Сделай Сам Свою Работу на 5

Системы физического воспитания





 

Физическая культура должна содействовать укреплению здоровья. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),«здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

Наукой доказано, что здоровье человека только на 10–15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15–20% – от генетических факторов, на 20–25% – от состояния окружающей среды и на 50–55% – от условий и образа жизни.

Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий врач и философ древности Гиппократ широко использовал физические упражнения при лечении больных. Он писал: «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта», а древнеримский врач Гален говорил: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений».

Чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определенные правила:

 

· средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;



· физические упражнения, нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями занимающихся;

· в процессе использования всех форм физической культуры необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля.

 

Оздоровительная направленность физической культуры должна выполнять и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо: совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, а также компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.

Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, системы кровообращения, оказывают положительное влияние на деятельность органов пищеварения и выделения, а также желез внутренней секреции.



 

Основы построения оздоровительной тренировки

 

Оздоровительная тренировка имеет отличия от спортивной. Если спортивная тренировка предусматривает использование физических нагрузок в целях достижения максимальных результатов в избранном виде спорта, то оздоровительная – в целях повышения или поддержания уровня физической дееспособности и здоровья.

Для того, чтобы физкультурные занятия с оздоровительной направленностью оказывали на человека только положительное влияние, необходимо соблюдать:

 

· постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок,

· разнообразие применяемых средств,

· систематичность занятий.

 

Максимальный тренировочный эффект в развитии аэробных возможностей и общей выносливости достигается при ЧСС, равной 70–80% от максимума.

В оздоровительной тренировке для повышения физической работоспособности в молодом возрасте следует отдать предпочтение упражнениям, совершенствующим различные виды выносливости (общую, специальную). Самым целесообразным и рациональным являются ежедневные занятия.

Широкое распространение получили оздоровительные упражнения циклической и ациклической направленности. Циклические упражнения вовлекают в работу наиболее крупные мышечные группы, требующие значительного количества кислорода и поэтому развивающие преимущественно дыхательную и ССС. Хорошее состояние этих систем – основа здоровья. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры и единоборства.



Ациклические упражнения оказывают преимущественно влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата. К таким видам упражнений можно отнести гигиеническую и производственную гимнастику, занятия в группах здоровья и общей физической подготовки (ОФП), ритмическую и атлетическую гимнастику, гимнастику по системе «хатха-йога», спортивные игры.

Ациклические упражнения не способствуют существенному росту функциональных возможностей системы кровообращения и уровня физической работоспособности, а значит, не имеют решающего значения в качестве оздоровительных программ. Ведущая роль в этом отношении принадлежит циклическим упражнениям, обеспечивающим развитие аэробных возможностей и общей выносливости.

 

Оценка состояния здоровья и физической подготовленности

При занятиях оздоровительной физической культурой

Каждый занимающийся оздоровительными упражнениями должен уметь самостоятельно определить степень воздействия упражнений на организм, для того чтобы предупредить переутомление и патологические изменения в состоянии организма, которые могут привести к серьезным заболеваниям.

Существуют два методических приема по осуществлению контроля и самоконтроля за состоянием своего здоровья при занятиях физическими упражнениями:

 

1) педагогические методы, позволяющие получить объективные данные о функциональном состоянии организма – о развитии силы, выносливости, быстроты, координации, гибкости;

2) медицинские методы, дающие возможность получить четкие представления о состоянии физиологических систем организма – ССС, ЦНС, дыхательной системы.

 

Каждый занимающийся оздоровительными физическими упражнениями должен знать, что в оздоровительных целях рекомендуется следующий недельный объем двигательной активности: школьники – 14–21 час; студенты – 10–14 часов; служащие – 6–10 часов.

По данным физиологов, наиболее эффективны тренировки с оздоровительной направленностью при нагрузках, которые повышают ЧСС от 90 до 130 ударов в минуту в зависимости от возраста. Для лиц студенческого возраста – от 110 до 130–140 ударов в минуту.

Каждому занимающемуся необходимо знать свою нижнюю и верхнюю границу пульса:

 

· нижняя граница пульса определяется по формуле: 220 минус возраст (в годах) × 0,6;

· верхняя граница пульса определяется по формуле 220 минус возраст (в годах) × 0,7.

 

Тренировка при ЧСС 60–70% от максимума обеспечивает развитие общей выносливости у начинающих и ее поддержание у более подготовленных. Максимальный тренировочный эффект в развитии аэробных возможностей и общей выносливости достигается при ЧСС, равной 70–80% от максимума.

