Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы порождения качеств и методы прогресса по пути





 

Медитируя на любовь, сочувствие и бодхичитту, перестаешь стремиться к собственному счастью и начинаешь осуществлять только благо других.

 

Ключевые моменты предварительных практик вкратце таковы.

[В результате] медитаций на трудность обретения возможностей и преимуществ человеческого рождения и на непостоянство разум отворачивается от [привязанности] к этой жизни.

Полная убежденность в [непреложности закона] кармы и результата [обеспечивает] защиту для жизни и [уберегает] от опасностей.

Благодаря сосредоточению на недостатках сансары рождается недовольство сансарой, отречение от нее и желание обрести Просветление.

Медитируя на любовь, сочувствие и бодхичитту, перестаешь стремиться к собственному счастью и начинаешь осуществлять только благо других.

Очищение от недостойного с помощью стослоговой [мантры приводит к] появлению знаков в действительности, видениях, снах и так далее, и рождаются озарения и прозрения.

[Результат подношения] мандалы – телесное и умственное блаженство, малые желания, удовлетворенность тем, что имеешь, обретение беспредельной заслуги.



[Результат практики] Гуру‑йоги – пылающее доверие и преданность, а благодаря медитативному сосредоточению и благословлению без усилий рождаются озарения и прозрения.

Благодаря практике умиротворения тело совершенно очищается, приходит ясновидение и способность творить чудеса, уменьшается тяга к питью и пище, начинаешь сиять и обретаешь прочие беспредельные [возможности].

Благодаря практике исключительного видения продвигаешься по десяти уровням и пяти путям, и тогда идея «немедитации» доходит до совершенства.

 

Сессия 31

 

Развиваясь на этих путях, продвигаешься по малым, средним и великим этапам однонаправленности, свободы от измышлений, одного вкуса и немедитации.

Продвижение по первому из этих путей, однонаправленности, заключается в том, что на малом этапе ум незначительно устойчив в практике умиротворения; на среднем – устойчив в очень большой степени; на великом – полностью устойчив.

Освоив предыдущее, на втором [пути] благодаря устойчивости постигаешь, что все явления разъединены с умственными построениями, и в медитации не наблюдается излишнего цепляния за внимательность.



Продвижение по пути освобождения от измышлений происходит по этапам – малому, когда [ум] неустойчив, а свобода от измышлений появляется в небольшой степени; среднему, когда благодаря небольшой стабильности [она] проявляется в очень большой степени; и великому, когда благодаря очень большой устойчивости [состояние свободы от измышлений] постоянно.

 

Затем «подобное алмазу» медитативное сосредоточение устранит две завесы вкупе с привычными склонностями, и ты достигнешь уровня Будды.

 

По третьему [пути] «одного вкуса» продвигаешься по этапам – малому, когда постижение разнообразия всех явлений как имеющих один вкус не велико, что происходит при [еще] отсутствующей устойчивости, [освобождающей] от привязанности к [понятой] ранее пустотности; [затем] по среднему, когда постижение [одного вкуса] благодаря некоторой устойчивости очень велико; [наконец] по великому, когда постижение [одного вкуса] благодаря полной устойчивости всеобъемлюще.

По четвертому [пути] немедитации продвигаешься по этапам – малому, когда отсутствие различия между объектом медитации и медитирующим постигаешь частично, что происходит при неполной устойчивости; [затем] по среднему и великому, когда благодаря некоторой устойчивости, [возникающей] в силу [переживания] блаженства, накрывающего прежние проявления; и [наконец] полной устойчивости, [возникающей] в силу освобождения даже от восприятия в постмедитативном состоянии всех явлений как иллюзии, когда постижение [немедитации] очень велико и всеобъемлюще.



Затем «подобное алмазу» медитативное сосредоточение устранит две завесы вкупе с привычными склонностями, и ты достигнешь уровня Будды.

 

Методы осуществления плода

Благодаря таким практикам продвигаешься от однонаправленности к великому уровню немедитации. Став Буддой, непрерывным потоком будешь осуществлять благо существ с помощью четырех видов просветленной активности – до тех пор, пока сансара не опустеет, – и самопроизвольно станешь воплощением этой всеохватывающей, вечной активности, цель которой – укоренить всех существ на путях созревания и Освобождения.

Таким образом, проникнись важностью этого, и если не станешь отказываться от происходящего в медитации, то несомненно – в этой жизни, в этом самом теле достигнешь Пробуждения.

