Сделай Сам Свою Работу на 5

Исследования современных историков





МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

 

Кафедра компьютерной графики и дизайна

ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

Дисциплина: История отечественного искусства и культуры

(Статуя Никиты Можайского)

Выполнил: студент 1курса

Гр.

1. ФГОС ВПО 071002 Графика,

квалификации – художник анимации

и компьютерной графики

Коршунов Александр Александрович

Научный руководитель:

К.п.н., доцент Матвеева Н.А.

Санкт-Петербург

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………(раскрыть актуальность темы на 0,5 стр.)

ГЛАВА I (Происхождение статуи Николы Можайского.………………….…… (теоретическая часть)

1.1. (Летописные сведения)………………………………………………………………………….

1.2. (Исследования современных историков)………………………………………………………

ГЛАВА II (Значимость статуи в древнерусской культуре……..……………… (практическая часть)

2.1. (Роль Николы Можайского как исторической фигуры)………………………………………………



2.2. (Художественная ценность статуи)………..….………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….( Общие выводы по всей работе в 5-и предложениях)

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………….. .(обязательно 5-6 источников)

 

ВВЕДЕНИЕ

Почитание святителя Николая после 1087 г. (перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари) в христианском мире, а также включая латинский Запад, можно назвать высочайшим. Императрица Анна Комнина называла его великим иерархом. В Константинополе XI - XIII вв. было более 10 храмов, посвященных святителю Николаю, причем, некоторые из них «сопровождали» величайшие константинопольские святыни, располагаясь рядом с базиликой во Влахернах, поблизости от святой Софии и монастыря святого Георгия Манганского.

В четверговой службе совершается молитвенное обращение к апостолам и святителю Николаю, причем в практике византийской церкви уже с IX в., за исключением Иоанна Предтечи, он был единственным святым, поминаемым по имени.



Святителю Николе Можайскому в русских прологах с 1662 г. в день 29 июля полагалось чтение Повести о принесении на Русь Можайского образа святителя Николая. Этому образу поклонялись русские князья, он считался покровителем невест.

Древнее сказание связывает происхождение статуи с небесным покровительством святого городу Можайску. Во время вражеского нападения святитель Николай чудесно явился защитникам крепости: он стоял прямо на воздухе и держал в одной руке поднятый меч, а в другой – модель обнесённого крепостными стенами городского собора. Устрашенный грозным видом святителя, неприятель бежал, а благодарные жители в память о могущественном представительстве святителя Николая запечатлели образ его чудесного явления в резном изображении.

Это сказание и мужественный образ епископа воина во многом определили отношение к резной статуе, появление которой в конце XIV в. было связано с военно-оборонительными событиями этого времени – борьбой руси с Ордой, немецкими рыцарями, литовским князем. Образ святителя наделили новыми для пастыря и молитвенника функциями – покровителя ратного дела, защитника возвышающего Московского государства, духовного идеала великокняжеской власти.

 

ГЛАВА I

Происхождение статуи Николы Можайского.

Летописные сведения

 

О происхождении образа Николы Можайского из Свято-Духовской церкви достоверных сведений не сохранилось. В рукописи 1832 г. каргопольского священника В. И. Попова записано: «Откуда сей образ поступил, неизвестно. Известность древности его равняется известности прихода». Время происхождения скульптуры прихожане связывали с вкладной надписью на серебряных сосудах, в которой говорилось, что «положил вкладом по обещанию Афанасий Дмитриев в церковь Св. Животворящего Духа и Покрова Пресвятыя Богородицы и Николы Чудотворца 7180 года марта в 1 день», тот есть в 1672 г. Но автор тут же оговаривается, что «по документам не видно, чтоб была церковь или придел во имя Николая Чудотворца, а потому надобно разуметь здесь одноименный образ».



Вероятнее всего, на месте каменных церквей Свято- Духовского Прихода во второй половине XVII в. и первой половине XVIII в. существовала одна деревянная церковь во имя Святого и Животворящего Духа с приделами Покрова Богородицы и Святого Николая. В середине XVIII в. стали возводить каменные церкви. Первой построили зимнюю - во имя Вознесения, с теплыми приделами Покрова богородицы и Сретения. Ее освятили в 1751 г., а затем возвели летнюю - Святодуховскую, стремя престолами: во имя Сошествия Св. Духа, Богоматери Знамение, бессребренников и чудотворцев Козьмы и Демьяна, освященными в 1797-1798 гг. Строительство церкви затянулось из-за большого пожара 1765 г., истребившего три четверти городских построек. Церковь Вознесения пострадала не очень сильно: крыша и главы сгорели, но интерьер, защищенный каменными сводами, остался цел. В 1772 г. сделали новое покрытие.