 

От авторов

 

Перед российскими студентами – будущими специалистами, кроме освоения спектра профессиональных знаний, стоит необходимая для интеллигента задача познания всех сокровищ культуры, накопленных человечеством, в том числе и в области физической культуры и спорта. И Вы, будущие специалисты страны, должны знать о физической культуре значительно больше, чем знаете сейчас. Во-первых, для того, чтобы приобщиться к увлекательному миру физической культуры и спорта. Во-вторых, для того, чтобы понять размах и влияние физической культуры, спорта, без которых немыслимо современное общество. Наконец, в-третьих, чтобы доподлинно знать о том бесценном вкладе, который вносят физическая культура и спорт в дело сохранения и развития здоровья, создания собственной жизненной системы здоровья, получения и анализа знаний для создания здоровой и гармоничной семьи. И мы, надеемся, что наши лекции помогут Вам в этом. Но есть у нас еще одна цель. Хочется, чтобы, познав все ценности физической культуры и спорта, став в дальнейшем специалистами и руководителями в самых разнообразных сферах, Вы заботливо поддерживали физическую культуру, спорт в тех организациях, где Вы будете работать. Нам хочется, чтобы через систему физкультурного образования прошли все будущие парламентарии и губернаторы, менеджеры и владельцы предприятий, академики и ректоры.

Библиографический список

1. Ильинич, В.И. Физическая культура студента : учеб. для вузов / В.И. Ильинич. – М. : Физкультура и спорт, 1997.

2. Амосов, Н.М. Физическая активность и сердце : учеб. пособие / Н.М. Амосов, Я.А. Бендет. – Киев : Здоровье, 1989.

3. Дубровский, В.И. Спортивная физиология : учеб. для вузов / В.И. Дубровский. – М. : ВЛАДОС, 2001.

4. Готовцев, П.И. Спортсменам о восстановлении : учеб. пособие / П.И. Готовцев, В.И. Дубровский. – М. : Физкультура и спорт, 1984.

5. Готовцев, П.И.Самоконтроль при занятиях физической культурой : учеб. пособие / П.И. Готовцев, В.И. Дубровский. – М. : Физкультура и спорт, 1984.

6. Гурова, А.И. Практикум по общей гигиене : учеб. пособие / А.И. Гурова, О.Е. Горлова. – М. : Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991.

7. Дубровский, В.И. Методы повышение физической работоспособности и снятия утомления у спортсменов : учеб. для студ. вузов / В.И. Дубровский, П.И. Готовцев. – М. : Физкультура и спорт, 1977.

8. Виноградов, П.А.Физическая культура и здоровый образ жизни : учеб. пособие / П.А. Виноградов. – М., 1990.

9. Вайцеховский, С.М. Книга тренера : учеб. пособие / С.М. Вайцеховский. – М. : Физкультура и спорт, 1971.

10. Лечебная физическая культура: учеб. для ин-тов физич. культуры / под ред. С.Н. Попова. – М. : Физкультура и спорт, 1978.

11. Дубровский, В.И.Все виды массажа: учеб. для вузов / В.И. Дубровский. – М. : Молодая гвардия, 1992.

12. Родиченко, В.С.Олимпийский учебник студента: учеб. для вузов / В.С.Родиченко. – М. : Советский спорт, 2005.

Оглавление

Предисловие……………………………………………………..
Тема 1. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности………
Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры…………………………………………………….
Тема 3. История олимпийского движения…………………….
Тема 4. Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов………………………..
Тема 5. Основы здорового образа жизни……………………...
Тема 6. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания……………...
Тема 7. Физические (двигательные) качества…………………
Тема 8. Сила как физическое качество………………………...
Тема 9. Основы развития скоростных способностей…………
Тема 10. Понятие выносливости……………………………….
Тема 11. Гибкость как физическое качество…………………..
Тема 12. Ловкость и ее виды…………………………………...
Тема 13. Личная и общественная гигиена……………………..
Тема 14. Основы методики организации самостоятельных занятий физическими упражнениями…………………...
Тема 15. Самоконтроль при проведении самостоятельных занятий физическими упражнениями…………………...
Тема 16. Психическое здоровье………………………………..
Тема 17. Теоретические основы рационального питания……
Тема 18. Вредные привычки……………………………………
Тема 19. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления. Их причины и профилактика. Методы восстановления работоспособности
Тема 20. Основы оздоровительного дыхания…………………
Тема 21. Теоретические основы закаливания…………………
Тема 22. Методика коррекции зрения…………………………
Тема 23. Теоретические основы массажа и самомассажа……
Тема 24. Профессионально-прикладная физическая подготовка
Тема 25. Оздоровительная физическая культура……………..
От авторов……………………………………………………….
Библиографический список……………………………………..

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.