Сделай Сам Свою Работу на 5

Необходимость брать знание у больших людей и предостережение (не брать его) у малых





 

В хадисе говорится:

إِنَّ مِنْ أَشْرَاطِ السَّاعَةِ أَنْ يُلْتَمَسُ العلمُ عند الأصاغِر

«Одним из признаков приближения Последнего часа будет то, что (люди) станут обращаться за знанием к малым».[364]

‘Амр ‘Абдульмун‘им в своей книге «Ахлак махмуда и ахлак мазмума фи талаб аль-‘ильм» на с. 47 сказал: «Стремись брать знание у больших людей и смотри, не бери его у малых». Передают, что Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Люди будут пребывать в благополучии до тех пор, пока будут брать знание у больших, а также верных и ученых людей. А когда они начнут брать его у малых и худших из них, то пропадут».

Имам Ибн Кутайба ад-Динавари, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Меня спросили о его словах “люди будут пребывать в благополучии до тех пор, пока будут брать знание у больших людей”. Он хотел сказать, что люди будут пребывать в благополучии до тех пор, пока их учеными будут (пожилые) шейхи, а не молодые люди. Ведь шейх уже забыл об усладах молодости, о свойственной ей горячности, поспешности и неразумности, приобрел знание и опыт. В отношении его знания его не посещают сомнения, им не овладевает страсть, его не охватывают желания, и шайтан уже не может заставить его ошибиться так, как в молодости. С возрастом приходит серьезность, величавость и почтение. Молодому же человеку свойственны все эти недостатки, от которых обезопасил себя шейх, и если они им овладеют и он вынесет фетву, то пропадет сам и погубит других».



Ученый муж, выдающийся имам, пример всех мусульман, Абдуллах ибн аль-Мубарак, да смилуется над ним Аллах, разъясняя значение слова «малых», сказал: «Т.е. люди, измышляющие нововведения (бид‘а). Что же касается передачи (хадиса) старшим со слов более младшему по возрасту, то сюда это не относится».

Абу ‘Убайд аль-Касим ибн Салам, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В отношении (значения слова) «малые» я считаю, что нельзя брать знание у тех, кто пришел после сподвижников пророка, , и которые ставят свое мнение выше мнения сподвижников. Это и означает брать знание у малых». И затем сказал: «Я думаю, что Абдуллах (т.е. Ибн аль-Мубарак) имел в виду только это».



И на основании трех приведенных выше разъяснений слова «малые» брать у них (знание) порицается в любом случае. И не должно брать (знание) у людей, измышляющих нововведения (бид‘а), у молодых людей, чьи умы еще не созрели, а знание не достигло совершенства, у тех, кто отказывается воспринимать слова или поступки сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (в вопросах, относительно которых ничего не сказано в Коране или достоверных хадисах), обращаясь, к словам или мнению тех, кто пришел после них».

Автор «Хильйат талиб аль-‘ильм» на с. 38 сказал: «Остерегайся невежды, измышляющего нововведения (бид‘а), отклонившегося от истинного вероубеждения и предавшегося суевериям, который руководствуется своими страстями и называет это здравым смыслом, отклоняясь при этом от текста (Корана и хадисов). Но не Коран ли и хадисы являются единственным здравым смыслом?! Он придерживается того, что вызывает сомнение, и далек от того, что достоверно. Подобных ему также называют людьми, последовавшими за тем, что вызывает сомнение (ахль аш-шубухат), и людьми, последовавшими за своими страстями (ахль аль-ахва)»…

Аз-Захаби, да смилуется над ним Всевышний Аллах, сказал: «Если ты встретишь человека, измышляющего нововведения (бид‘а), который говорит: «Давай отбросим Коран и хадисы и прислушаемся к голосу разума», – то знай, что это круглый невежда. А если встретишь человека правильного вероубеждения, который говорит: «Давай отбросим то, что нам передают, и оставим разум, и поступим согласно собственному вкусу и пристрастиям», – то знай, что это иблис, явившийся в образе человека или воплотившийся в нем. Если испугаешься его, то беги, а если нет, то срази и положи на лопатки, прочти ему аят аль-курси и удуши его»…

Искатель знания, если тебе есть из чего выбирать, то не бери (знание) от человека, измышляющего нововведения (бид‘а): рафидита, хариджита, мурджиита, кадарита, кубурита и т.п. И ты сможешь достичь уровня великих мужей, обладающих правильным вероубеждением, крепко связанных с Аллахом, здравомыслящих и идущих по следу своих (праведных предшественников), только отстранившись от людей бид‘а и тех новшеств, которые они измышляют. И в книгах, повествующих о жизни мужей и их руководстве сунной, много говорится о том, как люди, обладающие знанием, отметали нововведения (бид‘а), отвергали измышлявших их людей и сторонились их, как здоровый человек сторонится больного чесоткой».
Глава третья

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.