Итак, краткий учебник по методам сосредоточения, известным как «врожденная слитность – Великая печать традиции Камцанг», где изложение согласовано с методами сосредоточения, завершен. Если в отношении его [содержания] возникают возражения и запутанность, следует терпеливо взывать к Ламе и собранию Дакинь.

Всю заслугу я посвящаю безбрежным, как пространство, существам, чтобы они, постигнув в этой жизни Великую печать, стали причиной спонтанного осуществления пользы для других и себя.

Это особенно возвышенно благодаря двум обстоятельствам.

О необходимости [изложить эти учения] от имени сыновей сердца славного Ламы просил пограничный офицер Чётринпа. Это было сделано в присутствии многих в Трашиганге, [и я], Ваджешвара, написал и распространил [этот текст].

Пусть сияет великолепие благополучия и процветания! Пусть сияет опыт и постижение! Пусть обширно расцветает Учение!

 

ШУБХАМАСТУ

САРВАДЗА ГАТААМИ ДАМ

 

 

Об авторах

 

Мастер Махамудры Дагпо Таши Намгьял, высокий Лама тибетской традиции Кагью, жил в XV или XVI веке; некоторые источники утверждают, что он был одним из учителей Восьмого Кармапы Микьо Дордже. Нам мало известно о жизни этого учителя, хотя его произведения, посвященные Махамудре, по праву входят в золотой фонд тибетской буддийской литературы.

Что же касается Вангчуга Дордже (1555–1603), то его жизнеописания сегодня доступны и на русском языке (см., например, Карма Тринле. История Кармап Тибета. М., Ориенталия, 2009). Вангчуг Дордже является девятым воплощением Кармапы, знаменитого ламы Черной короны, которого в Тибете именуют царем йогинов, указывая тем самым на его высокие духовные достижения.

Первым Кармапой был один из важнейших учеников Гампопы по имени Дюсум Кхьенпа (1110–1193); именно его активность знаменует появление традиции Карма Кагью, названной так в честь Кармапы, ее основателя. Тибетские летописи гласят, что момент Просветления Дюсума Кхьенпы был отмечен появлением множества Дакинь, которые поднесли ему в дар Черную корону, сплетенную из их волос. Считается, что эта корона, подаренная Дакинями, невидима для обычного человека, не обладающего йогическими совершенствами. Но она постоянно находилась над головой Дюсума Кхьенпы и над головами всех его последующих воплощений как черная мандала пятиугольной формы. Тем же, кто ее видит, – Бодхисаттвам на высоких ступенях духовного роста – она приносит моментальное постижение подлинной природы ума. Потому ее называют «освобождающая посредством вúдения».

Вскоре после Просветления Дюсума Кхьенпы один из его прославленных современников, лама из Кашмира по имени Сакья Шрибхадра (примерно 1127–1225)[3]официально заявил, что появление Дюсума Кхьенпы было предсказано самим Буддой Шакьямуни в «Самадхи‑раджа‑сутре». По мнению Сакья Шрибхадры, упоминание о «человеке действия»[4], который будет нести людям Дхарму, относилось именно к Дюсуму Кхьенпе, и потому кашмирец назвал его «Кармапой». В этом имени соединяются слово санскритского происхождения «карма», одно из значений которого в Тибете – «деяния Будд», и тибетское окончание «па», здесь указывающее на носителя данного качества; все вместе обычно переводят как «тот, кто осуществляет деяния Будд», или «человек активности Будды». Вскоре вместе с другим ученым, основателем традиции Цалпа Кагью, Шрибхадра объявил Кармапу Дюсума Кхьенпу воплощением Бодхисаттвы Авалокитешвары (точнее, его двурукой красной формой, известной в Тибете как Гьялва Гьямцо, Могучий Океан) и предсказал, что тот станет следующим историческим Буддой.

Незадолго до смерти Дюсум Кхьенпа передал ближайшему ученику Дрогёну Речену управление школой и оставил ему запечатанное письмо с предсказанием своего следующего рождения. В письме содержались подробности о времени и месте прихода на свет Второго Кармапы. Дрогён Речен не дожил до новой встречи с учителем, но передал эти сведения своему преемнику Помдрагпе, который и нашел мальчика, следуя полученным указаниям.

Так появилась школа Карма Кагью, и вместе с ней началась в Тибете традиция сознательных перерождений высоких учителей. Впоследствии такой способ духовного наследования переняли, в той или иной степени, все остальные школы, и система тулку утвердилась в Тибете повсеместно.

