Сделай Сам Свою Работу на 5

Средства и формы реализации





 

В настоящее время определилось несколько форм ППФП в системе физического воспитания, которые могут быть сгруппированы по следующему принципу:

 

· учебные занятия (обязательные и факультативные);

· самостоятельные занятия, физические упражнения в режиме дня;

· массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

 

Каждая из этих групп имеет одну или несколько форм реализации ППФП, которые могут быть избирательно использованы или для всего контингента студентов, или для его части.

ППФП студентов должна строиться в единстве с общей теоретической и физической подготовкой. Наиболее эффективно профессионально важные качества специалиста формируются в процессе обязательных и факультативных теоретических и практических занятий. На теоретических занятиях воспитывается патриотическая и профессиональная направленность, моральные качества специалиста, сообщаются специальные знания по вопросам ППФП. Решение этих задач осуществляется на лекциях «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов», «Физическая культура и спорт в режиме отдыха и труда», «Личная и общественная гигиена», а также в ходе бесед по вопросам ППФП на практических занятиях (в перерывах между упражнениями), на специальных методических занятиях. Значительная часть вопросов ППФП прорабатывается студентами самостоятельно по заданию преподавателей с помощью методических разработок и рекомендаций, подготовленных на кафедре физического воспитания.



Учебный материал рассчитан не только на личную подготовку студента, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного коллектива. От знания и понимания им комплекса этих вопросов нередко в будущем зависит степень и масштаб использования средств физической культуры и спорта в производственном или другом коллективе!

Однако не всегда весь необходимый теоретический материал по ППФП может быть изложен в течение двух часов занятий. В этом случае следует использовать и форму краткой тематической беседы во время проведения практических занятий по разделу физического воспитания. В частности, вопросы техники безопасности во многих случаях более целесообразно объяснять во время практических, а не теоретических занятий.



Следует указать, что в различных вузах наряду с обязательными теоретическими занятиями, предусмотренными единой учебной программой по физическому воспитанию, проводятся занятия и на другие темы, освещающие отдельные разделы ППФП. В содержании таких занятий, как правило, раскрываются наиболее актуальные стороны ППФП студентов данного учебного заведения.

При проведении практических учебных занятий в специальном учебном отделении содержание специально направленных занятий по ППФП должно быть согласовано с возможностями каждого студента в зависимости от характера отклонений в состоянии его здоровья при проведении подобных занятий в учебных группах отделения спортивного совершенствования, должны быть максимально использованы возможности каждого вида спорта для воспитания прикладных физических и специальных качеств, способствующих успешному формированию прикладных умений и навыков.

Имеющиеся теоретические работы, опыт кафедр физического воспитания указывают на возможность опосредствованной реализации задач ППФП студентов не только на специально организованных учебных занятиях, но и на тех практических занятиях, целевая направленность которых – общая физическая подготовка. По этому поводу проф. В.В. Белинович справедливо отмечал, что ни в коем случае нельзя проводить резкую грань между общеразвивающими и прикладными упражнениями. Как общая, так и прикладная физическая подготовка, поскольку они не противопоставляются, должны идти параллельно на протяжении всего срока обучения, но удельный вес той или иной подготовки может меняться как на протяжении определенного периода, так и в каждом отдельном занятии. Таким образом, прикладные физические упражнения могут одновременно служить средством всесторонней физической подготовки, и наоборот.



Успешность подобной формы реализации ППФП во многом зависит от правильного подбора средств на практических занятиях во всех учебных отделениях, включая отделение спортивного совершенствования и самостоятельных занятиях.

ППФП при самодеятельных занятиях студентов во внеучебное время также имеет несколько форм:

 

· занятия прикладными видами спорта под руководством преподавателей-тренеров в спортивных секциях спортивного клуба, в оздоровительном лагере, на учебных практиках;

· самостоятельные занятия физической культурой и отдельными видами спорта, способствующими воспитанию прикладных физических и специальных качеств, формированию прикладных умений и навыков в свободное время в течение учебного года, на учебных и производственных практиках, в каникулярное время.

 

Овладение системой самостоятельных занятий и контролем за их правильным проведением, имеет большое значение в современных рыночных условиях, когда государство, по сути дела, сняло с себя ответственность за здоровье трудящихся. Спортсооружения у большинства предприятий переданы в муниципальную собственность или стали акционерными обществами, и чтобы попасть на них, необходимо платить солидную арендную плату. А посещение бассейна или зала атлетической гимнастики, аэробики, борьбы обходится, даже лицам имеющим высокий доход, в кругленькую сумму. Поэтому забота о ППФП полностью переносится на трудящегося человека. И поэтому тот, кто мечтает о хорошей работе и сохранении высокой работоспособности и здоровья на протяжении многих лет, должен овладеть методикой самостоятельных занятий по физической культуре, позволяющей без материальных затрат овладеть ППФП.

