Угловое расположение реквизитов бланка
Основные термины
· Информация
· Документированная информация
· Документ
· Документирование
· Функции документа
· Носитель информации
· Система документации
· Унификация
· Стандартизация
· Делопроизводство, документационное обеспечение управления
Для нормального функционирования и развития любой организации необходимо постоянно владеть как оперативной, так и стратегической информацией в соответствующей области деятельности. Под информациейобычно понимают совокупность сведений, показателей, данных, требуемых для описания того или иного явления или процесса.
Управленческий процесс по своей сути сводится к сбору, обработке, передаче, хранению, поиску и использованию информации с целью выработки управленческого решения.
Информация может быть бездокументной (устной) и документированной,то есть зафиксированной на каком-либо носителе информации (бумажном, магнитном и др.). Процесс фиксирования информации, то есть создания документа,называется документированиемуправленческой деятельности. При этом важно подчеркнуть, что запись информации на различных носителях (документирование) должна осуществляться по установленным правилам. Таким образом, документ или документированная информация– это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
При создании документов используют различные способы документирования в зависимости от содержания информации: звукозапись (фотодокумент), фотографию (фотодокумент), запись изображений и звуков (аудиовизуальный документ) и т. д.
Документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке, называется официальным документом.Официальный документ, используемый в текущей деятельности организации, называют служебным документом.
Если документ создан лицом вне сферы его служебной или общественной деятельности, то он считается документом личного происхождения.
Документы выполняют ряд важных функций:
· информационную: являются носителем и источником информации;
· управленческую: позволяют организовывать, регулировать, контролировать, анализировать производственные процессы;
· правовую: служат юридической основой производственной деятельности, подтверждают факты, удостоверяют сведения и показатели;
· коммуникативную: помогают организовывать обмен информацией и общение между различными объектами;
· учетную: накапливают сведения за определенные периоды времени и позволяют их анализировать, выявляя тенденции и закономерности;
· социальную: отражают социально-экономическую, политическую, общественную и другие сферы жизни государства и его граждан;
· культурную: являются памятником культуры данной эпохи, показывают ее специфику, колорит, нравы, обычаи, традиции;
· историческую: являются источником знаний о событиях и деятелях различных эпох, полнее и конкретнее других исторических памятников раскрывают исторические события, подтверждают и дополняют факты, помогают восстанавливать историческое прошлое стран и народов.
Все создаваемые управленческие документы "обслуживают" определенные управленческие функции, например: планирование, бухгалтерский учет, финансирование, отчетность, оперативное управление, обеспечение кадрами и т. п.
Документы, относящиеся к одной управленческой функции, принято называть системой документации, например: система организационно-распорядительной документации.
Система документации- это совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению.
Управленческие функции во всех организациях однотипны, поэтому и документы по каждой функции должны быть одинаковы по видам и формам. Приведение документов к оптимальному единообразию по составу и формам называется унификациейдокументов. Унифицированная форма документа- это совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации.
Унифицируют не только отдельные документы, но и системы документации в целом. Унифицированная система документации- это система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности.
Унификация документов является одним из методов их стандартизации. Стандартизация- это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сфере производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
В стандартах на управленческую документацию устанавливается состав отдельных элементов документа (реквизитов), их расположение и правила оформления.
Многочисленность видов и разновидностей документов, сложность их состава, наличие специальных правил придания документам юридической силы и другие серьезные проблемы, связанные с управленческой документацией, вызывают необходимость выделения специальной отрасли деятельности, обеспечивающей документирование и организацию работы с официальными документами. Эта отрасль деятельности называется делопроизводством или документационным обеспечением управления.
Нормативная база
1. Федеральный закон от 20.02.95 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".
2. Федеральный закон от 27.12.02 № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
3. ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения".
4. Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93.
Контрольные вопросы
1. В чем конкретно заключается преимущество документированной информации по сравнению с бездокументной?
2. Какие еще функции документов вы могли бы добавить к перечисленным основным?
3. Что является носителем информации, изображенной на экране монитора ПК?
4. По какому признаку выделены системы документации?
5. Можно ли обойтись без унификации и стандартизации документов?
6. Какую роль играют стандарты при подготовке документов?
№ 1 Практические задания
Заполните пробелы в следующих предложениях.
Запись информации на различных носителях по установленным правилам называется...
Если документ содержит только звуковую информацию, то он называется... а если и звуковую, и изобразительную, то... документом.
Участвуя в обмене информацией между объектами, документы выполняют... функцию.
2. Найдите ошибки в следующих предложениях:
2.1. Документ, созданный лицом вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей, называется личным.
2.2. Важную роль в организации управленческих процессов играет документальная информация.
2.3. Служебный документ - это документ, используемый в текущей деятельности организации.
3. Перечисленные ниже документы распределите по четырем группам:
бухгалтерские, кадровые, юридические, организационные
• приходный кассовый ордер;
• приказ о приеме на работу;
• положение о канцелярии;
• квартальный баланс;
• претензия от фирмы-партнера по качеству продукции;
• акт о нарушении трудовой дисциплины;
• должностная инструкция секретаря;
• счет-фактура;
• исковое заявление в арбитражный суд;
• приказ о премировании работника;
• положение о корпоративной культуре;
• протокол заседания аттестационной комиссии.
