Сделай Сам Свою Работу на 5

КОНТРОЛЬ НАД СОБОЙ ПРИВОДИТ К УСПЕХУ





 

Иногда у нас воз­ни­ка­ет же­ла­ние ска­зать, что жизнь - это сплош­ная не­раз­бе­ри­ха и не име­ет аб­со­лют­но ни­ка­ко­го смыс­ла. Ну что ж, у нас мо­гут быть вес­кие ос­но­ва­ния так ду­мать! Да­вай­те рас­смот­рим не­кую ана­ло­гию. Мы мо­жем упо­до­бить­ся че­ло­ве­ку, ко­то­рый по­пал в те­атр в тот мо­мент, ког­да спек­такль шел уже до­воль­но дол­го. Опоз­дав­ший не зна­ет на­ча­ла пьесы и не пред­с­тав­ля­ет се­бе, ка­ким мо­жет быть ее ко­нец. Сце­на мо­жет ока­зать­ся со­вер­шен­но не­по­нят­ной, и зри­тель не су­ме­ет ра­зоб­рать­ся в сю­же­те.

Подобно это­му зри­те­лю в дра­ме жиз­ни мы не всег­да зна­ем или по­ни­ма­ем сю­жет. Иног­да сце­на ка­жет­ся бес­смыс­лен­ной. Нам не уда­ет­ся по­нять мас­ш­таб­ность все­лен­с­ких драм, в ко­то­рых мы при­ни­ма­ем учас­тие. В этот мо­мент у нас мо­жет по­явить­ся же­ла­ние об­ви­нить в этом «ре­жис­се­ра», «пос­та­нов­щи­ка» - а мо­жет быть, и са­мо­го «дра­ма­тур­га».

Однако во все­лен­с­кой дра­ме жиз­ни не су­щес­т­ву­ет ма­лень­ких ро­лей.

И об­ви­нять тут то­же не­ко­го! Жизнь мо­жет ка­зать­ся ме­нее за­пу­тан­ной, ес­ли мы пра­виль­но проч­тем текст пьесы и пой­мем, что об­ла­да­ем уни­каль­ны­ми та­лан­та­ми и мо­жем прив­нес­ти в «пос­та­нов­ку» та­кие де­та­ли, ко­то­рых не смо­жет соз­дать ник­то дру­гой.



Возможно, вы слы­ша­ли вы­ра­же­ние «отду­вать­ся мне». Это вы­ра­же­ние срод­ни дру­го­му, не ме­нее рас­п­рос­т­ра­нен­но­му: «пре­дос­та­вить от­ду­вать­ся дру­гим». Ког­да го­во­рят, что че­ло­век пре­дос­та­вил воз­мож­ность от­ду­вать­ся дру­гим, его об­ви­ня­ют в том, что он ук­ло­ня­ет­ся от от­вет­с­т­вен­нос­ти и пы­та­ет­ся пе­ре­ло­жить ее на ко­го-то дру­го­го. Ког­да кто-то го­во­рит, что от­ду­вать­ся бу­дет он сам, это зна­чит, что он сам бу­дет дей­с­т­во­вать и при­мет на се­бя всю пол­но­ту от­вет­с­т­вен­нос­ти. Ка­кое из этих вы­ра­же­ний боль­ше при­ме­ни­мо к вам?

Возможно, в дан­ный мо­мент вы зна­ко­мы с кем-то, кто вос­ста­ет про­тив ка­кой-ли­бо нес­п­ра­вед­ли­вос­ти. Воз­мож­но, вы са­ми ре­ши­тель­но нас­т­ро­ены про­тив че­го-то. Ис­то­рия зна­ет мас­су при­ме­ров, ког­да лю­ди вос­ста­ва­ли про­тив пра­ви­тель­с­т­ва или об­щес­т­ва, что­бы до­бить­ся, вы­со­ких це­лей. Не­ко­то­рые по­ни­ма­ли, что та­кое вос­ста­ние мо­жет сто­ить им жиз­ни, и тем не ме­нее го­то­вы бы­ли зап­ла­тить да­же та­кую вы­со­кую це­ну. Эти лю­ди час­то по­мо­га­ли осу­щес­т­вить ог­ром­ные пе­ре­ме­ны на бла­го ближ­них.



Например, ес­ли мо­ло­дой че­ло­век ре­шил вос­стать про­тив сво­их ро­ди­те­лей и в ре­зуль­та­те ос­тал­ся без до­ма и де­нег на уче­бу, то он дол­жен был го­тов при­нять это как це­ну за свое вос­ста­ние. По­доб­ным об­ра­зом не сле­ду­ет се­то­вать, ес­ли ваш на­чаль­ник по­ни­зит вам пла­ту за то, что вы не вы­пол­ни­ли ра­бо­ту, ко­то­рую сог­ла­си­лись де­лать.

В этой си­ту­ации мы по­лу­ча­ем то, что зас­лу­жи­ли, и нам сле­ду­ет на­учить­ся при­ни­мать это без жа­лоб.

Как-то на сель­с­кой яр­мар­ке один фер­мер выс­та­вил на­по­каз тык­ву, вы­ра­щен­ную в фор­ме боль­шо­го кув­ши­на. Ког­да она бы­ла раз­ме­ром с орех, ска­зал он, я за­су­нул ее в кув­шин и ос­та­вил рас­ти. Ког­да она за­пол­ни­ла кув­шин, то рас­ти пе­рес­та­ла. То, что стек­лян­ный кув­шин сде­лал с тык­вой, ва­ши мыс­ли и ре­ше­ния про­де­лы­ва­ют с ва­шей жиз­нью. Мы мо­жем стать соз­на­тель­ны­ми и изоб­ре­та­тель­ны­ми, сле­дуя на­шим мыс­лям и пла­нам, од­на­ко гра­ни­цы на­ше­го соз­на­ния ос­та­нав­ли­ва­ют на­ше раз­ви­тие.

За­кон от­вет­с­т­вен­нос­ти при­ме­ним ковсем об­лас­тям на­шей жиз­ни.

