Сделай Сам Свою Работу на 5

Личностный подход к изучению татуировок у несовершеннолетних и молодых правонарушителей.





К изучению татуировок у несовершеннолетних и молодежи мы подходили с позиций личностного подхода.В среде подростков и молодых правонарушителей татуировки выполняют многообразные социальные и социально-психологические функции. Они являются знаками общения людей между собой. В своем содержании и расположенности на различных частях тела они отражают особенности личности юного правонарушителя, преломленной в групповом сознании криминальных сообществ.

Татуировки можно рассматривать как определенные ценности для их носителя, приобретающие индивидуально-специфический характер. С позиций аксиологии (философского учения о человеческих ценностях) - для подростка и молодого человека татуировки становятся особыми ценностями, свидетельствующими о его членстве в определенной общности. Татуировки можно рассматривать и с позиций деятельного подхода как проявление личности в особой групповой деятельности по раскрашиванию своего тела. Тогда сам процесс нанесения татуировок приобретает особую значимость как показатель приобщения человека к групповым ценностям. Решающим фактором, побуждающим к нанесению татуировки, является воздействие асоциальной среды, в которой татуировки и сам процесс татуирования являются особыми групповыми ценностями. Преломленное через внутренние условия личности (ее установки, ориентации, убеждения), содержание татуировок интериоризируется, закрепляясь в свойствах и качествах личности. Поскольку татуировки для подростка и молодого правонарушителя становятся особыми ценностями, он начинает бравировать ими, пытается с их помощью демонстрировать свою исключительность. Как мы уже отметили, притягивает несовершеннолетних и молодежь и сам процесс нанесения татуировок, как некая групповая деятельность, обставленная специфическими ритуалами.



Исходя из принципов личностного и деятельностного подхода была разработана программа, по которой делались попытки изучить:

1) степень распространения татуировок среди различных демографических (по возрасту, социальному положению, происхождению, полу) и криминологических (законопослушных, криминальных) групп несовершеннолетних и молодежи;



2) содержание татуировок, их функциональную значимость для личности несовершеннолетних и молодежи;

3) виды татуировок (рисунков, надписей, букв, цифр) и их расшифровка; то, на какие участки тела они чаще всего наносятся;

4) в каких учреждениях и социальных институтах несовершеннолетние и молодежь чаще всего прибегают к татуировкам (в школе, ПТУ, в спецшколе, спецПТУ, ВТК, приемнике-распределителе и т.п.);

5) мотивы, которыми руководствуются несовершеннолетние и молодежь, нанося себе татуировки, их отношение к имеющимся у них татуировкам;

6) мотивы, которыми несовершеннолетние и молодежь руководствуются, сводя татуировки, и способы, к которым они прибегают, чтобы избавиться от них;

7) социально-психологические аспекты татуирования и избавления от татуировок, как специфического процесса внутригруппового взаимодействия.

Для изучения татуировок использовались следующие методы:

  • анализ личных дел несовершеннолетних и молодых правонарушителей в различных учреждениях;
  • объективное наблюдение подростков и молодежи при медицинских осмотрах;
  • анкетирование несовершеннолетних и взрослых по специальной анкете в различных регионах страны;
  • беседы с несовершеннолетними и молодежью разных социальных групп, а также сотрудниками спецшкол, спецПТУ, ВТК, командирами подразделение;
  • анализ, сравнение и расшифровка татуировок, выявленных и зафиксированных с помощью фотографирования подростков и юношей (делалось это с их согласия);
  • анализ и сопоставление татуировок несовершеннолетних и взрослых, полученных из восточно-европейских стран бывшего социалистического лагеря;
  • изучение средств и предметов, с помощью которых наносятся и сводятся татуировки.

В ходе исследования удалось выявить частоту и динамику распространенности татуировок в популяции подростков и молодежи в период с 1966 по 1993 г. г. . Среди законопослушных несовершеннолетних и молодежи татуировки встречались редко. Однако в последние 3-5 лет заметна тенденция к их росту. Отмечено, что широкое распространение татуировки имеют в местностях, где находятся специальные учебно-воспитательные и исправительно-трудовые учреждения, а также в местах оседлости освобожденных из мест заключения. В то же время среди криминальных групп несовершеннолетних свыше 40%, а среди несовершеннолетних, прошедших через приемники-распределители, побывавших в спецшколах, спецПТУ, отбывших наказание в ВТК свыше 70% имели татуировки. Выявлена тенденция к значительному увеличению доли несовершеннолетних, нанесших татуировки при обучении в общеобразовательной школе и ПТУ (в период с 1980 по 1983 г.г. в этом процессе отмечается определенный спад).



