Сделай Сам Свою Работу на 5

Основной признак здоровья – это нормальная работа человеческого организма, всех его органов и систем.





В процессе жизнедеятельности на человека действует огромное количество так называемых раздражителей. Все они принимаются нашими органами чувств и оказывают влияния на деятельность организма в целом.

Вообще можно говорить о трех видах здоровья: физическом, психическом и нравственном (социальном).

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующая) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.



Ценностные ориентации студентов

На здоровый образ жизни

 

Изучение ценностных ориентаций студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности. К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа «преимущественных ценностей» – хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей включает в себя наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Ценности четвертой группы названы «частными», так как их содержанию студенты придают небольшое значение – знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.



Полученные данные дают основание к суждению о наличии противоречий между абсолютной ценностью общих положений здорового образа жизни и конкретными ценностями его поддержания, в том числе профессионального здоровья. Их разрешение – одна из ведущих задач в биосоциальном развитии студентов.

При рассмотрении соотношений общей и физической культуры студентов ответы респондентов на вопрос: «Можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии?» – выявили, что 21% считают это возможным, 51% отрицают такую взаимосвязь, а 28% затрудняются в определении своей позиции.

Таким образом, менее половины студентов имеют определенные представления о тесной взаимосвязи общей и физической культуры в своем личностном развитии и в соответствии с этим принимают поведенческие решения.

Суждения студентов о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности в большей степени связаны с улучшением форм телесного и функционального развития. Заметное снижение влияния физической культуры на другие стороны личности и ее деятельность обусловлены постановкой физического воспитания в вузе, недостаточной реализацией его гуманитарного содержания, негативным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения и др.



К сожалению, возможности физической культуры как средства поддержания работоспособности еще не получили должной оценки у студентов (менее четверти ответов). Такое положение вызвано, в частности, ограниченным образовательным потенциалом учебных занятий по физическому воспитанию.

Среди причин невнимания к поддержанию своего физического состояния студенты отмечают нехватку времени и отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости. Эти негативные причины свидетельствуют о недостаточной организованности и требовательности к себе студентов в организации жизнедеятельности, где органично присутствуют и волевые начала.

Характер заботы о своем физическом состоянии отличается у женщин и у мужчин. У женщин это проявляется в поддержании «внешних» форм (пропорции телосложения, соотношение роста и массы тела, особенности фигуры); мужчины больше заботятся о развитии мускулатуры, пропорций телосложения, физических качеств. Эти факты свидетельствуют о необходимости более дифференцированного подхода к методикам физического воспитания для лиц разного пола.

Во внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов низка. Не участвуют в ней 60% женщин и 46% мужчин.

 

Необходимость активности личности в приобщении

К здоровому образу жизни

 

Реальность такова, что сегодня многие люди плохо информированы и имеют низкий уровень знаний по основам гигиены, медицины, физической культуры. Отсутствие необходимых знаний в этой области проявляются у некоторых людей, например, в отчуждении тех, кто систематически делает физические упражнения (значит «печется о своем здоровье»), или тех, кто занимается спортом высших достижений (значит, «имеет ограниченные интересы») и т.д. Ясно, что это является следствием недостаточной общей культуры.

Сведения о своем организме и физиологических процессах, происходящих в нем, о роли физической культуры и спорта человек черпает из школьных уроков, передач по радио и телевидению, из газет, книг, журналов, бесед с другими людьми, из разговоров в семье и т.д. Вместе с тем из-за стихийности получения и восприятия этой информации у людей далеко не всегда формируется научно обоснованный взгляд на свою социально-биологическую сущность, на роль и возможности физической культуры и спорта в жизнедеятельности и развитии организма человека, в борьбе с неотвратимыми для него трагическими последствиями гиподинамии.

Формирование потребности в физкультурно-спортивных занятиях тесно связано с соответствующей внутренней ответственностью и требовательностью человека к самому себе. Трудно не согласиться, что свою долю ответственности за свое здоровье должен нести сам человек. Надо поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом совершенствовании, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни.

 

Содержание понятия здоровый образ жизни

 

За свою историю человечество пережило немало увлечений и разочарований, возлагая надежды на тот или иной эликсир молодости, здоровья, предлагаемый для борьбы со старостью и болезнями.

Здоровый образ жизни – вот эликсир молодости и здоровья, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранить нравственное, психическое и физическое здоровье.

Исходя из этого, сформулируем основные положения, которые должны быть положены в основу здорового образа жизни:

 

· соблюдение режима дня – труда, отдыха, сна – в соответствии с суточным биоритмом;

· двигательная активность, включающая систематические занятия доступными видами спорта – оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе;

· рациональное питание;

· разумное использование методов закаливания, гидро- и гипертермических воздействий;

· умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (аутогенная тренировка);

  • искоренение вредных привычек.

 

Существенным моментом здорового образа жизни является комплексное использование этих методов, включенных в индивидуальную программу. И это обеспечивает эмоциональное, духовное, интеллектуальное здоровье.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.