Девятый Кармапа Вангчуг Дордже знаменит в этой линии преемственности прежде всего как мастер медитации, дипломат и крупный ученый, внесший неоценимый вклад в доктрину Махамудры и ее практическую реализацию. Его признали Кармапой и возвели на трон, когда ему было шесть лет; его главным Ламой был Пятый Шамарпа Кёнчог Енлаг (1526–1583). Бóльшую часть своей жизни, как и большинство остальных Кармап, Вангчуг Дордже провел в пути, перемещаясь по Тибету в сопровождении множества учеников. Периодически путешественники задерживались неподалеку от разных селений и городов, устанавливали шатры для жилья и церемоний, и какое‑то время в этом лагере, подчинявшемся монастырскому распорядку дня, проводились буддийские медитации и посвящения, давались циклы лекций для монахов и мирян.

Важнейший труд Девятого Кармапы называется «Океан истинного смысла»; в нем подробно освещаются все ступени последовательного пути подготовки к практике Махамудры. Благодаря этому трактату сложилась система из четырех простых и четырех особенных медитационных упражнений, закладывающих основу для медитаций Великой печати. Эта система известна как «нёндро». С тех пор она в неизменном виде повсеместно практикуется как в монастырях, так и в мирских центрах Карма Кагью. Очень важен сегодня и другой текст Вангчуга Дордже «Рассеивая тьму неведения», также посвященный Махамудре.

Среди наиболее выдающихся учеников Девятого Кармапы – Таранатха (1575–1634), переводчик и великий мыслитель, последний из держателей тибетской традиции Джонанг.

 

Глоссарий

 

Ад: см. Миры сансары.

Алмазный путь: см. Ваджраяна.

Ануттара‑йога‑тантра (санскр., тиб. rnal 'byor bla na med pa'i rgyud ): наивысший класс тантр в классификации школ нового перевода.

Атиша (982–1054): индийский ученый, профессор университета Викрамашила. Последние 12 лет жизни провел в Тибете, где основал традицию Кадам.

Бардо (тиб. bar do ): промежуточное состояние. Чаще всего этим словом называют промежуток между смертью одного физического тела и зачатием следующего. В более широком смысле это вся череда различных непросветленных состояний сознания.

Безмыслие, немышление (тиб. mi rtog pa ): одно из трех достижений, обретаемых в медитации на пути Махамудры (блаженство, ясность и безмыслие, или немышление).

Боги: см. миры сансары.

Бодхичитта (санскр., тиб. byang chub sems ): Просветленный настрой, основа Великого и Алмазного пути, решение стремиться к Просветлению ради относительного и абсолютного блага всех существ. Обусловленный (относительный) Просветленный настрой состоит из этого желания и поступков, направленных на самосовершенствование посредством Шести освобождающих действий (парамит) для блага всех. Окончательный (абсолютный) Просветленный настрой являет собой постижение неразделимости пустоты и сочувствия, спонтанной и свободной от усилий активности без размышлений и колебаний. Субъект, объект и действие больше не воспринимаются как отделенные друг от друга.

Бодхисаттва (санскр., тиб. byang chub sems dpa' ): 1) человек, практикующий Махаяну или Ваджраяну и достигший освобождения, то есть растворивший первую, эмоциональную, завесу ума. Строго говоря, такие Бодхисаттвы считаются еще не полностью просветленными. Они поднимаются по ступеням постижения, на санскрите называемым «бхуми» (тиб. sa ). Постепенно устраняя вторую, интеллектуальную, завесу, в конце пути Бодхисаттвы становятся Буддами. 2) В более общем смысле это любой, кто дал так называемое обещание Бодхисаттвы – обет достичь Просветления и привести к нему всех существ, – независимо от того, на какой ступени развития такой человек находится.

Божество (тиб. lha ): в буддийских контекстах то же, что Йидам.

Будда (санскр., тиб. sangs rgyas ): название просветленного состояния ума. «Санг» означает «полностью очищенный» от всех завес, омрачающих ум; «гье» означает «полное раскрытие» всех качеств ума, к которым относятся бесстрашие, бесконечная радость, безграничное сочувствие, мудрость и активность для блага всех существ. Исторический Будда Шакьямуни является Буддой нашего времени, четвертым (по некоторым источникам – шестым) из тысячи исторических Будд нашей эпохи. Каждый исторический Будда начинает новый период культурного расцвета, в течение которого доступна Дхарма.

Ваджра (санскр., тиб. rdo rje , букв. «царь камней»): в буддийских контекстах «алмазный скипетр», символ Алмазного пути, означающий мгновенное Просветление, неразрушимую природу ума, а также мужское начало, включающее такие качества, как сочувствие, активность и радость.