Учитывая тот факт, что выпускники нашей академии после её окончания будут на 99% заниматься умственным операторским трудом, во время учебы им необходимо развить такие двигательные качества, как выносливость, быстрота, сила, ловкость (координация движений).

Не менее распространенной является форма подготовки студентов к общественной физкультурно-спортивной работе на специальных семинарах спортивных клубов ссузов и вузов. При этом одной из задач таких занятий является привитие будущим командирам производства знаний и навыков, необходимых для управления группами людей.

Все вышеизложенное, во-первых, свидетельствует о разнообразии форм подготовки студентов к общественно-физкультурной работе на производстве, а во-вторых, указывает на необходимость унификации в дальнейшем существующих в различных вузах разнообразных программ, форм, методов и средств такой подготовки.

Одной из форм ППФП являются массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Важную роль при этом играют программы и календарь внутриинститутских соревнований между учебными группами, курсами, факультетами. Насыщение программы этих мероприятий прикладными видами спорта или их элементами, регулярность проведения подобных соревнований может во многом способствовать качеству ППФП. Следует указать, что имеется опыт проведения таких мероприятий (соревнований) кафедрами физического воспитания, спортивными клубами совместно с профилирующими кафедрами ссузов и вузов.

Прикладная значимость некоторых физических упражнений

И видов спорта

Существуют значительные различия в условиях труда специалистов разных профессий. Однако необходимым для всех трудящихся является хорошее здоровье, высокий уровень физического развития. Следует заметить также, что каждая профессия требует от работающего преимущественного развития одного или нескольких ведущих физических качеств. Отсюда разнообразны и средства, применяемые для решения частных задач ППФП специалистов различных профессий. Рассмотрим некоторые физические упражнения и виды спорта с этой точки зрения.

Гимнастика.Оздоровительное, общеразвивающее и профессионально прикладное значение гимнастики заключается в том, что ее упражнениями воспитываются такие физические качества, как мышечная сила, ловкость, гибкость и др.; формируются эстетически привлекательные формы тела, умение владеть своим телом в пространстве, сохранять и восстанавливать равновесие при разнообразной и меняющейся опоре, выполнять точные движения отдельными частями тела; воспитываются морально волевые качества – смелость, самообладание, решительность при оправданном риске.

Легкая атлетика. Упражнения легкой атлетики, в основе которой лежат естественные движения человека – ходьба, бег, метание, способствуют совершенствованию этих жизненно важных умений и навыков. Кроме того, они повышают функциональные возможности всех органов и систем, в особенности нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, т.е. тех, которые в наибольшей степени обеспечивают успех в любом виде физической деятельности. Различные упражнения легкой атлетики воспитывают у человека такие важные физические качества, как быстрота и выносливость, ловкость и сила, а также морально-волевые качества – упорство в достижении цели, умение преодолевать трудности, силу воли и др.

Лыжный спорт. Навыки передвижения на лыжах широко используются в военном деле, в быту и труде. Физические качества, воспитанные человеком в ходе занятий лыжным спортом, способствуют успешному выполнению таких дел, в которых человеку требуется выносливость и закаленность к холоду, быстрота передвижения на местности в условиях бездорожья, решительность действий. Этим объясняется широкое общее применение различных видов лыжного спорта – гонок и скоростного спуска, слалома и прыжков с трамплина, лыжной акробатики и других видов.

Плавание. Как важно уметь плавать – известно каждому. Но плавание имеет не только утилитарное значение. Существует большое количество профессий, связанных с работой в воде, на воде и у воды. Для этих специалистов умение плавать является неотъемлемой частью профессиональной подготовки.

Туризмимеет большое образовательное и прикладное значение. Умение ориентироваться на местности с картой и компасом, по природным ориентирам и местным предметам, по народным приметам имеет большое значение в военном деле и в мирном труде специалистов ряда профессий. Если к этому добавить, что туризм является незаменимым средством активного отдыха для людей напряженного умственного труда, то будет понятным его прикладное значение.

Спортивные игры. В ходе занятий спортивными играми воспитываются оптимальные двигательные реакции на различные раздражители – световые, звуковые, тактильные (чувствительные) и др. Это имеет большое значение в приспособленности человека к работе на современных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования именно к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих эту технику. Для воспитания этих качеств и являются наиболее полезными подвижные и спортивные игры, различные виды спортивных единоборств.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.