Сделай Сам Свою Работу на 5

Философия как комплексный вид знания





Философия – наука

 

Философия, как уже отмечалось выше, формировалась на основе про­тиворечия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения не очередных мифов, но обра­щения к природным, причинным связям. Осмысление принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре мировоз­зрения познавательных субъектно-объектных отношений, а рост естествен­нонаучной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих науч­ных идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем основной вопрос мировоззрения (вопрос о мире в целом и об отношении человека к миру) и ответ на него, как и на множество с ним свя­занных вопросов, обрел научную форму, а новое по содержанию мировоз­зрение оказалось относительно самостоятельным, отъединенным и от мифо­логического, и от религиозного мировоззрения.

История развития философии, если познакомиться с ней в плане отно­шения всеобщего и частнонаучного знания о природе, также свидетельствует о неразрывной связи философии и науки. История показывает, что филосо­фия, по крайней мере с онтологической и гносеологической своей стороны развивалась путем, аналогичным пути естественных наук.



Итак, в двух моментах своего генезиса – на стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития – философ[73]ское знание оказыва­лось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием.

Генетический аспект научности философии дополняется структурным аспектом. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе и в науках о природе; эта информация поступает к ней по многим каналам связи: концептуальной, мезотеоретической, операциональной и др. На этой базе формируется и из­меняется, совершенствуется универсальная картина мира, разрабатываются философские представления о системности бытия, о пространстве, детерми­низме, о познавательных субъектно-объектных отношениях, о всеобщих принципах, методах познания и т.д. В содержание философского знания вхо­дят отдельные фундаментальные понятия частных наук («атом», «синерге­тика» и т.п.), некоторые наиболее общие законы и принципы естествознания (пример — закон сохранения и превращения энергии). Кстати, наличие це­лого слоя таких естественнонаучных представлений в философии нередко дает повод вообще отрицать ее специфику и считать, будто она есть не что иное, как совокупность наиболее значимых результатов естественных наук. Но так или иначе, а присутствие в ее составе и функционирование в ней есте­ственнонаучных данных есть один из признаков ее научности.



В структурном плане со стороны собственно философских понятий и средств познания философия тоже имеет немало моментов, говорящих о ее научности и вхождении, по крайней мере, в некоторых отношениях, в сферу научного знания.

Каковы же характерные черты, или признаки, научного знания?

Познание обычно сравнивается с практической и ценностно-оценочной деятельностью. Познание — это деятельность по получению, хранению, пе­реработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятий­ных образов действительности (несколько иное определение: это деятель­ность по получению, хранению, переработке и систематизации информации об объектах). Знание же — это результат познания.

Та или иная система знания считается научной, или относящейся к сфере науки, если она отвечает определенным критериям.

Для мифологического и религиозного знания характерна вера в сверхъ­естественное, сверхприродное. Такая вера отсутствует в науке.

Критерии научности следующие:

1) объективность, или принцип объективности. Научное знание свя­зано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе» (как еще не познанных, но познаваемых). При этом происходит отвле­чение и от интересов индивида, и от всего сверхлриродного. Природу требу­ется познать из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной; предметы и их[74] отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений, т.е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного.



2) рациональность, рационалистическая обоснованность, доказатель­ность. Как отмечают некоторые исследователи, обыденное знание носит, помимо прочего, ссылочный характер, опирается на мнения, авторитет; в на­учном же знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания. Принцип достаточного основания гласит: «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утвер­ждение — справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе» (Лейбниц Г.В. Соч.: в 4 т. М., 1982. Т. 1. С. 418); судьей в вопросах истины становится разум, а способом ее достижения — критичность и рациональные принципы познания.

3) эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизве­дение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).

4) особая организация, особая системность знания; не просто упоря­доченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам, упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия.

5) проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к прак­тике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придают им свойство общезначимости (и в этом смысле ин­терсубъективности).

Общезначимость сама по себе не есть критериальный признак истин­ности того или иного положения. Тот факт, что большинство проголосует за какое-то положение, вовсе не означает, что оно истинно. Основной критерий истины иной. Истинность не вытекает из общезначимости, а наоборот: ис­тинность требует общезначимости и обеспечивает ее.

Все отмеченные критерии научности применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии (философии природы), гносео­логии (эпистемологии) и методологии научного познания, что можно обна­ружить фактически во всех философских системах, имеющих соответствую­щую проблематику.

Из приведенных соображений можно сделать вывод, что философия входит в состав научной сферы знания по крайней мере частью своего со­держания и в этом отношении философия есть наука, вид научного знания. Ее предметная специфика как вида[75] научного знания — в предельной обобщенности информации с точки зрения основного вопроса мировоззре­ния.

Данное положение вытекает из сопоставления философии прежде всего с естественными, а не с общественными науками, а потому надо, видимо, считать, что философия в отмеченных отношениях — естественная наука, она входит (частью своей) в комплекс природоведческих дисциплин.

Вместе с тем она и обществоведческая дисциплина. Философия изучает также и общество, а в нем — соотношение коллективного (общественного) сознания и общественного бытия, специфику социального познания и т.п. Философия тесно связана с частными общественными науками — правове­дением, экономической наукой, политологией и др., обобщая под определен­ным углом зрения данные этих наук. Предметно-содержательное взаимопро­никновение философии и обществоведческих наук позволяет считать фило­софию также и обществоведческим знанием.

