Возрастные особенности нервно-психического и физического развития детей раннего возраста
Использование нестандартного оборудования в проведении физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Программное содержание.Сохранять и укреплять здоровье детей.Продолжать с детьми лечебную физкультуру, с целью профилактике плоскостопия. Стимулизировать естественный процесс развития двигательных качеств у детей. Поддерживать у детей желание самостоятельно выполнять движения и физические упражнения. Постоянно следить за осанкой детей. Использовать в работе нестандартное оборудование для массажа всех рецепторов стоп. Воспитывать чувство уверенности в себе.
1 часть. Водная часть.
- Упражнение на дыхание «Подуй на бабочку»
- Ходьба. Зашагали ножки по дорожке.
- Ходьба с высоким подниманием колени.
Как красиво все шагают, ножки дружно поднимают.
- Ходьба на носочках. Руки на бочок кладём, на носочках мы идём.
- Ходьба обычная. Шагают ножки друг за другом по дорожке.
- Бег обычный. Побежали ножки быстро, быстро по дорожке.
- Ходьба обычная. Снова зашагали ножки друг за другом по дорожке.
Шли-шли-шли - на полянку мы пришли.
Общеразвивающие упражнения.
- И.п. Легко пружиня ноги, одновременно поднимать плечи (3-4 раза)
Поднимайте плечики весёлые кузнечики.
Вот так, вот так, весёлые кузнечики.
- И. п.- стойка, ноги врозь. Согнуть руки к плечам, вернуться в и. п. (3-4 раза)
Чтобы прыгать и скакать нужно ручки нам размять.
Вот так, вот так, нужно ручки нам размять.
- И. п. - ноги слегка расставлены, руки на поясе. Приседание (3-4 раза)
Сядем в траву, покушаем и тишину послушаем
- И.п. О. с. - руки на поясе. Прыжки на двух ногах на месте.
А теперь высоко, прыгай на ногах легко
2 часть. Основная часть.
1.Закаливающий массаж подошв ног.
1. Удобно сесть и расслабиться.
Мы ходили, мы скакали наши ноженьки устали.
Сядем, все мы отдохнем, и массаж подошв начнём.
2. Смазать подошву ног кремом.
На каждую ножку крему понемножку.
Хоть и не машина, смазать необходимо!
3. Сделать разминание ног всеми пальцами.
Разминка обязательна, выполняй её старательно.
Растирай, старайся, не отвлекайся.
4. Похлопать подошву ног ладонью.
Рук своих ты не жалей и по ножкам бей сильней,
Будут быстрыми они, потом попробуй, догони!
Скажите спасибо ноженькам своим
Будем их беречь и всегда любить.
2. Ходьба по массажным коврикам.
А теперь все дружно встали, друг за другом зашагали.
Игра малой подвижности «Мы топаем ногами»
Подходи ко мне дружок, и вставай скорей в кружок.
Мы топаем ногами - топают дети ногами.
Мы хлопаем руками - хлопают.
Мы руки поднимаем - поднимают руки.
Мы руки опускаем - опускают руки.
Мы руки подаём - подают руки друг другу.
И ходим кругом, друг за другом, друг за другом – ходят по кругу.
3 часть. Заключительная часть.
Закаливающее дыхание «Поиграем с носиком»
Эй, ребята все ко мне! Кто стоит там в стороне?
Надо носик на прогулку собирать.
Ротик свой ты закрывай, только с носиком гуляй! – закрывают рот, дышат через нос.
Хорошо гулять в саду и поёт нос «Би-ба-бо-бу!» -
постукивать указательным пальцем на крылья носа.
Надо носик нам погреть, его немного потереть - растирание.
Тише, тише, не спеши, ароматом подыши - вдох через нос, выдох через рот.
1. Актуальность и обоснование выбранной темы
Движения – основа основ, фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного физического развития, важнейшее условие и средство общего развития ребенка.
Современными педагогами (Л.Ю. Костыркина, О.Г. Рыкова и др.) отмечается, что в подавляющем большинстве дети, начиная с раннего возраста, уже страдают дефицитом движений. Двигательный дефицит приводит к функциональным нарушениям в организме ребенка: снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопия, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы [6 ].
Основной формой систематического обучения детей раннего и дошкольного возраста физическим упражнениям являются физкультурные занятия. Организованные физкультурные занятия позволяют улучшить деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка раннего возраста к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность малыш познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие.
Одним из актуальных вопросов сегодняшней методики физического воспитания детей является поиск новых форм и методов физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста. В.И. Анферова утверждает, что традиционные физкультурные занятия не всегда дают желаемый результат, у детей довольно долго формируются основные движения, неустойчив интерес к общеразвивающим упражнениям, потому что они порой скучны и утомительны для малышей [1]. Автор предлагает проводить с малышами сюжетные физкультурные занятия.
