Сделай Сам Свою Работу на 5

Наиболее часто применяемые термины, получившие отражение в государственных стандартах, рекомендациях международной организации по стандартизации, нормативно-технических разработках





Адресат- получатель.

 

Адресант- отправитель.

 

Акт- документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты или события.

 

Акцепт- согласие на предложение вступить в сделку, заключить договор на условиях, указанных в предложении.

 

Анкета- документ, представляющий собой трафаретный текст, содержащий вопросы по определенной теме и место для ответов (или ответы) на них.

 

Аннотация- краткое изложение первоисточника.

 

Архивная выписка- дословное воспроизведение части текста документа, хранящегося в архиве, заверенное в установленном порядке.

 

Архивная справка- справка об имеющихся в документальных материалах архива сведениях по определенному вопросу, теме, предмете или биографических сведениях, заверенная в установленном порядке.

 

Аспект- точка зрения, с которой производится поиск документа или извлечение из него необходимых сведений.

 

Бланк- белый лист с частично напечатанным текстом и пробелами, которые заполняются актуальной информацией (например, анкетный Б.).

 

Ведомость- перечень каких-либо данных (сведений), расположенных в определенном порядке (платежная В., оборотная В.и т.п.).



 

Виза- подпись, подтверждающая факт ознакомления должностного лица с документом.

 

Внутренний адрес письма- наименование и адрес организации или фамилия и адрес лица, которому направлено письмо.

 

Внутренний документ- документ, предназначенный для использования тем учреждением, в котором он создан.


Входящий документ- документ, поступивший в учреждение.

 

Выписка- копия части текстового документа.

 

График- текстовой документ, отражающий, как правило, план работы с точными показателями норм и времени выполнения.

 

Гриф- пометка, указывающая на особый характер или особый способ пересылки деловой корреспонденции ("секретно", "срочно", "не подлежит оглашению", "лично").

 

Дата- число, месяц и год составления или подписания документа, указанные на нем арабскими цифрами.

 

Дело- единица хранения письменных документов в архиве, помещенных в отдельную папку.

 

Деловое письмо- документ, применяемый для связи, передачи информации на расстояние между двумя корреспондентами, которыми могут быть и юридические, и физические лица.



 

Делопроизводство- ведение канцелярских дел, совокупность работ по документированию деятельности учреждений и по организации документов в них.

 

Директивный документ- документ, содержащий обязательные к исполнению указания вышестоящих органов.

 

Доверенность- документ, дающий полномочия его предъявителю на выполнение каких- либо действий от имени доверителя.

 

Договоренность- документ, фиксирующий соглашение двух или нескольких сторон.

 

Докладная записка- документ, адресованный руководству, в котором излагается какой- либо вопрос с выводами и предложениями составителя.

 

Документ- информация на материальном носителе, имеющая юридическую силу.

 

Документооборот- 1) движение документов в учреждении с момента их получения или создания до завершения исполнения или отправки; 2) количество входящих, внутренних и исходящих документов учреждения за определенный период времени.

 

Досье- документы, относящиеся к какому-либо делу.

 

Дубликат- экземпляр документа, составленный взамен отсутствующего подлинника и имеющий одинаковую с ним юридическую силу.

 

Заявление- документ, содержащий просьбу или предложение лица (лиц) учреждению или должностному лицу (например, З.о приеме на работу, З.о предоставлении отпуска и т.д.).

 

Извещение- документ, информирующий о предстоящем мероприятии (заседании, собрании, конференции) и содержащий предложение принять участие.



 

Индекс- условное обозначение, присваиваемое документу в процессе учета (регистрации) и исполнения.

 

Индексация- проставление индекса.

 

Индекс дела- порядковый номер дела по номенклатуре и условное обозначение структурной части учреждений, проставляемые на обложке дела.


Инициативный документ- документ, послуживший началом рассмотрения определенного вопроса.

 

Исходящий документ- документ, отправленный из учреждения.

 

Классификационный индекс- условное обозначение (цифровое, буквенное, смешанное), присваиваемое классификационным делением схемы классификации и проставляемое на карточках систематического и других каталогов. Может проставляться и на документах, и на делах.