Например, ес­ли мы счи­та­ем воз­мож­ным тер­зать свое те­ло нар­ко­ти­чес­ки­ми сред­с­т­ва­ми или ал­ко­го­лем, то обя­за­тель­но дол­ж­ны знать, во что нам обой­дет­ся та­кое ре­ше­ние. Мы дол­ж­ны спро­сить се­бя, сог­лас­ны ли мы зап­ла­тить за при­ме­не­ние нар­ко­ти­ков и ал­ко­го­ля бо­лез­ня­ми и нап­рас­но пот­ра­чен­ным вре­ме­нем.



Человек мо­жет спро­сить: «Как я мо­гу уп­рав­лять мо­ей жиз­нью, ког­да мой дух в та­ком смя­те­нии, а мои проб­ле­мы столь серь­ез­ны?» Есть од­на вещь, ко­то­рую мы мо­жем сде­лать не­мед­лен­но: зат­ра­тить ту же мыс­лен­ную энер­гию, ко­то­рая пош­ла на то, что­бы за­дать этот воп­рос, и тран­с­фор­ми­ро­вать его в мысль: «Мною ру­ко­во­дит муд­рость Бо­га, я знаю, что на­до де­лать, - и сде­лаю!» Луч­ший спо­соб кон­т­ро­ли­ро­вать се­бя - это ре­шить, что мы из­би­ра­ем ве­ру, ане страх, лю-

бовь, ане не­на­висть, мир, ане враж­деб­ность, ра­дость, а не пе­чаль, сво­бо­ду, ане раб­с­т­во.

Какую бы ли­нию по­ве­де­ния мы ни из­б­ра­ли в этой жиз­ни, бу­дет го­раз­до луч­ше, ес­ли мы ска­жем: «Отду­вать­ся бу­ду я. Я го­тов пла­тить за при­ня­тые мной ре­ше­ния. Я го­тов при­нять пос­лед­с­т­вия мо­их пос­туп­ков».

Из- за от­сут­с­т­вия кон­т­ро­ля над со­бой мно­гие лю­ди всю жизнь про­во­дят в борь­бе с труд­нос­тя­ми, ко­то­рые са­ми же и соз­да­ли. Их соб­с­т­вен­ная уп­ря­мая жес­то­кость не да­ет им до­бить­ся ус­пе­ха.

Сэмюэл Смайлс

Нет ни­че­го луч­ше, чем кон­т­роль над со­бой.

Лао Цзы

Са­мые ум­ные лю­ди, как и са­мые силь­ные, на­хо­дят счас­тье там, где дру­гие наш­ли бы толь­ко ка­тас­т­ро­фу: в ла­би­рин­те, в су ро­вос­ти по от­но­ше­нию к се­бе и дру­гим, в труд­нос­тях. Они на слаж­да­ются влас­тью над со­бой: для них ас­ке­тизм ста­но­вит­ся в то­рой на­ту­рой, не­об­хо­ди­мос­тью, ин­с­тин­к­том.

Фридрих Ниц­ше

 


Закон 21

 

ВЫ МО­ЖЕ­ТЕ СОЗ­ДАТЬ НА ЗЕМ­ЛЕ СВОЙ СОБ­С­Т­ВЕН­НЫЙ РАЙ ИЛИ АД

Вы, бу­ду­чи ре­бен­ком, за­да­ва­ли воп­рос о том, ку­да ухо­дят лю­ди, ког­да уми­ра­ют? Воз­мож­но, это вас тре­во­жи­ло и вам хо­те­лось по­лу­чить та­кой от­вет, ко­то­рый бы вас ус­по­ко­ил. Воз­мож­но, взрос­лые го­во­ри­ли вам, что лю­ди по­па­да­ют врай или в ад. Та­кой от­вет мог вас оза­да­чить, так что вы не­из­беж­но за­да­ли бы сле­ду­ющий воп­рос: «А что это та­кое и где это?»

Многие лю­ди счи­та­ли, что рай - это та­кое мес­то на не­бе, где мно­жес­т­во ан­ге­лов иг­ра­ют на ар­фах, абе­ло­бо­родый Бог вос­се­да­ет на тро­не, ре­ша­ет, кто был хо­ро­шим, акто пло­хим, и в со­от­вет­с­т­вии с этим раз­да­ет наг­ра­ды или при­го­ва­ри­ва­ет к на­ка­за­нию. А ад мог­ли изоб­ра­жать как ог­нен­ную яму, где дьявол - страш­ное чу­ди­ще с крас­ной шку­рой, ро­га­ми, хвос­том и ви­ла­ми - тер­за­ет тех нес­час­т­ных, ко­то­рых ту­да от­п­ра­ви­ли. Не­бо - это то мес­то, где ввеч­ном бла­жен­с­т­ве бу­дут жить хо­ро­шие лю­ди, апло­хие бу­дут го­реть в ад­с­ком ог­не.

Поскольку ре­бен­ку ад мо­жет по­ка­зать­ся прос­то ужас­ным, он ста­нет вес­ти се­бя как мож­но луч­ше, что­бы обес­пе­чить се­бе мес­то в раю, где он бу­дет счас­т­лив и где все его же­ла­ния бу­дут ис­пол­нять­ся.

Од­на­ко по ме­ре то­го как мы рас­тем и на­чи­на­ем ви­деть труд­нос­ти взрос­лой жиз­ни, мно­гие из нас мо­гут усом­нить­ся ' в том, что су­щес­т­ву­ет та­кая наг­ра­да за доб­ро­де­тель, как рай, или та­кое на­ка­за­ние, как ад.