Сюжетное занятие – одна из организованных форм проведения занятий по физкультуре, способствующая воспитанию интереса детей к процессу выполнения упражнений. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием взаимодействующих персонажей, знакомых детям. Их содержание позволяет вести занятие на эмоционально-положительном контакте воспитателя с детьми, удовлетворяет потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, самовыражению, снимают скованность, эмоциональное напряжение. Таким образом, многоцелевая направленность и эффективность сюжетного физкультурного занятия побудили нас выбрать ее как тему выпускной итоговой работы.
2. Цель и задачи Выпускной квалификационной работы
Цель работы – подготовить и организовать проведение сюжетного физкультурного занятия для детей раннего возраста.
Задачи:
1. Проанализировать программную и методическую литературу по теме исследования.
2. Составить конспект сюжетного занятия для детей 3-го года жизни и организовать его проведение.
3. Проанализировать возможность использования сюжетного физкультурного занятия с детьми раннего возраста.
Возрастные особенности нервно-психического и физического развития детей раннего возраста
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильное осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Для каждого здорового ребёнка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что, если дети ограничены в получении информации и переработке её в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. Сенсорные (чувственные) потребности вызывают и высокую двигательную активность ребёнка, а движение — естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию.
Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов, формировании его поведения и навыков, обеспечении его всестороннего развития. Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции.
К концу третьего года жизни малыш становится младшим дошкольником. Это период, когда особенно ясно выступает связь поведения и развития ребёнка со второй сигнальной системой, ребёнок осознает себя как личность. Взрослый оценивает достижения ребёнка, одобрение и похвала рождают у малыша чувство гордости – личностного новообразования раннего детства. Под влиянием оценки взрослого ребёнок начинает осознавать критерии успешности или не успешности своей деятельности.
Хотя предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребёнка, но приобретает новые черты – с каждым днём он становится все более самостоятельным и умелым. Стремление к самостоятельности – это ведущая тенденция в развитии ребёнка третьего года жизни. Ребёнок сам ставит перед собой задачу, но её исполнение пока невозможно без помощи взрослого, который помогает удерживать цель, выполнять действия, а к концу третьего года формируется целеустремлённость – способность удерживать поставленную задачу, соотносить полученный результат с тем, что хотел получить.
Между двумя и тремя годами становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребёнка, связанный с овладением речью. Общение становится не только предметно-действенным, но и речевым, слово становится регулятором поведения ребёнка, с помощью слова он обозначает предметы, действия, качества, связывает слова в предложения. В общении с ребёнком в контексте предметной деятельности может проявляться отношение малыша к предметному миру.
Идёт интенсивное сенсорное развитие (знание цветов, форм, величин и т.д.), восприятие является ведущим познавательным процессом. На основе сенсорного и речевого развития происходит умственное развитие малыша, развивается наглядно-действенное мышление.
От 2,5 до 3 лет интенсивно развивается воображение. В процессе общения со взрослыми развивается сюжетно-отобразительная игра, в которой ребёнок использует предметы-заместители, действует «как будто», «понарошку». То есть ребёнок начинает действовать в воображаемой ситуации. Роль опыта, приобретаемого детьми раннего возраста, очень значима для дальнейшего психического развития: овладение предметной деятельностью, речью, общением со взрослыми и сверстниками закладывают основы наглядно-образного мышления, умения действовать во внутреннем плане, творческого воображения и фантазии, овладения социальными навыками, появления новых познавательных и коммуникативных потребностей, способствуют формированию более глубоких знаний о себе.
Для физического развития детей первых лет жизни так же характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка, усиленно развиваются все функции организма. С рождения до трехлетнего возраста заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще очень невелика. Все суставы ребенка вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью. На втором-третьем году ребёнок овладевает всеми видами основных движений: ходьбой, бегом, лазаньем, бросанием, прыжками. Движения детей 1-3 лет отличаются неточностью и некоординированностью. Это связано со слабостью и недостаточной подвижностью нервных процессов с преобладанием возбуждения и иррадиацией его по коре головного мозга. Постепенно, по мере развития, движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность.
При организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки. В этом возрасте нервные процессы не достаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо учить детей правильному выполнению того или иного упражнения, т.к. возникший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошибками простые движения сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка. Следует помнить, что внимание в этом возрасте еще не устойчиво, и дети не могут долго сосредотачиваться не чем-то одном и быстро утомляются. Именно поэтому не рекомендуется проводить физкультурные занятия дольше 15 минут.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|