Бхайрава и Каларатри: грозные индуистские боги, на их телах стоят Йидамы некоторых буддийских тантр, в частности, тантры «Чакра‑самвара».

Ваджрадхара (санскр.): см. Держатель Алмаза.

Ваджраяна (санскр., тиб. rdo rje theg pa ): Алмазный путь, часть Великого пути (Махаяны). С помощью глубоких и быстрых методов, применяемых на основе Просветленного настроя, цель – совершенное Просветление – превращается в путь. Алмазный путь можно практиковать только с готовностью видеть все чистым в своей основе (см. также чистое видение). Синонимы – Тантраяна и Мантраяна.

Ваджрная песня (санскр. доха, тиб. rdo rje glu ): жанр буддийской духовной поэзии, зародившийся в средневековой Индии и принесенный тантрическими учителями в Тибет.

Ваджрные братья и сестры: в Ваджраяне – ученики одного и того же Ламы или люди, вместе принимающие посвящения.

Великая колесница: см. Махаяна.

Випашьяна (санскр.): см. лхагтонг.

Внутреннее тепло (санскр. чандали, тиб. gtum mo ): одна из Шести йог Наропы.

Восемь мирских забот (тиб. 'jig rten gyi chos brgyad ) – восемь пар факторов, от которых зависит обычный человек: приобретение и утрата (rnyed pa dang ma rnyed pa ), слава и забвение (snyan grags dang ma grags), хвала и хула (bstod pa dang smad pa), удовольствие и боль (bde ba dang sdug bsngal).

Встреча матери и сына (тиб. ma'i 'od gsal dang bu'i 'od gsal ): слияние ума («сын») с ясным светом истинной природы («мать») в процессе умирания физического тела.

Гампопа (1079–1153): главный ученик Миларепы и учитель Первого Кармапы Дюсума Кхьенпы. Будда предсказывал, что Гампопа распространит Дхарму по всему Тибету. Гампопа соединил школу Кадампа, созданную Атишей, с путем Великой печати (Махамудры). Положил начало монашеской передаче Кагью. Его основной философский труд – «Драгоценное украшение освобождения». Гампопа говорил, что чтение этой книги равнозначно личной встрече с ним. Этот текст объясняет взгляд и практику Великого пути и является выдающимся введением в основы буддизма.

Гелуг (тиб. dge lugs ): реформированная школа тибетского буддизма, созданная Цонгкапой (1357–1419). Одним из высших иерархов традиции Гелуг является Далай‑лама.

Дагпо Кагью (тиб. dwags po bka' brgyud ): чаще всего так называют все буддийские традиции, которым дал начало Гампопа. Однако есть и некоторые особенности, связанные с употреблением этого термина, имеющие отношение к образу жизни ранних учителей Кагью. Гампопа был монахом – поэтому под Дагпо Кагью понимаются прежде всего монашеские поучения. Другие методы, предназначенные главным образом для практикующих мирян, объединены общим названием «Марпа Кагью».

Дакиня (санскр., тиб. mkha' 'gro ): в тибетском буддизме – женская тантрическая форма, обладающая вдохновляющей или защитной энергией.

Держатель Алмаза (санскр. Ваджрадхара, тиб. rdo rje 'chang ): внеисторический Будда, стоящий у истоков линии передачи Кагью и передаваемых в ее рамках поучений. Изображается синим, сидящим в полной позе лотоса, со скрещенными на груди руками, в которых держит колокольчик и ваджру. На нем украшения Состояния радости. Есть также форма Держателя Алмаза в союзе с партнершей.

Дрикунг (тиб. 'bri gung ): одна из традиций Кагью, основанная Дрикунгом Кьобпой (1143–1217).

Другпа (тиб. 'brug pa ): одна из традиций Кагью, основанная Лингдже Репой (1128–1188).

Дхарани (санскр., тиб. gzungs ): формула для повторения, подобная мантре, но воздействующая, как правило, за счет понимания ее прямого смысла.

Дхарма (санскр., тиб. chos ): буддийское Учение; одна из Трех драгоценностей, представляющая путь к освобождению от страданий и достижению состояния Будды.

Дхармакайя: см. Состояние истины.

Дхармата (тиб. chos nyid ): подлинная реальность; природа всех явлений.

Дыхание вазы (тиб. rlung bum pa can ): дыхательное упражнение, выполняемое в некоторых медитациях Ваджраяны.

