Сделай Сам Свою Работу на 5

Брачно-семейные отношения.





Право собственности.

Защита собственности, личности, здоровья имущих сословий занимает важное место в законах Ману. Основным средством объявлено наказа­ние, его эффективность и целесообразность якобы предписаны Владыкой, богом (VII, 14). Без него “сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вер­теле” (VII, 20), “никто бы не имел собственности и произошло бы пере­мещение высших и низших” (там же, 21). Покушение на собственность отнесено к наихудшему из пороков (VII, 48). Закон охраняет в первую очередь имущество царя, храмов. Хищение из царских складов, имущества из арсенала, храма, кража слонов, лошадей, колесниц правителя влечет одно наказание —“казнить без промедления” (IX, 280).

Суровое наказание грозит тем, кто загрязняет водоемы, занимается кражей воды для полива (III, 163), кто разрушает плотину. Если виновный не может ее восстановить, то подлежит утоплению (IX, 279). Виновный в уничтожении межевого знака заслуживает обезображивающего телес­ного наказания (IX, 291). Закон строго охраняет границы земельных наделов и особенно собственность царя. Последняя не считается утрачен­ной для правителя даже в том случае, если таким имуществом пользова­лись другие лица (VIII, 149). Незаконное присвоение земельного надела приравнивается к краже драгоценностей (XI, 58). В законах воспроизве­дена древнейшая формула приобретения земли. Поле принадлежит тому, кто вырубил лес, а убитые животные — стрелку. Этот порядок изменился к моменту составления законов. Право знает и другие способы приобре­тения земельной собственности. Царю полагалась шестая часть урожая как своего рода вознаграждение за его “охрану и защиту подданных”.



Законы Ману разрешали землевладельцу продавать, дарить, сдавать в аренду свои участки земли. Но если имущество реализо­вало лицо, не имеющее на него прав собственности, такая сделка признается недействительной, юридически ничтожной (VIII, 199). Всякий, кто продавал имущество другого собственника без его согласия, объявлялся вором (VIII, 197). За потраву посева на поле собственник мог потребовать возмещения ущерба. Если человек засеял чужое поле своими семенами, то собственник мог забрать весь урожай (IX, 49). Лишь собственник земли мог распоряжаться всем, что на ней произрастало.



В законах Ману записано, что для царя лучшее средство достичь блаженства — это не только храбрость в битвах, почитание брахманов, но и защита народа (VII, 88). Царю не рекомендуется присваивать чужую собственность, иначе он погибнет (VIII, 171, 172).

Брачно-семейные отношения.

Законы Индии содержали подробные предписания, нормы о семье и браке. Судя по древнейшим литературным произведением, арии имели по несколько жен, цари содержали гаремы. Было и другое. В Махабхарате царевна Драупади была женой пятерых братьев. Эта женщина с характе­ром частенько отчитывала своих супругов за легкомысленное поведение (игру в кости и частые пирушки).

Семья находилась под властью ее главы. Законы Ману упоминают сыновей, купленных (IX, 160, 174) и подаренных (IX, 141, 150, 168). Стар­ший сын имел преимущественные права на наследство: “Отцовское иму­щество полностью наследует старший брат, остальным следует жить при нем, как при отце” (IX, 104, 105).

Существовало 8 видов брака, но лишь в одном случае имело значение согласие женщины (III, 21—42). Форма выкупа невесты являлась, по сути, продажей дочери. Муж мог купить жену, мог и продать ее (IX, 46;

Жен­щина могла выступать свидетелем в суде в редчайших случаях (VIII, 77).

Муж мог взять другую жену, принудить жену к сожительству с другим мужчиной. Считалось допустимым рождение детей от другого сожителя, если в семье не было детей (XI, 167). Женщины рассматривались как наследственное владение. Однако женщина отнюдь не являлась бесправ­ной. Оскорбление матери каралось штрафом (VIII, 275). В законах Мануженщина-мать занимала высокое положение. В некоторых статьях она выше, чем учитель (гуру) и отец. Она — хранительница очага, воплоще­ние богини земли (II, 225). Мораль призывает почитать мать (II, 223), ей нельзя причинить вред (IV, 162), с ней нельзя ссориться (IV, 180), под угрозой штрафа ее нельзя покидать, оставлять в беспомощном со­стоянии (VIII, 389). Несомненно, эти статьи—реликты матриархата.



С другой стороны, развитие классового общества, частной собствен­ности ухудшило положение женщины. “В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости — мужа, а после его смерти — под властью сыновей”. Пусть женщина никогда не пользуется самостоятельностью (V, 148).

Нормы законов подробно расписали жизненный путь женщины. Брак считался религиозной и нравственной обязанностью людей, цель его — выполнение религиозного долга, деторождение, продолжение рода и, наконец, сексуальное наслаждение.

Брачный возраст для мужчины — не моложе 20 лет, девушек —12 и даже 8 лет. В идеальном браке возраст невесты должен был соответство­вать трети возраста жениха. Выбор жениха и невесты зависел от воли родителей, учитывалось положение молодых в варнах и кастах. Мнение будущих супругов, их увлечение не всегда принималась во внимание.

Браку предшествовала помолвка, до официального обряда бракосоче­тания будущие супруги жили у своих родителей и часто вообще не видели друг друга. После обряда бракосочетания новобрач­ные направлялись в дом жениха, где совершалось жертвоприношение домашнему очагу. С наступлением вечера они должны были поглядеть вместе на Полярную звезду — символ верности.

В течение первых трех или даже десяти ночей идеальная супружеская пара обязана была хранить целомудрие. Согласно некоторым источникам, молодым дозволялось спать на одном ложе, однако положив между со­бой палку. Другие же сочинения предлагалиим спать врозь, на земле. На четвертую ночь муж совершал обряд, благоприятствующий зачатию, и брак считался вступившим в силу.