В кон­це кон­цов мы бы­ли сви­де­те­ля­ми по­ле­та ас­т­ро­нав­тов в кос­мос- и хо­тя они при­вез­ли кам­ни с Лу­ны, они не при­нес­ли до­ка­за­тельств су­щес­т­во­ва­ния фи­зи­чес­ко­го «рая». И хо­тя в зем­ле бу­ри­ли глу­бо­кие сква­жи­ны, в глу­би­нах зем­ли бу­риль­щи­ки на­хо­ди­ли нефть, а не ад. Кра­соч­ные опи­са­ния заг­роб­ной жиз­ни, ко­то­рые мы слы­ша­ли в дет­с­т­ве, ви­ди­мо, нуж­да­ют­ся в ис­п­рав­ле­нии в све­те на­уч­ных от­к­ры­тий на­ше­го вре­ме­ни и но­вых дос­ти­же­ний на­уки.

Ряд фи­ло­со­фов пред­ла­га­ет мно­жес­т­во оп­ре­де­ле­ний и опи­са­ний то­го, что пред­с­тав­ля­ют со­бой рай и ад. Чарлз Фил­лмор, один из ос­но­ва­те­лей дви­же­ния Юни­ти, опи­сы­ва­ет рай как «сос­то­яние соз­на­ния, на­хо­дя­ще­го­ся в гар­мо­нии с Бо­гом. Это - упо­ря­до­чен­ное, за­кон­ное при­но­рав­ли­ва­ние ра­зу­ма, те­ла и дел че­ло­ве­ка к Цар­с­т­вию Бо­жию». Его оп­ре­де­ле­ние ада зву­чит так: «Он (ад) сим­во­ли­зи­ру­ет со­бой тот очис­ти­тель­ный огонь, ко­то­рый по­жи­ра­ет шла­ки че­ло­ве­чес­кой лич­нос­ти, это - ис­п­ра­ви­тель­ное сос­то­яние ума. Ког­да заб­луж­де­ние дос­тиг­ло пре­де­ла, на­чи­на­ет ра­бо­тать за­кон об­рат­но­го дей­с­т­вия, и суд, ко­то­рый яв­ля­ет­ся час­тью это­го за­ко­на, при­но­сит прес­туп­ни­ку «штраф», на­зы­ва­емый адом. Этот штраф не на­ка­за­ние, а ис­куп­ле­ние». В «Бха­га­вад­ги­те» го­во­рит­ся сле­ду­ющее: «В ад ве­дут трое врат по­хоть, гнев и жад­ность».

Китайский фи­ло­соф Мин­ц­зя пи­сал: «Не­бо ви­дит так, как ви­дят лю­ди. Не­бо слы­шит так, как слы­шат лю­ди».

А Хор­хе Лу­ис Бор­хес за­ме­тил: «Пусть су­щес­т­ву­ет рай, да­же ес­ли наш удел - это ад».

Временами, нес­мот­ря на на­ши бла­гие на­ме­ре­ния, от нас ус­коль­за­ет ощу­ще­ние рая, а ощу­ще­ние ада слов­но прес­ле­ду­ет нас. Это час­то про­ис­хо­дит тог­да, ког­да мы срав­ни­ва­ем то, что есть у нас, с тем, что име­ют дру­гие, и счи­та­ем се­бя ли­бо луч­ше, ли­бо ху­же их. Не­за­мет­но для се­бя мы ста­но­вим­ся по­хо­жи на дет­с­кую иг­руш­ку йо-йо, ког­да ве­ре­воч­ка дер­га­ет сос­то­яние дел ка­ко­го-то дру­го­го че­ло­ве­ка. Мы за­цик­ли­ва­ем­ся на фор­ме жиз­ни, вмес­то то­го, что­бы ду­мать о ее со­дер­жа­нии.

Если мы су­дим о чем-то толь­ко в со­от­вет­с­т­вии с внеш­ни­ми приз­на­ка­ми, мы мо­жем соз­дать свой лич­ный ад, ко­то­рый за­пол­нит раз­лич­ные сто­ро­ны на­шей жиз­ни. Ища рай вне са­мих се­бя, мы мо­жем соз­дать ад не­до­воль­с­т­ва и смя­те­ния. Что нам на са­мом де­ле нуж­но, на­хо­дит­ся не «где-то там», так что мы толь­ко по­нап­рас­ну из­ве­дем се­бяг ве­дя по­ис­ки пов­сю­ду. Мы мо­жем не­го­до­вать на жизнь или дру­гих лю­дей - но на са­мом де­ле то мес­то, где мы мо­жем ощу­тить при­сут­с­т­вие рая, на­хо­дит­ся в нас са­мих.

Существует ста­рин­ный рас­сказ о трех лю­дях, каж­дый из ко­то­рых нес два меш­ка - один на гру­ди, а вто­рой на спи­не. Ког­да пер­во­го спро­си­ли, что у не­го в меш­ках; он ска­зал: «Все де­ла мо­их дру­зей - в меш­ке у ме­ня за спи­ной, где они скры­ты от глаз и быс­т­ро за­бы­ва­ют­ся. А в меш­ке впе­ре­ди ме­ня - все не­доб­рое, что со мной слу­ча­лось. В пу­ти я час­то ос­та­нав­ли­ва­юсь, вы­ни­маю эти ве­щи и рас-

сматриваю их со всех сто­рон. Я сос­ре­до­та­чи­ва­юсь на них и изу­чаю их. Я нап­рав­ляю на них все мои мыс­ли и чув­с­т­ва».

Поскольку пер­вый че­ло­век час­то ос­та­нав­ли­вал­ся, что­бы по­ду­мать о тех неп­ри­ят­нос­тях, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли с ним в прош­лом, он дви­гал­ся впе­ред край­не мед­лен­но.

На воп­рос о том, что у не­го в меш­ках, вто­рой че­ло­век от­ве­тил: «В пе­ред­нем меш­ке - мои доб­рые де­ла. Я дер­жу их пе­ред со­бой и пос­то­ян­но дос­таю их и де­мон­с­т­ри­рую всем ок­ру­жа­ющим. В меш­ке у ме­ня за спи­ной - мои ошиб­ки. Я но­шу их с со­бой, ку­да бы я ни шел. Они тя­же­лые и ме­ша­ют мне ид­ти, но по­че­му-то я не мо­гу их ос­та­вить».