 

Консервация документа- предохранение документа от разрушающего действия внешней среды.

 

Контракт- договор об установлении, изменении или прекращении правоотношений.

 

Контрольный лист- талон для индивидуальной регистрации документов, включающий резолюцию и тему письма.

 

Корреспондент- учреждение или отдельное лицо, с которым ведется переписка.

 

Кредит- включенная в смету сумма, в пределах которой разрешен расход на определенную потребность.

 

Лимит- документ, определяющий предельный размер ассигнований денежных средств, отпуска материалов и т.д. из государственных фондов.

 

Лицевой счет- бухгалтерский документ, отражающий передачу какого-либо конкретного вида средств (материалов, инструментов, продукции, зданий и т.д.) определенной организации или лицу и содержащий денежные расчеты с ним.

 

Личное дело- дело, включающее документы о каком-либо лице (о его биографии, образовании, трудовой или общественной деятельности).

 

Машиночитаемый текст- документ, использование которого требует применения специально предназначенных технических средств.

 

Наряд - документ, содержащий сведения о распределении работ между рабочими- сдельщиками, учет выработки и расчет причитающейся им зарплаты.

 

Наряд-заказ- плановое задание руководителя учреждения подчиненному предприятию или руководителя предприятия цеху о выполнении определенной работы.

 

Номенклатура- перечень наименований.

 

Номенклатура дел- систематизированный перечень или список наименований дел, заводимых в делопроизводстве учреждения.

 

Номер входящего письма- регистрационный номер документа, проставляемый адресатом.

 

Номер исходящего дела- регистрационный номер документа, проставляемый отправителем.

 

Нормативные документы- документы, в которых устанавливаются какие-либо правила, нормы.


Нормативы- документы, содержащие показатели затрат времени, материальных или денежных ресурсов, показатели изготовляемой продукции, приходящиеся на какую-либо единицу (изделие, операцию и т.д.).

 

Нормы- документ, содержащий сведения об установленных величинах чего-либо (Н.выработки, Н.выдачи чего-либо).

 

Объяснительная записка- 1) документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа (плана, отчета, проекта); 2) сообщение должностного лица, поясняющее какое-либо действие, факт, происшествие, представляемое вышестоящему должностному лицу.

 

Опись- юридически оформленный перечень документов.

 

Оригинал документа- 1) первоначальный экземпляр документа; 2) экземпляр документа, являющийся исходным материалом для копирования.

 

Особые отметки- отметки о степени секретности и срочности исполнения документов.

 

Отчет- документ, содержащий сведения о подготовке и проведении работ, об итогах выполнения планов, заданий, командировок и других мероприятий, представляемый вышестоящему учреждению как должностному лицу.

 

Оферта- см. Предложение.

 

Официальные документы- документы, составленные учреждением или должностным лицом и оформленные в установленном порядке.

 

Письмо- обобщенное наименование различных по содержанию документов, служащих средством общения между учреждениями, частными лицами.

 

Повестка- официальное сообщение частному лицу с предложением куда-либо прийти или учреждению - выслать своего представителя.

 

Подлинник документа- 1) документ официального происхождения в окончательной редакции, удостоверенный соответствующим образом; 2) рукопись.

 

Подпись на документе- подпись должностного лица или автора документа, удостоверяющая его подлинность или заверяющая копию документа.

 

Положение- 1) правовой акт, устанавливающий основные правила организации и деятельности государственных органов, структурных подразделений органа, а также нижестоящих учреждений, организаций и предприятий; 2) свод правил, регулирующих определенную отрасль государственного управления, политической, общественной, культурной или хозяйственной жизни.

 

Предложение- письменное заявление от имени предприятия, адресованное другому предприятию, о готовности заключить с ним договор на определенных условиях; оферта.

 

Предметный каталог- каталог документальных материалов, содержащий сведения о предметах (фактах, событиях, географических наименованиях) и лицах, которые упоминаются в документах, расположенных в алфавитном порядке.

 

Предметный указатель- указатель основных предметных (тематических) обозначений, расположенных в алфавитном порядке.