Особенно много татуированных подростков оказалось в детских домах, интернатах, спецшколах, спецПТУ и, конечно же, в воспитательно-трудовых колониях. В закрытых учебных и специальных учебно-воспитательных учреждениях татуировки считаются одним из наиболее распространенных нарушений режима и показателем оформленное криминальной субкультуры, приобщенности к ней несовершеннолетних и молодежи.

Мы связываем тенденцию увеличения количества татуированных с начавшимся после 1983 года и продолжающимся по сей день ростом преступности среди несовершеннолетних и молодежи, существенный изменением ее криминологических характеристик. Преступность несовершеннолетних и молодежи становится более групповой, организованной, повышается уровень ее профессионализма. Все это ведет к появлению определенных ценностей, ритуалов, традиций, стимулирует тенденцию нанесения татуировок подростками и молодыми людьми. С учетом указанных тенденций должна строиться профилактическая работа. В современных условиях традиционными методами (сугубо запретительными, дисциплинарными, репрессивными, свойственными периоду господства в стране административно-командной системы) такую работу вести крайне трудно.

В борьбе с этим злом необходимо более широко использовать социально-психологические механизмы, прежде всего формировать моду на чистое, не оскверненное татуировками человеческое тело, его естественную красоту.

Выступая в целом против любых татуировок, следует помнить о том что они различны по сути. Основной критерий, по которому надо оценивать татуировки, - это их содержание и направленность. Часто подростки наносят татуировки, которые с позиций общественной морали можно отнести к разряду нейтральных. Так, у законопослушных подростков встречаются татуировки в виде инициалов, имен, дат рождения, символики различных профессий. Но в асоциальной и криминальной среде у несовершеннолетних и молодежи чаще встречаются татуировки аморальные, безнравственные, из которых 70% составляют: воровская (тюремная), сигнально-обособительная символика, стратификационные знаки, тюремный юмор; 13% -эротическо-сексуальные татуировки; 10% - рисунки и надписи аналогичного содержания, претендующие на художественность. При этом многие виды татуировок сочетаются, дополняют друг друга.

Как показывает практика, содержание и распространенность татуировок в детских домах, специальных школах, ПТУ и ВТК не зависит от уровня образования и возраста учащихся. Случаи нанесения воровской (тюремной) символики встречаются у лиц разных возрастов и разного уровня образования. Объяснить это можно влиянием криминальной среды, ее "законов". Распространенность татуировок с сексуальной направленностью и ориентацией в значительной мере определяется возрастными особенностями несовершеннолетних, интенсивностью их полового созревания, модой на эротику, переживаемой обществом сексуальной революцией. В этих учреждениях существует также зависимость между содержанием татуировок и уровнем психологического развития личности. У лиц с психическими аномалиями, проявлением инфантилизма, сниженным уровнем психического развития татуировки носят массовый характер. Чаще встречаются случайные скаберзные, хулиганские рисунки и надписи, не выражающие целостных установок личности. Это особенно заметно во вспомогательных школах-интернатах.

Татуируются лица мужского и женского пола. Трудно сказать, где чаще наносятся татуировки - в мужских или женских ВТК, спецПТУ и спецшколах. Однако в татуировках здесь есть существенные различия. Содержание татуировок находится в зависимости от пола несовершеннолетних и молодежи. Это особенно заметно на татуировках сексуально-эротических, имеющих противоположную ориентацию в рисунках и надписях в зависимости от пола их носителя. Так, девушки наносят преимущественно мужские имена, портреты и фигуры мужчин, если они не лесбиянки, а юноши и подростки - наоборот.

