметов определяется путем простого сложения их индивидуального веса (без обращения к непосредственному взвешиванию). Свойства же эмерджен­тов могут быть определены лишь апостериорно: свойства воды не могут быть предсказаны лишь на основе свойств водорода и кислорода. Это говорит о существовании внезапных изменений, не детерминированных материаль­ными, природными силами.

Сторонники эмерджентной трактовки развития подменяют реальную, онтологическую характеристику процесса возникновения нового качества познавательной (причем чисто отрицательной) его характеристикой. Но по­знавательный аргумент несостоятелен: как омечено в литературе, резуль­танты тоже определяются в результате опыта, а многие эмердженты наука способна эффективно предсказывать. Наряду с ошибочностью такой аргу­ментации в эмерджентизме, конечно, схвачена одна из специфических черт познания суммативных и целостных систем.

Однако дело не столько в этом, сколько в том, что, абсолютизируя этот реальный момент, сторонники эмерджентной концепции обращаются затем к некоей «творческой силе», якобы находящейся внутри исходных материаль­ных элементов или в связи с ними. Такую силу Л. Морган усматривает в Боге. Он признает, с одной стороны, физический мир, а с другой — «немате­риальный Источник всех изменений в нем», включенность физических собы­тий «в Бога, от которого весь эволюционный процесс в конечном счете зави­сит» (Morgan С.L. Emergent Evolution. L., 1927. P. 298). А. Бергсон писал: «Сознание или сверхсознание — это ракета, потухшие остатки которой па­дают в виде материи; сознание есть также то, что сохраняется от самой ра­кеты и, прорезая эти остатки, зажигает их в организмы» (Творческая эволю­ция. М.–СПб., 1914. С. 233). «Жизненный порыв», лежащий с его точки зре­ния в осно[528]вании «творческой эволюции», представляет собой самопроиз­вольную активность, последствия которой непредсказуемы.

Следует, однако, учитывать, что не всякая эмерджентистская трактовка природы обязательно должна быть соединена с идеализмом. Пример тому — американский философ Рой Вуд Селларс (1880—1973) (см.: Быховский Б.Э. Памяти Р.В. Селларса // Философские науки. 1974. № 4. С. 156—157). Он рассматривал мир как самодвижущуюся динамическую систему, признавал возможность предвидения и познания закономерностей возникновения но­вых качеств. В основе анализа скачков — материальные причинные факторы. Полагая, что новые качества возникают в единстве структуры и функций, Р.В. Селларс вместе с тем не обращался к действию диалектического закона перехода количества в качество и не принял диалектическую трактовку про­тиворечия как движущей силы развития.

Такова вкратце суть эмерджентизма; главная ее черта — абсолютиза­ция скачков в развитии, причем скачков интегративных, взрывообразных.

И плоскоэволюционистская, и эмерджентистская концепции сходны в главном — в отказе от имманентных материальных противоречий как источ­ника развития природы и общества.

Различие же между этими концепциями в том, что если одна из них аб­солютизирует постепенные скачки (и в этом смысле эволюционную сторону развития), то вторая столь же односторонне преувеличивает роль внезапных, взрывообразных скачков. И та и другая одинаковы в своем разрыве «посте­пенности — внезапности» («непрерывности — прерывности»).

Со второй половины XIX столетия все большее значение в науке стала иметь еще одна концепция — «натуралистская». Это — диалектика естест­веннонаучных материалистов. Наиболее яркое представление о стихийно-диалектической концепции развития дает эволюционизм Ч. Дарвина. Наряду с глубокими идеями, касающимися развития, дарвиновская концепция фак­тически соотносилась с частнонаучным понятием «эволюция», а не с всеоб­щефилософским понятием развития. В этом плане она не могла иметь фило­софского (в собственном смысле этого слова) статуса, поскольку не учиты­вала специфики социального развития. Тем более она не включала в себя ис­следования развития как всеобщего, универсального методологического принципа, не анализировала, в частности, тех понятий, логических средств, с помощью которых можно достигать адекватного отражения в мышлении раз­вивающихся органических форм.