Йидам (санскр. Ишта Дэвата, тиб. yi dam ): один из Трех корней. Безграничные качества просветленного ума выражаются в многочисленных мужских и женских просветленных формах из энергии и света. Если отождествляться с ними во время медитации и в повседневной жизни, они пробуждают присущую каждому природу Будды. Йидамы рассматриваются как неотделимые от Ламы. Чтобы медитировать на них, необходимо разрешение или посвящение от учителя (ламы), имеющего передачу.

Йогин, йогиня (тиб. rnal 'byor pa, rnal 'byor ma ): буддист, практикующий методы Алмазного пути вне монастырей и не зависящий от устоев традиционного общества. В культуре тибетского буддизма человек мог выбрать один из трех способов практики: принять монашеские обеты, остаться мирянином или удалиться в дикие места, чтобы вести йогический образ жизни. Практика йогинов заключалась в том, чтобы никогда не отступать от обетов чистого видения, хранить в чистоте тантрические связи и не прекращать медитации.

Кагью, Кагьюпа (тиб. bka' brgyud ): одна из четырех главных традиций тибетского буддизма, ориентированная на практику и постижение. Поскольку Кагью уделяет особое внимание практическому применению Учения, она называется «устной» школой, или традицией «совершенств». В Тибет ее принес герой Марпа (примерно в 1050 г.), и она черпает свою силу в близкой связи учителя и ученика. Четыре большие и восемь малых школ Кагью берут свое начало в деятельности четырех главных учеников Гампопы. Эти линии преемственности называются «большими» и «малыми» в зависимости от того, насколько прямой является их передача от Гампопы. У четырех больших (или главных) она непосредственная, а у восьми малых (или второстепенных) – опосредованная, через одного из учеников Гампопы. Сегодня все большие линии влились в традицию Карма Кагью, которую возглавляет Кармапа. Что касается восьми малых линий, то у школ Другпа и Дрикунг Кагью много приверженцев в Бутане и Ладакхе.

Камцанг (тиб. kam tshang ): одно из названий традиции Карма Кагью.

Каналы, энергии и капли (санскр. нади, прана, бинду; тиб. rtsa rlung thig le ): компоненты энергетической системы в теле человека, важный аспект практики Тантры. Во второй части этого сборника капли названы семенными точками.

Карма (санскр., тиб. las ): закон причины и следствия. Все действия тела, речи и ума оставляют в уме впечатления (Будда называл их семенами), которые затем созревают в виде событий человеческой жизни. Вредные действия приносят страдания, а полезные ведут к счастью. Понимание кармы означает, что своими поступками в настоящем мы можем сознательно строить собственное будущее и нести за него ответственность.

Кармапа (тиб. karma pa , букв. «осуществляющий активность Будд», или «господин Будда‑активности [просветленного действия]»): первый сознательно перерождающийся Лама Тибета и духовный глава линии преемственности Кагью начиная с XII века. Кармапа воплощает действия всех Будд, его появление было предсказано еще Буддой Шакьямуни и Гуру Ринпоче. Многие Кармапы незадолго до смерти оставляли письма, содержащие точные описания обстоятельств своего следующего рождения. До сегодняшнего дня было семнадцать воплощений:

Дюсум Кхьенпа, 1110–1193.

Карма Пакши, 1204–1283.

Рангджунг Дордже, 1284–1339.

Ролпе Дордже, 1340–1383.

Дешин Шегпа, 1384–1415.

Тхонгва Дёнден, 1416–1453.

Чёдраг Гьямцо, 1454–1506.

Микьо Дордже, 1507–1554.

Вангчуг Дордже, 1556–1603.

Чёйинг Дордже, 1604–1674.

Йеше Дордже, 1676–1702.

Джангчуб Дордже, 1703–1732.

Дюдюл Дордже, 1733–1797.

Тхегчог Дордже, 1798–1868.

Кхакхьяб Дордже, 1871–1922.

Рангджунг Ригпе Дордже, 1924–1981.

Тхае Дордже, р. 1983.

Колесница причин: см. Сутра.

Лама (санскр. гуру, тиб. bla ma ): буддийский учитель. Один из Трех корней. Особенно важен в Алмазном пути: без него нет доступа к глубочайшим поучениям. Посредством Гуру‑йоги – медитации на Ламу – практикующие получают его благословение. Таким образом в течение нескольких мгновений переживается истинная природа ума. Лама воплощает для ученика Три драгоценности, Три корня и Три состояния Просветления.

Линия практики (тиб. sgrub brgyud ): в этом контексте то же, что Кагью. Это название указывает на то, что практика медитации, приносящая плоды в виде особых достижений, в различных традициях Кагью считается приоритетной (по отношению, например, к учености или соблюдению монашеских обетов).

