|
Истоки батального жанра в творчестве И.К. Айвазовского
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
Кафедра компьютерной графики и дизайна
ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА
Дисциплина: История отечественного искусства и культуры
БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР В ТВОРЧЕСТВЕ ВЕРЕЩАГИНА И АЙВАЗОВСКОГО
Выполнила : студент 1курса гр237 б
ФГОС ВПО 071002 Графика,
квалификации – художник анимации
и компьютерной графики
Белых Ксения Михайловна
Научный руководитель:
К.п.н., доцент Матвеева Н.А.
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ БАТАЛЬНОГО ЖАНРА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ЖИВОПИСЦЕВ…………………………………………..………4
1.1. Истоки батального жанра в творчестве И.К. Айвазовского………………4
1.2. Истоки батального жанра в творчестве В. В. Верещагина …….…………8
ГЛАВА II. ТЕМА ПАТРИОТИЗМА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И.К. АЙВАЗОВСКОГО И В.В. ВЕРЕЩАГИНА………..10
2.1. Картины И.К. Айвазовского ………………………………………………10
2.2. Картины В. В. Верещагина ……………………………….………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..………………….16
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………..………16
ВВЕДЕНИЕ
Батальный жанр, является одним из основных жанров живописи. В русской батальной живописи дольше, чем в каких-либо других жанрах, господствовали каноны академизма, сильнее сказывалось влияние реакционной, шовинистической идеологии самодержавия. Искусство всегда занимало особое место в жизни россиян. Во время тяжёлых испытаний, войн деятели искусства поднимали дух воинов – защитников Отечества. Жизнь показала, что не совсем точна народная мудрость: «Когда говорят пушки, молчат музы». Музы не молчали в страшные годы войн и сражений. Сейчас, находясь в залах художественных музеев, можно наблюдать, как посетители восхищаются, мастерству и таланту великих мастеров. На полотнах не просто отображения действительности, а целые истории, рассказанные кистью на холсте.
Цель работы: Изучить и выявить патриотическую тему батального жанра в работах Ивана Константиновича Айвазовского и Василия Васильевича Верещагина.
Задачи: Проанализировать истоки рождения батального жанра в русском изобразительном искусстве. Проанализировать и выявить патриотическую тему в картинах Айвазовского и Верещагина.
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ БАТАЛЬНОГО ЖАНРА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ЖИВОПИСЦЕВ
Истоки батального жанра в творчестве И.К. Айвазовского
Батальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Главным образом этот жанр характерен для живописи, отчасти также графики и скульптуры. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную художнику жизнь армии и флота. Батальный жанр может включать в себя элементы других жанров — бытового, портретного, пейзажного, анималистического (при изображении конницы), натюрморта (при изображении оружия и других атрибутов воинской жизни).Формирование батального жанра начинается в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто), он переживает свой расцвет в XVII—XVIII вв. (Д. Веласкес, Рембрандт, Н. Пуссен, А. Ватто) и особенно ярко передает трагедию войны в период романтизма в 1-й половине XIX в. (Ф. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа). Художники-баталисты, как правило, стремятся передать героическую готовность к борьбе, воспевают воинскую доблесть, торжество победы, но порой в своих произведениях они разоблачают античеловеческую сущность войны, проклинают ее (П. Пикассо «Герника», картины В. Верещагина, М. Грекова, А. Дейнеки, Е. Моисеенко, Г.Коржева и др.)Формирование батального жанра относится к 16—17 вв., но изображения битв известны в искусстве с древнейших времён. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов. В древнегреческой вазописи, рельефах на фронтонах и фризах храмов воспевается как нравственный образец воинская доблесть мифических героев; уникально изображение битвы Александра Македонского с Дарием (римская мозаичная копия эллинистического образца 4—3 вв. до н. э.). Рельефы на древнеримских триумфальных арках и колоннах прославляют завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на тканях, иногда на иконах; многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Камбоджи, индийских росписях, японской живописи. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв, героическую обобщенность и большое идейное содержание. Особую выразительность оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503—06), показавшего яростное ожесточение схватки и «зверское безумие»
междоусобиц; Микеланджело («Битва при Кашине», 1504—1506), акцентировавшего героическую готовность к борьбе; Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре», 1537—38), а Тинторетто — неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около1585). Основоположником исторического жанра в России был А. Лосенко (1737 - 1773 гг.). В развитии реалистического направления в историческом жанре большое место принадлежит русским художникам второй половины XIX века: В. Сурикову, И. Репину, В. Верещагину, В. Васнецову и др.