На тот же воп­рос тре­тий че­ло­век от­ве­тил так: «В меш­ке впе­ре­ди - чу­дес­ные мыс­ли о лю­дях, их доб­рых де­лах и о том бла­ге, ко­то­рое я имел в жиз­ни. Это - боль­шой ме­шок, и он по­лон до­вер­ху, но по­че­му-то не тя­же­лый. Он по­хож на на­пол­нен­ный вет­ром па­рус и по­мо­га­ет мне дви­гать­ся впе­ред. Ме­шок у ме­ня за спи­ной пуст, по­то­му что я про­ре­зал в нем боль­шую ды­ру. В этот ме­шок я скла­ды­ваю то дур­ное, что слы­шу о дру­гих, и те не­хо­ро­шие мыс­ли, ко­то­рые по­рой при­хо­дят мне в го­ло­ву от­но­си­тель­но ме­ня са­мо­го. Это про­ва­ли­ва­ет­ся в ды­ру и те­ря­ет­ся нав­сег­да, так что лиш­ний груз не ме­ша­ет мне ид­ти».

На жиз­нен­ном пу­ти каж­до­му из нас сле­ду­ет вре­мя от вре­ме­ни про­ве­рять, что имен­но мы не­сем с со­бой.

Не наг­ру­же­ны ли мы не­га­тив­ны­ми мыс­ля­ми о се­бе? Не не­сем ли мы бес­фор­мен­ные кус­ки стра­ха, ко­то­рый го­во­рит нам, что мы не со­от­вет­с­т­ву­ем ка­ко­му-то на­ду­ман­но­му стан­дар­ту? Не ви­сят ли на нас за­щит­ная бро­ня и пси­хо­ло­ги­чес­кие щи­ты, ко­то­рые ме­ша­ют нам сво­бод­но и от­к­ры­то об­щать­ся с ок­ру­жа­ющи­ми? Не не­сем ли мы с со­бой те прос­туп­ки дру­зей и род­ных, ко­то­рые ког­да-то в прош­лом дос­та­ви­ли нам огор­че­ния? Не прих­ва­ти­ли ли мы с со­бой лож­ные уро­ки, ко­то­рые зас­тав­ля­ют нас ис­кать от­ри­ца­тель­ные чер­ты в ок­ру­жа­ющих и, на­хо­дя их, убе­гать от этих лю­дей со всех ног? Во что мы прев­ра­ща­ем свою жизнь - в рай или в ад?

Каждый из нас об­ла­да­ет при­рож­ден­ной сво­бо­дой вы­би­рать те мыс­ли, ко­то­рые да­ют нап­рав­ле­ние на­шей жиз­ни. Мы мо­жем из­б­рать тот путь, по ко­то­ро­му пой­дем, и то, что мы возь­мем с со­бой, от­п­рав­ля­ясь в этот путь. Пом­ня об этом, не сле­ду­ет ли выб­рать та­кие мыс­ли, ко­то­рые сфор­ми­ру­ют по­зи­тив­ное от­но­ше­ние к жиз­ни и да­дут сво­бо­ду на­шим не­ог­ра­ни­чен­ным воз­мож­нос­тям? Не­га­тив­ные мыс­ли и взгля­ды при­ги­ба­ют нас к зем­ле и силь­но зат­руд­ня­ют жиз­нен­ный путь.

В шес­т­над­ца­том ве­ке мо­нах Ф. Джо­ван­ни в один из рож­дес­т­вен­с­ких дней на­пи­сал та­кие сло­ва: «Я не мо­гу дать вам ни­че­го, че­го бы у вас не бы­ло. Но есть мно­го та­ко­го, что я не мо­гу дать, но вы мог­ли бы взять. Рай не смо­жет прий­ти к нам, ес­ли на­ши сер­д­ца уже се­год­ня не най­дут в нем по­коя. При­об­ре­ти­те рай».

 


 

Наша при­рож­ден­ная доб­ро­де­тель - это факт на­ше­го су­щес­т­во­ва­ния, и его нель­зя у нас от­нять. И нель­зя по­лу­чить его от ко­го-то дру­го­го. Ког­да мы осоз­на­ем эту ис­ти­ну, мы поз­на­ем рай на зем­ле. Ког­да мы поз­на­ем рай в се­бе, мы, ес­тес­т­вен­но, за­хо­тим де­лить­ся им с дру­ги­ми из по­буж­де­ний чис­той щед­рос­ти и люб­ви.

Жизнь - это то, что на­до де­лать - сей­час или ни­ког­да. Что вы­би­ра­ешь ты?

Пит Хейн

Ник­то не мо­жет про­жить за ме­ня мою жизнь. Ес­ли я умен, я се­год­ня же нач­ну соз­да­вать мой соб­с­т­вен­ный, бо­лее ис­тин­ный и хо­ро­ший мир, на­чи­ная из­нут­ри.

Горацио Дрес­сер

Будь та­ким че­ло­ве­ком и ве­ди та­кую жизнь, что­бы, ес­ли бы каж­дый был та­ким, как ты, и каж­дая жизнь та­кой, как твоя, эта Зем­ля ста­ла бы Божь­им ра­ем.

Филиппе Брукс

 


Закон 22

 

БЕС­ПО­КОЙ­С­Т­ВО НИ­ЧЕ­ГО НЕ ДА­ЕТ И ОТ­НИ­МА­ЕТ ДРА­ГО­ЦЕН­НОЕ ВРЕ­МЯ

Талантливая мо­ло­дая жен­щи­на серь­ез­но ду­ма­ла, не стать ли ей вра­чом. Ей ка­за­лось, что бы­ло бы не­обы­чай­но при­ят­но по­мо­гать лю­дям чув­с­т­во­вать се­бя луч­ше. У нее по­явит­ся воз­мож­ность ис­це­лять боль­ных и спа­сать жиз­ни. Она пред­с­тав­ля­ла се­бе, ка­кой прек­рас­ный до­ход у нее бу­дет, ес­ли она осу­щес­т­вит свою меч­ту.