Лхагтонг (санскр. випашьяна, тиб. lhag mthong ): медитация глубинного видения, или проникновения в суть; исследование природы ума и его проявлений.

Майтрипа (1007–1085): выдающийся индийский йогин, махасиддх, держатель традиции Махамудры. В Кагью считается одним из двух главных учителей Марпы Чёкьи Лодрё.

Мандала (санскр., тиб. skyil 'khor , букв. «центр и окружность»). У этого слова имеется несколько значений:

– поле силы Будды, возникающее из бесчисленных возможностей пространства, или изображение такого поля. В более широком смысле этот термин означает также силовое поле человека или группы;

– мысленно представляемая вселенная, полная драгоценностей, которую мы подносим Буддам, выполняя дарение мандалы – третью часть Основополагающих упражнений ;

– металлический диск, используемый в практике дарения мандалы.

Мара, мары (санскр., тиб. bdud ): демоны, под которыми понимаются различные препятствия, мешающие практикующему на пути или отвлекающие его от истинных ценностей.

Марпа (Чёкьи Лодрё) (1012–1097): «великий переводчик». Совершил три похода в Индию и провел там много лет, обучаясь у своих учителей. Ему удалось возродить буддизм в Тибете. Его главными учителями были Наропа и Майтрипа, от которых он получил Шесть йог Наропы и поучения Великой печати. Он был первым тибетцем – держателем линии преемственности в школе Кагью. Мирская и йогическая передача линии Кагью часто называется также «Марпа Кагью» (в сравнении с монашеской традицией Дагпо Кагью).

Маха‑ати (санскр., тиб. rdzog chen , букв. Великое совершенство): тибетская традиция мгновенного Просветления; высшая тантра школы Ньингма.

Махамудра (санскр., тиб. phyag rgya chen po , Великая печать): Будда дал обещание, что это его наивысшее поучение. Используется главным образом в школе Кагью и ведет к непосредственному опыту постижения ума. Великая печать охватывает основу, путь и цель. Доверяя природе Будды, йогин упражняется в переживании неразделимости воспринимающего, воспринимаемого и восприятия. В результате он полностью пробуждает ум, «скрепляет печатью» его Просветление.

Махаcиддх (санскр., тиб. grub thob ): последователь Ваджраяны, достигший мастерства в тантрической практике, обретший два вида йогических совершенств.

Махаяна (санскр., тиб. theg chen ): Великая колесница. Обычно подразделяется на путь Сутры и путь Тантры. Оба пути направлены на достижение Просветления для блага всех существ. Иногда понятие «Великий путь» используется в том же значении, что и «Сутра» (1).

Медитация (санскр. дхьяна, тиб. sgom ): тибетское слово «гом» означает «знакомиться с чем‑то» и указывает на упражнение, во время которого ум учится сбрасывать свои завесы. При этом используются методы, позволяющие превращать в личный опыт то, что уже понято интеллектуально. Медитация – это пребывание без усилий в том, что есть. На различных уровнях буддийских поучений передаются различные методы, которые в основном можно объединить в две группы: шинэ и лхагтонг. Важнейшими средствами в Тантре являются отождествление с Просветлением, пробуждение просветленных полей силы с помощью мантр и поддержание чистого видения.

Мешающие чувства (санскр. клеша, тиб. nyon mongs ) – неведение, привязанность, отвращение, гордость, жадность, а также зависть и ревность. Вместе с негативными действиями они создают причину всех страданий в цикле существования.

Миларепа (1040–1123): один из величайших йогинов и поэтов Тибета; ученик Марпы Чёкьи Лодрё.

Миры сансары (тиб. 'gro drug , букв. Шесть [классов] существ): шесть состояний, в которых пребывают существа в сансаре: боги, полубоги, люди, животные, голодные духи и существа в состоянии паранойи, или обитатели адов. Первые три называются высшими состояниями, а последние три – низшими.

Наропа (956–1040): ученик Тилопы и учитель Марпы. Индийский махасиддх, в молодости ученый из Наланды, одного из крупных буддийских университетов Индии. Через восемь лет академической карьеры отказался от нее, стал бродячим нищим йогином и пустился на поиски истинного Учителя. Наропа составил первое собрание тантрических поучений «Шесть йог Наропы».

Нирвана (санскр., тиб. mya ngan las 'das pa ): прекращение собственных страданий, достигнутое посредством искоренения мешающих эмоций. В рамках Махаяны нирвана обозначает Просветление, что включает в себя не только искоренение страданий, но и обретение исключительных способностей, а также постижение сути реальности.

Нирманакайя: см. Состояние излучения.