И. Дицген отмечал, что «Гегель предвосхитил Дарвина, но Дарвин, к сожалению, не знал Гегеля. Этим “к сожалению” мы не думаем упрекать ве­ликого натуралиста; мы этим хотим лишь на[529]помнить, что дело специали­ста Дарвина должно быть дополнено великой обобщающей работой Гегеля» (Дицген И. Избранные философские сочинения. М., 1941. С. 126). «Гегель из­ложил учение о развитии гораздо шире, чем Дарвин» (там же. С 130). Ска­занное не ставит под вопрос огромное мировоззренческое значение дарви­новской теории в конкретно-исторической ретроспективе, в том числе в про­цессе формирования теории и метода материалистической диалектики. Здесь отмечается лишь предел ее диалектичности, ограниченный предметом биоло­гии, стихийный (ограниченный) характер данной диалектической идеи раз­вития.

В XX столетии стихийно-диалектическая концепция развития получила широкое распространение среди естествоиспытателей. Она разрабатывалась в трудах Дж. Хаксли, Л. Берталанфи, Г. Меллера, Дж. Симпсона, Э. Майра, А. Сент-Дьерди и многих других ученых.

В динамизме этой концепции обнаруживается сильная тенденция к сближению с научно-диалектической концепцией развития.

Противоположностью сциентистской (натуралистской) концепции яв­ляется антропологическая модель развития. Ей присуща антисциентистская направленность — не в том плане, что отрицается значение науки вообще (как и техники), особенно для развития производства, но в том, что наука подвергается критике за рационалистическо-негативное воздействие на ду­ховность человека и за «приписывание» диалектики природе. Один из вид­нейших представителей экзистенциализма – Ж.-П. Сартр считает, что при­рода и техника есть сферы действия «аналитического разума», в ней дейст­вует механистичность. Диалектика — только в тотальности человеческого духа, в его противоречивом динамизме. Диалектическая необходимость свя­зана с такими «экзистенциальными измерениями бытия», как цель, выбор, проект, свобода, ответственность. Диалектика синтетична, природа и техника аналитичны. Хотя явления природы и могут быть внутренне противоречи­выми, их нельзя рассматривать как целостности. Подлинная диалектика – в человеческих отношениях и в отношениях людей к природе. Диалектика, по Ж.-П. Сартру, включает исходя из идеи целостности глубокую понятность и «самопросвечивание». В книге «Критика диалектического разума» он пишет: «Диалектику нужно искать в отношениях людей с природой, с исходными условиями и в отношениях людей между собой. Именно здесь ее источник как результирующей силы столкновения проектов» (Critique de la raison dialectique. T. I. Paris, 1960. P. 68). Человеческое бытие полностью раскрыто для диалектического разума; для него здесь нет никаких тайн. Отсюда и ис­тория общества интеллигибельна (т.е. постигаема разумом, или интеллекту­альной интуицией, в отличие от объекта, постигаемого при помощи чувств). Ж.-П. Сартр подчёркивает, что диалектика[530] – не в природе, а в человече­ских отношениях: «Единственная возможная интеллигибельность человече­ских отношений диалектична… Наша история интеллигибельна для нас по­тому, что она диалектична» (Ibidem. 744).

Коснемся теперь равновесно-интеграционной концепции развития.

Теория равновесия начала складываться с XVII в. в целях объяснения общества. Ее главной идеей было представление об обществе как равновес­ной системе, все части которой сбалансированы между собой. Сначала обще­ство уподоблялось физической равновесной системе, подчиняющейся треть­ему закону Ньютона, говорящему о равенстве и противоположной направ­ленности действия двух тел друг на друга. Затем физикалистский редукцио­низм сменился биологическим (во второй половине XIX в.), и общество стало рассматриваться преимущественно по аналогии с живым организмом, саморегулирующимся и устойчиво равновесным. В настоящее время в тео­рию равновесия включаются данные кибернетики, ее принципы. Наиболее видными представителями теории равновесия были Г. Спенсер, ле Дантек, Л.Ф. Уорд. В последние десятилетия в западных странах она получила рас­пространение в трудах представителей школы структурно-функционального анализа.