А по­том она на­ча­ла тре­во­жить­ся. Ее бес­по­ко­ило то, как мно­го вре­ме­ни на­до учить­ся, что­бы стать вра­чом. Ее бес­по­ко­ило да­же то, что она так силь­но бес­по­ко­ит­ся. Из-за ко­ле­ба­ний меж­ду же­ла­ни­ем и сом­не­ни­ями эта жен­щи­на так и не ста­ла сда­вать всту­пи­тель­ные эк­за­ме­ны в тот ин­с­ти­тут, ку­да по­да­ла за­яв­ле­ние. Ее по­ве­де­ние при­ве­ло к то­му, что она не смог­ла осу­щес­т­вить глав­ную цель сво­ей жиз­ни.

Тем са­мым она воп­ло­ти­ла в жизнь ста­рую по­го­вор­ку: «Тре­во­га - как крес­ло-ка­чал­ка: ты все вре­мя чем-то за­нят, но с мес­та не сдви­га­ешь­ся».

Многим из нас зна­ко­мо чув­с­т­во ус­по­ко­ения, ко­то­рое ощу­ща­ешь, са­дясь в крес­ло-ка­чал­ку. Ис­пу­ган­но­го ре­бен­ка мож­но ус­по­ко­ить, ти­хо его по­ка­чи­вая. Че­ло­век, по­лу­чив­ший фи­зи­чес­кую трав­му, час­то на­чи­на­ет рас­ка­чи­вать­ся взад-впе­ред, что­бы уме­рить чув­с­т­во бо­ли. По­ка­чи­ва­ние не толь­ко ус­по­ка­ива­ет те­ло, но и бла­гот­вор­но дей­с­т­ву­ет на ду­шу: вот по­че­му так при­ят­но бы­ва­ет наб­лю­дать за рит­мич­ным дви­же­ни­ем оке­ана, в ко­то­ром под­ни­ма­ют­ся и спа­да­ют вол­ны. Од­на­ко,

покачиваясь, мы ос­та­ем­ся на мес­те, ибо прод­ви­гать­ся впе­ред нель­зя. В не­ко­то­ром от­но­ше­нии бес­по­кой­с­т­во по­доб­но по­ка­чи­ва­нию. Тре­во­га мо­жет стать при­выч­ным по­ве­де­ни­ем и в этом смыс­ле - по­ве­де­ни­ем удоб­ным. При этом мы мо­жем оши­боч­но счи­тать, что де­ла­ем неч­то та­кое, что по­мо­жет нам ре­шить проб­ле­му. Ког­да бес­по­кой­с­т­во ста­но­вит­ся при­выч­ным, мы уже не при­ни­ма­ем соз­на­тель­но­го ре­ше­ния пре­дать­ся ему. Оно вклю­ча­ет­ся ав­то­ма­ти­чес­ки.

Тревога, как ка­ча­ние, ни­ку­да нас не ве­дет и ни­че­го не да­ет.

Мы толь­ко тра­тим на нее бес­цен­ное вре­мя, ко­то­рое мож­но бы­ло бы от­вес­ти на то, что­бы ис­кать пу­ти твор­чес­ко­го ре­ше­ния сто­ящей пе­ред на­ми проб­ле­мы. Бес­по­кой­с­т­во мо­жет за­нять вре­мя, ко­то­рое сле­до­ва­ло бы от­вес­ти на от­дых и раз­в­ле­че­ния, - а ведь имен­но от­дых и раз­в­ле­че­ния час­то да­ют нам воз­мож­ность вер­нуть­ся к на­шей проб­ле­ме со све­жи­ми си­ла­ми и но­вой энер­ги­ей. Су­щес­т­ву­ет мно­жес­т­во раз­ных от­но­ше­ний к жиз­ни, то­го, как мы рас­смат­ри­ва­ем труд­нос­ти, как к ним от­но­сим­ся и их пре­одо­ле­ва­ем. Од­ни­ми из са­мых раз­ру­ши­тель­ных и неп­ро­дук­тив­ных яв­ля­ют­ся тре­во­га и бес­по­кой­с­т­во.

Когда мы про­ве­ря­ем эти­мо­ло­гию сло­ва в дос­та­точ­но пол­ном сло­ва­ре, то мо­жем уз­нать пер­во­на­чаль­ный смысл это­го сло­ва. Да­вай­те, нап­ри­мер, возь­мем сло­во «worry» (бес­по­кой­с­т­во). Сло­варь Но­во­го ми­ра Уэб­с­те­ра оп­ре­де­ля­ет это сло­во так: «Ду­шить или да­вить, до­саж­дать или бес­по­ко­ить». За­ду­май­тесь над этим! Ког­да мы бес­по­ко­им­ся, мы мо­жем за­ду­шить идею, ко­то­рая мог­ла бы по­мочь нам в ре­ше­нии проб­ле­мы. Мы мо­жем за­да­вить, пе­рек­рыть по­ток жиз­ни и ме­шать ему течь че­рез нас. Ког­да мы бес­по­ко­им­ся, мы час­то на­чи­на­ем дер­гать­ся и да­же до­са­до­вать. Тре­во­гу мож­но оп­ре­де­лить, как бес­по­кой­с­т­во о том, что мо­жет про­изой­ти. На­вер­ное, вы уже приш­ли к вы­во­ду, что бес­по­кой­с­т­во - это не слиш­ком прив­ле­ка­тель­ное или ра­зум­ное от­но­ше­ние к жиз­ни.

Один из на­ибо­лее дей­с­т­вен­ных спо­со­бов ос­во­бо­дить­ся от тре­во­ги - это приз­нать соб­с­т­вен­ную от­вет­с­т­вен­ность, что яв­ля­ет­ся по­ис­ти­не прек­рас­ным ре­ше­ни­ем.

В кни­ге «Ва­ши зо­ны оши­бок» док­тор Уэйн Да­йер пи­шет: «Тра­гич­ность чув­с­т­ва ви­ны и бес­по­кой­с­т­ва в том, что мы обез­д­ви­жи­ва­ем се­бя в нас­то­ящем мгно­ве­нии». Ес­ли мы сос­ре­до­то­чим свое вни­ма­ние на те­ку­щем мо­мен­те и при­мем на се­бя от­вет­с­т­вен­ность за соб­с­т­вен­ные мыс­ли и чув­с­т­ва, то мо­жем не дать тре­во­ге по­ме­шать на­шим ус­пе­хам.