Одинаковый вкус (санскр. самараса, тиб. ro snyoms ): процесс практики, посредством которого все явления обретают одинаковый вкус истины. Строго говоря, это не то же, что Один вкус (тиб. ro gcig ), третья ступень постижения на пути Махамудры.

Освобождение от измышлений: то же, что простота как вторая ступень Махамудры.

Основополагающие упражнения: четыре медитации, которые готовят практикующего к применению глубоких методов Махамудры.

• Принятие Прибежища и пробуждение Просветленного настроя во время простираний;

• очищение от болезненных впечатлений с помощью медитации на Ваджрасаттву (Алмазный Ум);

• подношение мандалы;

• Гуру‑йога, медитация на Ламу.

В большинстве тибетских традиций в каждом упражнении делаются 111 111 повторений.

Падмасамбхава, Гуру Ринпоче (VIII в.): знаменитый йогин индийского происхождения. Прибыв в Тибет в середине VIII века, принес туда буддийскую Тантру и основал монастырь Самье. Считается основателем буддийских традиций Тибета и Бутана.

Панчен‑лама (тиб. pan chen bla ma ): высокий лама в иерархии Гелуг; резиденцией Панчен‑лам традиционно был монастырь Таши Лхунпо.

Поза Вайрочаны (тиб. rnam par snang mdzad kyi chos bdun ): рекомендуемая поза для медитации Ваджраяны. 1) Ноги скрещены в полной позе ваджры; 2) ладони лежат одна на другой; 3) позвоночник прямой; 4) плечи отведены назад; 5) подбородок втянут, образуя легкий наклон головы вперед; 6) взгляд направлен вниз под углом примерно в 45 градусов; 7) язык касается верхнего нёба, зубы слегка разомкнуты.

Посвящение, инициация (санскр. абхишека, тиб. dbang ): введение практикующего в поле силы Йидама. Чаще всего проводится в виде церемонии, во время которой учитель дает ученику полномочия медитировать на данного Йидама. Тем самым у практикующего создается связь с Ламой и этой мандалой, устраняются препятствия на пути к Просветлению. Инициация может сопровождаться различными обетами. В дополнение к посвящению в Алмазном пути необходима передача чтением текста (lung) и устные объяснения (khrid).

Постмедитация: термин из контекста Ваджраяны; он означает период между медитациями, в который йогины, практикующие тантрические методы, особым образом настраивают свой ум. Главное, что они должны делать, – сохранять осознанность и поддерживать чистое видение, полностью присутствуя во всем, что происходит.

Предварительные практики (тиб. phyag chen sngon 'gro , нёндро, букв. «подготовка к Махамудре»): состоят из четырех общих подготовок (четыре размышления, направляющие ум к Освобождению и Просветлению) и четырех особенных подготовок (Основополагающие упражнения).

Пратьекабудды (санскр., тиб. rang sangs rgyas ): в Хинаяне класс практикующих, которые достигают цели, оставаясь в строгом уединении и медитируя главным образом на поучения о двенадцати звеньях взаимозависимого возникновения.

Прибежище (тиб. skyabs 'gro , букв. «приходить под защиту»):

1) Высшие ценности, на которые следует полагаться, поскольку они способны принести окончательное счастье. Во всех буддийских школах Прибежищем являются Три драгоценности – Будда как цель, Дхарма как путь и Сангха, то есть Бодхисаттвы, помощники на пути. В Алмазном пути дополнительно принимается Прибежище в Трех корнях – Ламе, Йидамах и Защитниках Учения.

2) Церемония вступления в буддийскую общину. Принятие Прибежища у Ламы является ритуальным началом пути. Оно создает связь между просветленной природой ума ученика и вневременной мудростью Будды. В качестве доброго знака дается буддийское имя и состригается немного волос, что является символическим напоминанием о соответствующем поступке Будды: он отрезал волосы, после того как оставил отчий дом, решив посвятить все свое время и энергию поиску Просветления.

Пробуждение: в данном контексте синоним Просветления.

Просветление (тиб. byang chub ): состояние Будды, окончательная цель буддийского пути в Махаяне и Ваджраяне. На этом уровне полностью удалены две завесы ума (мешающие эмоции и концепции), и его подлинная природа переживается без всяких ограничений.

Просветленный настрой: см. бодхичитта.

Речунгпа (1084–1161): тибетский йогин, ученик Миларепы.

Пустота (санскр. шуньята, тиб. stong pa nyid ): пустота, одно из важнейших понятий в Махаяне. Все является пустым в смысле отсутствия независимого существования. Ничто не возникает само по себе – все происходит на основе тех или иных условий. Пустота является действительной, окончательной природой всех внешних и внутренних явлений и не может быть понята посредством концепций.