Основные положения теории равновесия (в её классическом виде):

1. Равновесие абсолютно (в том смысле, что оно является преобладаю­щим состоянием систем); борьба относительная.

2. Равновесие лишено противоречий; это положительное состояние; противоречия и борьба негативны, вредны для системы.

3. Нарушение равновесия происходит под воздействием внешних сил (или главным образом этих сил).

4. Преодоление противоречий осуществляется за счет приспособления системы к внешней среде (или ее элемента к ему противоположному), что обеспечивает «нейтрализацию» противоположностей и новое равновесие.

5. Развитие идет по формуле Равновесие1 — Неравновесие — Равнове­сие2.

В рассматриваемой теории абсолютизируется значение равновесного состояния систем. Такие системы действительно широко распространены в постиндустриальных странах. Но нужно отметить, что равновесие является необходимым моментом развивающихся систем в природе. Для сложных систем с обратной связью характерны динамическая устойчивость, гомеоста­тичность. В общественной жизни равновесные состояния тоже не редкость, в том числе в сфере отношений между стратами, в сфере социально-группр­вых, межгосударственных отношенй. В первой полови[531]не XVII в. во Франции, например, имело место такое положение, когда «старые феодаль­ные условия приходят в упадок, а из средневекового сословия горожан фор­мируется современный класс буржуазии и когда ни одна из борющихся сто­рон не взяла еще верх над другой» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 306).

Недостаток теории равновесия прежде всего в том, что она рассматри­вает равновесные состояния как лишенные противоречий. Она прикрывает столкновение социальных сил там, где гармонии нет. Между тем во Франции первой половины XVII в., в России в октябре 1905 г. и в период двоевластия с конца февраля до июля 1917 г. хотя и наблюдалось равновесие, происхо­дили классовые столкновения, свидетельствовавшие о наличии острых про­тиворечий в социальной системе. Даже гармоничные отношения, как из­вестно, есть не что иное, как единство противоположностей, т.е. форма, со­стояние, противоречие.

Не соответствует действительности положение теории равновесия о том, что противоречия (конфликты) негативны, в принципе губительны для системы. Есть, конечно, противоречия, которые ведут к застою, к регрессу, к гибели системы. Но немало конфликтов и позитивных. Значение конфликтов для прогресса социальной системы может быть различным.

В современной западной социологии существует так называемая тео­рия конфликта, абсолютизирующая конфликтность. В этой теории речь идет прежде всего о конфликтах поколений, наций, этнических, профессиональ­ных групп и т.д., которые объявляются вечными. Главным источником кон­фликтов, по Р. Дарендорфу, является неизбежная в обществе система управ­ления с ее господством и подчинением, с «диалектикой власти и авторитета», порождающая столкновение интересов. Конфликт — неотвратимый процесс. Он ускоряется или замедляется благодаря ряду опосредующих структурных условий. «Решение» конфликта в какой-то момент времени создает такое со­стояние структуры, которое при определенных условиях с неизбежностью приводит к дальнейшим конфликтам противоборствующих сил. «Вся соци­альная жизнь в целом есть конфликт», — утверждает Р. Дарендорф. По его мнению, не только в социальной жизни, но и везде, где есть жизнь вообще, наличествуют конфликты. Понятие «конфликт» становится центральным по­нятием философии. Конфликт существует для того, считает он, чтобы удов­летворять «потребности» системы в изменениях.