Супружеская па­ра об­суж­да­ла се­мей­ную проб­ле­му. Муж про­во­дил дол­гие ча­сы, бес­по­ко­ясь о том, как; они спра­вят­ся с те­ку­щи­ми рас­хо­да­ми на этот ме­сяц. Же­на па­ру дней тер­пе­ли­во выс­лу­ши­ва­ла его опа­се­ния, а по­том, приг­ла­си­ла его прой­ти на кух­ню. Вы­ло­жив на стол сче­та, она взя­ла ка­ран­даш и лис­ток бу­ма­ги и ска­за­ла: «А те­перь из­воль при­вес­ти мне хоть один при­мер то­го, как твои тре­во­ги по­мо­гут оп­ла­тить эти сче­та, и я

сяду ря­дом с то­бой, и мы весь ос­та­ток дня бу­дем тре­во­жить­ся вмес­те. А в про­тив­ном слу­чае да­вай по­ду­ма­ем, как мы мог­ли бы уве­ли­чить на­ши до­хо­ды, что­бы оп­ла­тить все рас­хо­ды».

Мы в лю­бой мо­мент мо­жем при­нять ре­ше­ние ос­во­бо­дить­ся от бес­по­кой­с­т­ва и выб­рать бо­лее по­зи­тив­ные ва­ри­ан­ты по­ве­де­ния, бо­лее твор­чес­кий и про­дук­тив­ный под­ход, бо­лее прос­ве­щен­ные взгля­ды и здо­ро­вые убеж­де­ния.

Вы - тво­ре­ние рас­ту­щее и раз­ви­ва­юще­еся. Вы мо­же­те приз­нать за со­бой уди­ви­тель­ную спо­соб­ность к кон­с­т­рук­тив­ным дей­с­т­ви­ям. Боль­шин­с­т­во ве­щей, о ко­то­рых лю­ди бес­по­ко­ят­ся, не про­ис­хо­дят. Бес­по­кой­с­т­во - это од­но из от­но­ше­ний к жиз­ни, но от­вет­с­т­вен­ность го­раз­до луч­ше. Бес­по­кой­с­т­во час­то ко­ре­нит­ся в стра­хе, а от­вет­с­т­вен­ность и са­мо­ува­же­ние про­ис­те­ка­ют из ве­ры в Бо­га, ве­ры в жизнь, ве­ры во все­лен­ную и ве­ры в на­ши соб­с­т­вен­ные та­лан­ты.

Бесполезность тре­во­ги мож­но про­ил­люс­т­ри­ро­вать та­кой за­бав­ной ис­то­ри­ей. Не­кий муж­чи­на жа­ло­вал­ся на бес­сон­ни­цу, выз­ван­ную бес­по­кой­с­т­вом. Он ска­зал: «Да­же счи­тать овец не по­лу­ча­ет­ся. Я от­с­чи­тал де­сять ты­сяч, ос­т­риг их, вы­че­сал шерсть, сот­кал из нее ткань, сшил из нее кос­тю­мы, от­вез их в го­род, про­дал - и по­те­рял на этой сдел­ке ты­ся­чу дол­ла­ров! Я це­лую не­де­лю не спал!»

Если бы та мо­ло­дая жен­щи­на, ко­то­рая меч­та­ла стать вра­чом, пот­ра­чен­ное на бес­по­кой­с­т­во вре­мя от­ве­ла на под­го­тов­ку к всту­пи­тель­ным эк­за­ме­нам и сос­ре­до­то­чи­лась бы на по­зи­тив­ных мо­мен­тах, то это уже бы­ло бы по­зи­тив­ным дей­с­т­ви­ем, пусть да­же мел­ким. Ко­неч­но, впол­не до­пус­ти­мо не­на­дол­го ос­та­но­вить­ся, ес­ли это не­об­хо­ди­мо, что­бы от­дох­нуть, - но по­том на­до встать и ид­ти впе­ред, ста­вя од­ну но­гу пе­ред дру­гой, де­лая шаг за ша­гом. Не­да­ром в Тал­му­де го­во­рит­ся: Бес­по­кой­с­т­во ис­то­ща­ет си­лы че­ло­ве­ка.

Бес­по­кой­с­т­во - это приз­нак не­обуз­дан­но­го ума. Это прос­то глу­пая тра­та вре­ме­ни на неп­ри­ят­нос­ти. Ес­ли бы муж­чи­ны и жен­щи­ны за­ни­ма­лись ум­с­т­вен­ны­ми тре­ни­ров­ка­ми с тем же' усер­ди­ем, с ка­ким они за­ни­ма­ют­ся тре­ни­ров­кой сво­его те­ла, они очис­ти­ли бы свои моз­ги от этой ду­ри.

Арнольд Бен­нет

Бес­по­кой­с­т­во - это тон­кий ру­че­ек стра­ха, бе­гу­щий по ра­зу­му. Ес­ли его под­дер­жи­вать, то он про­ры­ва­ет се­бе рус­ло, в ко­то­рое ухо­дят все ос­таль­ные мыс­ли.

Артур Со­мерс Роч

Вы спра­ви­тесь с при­выч­кой тре­во­жить­ся в тот день, ког­да ре­ши­те, что мо­же­те встре­тить­ся и спра­вить­ся с са­мым пло хим, что толь­ко мо­жет с ва­ми слу­чить­ся.

Арнольд Глаз­го

Бес­по­кой­с­т­во, ка­ким бы ни был его ис­точ­ник, от­ни­ма­ет му­жес­т­во и сок­ра­ща­ет жизнь.