Представление- документ, содержащий предложение о назначении, перемещении или поощрении личного состава, а также рекомендацию определенных действий и мероприятий по вопросам деятельности учреждения.

 

Прейскурант- перечень видов работ, услуг, продукции товаров и т.д. с указанием цен и расценок.

 

Претенционное письмо- письмо, отправленное виновной стороной в случае невыполнения ею заключенных ранее договоров и разного вида обязательств.

 

Приказ- 1) правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления (его структурного подразделения), действующий на основе единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В отдельных случаях может касаться широкого круга организаций и должностных лиц независимо от подчиненности; 2) документ, выдаваемый органами государственного и ведомственного арбитража на обязательное исполнение его решения.

 

Программа- документ, излагающий основные направления работы учреждения или предприятия на определенный период времени (производственная П.) или этапы и сроки осуществления крупных работ, испытаний.

 

Проект документа- предварительный вариант документа, предназначенный для рассмотрения.

 

Протокол- документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.

 

Распорядительные документы- документы, в которых фиксируется решение административных и организационных вопросов.

 

Расписание- объявление о времени, месте и последовательности совершения чего-либо.

 

Распоряжение- правовой акт, издаваемый единолично руководителем, главным образом коллегиального органа государственного управления, в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга должностных лиц и граждан.

 

Регистрационный штамп- штамп, содержащий название учреждения, дату регистрации, регистрационный индекс, номер дела, в которое будет помещен документ.

 

Регистрационная карточка- карточка, предназначенная для регистрации документов в делопроизводстве учреждения.

 

Регистрационный номер документа- порядковый номер, присваиваемый входящему или исходящему документу при его регистрации, являющийся частью делопроизводственного индекса или заменяющий его.

 

Регистрация документов- запись в учетных формах (журналах, карточках и т.п.) кратких сведений о документе и проставление на документе делопроизводственного индекса и даты регистрации.

 

Реестр- перечень (список) чего-либо, применяемый в бухгалтерском учете и делопроизводстве (например, Р.описей).

 

Резолюция- решение, принятое совещанием, съездом, конференцией и т.п. по обсуждаемому вопросу.


Резолюция на документе- письменное указание руководителя исполнителю о характере и сроках исполнения документа.

 

Реквизиты- обязательные элементы служебного документа.

 

Реквизит документа- обязательный информационный элемент (автор, дата и т.п.), присущий тому или иному виду письменного документа.

 

Рекламационное письмо- заявление об обнаружении недостачи, дефектов в полученной продукции или в выполненной работе.

 

Реферат- краткое письменное изложение первоисточника.

 

Решение- 1) правовой акт, принимаемый исполкомами Советов народных депутатов в коллегиальном порядке в целях разрешения наиболее важных вопросов их компетенции.

 

Решениями именуются также совместные акты, издаваемые несколькими неоднородными органами - коллегиальными и действующими на основе единоначалия, государственными органами и общественными организациями и т.д.; 2) документ, содержащий заключение суда или арбитража по результатам разбора гражданского дела в суде или спорного вопроса в арбитраже; 3) резолюция собрания, совещания и т.д.

 

Свободное предложение- предложение без обязательств. Если заказчик примет условия такого предложения, сделка считается заключенной.

 

Сдаточная опись(разг.) - опись документальных материалов, составленная учреждением при передаче дел в архив.

 

Система документирования- принятый в учреждении порядок создания, оформления и исполнения документов.

 

Служебная записка- записка о выполнении какой-либо работы, направляемая должностным лицом другому должностному лицу.

 

Состав удостоверения- подпись и печать.

 

Спецификация- документ, содержащий подробное перечисление узлов и деталей какого- либо изделия, конструкции, установки и т.п., входящих в состав сборочного или монтажного чертежа.

 

Список- перечисление лиц или предметов в определенном порядке, составленное в целях информации или регистрации.

 

Справка- 1) документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов и событий; 2) документ, подтверждающий факты биографического или служебного характера.

 

Справочно-информационный фонд- совокупность систематизированных произведений печати и неопубликованной научной и технической документации, использующихся в целях отраслевого информационного обслуживания.