№ 2 Структура и реквизиты документа
Основные термины
- Заголовочная часть документа
- Содержательная часть документа
- Оформляющая часть документа
- Юридическая сила документа
- Оформление документа
- Реквизит документа
- Формуляр документа
- Формуляр - образец документа
В каждом документе, относящемся к унифицированной системе организационно-распорядительной документации, можно выделить три составные части: заголовочную, содержательную и оформляющую.
Заголовочная часть документа включает сведения об организации - авторе документа и первичные данные о самом документе (например, дата, регистрационный номер).
Содержательная часть документа является основной частью документа, раскрывающей его суть и назначение.
В оформляющей частидокумента содержатся сведения, подтверждающие подлинность документа и достоверность имеющейся в нем информации. Здесь располагаются также вспомогательные надписи на документах, облегчающие работу с ними.
Подготовка документа складывается из двух взаимосвязанных процессов: составления текста (или разработки таблицы, анкеты), т. е. работы над содержательной частью, и оформления документа с целью придания ему юридической силы.
Юридическая сила документа - это свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления. Под оформлением документа понимается проставление необходимых реквизитов, установленных правилами документирования.
Реквизиты - это составные части, отдельные обязательные элементы официальных документов. Правила оформления реквизитов одинаковы для разных видов организационно-распорядительных документов.
Некоторые реквизиты являются обязательными для каждого документа, независимо от его вида и разновидности. К обязательным для всех ОРД реквизитам относят: наименование организации, дата документа, регистрационный номер, текст, подпись. Другие реквизиты обязательны для отдельных видов документов.
Например, для писем необходимы справочные данные об организации, адресат, отметка об исполнителе, а для приказов - наименование вида документа и место его издания.
Среди обязательных реквизитов есть постоянные, которые не меняются вообще (например, наименование вида документа) или длительное время (например, наименование организации, справочные данные об организации). Однако многие реквизиты в силу своих особенностей не могут быть постоянными и меняются полностью или частично (например, дата документа, заголовок к тексту, текст, отметка об исполнителе и др.).
Отдельную группу реквизитов составляют так называемые "отметки" на служебных документах, выполняющие вспомогательные функции информационного характера (отметка о контроле, отметка об исполнителе и др.)
Каждый документ имеет индивидуальный набор реквизитов, отражающий его особенности и назначение в управленческом процессе. Набор реквизитов официального письменного документа, расположенных в определенной последовательности, называется формуляром документа.
Документы, относящиеся к одной унифицированной системе, создаются по единой для них модели, называемой формуляром-образцом документа. Формуляр-образец устанавливает область применения, форматы, размеры полей, требования к построению конструкционной сетки и основные реквизиты документов.
Состав реквизитов ОРД и схемы их расположения на стандартном листе бумаги приведены в ГОСТ Р 6.30-2003(требования ГОСТа являются рекомендательными). Б настоящее время стандарт включает 30 реквизитов.
Как правило, реквизиты документов наносятся на лицевую сторону листа бумаги. Допускается печатание реквизитов на оборотной стороне листа (например, визы согласования, отметка об исполнителе). Нежелательно двустороннее оформление документов, имеющих длительные сроки хранения. В этом случае реквизиты документа лучше печатать на лицевой стороне листа, а не поместившуюся часть документа переносить на следующий лист.
Нормативная база
1. ГОСТР 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.
2. ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.
Контрольные вопросы
1. Почему документ нужно не только составлять, но и оформлять?
2. Что понимается под юридической силой документа?
3. Связаны ли обязательные реквизиты документа с приданием ему юридической силы?
4. Зачем на документах делаются вспомогательные отметки?
5. Почему для подготовки документа необходимо изучить его формуляр?
6. Какие документы нежелательно оформлять с двух сторон листа?
№ 2 Практические задания
1. Перечисленные ниже реквизиты распределите по трем частям документа (заголовочная, содержательная, оформляющая):
1.1.код организации;
1.2.справочные данные об организации;
1.3.отметка о поступлении документа в организацию;
1.4.заголовок к тексту;
1.5.наименование вида документа;
1.6.дата документа;
1.7.текст документа;
1.8.отметка о заверении копии;
1.9.подпись.
2. Используя перечень реквизитов документов в ГОСТ Р 6.30-2003, определите, правильно ли названы перечисленные реквизиты:
2.1.Государственный герб Российской Федерации;
2.2.эмблема организации, или товарный знак,
2.3.код организации;
2.4.код формы документа;
2.5.
2.6.наименование организации;
2.7.справочные документы
2.8.регистрационный номер документа;
2.9.печать;
2.10.визы согласования документа;
2.10.идентификатор электронной копии документа.
3. Определите, какие из перечисленных реквизитов являются обязательными при оформлении документов:
3.1.ссылка на регистрационный номер и дату документа;
3.2.подпись;
3.3.отметка об исполнителе;
3.4.код организации;
3.5.отметка о наличии приложения;
3.6.дата документа;
3.7.отметка о контроле.
4. Из перечисленных реквизитов выберите постоянные:
4.1.код формы документа;
4.2.регистрационный номер документа;
4.3.справочные данные об организации;
4.4.наименование вида документа;
4.5.адресат;
4.6.наименование организации;
4.7.резолюция;
4.8.оттиск печати.
5. Используя ГОСТ Р 6.30-2003 (приложение А), укажите, какие реквизиты должны располагаться:
5.1.в правой верхней части документа;
5.2.в правой нижней части документа.
№ 3 Бланк служебного документа
Основные термины
Бланк документа
Форматы бланков
Угловое расположение реквизитов бланка
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|