Другой представитель этой концепции – Л. Козер – критикует Р. Дарен-дорфа за то, что тот не придает должного значения позитивным функциям конфликта. С его точки зрения, многие процессы, которые, как обычно счи­тается, разрушают систему, при определенных условиях укрепляют основы интеграции[532] системы, а также ее приспособляемость к окружающим усло­виям. В любой социальной системе, полагает он, обнаруживаются отсутствие равновесия, конфликты, делающие социальную систему более гибкой; благо­даря конфликтам усиливается способность системы избавляться от грозящих ей в будущем нарушений равновесия, т. е. от еще более острых конфликтов.

И тот и другой абсолютизируют конфликты в социальном развитии. Они обосновывают такую схему развития: Кфл1 — Рвс — Кфл2. Эта схема развития внешне противоположна схеме развития теории равновесия. Однако по существу они сходны. И та, и другая разрывают единство и борьбу в про­цессе развития (хотя в первой абсолютизируется единство, во второй — борьба). Источник развития либо полностью, либо преимущественно выво­дится за пределы системы; неверно трактуется и разрешение противоречий, что искажает картину развития. К тому же конфликты конфликтам рознь. Они могут иметь разное значение для развития системы.

Научная диалектика несовместима ни с теорией равновесия, ни с тео­рией конфликта как в социально-политическом плане, так и в общетеорети­ческой трактовке развития. Она подчеркивает неразрывность единства и «борьбы» в процессе развития и несовместима с трактовкой равновесия как беспротиворечивого состояния.

Единство противоположностей относительно — как равнодействие, равновесие, т.е. в количественном отношении. В качественном же аспекте, как взаимодополняемость и связь в составе целостной системы, единство противоположностей абсолютно. Итак, единство противоположностей и от­носительно, и абсолютно.

К числу наиболее значительных концепций развития XX в. относится, несомненно, диалектико-материалистическая концепция. Она сложилась еще в 40-х гг. прошлого столетия, и ее основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Сравнивая ее с градуалистской, «плоскоэволюционист­ской» моделью развития, В.И. Ленин писал: идея развития в той формули­ровке, которую дали Маркс и Энгельс, опираясь на Гегеля, гораздо более всесторонняя, гораздо богаче содержанием, чем «ходячая идея эволюции». В статье «Карл Маркс» он дает следующую трактовку развития: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на бо­лее высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спи­рали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; — «перерывы постепенности»; превращение количества в качество; — внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; — взаимозависи­мость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (при­чем история[533] открывает все новые и новые стороны), связь, дающая еди­ный, закономерный мировой процесс движения, — таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии».

В.И. Ленин в общем верно передает существо того понимания диалек­тического материализма, которое имелось у К. Маркса и Ф. Энгельса. Это была, несмотря на некоторое своеобразие взглядов последователей К. Мар­кса, все же единая позиция. И она оказалась специфичной как в сравнении с традиционным философским пониманием диалектики, изложенным предше­ственниками К. Маркса — Фихте, Шеллингом, Гегелем, так и с системой фи­лософских идей К. Маркса, развернутых в его «Экономическо-философских рукописях 1844 года» (см.: Маркс К., и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.; Соч. Т. 42). Молодой К. Маркс глубоко высветил проблему отчуж­дения человека, раскрыл новые его формы, причины, наметил пути его пре­одоления в обществе; он связал воедино индивидуальное и родовое, общече­ловеческое. Считал коммунизм не целью, а средством. В центре его помы­слов находился человек, духовный мир человека. Этот гуманистически на­правленный материализм сменился в дальнейшем политизированным мате­риализмом, и проблема человека как индивида (и в родовой его сущности) была отодвинута на задний план; классовая партийность вела к ее устране­нию из философии вообще. Этот недостаток марксовой философии отмечают многие современные философы. Так, Ж.-П. Сартр, высоко оценивая полит­экономию К. Маркса (т.е. марксизм в собственном смысле слова) и создание К. Марксом материалистического учения об обществе, справедливо отмечал, что марксова диалектика не в состоянии разрешить диалектическую про­блему соотношения единичного и общего в истории, что она исключает осо­бенное, конкретное, единичное в угоду всеобщему и превращает людей в пассивные инструменты своего класса.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.