Обычаи других каст и религиозных сект содержали иные правила брачного обряда: без выкупа, без религиозных церемоний, разрешалось взимание калыма с жениха, умыкание невесты, обольщение девушки, пребывающей в сонном состоянии, умалишенной или пьяной. Послед­ние обычаи вряд ли следует считать браком, скорее, они представляют разновидность сожительства. Обычай осуждал женитьбу мужчин высокой варны на женщине из низшей.

Отец невесты нес большие расходы на приданое дочери, в резуль­тате которых бедняк на всю жизнь оставался в долгах. Отсутствие при­даного обрекало девушку на безбрачие, что не раз приводило к траге­диям. Этот дикий обычай древности, т. н. “даури”, сохранялся долгое время. Ныне он запрещен правительством Индийской Республики, но, тем не менее, есть случаи самоубийства девушек, не имеющих приданого. Случается, что вслед за свадьбой для молодой женщины начинается по­истине ад. Недовольная приданым родня мужа буквально терроризирует невестку, требуя новых и новых подношений. Не каждому по карману такие послесвадебные поборы, поэтому некоторые находят избавление от побоев и издевательств в самоубийствах. Но чаще по закону “даури” жертву обливают керосином и поджигают ближайшие родственники мужа. 837 женщин стали жертвами “даури” в Индии в 1985 г., 829— за первые восемь месяцев 1986 г. Вся страна недавно оплакивала добровольный уход из жизни трех сестер на выданье. Девушки решили, что родители никогда не смогут оплатить за них “даури”, и покончили с собой.

Законы признавали единобрачие. Брак считался нерасторжимым. Жене запрещалось покидать своего мужа и детей (V, 149). Жена должна пови­новаться мужу и следовать за ним после его смерти (V, 151). Здесь имеет­ся в виду акт самосожжения вдовы. Жене надлежит быть всегда веселой, искусной в домашних делах, имеющей хорошо начищенную утварь и эко­номной в расходах (V, 150). Даже злой, распутный муж, лишенный добро­детелей, должен почитаться женой, как бог.

Добропорядочный муж должен ценить жену, своего наилучшего друга, доставлять ей радость, удовольствие. Ее нельзя бить. “Боги не любят тех, кто бьет жену”. Во многих источниках мужу рекомендовано обращаться с женщиной нежно, хорошо содержать ее, заботиться о ней, окружать ее роскошью, дарить драгоценности. Такие сентенции и советы выполнимы для состоятельных людей

Отношение к женщине в этических нормах и законах двойственное. Она была одновременно богиней и рабой, святой и блудницей. В сочине­ниях древних авторов последний момент излагается в оскорбительных для женщины формах. Махабхарата содержит такую фразу: “Огню все мало поленьев, мало рек океану, смерть своей не пресытится жертвой, всегда мало мужчин для прекрасноокой” (V, 30, 6).

Законы Древней Индии в своем большинстве фиксируют статус женщины, даже замужней, как неполноправного субъекта прав, на кото­рой одни только обязанности перед мужем. Жена — безропотная слу­жанка. В случае бездетности супруги муж мог взять вторую жену, не спрашивая согласия первой. Как правило, имущество умершей жены пере­ходило к ее супругу.

Закон подразделял собственность женщины на шесть разрядов: имущество, данное при помолвке, сговоре, при свадебном шествии, данное в знак любви, а также полученное от брата матери и отца (IX, 194). Жен­щина могла распоряжаться только отдельными видами своей собственно­сти. Беспутная жена вообще лишалась имущественных прав, муж мог ее прогнать. Мужу разрешалось привести в дом вторую жену, если первая имеет злобный нрав, расточительна, тяжело больна, скандалистка, при­вержена к пьянству (IX, 80). Жене разрешено изменить мужу только в одном случае: если он отлучился в дальние края и не оставил ей средств к существованию. “Ибо даже добродетельная жена, мучимая недостатком средств существования, может согрешить” (IX, 74). Женщина не могла вторично выйти замуж, если же она вступила в связь с мужчиной низшей касты, ее ждала суровая участь. По законам Ману, ее могли на площади прилюдно бросить на потребу собакам (VIII, 37).

Горькая судьба ожидала вдову. В лучшем случае она могла по леви­рату стать женой деверя, брата мужа (IX, 69). Ей предписана аскетиче­ская жизнь: питаться раз в день кореньями, плодами, цветами (V, 157). Она до смерти должна быть терпеливой, чистой, целомудренной, ей нель­зя произносить имя мужчины (кроме мужа) (V, 158). Вдове не разреша­лось есть соль, мясо, носить украшения, яркую одежду, пользоваться косметикой. В средние века ей брили голову. Удел вдовы — поминальные обряды, молитвы. Родные и близкие тяготились ее присутствием, она могла навлечь несчастье на родственников (кроме детей), вдове не разрешалось посещать семейные праздники. Поэтому нет ничего удивительного в том, что вдовы часто всходили на погребальный костер своего мужа, совершали обряд “сати”— страшный акт самосожжения.

Особое место в обществе занимали женщины — служительницы храма. В индуистских храмах были специально обученные жрицы любви, танцовщицы - девадаси, которые отдавались брахманам-жрецам и платив­шим храму паломникам. Эта деятельность была профессиональной, даже наследственной. Сексуальная близость сопровождалась приобщением к божеству, а полученные деньги также жертвовались храму. Это не было товарным обменом секса на деньги, мотивировалось религиозными соображениями и регулировалось обычаями и традициями.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.