Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Мировоззрение. Его сущность и структура





 

Но что представляет собой философия? Каковы её общие характерные черты? Для этого следует сначала выяснить, что такое мировоззрение и ка­кова специфика философии как одной из главных форм мировоззрения.

Исходный пункт мировоззрения неотделим от особенностей человече­ского существования, от потребности человека в осмыслении своего места в мире. Для индивида весь мир оказывается расколотым на две части: на моё «Я» и остальное «не-Я», включая природу, общество, других людей. Вопрос об отношении человека к миру является основным вопросом всякого мировоззрения. Он конкретизируется в других: в чём смысл жизни? Воз­можно ли личное бессмертие? Есть ли счастье? Что такое мир в целом? Ко­нечен он или бесконечен? Что такое истина? Что такое добро, зло, справед­ливость? Что такое красота, любовь? Эти и многие другие вопросы развёрты­ваются в систему ответов на них, в воззрение человека на мир, на своё отно­шение к этому миру. Мировоззрение индивида построено на противоречии взаимоотношений его внутреннего мира с миром внешним, а потому оно по сути своей антиномично: отталкивание «не-Я» сопровождено стремлением к единству, стремление к тождеству с ним рождает его отрицание. Как вечна дихотомия человеческого существования – конечности тела и бесконечности духа, так неизменна и дихотомия отношений личности и внешнего мира.



В индивидуальном мировоззрении «Я» равновесно «не-Я». Если для биологии или космологии человек – только одно из многих явлений в ряду других (и с ним можно порой не считаться), то в мировоззрении «Я» и «мир» сопоставимы друг с другом; более того, человек в определённых отношениях оказывается центром этой системы.

Такое вúдение философии свойственно многим мыслителям. Немецкий философ Л. Фейербах утверждал, что «человек, включая и природу как ба­зис человека, – единственный, универсальный и высший предмет фило­софии» (Избранные философские произведения. Т. I. М., 1955. С. 202). Анг­лийский философ Б. Рассел говорил: «Является ли человек тем, чем он ка­жется астроному, – крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек яв­ляется тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем и другим[28] одновременно?» (История западной философии: в 3 кн. Новоси­бирск, 1997. С 11). Эти философы довольно точно выразили антропоцен­тризм философии, её неотрывность от представления о человеке. Здесь от­мечена отнюдь не механическая связь человека и мира. Само материальное бытие в мировоззрении – не только осознанное человеком, но и жизненно прочувствованное бытие, оно пропущено через живую личность, её тревоги, надежды, цели, через её внутренний мир. Бытие мира «пронизывается» в ми­ровоззрении всем существом человеческого бытия. Русский мыслитель Н.А. Бердяев, как бы конкретизируя сказанное Л. Фейербахом, Б. Расселом и дру­гими философами, подчёркивал указанную ими антропоцентричность фило­софского мировоззрения: философия «не может быть независимой от цело­стного человека и его жизненного опыта, от погруженности познающего в бытие… Философия неизбежно антропологична, [она] познаёт бытие в чело­веке и через человека» (Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 242). Ан­тропоцентричность философии, как видим, не есть антропоморфность, но за­острённость её воззрений на мир человеческими идеалами, надеждами и со­переживаниями бытия мира. В этом плане следует понимать и то, что в предмет философии входит и «мир в целом», а не только «отношение к миру». Всеобщее «мира в целом» неотрывно в философии от всеобщего в бытии человека и от всеобщего (в пояснённом смысле) в самих этих отноше­ниях Не всё, что имеется и постигается человеком в мире, входит в предмет философии, а только такое, что оказывается в орбите его всеобщего интереса, его всеобщих ценностей. С этой точки зрения становится ясным, почему та­кие понятия, как «добро», «истина», «справедливость», являются философ­скими, не будучи всеобщими в формально-логическом плане, а многие дру­гие, отражающие всеобщее в формах движения материи («вещество», «поле», «притяжение» и т.п.), не имеют философского статуса. Философия включает в себя представление не обо всём, что имеется в мире, а только о том, что оказывается «всеобщим» в плане его жизненного бытия. «Всеобщее» – это кардинальное понятие, сфокусированное именно на бытии человека.





В центре мировоззрения – проблема человека; назначение мировоззре­ния – обеспечение человека самыми общими представлениями и идеями о ценностях, регулирующими его взаимоотношения с внешним миром. Теряя жизнь, человек, естественно, теряет и мир.

Сказанное поясняет нам, что такая философия, если мы даём определе­ние такого более общего, чем философия, понятия, как мировоззрение: ми­ровоззрение есть система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в мире. В этом и усматривается сущность мировоззрения, а следовательно, и первичная сущность философии.[29]

Стремление более конкретно представить структуру мировоззрения на­талкивает нас на вопрос: а какие типы отношений связывают человека (Ч) и мир (М)? Наиболее распространённым и, по нашему мнению, правильным будет такое подразделение отношений человека к миру: 1) на онтологиче­ские, генетически связывающие его с миром (человек произведён от при­род­ного и социального мира) и 2) на субъектно-объектные отношения, где не только субъекта нет без объекта, но и объекта нет без субъекта; последние делятся, в свою очередь, на познавательные, ценностные и праксеологиче­ские (действительно, все такие отношения исчерпываются тем, что человек познаёт, оценивает и затем действует). Отсюда наличие не только двух суб­стратных подсистем предмета философии, но ещё и четырёх подсистем реля­тивистского характера (т.е. связанных с отношениями человека к миру). По­скольку предмет философии есть лишь более развитый предмет мировоззре­ния (допустим, мифологического или повседневного), постольку можно по­казать структуру мировоззрения вообще, основываясь на самой развитой его форме – философской; в необходимых случаях можно показать другие формы мировоззрения, редуцируя у них или, наоборот, усиливая некую структуру (наряду с модификацией всей структуры в целом) на основе общей структуры философии как мировоззрения.