Джон Л. Спол­динг

 


Закон 23

 

РАДОСТЬ ДА­ЕТ УВЕ­РЕН­НОСТЬ, ЗА­ВИСТЬ ПРИ­НО­СИТ ОДИ­НО­ЧЕС­Т­ВО

Пусть у нас бу­де воз­мож­ность в те­че­ние дня, не­де­ли, ме­ся­ца, го­да или всей жиз­ни, в на­ших си­лах вы­ра­жать ра­дость, по­то­му что ни­ка­кой че­ло­век, ни­ка­кие ус­ло­вия или об­с­то­ятель­с­т­ва, или внеш­ние воз­дей­с­т­вия не мо­гут по-нас­то­яще­му от­лу­чить нас от ра­дос­ти или по­ме­шать, нас де­лить­ся ею со все­ми, ко­го мы встре­ча­ем. Чарлз Ф. Лам­мис ска­зал: «Я боль­ше все­го, что мо­жет со мной слу­чить­ся. Все это - го­ре, бе­ды и стра­да­ния - ос­та­ет­ся у ме­ня за дверью. Я в до­ме, и ключ у ме­ня в ру­ках». И ключ дей­с­т­ви­тель­но у нас в ру­ках! Мы мо­жем жить в счас­т­ли­вой сре­де за счет ду­хов­но­го соз­на­ния и пол­но­го учас­тия в жиз­ни.

Когда нас­ту­па­ют та­кие дни, что все идет из рук вон пло­хо - нап­ри­мер, ва­ша ма­ши­на за­кап­риз­ни­ча­ла и не же­ла­ет за­во­дить­ся, не сос­то­ялась на­ме­чен­ная встре­ча или вы за­бы­ли о сви­да­нии, ко­то­ро­го дав­но жда­ли, - у вас есть ключ к пе­ре­ме­нам. Он - в ва­шем от­но­ше­нии. Как очень мно­гие ве­щи в на­шей жиз­ни, син­д­ром «пло­хо­го дня» или по­зи­ция «удач­но­го дня» - это от­рос­т­ки на­ше­го об­ще­го от­но­ше­ния к жиз­ни.

Мы мо­жем нас­толь­ко пог­ру­зить­ся в мыс­ли и чув­с­т­ва по по­во­ду мел­ких до­сад­ных не­удач пов­сед­нев­ной жиз­ни, что пе­рес­та­ем за­ме­чать не­боль­шие ра­дос­т­ные по­дар­ки, ко­то­рые встре­ча­ют­ся не ме­нее час­то и ре­гу­ляр­но.

Радость труд­но под­да­ет­ся оп­ре­де­ле­нию, но мы зна­ем, ког­да ее ис­пы­ты­ва­ем, и зна­ем, ког­да ее те­ря­ем! Жаж­да ра­дос­ти свой­с­т­вен­на всем лю­дям. Что мо­жет пред­с­тав­лять со­бой день в ра­дос­ти? Не­ко­то­рые лю­ди на­хо­дят ра­дость тог­да, ког­да они за­ня­ты де­ла­ми, ко­то­рые при­но­сят ра­дость дру­гим, ког­да они жи­вут в гар­мо­нии с за­ко­на­ми жиз­ни, ког­да их мыс­ли, чув­с­т­ва и пос­туп­ки чес­т­ны и бла­го­род­ны, ког­да их со­весть спо­кой­на.

С дру­гой сто­ро­ны, су­щес­т­ву­ют лю­ди, ко­то­рые ис­пы­ты­ва­ют за­висть и рев­ность, слы­ша о чу­жой ра­дос­ти. Шек­с­пир прек­рас­но по­ни­мал это, ког­да пи­сал: «Я - нас­то­ящий тру­дя­га. Ем, что за­ра­ба­ты­ваю, оде­ва­юсь в то, что ку­пил сам, ни к ко­му не ис­пы­ты­ваю не­на­вис­ти, не за­ви­дую ничь­ей уда­че». В Биб­лии мы чи­та­ем: «Ве­се­лое сер­д­це бла­гот­вор­но, как вра­чев­с­т­во, а уны­лый дух су­шит кос­ти» (Прит. 17, 22).

Некий пи­са­тель и му­зы­кант как-то ска­зал: «Лю­ди мо­гут за

видовать вам и пре­зи­рать вас не по­то­му, что вы им не нра­ви­тесь, а по­то­му что вы - не та­кой, как они!»

Когда мы ве­ли­ко­душ­ны и жи­вем в со­от­вет­с­т­вии с выс­ши­ми прин­ци­па­ми доб­ра, ра­дость час­то яв­ля­ет­ся сви­де­тель­с­т­вом на­ше­го бла­го­по­лу­чия. На­ши де­ла не за­бы­ты.

Когда пре­по­доб­ный Сэ­байн Бэ­ринг-Голд, ав­тор цер­ков­но­го гим­на «Впе­ред, хрис­ти­ан­с­кие сол­да­ты!» был пас­то­ром в цер­к­ви се­вер­но­го Де­во­на в Ан­г­лии, он очень лю­бил во­дить по­се­ти­те­лей по хра­му и цер­ков­но­му дво­ру, по­ка­зы­вая им все дос­топ­ри­ме­ча­тель­нос­ти.

Он обя­за­тель­но при­во­дил сво­их гос­тей к мо­ги­ле од­но­го сво­его дав­не­го пред­шес­т­вен­ни­ка, ко­то­рая на­хо­ди­лась у са­мой сте­ны, ок­ру­жав­шей цер­ков­ный двор. На над­г­ро­бии, ус­та­нов­лен­ном бла­го­дар­ны­ми при­хо­жа­на­ми цер­к­ви, бы­ло на­пи­са­но, как пас­тор с лю­бовью и за­бо­той вы­пол­нял свое слу­же­ние.

- Ког­да Бэ­ринг-Голд спра­ши­вал сво­их гос­тей, за­ме­ти­ли ли они неч­то не­обыч­ное в этом над­г­ро­бии, кто-ни­будь из на­ибо­лее наб­лю­да­тель­ных го­во­рил: «О да! Там не бы­ло име­ни: Кто же был этот че­ло­век?»

