Сделай Сам Свою Работу на 5

III. Комментарий к проблеме.





Как написать эссе по русскому языку?

Не секрет, что самой трудной частью работы ЕГЭ по русскому языку является часть «C», написание эссе по исходному тексту. Если выполнить правильно всю часть A и часть B, не приступив к эссе, то ваш тестовый балл будет не выше 60.

Как подготовиться к написанию сочинению и получить максимальный балл? В этой статье мы подробно разберём все аспекты выполнения задания С1 по русскому языку.

Писать эссе следует по следующему плану:

I. Вступление.

С чего можно начать эссе:

● Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой.

Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», поскольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека.

«Можно ли представить современный мир, лишенный печатного знака?» - пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.

● риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа).

Зачем нужны войны? Почему человечество не может извлечь уроки прошлого?



● проблемный вопрос.

Может ли компьютер заменить книгу?

● типичная ситуация (аналогичная изображенной в тексте).

Часто бывает так, что…

● общие сведения об обсуждаемой проблеме.

Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова также посвящен проблеме экологии...

● ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.

Психологи утверждают, что зависимость от телевидения - это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом - благо или зло? Над этой проблемой задумывается В. Солоухин.



● создание определенного эмоционального настроя.

Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор данного текста.

● обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура - это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д. С. Лихачевым, - проблема экологии культуры.

 

Не начинайте эссе со следующих выражений:

• В этом тексте говорится…

• Автор данного текста обратился к проблеме…

• Этот текст посвящён…

• В статье Л. Долининой рассказывается…

• В своём тексте автор…

• Проблема … – основной вопрос, который поднимается в тексте.

В любом случае вступление не должно быть очень объемным (2-3 предложения), должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически. Важно помнить, что основная цель вступления - подвести к формулировке проблемы.

 

II. Формулировка проблемы:

Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией к этой проблеме. Проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже (например, проблема одиночества). Надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!



Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация — это иллюстрация, частный случай, рассматриваемый автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Если вы считаете, что вы уловили проблему, но не знаете, единственная ли она в тексте, то не рискуйте. Просто напишите:

● В тексте поднимается много проблем, одна из которых – проблема…;

● Автор заставляет задуматься над множеством проблем, одна из которых – проблема…

Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического вопроса, например:

Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет NN (ФИО автора) в своём очерке (рассказе, тексте и т. п.).

Можно использовать следующие речевые клише:

• Автор поднимает проблему...

• Автор затрагивает важную проблему...

• Автора текста размышляет над проблемой...

• В тексте поднимается проблема…

• Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что...

• Текст Д. С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой...

• Волнующую всех нас проблему... поднимает писатель Д. Гранин.

• Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это...

• Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В. Тендряков.

• Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем:...

• Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает автор.

• Почему люди любят? Приносит ли любовь людям счастье? Над этими сложными вопросами рассуждает автор/писатель и т.д.

Проблема, рассматриваемая автором, может быть:

• Актуальной

• Общественно значимой

• Глубокой

• Философской

• Политической

• Нравственной

• Злободневной

• Животрепещущей

• Актуальной

• Насущной

• Острой

• Важной

• Серьезной

• Спорной

• Наболевшей и т.п.

Примеры формулировки проблем:

1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека.

2.Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.

3.Проблема предназначения (чего-то или кого-то).

4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.

5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то).

6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).

7.Проблема памяти (о ком-то или о чем-либо).

8.Проблема нравственного выбора.

9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.

10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.

11.Проблема нравственного долга.

12.Проблема защиты и сохранения природы.

13.Проблема сохранения и развития русского языка.

14.Проблема чинопочитания и угодливости.

15.Проблема семейных (родственных) отношений.

16.Проблема исторической памяти.

17.Проблема коммерциализации культуры.

 

III. Комментарий к проблеме.

Глагол комментировать означает «объяснять, пояснять». Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Вам требуется поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

• насколько актуально то, о чем пишет автор, и почему;

• кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;

• если это возможно, коснитесь «истории вопроса», т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы;

• есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской;

• на каком материале автор раскрывает данную проблему? («автор раскрывает проблему на примере…»)

• на что автор обращает особое внимание? («автор обращает особое внимание на..», «автор неслучайно…»).

Важно следующее:

● если мы говорим, что делают герои – это пересказ, который НЕ допустим в комментарии.

● если мы говорим, что делает автор – это уже комментарий.

Постарайтесь передать содержание текста, но помните, что пишете вы не изложение, а сочинение, поэтому постарайтесь передать идеи автора своими словами; можете использовать отдельные цитаты, но не увлекайтесь ими. Почувствуйте то, как автор пытается подвести нас к пониманию своей главной мысли (к авторской позиции).

Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

Клише:

• «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается к фактам из своей жизни (рассказывает историю, использует примеры из классической литературы, приводит высказывания такого-то и пр.)

• Несомненна актуальность поднятой автором проблемы, потому что…

• Проблема, затронутая автором текста, без сомнения, сложна и серьёзна, так как…

• Острота и значимость данной проблемы не вызывают сомнения, ведь…

• Актуальность поставленной автором текста проблемы подтверждается тем, что, несмотря на многочисленные попытки решить её, она до сих пор волнует писателей, публицистов и, конечно, нас – читателей…

• Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна, так как…

• Тема, поднятая автором, не потеряла своей актуальности и в наши дни, ведь…

• … - тема рассуждений автора текста. Её актуальность очевидна, ведь и сегодня…

• Вопрос о …{обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас.{Объясняем почему}

• Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.){указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …

• Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет.{Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.

• Рассуждая над проблемой ...,{указываем автора}обращается ...{указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.

Можно написать комментарий по следующему шаблону:

Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) NN{укажите автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …{если это нравственная проблема, то укажите, что вопросы нравственности важны сегодня и всегда, так как понятия «совесть», «честь», «достоинство», т. е. те нравственные категории, о которых рассуждает автор, помогают человеку оставаться человеком, делают его добрее, чище. Если проблема философская, т. е. речь идёт о добре и зле, правде и лжи, жизни и смерти, отметьте, что над такой проблемой человечество задумывается с давних пор. Если проблема экологическая, отметьте её злободневность в наши дни, когда люди загрязняют планету, когда речь идёт о глобальном потеплении, об изменении климата всей планеты}. Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Его отношение к важному вопросу бытия ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма{приведите примеры}, в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Рассуждая над{повторите проблему}, NN обращается{укажите, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}.

Проблема может заставить читателя:

• глубоко задуматься

• серьезно размышлять

• рассуждать вместе с автором

• лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего; красоту мира, природы, человека и т.п.)

• серьезнее относиться к …

• переосмыслить свое отношение к …

• по-иному посмотреть на …

• поделиться мыслями о …

• оценить истинный масштаб чего-либо

• открыто выразить свое отношение к …

• оценить собственную позицию

• заняться самовоспитанием и т.п.

• с горечью понять, что …

• заняться ее глубоким изучением

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.