Предмет философского знания, подобно предмету любой науки, вы­членяется из совокупности реальных (материальных и духовных) объектов и связей, причём конструирующим фактором являются индивидуальные и об­щественные потребности в целостной, максимально обобщённой картине мира, человека и их взаимоотношений. Предметом философии (и мировоз­зрения вообще) является всеобщее в системе «мирчеловек». Эта сис­тема при первичном подразделении, как мы уже знаем, распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы – мир и человек; каждая из сторон, в свою очередь, подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами – на четыре аспекта: онтологиче­ский, познавательный, аксиологический (ценностный) и праксеологический (духовно-практический). Это можно представить схемой

 

 

Здесь М – мир, материя, объективная реальность; Ч – человек, созна­ние; ООМЧ – онтологические отношения материи и человека; ПСОО – по­знавательные субъектно-объектные отно[30]шения; АССО – аксиологические субъектно-объектные отношения; ДПСОО – духовно-практические (или праксеологические) субъектно-объектные отношения.

В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и все­общее, характеризующее целостное бытие человека (здесь отличие от част­ных наук – по степени общности законов). Но предмет философии в ещё большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материаль­ное бытие и человека, тем, что он представляет собой отношение человека к миру и мира к человеку. Правда (это следует особо подчеркнуть), такой срез предмета философии также берётся в его всеобщей определённости. Если, к примеру, мы имеем дело с познавательным отношением человека к миру, то не всё, что сюда входит, будет предметом философии. Изучение частных ме­тодик проведения какого-либо эксперимента есть ведь тоже изучение отно­шения мышления к бытию, но оно не есть сторона (момент, уровень, часть) предмета философии. Ими являются эмпирический и теоретический уровни познания, соотношение чувственного и рационального, истины и заблужде­ния и т.д. Все эти моменты (формы, закономерности познания) присущи лю­бым отраслям знания. «Здесь мы имеем дело опять-таки с чем-то общим для всех отраслей знания, чем-то таким, что обладает той степенью общности, как и сами основные законы диалектики» (Б.М. Кедров). Столь же общие (или всеобщие) характеристики присущи и другим формам отношения чело­века к миру: переживанию, поведению, практике. К основным понятиям фи­лософии относятся «истина», «красота», «добро», «действие», а не только «мир» и «человек». Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее (что уже отмечалось), а такое, которое связано с отноше­нием к нему человека. Философски всеобщее имеет важный признак: в нём выражен факт раскола мира на материальное и духовное (и их взаимосвязь), Иначе говоря, в предмет философии входит только то из материально-всеоб­щего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятий об Истине, о Красоте, Добре и Справедливости. Это всё то, что, будучи всеобщим в материальной действительности, может слу­жить человеку в качестве элемента мировоззрения. Итак, философия (или мировоззрение) составляет всеобщее в системе «мирчеловек».

Каждый из отмеченных аспектов мировоззрения (а следовательно, и философии) имеет свои уровни, стороны, компоненты, в соответствии с ко­торыми оно может далее конкретизироваться. Так, «человек» есть и индивид, и микрогруппа (например, семья), и социальный страт, класс, и общество в целом. В зависимости от того, на каком уровне в мировоззрении выступает понятие «человек», на соответствующем уровне предстанет и понятие «мир»:[31] в одних случаях это будет мир, включающий в себя весь социум, всех людей, кроме рефлектирующей личности; в других (мы оставляем в сто­роне средние уровни) само общество становится уровнем, по отношению к которому в качестве «мира» будет выступать вся природа, и на передний край выдвинутся социально-экологические проблемы. Вторая субстратная подсистема тоже имеет разные уровни (к примеру, структурные) и общие формы (движение, время, пространство); сами взаимоотношения явлений мо­гут быть взятыми в статике либо в динамике, в функциональном либо в гене­тически развивающемся плане. Релятивные отношения тоже многокомпо­нентны и разноплановы: в гносеологическом разрезе, например, – от ощуще­ний до теорий, от ограниченного эксперимента до социальной практики, от дискурса до интуиции и творчества и т.п. Вся эта, казалось бы, бесконечная разнородность компонентов мировоззрения объединена в нём в единый ком­плекс «человек – мир», позволяющий человеку вырабатывать единые прин­ципы познания, оценки и действия.

Приведём теперь ещё два определения понятия «мировоззрение»: по А.Н. Чанышеву, мировоззрение – это общая картина мира, т.е. более или ме­нее сложная и систематизированная совокупность образов, представлений и понятий, в который и через которую осознают мир в его целостности и един­стве и (что самое главное) положение в этом мироздании такой его важ­ней­шей (для нас) части, как человечество; основной вопрос мировоззрения – это вопрос о взаимоотношении «мы» (части) и «оно» (целого). Философ А.Г. Спиркин даёт следующее определение: мировоззрение – это предельно обоб­щённый, упорядоченный взгляд на окружающий мир: на явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основ­ные жизненные позиции людей, убеждения, социально-политические идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода контурная схема мира и места человека в нём.

Как бы своеобразно ни определялось мировоззрение (а таких определе­ний может быть множество), всё же исходным определением будет следую­щее: – мировоззрениеэто представление о мире в целом и об отношении человека к этому миру.[32]

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.