Из этого не следует, однако, положение, будто филосо­фию надо отно­сить в целом к обществоведческому циклу науч­ных дисциплин. Не следует, тем более, ссылаться на традицию, сложившуюся в не­дав­нем прошлом, когда философия зачисля­лась в штат кафедр об­щест­венных наук в вузах; на то были свои политические сообра­же­ния, а склады­вавшаяся ситуация вела к деформации преподава­ния фило­со­фии, вы­холащиванию из нее собственно философской про­блема­тики.

Но философия, между прочим, такая же общественная, как и естест­венная наука. Более того, она несводима ни к первому, ни ко второму видам научного знания.

 

Философия — идеология

 

Когда мы имеем дело с обществоведческой стороной философии, то уже здесь неизбежно касаемся вопроса о ее вненаучном характере — ее связи с идеологией. Все общественные науки идеологичны, хотя и в разной сте­пени; философия не исключение. И абсолютизация такого аспекта филосо­фии, попытки свести к нему другие стороны философии выдает желание тех, кто это делает, подменить философию идеологией.

Что же такое идеология?

Идеология определяется как отражение общественного бытия сквозь призму социально-групповых или классовых интересов (это и политология, и право, и социология, и другие науки). Назначение идеологии, как отмечается в литературе, — в выработке систем ценностей, в обосновании того, что должно быть и чего не должно быть в социальном мире. Иногда расширяют определение, включая в объект идеологии не только социальную реальность, но и природу. В таком случае идеология понимается как отражение бытия, преломленное через социально-групповые интересы.[76] «Преломление» же, и в этом специфика идеологии, означает, что идеология не только отражает, но и часто искажает. Идеология всегда выражает интересы части общества, ее главный принцип — не принцип объективности, как в естественных науках, а принцип партийности. В содержание идеологии входят система политиче­ских идей и программа практических действий.

Только что приведенное, первое определение понятия «идеология» требует своего дополнения вторым, что, разумеется, не приуменьшает зна­чимости первого как базисного. Представление о мире в целом служит эф­фективным средством соединения парциальных политических интересов с всеобщими, родовыми интересами человечества. Заинтересованность одной социальной группы в общей картине мира перекрещивается в ряде моментов с подобной же заинтересованностью других слоев общества. Этого совпаде­ния оказывается достаточно, чтобы часть выдать за целое, иллюзию — за ре­альность. Материальные и информационные условия жизни людей, в осо­бенности идеологическая пропаганда делают весьма вероятным усвоение ин­дивидами взгляда на мир и социальную реальность, свойственного той или иной идеологии. Как отмечают исследователи идеологии, сама идеология есть тип познания, характеризующийся разрушением всеобщего в ситуациях, когда оно не является таковым, а именно в обществе, расколотом на проти­воположные классы и социальные группы.

Идеология, в отличие от науки, «заземлена» не столько на объекте по­знания, сколько на интересах субъекта, взятого на социально-групповом его уровне. Если ценность научного знания тем больше, чем полнее и глубже субъект познает объективные предметы, то ценность идеологии тем выше, чем полнее и глубже выражает она интересы отдельных социальных групп.

Партийность, о чем только что говорилось, — это определенность со­циальной позиции субъекта. Из этого следует между прочим, что партий­ность отнюдь не есть формальное членство в той или иной партии.

Понятие «партийность» в одном отношении ýже понятия «идеология», в другом — шире. Оно шире, поскольку касается любого индивида, даже не разделяющего идеологию той или иной социальной группы. Возможна пар­тийность, сливающаяся с объективностью, с интересами субъекта познания и в этом отношении совпадающая с интересами «родового» субъекта.

Философия как обществоведческое знание и как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологический диалог и в поли­тические столкновения.

Воздействие идеологии на философию имеет одним из следствий уси­ление конфронтации между отдельными философскими направлениями. В «Истории мысли» Л.Е. Оболенского отмечается: «Эта борьба компрометиро­вала философию, давая возмож[77]ность думать, что там, где нет единства, где вечные разделение и вражда, – там не может быть силы, не может быть ис­тины» (СПб., 1904. С. 29).

Партийность в философии — это объективно-закономерная и истори­чески определенная социальная, в классовом обществе — классовая направ­ленность мировоззрения как по его предметному содержанию, так и по ре­альной роли в противоречивом процессе общественного развития (Философ­ская энциклопедия).

Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.

Относясь к числу наук (так сказать, по горизонтали), философия в то же время принадлежит к числу видов идеологии (которые можно предста­вить расположенными по вертикали). Она находится в точке пересечения вертикального и горизонтального срезов духовной жизни общества. Специ­фика философии в горизонтальном ряду не только в ее предметном своеобра­зии, но и в том, что она идеологична (отграничиваясь предметно от естест­венных наук, она отличается от них своим идеологизмом). Специфика ее в вертикальном ряду духовных феноменов — в способах отражения действи­тельности субъектом, в том, что она является видом научного знания. Итак, философия есть одновременно и идеология, и наука.

Философия стремится к научному познанию мира и в то же время к максимальному выражению интересов субъекта (класса). Во взаимодействии двух этих тенденций в истории философии нередко одна из них вытесняла другую, однако это обстоятельство не отменяет ни направленности филосо­фии на достижение истины, ни возможностей полного или частичного совпа­дения этой направленности с интересами социального субъекта.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.