Во вновь устроенных церквах уже не было ни придела, ни престола во имя Св. Николая. Но резной образ Николы Можайского отмечен автором рукописи 1832 г. среди «священных вещей» прихода и поставлен им на второе место после иконостасов обеих церквей и «досто- примечательнейшей» иконы Покрова Богородицы, перенесенной, кстати, в церковь Вознесения из прежней деревянной. Тогда же, вероятно, из старой церкви в новую была перенесена и скульптура. В той же рукописи В. И. Попов дал ее краткое описание, сообщив при этом любопытную деталь - наличие у киота створок: «Резной образ Николая Чудотворца местный в ковчеге с затворами, на коих образа Соловецких Зосимы и Савватия чудотворцев». В известных нам источниках при описании скульптуры створки киота отмечены еще один раз - в рукописи 1853 г. «Сведения о приходах каргопольских». Там есть и немаловажное добавление: оказывается, под образами святителей Соловецких с одной стороны были изображены - Спаситель, с другой - Богоматерь. Во второй половине XIX - начале XX в. створки уже не упоминались. Но о том, что они все-таки были, говорит наличие сохранившихся до наших дней креплений на киоте. Вышеизложенные сведения не опровергают предположение Г. Н. Бочарова о том, что на створках могли быть изображены святые воины-мученики Георгий и Дмитрий.

Указание в рукописи 1832 г. на то, что резной образ Николы Чудотворца местный, позволяет предположить, что он находился в местном ряду иконостаса. И. В. Федышин в 1927 г. фиксирует конкретное местоположение скульптуры: в первом ярусе иконостаса у южной стены в церкви Святого Духа, а в примечании указывает, что статуя переносилась в соседний зимний храм во имя Вознесения и ставилась в особо приспособленную (новую) нишу. Более подробно об этом говорится в рукописи 1853 г., где указывается, что перед Покровом «делается перенос богослужебных потребностей в теплые приделы при храме Вознесения Господня, где во всю зиму до весны богослужение отправляется в приделе Покрова Богородицы и по сему образ Святого Николая Чудотворца переносится сюда и поставляется в устроенном для него месте - в иконостасе в трапезе подле дверей в храм Вознесения Господня. Весною богослужение отправляется в храме Вознесения Господня до отдания сего праздника. Тогда и образ Святого Николая переносится в сей храм (Святого Духа - И. Ф.) и поставляется в устроенном для него месте - в иконостасе против правого клироса», то есть там, где и зафиксировал его И. В. Федышин. Эти сведения важны потому, что описи церквей Свято-Духовского прихода не сохранились.

При описании образа Николы Можайского И. В. Федышиным было отмечено, что из-за переноса статуи фигура святого несколько раз отошла от фона, к которому вначале плотно прилегала. Это сказалось и на ее сохранности. При поступлении скульптуры в ВХНРЦ реставраторы отметили, что она «сорвана с крепежных кантов и к фону киота прикреплена ржавой проволокой и приколочена гвоздями, крылья фелони сильно покороблены, правое оторвано от туловища скульптуры. Нимб разбит на три части по месту склейки и прибит к голове пятью гвоздями. К левой руке проволокой привязан собор, потерявший прочность из-за утраты задней стенки и сломанных шкантов...». Это лишний раз подтверждает, что скульптура вынималась из киота, в связи с чем все крепления были нарушены. В какой-то период бытования образа были утрачены и створки киота. На фотографии из архива Н. Н. Померанцева отчетливо видны ручки по сторонам киота. Это говорит о том, что скульптуру в киоте могли использовать для выноса во время крестных ходов, хотя в упомянутых рукописях об этом не говорится.

В рукописи каргопольского священника В. И. Попова содержится воспоминание старожилов о том, что около 1785 г. «сей образ Преосвященнейшим Виктором Епископом Олонецким и Каргопольским во время посещения его епархий был обнажен от украшения и вынесен из церкви». Существовала записанная в тетрадку проповедь против чествования подобных изваяний, прочитанная в Каргополе по приказанию того же Преосвященнейшего Виктора. Она была приложена к рукописи конца XVIII в. «Описание Каргополя и Вытегры», поступившей в середине XIX в. в библиотеку Императорского русского археологического общества. Об этом сделал сообщение на страницах газеты «Олонецкие губернские ведомости» за 1867 г. секретарь Олонецкого губернского статистического комитета А. Иванов. Он привел из этой пока не найденной рукописи текст: «... в Каргополе и в конце XVIII столетия особенно чтили деревянные старинные изваяния святых. Эти статуи сделаны самой худой работы. Чудотворец Николай в рост большого человека и прочих безобразнее, а другие четыре, один другого меньше окрашены простою краскою, исключая одного, на котором платье вызолочено, а сапоги поновее других, красные, но от долговременного стояния в церкви окоптели и запылены. Зрители города, а особенно чернь, в точности уверены, что один из них в ночное время нередко вычищал церкву и что пономарь от сей работы был свободен, за что молебное пение было беспрестанное и свечи зажигались во множестве самые толстые. У одной статуи приметно из носу и из ушей нечто было текущее, которое почитал народ за универсальное лекарство. Третья была из пружин, приделанная к иконостасу, и ворочалась, когда в том требовалась надобность; руки у статуи сделаны распростертые, держащие в одной шпагу, в другой церковь. Ныне они вынесены и стоят в особой церкви за особым присмотром».