 

Стандарт- нормативно-технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции и в необходимых случаях требования к конкретной продукции, правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение, а также требования к иным объектам стандартизации, устанавливаемые Госстандартом РФ. Стандартизация документов, применяемых в организационном и экономическом управлении проводится на основе специальных постановлений Правительства РФ.


Стенограмма- дословная запись докладов, речей и других выступлений на собраниях, совещаниях и заседаниях коллегиальных органов, осуществленная методом стенографии.

 

Счет- документ, в котором указана причитающаяся за что-либо денежная сумма.

 

Табель- перечень каких-либо показателей, составленный в определенном порядке (например, Т.отчетности, Т.успеваемости).

 

Таблица- документ, содержащий текстовые или цифровые сведения, размещенные по графам.

 

Табуляграмма- таблица, составленная табулятором на основе автоматического восприятия данных с перфокарт, перфолент и т.д.

 

Талон обратной связи- документ, уведомляющий о получении чего-либо (информации, материальных ценностей, документов).

 

Твердое предложение- предложение, оформляемое лишь для одного возможного заказчика (покупателя) с указанием срока, в течение которого поставщик связан этим предложением.

 

Тезаурус- словарь-справочник, в котором перечисляются все лексические единицы информационно-поискового языка (дескрипторы) с их связями, а также синонимические дескрипторы и ключевые слова и словосочетания естественного языка.

 

Тезисы- краткое изложение текста документа или выступления.

 

Телеграмма- обобщенное название различных по содержанию документов, переданных по телеграфу.

 

Телекс- телеграмма, посланная по телетайпу.

 

Телетайп- телеграфный аппарат с клавиатурой типа пишущей машинки.

 

Текстовой документ- документ, содержание которого изложено посредством любого вида письма.

 

Техническая документация- обобщающее название документов, отражающих результат строительного и технологического проектирования, конструирования, инженерных изысканий и других работ по строительству зданий и сооружений и изготовлению промышленного производства.

 

Технологическая документация- обобщающее название документов (чертежей, спецификаций, карт, инструкций и т.д.), предназначенных для описания и оформления технологических процессов.

 

Типовые документы (тексты-аналоги)- 1) документы, отражающие однородные вопросы и составляемые по одинаковым образцам; 2) нормативные и распорядительные документы, определяющие порядок работы учреждений (Т.устав, Т.структура) или отдельных ее сторон (Т.договор) и являющиеся образцами для составления учреждениями одноименных документов с учетом специфики их деятельности.

 

Трафаретный документ- документ, имеющий заранее отпечатанный стандартный текст (часть текста) и дополняющее его конкретное содержание.


Указание- 1) правовой акт, издаваемый органом государственного управления преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления; 2) документ, содержащий требования и необходимые разъяснения по отдельным вопросам проектирования и строительства.

 

Указатель- систематизированное перечисление наименований, имен, предметов со справочными данными о них.

 

Факсимиле- 1) воспроизведение техническими средствами точного изображения подписи, текста, сделанного от руки, копия документов, получаемых по факсу; 2) клише, печатка, позволяющая многократно воспроизводить собственноручную подпись на деловом документе.

 

Физическое лицо- гражданин, являющийся участником гражданских правоотношений (носителем гражданских прав и обязанностей).

 

Формуляр документа- совокупность расположенных в установленной последовательности реквизитов документа (автор, адрес, дата, заголовок, содержание и т.п.)

 

Циркулярное письмо- письмо, направленное из одного источника в несколько адресов.

 

Экспедиция- специальный аппарат учреждения по приему документов.

 

Юридическое лицо- учреждение, предприятие или организация, выступающее в качестве самостоятельного носителя гражданских прав и обязанностей.

 

Языковая формула (документа)- слово, словосочетание, предложение или сверхфразовое единство, организующее основной текст (документа) и закрепленное за конкретным видом документа. Языковой формулой гарантийного письма служит конструкция: "Оплата гарантируется. Наш расчетный счет N... в... отделении... банка"; сопроводительного - "Направляю...", "Высылаю..." и т.д.

 

 

Приложение 8.2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.