Татуировки распространены как в отрицательно ориентированных, так и в позитивно направленных группах. Однако содержание татуировок, степень их аморальности в значительной мере определяются криминальной направленностью группы. Следовательно, по содержанию татуировки можно судить о направленности криминальной группы, к которой принадлежит несовершеннолетний или молодой правонарушитель. Чем больше опыт асоциальной жизни и криминальной деятельности у несовершеннолетних и молодежи, тем чаще среди них встречаются лица, нанесшие себе татуировки. Среди воспитанников специальных ПТУ, ранее находившихся в специальных школах или прибывших из детских домов, более половины имеют татуировки. Среди тех, кто до направления в спецПТУ находился в следственном изоляторе или приемнике-распределителе, таких две трети.

У несовершеннолетних и молодых людей, принадлежащих к криминальным группам, в татуировках отражаются: групповая принадлежность, статус в группе, результаты "прописки" и другие сведения о личности, а также личностные и групповые установки (отношение к труду, учебе, женщинам, друзьям и т.п.). Зная содержание татуировок, можно дать определенную социально-психологическую, возрастную психологическую и нравственную характеристику правонарушителю.

У лиц, характеризующихся положительно, татуировка чаще всего - дань моде, результат давления, традиции, подражания, психического заражения или следствие необдуманного поступка. Но все же следует помнить о том, что в татуировках членов криминальных сообществ чаще всего отражаются асоциальные личностные и групповые установки и принципы поведения.

На процесс татуирования влияют также принципы и нормы семьи подростка и юноши как социальной ячейки общества. Не случайно доля татуированных подростков и молодежи из неблагополучных семей значительно больше, чем из семей благополучных. Первые часто наносят татуировки еще живя в семье, а вторые преимущественно после помещения в закрытые воспитательные и исправительные учреждения. Следовательно, ослабление контроля за несовершеннолетними, аморальность родителей и других взрослых - одна из важнейших причин распространенности татуировок в криминальной среде. Нами был отмечен тот факт, что нанесение татуировок у 61% подростков из числа имевших их, является семейной традицией. Если учесть, что за годы советской власти многие миллионы людей прошли через колонии, тюрьмы, лагеря, то станет понятной причина возникновения этой семейной традиции, отражающейся на подрастающем поколении.

Отмечается и такой любопытный момент: охотнее наносят татуировки подростки и молодежь, состоящие в заочной переписке с лицами противоположного пола. Это стремление выбрать неадекватные способы и средства самоутверждения в глазах сверстниц (сверстников) обусловлено возрастными психологическими особенностями. Если подростку или юноше нечем удивить "свою" девушку, то можно использовать татуировки: "Смотри, какой я оригинальный", "красивый", "необычный".

Выяснено, что не влияет на распространенность татуировок социальное происхождение подростка. Татуировки наносят выходцы из рабочих семей, интеллигенции, из крестьян. Если и есть отличие в татуировках у несовершеннолетних и молодежи из города и села, то оно незначительно.

Данные о распространенности и содержании татуировок среди несовершеннолетних и молодых правонарушителей восточноевропейских стран свидетельствуют о некоторой общности традиций уголовной среды, независящих от национальных особенностей. Национальные особенности проявляются лишь в содержании татуировок. Имеется в виду использование национальной символики и орнамента. При этом у подростков и молодых людей разных национальностей, проживающих в одном регионе, татуировки чаще бывают идентичными. Так, лица разных национальностей, проживающие в горах, чаще наносят скалы, горные вершины, крепости, жители приморья - море, чайку над волнами, пальмы и т.п.

На частоту нанесения татуировок влияет род занятий несовершеннолетнего до поступления в спецшколу, спецПТУ, ВТК. Так, значительная часть лиц, имеющих татуировки, еще раньше вели паразитический образ жизни, выходили из-под социального контроля (бродяжки, попрошайки, склонные к алкоголю, употреблению наркотиков, постоянно прогуливающие занятия). Как отмечалось, склонны к татуированию несовершеннолетние и молодежь, которые раньше находились на перевоспитании в специальных школах, воспитывались в детских домах и интернатах. Там складывалась для этого благоприятная атмосфера взаимного "заражения", подражания "авторитетам", увлечения самим процессом татуирования.

Склонность к татуированию во многом зависит от возраста несовершеннолетних и молодежи (диаграмма 1).

 

Диаграмма 1

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.