«В том- то и смысл, -отве­чал Бэ­ринг-Голд. - Мно­гие по­ко­ле­ния маль­чи­шек, хо­див­ших в вос­к­рес­ную шко­лу, си­де­ли на ска­мей­ке над кам­нем и пос­те­пен­но их но­ги стер­ли имя, на­пи­сан­ное на­вер­ху над­г­ро­бия. Так что мы не зна­ем, кто был тот че­ло­век, - мы зна­ем толь­ко, что он де­лал!»

Люди мо­гут за­быть, кто мы бы­ли, но ес­ли ка­кое-то на­ше сло­во обод­ре­ния, ус­лу­га или бла­го­де­яние чем-то по­мог­ли их жиз­ни, - это бу­дет на­шим под­лин­ным па­мят­ни­ком.

Считаться счас­т­ли­вым, ра­дос­т­ным, лю­бя­щим за­бот­ли­вым и сос­т­ра­да­тель­ным че­ло­ве­ком - это прек­рас­ная пох­ва­ла и са­мое важ­ное дос­ти­же­ние.

Люди бла­гос­к­лон­ные име­ют яв­ное пре­иму­щес­т­во над за­вис­т­ли­вы­ми. Лю­ди, на­хо­дя­щи­еся во влас­ти за­вис­ти, стра­да­ют не толь­ко от раз­но­об­раз­ных бед, ко­то­рые вы­па­да­ют на их до­лю, но и от то­го хо­ро­ше­го, что име­ют дру­гие. Те, кто ра­ду­ет­ся жиз­ни, луч­ше го­то­вы к то­му, что­бы спра­вить­ся с лю­бой си­ту­аци­ей, бла­го­да­ря ду­шев­но­му по­кою, ко­то­рый они при­об­ре­ли, наб­лю­дая кра­со­ту и изо­би­лие вок­руг се­бя.

«Радость да­ет уве­рен­ность, за­висть при­но­сит оди­но­чес­т­во» - вот хо­ро­ший прин­цип, с по­мощью ко­то­ро­го вы мо­же­те про­ве­рить свои чув­с­т­ва. Ведь за­висть ос­но­ва­на на не­до­воль­с­т­ве или не­доб­ро­же­ла­тель­с­т­ве из-за то­го, что мы ви­дим пре­иму­щес­т­ва дру­го­го че­ло­ве­ка, или на же­ла­нии то­го, что у не­го есть. Но что же все-та­ки ле­жит в ос­но­ве это­го чув­с­т­ва? Воз­мож­но, под­лин­ное не­до­воль­с­т­во - это ощу­ще­ние пус­то­ты в соз­на­нии че­ло­ве­ка. Мож­но так за­цик­лить­ся на ка­ком-то од­ном ас­пек­те си­ту­ации или от­но­ше­ний, что упус­тить из ви­ду дру­гие их гра­ни. По­ли­тик, про­иг­рав­ший на вы­бо­рах, мо­жет пог­ру­зить­ся в заб­ве­ние и за­висть - или мо­жет про­ана­ли­зи­ро­вать при­чи­ны сво­его по­ра­же­ния, пе­рес­мот­реть свои по­зи­ции по не­ко­то­рым воп­ро­сам и на­чать пла­ни­ро­ва­ние сле­ду­ющей пред­вы­бор­ной кам­па­нии. Че­ло­век, ко­то­рый меч­тал о выс­шем об­ра­зо­ва­нии, но об­на­ру­жил, что об­с­то­ятель­с­т­ва не поз­во­ля­ют ему пос­ту­пить учить­ся не­мед­лен­но, мо­жет пред­в­ку­шать воз­мож­но-

сти ин­тел­лек­ту­аль­но­го рос­та, обу­ча­ясь в про­цес­се ра­бо­ты, вмес­то то­го, что­бы за­ви­до­вать тем, кто сра­зу же смог стать сту­ден­та­ми.

Если вы по­те­ря­ли спо­соб­ность нас­лаж­дать­ся жиз­нью, пос­та­рай­тесь сно­ва ее об­рес­ти. Она не­об­хо­ди­ма для ва­ше­го бла­го­по­лу­чия. Под­лин­ная ра­дость - это глу­бо­кое и на­деж­ное чув­с­т­во, ко­то­рое по­мо­га­ет под­ни­мать­ся над неп­ри­ят­нос­тя­ми и воз­в­ра­ща­ет вкус к жиз­ни, что бы ни про­ис­хо­ди­ло. Пом­ни­те, что ра­дость и си­ла идут ру­ка об ру­ку, что­бы по­мочь нам дос­той­но встре­тить и пре­одо­леть все труд­нос­ти, с ко­то­ры­ми мы мо­жем стол­к­нуть­ся.

Жизнь - это мес­то слу­же­ния, и че­ло­ве­ку на­до вы­нес­ти не­ма­ло та­ко­го, что труд­но вы­тер­петь, но ча­ще - ис­пы­ты­вать не­ма­ло ра­дос­ти. Од­на­ко эта ра­дость мо­жет быть нас­то­ящей толь­ко тог­да, ког­да лю­ди от­но­сят­ся к сво­ей жиз­ни как к слу­же­нию и име­ют оп­ре­де­лен­ную жиз­нен­ную цель, ко­то­рая не сво­дит­ся к ним са­мим и их лич­но­му счас­тью.

Лев Тол­с­той

Дух че­ло­ве­ка на­хо­дит­ся над ним, слов­но звез­да в не­бе. Лю­ди сра­зу же оп­ре­де­ля­ют его и со­еди­ня­ют­ся с ним, по­ка не об­ра­зу­ет­ся рай из муж­чин и жен­щин, вдох­нов­лен­ных та­ким об­ра­зом. Где бы вы ни уви­де­ли ра­бо­ту та­ко­го ду­ха, будь то от­дель­ная лич­ность или ор­га­ни­за­ция, знай­те: Не­бо уро­ни­ло в мир нот­ку ра­дос­ти!

Джордж Мэт­тью Ада­ме

 


Закон 24

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.