Значительное место в творчестве И.К. Айвазовского (1817-1900) занимают батальные произведения. Овеянные романтикой подвига, они стали своеобразной летописью русского военно-морского флота в живописных образах. Иван Константинович Айвазовский родился и вырос в Феодосии, на берегу Черного моря. Он с детства видел моряков, военные корабли и рисовал их. Уже в годы учебы в Петербургской Академии художеств определилась направленность художника: И.К. Айвазовский
он занимался в пейзажном классе профессора М.Н. ……..М.Н.Воробьев Воробьева и в батальном классе профессора А.И. Зауервейда. Академическая работа И.КАйвазовского «Большой рейд в Кронштадте» (1836), написанная как программа на золотую медаль, была связана с флотом.
Весной 1839г. И.К. Айвазовский принимал участие в военных действиях русского флота у берегов Кавказа, писал с натуры пейзажи и эпизоды военных действий.
А.И. Заурвейд
Эти события нашли отражение в картине «Десант в Субаши» (1880-е). В 1844г. И.К. Айвазовский был зачислен в штат Главного Морского штаба с правом ношения мундира Морского министерства и с тем «чтобы звание сие считалось почетным». Это давало возможность художнику быть ближе к морскому флоту, принимать участие в плаваниях военных кораблей, работать в военных архивах и получать всяческую помощь со стороны Адмиралтейства. И.К. Айвазовский говорил: «Когда я писал виды морских сражений, мне давались всевозможные пособия от Адмиралтейства, чертежи кораблей, оснастки судов, вооружение и т.д. Для доставления мне возможности видеть полет ядра рикошетом по водной поверхности при мне в Кронштадте произведено несколько пушечных выстрелов боевыми зарядами. Для ближайшего ознакомления с движениями военных кораблей во время морских сражений я присутствовал на морских маневрах в Финском заливе». В 1845г. И.К. Айвазовский совершил плавание по Черному и Эгейскому морям с экспедицией адмирала Ф.П. Литке, крупного русского мореплавателя, ученого-географа. Они посетили Константинополь, берега Анатолии, Левант, острова Греческого Архипелага, Хиос, Патмос, Самос, Родос, Смирну, Синои, развалины древней Трои. Путешествие было плодотворным, обогащало художника множеством впечатлений.Событиям первой русско-турецкой войны 1768-1774гг. посвящены картины «Бой в Хиосском проливе» и «Чесменский бой» (обе - 1848), исполненные в лучших традициях русской романтической живописи. Выдающемуся событию русско-турецкой войны 1828-1829гг. посвящена картина «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями» (1892). Бой состоялся 14 мая 1829 г. у Босфора. Несмотря на 10-кратное превосходство противника в артиллерии (184 орудия турецких кораблей против 18 пушек «Меркурия») русский бриг одержал победу. Командовал «Меркурием» капитан-лейтенант А.И. Казарский. Исторические события Крымской войны 1853-1856 г.г., современником которой был И.К. Айвазовский, нашли отражение в работах художника, посвященных Севастополю: «Осада Севастополя»(1854), «Вход в Севастопольскую бухту»(1850-е), «Малахов курган»(1893).Последняя из названных работ посвящена памяти адмирала В.А. Корнилова - одного из вдохновителей и организаторов героической обороны Севастополя 1854-1855 гг. На первом плане художник изобразил фигуры ветеранов, пришедших поклониться священному для них месту, где был смертельно ранен В.А. Корнилов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|