Причина столь пренебрежительной оценки резных образов, скорее всего, в их внешнем облике. Если учесть, что Св. Никола из Свято-Духовского прихода имел к концу XVIII в. «возраст» более 100 лет, то это не могло не отразиться на его «благолепии».

После выноса скульптуры Николы Можайского, вероятно, из Вознесенской церкви, т.к. Свято-Духовская была еще не достроена, начинается ходатайство церковного старосты Ивана Федоровича Загородского-Большого о ее возрасте. Сколько лет длилась переписка с епархиальным начальством, как долго резной образ находился вне храма, какие доводы в защиту его чести выдвигали прихожане - нам пока неизвестно. Однако их прошения увенчались успехом. Преосвященный Гавриил, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, дозволил «оный святый образ обратно внести в церковь на свое место» (об этом сообщает рукопись 1832 г.). Произойти это могло в период пребывания Гавриила в этом сане - с 22 сентября 1783 г. по 16 октября 1799 г., после чего он стал именоваться митрополитом Новгородским и Олонецким.

Можно предположить, что возвращение Николы Можайского было связано с ослаблением Синодальной политики после смерти Екатерины II в 1796 г. и окончанием строительства летней Свято-Духовской церкви в 1797 г. Видимо, туда и решено было поместить резной образ. Но его возвращение не могло не сопровождаться значительным поновлением. Вероятно, тогда фон киота и резное обрамление были украшены лепниной под басму, роспись на боковинах скрыта слоем масляной краски, переписаны одежда и лик святого. А в Вознесенской церкви устроена новая ниша для помещения скульптуры на зимний период.

Каргопольский священник В. И. Попов в своей рукописи отметил, что, кроме приходских праздников, «по обычаю, издревле ведущемуся», отмечали и праздники в честь Николы Чудотворца…». Он же замечал, что к этому образу «большое почтение» и усердие имели не только жители города, но и жители ближних городов и дальних деревень.

Исследования современных историков

Однако, как полагает большинство исследователей, деревянная статуя, или икона «на рези», была исполнена для Можайского храма в конце XIV в., когда город входил в Московское княжество. Однако об истоках происхождения деревянной иконы и источниках ее иконографии существует несколько различных мнений. Н.И. Петров на основании известного ему предания о появлении в древности на Руси литовской скульптуры, сделал попытку объяснить происхождение памятника связью западно-русских земель с культурой Великого Литовского княжества, косвенно аргументировав это тем, что Можайск до XIV в. входил в его состав. Сторонники другой точки зрения – А.И. Некрасов, В.Н. Лазарев, Г.В. Сидоренко– считают тип скульптуры и ее иконографию романскими по происхождению, заимствованными в Западной Европе, прежде всего в Германии, где «культивировался образ воинствующего епископа с мечом в руке»

Поскольку деревянная скульптура не была распространена в византийском искусстве, полагали, что статуя Николы Можайского была занесена из других земель – из Белоруссии через Великое Княжество Литовское, граничившее с Можайском, где действительно были распространены эти традиции. Г.К. Вагнер предложил связывать появление памятника с возможным участием балканских, а именно сербских мастеров в строительстве Никольского собора XIV в. в Можайске.

Иконографические варианты и технические приемы, которые отличают скульптуры святителя Николая Можайского, до сих пор не явились предметом специального исследования. Типология образа рассмотрена А.В. Рындиной. Ей безусловно принадлежит особое место в истории изучения образа святителя Николая Можайского, в ряде статей последовательно предложившей новую интерпретацию типа, иконографии, стиля и символической образности скульптуры. Связывая появление памятника на Руси с литургическими и обрядовыми преобразованиями митрополита Киприана и византийской традицией почитания телесных останков святых, исследовательница убедительно доказывает происхождение памятника от сербской скульптуры святителя, вложенной сербским королем Урошем в начале XIV в. в базилику Бари и предназначавшейся для размещения на алтаре, прямо над аркой с мощами святителя Николая.

 

Глава II.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.