Пять путей: пути накопления, соединения, видения, взращивания и необучения. В этих пяти пунктах полностью представлен весь процесс достижения состояния Будды в Великой колеснице, от начальной стадии практики Дхармы до полного Просветления.

Самайя (санскр., тиб. dam tshig, букв. «обещание» или «обязательство»): основа быстрого духовного роста в буддизме Алмазного пути. Практикующий быстро раскрывает присущие ему способности благодаря ненарушенной связи с Ламой, Йидамами и теми людьми, вместе с которыми он получал посвящения и поучения.

Самбхогакайя: см. Состояние радости.

Сансара (санскр., тиб. 'khor ba ): круговорот бытия. Вынужденные рождения в обусловленных состояниях (мирах существования), основанные на неведении.

Сараха, Великий Брахман (VIII–IX вв.): знаменитый индийский йогин, один из основателей традиции Махамудры, оставивший наследие из философских текстов и духовной поэзии.

Cвабхава (санскр., тиб. rang bzhin, ngo bo nyid ): сущность, «самосущность», изначальная природа.

Свабхавикакайя: см. Состояние сущности.

Сознание всеобщей основы (санскр. алайя, тиб. kun gzhi ): сознание‑хранилище, универсальная основа всех проявлений сансары и нирваны. Изначальное высшее знание (санскр. джняна, тиб. ye shes ), являющееся чистой природой ума, но в непросветленном состоянии, как вода с водой, смешанное с двойственным сознанием (санскр. виджняна, тиб. rnam shes ).

Состояние излучения (санскр. нирманакайя, тиб. sprul sku ): одно из Трех состояний Просветления. Выражает способность ума беспрепятственно возникать из пространства. В высшем смысле понятие «нирманакайя» относится к историческому Будде. Он – «наивысший тулку». Другие разновидности тулку – это «искусный тулку», или «тулку добрых дел», который действует на благо других в качестве, например, целителя, деятеля искусства или ученого. Есть также и «воплощенные тулку», которые могут даже принять рождение в теле животного, чтобы помогать существам. Некоторые из тулку помнят свои прошлые жизни, другие нет. Тулку проявляются, чтобы открывать существам доступ к их природе Будды. Тулку воспринимает свое тело как иллюзию. Он не считает, что является своим телом, – он знает, что у него есть тело, и потому может использовать его как инструмент для работы на благо всех существ.

Состояние истины (санскр. дхармакайя, тиб. chos sku , букв. «тело явлений»): одно из Трех состояний Просветления. Состояние истины – это само вневременное Просветление, пустая природа ума. Является основой Состояния радости и Состояния излучения. Это абсолютная сущность, суть Будды, вне всяких форм, качеств и ограничений. Познание Состояния истины приносит пользу нам самим и наделяет абсолютным бесстрашием, тогда как Состояния формы приносят пользу другим.

Состояние радости (санскр. самбхогакайя, тиб. longs sku ): тело совершенного наслаждения, одно из Трех состояний Просветления. Просветленное выражение ясности ума, его свободной игры и опыта высшей радости. Это состояние переживается, когда ум с уровня бесстрашия узнает богатство своих возможностей. Состояние радости проявляется из Состояния истины в виде разнообразных просветленных форм (Йидамов) и их силовых полей. Высокоразвитые Бодхисаттвы могут встречаться с ними и получать от них благословение, поучения и прямую передачу глубокого видения.

Состояние сущности (санскр. скабхавикакайя, тиб. ngo bo nyid sku ): не являясь отдельным состоянием, выражает опыт неразделимого единства Трех состояний Будды – Состояния истины, радости и излучения.

Состояния формы: см. Состояние радости и Состояние излучения.

Сугата (санскр., тиб. bde bar gshegs pa , букв. «пришедший к блаженству»): один из эпитетов Будды.

Сутра (санскр., тиб. mdo ): 1) синоним всей Махаяны, Великой колесницы. На постепенном пути Сутры за счет исправления ошибок и тщательного анализа явлений создаются причины достижения Просветления. Это длится очень долго (три великих мировых периода) – до тех пор, пока пустота не воспринимается как качество, присущее всем явлениям. В противоположность Сутре, путь Тантры приводит к состоянию Будды всего за несколько жизней, а в исключительных случаях даже за одну. 2) Один из текстов Махаяны, обычно содержащий прямые наставления Будды в ответ на вопросы учеников.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.